Библиотека soteria.ru
В начале было Слово
ГК АСД
Дата публикации: 16.02.14 Просмотров: 57318 Все тексты автора ГК АСД
Глава 21. Христианский образ жизни
Мы призваны быть благочестивым народом, который мыслит, чувствует и поступает в согласии с небесными принципами. Благодаря действию Духа Святого, воссоздающего в нас характер нашего Господа, мы посвящаем себя только таким занятиям, которые могут принести в нашу жизнь христоподобную чистоту, здоровье и радость. Это означает, что наши увлечения и интересы должны соответствовать высокому мерилу христианской красоты и вкуса. Сохраняя культурные различия, наша одежда должна оставаться простой, скромной и опрятной, достаточно красивой, соответствующей тем, для кого истинная красота заключается не в наружной пышности, но в нетленном украшении кроткого и молчаливого духа. Это также означает, что, считая свои тела храмом Святого Духа, мы обязаны проявлять разумную заботу о них. Наряду с правильным режимом труда и отдыха, нам следует придерживаться принципов здорового питания и отказаться от пищи, признанной в Писании нечистой. Нам нужно воздерживаться от алкогольных напитков, табака, безответственного применения сильнодействующих наркотических средств, потому что они губительны для нашего тела. Вместо этого мы должны быть заняты всем тем, что приведет наши мысли и тела в послушание Христу, Который желает видеть нас здоровыми, радостными и благими (Основание веры, 21).
Христианское поведение, или образ жизни последователя Христа, является выражением благодарности за чудное Божье
спасение во Христе. Павел призывает всех христиан: «Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего. И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:1, 2). Поэтому христиане с готовностью развивают данные им умственные, физические и духовные способности и избегают зла, прославляя своего Творца и Искупителя. Христос молился: «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. Они не от мира, как и Я не от мира» (Ин. 17:15, 16). Как может христианин быть в мире и в то же время быть отделенным от мира? Чем должен отличаться христианский образ жизни от мирского?
Жизнь христиан должна быть иной, но не просто для того, чтобы отличаться от других, а потому, что Бог призвал их жить по Его принципам. Они призваны к такой жизни, которая раскрывает во всей полноте их возможности, заложенные при Сотворении, делая плодотворным их служение Богу. Иной образ их жизни способствует и выполнению их миссии: служить миру, быть солью в нем, быть светом ему. Какую ценность имела бы соль, лишенная вкуса, или свет, не отличающийся от тьмы?
Наш пример — Христос. Он целиком и полностью жил в этом мире, и поэтому многие считали Его за человека, «который любит есть и пить вино» (Мф. 11:19), хотя в действительности Он не был таковым. Он столь последовательно держался Божественных принципов, что никто не мог обличить Его во грехе (см. Ин. 8:46).
Поведение и спасение
Стремясь определить, каким должно быть наше поведение как христиан, мы должны избегать двух крайностей. Первая — это принятие и применение правил и принципов как средства спасения. Павел так говорит об этом: «Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати» (Гал. 5:4).
Другая крайность состоит в убеждении: раз дела не спасают, следовательно, они не важны. Значит, не имеет значения, как человек поступает. Думающим так Павел говорит: «К свободе призваны вы, братья, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти» (Гал. 5:13). Когда каждый член Церкви следует лишь велению собственной совести, «тогда отсутствует взаимное наставление собратьев» (Мф. 18; Гал. 6:1, 2). Церковь становится не телом Христа, внутри которого царит взаимная любовь и забота, а сборищем индивидуалистов, каждый из которых идет своим собственным путем, безо всякой ответственности за ближнего или какой-либо заботы о нем» (1).
В то же время, хотя наше поведение и наше духовное состояние находятся в тесной зависимости, невозможно достичь спасения только посредством надлежащего поведения. Христианское поведение — это, скорее, естественный плод спасения, основанный на том, что Христос уже совершил для нас на Голгофе.
Храм Духа Святого
Не только Церковь, но и каждый христианин в отдельности является храмом, предназначенным для обитания Духа Святого. «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1 Кор. 6:19). Поэтому христиане придерживаются здорового образа жизни, заботясь о «центре управления» своего тела-храма — разуме, месте обитания Христова Духа. На этом основании в течение последних 100 лет адвентисты седьмого дня подчеркивают важность разумного отношения к своему здоровью (2). И это убеждение оправдалось: «Недавние исследования показали, что по сравнению с остальным населением адвентисты менее подвержены большинству распространенных заболеваний» (3).
Как христиан нас волнуют как духовные, так и физические аспекты человеческой жизни. Иисус, Которому мы подражаем, исцелял «всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Мф. 4:23).
Библия рассматривает человека как единое целое (см. главу 7 этой книги). «Разделение его на духовное и материальное незнакомо Библии» (4). Таким образом, Божий призыв к святости заключает в себе призыв как к физическому, так и к духовному здоровью.
Сюзанна Уэсли, мать основоположника методистского движения, удачно обобщила этот принцип: «Все, что ослабляет ваш рассудок, притупляет чуткость вашей совести, затмевает образ Божий в вашем сознании, умаляет силу и власть разума над телом, следует признать вредным, каким бы безобидным оно ни казалось» (5).
Божественные законы, включающие и законы здоровья, не являются произвольными, но предназначены Творцом для того, чтобы мы могли наслаждаться полнотой жизни. Враг же, дьявол, хочет похитить наше здоровье, радость, душевный мир и, в конечном счете, уничтожить нас (см. Ин. 10:10).
Благословения, данные Богом для полного здоровья человека
Чтобы обрести здоровье, необходимо следовать нескольким довольно простым, но действенным принципам, данным нам Богом. Некоторые из них очевидны и вполне приемлемы для большинства людей. Другие, такие, как правильное питание, принимаются труднее, поскольку они затрагивают весь уклад жизни человека, его взгляды и привычки. Именно поэтому основное внимание мы уделим тем принципам, которые или превратно понимаются и оспариваются, или же вовсе отвергаются (6).
Благословения, которые приносит активная физическая деятельность.
Регулярные физические упражнения — простой путь получить энергию, укрепить тело, иметь здоровую кожу, защитить себя от стрессов и обрести большую уверенность в себе. Это эффективное средство, которое обеспечивает контроль за весом, улучшает пищеварение, уменьшает риск сердечных и раковых заболеваний, обезоруживает депрессию. Физическая активность — это не вопрос выбора, она просто необходима для поддержания оптимального физического и умственного здоровья (7).
Полезная деятельность ведет ко благу; а бездействие и леность влекут за собой невзгоды (см. Притч. 6:6-13; 14:23). Для первых людей Бог предусмотрел физический труд — они должны были работать, заботясь о саде, в котором жили (см. Быт. 2:5, 15; 3:19). Сам Христос оставил пример физической активности. Большую часть жизни Он занимался трудом плотника, а в годы служения странствовал пешком по дорогам Палестины (8).
Солнечный свет — это благословение.
Свет необходим для жизни (см. Быт. 1:3). Он незаменим в процессах выработки веществ, питающих и укрепляющих наш организм, а также выделяющих кислород, благодаря которому мы живем. Солнечный свет поддерживает здоровье и способствует исцелению от болезней.
Вода — это благословение.
Тело человека на 75 процентов состоит из воды, но эта живительная влага постоянно теряется через дыхательные пути, пот и выделения. Поэтому ежедневное употребление 6-8 стаканов чистой воды будет способствовать поддержанию хорошего самочувствия и активности. Кроме того, вода поддерживает чистоту и снимает усталость.
Свежий воздух — это благословение.
Загрязненность воздуха вокруг нас, в доме или на улице, является причиной того, что уровень кислорода в крови оказывается ниже, чем требуется для нормальной жизнедеятельности каждой клетки организма. Человек теряет бдительность, у него ухудшается реакция. Вот почему так важно делать все возможное, чтобы организм ежедневно получал достаточное количество свежего воздуха.
Благословение, которое несет в себе воздержание от стимуляторов и наркотиков
Многие люди находятся во власти наркотиков, потому что они приносят искусственное возбуждение и временное избавление от стресса и боли. Христианин тоже подвергается соблазну употреблять наркотики. Даже во многих привычных для нас напитках, кажущихся безвредными, есть наркотические вещества. Так, кофе, чай и кола содержат кофеин (9), а некоторые прохладительные напитки с фруктовыми сиропами содержат алкоголь. Исследования показали, что использование слабых наркотиков неминуемо ведет к употреблению более сильных, способных производить серьезные изменения на уровне мозга. Мудрый христианин будет воздерживаться от всего, что наносит вред, умеренно используя только то, что служит ко благу.
1. Табак.
В любом виде табак — это медленно действующий яд, губительный для физических, умственных и моральных сил человека. Вначале его действие трудно заметить. Он возбуждает, а затем парализует нервы, ослабляя и затуманивая мозг.
Те, кто употребляет табак, по сути, являются людьми, медленно совершающими самоубийство (10) и преступающими шестую заповедь: «Не убивай» (Исх. 20:13).
2. Алкогольные напитки.
Алкоголь — один из наиболее распространенных наркотиков, используемых людьми. Его жертвы неисчислимы. От него страдают не только сами алкоголики, он наносит урон всему обществу в виде разрушенных семей, трагических смертей и нищеты.
Поскольку наш разум — это единственный канал, через который Бог общается с нами, следует помнить о губительном воздействии алкоголя на все функции мозга. Когда в организме человека повышается уровень алкоголя, это приводит к нарушению координации, путанице мыслей, дезориентации, помрачению сознания, потере чувствительности, коме и, наконец, к смерти. Регулярное употребление алкогольных напитков становится причиной утраты памяти, логического мышления и познавательной способности (11).
На основании некоторых случаев, описанных в Библии, может сложиться впечатление, что Сам Бог одобряет употребление алкогольных напитков. Однако Писание сообщает и о том, что народ Божий практиковал развод, полигамию и рабство — обычаи, следование которым явно непростительно в очах Божьих. В толковании подобных мест из Библии стоит постоянно помнить о том, что Бог не всегда одобряет то, что Он допускает.
Ответ Иисуса на вопрос, почему Моисей позволял разводиться, показывает именно такой принцип истолкования. Иисус сказал: «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими; а сначала не было так» (Мф. 19:8) (12). Едем — вот Божественный идеал, восстановить который должно Евангелие. То, что верно для названных выше явлений, верно и в отношении алкоголя, употребление которого не входило в Божий замысел о человеке (13).
3. Прочие стимуляторы и наркотики.
Существует множество других стимулирующих и наркотических веществ, посредством которых сатана разрушает человеческие жизни (14). Истинные христиане, взирая на своего Спасителя, будут непрестанно прославлять Бога в своих телах, сознавая, что они — Его достояние, купленное Его драгоценной Кровью.
Отдых — это благословение.
Правильный отдых необходим для здоровья тела и ума. Сжалившись над Своими утомленными учениками, Иисус повелел им: «Пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного» (Мк. 6:31). Эти слова обращены и к нам. Периодический отдых приносит успокоение, так необходимое нам для общения с Богом. «Остановитесь и познайте, что Я — Бог» (Пс. 45:11).
Отделив седьмой день недели как день отдыха, Бог тем самым подчеркнул нашу нужду в отдыхе (см. Исх. 20:10).
Отдых — это нечто большее, чем сон или прекращение обычной работы. Это и то, как мы проводим свободное время. Усталость не всегда обусловлена стрессом, слишком тяжелой или долгой работой. Наш ум может быть переутомлен воздействием средств массовой информации, болезнями, личными проблемами разного рода.
Отдых способствует восстановлению сил, укреплению разума и тела и позволяет верующим с новой энергией взяться за дело, к которому они призваны. Чтобы жить полноценной жизнью, христианам следует избирать только такие формы отдыха и развлечений, которые укрепляют их связь со Христом и улучшают здоровье.
Писание выдвигает следующий принцип, который поможет христианам избрать достойные развлечения: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть очей, похоть плоти и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин. 2:15, 16).
1. Кино, радио и телевидение.
Эти средства имеют огромную воспитательную силу. Они «изменили всю атмосферу современного мира и дали каждому возможность получать оперативную и разностороннюю информацию о жизни, культуре и деятельности людей во всех частях земного шара» (15). Христианин должен помнить, что телевидение оказывает более сильное влияние на жизнь человека, чем любые другие виды воздействия. К сожалению, телевидение, с его почти непрекращающимися показными представлениями, не приносит пользы и не вызывает духовного подъема. «Если в нас нет проницательности и твердости, то оно превратит наши дома в театры, где постоянно идут жалкие, низкопробные представления» (16). Посвященный христианин откажется от нездоровых, полных насилия и эротики фильмов и телепрограмм.
Звуковые и визуальные средства сами по себе не являются злом. Те же самые каналы, которые изображают испорченность человеческой природы, могут стать путями передачи евангельской вести спасения. Кроме того, есть немало ценных программ. Но даже полезные программы нельзя смотреть постоянно. Поступая так, мы уклоняемся от выполнения повседневных обязанностей. Христиане будут стремиться не только установить для себя критерии того, что следует смотреть, но также ограничат время просмотра так, чтобы не нанести урон делам и отношениям с другими людьми. Если мы неразборчивы в вопросе просмотра программ и передач или у нас нет сил контролировать себя, то гораздо лучше будет вовсе обойтись без них, нежели позволить им управлять нашей жизнью, оскверняя разум и поглощая огромное количество времени (см. Мф. 5:29, 30).
Существует важный библейский принцип, согласно которому мы, «взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу» (2 Кор. 3:18). Изменение происходит благодаря созерцанию Христа. Но христиане должны постоянно помнить, что этот принцип справедлив и в отношении негативного. Фильмы, наглядно изображающие грехи и преступления людей: убийства, супружескую неверность, грабеж и прочие злодеяния, — эти фильмы продолжают подливать масло в огонь царящей повсюду безнравственности.
Принцип, который поможет нам избирать полезные виды отдыха, заложен в совете апостола Павла: «Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Флп. 4:8).
2. Чтение и музыка.
Такие же высокие требования предъявляются к чтению и музыке. Бог подарил людям музыку для того, чтобы она пробуждала в них чистые, благородные, возвышенные мысли. Хорошая музыка способствует развитию лучших качеств человеческого характера.
С другой стороны, непристойная музыка «нарушает нормальное развитие души и приводит к нравственному падению». Поэтому последователи Христа будут избегать «всякой мелодии, носящей характер рока и джаза, а также всяких слов, воспевающих глупую, излишнюю сентиментальность» (17). Христианин не станет слушать музыку с текстом или мелодией, внушающими непристойные мысли (см. Рим. 13:11 — 14; 1 Петр. 2:11) (18).
Чтение также предлагает нам немало ценного. Существует много хорошей литературы, облагораживающей и развивающей наш ум. Наряду с этим «имеется и масса вредной литературы, которая на первый взгляд кажется очень заманчивой и увлекательной, но на самом деле оказывает самое пагубное влияние на наше мышление и разрушает систему нравственных ценностей. Авантюрные и приключенческие романы, безнравственные реальные или выдуманные истории» непригодны для верующих, ибо они приводят к неприятию благочестивого, чистого образа жизни и препятствуют духовному единению со Христом (19).
3. Неприемлемые занятия.
Адвентисты также учат, что следует воздерживаться от участия в азартных играх, играх в карты, посещения театральных зрелищ и танцев (см. 1 Ин. 2:15-17). Они считают, что вряд ли полезно проводить время, наблюдая ожесточенные спортивные состязания (см. Флп. 4:8). Любое занятие, ослабляющее наши отношения с Господом и заставляющее терять из виду интересы вечности, помогает сатане наложить свои оковы на наши души. Для христиан предпочтительнее те здоровые виды отдыха, которые действительно способны обновлять их физическое, умственное и духовное естество.
Благословение, которое приносит здоровое питание.
В пищу первой человеческой семье Создатель определил все самое лучшее. «Вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя, — вам сие будет в пищу» (Быт. 1:29). После грехопадения Он дал еще и «полевую траву» (Быт. 3:18).
Центральное место среди актуальных проблем здоровья занимают заболевания дегенеративного типа, непосредственно связанные с питанием и образом жизни. Господь предназначил нам в пищузлаки, орехи, фрукты и овощи. Такая диета содержит все питательные компоненты, необходимые для поддержания здоровья в наилучшем состоянии.
1. Первоначальные принципы питания.
Библия не осуждает употребление в пищу мяса чистых животных. Но в питании, которое Бог предусмотрел для человека в самом начале, не было мяса, поскольку в намерения Божьи не входило убийство животных. В питании этом не было мяса также потому, что сбалансированная вегетарианская диета способствует лучшему здоровью человека. Факт этот подтверждается современной наукой (20). Люди, употребляющие в пищу мясные продукты, зараженные болезнетворными бактериями и вирусами, рискуют нанести вред своему здоровью (21). Установлено, что ежегодно только в одних Соединенных Штатах от отравления продуктами из мяса птицы страдают миллионы людей. Это происходит из-за того, что санитарной инспекции зачастую не удается обнаружить зараженность мяса сальмонеллой и другими микроорганизмами (22). Некоторые эксперты считают, что «зараженность пищи бактериями представляет собой гораздо большую опасность для здоровья, чем химические добавки и консерванты», и ожидают увеличения числа заболеваний, вызванных этими бактериями (23).
Более того, проведенные в последние годы исследования показывают, что возрастающее потребление мяса может быть причиной роста заболеваний атеросклерозом, раком, болезнями почек, остеопорозом, трихинеллезом, а также повлечь за собой уменьшение продолжительности жизни (24).
Растительная пища — это идеальная пища, назначенная человеку Богом еще в Едемском саду. Но иногда у нас нет возможности придерживаться совершенной диеты. В таких случаях те, кто заботится о своем здоровье, будут выбирать лучшее из того, что им доступно.
2. Чистая и нечистая мясная пища.
Только после потопа Бог разрешил употреблять в пищу мясо животных. Так как не осталось никакой растительности, Ною и его семье было позволено есть мясную пищу, но с условием: они не должны были употреблять крови (см. Быт. 9:3-5).
Другое условие, упоминаемое в Писании, состоит в том, что Ной и его семья могли есть только тех животных, которых Бог назвал «чистыми». Именно потому, что Ною и его семье нужны были «чистые» животные как для пищи, так и для жертвоприношения (Быт. 8:20), Бог повелел взять в ковчег по семи пар чистых животных и всего лишь по паре нечистых (см. Быт. 7:2, 3). Книги Левит (глава 11) и Второзаконие (глава 14) дают подробное описание «чистой» и «нечистой» пищи (25).
Нечистые животные по своей природе не могут считаться полезной пищей. Многие из них либо хищники, либо питаются падалью: от льва и свиньи до грифа и донных рыб, относящихся к семейству прилипаловых. Из-за свойственного им образа жизни они чаще всего бывают носителями болезней. Исследования показали, что «свинина и мясо моллюсков, кроме обнаруженного в них холестерина, содержат большое число токсичных и загрязняющих веществ, которые отравляют организм человека» (26).
Воздерживаясь от нечистой пищи, народ Божий выражал свою благодарность Богу за избавление из порочного и нечистого мира, окружавшего их (см. Лев. 20:24-26; Втор. 14:2). Привносить что-либо нечистое в храм тела, где обитает Дух Святой, противоречит Божьему идеалу.
Новый Завет не отменил разделения мясной пищи на чистую и нечистую. Некоторые считают, что законы питания, записанные в Книге Левит, являются церемониальными и ритуальными и, следовательно, утратившими свое значение для христиан. Однако разделение на чистых и нечистых животных существовало еще во дни Ноя, задолго до существования самого Израиля. Как принципы здорового образа жизни законы питания сохраняют свою силу и сегодня (27).
3. Регулярность, простота и сбалансированность питания.
Успешная реформа питания — это последовательный процесс, и подходить к нему надо разумно. В конечном итоге мы должны научиться не употреблять продукты с высоким содержанием жира и сахара или, по крайней мере, сократить их употребление.
Кроме того, нам следует готовить пищу по возможности простым и естественным способом и питаться в определенное время. Это послужит нам ко благу. Сложносоставные, возбуждающие блюда являются нездоровыми. Многие приправы раздражают слизистую оболочку пищеварительного тракта (28), и постоянное их употребление сопряжено с рядом проблем для здоровья (29).
Христианский подход к выбору одежды.
Первая одежда Адама и Евы была изготовлена Богом. Ему известно, что мы сегодня нуждаемся в подходящей одежде (см. Мф. 6:25-33). В выборе одежды мы должны руководствоваться следующими принципами: простота, пристойность, практичность, привлекательность и польза для здоровья.
1. Простота.
Так же, как и в других сферах жизни, христианский призыв к простоте является определяющим в вопросе выбора одежды. «Осознание того, что Христос для нас сделал, ведет к простоте. Наша манера одеваться говорит миру, кто мы и что собой представляем. Наши привычки в одежде — это не следование законам викторианской эпохи, а выражение нашей любви ко Христу» (30).
2. Высокая нравственность.
Христиане не могут позволить себе искажать свою внутреннюю красоту одеждой, вызывающей «похоть плоти» (1 Ин. 2:16). Если они хотят быть свидетелями Божьими для людей, то они должны одеваться и вести себя благопристойно.
Скромность и благопристойность содействуют нравственному здоровью. Цель христианина — прославлять Бога, а не себя.
3. Практичность и экономичность.
Как распорядителям доверенных Богом средств христианам нужно быть экономными и не увлекаться «ни золотом, ни жемчугом, ни многоценной одеждой» (1 Тим. 2:9). Экономичность, однако, не всегда подразумевает приобретение самой дешевой одежды. Очень часто одежда более высокого качества и, естественно, более дорогая оказывается более экономной.
4. Здоровье
Не только питание влияет на здоровье человека. Христиане будут избегать таких фасонов одежды, которые недостаточно хорошо защищают тело, стесняют движения или каким-либо другим образом отрицательно сказываются на здоровье.
5. Изящество и естественная красота.
Христианам нужно понимать всю важность предостережения об опасности «гордости житейской» (1 Ин. 2:16).
Христос сказал, указывая на лилии: «И Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» (Мф. 6:29). Этим Он показал, что красоте в небесном понимании свойственны изящество, простота, чистота и естественность. Мирская кичливость, наблюдаемая в переменчивой моде, не имеет ценности в глазах Божьих. Христиане покоряют сердца людей не тем, что выглядят и поступают, как окружающий мир, но именно тем, что в них открывается привлекательное отличие от этого мира.
Петр увещевал жить так, чтобы неверующие мужья «житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие». Вместо погони за внешними украшениями он советует верующим сосредоточиться на формировании «сокровенного сердца человека, в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Петр. 3:1-4). Писание показывает следующие принципы:
А. Характер открывает истинную красоту человека.
В своих посланиях апостолы Петр и Павел утвердили основной принцип, которым христиане должны руководствоваться в вопросе украшений: «Да будет украшением вашим… не золотые уборы или нарядность в одежде» (1 Петр. 3:3). «Чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию» (1 Тим. 2:8-10).
Б. Простота соответствует преобразованию жизни и возрождению.
Когда Иаков призвал своих родных посвятить себя Богу, они «отдали… всех богов чужих, бывших в руках их, и серьги, бывшие в ушах у них, и закопал их Иаков под дубом» (Быт. 35:2,4) (3)’. После того, как Израиль согрешил, сделав золотого тельца, Бог повелел: «Итак, снимите с себя украшения свои; Я посмотрю, что Мне делать с вами». В знак покаяния люди «сняли с себя украшения свои» (Исх. 33:5, 6). Павел ясно говорит, что Писание повествует об этом «в наставление нам, достигшим последних веков» (1 Кор. 10:11).
В. Верный домоправитель живет жертвенной жизнью.
В то время как большая часть населения мира голодает, христиане искушаются материальными благами, начиная от дорогостоящей одежды, машин, ювелирных изделий и заканчивая роскошными особняками. Простота образа жизни и внешности создает резкий контраст между последователями Христа и современным секулярным обществом, погрязшим в алчности, вещизме и безвкусице, обществом, где вещи ценятся больше, чем люди.
Исходя из учения Библии и изложенных выше принципов, мы считаем, что христиане не должны украшать себя драгоценностями. Это означает, что нет необходимости носить кольца, серьги, ожерелья, браслеты, дорогие запонки и зажимы на галстуках и прочие драгоценности, главное назначение которых — подчеркнуто выделить свой достаток. Все это не согласуется с простотой, к которой призывает Писание (32).
Библия связывает броскую косметику с проявлениями язычества и отступничества (см. 4 Цар. 9:30; Иер. 4:30). Поэтому наше отношение к косметике таково: наилучшая косметика — это здоровая, естественная внешность. Если мы возвеличиваем Спасителя тем, как мы говорим, поступаем и одеваемся, — мы, подобно магнитам, будем привлекать к Нему людей (33).
Принципы христианской жизни
Во всех своих проявлениях христианская жизнь есть результат совершенного Христом спасения. Христиане желают воздать честь Богу и жить так, как жил бы Иисус. Несмотря на то, что некоторым христианская жизнь кажется лишь списком запретов, мы должны скорее видеть в ней ряд позитивных принципов, созидающих наше спасение. Иисус подчеркивал, что Он пришел для того, чтобы мы имели жизнь и имели ее с избытком. Каковы же принципы, ведущие нас к полноценной жизни? Когда Дух Святой входит в жизнь отдельного человека, в нем происходят решительные перемены, и это становится очевидным для окружающих (см. Ин. 3:8). Дух производит не только начальное изменение — Его действие постоянно продолжается. Плодом Духа является любовь (см. Гал. 5:22,23). Самое могущественное доказательство истинности христианства — это христианин, исполненный любовью.
Жить по воле Божьей.
«Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп. 2:5). В любых обстоятельствах, в благополучии и несчастье, мы должны стремиться постигать волю Божью и жить в согласии с ней (см. 1 Кор. 2:16).
Елена Уайт отмечала чудесные результаты жизни, строящейся на таких взаимоотношениях со Христом: «Подлинное послушание идет от сердца. Оно возникает в душе под влиянием Христа. И если мы не будем противиться, то Он настолько сольется с нашими помыслами и целями, настолько приведет наше сердце и ум в согласие со Своей волей, что, повинуясь Ему, мы будем исполнять не что иное, как свои желания. Очищенная и освященная, наша воля будет радостно участвовать в служении Христу. Когда мы познаем Бога так, как нам это дано, наша жизнь станет примером постоянного повиновения. Благодаря правильному пониманию Христа и общению с Богом мы начинаем ненавидеть грех» (34).
Жить, хваля и прославляя Бога.
Как много Бог совершил для нас! И мы можем выразить свою благодарность Ему в хвале.
Эта часть духовной жизни человека особым образом подчеркивается в Книге Псалтирь: «Боже! Ты Бог мой, Тебя с ранней зари ищу я… чтобы видеть силу Твою и славу Твою, как я видел Тебя во святилище. Ибо милость Твоя лучше, нежели жизнь. Уста мои восхвалят Тебя. Так благословлю Тебя в жизни моей; во имя Твое вознесу руки мои. Как туком и елеем насыщается душа моя, и радостным гласом восхваляют Тебя уста мои» (Пс. 62:2-6). Это состояние хвалы позволяет христианину видеть все происходящее в жизни в свете вечности. Взирая на распятого Спасителя, избавившего нас от наказания и освобождающего от власти греха, мы испытываем побуждение делать только «благоугодное пред Ним» (1 Ин. 3:22; ср. Еф. 5:10). Христиане живут «уже не для себя… но для умершего за них и воскресшего» (2 Кор. 5:15).
Каждый истинный христианин отводит Богу первое место во всем, что ему приходится делать, о чем говорить и к чему стремиться. У него нет других богов пред лицом Искупителя (см. 1 Кор. 10:31).
Жить, являя добрый пример.
Апостол Павел учил, чтобы христиане «не подавали соблазна» никому (1 Кор. 10:32). «Посему и сам подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть перед Богом и людьми», — говорил он (Деян. 24:16). Если своим примером мы приводим других ко греху, то становимся камнем преткновения для тех, за кого умер Христос. «Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал» (1 Ин. 2:6).
Жить в служении.
Главная причина того, что христиане ведут себя достойно, заключается в их стремлении спасти погибающих людей. Апостол Павел сказал: «И я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись» (1 Кор. 10:33; ср. Мф. 20:28).
Требования и наставления
Поскольку образ жизни человека оказывает влияние на его духовный опыт и его свидетельство, мы, как церковная организация, выдвинули определенные критерии христианского образа жизни, являющиеся минимальными требованиями к желающим быть членами Церкви. Это воздержание от табака, алкогольных напитков, губительно воздействующих на мозг химических препаратов и от нечистой пищи. Мы также ожидаем проявления христианского понимания в вопросах выбора одежды и проведения досуга. Эти минимальные критерии не являются полнотой Божественного идеала для верующего. Они лишь обозначают первые важные шаги в развитии живого и действенного христианского опыта. Подобные требования являются также необходимым основанием для единства в сообществе верующих.
Воспитание христианского поведения — уподобление Богу — это жизнь постоянного совершенствования в союзе со Христом. Освященная жизнь — это не что иное, как ежедневное подчинение своей воли Божьему руководству и ежедневное следование Его учению, открывающемуся нам в изучении Библии и в молитве.
Поскольку темпы нашего духовного роста различны, весьма важным является данное нам предостережение об опасности осуждения более слабых братьев и сестер (см. Рим. 14:1; 15:1).
Христиане в союзе со Христом стремятся к одной цели: сделать все, от них зависящее, чтобы воздать честь и хвалу небесному Отцу, Который спас их Кровью Сына Своего.
«Итак, едите ли, пьете ли или иное что делаете, все делайте во славу Божию» (1 Кор. 10:31).
(1) L. A. King, «Legalism or Permissiveness: An Inescapable Dilemma?» The
Christian Century, April 16, 1980, p. 436.
О развитии библейских принципов здорового образа жизни в Церкви АСД
см. Damsteegt, Foundations of the Seventh-day Adventist Message and
Mission, pp. 221-240; Damsteegt, «Health Reforms and the Bible in Early
Sabbatarian Adventism», Adventism Heritage, Winter 1978, pp. 13-21. (3) cm. Lewis R. Walton, Jo Ellen Walton, John A. Scharffenberg, Нош You Can Live
Six Extra Years (Santa Barbara, CA: Woodbridge Press, 1981), p. 4; D. C.
Nieman and H. J. Stanton, «The Adventist Lifestyle — A Better Way to Live»,
Vibrant Life, March/April 1988, p. 14-18.
Zondervan Pictorial Encyclopedia of the Bible (Grand Rapids, MI: Zondervan
Publishers, 1975), vol. 1, p. 884. (5) С. В. Haynes, «Church Standards — No. 5», Review and Herald, Oct. 30,
1941, p. 7.Более подробное изложение этих простых правил здоровья вы найдете в книге Вернона У. Фостера «Новый старт» (Заокский: Источник жизни. 2000).
(7) См., например, Kenneth H. Cooper, Aerobic Program for Total Well Being (New York: M. Evans, 1982); Physical Fitness Education Syllabus (Loma Linda, CA: Department of Heath Science, School of Health, Loma Linda University, 1976-1977); John Dignam, «Walking Into Shape», Signs of the Times, July 1987, p. 16; В. Е. Baldwin, «Exercise», Journal of Health and Healing 11, No. 4 (1987): 10-23; Jeanne Wiesseman, Physical Fitness, Abundant Living Health Service, vol. 5 (Loma Linda, CA: School of Health, Loma Linda University, n.d.), pp. 21, 37, 45. См. также Dianne-Jo Moore, «Walk Your Tensions Away», Your Life and Health, No. 4 (1984), pp. 12, 13.
(8) Среди множества различных видов упражнений ходьба считается одним из самых лучших. См. J. A. Scharffenberg, «Adventist Responsibility in Exercise», (неопубл. рукопись); Е. Уайт, Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 78; White, «Temperance», Health Reformer, April 1872, p. 122; Dignam, «Walking Into Shape», pp. 16, 17.
(9) Установлено, что кофеин способствует увеличению содержания холестерина в крови, повышению артериального давления, увеличению желудочной секреции, образованию язв пищеварительного тракта. Он приводит к сердечным заболеваниям, диабету, раку толстой кишки, мочевого пузыря и поджелудочной железы. Постоянное его употребление в период беременности увеличивает риск рождения детей с дефектами или недостаточным весом. См. Robert O’Brien and Sidney Cohen, «Caffeine», Encyclopedia of Drug Abuse (New York: Facts on File, 1984), pp. 50. 51; Marjorie V. Baldwin, «Caffeine on Trial», Life and Health, October 1973, pp. 10-13; E. D. Gorham, L. F. Garland, F. C. Garland, et al, «Coffee and Pancreatic Cancer in a Rural California County», Western Journal of Medicine, January 1988, pp. 48-53; B. K. Jacobsen, and D. S. Thelle, «The Tromso» Heart Study: Is Coffee Drinking an Indicator of a Lifestyle With High Risk for Ischemic Heart Disease?» Acta Medica Scandinauica 222, Mo. 3 (1987), 215-221; J. D. Curb, D. M. Reed, J. A. Kautz, and K. Yano, «Coffe, Caffeine and Serum Cholesterol in Japanese Living in Hawaii», American Journal of Epidemioligy, April 1986, pp. 648-655. Любители кофе обычно ведут «менее активную религиозную жизнь» (В. S. Victor, M. Lubetsky, and J. F. Greden, «Somatic Manifestations of Caffeinism», Journal of Clinical Psychiatry, May 1981, p. 186). О содержании кофеина в различных напитках см. «The Latest Caffeince Scoreboard», FDA Consumer, March 1984, pp. 14-16; Bosley, «Caffeine: Is it So Harmless?» Ministry, August 1986, p. 28; Winston J. Craig and Thuy T. Mguyen, «Caffeine and Theobromine Levels in Cocoa and Carob Prosucts», Journal of Food Science, January-February, 1984, pp. 302-303,305. Воздействуя на сердечно-сосудистую систему, табак увеличивает риск поражения сердца и периферийной кровеносной системы (например, болезнь Бюргера, при которой неизбежна ампутация пальцев рук и ног), способствует возникновению гипертонии. Если говорить о дыхательных путях, то использование табака ускоряет смерть по причине рака легких, хроническихбронхитов и эмфиземы. Он парализует работу ворсистого покрова дыхательных путей, благодаря которому происходит очищение легких и бронхов. С ним также связан рак гортани, рта, пищевода, мочевого пузыря, почек, поджелудочной железы. Повышается также риск возникновения язвы двенадцатиперстной кишки и смерти в связи с возможными осложнениями. См., например, Smoking and Health.: A Report of the Surgeon General (Washington, D.C.; U.S. Department of Health, Education, and Welfare, 1979). » См., например, Galen С. Bosley, «The Effects of Small Quantities of Alcohol», Ministry, May 1986, pp. 24-27. У алкоголиков сокращаются лобные доли мозга, отвечающие за логическое мышление и нравственность (L. A. Cala, В. Jones, P. Burns, et al, «Results of Computerized Tomographe, Psychometric Testing and Dietary Studies in Social Drinkers, With Emphasis on Reversibility After Abstinence», Medical Journal of Australia, Sept, 17, 1983, pp. 264-269). Cp. Bosley, «Why a Health Message», Aduentist Review, July 30, 1987, p. 15. Психологические обследования алкоголиков показали, что их умственные задатки и мыслительные способности в значительной степени подверглись вырождению (D. A. Parker, E. S. Parker, J. A. Brody, and R. Schoenberg, «Alcohol Use and Cognitive Loss Among Employed Men and Woven», American Journal of Public Health, May 1983, pp. 521-526). Чем больше человек потребляет алкоголь, тем реже он посещает церковь (А. М. Eward, R. Wolfe, P. Moll, and E. Harburg, «Psychosocial and Behavioral Factors Differentiating Past Drinkers and Lifelong Abstainers», American Journal of Public Health, January 1986, p. 69.
(12) См. главу 15, примечание 8, где описаны требования, предъявляемые к вину для Вечери Господней.
(13) В Ветхом Завете понятию вино соответствует древнееврейское слово «яин». Но оно обозначает как чистый виноградный сок, так и вино, получившееся в результате его брожения, хотя чаще всего относится к вину, содержащему алкоголь. Для характеристики чистого виноградного сока употребляется слово «тирош», которое переводится как «новое вино». Оба эти понятия передаются в Септуагинте словом «ойноо. В Новом Завете «оинос» тоже относится как к вину, так и к соку, в зависимости от контекста. О вине в Ветхом Завете см. Robert P. Teachout, «The Use of Wine in the Old Testament» (Th. D. dissertation, 1979, University Microfilms International, Ann Arbor, Ml); Lael O. Caesar, «The Meaning of Yayin» (unpublished M.A. thesis, Andrews University, Berrien Springs, Ml, 1986; William Patton, Bible Wines (Oklahoma City, OK: Sane Press, n.d.), pp. 54-64.
Выражение «сикера» («шекар» евр. ориг.) означает сладкий напиток, подвергшийся брожению, но не из плодов винограда. Сюда относятся такие напитки, как пиво (из ячменя, проса или пшеницы) и финиковое или пальмовое вино. К напиткам, получаемым после перегонки, оно прямо не относится, так как израильтяне не знали процесса дистилляции.
Алкогольное вино. Писание осуждает употребление алкогольного вина, потому что это ведет к насилию, страданию и гибели (Притч. 4:17; 23:29, 35). Духовные руководители злоупотребляют властью (Ис. 56:10-12), судьиизвращают суд (Ис. 28:7), а вожди поступают неосмотрительно, подобно царю Валтасару (Дан. 5:1-30).
Виноградный сок. О вине, которое не подверглось брожению, или о виноградном соке, Библия отзывается одобрительно и советует пользоваться им как великим благословением. Оно служило приношением Господу (Чис. 18:12, 13; Неем. 10:37-39; 13:12, 13). Это одно из Божьих благословений (Быт. 27:28; Втор. 7:13; 11:14; Притч. 3:10; Ис. 65:8; Иоил. 3:18). Виноградный сок также служит символом духовных благ (Ис. 55:1, 2; Притч. 9:2, 3). Это оздоровляющий напиток (1 Тим. 5:23).
(14) См. Drug Enforcement Administration, Drugs of Abuse, 3rd ed. (Washington. D.C.: United States Departament of Justice, n.d.); Dan Sperling, «Drug Roundup», Aduentist Review, Apr. 9, 1987, pp. 12. 13.
(15) См. Церковное руководство Церкви христиан адвентистов седьмого дня, с. 147.
(16) Там же.
(17) Там же. Примеры деградации в связи с современной музыкой и другими развлечениями см. Tipper Gore, Rasing PG Kids in an X-rated Society, (Nachville, TN: Abingdon Press, 1987).
«Другим видом увеселений, оказывающим не менее вредное влияние, являются светские танцы. «Современные танцы — это школа разврата, это проклятие для общества» (Е. Уайт, Вести для молодежи, с. 399; см. также 2 Кор. 6:15-18; 1 Ин. 2:15-17; Иак. 4:4; 2 Тим. 2:19-22; Еф. 5:8-11; Кол. 3:5-10). В связи с этим христиане не должны поддерживать своими средствами платные увеселения, превращенные в источник прибыли, соединяться с мирскими, легкомысленными толпами людей, которые «более сластолюбивы, нежели боголюбивы (2 Тим. 3:4)»; (Церковное руководство христиан адвентистов седьмого дня).
(19) Там же.
(20) О полноценности вегетарианской пищи, см. S. Havala, J. Dwyer, «Position of the American Dietetic Association: Vegetarian Diets — Technical Support Paper», Journal of the American Dietetic Association, March 1988, pp. 352-355; Terry D. Shultz, Winston J. Craig, et. al, «Vegetarianism and Health» in nutrition Update, vol. 2, 1985, pp. 131-141; (J. D. Register and L. M. Sonnenberg, «The Vegetarian Diet», Journal of the American Dietetic Association, March 1973, pp. 253-261.
(21) cm. Committee on the Scientific Basis of the Nation’s Meat and Poultry Inspection Program, Meat and Poultry Insepction (Washington, D.C.: National Academy Press, 1985). pp. 21-42; John A. Scharffenberg, Problems With Meat (Santa Barbara, CA: Woodbridge Press, 1979), pp. 32-35. См., например, Committee on Meat and Poultry Inspection, Meat and Poultry Inspection, pp. 68-123; Robert M. Andrews, «Meat Inspector: ‘Eat at Own Risk», Washington Post, May 16, 1987.
Frank Young, Commissioner of the Food and Drug Administration and Sanford Miller, director of the PDA’s Center for Food Safety and Applied Nutrition, цит. поCarole Sugarman, «Rising Fears Over Food Safety», Wachington Post, July 23, 1986. Ср. Е. Уайт, Основы здорового питания, с. 384, 385.
(24) Scharffenberg, Problems With Meat, pp. 12-58.
(25) cm. Shea, «Clean and Unclean Meats», (рукопись, Biblical Research Institute, General Conference pf SDA).
(26) Winston J. Craig, «Pork and Shellfish — How Safe Are They?» Health and Healing 12, No. 1 (1988), pp. 10-12.
(27) Святость для новозаветного религиозного сознания соответствует понятию о святости в Ветхом Завете. Духовная сторона жизни неотделима от физического благополучия человека (Мф. 4:23; 1 Фес. 5:23; 1 Петр. 1:15, 16). Свидетельство Марка о том, что Иисус объявил чистой всякую пищу (см. Мк. 7:19), не значит, что Он упразднил различие между «чистым» и «нечистым». Разногласия, возникшие между Иисусом и фарисеями, а также книжниками, не касались вида пищи; речь шла о том, как употреблять «чистую» пищу. В частности, обсуждался вопрос, нужен ли ритуал омовения рук перед едой или нет (Мк. 7:2-5). Иисус Христос, по сути дела, сказал, что оскверняет человека не пища, употребляемая без обряда омовения рук, а зло, которое исходит из сердца (Мк. 7:20-23), «потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон» (Мк. 7:19). Греческое слово «бромата» (пища) обозначает еду вообще, а не только мясо животных.
Видение Петра о нечистых животных, описанное в 10-й главе Деяний, говорит не о том, что они стали пригодными в пищу, но что язычники, которых иудеи считали нечистыми, не могли осквернить апостола Петра. Именно так объяснял суть видения он сам: «Вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым» (Деян. 10:28). В посланиях к Римлянам и Коринфянам (Рим. 14; 1 Кор. 8:4-13; 10:25-28) апостол Павел затронул вопрос об участии христиан в распространенных среди язычников жертвоприношениях идолам. Первые христиане разошлись во мнениях относительно того, является ли употребление пищи, посвященной идолам, соучастием в служении им или нет. Сильные в вере считали, что нет, и ели все, что можно было есть из приносимого идолам. Слабые употребляли овощи, которые не посвящались идолам. Апостол Павел учил не пренебрегать теми, кто обходился овощами, и не осуждать тех, кто «ест все», пригодное в пищу (Рим. 14:2).
Кроме этого, апостол Павел предупредил о том, что в будущем появятся ложные учения, запрещающие «вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил». Пища, о которой здесь идет речь, это продукты питания, назначенные для человека Творцом. Слова апостола Павла не следует понимать как позволение «верным и познавшим истину» есть мясо нечистых животных «с благодарением» (1 Тим. 4:3).
Перец, горчица, рассолы, маринады и пряности причиняют вред желудку. Сначала они просто раздражают слизистую оболочку, затем разрушают ее защитную способность сопротивляться отрицательным воздействиям пищи. Раздражение желудка сказывается на работе мозга, который не справляетсясо своей нагрузкой, и человек гневается по малейшему поводу. Ср. М.А. Schneider et. al., «The Effect of Spice Ingestion on the Stomach», American Journal ofCastroenterology 26 (1956), p. 722, цит. по «Physiological Effects of Spices and Condiments», (Loma Linda, CA: Department of Nutrition, School of Health, Loma Linda University [mimeographed]). E. Уайт, Основы здорового питания, с. 339-345.
(29) Приправы и пряности способны вызвать воспаление пищевода и разрушить слизистую оболочку тонкого и толстого кишечника. Они раздражают почки и могут привести к повышению артериального давления. Некоторые из них содержат канцерогенные вещества. См. Kenneth I. Burke and Ann Berke, «How Nice Is Spice?» Adoentist Review, Jan. 8, 1987, pp. 14, 15; Departament of Nutrition, «Spices and Condiments»; Marjore V. Baldwin and Bernell E. Baldwin, «Spices — Recipe for Trouble», Wildwood Echoes, Winter 1978-79, pp. 8-11.
(30) Willam G. Johnsson, «On Behalf of Simlicity», Adoentist Reuieiv, March 20, 1986, p. 4.
(31) The SDA Bible Commentary, vol. 1, p. 417.
(32) cm. Year-End Meeting Actions of the North American Division of Seventh-day Adventists (1986), pp. 23-25.
(33) Косметику никак нельзя отнести к безвредным средствам. Некоторые из веществ, входящих в рецептуру косметических средств, способны проникать в кровь через кожу и, в зависимости от своей химической природы и чувствительности организма, оказывать неблагоприятное воздействие на здоровье. См. N. Shafer, R. W. Spafer, «Potential Carciogenic Effect of Hair Dyes», New York State Journal of Medicine, March 1976, pp. 394-396; Samuel J. Taub, «Cosmetic Allergies: What Goes on Under Your Makeup», Eye, Ear Nose, and Throat, April 1976, pp. 131, 132; S. J. Taub, «Contaminated Cosmetics and Cause of Eye Infections», Eye, Ear, Hose, and Throat, Feb, 1975. pp. 81,82; Cp. Ellen G. White, «Words to Christian Mothers», Reuiew and Herald, Oct. 17,1871.
(34) E. Уайт, Желание веков, с. 668.