Библиотека soteria.ru
В начале было Слово
ГК АСД
Дата публикации: 16.02.14 Просмотров: 57318 Все тексты автора ГК АСД
Глава 25. Смерть и воскресение
Возмездие за грех — смерть. Но Бог, единственный, имеющий бессмертие, наделит вечной жизнью Своих искупленных. До этого момента все умершие люди находятся в бессознательном состоянии. Когда же явится Христос-жизнь наша — воскрешенные праведники и живые святые будут прославлены и восхищены, чтобы встретиться с Господом. Второе воскресение-воскресение нечестивых — произойдет через тысячу лет после первого (Основание веры, 25).
Войска филистимлян вошли в Сонам, разбили там свой лагерь и приготовились к нападению на Израиль. Царь Саул расположил израильскую армию неподалеку на горе Гелвуе. Его настроение было мрачным. Когда-то уверенность в присутствии Божьем позволяла ему бесстрашно вести Израиль против врагов. Но он перестал служить Богу и теперь, попытавшись спросить Бога об исходе предстоящей битвы, не получил ответа.
Жуткий страх перед неизвестностью, грядущим днем угнетал Саула. О, если бы пророк Самуил был здесь! Но Самуил был мертв и не мог дать ему совета. Но, быть может, он все же смог бы помочь?
Узнав, где живет женщина-медиум, которой удалось укрыться во время изгнания всех волшебников и гадателей под руководством самого же Саула, великий царь унизился до того, что решил с ее помощью узнать исход завтрашней битвы. «Самуила выведи мне», — попросил он. Во время сеанса женщина-медиум увидела духа, «выходящего из земли». Этот дух сообщил несчастному царю, что Израиль не только проиграет войну, но что он сам и его сыновья будут убиты (см. 1 Цар. 28).
Предсказание исполнилось. Но действительно ли все это предсказал дух Самуила? Как могла Богом проклятая женщина-медиум иметь власть над духом Самуила — пророка Божьего? И откуда появился Самуил? Почему его дух поднялся «из земли»? Что произошло с Самуилом после смерти? Если не дух Самуила говорил с Саулом, то кто же? Давайте разберемся, что говорит Библия о смерти, общении с мертвыми и воскресении.
Бессмертие и смерть
Бессмертие — это состояние или качество человека, не подверженного смерти. Переводчики Писания использовали слово «бессмертие» для перевода древнегреческих терминов «атаназия» (отсутствие смерти) и «аптарсия» (нетление). Что означает «бессмертие» по отношению к Богу и к человеку?
Бессмертие.
Писание открывает нам, что вечный Бог бессмертен (см. 1 Тим. 1:17). Действительно, Он — «Единый имеющий бессмертие» (1 Тим. 6:16). Он не сотворен, а имеет жизнь в Самом Себе. Он не имеет ни начала, ни конца (см. главу 2 этой книги).
Писание нигде не говорит о бессмертии как о качестве или состоянии, присущем человеку, или его «душе», или «духу». Слова, обычно переводимые как «дух» и «душа» … встречаются в Библии более 1600 раз, но ни разу — в сочетании со словами «бессмертный» или «бессмертие» (см. главу 7) (1).
В отличие от Бога люди смертны. Писание сравнивает жизнь человека с «паром, являющимся на малое время, а потом исчезающим» (Иак. 4:14). Человек — «плоть, дыхание, которое уходит и не возвращается» (Пс. 77:39). Словно цветок, человек «выходит, и опадает; убегает, как тень, и не останавливается» (Иов 14:2).
Бог существенно отличается от человека. Бог бесконечен, а человек ограничен. Бог бессмертен, а человек смертен. Бог вечен, а человек преходящ.
Условное бессмертие.
При сотворении «создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2:7). Из описания сотворения видно, что человек получил жизнь от Бога (ср. Деян. 17:25, 28; Кол. 1:16, 17). Из этого основополагающего факта следует вывод, что бессмертие — не присущее человеку качество, а дар Божий.
Сотворив Адама и Еву, Бог наделил их свободной волей и правом выбора. Они могли повиноваться или не повиноваться, их жизнь зависела от постоянства их послушания Творцу. Таким образом, обладание даром бессмертия было для них условным. Бог ясно и точно объяснил условие, нарушив которое они могли лишиться этого дара, — не есть «от дерева познания добра и зла». Бог предупредил их: «В день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:17) (2).
Смерть — возмездие за грех.
В противовес Божьему предупреждению о том, что непослушание приведет к смерти, сатана заявил: «Нет, не умрете!» (Быт. 3:4). Но, нарушив Божье повеление, Адам и Ева обнаружили, что возмездие за грех действительно смерть (см. Рим. 6:23). Их грех обусловил их приговор: «Ты возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3:19). Эти слова указывают не на продолжение жизни, а на ее прекращение.
Объявив этот приговор, Бог не позволил согрешившей чете вкушать от дерева жизни, чтобы они не стали «жить вечно» во грехе (Быт. 3:22). Это действие ясно показывало, что бессмертие, обещанное им на условии их послушания, было утрачено по причине греха. Теперь они стали подвержены смерти. А поскольку Адам не мог передавать по наследству бессмертия, которым он сам больше не обладал, то «смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5:12).
Только милость Божья спасла Адама и Еву от немедленной смерти. Сын Божий решил отдать Свою жизнь, чтобы у них появилась еще одна возможность, еще один шанс. Он был «Агнцем, закланным от создания мира» (Откр. 13:8).
Надежда для человечества.
Хотя люди рождаются смертными, Библия побуждает их искать бессмертия (см. Рим. 2:7). Источник этого бессмертия — Иисус Христос: «Дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:23; ср. 1 Ин. 5:11). Он разрушил смерть и явил «жизнь и нетление через благовестие» (2 Тим. 1:10). «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15:22). Сам Христос сказал, что Его голос откроет могилы и воскресит мертвых (см. Ин. 5:28, 29).
Если бы Христос не пришел, положение человечества было бы безнадежным, и все умершие погибли бы навсегда. Но благодаря Ему каждый может быть спасен. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Поэтому вера во Христа не только освобождает от наказания за грех, но и дарует верующему несравненный дар бессмертия. Христос явил «жизнь и нетление через благовестие» (2 Тим. 1:10). Апостол Павел уверяет, что именно Священное Писание способно «умудрить нас во спасение верою во Христа Иисуса» (2 Тим. 3:15). Те, кто не принимает Евангелие, лишают себя дара бессмертия.
Получение бессмертия.
Апостол Павел так описывает момент получения дара бессмертия: «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: «поглощена смерть победою»» (1 Кор. 15:51-54). Отсюда совершенно ясно, что Бог дарует верующим бессмертие не в момент смерти, но при воскресении, когда зазвучит «последняя труба». Лишь тогда «смертное сие облечется в бессмертие». Апостол Иоанн указывает, что хотя мы получаем дар вечной жизни, когда принимаем Иисуса Христа как личного Спасителя (1 Ин. 5:11 -13), но действие этого дара начнется при возвращении Христа, в день Второго пришествия. Только тогда из смертных мы превратимся в бессмертных, из тленных — в нетленных.
Природа смерти
Если смерть — это прекращение жизни, то что говорит Библия о состоянии умершего человека? Почему для христианина важно понимать это библейское учение?
Смерть — это состояние сна.
Смерть это не полное уничтожение; это лишь временное бессознательное состояние, пребывая в котором человек покоится до воскресения. Библия неоднократно называет это промежуточное состояние сном.
Говоря о смерти Давида, Соломона и других царей Израиля и Иудеи, Ветхий Завет сообщает, что они «почили» (уснули) с отцами своими (3 Цар. 2:10; 11:43; 14:20,31; 15:8; 2 Пар. 21:1; 26:23 и др.). Смерть называли сном Иов (см. Иов 14:10-12), Давид (см; Пс. 12:4), Иеремия (см. Иер. 51:39, 57) и Даниил (см. Дан. 12:2).
Новый Завет использует этот же образ. Говоря об умершей дочери Иаира, Христос сказал, что она спит (см. Мф. 9:24; Мк. 5:39). Точно так же Он объяснил состояние умершего Лазаря(см. Ин. 11:11 -14). Матфей написал, что многие из «усопших (т.е. уснувших) святых воскресли» после воскресения Христа (Мф. 27:52). Описывая мученическую смерть Стефана, Лука сказал, что он «почил» (Деян. 7:60). Апостолы Павел и Петр также называли смерть сном (см. 1 Кор. 15:51, 52; 1 Фес. 4:13-17; 2 Петр. 3:4).
Библия представляет смерть как сон, который вполне соответствует природе смерти, как это видно из следующих сравнений:
1. Спящие находятся в бессознательном состоянии. «Мертвые ничего не знают» (Еккл. 9:5).
2. Во сне сознательное мышление прекращается. «Выходит дух его… в тот день исчезают все помышления его» (Пс. 145:4).
3. Сон завершает все дневные дела. «В могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Еккл. 9:10).
4. Сон разъединяет нас с бодрствующими и с их делами. «Нет им более части вовеки ни в чем, что делается под солнцем» (Еккл. 9:6).
5. При нормальном сне эмоции бездействуют. «И любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли» (Еккл. 9:6).
6. Во сне люди не могут прославлять Бога. «Ни мертвые восхвалят Господа» (Пс. 113:25).
7. Сон предполагает пробуждение. «Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения (Ин. 5:28, 29) (3).
Человек возвращается в прах.
Чтобы понимать, что происходит с человеком, когда он умирает, необходимо знать, из чего состоит его естество. Библия говорит о человеке как о едином организме (см. главу 7 этой книги). Слово «душа», встречаемое в Библии, в одних случаях подразумевает всего человека, а в других — Его чувства и эмоции. Но Библия не учит тому, что человек состоит из двух отдельных частей. Тело и душа образуют неделимое единство и существуют только в единстве.
При сотворении человека соединение «праха земного» (элементов земли) и дыхания жизни произвело живое существо, или душу. Адам не получил душу как отдельную субстанцию; он стал «душою живою» (Быт. 2:7; см. главу 7 этой книги). В момент смерти происходит обратное: мертвый человек, лишенный дыхания жизни, превращается в прах земной, или становится мертвой душой без всякого сознания (см. Пс. 145:4). Элементы, составляющие тело, возвращаются в землю, из которой они были взяты (см. Быт. 3:19).
Душа не имеет сознательного существования вне тела, и ни один текст Писания не говорит, что душа продолжает жить как сознательное существо после смерти. Действительно, «душа согрешающая умрет» (Иез. 18:20).
Пристанище мертвых.
Ветхий Завет называет место, в которое отправляется умерший человек, — «шеол» (на древнееврейском), а Новый завет — «гадес» (на древнегреческом). В Писании «шеол» чаще всего означает просто могилу (4). Значение слова «гадес» сходно по смыслу со значением слова «шеол» (5).
Туда попадают все умирающие (см. Пс. 88:49), как праведные, так и нечестивые. Иаков сказал: «С печалью сойду к сыну моему в преисподнюю (шеол; Быт. 37:35). Когда земля разверзла «уста свои», чтобы поглотить нечестивого Корея и его сообщников, они живыми сошли «в преисподнюю» (шеол; Чис. 16:30).
Умерший человек попадает в (шеол) полностью. Когда умер Христос, Он сошел в могилу (гадес), а при воскресении Его душа покинула могилу (гадес, Деян. 2:27,31, или шеол, Пс. 15:10). Когда Давид благодарил Бога за исцеление, он засвидетельствовал, что его душа была спасена «из ада» ( из «шеола»; Пс. 29:4).
Могила — это не место сознательного бытия (6). Так как смерть — это сон, то умерший будет находиться в бессознательном состоянии в могиле вплоть до воскресения, когда ад (гадес) «отдаст своих мертвых» (Откр. 20:13).
Дух возвращается к Богу.
Хотя тело возвращается в прах, дух возвращается к Богу. Соломон сказал, что в момент смерти прах человека возвращается в землю и становится тем, чем он и был; а дух возвращается к Богу, Который дал его» (Еккл. 12:7). Так происходит со всеми, как праведными, так и нечестивыми.
Многие считают, что этот текст подтверждает то, что сущность человека продолжает жить после смерти. Но в Библии ни древнееврейское слово «руах», ни древнегреческое «пнеума», переводимые как «дух», не обозначают некое разумное существо, способное к сознательной жизни вне тела. Напротив, эти слова обозначают «дыхание» — искру жизни, необходимую для существования личности, это жизненное начало, делающее живыми как животных, так и людей (см. главу 7 этой книги). Соломон писал: «Участь сынов человеческих и участь животных — участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание (др. пер. — «дух», евр. руах) у всех, и нет у человека преимущества перед скотом… Все идет в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах. Кто знает: дух (руах) сынов человеческих восходит ли вверх, и дух (руах) животных сходит ли вниз, в землю? (Еккл. 3:19-21). Итак, согласно Соломону, в смерти нет разницы между духом человека и духом животного.
Утверждение Соломона о том, что дух (руах) возвращается к Богу, Который дал его, означает, что к Богу возвращается просто то жизненное начало, Которое Он некогда дал. Нет никакого указания на то, что дух, или дыхание, обозначают сознательную сущность, независимую от тела. «Руах» может быть отождествлен с тем «дыханием жизни», которое Бог вдохнул в первого человека, чтобы оживить его безжизненное тело (ср. Быт. 2:7).
Гармония библейского учения.
Многие искренние христиане, не изучившие во всей полноте библейское учение о смерти, не сознают, что смерть — это сон, продолжающийся до воскресения. Они находят различные тексты, якобы подтверждающие их представление о сознательном существовании души или духа после смерти. Но тщательное исследование, однако, показывает, что Библия последовательно учит тому, что смерть приводит к прекращению сознательного существования (7).
Спиритизм.
Если мертвые полностью лишены жизни, то с кем или с чем общаются спиритические медиумы?
Всякий честный человек согласится с тем, что многие из подобных явлений представляют собой мошенничество. Однако некоторые из них невозможно объяснить таким же образом. Очевидно, существует некая сверхъестественная сила, связанная со спиритизмом. Что же говорит об этом Библия?
1. Основа спиритизма.
Истоки спиритизма берут свое начало в той первой лжи, которую произнес сатана, обращаясь к Еве: «Нет, не умрете» (Быт. 3:4). Эти слова сатаны были первой проповедью о бессмертии души. Сегодня во всем мире самые разнообразные религии, не осознавая того, повторяют это заблуждение. Многие, несмотря на Божественный приговор — «душа согрешающая, она умрет» (Иез. 18:20), верят в прямо противоположное: «Душа, даже если она и согрешает, будет жить вечно».Это ошибочное учение о естественном бессмертии породило веру в существование сознания после смерти. Как было сказано ранее, эти представления прямо противоречат учению Библии по этому вопросу. Они были привнесены в христианскую веру из языческой философии, в особенности из философии Платона — во время великого отступничества (см. главу 12 этой книги). Эти взгляды пустили свои корни в христианстве и продолжают процветать сегодня, став преобладающей точкой зрения.
Вера в то, что мертвые находятся в сознательном состоянии, подготовила многих христиан к принятию спиритизма. Эти люди рассуждают так: если мертвые живы и находятся в присутствии Божьем, почему бы им не возвращаться на землю в качестве служебных духов? А если это возможно, то почему бы не попробовать вступить в общение с ними, чтобы получить их совет и наставление относительно того, как избежать несчастий или получить утешение в печали?
Построив такую цепь рассуждений, сатана и его ангелы (см. Откр. 12:4, 9) проложили путь своему обольщению. На спиритических сеансах сатанинские духи выдают себя за умерших родных, неся мнимое утешение и ободрение живым. Иногда они предсказывают будущее, а сбывающиеся предсказания усиливают доверие к ним. Тогда опасная ложь, которую они возвещают, принимает вид правды, несмотря на то, что она противоречат Библии и Закону Божьему. Устранив барьеры, ограждавшие от зла, сатана получил возможность уводить людей от Бога и вести их к верной гибели.
2. Предупреждение против спиритизма.
Никого нельзя заставить верить утверждениям спиритизма, ибо Библия говорит нам, что все его утверждения ложны. Как мы уже видели, она ясно показывает, что мертвые ничего не знают и находятся в бессознательном состоянии в могилах.
Библия также решительно запрещает любые попытки общения с мертвыми, или «миром духов». Библия говорит, что те, кто утверждает, что общается с мертвыми — что и делают сегодня спиритические медиумы, — в действительности общаются с «духами бесовскими». Бог называл такие действия мерзостью, и совершающие их должны были быть наказаны смертью (см. Лев. 19:31; 20:27; ср. Втор. 18:10, 11).
Пророк Исайя прекрасно выразил безрассудство спиритизма: «И когда скажут вам: «обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям», — тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых? Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света» (Ис. 8:19, 20). Действительно, только учение Библии может надежно оградить христианина от этого всепоглощающего обмана.
3. Проявление спиритизма.
Библия описывает многочисленные примеры спиритической деятельности — от волхвов фараона, тайноведцев, астрологов, чародеев Ниневии и Вавилона до волшебников и медиумов Израиля — и осуждает их всех. В начале этой главы мы привели один из многих примеров: волшебство женщины-медиума из Аэндора по просьбе царя Саула.
Писание говорит: «И вопросил Саул Господа; но Господь не отвечал ему ни во сне, ни чрез урим, ни чрез пророков» (1 Цар. 28:6). Следовательно, Бог не был причастен к тому, что произошло в Аэндоре. Саул был обманут демоном, выдававшим себя за умершего пророка Самуила; это не был настоящий Самуил. Волшебница видела фигуру «мужа престарелого», а Саул решил, что это был Самуил (стих 14).
Если мы должны поверить, что этот «престарелый муж» действительно был Самуилом, то мы должны быть готовы поверить тому, что колдуны, вызыватели умерших, волшебники, гадатели, спириты и медиумы могут вызывать праведников оттуда, куда они попали после смерти. Мы также должны будем признать, что благочестивый Самуил пребывал в сознательном состоянии в земле, потому что «муж престарелый» вышел «из земли» (стих 13).
Этот сеанс привел Саула в отчаяние, а не вселил в него надежду. На следующий день он совершил самоубийство (см. 1 Цар. 31:4). Тот, кто назвался Самуилом, предсказал, что в тот же день Саул и его сыновья будут с ним (см. 1 Цар. 28:19). Если он был прав, то нам следует сделать заключение, что непокорный Саул и праведный Самуил будут пребывать вместе. Единственно верным будет заключение, что все происходившее на этом спиритическом сеансе было вызвано неким падшим ангелом.
4. Последний обман.
В прошлом проявления спиритизма ограничивались оккультной сферой. Но совсем недавно спиритизм стал приобретать «христианское» обличье, чтобы иметь возможность ввести в заблуждение христианский мир. Заявляя, что он принимает Христа и Библию, спиритизм стал чрезвычайно опасным врагом христиан. Его проявления обманчивы и коварны. Под влиянием спиритизма «Библия истолковывается таким образом, чтобы это понравилось невозрожденному сердцу, в то время как ее торжественные и насущные истины остаются без внимания. Любовь — одно из главных свойств Божьих — низведена до уровня слащавого сентиментализма, не делающего почти никакого различия между добром и злом. Справедливость Господа, предостережения относительно греха, требования соблюдать Его святой Закон — все это скрывается от людей. Народ учат относиться к Десятисловию как к мертвой букве. Приятные, чарующие сказки пленяют разум и побуждают людей отвергать Библию как основание своей веры» (8).
Таким образом, истина и ложь становятся относительными понятиями, и всякий человек, ситуация или культура становятся нормой, в зависимости от того, что считается «истиной». В сущности, каждый человек становится богом во исполнение обещания сатаны: «Вы будете, как боги» (Быт. 3:5).
Нас ожидает «година искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле» (Откр. 3:10). Сатана готов использовать великие знамения и чудеса в своей последней попытке обольстить мир. Говоря об этом искусном обмане, Иоанн написал: «И видел я… трех духов нечистых, подобных жабам: это — бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя» (Откр. 16:13, 14; ср. 13:13, 14).
Только те, кто находится под защитой Божьей, кто укрепил свой ум библейскими истинами, приняв их как единственный авторитет, смогут устоять. Все же прочие слабы и поэтому не смогут противостоять обману.
Смерть первая и смерть вторая.
Вторая смерть в конце тысячелетнего царства будет окончательным возмездием для всех нераскаявшихся грешников. Те, чьи имена не вписаны в книгу жизни, погибнут второй смертью в конце тысячелетнего царства (см. главу 26 этой книги). После этой смерти не будет воскресения. Когда сатана и грешники будут истреблены, грех искоренится и сама смерть будет уничтожена (см. 1 Кор. 15:26; Откр. 20:14; 21:8). Христос заверил, что «побеждающий не потерпит вреда от второй смерти» (Откр. 2:11).Основываясь на том, что Писание сообщает о второй смерти, мы можем считать, что первая смерть — это то, что испытывает каждый человек, за исключением тех, кто будет живым взят на небо, в результате преступления Адама. Это «естественное следствие воздействия греха на человеческую природу» (9).
Воскресение
Воскресение — это «восстановление жизни во всей полноте существа и личности, происходящее после смерти» (10). Поскольку человечество подвержено смерти, то жизнь после могилы возможна только благодаря воскресению. И в Ветхом, и в Новом Завете Божьи вестники выражали свою надежду на воскресение (см. Иов 14:13-15; 19:25-29; Пс. 48:16; 72:24; Ис. 26:19; 1 Кор. 15).
Вера в воскресение, о котором мы имеем убедительное свидетельство, вселяет в нас надежду на лучшее будущее, в котором нет смерти, присущей сегодня всему живому на земле.
Воскресение Христа.
Воскресение умерших праведников для вечной жизни тесно связано с воскресением Христа, ибо воскресший Христос Сам в конце концов воскресит мертвых (см. Ин. 5:28,29).
1. Значение Его воскресения.
Что было бы, если бы Христос не воскрес? Апостол Павел перечисляет последствия:
а) не было бы смысла проповедовать Евангелие: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна» (1 Кор. 15:14);
б) не было бы прощения грехов: «А если Христос не воскрес… вы еще во грехах ваших» (стих 17);
в) не было бы смысла верить в Христа: «Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна» (стих 17);
г) не было бы общего воскресения мертвых: «Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых?» (Стих 12);
д) со смертью умерли бы все надежды: «Если Христос не воскрес… умершие во Христе погибли» (стих 17, 18) (п).
2. Телесное воскресение.
Тот же Христос, Который жил среди людей во плоти, вышел из могилы в утро воскресения. Теперь Его тело было прославленным, но это было все же реальное тело. Оно было настолько реальным, что некоторые даже не заметили разницы (см. Лк. 24:13-27; Ин. 20:14-18).Сам Иисус отрицал то, что Он был духом или призраком. Обращаясь к Своим ученикам, Он сказал: «Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои… осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Лк. 24:39). Чтобы доказать реальность Своего воскресения, Он ел с ними (стих 43).
3. Влияние его воскресения.
Воскресение Христа превратило горстку слабых и напуганных людей в бесстрашных апостолов, готовых сделать все для своего Господа (см. Флп. 3:10, 11; Деян. 4:33). В результате их миссия потрясла Римскую империю и перевернула весь мир (см. Деян. 17:6).
«Безусловно, убежденность в воскресении Христа придала смысл и силу проповеди Евангелия (ср. Флп. 3:10, 11). Апостол Петр говорит, что «воскресение Иисуса Христа из мертвых» производит в верующих «упование живое» (1 Петр. 1:3). Апостолы считали, что они призваны быть свидетелями «воскресения Его» (Деян. 1:22), и основывали свое учение о воскресении Христа на мессианских пророчествах Ветхого Завета (см. Деян. 2:31). Их личное знание «о воскресении Господа Иисуса» придавало «великую силу» их свидетельству (Деян. 4:33). Проповедуя «в Иисусе воскресение из мертвых» (стих 3), апостолы навлекли на себя недовольство иудейских руководителей… Представ перед синедрионом, апостол Павел объявил, что его судят «за чаяние воскресения мертвых» (Деян. 23:6; ср. 24:21). В Послании к Римлянам он писал, что Иисус Христос «открылся Сыном Божиим в силе… через воскресение из мертвых» (Рим. 1:4). Он объяснял, что, принимая крещение, христианин свидетельствует о своей вере в воскресение Христа (Рим. 6:4, 5)» (12).
Два воскресения.
Христос учил, что будет два воскресения: «воскресение жизни» для праведных и «воскресение осуждения» для нечестивых (Ин. 5:28, 29; Деян. 24:15). Эти два воскресения разделяет тысяча лет (см. Откр. 20:4, 5).
1. Воскресение жизни.
Воскресшие в первое воскресение названы «блаженными и святыми» (Откр. 20:6). Они не подвергнутся второй смерти в озере огненном по истечении тысячи лет (стих 14). Это воскресение для жизни и бессмертия (см. Ин. 5:29; 1 Кор. 15:52, 53) произойдет при Втором пришествии (см. 1 Кор. 15:22, 23; 1 Фес. 4:15-18). Все, кто воскреснет в это воскресение, «умереть уже не могут» (Лк. 20:36). Они навеки соединены со Христом. Каким же будет воскрешенное тело? Как и Христос, воскресшие святые будут иметь реальные тела. Как и Христос, праведники восстанут из могил прославленными. Апостол Павел сказал, что Христос «уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному Телу Его» (Флп. 3:21). Он называет то тело, которым мы обладаем сегодня, «телом душевным», а то, которое получим, — прославленным и «телом духовным»; первое — смертным и тленным, последнее — бессмертным и нетленным. Перемена от тленности к бессмертию произойдет мгновенно при воскресении (см. 1 Кор. 15:42-54).
2, Воскресение осуждения.
Нечестивые будут воскрешены во второе воскресение в конце тысячи лет (см. главу 26 этой книги). Это воскресение предшествует окончательному суду и осуждению (см. Ин. 5:29). Те, чьи имена не окажутся вписанными в книгу жизни, будут воскрешены в это воскресение и брошены в «озеро огненное», где и подвергнутся второй смерти (Откр. 20:14, 15).
Они могли бы избежать такого трагического конца. Писание ясно и определенно указывает на Божий путь к спасению: «Покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением. Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать?.. Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь и живите!» (Иез. 18:30-32):
Христос обещает, что «побеждающий не потерпит вреда от второй смерти» (Откр. 2:11). Те, кто принимает Иисуса Христа и предлагаемое Им спасение, испытают огромную радость в великий день Его пришествия. Они будут наслаждаться вечным общением со своим Господом и Спасителем, и их счастью не будет конца.
(1) «Immortality», SDA Encyclopedia, rev. ed., p. 621.
(2) На протяжении столетий выдающиеся христиане, принадлежавшие к разным церквам — лютеранской, реформатской, англиканской, баптистской, конгрегационалистской, пресвитерианской, методистской и другим, в разные века развивали библейское учение об условном бессмертии. К самым известным из них относятся: XVI в. — Мартин Лютер, Уильям Тиндейл, Джон Фрит, Джордж Вишарт; XVII в. — Роберт Овертон, Сэмюэль Ричардсон, Джон Мильтон, Джордж Уитер, Джон Джексон, Джон Кенн, архиепископ Джон Тиллотсон, доктор Айзек Барроу; XVIII в. — доктор Уильям Кауэрд, Генри Лейтон, доктор медицины Джозеф Н. Скотт, доктор Джозеф Пристли,Питер Пекард, Фрэнсис Блэкберн, епископ Уильям Уорбетон, Сэмюэль Буэн, доктор Уильям Уистон, доктор Джон Тотти, профессор Генри Додвел; XIX в. — епископ Тимоти Кендрик, доктор Уильям Томсон, доктор Эдвард Уайт, доктор Джон Томас, X. X. Добни, архиепископ Ричард Уэйтли, декан Генри Элфорд, Джеймс Пэнтон Хэм, Чарлз Ф. Хадсон, доктор Роберт У. Дэйл, декан Фредерик У. Фаррар, Херманн Олшойзен, Кэнон Хенри Кон-стебл, Уильям Глэдстоун, Джозеф Паркер, епископ Джон Пероун, сэр Джордж Г. Стоукс, доктор У. А. Браун, доктор Дж. Эйгар Бит, доктор Р. Ф. Уеймаус, доктор Лиман Эббот, доктор Эдвард Бичер, доктор Эммануэль Пе-тавел-Оллифф, доктор Франц Делитч, епископ Чарлз Дж. Эликотт, доктор Джордж Дана Бодмэн, Дж. X. Петтингелл; XX в. — Кэннон Уильям, X. М. Хэй Айткен, Эрик Льюис, доктор Уильям Темпл, доктор Джерардус Вандер Лью, доктор Обри Р. Уайн, доктор Мартин Дж. Хейнекен, Дэвид Р. Девис, доктор Бэзил Ф. С. Аткинсон, доктор Эмиль Бруннер, доктор Райнхольд Нибур, доктор Т. А. Кантонен, доктор Д. Р. Г. Оуэн. См. Questions on Docrtine, pp. 571-609; Froom, The Conditionalist Faith, of Our Fathers (Washington, D. C: Review and Herald, 1965, 1966), vols. 1 and 2.
(3) см. «Death», SDA Bible Dectionary, rev. ed., pp. 277, 278.
(4) R. L. Harris, «The Meaning of the Word Sheol as Show by Parallels in Poetic Texts», Journal of the Evangelical Theological Society, Dec. 1961, pp. 129-135; см. также SDA Bible Commentary, rev. ed., vol. 3, p. 999.
(5) см. SDA Bible Commentary, rev. ed., vol. 5, p. 387.
(6) За исключением тех случаев, когда слово «шеол» используется образно (например, Иез. 32:21) или слово «гадес» встречается в притче (Лк. 16:23). В Ветхом Завете «шеол» встречается более шестидесяти раз, но нигде под ним не подразумевается место наказания после смерти. Позднее эта идея была привязана к слову «геенна» (Мк. 9:43-48), но не к слову «гадес». Есть только одно исключение в этом отношении — Лк. 16:23. См. также ЗОЛ Biblical Commentary, rev. ed., vol. 3, p. 999.
(7) Считается, что следующие отрывки из Библии ставят под вопрос такой взгляд на библейское учение о природе смерти. Но при более тщательном рассмотрении оказывается, что они полностью гармонируют с остальной частью Писания.
а) Смерть Рахили. Относительно смерти Рахили в Писании говорится, что «выходила из нее душа» (Быт. 35:18). Это выражение попросту означает, что в последний момент своей жизни, на последнем издыхании, она дала имя своему сыну. Другой перевод гласит: «И на последнем своем дыхании» (NIV).
б) Илия и умерший отрок. Когда Илия молился, чтобы душа сына вдовы из Сарепты возвратилась в него, Бог исполнил его просьбу, воскресив отрока (3 Цар. 17:21, 22). Это произошло в результате воссоединения жизненного начала с телом; порознь они не могли ни существовать, ни обладать сознанием.
в) Появление Моисея на горе. Появление Моисея на горе Преображения не является доказательством существования бестелесных духов, обладающих сознанием, или того, что все умершие праведники в сознательном состоянии обитают на небесах. Незадолго до этого события Иисус сказал Своим ученикам, что некоторые из них еще до того, как умрут, увидят Сына Человеческого в Его Царстве. Петр, Иаков и Иоанн оказались теми, о ком говорил Спаситель (Мф. 16:28-17:3).
На горе Христос показал им в миниатюре Божье Царство славы. Там был Христос как Царь славы, вместе с Моисеем и Илией как двумя представителями подданных этого царства. Моисей представлял умерших праведников, которые будут воскрешены из могил при Втором пришествии, а Илия — праведников, которые встретят Христа живым и будут взяты на небо, не увидев смерти (4 Цар. 2:11).
Апостол Иуда свидетельствует об особом воскресении Моисея. После того, как тот умер и был погребен (Втор. 34:5, 6), произошел спор между Михаилом и дьяволом о теле Моисея (Иуд. 9). Явление Моисея на горе говорит о том, что дьявол потерпел поражение, и Моисей был воскрешен из мертвых, став первым человеком, воскрешенным силой Христа. Это событие не является подтверждением учения о бессмертии души. Напротив, оно подтверждает учение о телесном воскресении.
г) Притча о богаче и Лазаре. История о богаче и Лазаре, рассказанная Христом, используется для подтверждения учения о том, что мертвые обладают сознанием (Лк. 16:19-31). К сожалению, подобные толкователи не видят в этом рассказе притчи, принимать которую в буквальном значении бессмысленно. В таком случае мертвые направились бы за своим вознаграждением как реальные люди, имеющие такие части тела, как глаза, язык, пальцы. Все праведники находились бы на «лоне Авраамовом», а рай и ад находились бы друг от друга на расстоянии, позволяющем переговариваться. Обе группы людей получали бы свою награду после смерти, что противоречит учению Христа о получении награды при Втором пришествии (Мф. 25:31-41; Откр. 22:12).
Как бы то ни было, эта история является притчей — одним из излюбленных методов обучения Христа. Каждая притча предназначалась для того, чтобы преподать какую-либо истину, и то, чему учил Христос в этой притче, не имело никакого отношения к состоянию мертвых. Эта притча содержит поучение о том, как важно жить по Слову Божьему. Иисус показал в ней, что богатый человек был поглощен материальными ценностями и пренебрегал заботой о нуждающихся. Вечная участь решается в сегодняшней жизни, и второй возможности не будет. Писание указывает путь к покаянию и спасению, и если мы не пожелаем внять предостережениям Слова Божьего, ничто не сможет достичь наших сердец. Поэтому Христос и закончил притчу словами: «Если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16:31).
Христос лишь использовал некоторые элементы общеизвестной еврейской истории, в которой мертвые ведут разговор. (Концепция притчи о лоне Авраамовом и аде была весьма схожа с еврейскими преданиями. См. «Discourse to the Greeks Concerning Hades», Josephus’ Complete Works, trans. By William Whiston [Grand Rapids: Kregel, 1960], p. 637. ) Мы также находим в Библии притчу, в которой деревья разговаривают. Поэтому следует воздерживатьсяот того, чтобы приписывать притче Христа такое значение, которое противоречит многочисленным свидетельствам Писания и учению самого Христа о том, что смерть — сон.
д) Разговор с разбойником на кресте. Христос пообещал разбойнику, распятому на кресте: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43). Рай обычно отождествляется с небесами (2 Кор. 12:4; Откр. 2:7). Согласно вышеприведенному переводу, Христос собирался попасть в ту пятницу на небо и быть с Отцом. С Ним должен был оказаться разбойник. Но в то утро воскресения Сам Христос сказал Марии, которая упала к Его ногам, чтобы поклониться: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: «восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему»» (Ин. 20:17). Ангел, возвестивший о воскресении, говорил так: «Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь» (Мф. 28:6).
Разве мог Христос противоречить Себе? Конечно, нет И эта трудность решается при помощи знаков пунктуации. Дело в том, что оригинал и древнейшие рукописи Евангелий не содержали не только знаков препинания, но и даже пробелов между словами. В зависимости от расстановки этих знаков может сильно меняться смысл. Конечно, переводчики библейских текстов делают все возможное со своей стороны, чтобы сохранить смысл оригинала, но их труд нельзя назвать таким же вдохновенным, как само Священное Писание
Если бы они в своих переводах поставили в Лк. 23:43 запятую после слова «ныне», смысл этого текста не противоречил бы общему учению Библии о смерти. Слова Христа говорят нам следующее: «Истинно говорю тебе ныне (т. е. сейчас, когда я умираю как преступник), будешь со Мною в раю». В полном соответствии с Писанием Иисус пообещал разбойнику взять его в рай, и Он выполнит Свое слово, когда придет второй раз на землю и будет воскрешать всех праведников.
е) «Желание разрешиться и быть со Христом». «Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение, — писал апостол Павел. — Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Флп. 1:21,23). Неужели апостол Павел думал, что сразу после смерти он попадет на небо?
Апостол Павел много написал о пребывании со Христом. В одном из посланий он упоминает о «почивших в Иисусе». По его словам, вдень Второго пришествия мы и умершие праведники воскреснем, и вместе с живыми святыми будем «восхищены… на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1 Фес. 4:14, 17).
Возвращаясь к Посланию к Филиппийцам, заметим, что апостол Павел не дает детального описания того, что происходит после смерти. Он просто выражает свое желание оставить нынешнее беспокойное существование и быть со Христом, не делая при этом никаких пояснений или упоминаний о периоде времени между смертью и воскресением. Свои надежды на будущее он связывает с обетованием вечного общения с Иисусом. Умершие не могутоценить ход времени. Воскресение будет для них следующим мгновением после того, как их глаза закрылись в смертном сне. Для христианина смерть — это приобретение, потому что искушения, испытания и скорби отступают, и впереди сияет славное бессмертие. (6) Е. Уайт, Великая борьба, с. 558.
(9) «Death», SDA Bible Dictionary, rev. ed., p. 278; Cp. Questions on Doctrine, p. 524.
(10) «Resurrection», SDA Bible Dectionary, rev. ed., p. 935.
» Question on Doctrine, pp. 67, 68.
(12) «Resurrection», SDA Bible Dictionary, rev. ed., p. 936.