Библиотека soteria.ru
В начале было Слово
ГК АСД
Дата публикации: 16.02.14 Просмотров: 57318 Все тексты автора ГК АСД
Глава 19. Суббота
Милосердный Творец после шести дней Творения мира покоился в седьмой день и установил субботний покой для всех людей как памятник Творения. Четвертая заповедь неизменного Закона Божьего требует соблюдения седьмого дня, субботы, как дня покоя, дня особого поклонения и служения в соответствии с учением и примером Иисуса Христа — Господина субботы. Суббота — это день радостного общения с Богом и друг с другом. Это символ нашего искупления во Христе, знак нашего освящения, нашей верности и предвкушения нашей вечной жизни в Царстве Божьем. Суббота-это постоянное Божье знамение Его вечного завета со Своим народом. Радостное соблюдение этого святого времени с вечера до вечера, от захода до захода солнца, есть торжественное воспоминание совершенного Богом Творения и искупления (Основание веры, 19).
Вместе со своим Создателем Адам и Ева созерцали рай, ставший их домом. Картина неописуемой красоты предстала перед ними: солнце медленно опускалось за горизонт, и на небе вспыхнули звезды — наступал вечер шестого дня. «Увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1:31). Так Бог завершил сотворение «неба и земли и всего воинства их» (Быт. 2:1).
Но как бы прекрасен ни был созданный Им мир, самым большим даром, который Адам и Ева получили от Бога, было преимущество личного общения с Ним. С этой целью Он дал им субботу: день, на котором покоилось Его особое благословение, день общения и единения с их Создателем.
Суббота во всей Библии
Суббота занимает центральное место в нашем поклонении Богу. Являясь нерукотворным памятником Творения, она наглядно показывает, почему Бог достоин поклонения: Он является Творцом, а мы — Его творением. «Именно по этой причине суббота служит основанием богопоклонения. Она, как никакое другое установление, открывает эту великую истину самым впечатляющим образом. Истинное богопоклонение, и не только в седьмой день, а богопоклонение вообще, основано на том факте, что между Творцом и Его творением существует различие. Этот важный фактор будет существовать вечно, и забывать о нем никогда не следует» (1). Бог установил субботу с тем, чтобы люди постоянно помнили эту истину.
Суббота при Сотворении.
Суббота пришла к нам из безгрешного мира. Она представляет собою особый дар Божий, помогающий людям испытать реальность жизни на небе здесь, на земле. Суббота установлена посредством трех определенных Божественных действий:
1. Бог покоился в субботу.
В день седьмой Бог «почил и покоился» (Исх. 31:17), но не потому, что Он нуждался в отдыхе (см. Ис. 40:28). Глагол «почил» («шабат») буквально означает «приостановить» на некоторое время Свои дела (см. Быт. 8:22). «Бог почил не потому, что Он изнемог. Он просто приостановил Свои дела» (2).
Бог поступил так, потому что хотел дать отдых людям. Он оставил им пример (см. Исх. 20:11).
Небо и земля были созданы Богом в шесть дней. А в седьмой день Он установил субботу и почил в этот день. Суббота была заключительным штрихом, завершающим все Его дело.
2. Бог благословил субботу.
Бог не только сотворил субботу, но и благословил ее. Тот факт, что Бог благословил седьмой день, означал, что день этот отныне станет днем особого Божьего благоволения и источником благословений для всего Божьего творения (3).
3. Бог освятил субботу.
Освятить что-либо — значит сделать это священным, или же отделить и предназначить для святой цели. Освящены могут быть люди, места (такие, как святилище, храм) и время (праздники). То, что Бог освятил седьмой день, говорит о том, что этот день свят и отделен Богом для возвышенной цели: обогатить взаимоотношения между Творцом и творением.
Бог благословил и освятил субботу потому, что покоился в этот день от всех дел. Он благословил и освятил его для людей, а не для Самого Себя. Суббота несет в себе Божье благословение и освящение благодаря Его личному присутствию.
Суббота на Синае.
События, последовавшие за выходом израильтян из Египта, показывают, что суббота во многом потеряла свое первоначальное значение в жизни богоизбранного народа. Видимо, жестокое рабство сделало очень тяжелым ее соблюдение. Вскоре после освобождения израильтян Бог убедительным образом напомнил им об их обязанности соблюдать седьмой день — субботу. Для этого Он использовал чудо ниспослания манны, а также провозгласил с Синая Десять Заповедей.
1. Суббота и манна.
За месяц до того, как Бог с горы Синай провозгласил закон, Он обещал Своему народу защитить его от болезней, если люди с полным вниманием и ответственностью отнесутся к «заповедям Его» и будут соблюдать «все уставы Его» (Исх. 15:26; ср. Быт. 26:5). Некоторое время спустя Бог напомнил израильтянам о святости субботы. Используя чудо с ниспосланием манны, Он весьма конкретно объяснил им, насколько важен для Него их покой в седьмой день.
Среди недели Бог ежедневно посылал израильтянам манну в таком количестве, которого было достаточно для удовлетворения их насущных нужд именно в этот день. Они не должны были оставлять манну до следующего дня, иначе она просто испортилась бы (см. Исх. 16:4, 16-19). В шестой день израильтяне собирали манны вдвое больше обычного с тем, чтобы ее хватило на два дня. Обучая народ Свой тому, что шестой день должен быть днем приготовления, а также тому, как следует соблюдать субботу, Бог устами Моисея сказал: «Завтра покой, святая суббота Господня; что надобно печь, пеките, и что надобно варить, варите сегодня, а что останется, отложите и сберегите до утра» (Исх. 16:23). Заготовленная впрок манна не портилась только в седьмой день (см. Исх. 16:24). Словами, очень похожими на четвертую заповедь, Моисей сказал: «Шесть дней собирайте его (хлеб — манна); а в седьмый день — суббота: не будет его в этот день» (Исх. 16:26).
В течение сорока лет, или двух тысяч чередою сменявшихся суббот, когда израильтяне странствовали по пустыне, чудо с манной напоминало им о необходимости шесть дней трудиться, а седьмой день — отдыхать.
2. Суббота и закон.
Бог поместил заповедь о субботе в центре Декалога. Она звучит так:
«Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх. 20:8-11).Все заповеди Декалога очень важны, и ни одной из них пренебрегать нельзя (см. Иак. 2:10). Однако Бог из всех других выделил заповедь о субботе. В ней Он повелел «помнить» субботу, тем самым предупреждая людей об опасности забывать ее важность.
Слова, которыми начинается заповедь: «помни день субботний, чтобы святить его», показывают, что суббота была установлена не на Синае. Из них видно, что она появилась раньше — фактически при Сотворении, как об этом говорит вторая часть заповеди. По Божьему замыслу, мы должны соблюдать субботу как памятник Творения. Она устанавливает особое время для отдыха и богопо-клонения, направляя нас к размышлению о Боге и Его делах.
Соблюдение субботы как памятника Творения служит противоядием от идолопоклонства. Напоминая нам, что Бог сотворил небо и землю, заповедь о субботе противопоставляет Его всем ложным богам. Таким образом, соблюдение седьмого дня становится символом нашей верности истинному Богу и признания Его владычества как Творца и Царя.
Заповедь о субботе играет роль печати Закона Божьего (4). Как правило, печать содержит три элемента: имя владельца, его титул и область владения. Официальные печати используются для подтверждения особо важных документов. Если на документе ставится печать официального лица, то такой документ облекается определенной властью. Печать подразумевает, что данное лицо подтвердило законность документа и что за этим стоит вся полнота его полномочий.
Среди Десяти Заповедей именно заповедь о субботе отвечает этой важной роли. Только она обладает совокупностью трех элементов: называет Бога «Господь Бог твой», подтверждает Его титул Творца и указывает на Его владения — «небо и землю» (Исх. 20:10, 11). Только четвертая заповедь показывает, чьей властью был дан Декалог. Поэтому она «содержит печать Божью», поставленную на Его законе в доказательство подлинности последнего и необходимости его соблюдения (5).
Действительно, Бог сотворил субботу как «напоминание, или знак, Его силы и власти в мире, не запятнанном грехом и восстанием. Это установление должно было также стать для каждого человека постоянным напоминанием о своих обязанностях перед Богом: «Помни день субботний, чтобы святить его» (Исх. 20:8)» (6).Эта заповедь делит неделю на две части. Бог дал человеку шесть дней, чтобы «трудиться и делать всякие дела», но в седьмой день «не делать никакого дела» (Исх. 20:9,10). «»Шесть дней» по заповеди — это рабочие дни, а «седьмой день» — день покоя. То, что «седьмой день» является единственным в своем роде Божьим днем покоя, ясно видно из начальных слов заповеди: «Помни день субботний (покой), чтобы святить его»» (7).
Хотя для восстановления своих сил люди нуждаются в физическом отдыхе, основой Божьей заповеди о субботнем покое служит Его личный пример, а не наша потребность. Поскольку Он почил от Своих дел именно в седьмой день первой недели существования мира, мы тоже должны покоиться в субботу.
3. Суббота и завет.
Подобно тому, как соблюдение Закона Божьего является неотъемлемой частью завета Бога с Его народом (см. Исх. 34:27), так и соблюдение субботы, заповедь о которой помещена в центре этого закона, играет существенную роль в отношениях завета. Бог назвал субботу «знамением между Мною и (вами), чтобы (вы) знали, что Я — Господь, освящающий (вас)» (Иез. 20:12; ср. Иез. 20:20; Исх. 31:17). Вот почему Он назвал празднование субботы «заветом вечным» (Исх. 31:16). «Как завет основан на Божьей любви к Его народу (см. Втор. 7:7, 8), так и суббота — знамение этого завета — является знаком Божественной любви» (8).
4. Ежегодные субботы.
Наряду с еженедельными субботами (см. Лев. 23:3) в Израиле существовало семь годовых церемониальных суббот, особо отмеченных в израильском религиозном календаре. Годовые субботы не имели прямого отношения к седьмому дню или недельному циклу. Этими днями покоя, «кроме суббот Господних» (Лев. 23:38), являлись: первый и последний дни праздника Опресноков, день Пятидесятницы, праздник труб, День очищения, а также первый и последний день праздника кущей (см. Лев. 23:7, 8,21,24,27,28,35,36).
Поскольку эти субботы высчитывались от начала религиозного года, исчислявшегося по лунному календарю, они могли прийтись на любой день недели. Когда они совпадали с еженедельными субботами, их называли «великими днями» (см. Ин. 19:31). «Если еженедельная суббота была установлена в конце творческой недели для всего человечества, то годовые субботы относились к иудейской обрядовой системе, учрежденной на горе Синай… Они указы-вали в будущее на грядущего Мессию, и их соблюдение потеряло свой смысл с Его смертью на кресте» (9).
Суббота и Христос.
Священное Писание открывает, что Иисус Христос был Творцом так же, как и Небесный Отец (см. 1 Кор. 8:6; ср. Евр. 1:1,2; Ин. 1:3). Следовательно, это Он отделил седьмой день как день покоя для человечества.
Христос связывал субботу не только со Своими творческими делами, но и с искуплением. Являясь великим «Я есмь» (см. Ин. 8:58; Исх. 3:14), он включил субботу в Декалог как убедительное напоминание о том, что каждую неделю человеку следует поклоняться Богу как Творцу. Кроме того, он указал еще одну цель соблюдения субботы: в напоминание об искуплении Богом Своего народа (см. Втор. 5:14,15). Поэтому суббота отличает тех людей, которые приняли Иисуса не только как Творца, но и как Спасителя.
Признавая во Христе Творца и Искупителя, легко понять, почему Он — Сын Человеческий — называл Себя также «Господином субботы» (Мк. 2:28). Обладая такой властью, Христос мог бы отменить субботу, если бы захотел, но Он не сделал этого. Напротив, сказав, что суббота — для человека, Христос показал, что она является достоянием всех людей.
На протяжении всего Своего земного служения Иисус Христос являл нам пример того, как следует правильно соблюдать седьмой день. Он, по «Своему обыкновению» поклонялся Богу в субботу (Лк. 4:16). Его участие в субботних богослужениях доказывает, что Он считал субботу днем особого поклонения Богу.
Для Иисуса святость субботнего дня была настолько важна, что, упоминая о преследовании, ожидающем учеников после Его вознесения, Он советовал им «молиться», чтобы бегство их не случилось «зимою или в субботу» (Мф. 24:20). Смысл этих слов достаточно ясен. Как заметил Джонатан Эдварде (Edwards), они означают, что «даже тогда христиане были обязаны строго соблюдать субботу» .
Когда Христос закончил дело Сотворения — Свое первое великое дело в истории нашего мира, Он покоился в седьмой день. Этот отдых ознаменовал собою успешное завершение Его творческого труда. Почти то же самое Он сделал в конце Своего земного служения, когда завершил Свое второе великое дело в истории. К исходу пятницы, в шестой день недели, Христос закончил Свою искупитель-ную миссию на земле. «Совершилось» — было Его последним словом (Ин. 19:30). В Священном Писании подчеркивается, что день, в который Он умер, «был пятница, и наступала суббота» (Лк. 23:54). После смерти Он покоился во гробе, и это символично говорило о том, что Он совершил искупление человечества (11).
Следовательно, суббота свидетельствует нам о Христе — Творце и Искупителе. Соблюдая субботу, Христовы последователи радуются вместе с Ним Его делам, свершенным для человечества (12).
Суббота и апостолы.
Ученики Христа относились к субботе с большим почтением. Это отчетливо проявилось во время смерти Христа. Когда наступила суббота, они прервали свои приготовления, касающиеся погребения, и «в субботу остались в покое по заповеди» с намерением продолжить свою работу в воскресенье, в «первый день недели» (Лк. 23:56; 24:1).
Как и Христос, апостолы поклонялись Богу в седьмой день. Совершая свои миссионерские путешествия, Павел в субботу посещал синагоги и проповедовал Христа (см. Деян. 13:14; 17:1, 2; 18:4). Даже язычники приглашали его проповедовать Слово Божье в субботу (см. Деян. 13:42,44). В местности, где не было синагоги, Павел шел туда, где обычно проводились субботние богослужения (см. Деян. 16:13). Участие Христа в субботних богослужениях наглядно говорит о Его отношении к субботе как к особому дню — дню поклонения Богу. Точно так же поступал и апостол Павел.
Почтительное соблюдение апостолом еженедельных суббот резко отличалось от его отношения к годовым церемониальным субботам. Он ясно показал, что для верующих со смертью Христа отпала необходимость соблюдать эти годовые дни покоя, которые имели временную ценность (см. главу 18 этой книги). Он сказал: «Итак, никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело — во Христе» (Кол. 2:16, 17). Поскольку «из контекста этих слов явствует, что речь идет об обрядовых постановлениях, то и упомянутые здесь субботы — из числа церемониальных суббот иудейских годовых праздников. Они являлись лишь «тенью», или прообразом, будущего и должны были исполниться во Христе» (13).
Подобным образом в Послании к Палатам Павел выступал против соблюдения требований церемониального закона. Он сказалтак: «Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас» (Гал. 4:10, 11).
В русском переводе выражение Иоанна «день Господень» (Откр. 1:10, греч. текст) переведено как «день воскресный» в силу человеческих представлений. В Библии, однако, упоминается только один день, всецело принадлежащий Господу, и день этот — суббота. Христос выразил это так: «А день седьмой — суббота Господу, Богу твоему» (Исх. 20:10). Позднее Он назвал его Своим святым днем (см. Ис. 58:13). А Себя Христос называл «Господином субботы» (Мк. 2:28). Поскольку, согласно Писанию, седьмой день, суббота — это единственный день, который Господь называет Своим, то напрашивается логический вывод, что Иоанн под «днем Господним» подразумевал субботу. В Библии нет ни единой ссылки, благодаря которой можно сделать вывод, что Иоанн имел в виду первый день недели, или воскресенье (14).
Ни в одном месте Библии нет указания на то, что мы должны соблюдать какой-нибудь другой день недели, кроме субботы. Ни один день недели она не называет благословенным или святым. В Новом Завете также нет указания, что Бог изменил субботу на другой день недели.
Напротив, Священное Писание говорит, что, по Божьему намерению, Его народ должен соблюдать субботу в вечности: «Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицом Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше… Из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лицо Мое на поклонение, говорит Господь» (Ис. 66:22, 23).
Значение субботы.
Суббота имеет огромное значение и исполнена глубокого духовного смысла.
1. Вечный памятник Творения.
Как мы уже видели, основное значение субботы в контексте всего Декалога заключается в том, что она служит напоминанием о Сотворении мира (см. Исх. 20:11, 12). Заповедь о соблюдении седьмого дня «неразрывно связана с делом Сотворения. Установление субботы и повеление ее соблюдать является прямым его следствием. Более того, весь человеческий род обязан своим существованием Божественному делу Сотворения, о котором напоминает суббота. Следовательно, соблюдать четвертую заповедь в память о творческой силе Бога обязано все человечество» (15). Стронг (Strong) называет субботу «установ-ленным Богом памятником Его творческих дел, которые следует помнить вечно» (1б).
Люди, соблюдающие субботу как памятник Творения, выражают тем самым «свою благодарность и признательность Богу как своему Творцу и истинному Повелителю за то, что Он создал их, подданных Своего царства. Так было увековечено это установление и передано всему человечеству, предельно ясное и предназначенное для всех народов» (17). И до тех пор, пока мы будем поклоняться Богу как нашему Творцу, суббота будет оставаться знамением и памятником Творения.
2. Символ искупления.
Когда Бог избавил Израиль от египетского рабства, суббота, уже тогда служившая памятником Творения, стала еще и памятником избавления (см. Втор. 5:15). «Господь хотел, чтобы еженедельный субботний покой при правильном его соблюдении постоянно освобождал человека от «египетского рабства», которое не ограничено пространством и временем, а господствует в любой стране и в любом веке. Сейчас человек нуждается в избавлении от рабства алчности, наживы, власти, социального неравенства, греха и эгоизма» (18).
Когда мы взираем на крест, субботний покой становится особым символом искупления. «Она (суббота) является памятником выхода из рабства греха под водительством Эммануила. Самое большое наше бремя — это грех непослушания. Субботний покой, указывая на покой Христа, лежавшего во гробе, на покой, принесенный победой над грехом, предлагает христианину реальную возможность принять и испытать Христово прощение, мир и успокоение» (19).
3. Знамение освящения.
Суббота является знаком Божьей преобразующей силы, знамением святости и освящения. Господь провозгласил: «Субботы Мои соблюдайте, ибо это — знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас» (Исх. 31:13; ср. Иез. 20:20). Следовательно, суббота — это также знамение Бога, совершающего освящение. Так как люди освящаются Христовой кровью (см. Евр. 13:12), то суббота к тому же и знак того, что верующий принимает Его кровь для прощения грехов.
Бог отделил субботу для святой цели. Точно так же Он отделил для святой цели Свой народ. Эта цель — быть Его особыми свидете-лями. Общение с Ним в этот день ведет к святости. Люди учатся полагаться не на свои силы, а на Бога, Который освящает их жизнь.
«Сила, сотворившая все, восстанавливает душу по Его подобию. Для тех, кто святит день субботний, он является знамением освящения. Истинное освящение — это согласие с Богом, единение с Ним в характере. Оно приходит через повиновение принципам, отражающим Его характер. И суббота — это знамение послушания. Тот, кто искренне повинуется четвертой заповеди, будет повиноваться и всему закону. Такой человек освящается через послушание» (20).
4. Знамение верности.
Верность Адама и Евы была испытана посредством дерева познания добра и зла, стоявшего посреди Едемского сада. Подобно этому, посредством заповеди о субботе, помещенной в центре Декалога, будет испытан на верность Богу каждый человек.
Священное Писание открывает нам, что перед Вторым пришествием весь мир будет поделен на два класса людей: верных, «соблюдающих заповеди Божий и веру в Иисуса», и тех, кто поклоняется «зверю и образу его» (Откр. 14:12, 9). Тогда Божья истина будет возвеличена перед миром, и всем станет ясно, что покорное соблюдение седьмого дня — библейской субботы — служит доказательством верности Творцу.
5. Время общения
Бог сотворил животных, чтобы человеку не было одиноко (см. Быт. 1:24, 25). Но, предлагая нам субботу, Бог дарует человечеству высшую форму общения — общение с Ним Самим. Люди были сотворены не только для того, чтобы жить в мире природы, наслаждаясь общением друг с другом. Они были созданы для Бога.
В субботу мы можем особым образом испытать Божье присутствие среди нас. Не будь этого дня, все трудились бы до изнеможения. Всякий день походил бы на другой и был занят человеческой погоней за мирскими благами. Наступление же субботы приносит с собой надежду, радость, наполняет жизнь смыслом и несет с собой ободрение. Она дает время для общения с Богом в поклонении, молитве, пении, изучении Слова, размышлении о Нем, а также в проповеди Евангелия другим. Суббота открывает нам возможность испытать присутствие Бога.
6. Знамение праведности по вере.
Христиане признают тот факт, что Святой Дух может привести к пониманию основных прин-ципов Закона Божьего тех, кто не знаком с христианством, но искренно ищет истину, руководствуясь голосом своей совести (см. Рим. 2:14-16). Это объясняет, почему люди, не считающие себя христианами, часто придерживаются в своей жизни девяти из Десяти Заповедей (за исключением четвертой). Не так обстоит дело с заповедью о субботе.
Многие понимают, что один день в неделю нужно отдыхать, но им бывает трудно уяснить себе, почему работа, достойная похвалы и одобрения в любой другой день недели, является грехом, если она делается в седьмой день. Окружающая нас природа не предлагает ни одной веской причины для соблюдения седьмого дня. Планеты движутся по своим орбитам, растения продолжают расти, дождь сменяется солнечной погодой, в поведении животных мало что меняется — все происходит так, как в обычный день. Тогда почему люди должны соблюдать субботу? У христиан есть только одно объяснение, и для них его вполне достаточно: «Так сказал Бог» (21).
Понять целесообразность соблюдения седьмого дня можно только на основании особого откровения Божьего. Отсюда следует, что соблюдающие субботу делают это, руководствуясь своей верой и полным доверием Христу, Который предписал ее празднование. Соблюдая субботу, верующие тем самым свидетельствуют о своей готовности выполнять волю Божью, а не руководствоваться своими суждениями.
Через соблюдение субботы христиане не пытаются сделаться праведными. Напротив, они празднуют ее, потому что уже имеют определенные взаимоотношения с Иисусом Христом, их Творцом и Искупителем (22). Соблюдение субботы есть плод Его праведности в их оправдании и освящении, свидетельство их избавления из рабства греха и принятия Его совершенной праведности.
«Яблоня не становится яблоней постепенно, тогда, когда начнет приносить яблоки. Она должна быть яблоней изначально, чтобы быть способной приносить плоды.
Так и истинный христианин соблюдает субботу и другие девять заповедей не для того, чтобы сделаться праведным. Напротив, это соблюдение является естественным плодом праведности, которой Христос делится с ним. Тот, кто соблюдает субботу таким образом, отнюдь не законник, ибо внешнее почитание седьмого дня свидетельствует о его внутреннем оправдании и освящении. Следова-тельно, человек, соблюдающий субботу по-настоящему, воздерживается в этот день от запретных дел не ради Божьего благоволения, а потому, что он любит Бога и высоко ценит субботу прежде всего за возможность иметь более тесные отношения с (Ним)» (23).
Соблюдение субботы показывает, что мы перестали полагаться на свои дела и признали во Христе-Творце нашего единственного Спасителя. В самом деле, «дух истинного почитания субботы открывает высшую любовь к Иисусу Христу, Творцу и Спасителю, Который делает нас новыми людьми. Таким образом, соблюдение Божьего дня по существу становится знамением праведности по вере» (24).
7. Знамение покоя во Христе.
В древние времена суббота, ставшая памятником избавления Израиля от египетского рабства и введения его в земной Ханаан — символ покоя, отличала искупленных от других народов. Точно так же и сейчас, являясь знамением избавления от греха и обретения Божьего покоя, суббота отличает искупленных от мира.
Всякий, кто принимает покой, предложенный ему Богом, «успокоился отдел своих, как и Бог от Своих» (Евр. 4:10). «Это покой духовный, покой от наших «собственных дел», оставление греха. Бог призывает войти именно в такой покой. Суббота и Ханаан являются его символами» (25).
Когда Бог завершил дело сотворения и покоился в седьмой день, то благодаря субботе Он дал возможность Адаму и Еве обрести покой в Нем. Хотя они не воспользовались этим даром, первоначальная цель Создателя — дать этот покой человечеству — остается неизменной. После грехопадения суббота продолжала напоминать об этом покое. «Соблюдение седьмого дня, субботы, свидетельствует не только о вере в Бога как Творца всего сущего, но также о вере в Его силу преобразовывать жизнь людей и подготавливать их к вступлению в вечный покой, который от начала предусмотрен для жителей этой земли» (26).
Бог обещал этот духовный покой израильскому народу. Несмотря на то, что израильтяне не воспользовались Божьим приглашением, оно по-прежнему в силе: «Посему для народа Божия еще остается субботство» (Евр. 4:9). Все, желающие войти в обещанный покой в вечности, «должны сначала посредством веры войти в Его духовный «покой», покой души от греха и от своих собственных усилий и пустой надежды заслужить спасение» (27).Новый Завет призывает христиан испытать на опыте покой благодати и веры и не откладывать это радостное переживание на будущее, потому что «сегодня» — самое благоприятное время для этого (Евр. 4:7; 3:13). Те, которые обрели этот покой, приняв спасительную благодать посредством веры в Иисуса Христа, оставили все попытки достичь праведности своими делами. Итак, соблюдение седьмого дня символизирует вступление верующего в покой, предлагаемый Евангелием.
Попытки изменить день поклонения
Поскольку суббота играет такое жизненно важное значение в поклонении Богу как Творцу и Искупителю, не удивительно, что сатана развязал вселенскую войну в целях уничтожения этого святого установления.
Нигде в Библии мы не сможем найти указания на изменение дня поклонения Творцу, который установлен Им в Едеме и подтвержден на Синае. Христиане, соблюдающие воскресенье, также признают это. Католический кардинал Джеймс Гиббоне однажды написал: «Вы можете прочитать всю Библию от Бытия до Откровения и не найдете в ней ни единой строчки, в которой подтверждалось бы освящение воскресенья. Священное Писание настаивает на священном почитании субботы» (28).
Протестант А.Т. Линкольн признавал, что «в Новом Завете нет доказательств и нет подтверждения того, будто со времени воскресения Христа Бог установил для почитания первый день недели вместо субботы» (29). Тому же автору принадлежат слова: «Начать соблюдать седьмой день — это единственный путь для человека, желающего на деле явить свою веру в то, что весь Декалог является обязательным нравственным Законом (30). Если в Библии нет доказательства, что Христос и Его ученики перенесли день поклонения Богу с седьмого дня на другой, тогда почему же так много христиан приняли воскресенье вместо субботы?
Как люди стали соблюдать воскресенье.
Изменение дня бо-гопоклонения с субботы на воскресенье происходило постепенно. Мы не найдем исторических свидетельств в пользу того, что до второго века христиане еженедельно совершали богослужения по воскресеньям. Однако, согласно историческим хроникам, примерно в середине упомянутого столетия некоторые христиане сталидобровольно соблюдать воскресенье как день богопоклонения, но не как день покоя (31).
Римская церковь, в основном состоявшая из уверовавших язычников (см. Рим. 11:13), первой стала практиковать празднование воскресенья. В столице империи, в Риме, нагнетались антииудейские настроения, которые со временем усиливались. Боясь, что гонения на иудеев могут коснуться и их, римские христиане старались обособиться от иудеев. Они оставили то, что связывало их с религией иудеев, и первыми стали склоняться к отказу от празднования субботы, настаивая исключительно на соблюдении воскресенья (32).
Со второго по пятое столетие, несмотря на то, что соблюдение воскресенья стало преобладать, христиане продолжали святить седьмой день — почти по всей Римской империи. Историк Сократ, живший в пятом столетии, писал: «Почти все церкви по всему миру еженедельно празднуют священные таинства в субботу, однако христиане Александрии и Рима перестали делать это на основании некоторых древних преданий» (33).
В четвертом и пятом веках многие христиане поклонялись Богу как в субботу, так и в воскресенье. Созомен, другой историк того времени, отмечает: «В Константинополе и повсюду люди собираются как в субботу, так и в первый день недели, за исключением Рима и Александрии» (34). Эти ссылки указывают на ведущую роль Рима в формировании пренебрежительного отношения к святости субботнего дня.
Почему люди, оставившие поклонение Богу в седьмой день недели, заменяют его именно воскресеньем, а не другим днем? Основная причина заключалась в том, что Христос воскрес в первый день недели. Многие даже заявляли, что именно от Него исходило повеление поклоняться Богу в этот день. «Но, как ни странно может показаться на первый взгляд, ни один писатель, живший во втором или третьем столетии, не привел ни единого библейского текста в подтверждение необходимости соблюдения воскресенья вместо субботы. Ни Варнава, ни Игнатий, ни Иустин, ни Ириней, ни Тертуллиан, ни Клемент Римский, ни Клемент Александрийский, ни Ориген, ни Киприан, ни Викторин и никто иной из авторов, живших во время, близкое ко времени Иисуса, не знали подобного указания, принадлежащего Христу или взятого из какой-либо библейской книги» (35).Поклонение солнцу, практикуемое в среде язычников-римлян, наделяло воскресенье особой популярностью и влиянием. Это, несомненно, способствовало постепенному его утверждению в качестве дня богопоклонения. Поклонение солнцу играло важную роль во всем древнем мире. Оно было «одним из наиболее древних элементов римской религии». Под влиянием восточного культа солнца «с начала второго столетия по Р.Х. в Риме и других частях империи укоренился этот культ, называемый на латыни «Sol Invictus»» (36).
Эта популярная религия оказывала влияние на раннюю Церковь через новообращенных. «Христиан, обращенных из язычества, постоянно влекло к поклонению солнцу. Об этом свидетельствуют не только часто встречающиеся высказывания отцов Церкви, осуждавшие эту практику, но и явные признаки культа солнца в христианской литургии» (37).
Законы о воскресном дне стали возникать в четвертом столетии. Вначале были изданы гражданские законы о нем, а затем и церковные. Первый гражданский закон о воскресном дне появился 7 марта 321 г. по Р.Х. в указе императора Константина. Учитывая популярность воскресенья среди язычников — почитателей солнца и уважение к нему со стороны многих христиан, Константин надеялся, что, делая первый день недели праздничным, он сможет обеспечить поддержку своему правлению со стороны тех и других (38).
Закон о воскресном дне, изданный Константином, несет на себе отпечаток того, что сам император в прошлом был почитателем солнца. В этом законе сказано: «В достопочтенный День Солнца (uenerabili die Soils) пусть магистратура и весь городской люд покоятся и все мастерские будут закрыты. Но за городом земледельцы могут свободно и на законном основании продолжать свои труды» (39).
Несколько десятилетий спустя Церковь последовала его примеру. Первый церковный закон о воскресном дне был принят на Лао-дикийском соборе (ок. 364 г. по Р.Х.). Этот собор не был вселенским, так как проводился Римско-католической церковью. В 29-м постановлении собора Церковь заявила, что христиане должны почитать воскресенье и, «если возможно, не делать в этот день никакого дела». В то же время она осудила обычай покоиться в субботу, отметив, что христиане не должны «праздновать субботу, но должны работать в этот день». В 538 году по Р.Х., в том самом, с которого начался 1260-летний пророческий период (см. главу 12 этой книги), третий собор Рим-ско-Католической церкви в Орлеане издал еще один закон, более суровый, чем закон Константина. В 28-м постановлении этого собора сказано, что в воскресенье «следует отложить» даже «земледельческие работы», чтобы ничто не препятствовало людям посещать церковь (41).
Об изменении предсказано в пророчестве.
В Библии показано, что соблюдение воскресенья как христианского установления берет свое начало в «тайне беззакония» (2 Фес. 2:7), которая была уже «в действии» во дни апостола Павла (см. главу 12). В 7-й главе Книги Даниила Бог показал, что Он предвидел изменение дня поклонения.
В видении Даниила изображаются нападки на Божий народ и Его закон. Нападающая сила, представленная небольшим рогом (и зверем в Откр. 13:1 -10), производит внутри христианской Церкви великое отступление (см. главу 12 этой книги). Происходя от четвертого зверя и превратившись в главного преследователя истины после падения языческого Рима (см. главу 18 этой книги), «небольшой рог» пытается изменить «праздничные времена и закон» (Дан. 7:25). Эта отступническая власть весьма успешно обольщает большую часть мира, но в конце концов будет осуждена (см. Дан. 7:11,22,26). Во время последней скорби Бог вступится за Свой народ и избавит его (см. Дан. 12:1-3).
Этому пророчеству соответствует только одна сила внутри христианства. Только одна религиозная организация заявляет о своих правах на изменение Божественных законов. Обратите внимание на то, о чем заявляли на протяжении всей истории влиятельные представители Римско-Католической церкви.
Примерно в 1400 году Петр де Анхарано утверждал, что «папа может изменить Божественный Закон, так как он обладает не человеческой, а Божьей силой и действует вместо Бога на земле, имея абсолютную власть связывать или развязывать своих овец» (42).
Насколько сильным было влияние этих поразительных слов, стало очевидно во время Реформации. Лютер заявил, что избирает путеводителем своей жизни Священное Писание, а не традиции Церкви. Его девизом стали слова «Сола скриптура» — «Библия и только Библия». Иохан Экк, один из главных защитников римско-католическоговероучения, выступил против этого утверждения Лютера и заявил, что авторитет Церкви выше Библии. Он бросил Лютеру вызов, указав на то, что христиане вместо библейской субботы соблюдают воскресенье. Вот слова Экка: «Писание учит: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему». Однако Церковь перенесла соблюдение субботы на воскресенье собственной своею властью, и ты (Лютер) не найдешь подтверждения этому в Писа-
НИИ». (43)
На Тридентском соборе (1545-1563), созванном папой с целью осудить Реформацию, Гаспар де Фоссо, архиепископ Реджой-ский, снова поднял этот вопрос: «Таким образом, о власти Церкви, — сказал он, — можно судить на примере отношения к Священному Писанию. Ибо если, с одной стороны, она (Церковь) предлагает его для чтения, называя Божественным… то, с другой — та же власть (Церковь) отменила законные предписания, данные Господом в Священном Писании. Суббота, самый славный день в законе, был изменен на день Господень… Эти и другие подобные указания не были отменены учением Христа, Который пришел не нарушить закон, но исполнить, а были изменены властью Церкви» (44).
Продолжает ли Церковь держаться прежних позиций? «Катехизис католического вероучения для обращенных» 1977 г. издания приводит следующую серию вопросов и ответов:
В. Какой день является библейским днем покоя?
О. Еженедельная суббота.
В. Тогда почему мы соблюдаем воскресенье вместо субботы?
О. Мы соблюдаем воскресенье вместо субботы, потому что католическая Церковь перенесла святость субботы на воскресенье». (45)
В своем бестселлере «Вера миллионов» (1974) римо-католиче-ский ученый Джон О’Брайен (John A. O’Brien) пришел к неизбежному заключению: «Поскольку в Библии речь идет не о воскресенье, а о субботе, то не странно ли, что некатолики, заявляющие о том, что их убеждения основаны исключительно на Библии, а не на учении Церкви, тем не менее соблюдают воскресенье вместо субботы? Разумеется, это непоследовательно». Обычай соблюдать воскресный день, отмечал он, «основывается на власти Католиче-ской церкви, а не на определенном библейском тексте. Это соблюдение сохраняется как напоминание о Матери-Церкви, от которой откололись некатолические секты. Они похожи на мальчика, который убегает из дома, держа в кармане фотографию матери или ло-
кон ее волос» (46).
Притязание на такие права служит исполнением пророчества и помогает установить, кто же представляет собою власть «небольшого рога» (см. Дан. 7:8, 24, 25).
Восстановление субботы.
В 56-й и 58-й главах Книги пророка Исайи Бог призывает Израиль возродить субботнее поклонение Ему. Говоря о славном будущем, когда язычники будут собраны в Его стадо (см. Ис. 56:8), Он связывает успех этой миссии спасения с соблюдением святости субботнего покоя (см. Ис. 56:1, 2, 6, 7).
Он подробно объясняет миссию, предназначенную для Своего народа. Хотя их служение имеет всемирный характер, оно в особенности направлено на ту часть людей, которые называют себя верующими, но на самом деле отступили от Его заповедей (Ис. 58:1,2). Бог описывает их миссию в таких словах: «Ты восстановишь основания многих поколений, и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения. Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святой день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, — то будешь иметь радость в Господе» (Ис. 58:12-14).
Между миссией духовного Израиля и миссией древнего Израиля существует очевидная параллель. В Божьем Законе была пробита брешь, когда власть «небольшого рога» изменила субботу. Подобно тому, как попранная заповедь о субботе должна была быть восстановлена в древнем Израиле, так и в наше время должно быть восстановлено Божественное установление о святости субботы, чтобы брешь в стене Закона Божьего была заделана (47).
Эта работа по восстановлению и возвеличиванию Закона совершается через провозглашение вести, описанной в Откр. 14:6-12, и вечного Евангелия. Провозглашение этой вести и является миссией Божьей Церкви, живущей в преддверии Второго пришествия Христа (см. главу 12 этой книги). Цель этой миссии — про-будить мир, призывая каждого приготовиться к неизбежному суду Божьему.
Сама формулировка призыва поклониться «Сотворившему небо, и землю, и море, и источники вод» (Откр. 14:7) вполне созвучна с содержанием четвертой заповеди вечного Закона Божьего. Тот факт, что слова этой заповеди встречаются в последнем предостережении, говорит о том, что перед Вторым пришествием Бог особым образом заинтересован в восстановлении пренебрегаемой людьми заповеди о субботе.
Провозглашение этой вести ускорит конфликт, в который будет вовлечен весь мир. Главным спорным вопросом для противоборствующих сторон станет послушание Закону Божьему и соблюдение субботы. Перед лицом этой борьбы каждому предстоит сделать выбор: либо исполнять заповеди Божьи, либо — человеческие. В результате провозглашения этой вести появится народ, соблюдающий заповеди Божьи и веру Иисуса. А отвергнувшие ее в конце концов примут начертание зверя (см. Откр. 14:9-12; а также главу 12 этой книги).
Чтобы успешно выполнить миссию восстановления Божьего Закона и забытой заповеди о субботе, Божий народ должен в своей жизни показать пример основанного на любви соблюдения седьмого дня.
Соблюдение субботы
Чтобы «помнить день субботний и святить его» (Исх. 20:8), мы должны думать о субботе заранее и сделать приготовления, необходимые для ее празднования в духе, угодном Богу. Нам следует быть осторожными в работе и не доводить себя до полного изнеможения в течение недели, дабы не потерять к субботе способность активно участвовать в Божьем служении.
Поскольку суббота является днем особого общения с Богом, предназначенным для радостного воспоминания Его благословенных дел, явленных в Сотворении и искуплении, очень важно избегать всего, что может нарушить святую субботнюю атмосферу. Библия указывает, что в этот день мы не должны делать наши повседневные дела (см. Исх. 20:10), избегая всякой работы, которой мы зарабатываем себе средства на жизнь, и всех деловых операций (см. Неем. 13:15-22). Мы должны почтить Бога, не занимаясь «обычными дела-ми», не «угождая своей прихоти» и не «пустословя» (Ис. 58:13). Если этот день посвящается самоугождению, мирским интересам, разговорам, мыслям и занятию спортом, это отвлекает нас от общения с нашим Творцом и нарушает святость субботы (48). Наше отношение к четвертой заповеди должно распространиться на всех, кто находится рядом с нами: на наших детей, прислугу, если таковая есть в доме, и даже на наших гостей и животных (см. Исх. 20:10), чтобы они также могли наслаждаться благословениями субботы.
Суббота начинается с заходом солнца в пятницу вечером и заканчивается с его заходом субботним вечером (см. Быт. 1:5; ср. Мк. 1:32) (49). Писание называет день перед субботою (пятницу) днем приготовления (см. Мк. 15:42, греч. текст), приготовления к субботе с тем, чтобы с наступлением седьмого дня уже ничем не нарушить его святости. Занимающиеся в семье приготовлением пищи должны заготовить ее впрок, дабы в святые часы и они могли покоиться от своих трудов (см. Исх. 16:23;Чис. 11:8).
При приближении святых субботних часов хорошо членам семьи или группам верующих собраться вместе перед заходом солнца в пятницу вечером, чтобы петь, молиться и читать Слово Божье, приглашая тем самым к общению Святого Духа как желанного гостя. Подобным же торжественным образом следует заканчивать день, объединяясь субботним вечером в богослужении для завершения дня покоя, испрашивая в молитве Божьего присутствия и Его руководства на всю последующую неделю.
Господь призывает Свой народ сделать субботу отрадою (см. Ис. 58:13). Как это возможно? Надеяться на получение истинной радости и удовлетворения, которые Бог приготовил в этот день, можно лишь подражая примеру Христа, Господина субботы.
Христос регулярно поклонялся Богу в субботу, участвовал в богослужении и давал духовные наставления (см. Мк. 1:21; 3:1 -4; Лк. 4:16-27; 13:10). Но он не ограничивался этим. В этот день Иисус общался с другими людьми (см. Мк. 1:29-31; Лк. 14:1), проводил время на открытом воздухе (см. Мк. 2:23) и совершал святые дела милосердия. По возможности Он исцелял больных и утешал сокрушенных сердцем (см. Мк. 1:21-31; 3:1-5; Лк. 13:10-17 14:2-4; Ин. 5:1 -15; 9:1 -14).
Когда Иисуса осуждали за то, что Он облегчал в субботу человеческие страдания, Он отвечал законникам: «Можно в субботы де-лать добро» (Мф. 12:12). Совершаемые Им исцеления не нарушали заповедь и не отменяли ее. Но они показали формальность тяжких и обременительных предписаний, исказивших смысл субботы, предназначенной Богом для духовного возрождения и духовной радости (50). Суббота дана Богом для духовного обогащения человека. Дела, которые укрепляют отношения человека с Богом, можно считать достойными, правильными, а дела, которые отвлекают от этой цели и превращают седьмой день в обычный выходной, — запретными и греховными.
Господин субботы приглашает нас последовать Его примеру. Для внимающих Его призыву седьмой день всегда будет отрадою и духовным праздником — предвкушением небес на земле. Эти люди познали на личном опыте, что «Бог предназначил субботу для того, чтобы спасти нас от духовного разочарования. Неделю за неделей седьмой день утешает нашу душу, убеждая нас в том, что мы имеем совершенство во Христе, несмотря на наш еще не совершенный характер. Бог принимает Его голгофский подвиг как наше примирение. Мы входим в Его покой» (51).
‘ John N. Andrews, History of the Sabbath, 2nd ed., enl. (Barrle Creek, MI: Seventh-day Adventist Publishing Assn., 1873). 3rd ed., enl., p. 575.
(2) SDA Bible Commentary, rev. ed., vol. 1, p. 220.
(3) Там же.
(4) J. L. Shuler, God’s Everlasting Sign (Nashville: Southern Pub. Assn., 1972), pp. 114-116; M. L. Andreason, The Sabbath (Washington D.C.: Review and Herald, 1941), p. 248; Wallenkampf, «The Baptism, Seal, and Fullness of the Holy Spirit» (unpublished manuscript), p. 48; E. Уайт, Патриархи и пророки, с. 307; Е. Уайт, Великая борьба, с. 615, 640.
(5) Е. Уайт, Патриархи и пророки, с. 30.
(6) Wallenkampf «Baptism, Seal, and the Fullness of the Holy Spirit», p. 48.
(7) SDA Bible Commentary, rev. ed., vol. 1, p. 605.
(8) «Sabbath», SDA Encyclopedia, rev. ed., p. 1239.
(9) «Sabbath, Annual», там же, с. 1265.
(10) Jonathan Edwards, The Works of President Edwards (New York: Leavitt & Alien, 1852 repr. of the Worcester ed.), vol. 4, p. 622. Пуритане считали, что святым субботним днем для христиан является воскресенье.
(11) Интересно отметить, что Иисус покоился в могиле в «великий день» (Ин. 19:31), так как эта суббота являлась седьмым днем недели и первой субботой недели опресноков. Какой день для завершения искупления! Замечание Творца «хорошо», сделанное при Сотворении, созвучно Его же возгласу«совершилось!», раздавшемуся при Искуплении. Создатель и Искупитель вновь покоился, завершив Свое дело.
(12) Samuele Bacchiocchi, Rest for Modern Man (Nashville: Southern Pub. Assn., 1976), pp. 8, 9.
(13) «Sabbath», SDA Enceclopedia, rev, ed., p. 1244. См. также SDA Bible Commentary, rev. ed., vol. 7, pp. 205, 206. Cp. White, «The Australia Camp Meeting», Reuiew and Herald, Jan. 7, 1896, p. 2.
(14) cm. SDA Bible Commentary, rev. ed., vol. 7, pp. 735, 756. Ср. Е. Уайт, Деяния апостолов, с. 518.
(15) «Sabbath», SDA Encyclopedia, p. 1237.
(16) A.H. Strong, Systematic Theology, p. 408.
(17) Е. Уайт, Патриархи и пророки, с. 48.
(18) Bacchiocchi, Rest for Modern Man, p. 15.
(19) Там же, с. 19.
(20) Е. Уайт, Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 350.
(21) Andreasen, Sabbath, p. 25.
«Законничеством можно назвать попытку заслужить спасение своими собственными усилиями. Стремление исполнить Закон и определенные постановления для оправдания перед Богом является ошибкой, так как «делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть» (Рим. 3:20)». (Shuler, God’s Everlasting Sign, p. 90.) Шулер продолжает: «Тем, кто порицает соблюдение субботы, считая это законничеством, нужно подумать над таким вопросом: если рожденный свыше христианин перестает поклоняться лжебогам и уважительно относится к первой и третьей заповедям, разве он противится спасению по благодати? Неужели чистота, искренность и правдивость, утверждаемые седьмой, восьмой и девятой заповедями, противоречат благодати? Ответ на оба вопроса будет отрицательным. Более того, соблюдение возрожденным человеком седьмого дня не является законничеством и не противоречит спасению по благодати. В действительности заповедь о субботе является единственным постановлением в Законе, знаменующим собой избавление от греха и освящение по благодати» (там лее).
(23) Там же, с. 89.
(24) Там же, с. 94.
(25) Andreasen, Sabbath, р. 105.
(26) SDA Bible Commentary, rev. ed., vol.7 p. 420.
(27) Там же.
(28) James Gibbons, The Faith of Our Fathers, 4th rev. enl. Ed. (Baltimore: John Murphy & Co., 1895), pp. Ill, 112. Конгрегационалист Р. У.Дейл (Dale) сказал: «Совершенно очевидно, что как бы строго и благоговейно мы ни соблюдали воскресенье, тем самым мы не храним субботу… Суббота была основана на особом Божьем повелении. Нарушение этого повеления не может быть оправдано даже тем аргументом, что мы обязаны соблюдать воскресенье» (R.W. Dale, The Ten Commandments, 4th ed. [London: Hodder and Stoughton, 1884], p. 100. (29) Andrew T. Lincoln, «From Sabbath to Lord’s Day: A Biblbcal and Theological Perspective», in From Sabbath to Lord’s Day. A Biblical, Historical, and Theological Investigation, ed. D.A. Carson (Grand Rapids: Zondervan, 1982), p. 386.
(30) Там же, с. 392.
(31) См. Justin Martyr, First Apology, in Ante-Nlcene Fathers (Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans, 1979), vol. 1, p. 186; Maxwell, God Cares (Mountain View, CA: Pacific Press, 1981), vol. 1, p. 130.
(32) cm. Bacchiochi, «The Rise of Sunday Observance in Early Christianity», in The Sabbath in Scripture and History, ed. Kenneth A. Strand (Wastington, D.C.: Review and Herald, 1982), p. 137; Bacchiocchi, From Sabbath to Sunday (Rome: Pontifical Gregorian University Press, 1977), pp. 223-232.
(33) Socrates, Ecclesiastical History, book 5, chap. 22, trans. in Nicene and Post-Nicene Fathers, 2nd series (Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans, 1979), vol. 2, p. 132.
(34) Sozomen, Ecclesiastical History, book 7, chap. 19, trans. in Nicene and Post-Nicene Fathers, 2nd series, vol. 2, p. 390.
(35) Maxwell, God Cares, vol. 1, p. 131.
(36) Gaston H.Halsberghe, TheCultofSoltnvictus(Leiden: E.J. Brill, 1972), pp. 26, 44. См. также Bacchiocchi, «Rise of Sunday Observance», p. 139.
(37) Bacchiocchi, «Rise of Sunday Observance», p. 140. См. также Bacchiocchi, From Sabbath to Sunday, pp. 252, 253.
(38) См., например, Maxwell, God Cares, vol. 1, p. 129; H. G. Heggtveit, Illustreret Kirkehistorie (Christiania [Oslo]: Cammermeyers Boghandel, 1891 -1895), p. 202, as trans. inSDA bible Students’Source Book, rev. ed., p. 1000.
(39) Кодекс Юстиниана, HI, 12, 2; trans. in Schaff, History of the Christian Church 5th ed. (Mew York: Charles Scribner, 1902), vol. 3, p. 380, note 1.
(40) Лаодикийский Собор, постановление 29, in Charles J. Hefele, A History of the Councils of the Church From the Original Documents, trans. and ed. by Henry IS. Oxenham (Edinburgh: Т &Т Clark, 1876), vol. 2, p. 316. См. также SDA Bible Student’s Source Book, rev. ed., p. 885.
(41) Giovanni Domenico Mansi, ed., Sacrorum Conciliorum, vol. 9, col. 919, цит. по Maxwell, God Cares, vol. 1, p. 129. Частично цитируется в Andrews, History of the Sabbath and First Day of the Week, p. 374.
(42) Lucius Ferraris «Papa», art. 2, Prompta Bibliotheca (Venetiis [Venice]: Caspa Storti, 1772), vol. 6, p. 29, цит. по SDA Bible Students’Source Book, rev. ed., p. 680.
(43) John Eck, Enchiridion of Commonplaces Against Luther and Other Enemies of the Church, trans. Ford L. Battles, 3rd ed. (Grand Rapids: Baker, 1979), p. 13.
(44) Gaspare [Ricciulli] de Fosso, Address in the 17th Session of the Coucil of Trent, Jan. 18, 1562, in Mansi, Sacrorum Conciliorum, vol. 33, cols, 529, 530, цит. по SDA Bible Students’Source Book, rev. ed., p. 887.
(45) Peter Geiermann, The Convert’s Catechism of Catholic Doctrine (Rockford, 1L: Tan Books and Publishers, 1977), p. 50. (46) John A. O’Brien, The Faith of Millions, rev. ed. (Huntington, IN: Our Sunday Visitor Inc., 1974), pp. 400, 401.
(47) Ср. Е. Уайт, Великая борьба, с. 451-453.
(48) Ellen G. White, Selected Messages, book 3, p. 258.
(49) В Писании, как о том повествует история Сотворения, днем считался временной промежуток от захода до захода. См. также Лев. 23:32.
(50) Является ли пример Христа указанием на то, что христианские лечебные заведения должны работать все семь дней в неделю без предоставления субботнего дня для отдыха своему персоналу? Сознавая нужды медицинских работников, сестра Е. Уайт отмечала: «Спаситель Своим примером показал нам, что помогать страдающим нужно безотлагательно; однако врачам и медсестрам нет нужды делать излишнюю работу. Обычный уход и несрочные операции можно отложить до следующего дня. Пусть пациенты знают, что врачи должны иметь один день для отдыха» (Medical Ministry [Mountain View, CA: Paciffic Press. 1963], p. 214).
Медицинское обслуживание в субботу считается благотворительной деятельностью, и оплата за него не производится. Е. Уайт писала: «Может возникнуть необходимость посвятить даже целые часы святой субботы тому, чтобы облегчить страдания людей, нуждающихся в медицинской помощи, но не имеющих возможности уплатить за нее» (там же, с. 216).
(51) George E. Vandeman, When God Made Rest (Boise, ID: Pacific Press, 1987), p. 21.