Библиотека soteria.ru
В начале было Слово
ГК АСД
Дата публикации: 16.02.14 Просмотров: 57318 Все тексты автора ГК АСД
Глава 24. Второе пришествие Христа
Второе пришествие Христа — блаженное упование Церкви и величественное завершение Евангелия. Пришествие Спасителя, будет буквальным, личностным и видимым всему миру. При Его возвращении умершие праведные будут воскрешены и вместе с праведными, оставшимися в живых, будут облечены славой и восхищены на небо. Нечестивых же постигнет смерть. Почти полное исполнение большинства пророчеств и само состояние мира свидетельствует о близости пришествия Христа. Время этого события не открыто, и потому нам следует быть всегда готовыми к нему (Основание веры, 24).
Мама, — доверительно прошептала маленькая девочка, — я очень хочу, чтобы скорее пришел к нам Господь. Когда Он собирается прийти?»
Этот ребенок едва ли знал, что в его маленьком сердце было желание, которое люди лелеяли веками. В последних словах Библии дается обещание Его скорого возвращения: «Ей, гряду скоро!» И Иоанн, автор Книги Откровение, верный спутник Иисуса, добавляет: «Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22:20).
Видеть Иисуса! Навеки соединиться с Тем, Кто любит нас больше, чем мы можем представить себе! Оставить в прошлом все земные страдания! Наслаждаться вечностью с нашими воскресшими близкими, которые ныне покоятся в земле! Не удивительно, что с тех пор, как Христос вознесся, Его друзья с нетерпением ожидают этого дня.
Наступит день, и Он придет, хотя даже святые крайне удивятся Его приходу, потому что, долго ожидая Его, все задремали и уснули (см. Мф. 25:5). «В полночь», в самый мрачный час на нашей планете, Бог проявит Свою силу и избавит Свой народ. Священное Писание так описывает это событие: «Из храма небесного от престола» раздается «громкий голос, говорящий: совершилось!» Этот голос сотрясает землю, вызывая такое «великое землетрясение, какого небывало с тех пор, как люди на земле» (Откр. 16:17, 18). Горы приходят в движение, рушатся скалы, вся земля вздымается, подобно могущественным волнам. Ее поверхность дает трещины. Города языческие пали… И всякий остров убежал, и гор не стало» (ст. 19, 20). «И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих» (Откр. 6:14).
Несмотря на царящий вокруг хаос, Божий народ приободряется, когда видит «знамение Сына Человеческого» (Мф. 24:30). Каждое око видит Владыку жизни, сходящего на облаках небесных. На этот раз Он приходит не как Муж скорбей, но как Победитель, чтобы взять своих. Вместо тернового венца на Нем венец славы, а «на одежде и на бедре Его написано имя: «Царь царей и Господь господствующих»» (Откр. 19:12, 16).
При Его пришествии великое отчаяние охватывает тех, кто отказался признать Иисуса своим Спасителем и Господом и отверг требования Его закона в своей жизни. Ничто так не заставляет отвергнувших Его благодать чувствовать свою вину, как голос, который некогда терпеливо звал их: «Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам?» (Иез. 33:11). «И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?» (Откр. 6:15-17).
Но радость ожидавших Его столь долгое время затмевает отчаяние нечестивых. Пришествие Искупителя завершает многострадальную историю Божьего народа. Это торжественный час избавления. С глубочайшим благоговением и трепетом они восклицают: «Вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его!» (Ис. 25:9).
Когда Иисус приближается к земле, Он призывает Своих усопших святых выйти из могил и повелевает ангелам «собрать избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» (Мф. 24:31). Во всех частях света умершие праведные слышат Его голос и встают из своих могил. Какое торжественное мгновение!
Затем «во мгновение ока» преображаются праведники, встретившие Христа живыми (1 Кор. 15:52). Прославленные и облеченные в бессмертие, они вместе с воскресшими святыми возносятся навстречу Своему Господу, чтобы остаться с Ним навсегда (1 Фес. 4:16,17).
Неизбежность возвращения Христа
Для апостолов и первых христиан возвращение Христа было «блаженным упованием» (Тит. 2:13; ср. Евр. 9:28). Они ожидали, что во Втором пришествии исполнятся все пророчества и обетования Священного Писания (см. 2 Петр. 3:13; ср. Ис. 65:17), потому что оно является главной целью христианской жизни. Все, любящие Христа, с нетерпением ожидают того дня, когда они смогут лицом к лицу общаться с Ним, с Небесным Отцом, Святым Духом и ангелами.
Свидетельство Писания.
Нет сомнения в том, что Второе пришествие Христа обязательно произойдет, потому что об этом свидетельствует Священное Писание — источник, заслуживающий доверия. Накануне Своей смерти Иисус сказал ученикам, что Он возвращается к Своему Отцу, чтобы приготовить им место. Но Он обещал также: «Приду опять» (Ин. 14:3).
Первое пришествие Христа на эту землю было предсказано в пророчестве. Точно так же во всем Писании предсказывается и Его второе пришествие. Даже перед потопом Бог сказал Еноху, что только пришествие Христа во славе положит конец греху. Енох пророчествовал: «Се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих — сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники» (Иуд. 14, 15).
За тысячу лет до Христа псалмопевец сказал о пришествии Господа, Который соберет Свой народ, в следующих словах: «Грядет Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря. Он призывает свыше небо и землю, судить народ Свой: «Соберите ко Мне святых Моих, вступивших в завет со Мною при жертве»» (Пс. 49: 3-5).
Ученики Христа радовались обещанию о Его возвращении. Несмотря на трудности, постигшие их, вера в это обещание всегда была неиссякаемым источником их силы и мужества. Господь придет вновь, чтобы взять их в дом Своего Отца!
Первое пришествие служит гарантией.
Второе пришествие тесно связано с Первым пришествием Христа. Если бы Христос не пришел в первый раз и не одержал полной победы над грехом и сатаной (см. Кол. 2:15), у нас не было бы основания верить, что Он в конце концов покончит с владычеством сатаны над этим миром и восстановит совершенную гармонию во Вселенной. Но поскольку у нас есть доказательства, что в первый раз Он «явился для уничтожения греха жертвою Своею», мы имеем полное основание верить, что «во второй раз» Он «явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение» (Евр. 9:26, 28).
Служение Христа на небесах.
Из Откровения, которое Христос дал Иоанну, ясно видно, что небесное святилище является центральным местом в плане спасения (см. Откр. 1:12, 13; 3:12; 4:1-5; 5:8; 7:15; 8:3; 11:1,19; 14:15,17; 15:5, 6, 8; 6:1, 17). Пророчества, указывающие на то, что Он уже начал Свое окончательное служение ради грешников, укрепляют нашу уверенность, что вскоре Он вернется, чтобы взять домой Свой народ (см. главу 23 этой книги). Уверенность в том, что Христос продолжает с усердием дело искупления, уже совершенное на кресте, воодушевляет верующих, ожидающим Его возвращения.
Каким образом вернется Христос
Когда Христос говорил о знамениях Своего скорого пришествия, Он также высказал некоторые предостережения, чтобы Его народ не поддался обману. Он предупреждал, что перед Вторым пришествием «восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных». Иисус сказал: «Если кто скажет вам: «вот, здесь Христос», или «там», — не верьте» (Мф. 24:23,24). Кто предостережен, тот вооружен. Чтобы помочь верующим определить, какое пришествие истинное, а какое нет, Библия дает описание того, каким образом вернется Христос.
Буквальное и личностное возвращение.
Когда Иисус возносился на облаке, к ученикам, наблюдавшим за удалявшимся Господом, обратились два ангела: «Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:11).Другими словами, на землю вернется тот же самый Господь, Который только что оставил их, то есть Личность, состоящая из плоти и крови, а не какая-то духовная субстанция (см. Лк. 24:36-43). Его Второе пришествие будет таким же буквальным и личностным, как и Его вознесение.
Видимое возвращение
Пришествие Христа не будет каким-то духовным и невидимым, внутренним переживанием. Это будет реальная встреча с видимым Господом. Чтобы не оставить в Своих учениках никакого сомнения относительно видимости Его возвращения, Иисус предостерегал их не поддаваться обману, будто Его пришествие будет тайным, и сравнил Свое возвращение со вспышкой молнии (Мф. 24:27).
В Писании ясно сказано, что праведные и нечестивые будут видеть Его пришествие одновременно. Иоанн написал: «Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око» (Откр. 1:7), а Христос сказал о поведении нечестивых следующее: «Тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф. 24:30).
Пришествие будет громогласным.
В Библии также содержится утверждение, что Его пришествие будет не только видимым, но и слышимым: «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божьей, сойдет с неба» (1 Фес. 4:16). Звук «громогласной трубы» (Мф. 24:31) будет сопровождать Его встречу с искупленным народом.
Пришествие будет величественным.
Когда Христос возвращается, Он идет как Победитель с силою «во славе Отца Своего с Ангелами Своими» (Мф. 16:27). Иоанн, автор Книги Откровение, описывает славу Христова возвращения самыми торжественными словами. В его описании Христос восседает на белом коне и ведет за собой бесчисленное воинство небесное. Ясно видно, что прославленный Христос облечен Божественным великолепием (см. Откр. 19:11-16).
Внезапное, неожиданное возвращение.
Верующие-христиане, жаждущие и ожидающие возвращения Христа, поймут, что оно приближается (1 Фес. 5:4-6). Но относительно жителей всего нашего мира Павел написал: «День Господень так придет, как тать ночью. Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут» (1 Фес. 5:2, 3; ср. Мф. 24:43).Некоторые пришли к заключению, что, сравнивая неожиданность пришествия Христа с неожиданностью появления вора, апостол Павел имеет в виду, что Христос придет тайным, невидимым образом. Однако этот взгляд противоречит библейскому описанию возвращения Христа во славе и великолепии на виду у всех (см. Откр. 1:7). Павел говорит не о том, что пришествие Христа будет тайным. Он хочет показать, что для тех, кто не ожидает Его, оно будет таким же неожиданным, как появление вора.
Христос подчеркивает ту же мысль, когда сравнивает Свое пришествие с неожиданным уничтожением мира водами потопа. «Ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24:38, 39). Хотя в течение многих лет Ной проповедовал о грядущем потопе, большинство людей было застигнуто врасплох. В ту пору мир разделился на две группы людей. Часть из них поверили словам Ноя, вошли в ковчег и были спасены, но большинство все же предпочли остаться вне ковчега, «пока не пришел потоп и не истребил всех» (Мф. 24:39).
Катастрофическое событие.
Сравнение с потопом говорит о том, что установление Христом Его Царства славы будет сопровождаться разрушительными событиями. О том же говорит и сон Навуходоносора (см. главу 4 этой книги), в котором царь видел огромного истукана. «У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его — из серебра, чрево его и бедра его медные, голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные». Затем «камень» «оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю» (Дан. 2:32-35).
В этом сне Бог дал Навуходоносору краткий обзор мировой истории. В промежутке между временем Навуходоносора и установлением вечного царства Христа (изображенного в виде камня) на сцене мировой истории поочередно появляются сперва четыре основных царства, или империи, а затем смесь слабых и сильных государств. Со времени Христа толкователи Библии признавали, что речь идет о Вавилоне (605-539 гг. до Р.Х.), Мидо-Персии (539-331 гг. до Р.Х.), Греции (331 — 168гг. до Р.Х..) и Риме (168г. до Р.Х — 476г. по Р.Х.) (1).
Во исполнение пророчества, вслед за Римом на его территории не возникло никакой другой империи. В течение IV и V вв. по Р.Х. Римская империя была разделена на небольшие царства, которые впоследствии стали государствами Европы. На протяжении столетий великие мира сего: Карл Великий, Карл Пятый, Наполеон, кайзер Вильгельм, Гитлер пытались соединить эти царства в одну империю, создать из них еще одно всемирное царство, но тщетно. Никому из них это не удалось, как и сказано в пророчестве: «Они… не сольются одно с другим, как железо не смешивается с глиною» (Дан. 2:43).
Наконец, сон Навуходоносора направляет взор на окончательное установление вечного Божьего царства. Камень, оторвавшийся без содействия рук, символически изображает славное царство Христа (см. Дан. 7:14;Откр. 11:15), которое будет установлено без человеческого вмешательства при Втором пришествии.
Царство Христа не будет существовать вместе с какой-либо человеческой империей. Когда Христос был на земле во время господства Римской империи, царство, изображенное камнем и сокрушающее все народы, еще не наступило. Оно придет только в завершение эпохи разделенных государств, символически представленных ногами из железа и глины. Оно будет установлено при Втором пришествии, когда Христос отделит праведных и нечестивых (см. Мф. 25:31- 34).
При его наступлении камень, или царство, «ударит в истукана, в железные и глиняные ноги его» и «сокрушит и разрушит все царства», не оставив от них никакого следа (Дан. 2:34, 44, 35). Действительно, Второе пришествие будет событием, которое потрясет всю землю.
Второе пришествие и человечество
Второе пришествие Христа решит судьбу всех людей: и тех, кто принял дарованное Им спасение, и тех, кто отвернулся от Него.
Собирание избранных.
Важный аспект при установлении вечного царства Христа — собирание искупленных от всех концов земли (см. Мф. 24:31; 25:32-34; Мк. 13:27) для переселения их в небесные обители, приготовленные Христом для спасенных (см. Ин. 14:3).
Когда глава государства посещает другую страну, его может встречать только ограниченное число людей. Когда же придет Христос, Его с радостью будет встречать каждый верующий, где бы он ни жил, независимо от расы и национальности, возраста и пола, образования и экономического положения. Эта всемирная встреча возможна благодаря двум событиям: воскресению праведных умерших и преображению живых святых.
Воскресение умерших во Христе.
При звуке трубы, возвещающей возвращение Христа, умершие праведники будут воскрешены нетленными и бессмертными (см. 1 Кор. 15:52, 53). При этом «мертвые во Христе воскреснут прежде» (1 Фес. 4:16). Другими словами, они воскресают до того, как восхищаются живые праведники, чтобы быть с Господом.
Воскресшие праведники соединяются с теми, кто скорбел о разлуке с ними. Теперь они ликуют: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1 Кор. 15:55).
При воскресении из могил встают не больные, старые, изувеченные тела, а новые, нетленные, совершенные тела, на которых нет следов греха. Воскресшие святые испытывают полноту восстановления, дарованного им силой Христа. Они отражают нетленный образ Бога в разуме, душе и теле (см. 1 Кор. 15:42-54, а также главу 25 этой книги).
Преображение верующих, оставшихся в живых.
Если умершие праведные воскресают, то праведные, оставшиеся в живых на земле, при Втором пришествии будут чудесным образом преображены. «Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему — облечься в бессмертие» (1 Кор. 15:53).
При возвращении Христа ни одной из групп верующих не дается предпочтение перед другой. Павел открывает, что мы, оставшиеся в живых, преображенные верующие, «вместе с ними (воскресшими святыми) восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1 Фес. 4:17; ср. Евр. 11:39, 40). Итак, на великом собрании в час Второго пришествия предстанут все верующие: воскресшие святые всех веков и святые, оставшиеся в живых при возвращении Христа.
Смерть нечестивых.
Для спасенных Второе пришествие будет временем радости и ликования, а для погибших — временем смертельного ужаса. Они так долго сопротивлялись любви Христа и Его приглашению ко спасению, что стали жертвами обмана (см. 2 Фес. 2:9-12; Рим. 1:28-32). Когда они увидят пришествие Царя царей и Господа господствующих, Который был ими отвергнут, они поймут, что пришел час их гибели. Ужас и отчаяние будут наполнять их сердца (см. Откр. 6:16, 17).
В это время Бог уничтожит Вавилон — союз всех отпавших религий. Книга Откровение представляет этот союз в образе блудницы, которая «будет сожжена огнем» (Откр. 18:8). «Беззаконника», возглавляющего этот союз, «Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2 Фес. 2:8). Силы, которые принуждали людей принять начертание зверя (см. главу 12 этой книги), будут брошены «в озеро огненное, горящее серою». Остальные нечестивые будут «убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его» — Господа Иисуса Христа (Откр. 19:20, 21).
Знамения скорого возвращения Христа
Священное Писание
не только раскрывает цель пришествия Христа и дает его описание, но и перечисляет знамения, указывающие на приближение этого величайшего события. Первые знамения, возвещающие о Втором пришествии, исполнились спустя 1700 лет после вознесения Христа. За ними последовали другие, также доказывающие, что Его возвращение очень близко.
Знамения в мире природы.
Христос предсказал, что «будут знамения в солнце и луне и звездах» (Лк. 21:25), и сообщил подробности: «Солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою» (Мк. 13:24-26). Более того, Иоанн видел, что знамениям на небесах будет предшествовать сильное землетрясение на земле (см. Откр. 6:12). Все эти знамения ознаменуют окончание 1260-летнего периода преследования (см. главу 12 этой книги).
1. Свидетельство земли.
Во исполнение этого пророчества 1 ноября 1755 года произошло Лиссабонское землетрясение, «самое большое землетрясение из всех известных ранее» (2). Последствия этого землетрясения наблюдались в Европе, Африке и Америке, на площади около 10 млн. квадратных километров. Эпицентром землетрясения был город Лиссабон (столица Португалии), где за несколько минут общественные и жилые здания сравнялись с землей. Во время этого землетрясения погибли десятки тысяч людей (3).
В то время как разрушительные последствия землетрясения были огромны, оно также произвело неизгладимое впечатление на людей того времени. Многие из живущих тогда увидели в нем пророческое знамение конца времени (4) и начали размышлять о суде Божьем и о последних днях. Лиссабонское землетрясение побудило многих к изучению пророчеств.
2. Свидетельство солнца и луны.
Спустя двадцать пять лет произошло следующее знамение, упомянутое в пророчестве, — затмение солнца и луны. Христос указал на время исполнения этого знамения, заметив, что оно последует за временем великой скорби, или за 1260-летним периодом папского преследования, о котором предсказано в других местах Писания (Мф. 24:29; см. главу 12 этой книги). Но Христос сказал, что скорбь, которая будет предшествовать этим знамениям, сократится (см. Мф. 24:21, 22). Благодаря влиянию Реформации и движениям, которые образовались из нее, папское преследование на самом деле было сокращено, так что к середине XVIII века оно почти полностью прекратилось.
В знак исполнения этого пророчества 19 мая 1780 года необычная тьма покрыла северо-восточную часть континента Северной Америки (5).
Вспоминая это событие, президент Йельского университета Тимоти Дуайт писал: «19 мая 1780 года не было обыкновенным днем. Во многих домах зажигались свечи. Птицы переставали петь, а домашние птицы усаживались на насест… Многим казалось, что наступает день суда» (6).
По словам Самуила Уильямса из Гарварда, тьма «наступила» в промежутке между 10 и 11 часами утра, когда с юго-запада надвинулись тучи, и продолжалась она до середины следующей ночи, причем в разных местах ее густота и продолжительность были разные. В некоторых местах «было настолько темно, что на улице невозможно было читать газету» (7). По мнению Самуила Тенни, «на следующий вечер тьма была такой плотной, какой ее вовсе не видели с тех пор, как Всемогущий сотворил свет… Если бы все светящиеся тела во Вселенной окутались непроницаемым мраком и вообще перестали бы существовать, не было бы такого мрака» (8).
В 9 часов тем же вечером взошла луна, но тьма скрывала ее вплоть до полуночи. Когда же луна стала видимой, она имела цвет крови.
Иоанн, автор Книги Откровение, пророчествовал о необычных событиях этого дня. После землетрясения, писал он, солнце «стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь» (Откр. 6:12).
Свидетельство звезд.
Христос и Иоанн — оба говорили также о падении звезд, которое укажет на скорое пришествие Христа (см. Откр. 6:13; ср. Мф. 24:29). Это пророчество исполнилось 13 ноября 1833 года, когда начался сильный метеоритный дождь — самое интенсивное падение звезд из всех, известных ранее. Предполагалось, что свидетель этого события мог бы увидеть в среднем 60 тысяч падающих метеоритов в час (9). Этот метеоритный дождь наблюдался от Канады до Мексики, от средней Атлантики до Тихого океана (10).
Многие христиане видели в нем осуществление библейского пророчества (11).
Очевидец рассказал, что на небосводе «не было места, которое не наполнялось бы каждое мгновение новыми падающими «звездами». В этом отношении не было практически никакой разницы между отдельными участками неба. И все же временами звезды падали группами, и вспоминалась смоковница в пророчестве, которая, «потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои» (Откр. 6:12)» (12).
Христос оставил эти знамения, чтобы предупредить христиан о близости Своего пришествия, дабы они исполнились радости в ожидании и полностью приготовились к нему. «Когда же начнет это сбываться, — сказал Он, — тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше». И добавил: «Посмотрите на смоковницу и на все деревья: когда они уже распускаются, то, видя это, знаете, что уже близко лето. Так, и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Бо-жие»(Лк. 21:28-31).
Эти уникальные знамения земли, солнца, луны и звезд, которые происходили в точной последовательности и во время, предсказанное Христом, обратили внимание многих на пророчества о Втором пришествии.
Знамения в религиозном мире.
В Писании предсказано, что время непосредственно перед возвращением Христа будет отмечено важными знамениями в религиозном мире.
1. Великое религиозное пробуждение.
В Книге Откровение показано, что перед Вторым пришествием возникнет великое всемирное религиозное движение. В видении Иоанна это движение образно представлено ангелом, возвещающим о возвращении Христа: «И увидел я другого Ангела, летящего посередине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле, и всякому племени, и колену, и языку, и народу; и говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо, и землю, и море, и источники вод» (Откр. 14:6, 7).
Из самой вести видно, в какое время она должна быть провозглашена. Вечное Евангелие проповедовалось во все века. Но эта весть, делающая акцент на суде, о котором говорит это Евангелие, могла проповедоваться только в конце времени, ибо она предупреждает, что «час суда Его уже наступил».
Книга Даниила сообщает нам, что в конце времени станут понятными пророчества, которые в ней содержатся. Тогда люди поймут ее тайны. «Снятие печати» с этой книги началось еще в конце 1260-летнего периода папского владычества. В 1798 году папа был взят в плен. Изгнание папы и знамения в мире природы побудили многих христиан изучать пророчества о событиях, указывающих на близость Второго пришествия, что привело к более глубокому пониманию пророчеств.
Тема Второго пришествия привлекла к себе внимание множества людей. Во всем мире наблюдалось пробуждение надежды на Второе пришествие. Движения ожидающих Второго пришествия, подобно Реформации, возникали независимо друг от друга в разных странах по всему христианскому миру. Всемирный характер этого движения является одним из величайших знамений, указывающих на скорое возвращение Христа. Подобно тому, как Иоанн Креститель приготовил путь к Первому пришествию Христа, так и адвентистское движение готовит путь к Его второму пришествию, провозглашая весть в Откр. 14:5-12, последний Божий призыв, побуждающий нас приготовиться к славному возвращению Спасителя (см. главы 12, 23 этой книги) (13).2. Проповедь Евангелия. Бог «назначил день, в который будет праведно судить вселенную» (Деян. 17:31). Предостерегая нас об этом дне, Христос не сказал, что он наступит, когда обратится весь мир. Он сказал другое: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам, и тогда придет конец» (Мф. 24:14). Так Петр призывает верующих быть «ожидающими и желающими пришествия дня Божия» (2 Петр. 3:12). Желание это должно выражаться в нашем благовествовании.
Статистические данные показывают, что в XX веке работа по переводу и распространению Библии значительно расширилась. Если в 1900 г. Библия существовала на 537 языках, то к 1980 г. она была переведена полностью или частично на 1811 языков, представляющих почти 96 процентов всего населения земного шара. Подобным образом количество ежегодно распространяемых Библий тоже возросло: с 5,4 миллионов в 1900 г. до 36,8 миллионов Библий и почти полумиллиарда отдельных ее частей в 1980 году (14).
Сегодня у христианства существенно возросли возможности для распространения Евангелия. Это и разнообразные службы помощи, образовательные и медицинские учреждения, местные служители и миссионеры, радио, телевидение и огромные материальные средства. Сегодня мощные радиостанции вещают Евангелие практически всем странам земного шара. Под руководством Духа Святого все эти возможности позволяют успешно осуществлять главную задачу христианства — донести Евангелие до каждого.
Адвентисты седьмого дня — это христианская семья, состоящая из людей, говорящих на 700 языках и 1000 диалектах. На сегодняшний день насчитывается около 11 млн. адвентистов во всем мире. Они возвещают Евангелие в 240 странах. Почти 90 процентов членов Церкви христиан адвентистов живут вне территории Северной Америки, где возникла Адвентистская церковь. Понимая, что медицинское служение и образование играют важную роль в исполнении евангельского поручения, Церковь имеет около 700 больниц, лечебниц, клиник и диспансеров, 27 фабрик здорового питания, 95 колледжей и университетов, 1153 средних школ, 4598 начальных школ. Наши 56 издательств печатают литературу на 310 языках, а наши радиостанции вещают приблизительно 75 процентам населения земного шара. Дух Святой обильно благословляет наш миссионерский труд. (Приводятся статистические данные за 1999 г. — Прим. ред.).
3. Духовный упадок.
Провозглашение евангельской вести по всему миру вовсе не подразумевает, что многие люди станут подлинно обращенными христианами. В Писании, напротив, предсказывается, что к концу времени будет наблюдаться упадок истинной духовности. Апостол Павел писал: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2 Тим. 3:1-5).
Итак, сегодня эгоизм, привязанность к материальным благам и любовь к миру вытеснили Дух Христов из многих сердец. Люди перестали жить по Божьим принципам и не позволяют Закону Божьему руководить их жизнью. Беззаконие взяло вверх. «И по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12).
4. Возрождение папства.
Согласно библейскому пророчеству, папство в конце 1260-летнего периода должно было получить «смертельную рану», но не исчезнуть вовсе (см. главу 12 этой книги). Священное Писание предсказывает об исцелении этой смертельной раны. Папство вновь приобретет сильное влияние и заставит с собой считаться: «И дивилась вся земля, следя за зверем» (Откр. 13:3). Уже сегодня многие видят в папе духовного лидера всего мира.
Когда христиане заменили авторитет Библии традициями, человеческими нормами и наукой, тогда значительно возросло влияние папства. Поступив так, они стали уязвимы для «беззаконника», который действует «со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» (2 Фес. 2:9). Сатана и его посредники создадут союз зла, символически представленный нечестивой троицей, состоящей из дракона, зверя и лжепророка, которая будет обольщать мир (см. Откр. 16:13, 14; ср. 13:13, 14). Только те, кто руководствуется Библией и «соблюдает заповеди Божьи и веру в Иисуса» (см. Откр. 14:12), смогут противостоять обману этого союза.
5. Ущемление религиозной свободы.
Возрождение папства драматическим образом повлияет на все христианство. Религиозная свобода, завоеванная такой дорогой ценой и имеющая гарантию только при отделении Церкви от государства, будет постепенно ограничиваться и наконец совсем исчезнет. При поддержке сильных гражданских властей эта отступническая власть попытается навязать свою форму богопоклонения всем людям. Каждый должен будет сделать выбор между верностью Богу и Его заповедям, с одной стороны, и верностью зверю и его образу — с другой (см. Откр. 14:6-12).
Давление, вынуждающее подчиняться этой власти, будет включать и экономическое принуждение: «Никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его» (Откр. 13:17). В конце концов тот, кто откажется идти в ногу со всеми, будет приговорен к смерти (Откр. 13:15). В это последнее время скорби Бог вступится за Свой народ и избавит всех, чьи имена будут записаны в книге жизни (см. Дан. 12:1; ср. Откр. 3:5; 20:15).
Разложение морали.
Духовный упадок внутри христианства, появление на арене «человека греха» привели к тому, что в Церкви и в жизни верующих стало расти пренебрежение к Закону Божьему. Многие пришли к убеждению, что Христос отменил Закон и что христиане больше не обязаны соблюдать его. Такое неуважение к Закону Божьему вызвало рост преступности и безнравственности.
1. Быстрый рост преступности.
Пренебрежение Божьим законом, характеризующее большую часть христианства, повлияло и на отношение к государственным законам и порядку в современном обществе. По всему миру преступность выходит из-под контроля. В отчете, составленном на основании показателей столиц различных государств, сказано: «Как и в Соединенных Штатах, почти в каждой стране по всему миру растет преступность». «От Лондона до Москвы и Иоганнесбурга преступность быстро становится главной угрозой, меняющей жизни многих людей» (15).
2. Сексуальная революция.
Пренебрежение к Божьему Закону привело к повсеместному разгулу распущенности, оставив в забвении чистоту и скромность. Сегодня секс стал идолом, фигурируя в фильмах, телепередачах, в журналах, музыкальном мире и рекламе.
Сексуальная революция вызвала потрясающий рост бракоразводных процессов, такие извращения, как «пробный брак» или обмен супругами, растление детей, ужасающее количество абортов, гомосексуализм и лесбиянство, эпидемии венерических заболеваний и чуму XX века — СПИД.
Войны и бедствия
Иисус сказал, что перед Его пришествием «восстанет народ на народ, и царство на царство; будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба» (Лк. 21:10, 11; ср. Мк. 13:7, 8; Мф. 24:7). По мере приближения к концу и усиления борьбы между сатанинскими и Божественными силами эти бедствия будут более частыми и жестокими. Сегодня мы становимся свидетелями исполнения этих пророчеств.
1. Войны.
Хотя войны терзали человечество на протяжении всей истории, никогда прежде они не были столь жестокими и разрушительными, как сейчас. Первая и вторая мировые войны вызвали больше бедствий и страданий, чем все предыдущие войны вместе взятые (16).
Многие считают вероятным еще один всемирный конфликт. Вторая мировая война не положила конец войнам. Со времени ее окончания произошло около «140 военных конфликтов с использованием обычного оружия, в которых погибло 10 миллионов человек» (17). Угроза всеобщей ядерной войны, словно Дамоклов меч, висит над нашим миром.
2. Стихийные бедствия.
В последние годы стихийные бедствия стали все более разрушительными. Недавние земные и погодные катаклизмы, следовавшие один за другим, заставляют усомниться в постоянстве природы — если мир переживает такие глубокие изменения в климате и своей структуре, можно ожидать, что эти бедствия в будущем усилятся (18).
3. Голод.
Много раз голод случался и в прошлом, но никогда он не приобретал таких размеров, как сейчас. Никогда не было, чтобы в мире от голода страдали миллионы людей (19). Перспектива на будущее едва ли может быть утешительней. Небывалый рост голодающих на земле служит явным доказательством того, что возвращение Христа произойдет вскоре.
Будьте готовы во всякое время
Библия неоднократно заверяет нас в том, что Иисус скоро вернется. Но когда Он придет? Через год ли, через пять, десять или двадцать лет? Этого никто не знает наверняка. Иисус Сам провозгласил: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф. 24:36).
Когда земное служение Христа подходило к концу, Он рассказал притчу о десяти девах, чтобы показать наглядно состояние Церкви в последние дни. Мудрые и неразумные девы символизируют две группы верующих, которые утверждают, что ожидают Господа. Они названы девами, так как утверждают, что имеют чистую веру. Их светильники символизируют собой Слово Божье, а масло, которым наполняются светильники , — Дух Святой.
Внешне эти две группы очень похожи между собой; обе выходят навстречу Жениху, у обеих масло в светильниках. Они все слышали весть о скором возвращении Христа, внешне похоже и их поведение. Но так как Жених замедлил, то вера их подверглась испытанию.
Вдруг, в полночь — в самый мрачный час земной истории — они слышат крик: «Вот, жених идет, выходите навстречу ему!» (Мф. 25:6). Теперь разница между двумя группами очевидна: некоторые из них не готовы встретить Жениха. «Неразумных» дев нельзя назвать лицемерами, ведь они знают истину, Божье Слово. Но им недостает масла — они не запечатлены Святым Духом (ср. Откр. 7:1-3). Они довольствовались поверхностным приготовлением и не упали на Скалу, Иисуса Христа. Эти девы имели лишь вид благочестия, но были лишены Божьей силы.
Когда же пришел Жених, на брачный пир с Ним вошли лишь те, кто был готов войти, и дверь закрылась. Наконец возвращаются неразумные девы, которые пошли купить масло, и просят: «Господи! Господи! отвори нам!» Но Жених отвечает: «Не знаю вас»(Мф. 25:11 -12).
Как печально, что в день Своего пришествия Христос будет вынужден сказать эти слова тем, кого Он любит. Христос предупреждал: «Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие»» (Мф. 7:22, 23).
Перед потопом Бог послал Ноя предупредить мир о грядущем разрушении. Подобным образом Бог посылает трехангельскую весть предостережения, чтобы приготовить мир к возвращению Христа (см. Откр. 14:6-16).
Все, кто принимает весть Божьей милости, будут с радостью ожидать Второго пришествия. Их уверенность основана на Слове Божьем: «Блаженны званные на брачную вечерю Агнца» (Откр. 19:9). Действительно, Он «во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение» (Евр. 9:28).
Возвращение Искупителя приведет историю народа Божьего к славному завершению. Настал час избавления, и с радостью и восхищением они восклицают: «Вот Он, Бог наш! на Него мы уповали… возрадуемся и возвеселимся во спасении Его!» (Ис. 25:9).
(1) Froom, Prophetic Faith of Our Fathers, vol. 1, pp. 456, 894; vol. 2, pp. 528, 784; vol. 3, pp. 252, 744; vol. 4, pp. 396, 846. См. также главу 23 этой книги.
(2) G. I. Eiby, Earthquakes (New York, NY: Van Nostrand Reinholdt Co., 1980), p. 164.
(3) cm. Sir Charles Lyell, Principles of Geology (Philadelphia: James Kay, Jun. & Brother, 1837), vol. 1, pp. 416-419; «Lisbon», Encyclopedia Americana, ed. Francis Lieber (Philadelphia, PA: Carey and Lea, 1831), p. 10; W. H. Hobbs, Earthquakes, (New York: D. Appleton and Co., 1907), p. 143; Thomas Hunter, An Historical Account of Earthquakes Extraced from the Most Authentic Historians (Liverpool: R. Williamson, 1756), pp. 54-90. Ср. Е. Уайт, Великая борьба, с. 304, 305. В более ранних сообщениях о жертвах землетрясения называлась цифра 100 тысяч человек. В современных энциклопедиях указывается цифра Ш тысяч.
(4) См. John Biddolf, A Poem on the Earthquake at Lisbon (London: W. Owen, 1755), p. 9, цит. в Source Book, p. 358; Froom, Prophetic Faith of Our Fathers, vol. 2, pp. 674-677. 6 февраля 1756 года в англиканской Церкви было объявлено днем смирения и поста в память об этом землетрясении (там же). См. также Т. D. Kendrick, The Lisbon Earthquake (London: Methuen & Co. Ltd., 1955), pp. 72-164.
(5) Ср. Е. Уайт, Великая борьба, с. 306-308. (!)
(6) Timothy Dwight, цит. в Connecticut Historical Collections, compl. John W. Barber, 2nd ed. (New Haven, CT: Durrie & Peck and J. W. Barber, 1836), p. 403; цит. в Source Book, p. 316.
(7) Samuel Williams, «An Account of a Very Uncommon Darkness in the State of New-England, May 19,1789», in Memoirs of the American Academy of Arts and Sciences: to the End of the Year 1783 (Boston, MA: Adams and Nourse, 1785), vol. 1, pp. 234, 235. Cp. Source Book, p. 315.
(8) Letter of Samuel Tenny, Exeter, [NH], Dec. 1785, in Collections of the Massachusetts Historical Society for the Year 1792 (Boston, MA: Belknap and Hall, 1792), vol. l,p. 97. (9) Peter M. Millman, «The Falling of the Stars», The Telescope, 7 (May-June, 1940, p. 60). См. также Froom, Prophetic Faith of Our Fathers, vol. 4, p. 295.
(10) Denison Olmsted, Letters on Astronomy, 1840 ed., pp. 348, 349, in Source Book, pp. 410,411.
» Froom, Prophetic Faith of Our Fathers, vol. 4, pp. 297-300; ср. Е. Уайт, Великая брьба, с. 333, 334.
Это описание взято из Salt River Journal, Nov. 20, 1780; цит. в American Journal of Science and Arts, ed. Benjamin Silliman, 25 (1834): p. 382. cm. Froom, Prophetic Faith of’Our Fathers, vol. 4; Damsteegt, Foundations of the Seventh-day Aduentist Message and Mission.
David B. Barrett, ed., World Christian Encyclopedia. A Comparative Study of Churches and Religions in theModern WorldA. D. 1900-2000 (Oxford: Oxford University Press, 1982), p. 13.
(15) «Abroad, Too, Fear Grips the Cities», U. S. Hews & World Report Feb. 23, 1981, p. 65.
(16) David Singer and Melvin Small, The Wages of War: 1816-1965. A Statistical Handbook (New York, NY: John Wiley & Sons, 1972), pp. 66, 67.
(17) Margaret Thatcher; цит. в Ernest W. Lefever and E. Stephen Hung, The Apocalypse Premise (Washington, D. C: Ethics and Public Policy Center, 1982), p. 394.
(1S) cm. Paul Recer, «Is Mother Nature Going Berserk?» U. S. Hews & World Report Feb. 22, 1982, p. 66.
В приложении к «Форуму развития» (издание ООН) под заглавием «Данные о продуктах питания» (ноябрь 1974 г.) сказано, что «половина населения земли, т. е. два миллиарда человек, не достаточно хорошо питаются». Цит. в Ronald J. Sider, Rich Christians in an Age of Hunger (New York, NY: Paulist Press, 1977), p. 228, n. 4. Cp. p. 16…