Библиотека soteria.ru
В начале было Слово
ГК АСД
Дата публикации: 16.02.14 Просмотров: 57318 Все тексты автора ГК АСД
Глава 27. Новая земля
Новая земля, на которой обитает правда, будет служить вечным домом для искупленных и совершенной средой для вечной жизни, любви, радости и духовного возрастания в присутствии Божьем. Сам Бог будет обитать со Своим народом, страдания и смерть исчезнут навсегда. Закончится великая борьба, и не будет больше греха. Все творение, одушевленное и неодушевленное, провозгласит, что Бог есть любовь. Он будет царствовать вовеки (Основание веры, 27).
Пережив страшные мгновения, когда смерть была совсем рядом, некто сказал с облегчением: «Мой дом на небе, но я не спешу туда!» Подобно этому человеку, многие считают, что небо после смерти гораздо предпочтительнее, нежели ад, но оно все же уступает прелестям настоящей жизни. Если бы те представления о будущем, которые имеют многие люди, соответствовали действительности, то такое чувство было бы вполне оправданным. Но описания и косвенные свидетельства, содержащиеся в Библии, убеждают нас, что все, приготовленное Богом для спасенных, настолько превосходит земную жизнь, что мало кто замедлил бы поменять этот мир на будущий.
Природа новой земли
Осязаемая действительность.
В первых двух главах Библии рассказывается о том, что Бог сотворил совершенный мир для обитания сотворенных Им людей. Две последние главы Библии также говорят о сотворении Богом совершенного мира для человечества, но на этот раз это будет воссозданием Земли, пострадавшей от разрушительного воздействия греха.
Вновь и вновь Библия возвещает, что вечная обитель для искупленных — это реальность, которую смогут ощутить люди, обладающие телом и разумом. Оказавшись там, они смогут все увидеть, услышать, потрогать, измерить и изобразить. Над реальной землей будет распростерто реальное небо.
Третья глава второго Послания апостола Петра суммирует библейское основание этого понятия. Петр говорит о допотопном мире: «Тогдашний мир погиб, быв потоплен водою». Второй мир — «нынешние небеса и земля» — будет очищен огнем, чтобы приготовить место для «новой земли», на которой «обитает правда» (стих 6, 7, 13) (1). «Третий» мир будет таким же реальным, как и первые два.
Связь и отличие.
Выражение «новая земля» указывает на связь с сегодняшней землей, а также на отличие от нее (2). Апостолы Петр и Иоанн писали, что существующая земля будет очищена от осквернения, а затем обновлена (см. 2 Петр. 3:10-13; Откр. 21:1) (3). Поэтому новая земля — это прежде всего наша планета, а не какое-то другое место. Обновленная, она все же останется нам знакомой и близкой, — нашим домом. И это так прекрасно! Она, однако, будет новой в том смысле, что Бог очистит ее от греха.
Новый Иерусалим
Новый Иерусалим — столица новой земли. На древнееврейском языке «Иерусалим» означает «город мира». Земной Иерусалим редко соответствовал значению своего имени, но имя «Новый Иерусалим» будет в совершенстве отражать действительность.
Связующее звено.
В некотором смысле этот город соединяет небо и землю. Слово «небо», встречающееся в Писании, обозначает:
1) атмосферу (см. Быт. 1:20);
2) звездное небо (см. Быт. 1:14-17);
3) «Третье небо», где расположен рай (2 Кор 12:2-4). Павел связывал небо с раем, поэтому оно стало синонимом рая, места пребывания Бога и Его престола. Поэтому в более широком смысле Писание называет Царство Божье, Его правление и людей, добровольно признающих Его власть, словосочетанием «Царство небесное».
Ответ Бога на просьбу, содержащуюся в молитве Господней: «Да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф. 6:10), превзойдет все ожидания, когда Он перенесет Новый Иерусалим на планету Земля (см. Откр. 21:1, 2). Он не просто очистит землю, Он возвеличит ее. Земля, получив более превосходный статус, чем до грехопадения, станет столицей Вселенной.
Описание города.
Апостол Иоанн в самых возвышенных словах передает красоту Нового Иерусалима: «Город… приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего» (Откр. 21:2). Само описание города говорит о его реальности.
1. Его свет.
Первая характерная особенность города, которую отметил Иоанн, это его «светило» (Откр. 21:9, 11). Слава Божья освещает город, делая свет солнца и луны ненужным (см. Откр. 21:23, 24). Темные аллеи не будут омрачать Нового Иерусалима, ибо стены и улицы его прозрачны и «ночи там не будет» (Откр. 21:25). «И не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их» (Откр. 22:5).
2. Устройство города.
Для постройки города Бог использовал самые лучшие материалы. Стена его из ясписа, «драгоценнейшего камня» (Откр. 21:11, 18); основания украшены двенадцатью различными камнями: ясписом, сапфиром, халкидоном, смарагдом, сардониксом, сердоликом, хризолитом, вириллом, топазом, хризопрасом, гиацинтом, аметистом (см. Откр. 21:19, 20).
Эти драгоценные камни, однако, не основной строительный материал. Большую часть города — его здания и улицы — Бог построил из золота (см. Откр. 21:18, 21), использовав этот драгоценный металл так же свободно, как люди сегодня используют бетон. Это золото чище любого золота, нам известного. Иоанн называет его «чистым золотом», подобным «чистому стеклу» (Откр. 21:18).
Войти в город можно через двенадцать ворот, каждые из которых сделаны из цельной жемчужины. «Жемчуг — это результат страдания: в раковину устрицы попадает мельчайшая пылинка, и маленькое существо в страданиях преобразует его в сияющую драгоценность. Ворота — из жемчуга. Чтобы вы и я смогли войти туда, Бог претерпел безмерные страдания, во Христе примирив с Собой мир» (4).
Помимо перечня строительных материалов важное значение имеет и тот факт, что ангел, показавший Иоанну город, измерил его стены. То, что они имеют высоту, длину и толщину, которые можно измерить, свидетельствует современному, доверяющему фактам человеку о реальности города.
3. Снабжение водой и пищей.
От престола Божьего, расположенного в центре города, исходит «река воды жизни» (Откр. 22:1). Величественное, многоветвистое дерево жизни растет «по ту и другую сторону реки». Его плоды содержат тот жизненный элемент, без которого человечество существует с тех пор, как Адам и Ева покинули Едемский сад. Эти плоды — Божье противоядие против старения, истощения и простой усталости (см. Откр. 22:2; Быт. 3:22).
Наш вечный дом
В Библии ясно изложена истина о том, что спасенные в конце концов наследуют землю (см. Мф. 5:5; Пс. 36:9, 29; 113:24). Иисус обещал приготовить для Своих последователей «обители» в доме Своего Отца (Ин. 14:1-3). Как мы уже отметили, согласно Библии, центр небесного управления и престол Отца расположены в Новом Иерусалиме, который спустится на эту землю (см. Откр. 21:2,3,5).
Жилище в городе.
Новый Иерусалим — это город, которого ожидал Авраам (см. Евр. 11:10). В этом огромном городе Христос устраивает «обители» (Ин. 14:2), или жилища для спасенных, — самые настоящие дома.
Жилища вне города.
Однако искупленные не будут ограничены стенами Нового Иерусалима. Они наследуют всю землю. Из своих домов спасенные отправятся за пределы города, чтобы проектировать и строить дома, о которых они мечтали, сажать растения, собирать урожай и питаться плодами (см. Ис. 65:21).
Жизнь с Богом и со Христом.
На новой земле полностью исполнится обетование Христа: «Возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин. 14:3). Цель воплощения — «с нами Бог» — будет наконец достигнута: «Се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их» ^ (Откр. 21:3). Спасенные будут иметь преимущество жить в присутствии Отца и Сына и в общении с ними.
Жизнь на новой земле
Какой же будет жизнь на новой земле?
Царствование вместе с Богом и Христом.
Бог доверит искупленным дела Своего Царства: «Престол Бога и Агнца будет в нем (в городе), и рабы Его будут служить Ему… и будут царствовать во веки веков» (Откр. 22:3-5; ср. 5:10).Мы не знаем, насколько масштабным будет их правление. Однако мы, без сомнения, можем сказать, что важным делом искупленных в этом Царстве станет их служение в качестве посланников Христа, свидетельствующих всей Вселенной о любви Божьей. С огромной радостью они будут прославлять Бога.
Физическая деятельность на новой земле.
Жизнь на новой земле превзойдет все наши представления о вечности. Перспектива безграничного развития и разнообразие возможностей пробудит у спасенных самые смелые дерзания.
Писание говорит о том, что искупленные «будут строить домы и жить в них» (Ис. 65:21). Строительство подразумевает проектирование, конструирование, создание интерьера, возможность реконструкции. Слово «жить» включает в себя все возможные виды деятельности.
Основной задачей жизни на новой земле будет осуществление первоначального Закона Божьего относительно творения. В Едеме Творец вверил первым людям сад, «чтобы возделывать и хранить его» (Быт. 2:15). По словам пророка Исайи, спасенные будут насаждать виноградники и прекрасные сады.
Согласно Книге Откровение, искупленные будут играть на арфах и других музыкальных инструментах. Ведь Сам Бог наделил человечество желанием творить и обогатил мир неограниченными возможностями (см. Быт. 1:28-31).
Общественная жизнь на новой земле.
Взаимоотношения друг с другом будут для нас источником огромной радости в вечности.
1. Друзья и семья.
Узнаем ли мы наших друзей и родных после того, как будем прославлены и преображены в подобие Иисуса? Ученики Христа без труда узнали Его после воскресения, Мария узнала Его голос (см. Ин. 20:11 -16), Фома признал Его по внешности (см. Ин. 20:27, 28), а ученики из Эммауса — по присущим только Ему особенностям поведения (см. Лк. 24:30, 31, 35). В Царстве Небесном Авраам, Исаак и Иаков сохраняют как свои имена, так и личностные характеристики (см. Мф. 8:11). Мы можем быть твердо уверены в том, что на новой земле мы продолжим взаимоотношения с теми, кого мы знаем и любим сейчас.
На самом деле, именно взаимоотношения, которыми мы будем наслаждаться там — и не только с родными и теперешними друзья-ми — делают небо желанным для нас. Многие материальные преимущества неба «покажутся ничтожными по сравнению с вечным общением с Богом Отцом нашим Спасителем, со Святым Духом, с ангелами, со святыми из всех племен, колен, языков и народов, с нашими семьями… Больше не будет деградации личности, разбитых семей, потери друзей. Гармония и цельность будут всеобъемлющими. Физическое и духовное единение превратит небо и вечность в совершенное место» (5).
«Нежные чувства любви и участия, которые Сам Бог насадил в душе, будут выражены там самым прекрасным образом и получат дальнейшее развитие. Чистое общение со святыми существами, гармоничная жизнь в обществе блаженных ангелов и верных всех веков — все это будет составлять блаженство искупленных» (6).
2. Брак.
Однажды Христу рассказали о женщине, которая в своей жизни семь раз выходила замуж, и спросили, чьей женой она будет после воскресения. Не нужно обладать богатым воображением, чтобы представить те бесконечные трудности, которые непременно появятся, если супружеские отношения, существующие на этой земле, будут восстановлены на небесах. Ответ Христа открывает Божественную мудрость: «В воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божий на небесах» (Мф. 22:29, 30).
Но неужели искупленные лишатся тех преимуществ, которые предполагает супружество? На новой земле искупленные не будут лишены никаких благ! Бог обещал, что «ходящих в непорочности Он не лишает благ» (Пс. 83:12). Если это истинно в настоящей жизни, то насколько истинно это будет в жизни будущей!
В супружестве главное — любовь. Брак предоставляет возможность выражать ее. Писание же говорит: «Бог есть любовь», и «полнота радостей пред лицом Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек» (1 Ин. 4:8; Пс. 15:11). На новой земле не будет недостатка ни в любви, ни в радости, ни в наслаждениях. Никто не будет чувствовать себя одиноким, опустошенным, нежеланным.
Мы можем быть уверены, что любящий Творец, создавший брак на радость людям в этом мире, приготовил нечто лучшее, чем брак в будущем — настолько лучшее, насколько новый мир превосходит этот.
Интеллектуальная жизнь на новой земле
Восстановление умственных сил.
«Листья дерева (жизни) — для исцеления народов» (Откр. 22:2). Исцеление, о котором говорится в Книге Откровение, означает не просто «излечение»; оно означает «восстановление», потому что больных там не будет (Ис. 33:24, 20). Вкушая от дерева жизни, искупленные смогут бесконечно развивать свои физические и умственные способности, которые ранее были ограничены вследствие греха. В них будет восстановлен образ Божий.
Неограниченные возможности.
Вечность предоставляет беспредельные возможности для умственного развития. На новой земле «бессмертный разум с неувядающим восторгом будет созерцать чудеса творческой силы и тайны искупительной любви. Там не будет жестокого врага-обольстителя, искушающего забыть Бога. Станут развиваться все способности, умения и навыки; умножится каждый талант. Приобретаемые знания не приведут к умственному переутомлению или истощению жизненных сил. Там можно будет осуществлять самые грандиозные проекты; претворять в жизнь самые возвышенные стремления, самые смелые планы; но и после этого будут новые вершины, которые следует взять; новые чудеса, которые будут вызывать восхищение; новые истины, которые нужно постигать; новые объекты исследования, требующие приложения сил ума, души и тела» (7).
Духовные устремления на новой земле.
Без Христа вечная жизнь была бы бессмысленной. В вечности искупленные будут чувствовать большую нужду во Христе, больше размышлять о Его жизни и служении, стремиться к единству с Ним, к более полному отражению Его характера в себе и иметь больше времени, чтобы свидетельствовать непадшим мирам о Его несравненной любви. Искупленные будут жить для Христа и со Христом. В Нем они обретут мир и покой!
Сам Христос жил для того, чтобы служить (см. Мф. 20:28), и призывал Своих учеников следовать Его примеру. Сотрудничество со Христом сегодня — это уже само по себе награда. Взаимоотношения с Ним, рождающиеся в результате этого сотрудничества, предлагают еще большее — возможность жить и трудиться с Ним на новой земле. Там с великой радостью и желанием «рабы Его будут служить Ему» (Откр. 22:3).Хотя искупленные получат неограниченные возможности для исследования Божьей сокровищницы — природы, все же самой возвышенной темой для изучения будет истина о кресте Господнем. Обладая восстановленным разумом, который человек должен был искать изначально по замыслу Божьему, свободные от ослепляющего действия греха люди будут способны постигать духовные истины так, как сегодня можно только мечтать. Наука спасения — глубокая, возвышенная и беспредельная, превосходящая самые смелые воображения — будет не просто предметом исследования, но восторженной вечной песней. Эти исследования откроют искупленным новые грани истины во Христе Иисусе.
Из недели в неделю спасенные будут собираться для субботнего поклонения: «Тогда… из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лицо Мое на поклонение, говорит Господь» (Ис. 66:23).
Там не будет уже…
Всякое зло будет искоренено.
Одно из самых воодушевляющих обетовании о новой земле связано с тем, чего там не будет: «И смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21:4).
Все эти проявления зла исчезнут навеки, потому что Бог искоренит всякий грех — причину зла. Писание говорит о дереве жизни на новой земле, но ни разу не упоминается, что там будет дерево познания добра и зла или какой-либо источник искушения. На этой доброй земле христианину не придется сражаться с миром, с плотью или с дьяволом.
Гарантией того, что новая земля навсегда останется «новой», несмотря на то, что она будет заселена жителями этой, некогда оскверненной грехом старой планеты, будет то, что Бог не допустит на нее «неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов» (Откр. 21:8; 22:15). Он обязан поступить так, ибо грех разрушает все, во что он проникает.
«Удален всякий след проклятия… Раны на Его окровавленном челе, на боку, на руках и ногах будут единственным напоминанием о жестокости греха. Взирая на славу Христа, пророк говорит: «От руки Его лучи, и здесь тайник Его силы!» (Авв. 3:4)… В течение бесконечных веков Голгофские раны Христа будут прославлять Его и проповедовать о Его силе» (8).
«Прежнее» не будет воспоминаемо.
На новой земле, согласно пророчеству Исайи, «прежние (небо и земля) уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце» (Ис. 65:17). При внимательном прочтении становится очевидным, что искупленные забудут скорби прежней жизни (см. Ис. 65:16). Но они не забудут все то доброе, что сделал для них Бог, преизобильную благодать, которой Он спас их, иначе вся борьба с грехом была бы напрасной. Познав на личном опыте спасительную милость Христа, святые будут свидетельствовать о ней всю вечность.
Кроме того, история греха служит также залогом того, что «бедствие уже не повторится» (Наум. 1:9). Мысли о печальных последствиях греха приведут к тому, что в вечности ни у кого уже не появится желания вступить на этот путь самоубийства еще раз. Хотя прошлые события имеют важное значение, сама небесная атмосфера очищает от этих ужасных воспоминаний. Обетование заключается в том, что воспоминания не вызовут у искупленных угрызений совести, сожаления, разочарования, печали или душевных мук.
Ценность веры в новое сотворение
Вера в учение о новой земле приносит христианину ряд весьма практических преимуществ.
Она приучает к терпению.
Сам Иисус, «вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление (Евр. 12:2). Апостол Павел находил ободрение, размышляя о будущей славе: «Посему мы не унываем… Ибо кратковременное, легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» (2 Кор. 4:16, 17).
Она приносит радость и уверенность в награде.
Сам Христос сказал: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5:12). Павел повторяет эту мысль: «У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду» (1 Кор. 3:14).
Она дает силу противостоять искушению.
«Взирая на воздаяние», Моисей смог устоять против «греховных наслаждений» и пренебречь «египетскими сокровищами» (Евр. 11:25, 26).
Она позволяет предвкушать радость неба.
Христианин получает награду не только в будущем (Еф. 1:14). Христос говорит: «Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему»(Откр. 3:20). «И когда Христос приходит, Он всегда приносит с Собою небо». Общение с Ним — это «небо в сердце, это начало славы, это предвкушение спасения» (9).
Она способствует большему успеху в жизни сегодня.
Некоторые иногда считают, что все мысли христиан заняты только небесным, и поэтому от них не ожидают никакой пользы на земле. Но именно вера в будущее и дает христианину то прочное основание, опираясь на которое можно изменить мир. Как заметил К. С. Льюис: «Изучая историю, вы обнаружите, что из всех христиан больше всего сделали в настоящем именно те, кто больше всего задумывался о будущем… Именно потому, что многие христиане оставили мысли о будущем мире, они не приносят большой пользы в этом мире. Стремитесь к небесам и вы в придачу получите землю, думая о земле, вы потеряете все» (10).
«Мудрый человек более старательно станет высекать статую из мрамора, чем лепить снеговика» (11). Христианин, готовящийся к вечной жизни естественно, старательно организует свою жизнь, внеся более весомый вклад в жизнь общества, чем тот, кто считает себя явлением временным.
«Размышление над небесными темами, к которому побуждает Дух Святой, обладает великой утверждающей силой. Благодаря ему возвышается и облагораживается душа, обостряется проницательность. Шкала ценностей невидимого и видимого мира становится более объективной» (12).
Она раскрывает характер Божий.
Мир, каким мы его видим сегодня, отражает характер Божий и Его первоначальный замысел относительно этой планеты в весьма искаженном виде. Экосистема нашей планеты настолько поражена грехом, что почти невозможно проследить связь между этим миром и раем, описанным в 1 -и и 2-й главах Книги Бытие. Сегодня жизнь характеризуется постоянной борьбой за выживание. Даже жизнь верующего, которому приходится сражаться с миром, плотью и дьяволом, не точно отражает первоначальный замысел Божий. Именно тот мир, который Бог приготовил для искупленных, — мир, не тронутый влиянием греха, где господствует лишь воля Божья, дает нам полное представление о Его совершенном характере.
Она привлекает нас к Богу.
В конечном счете Библия описывает новую землю, чтобы привлечь нерелигиозного человека ко Христу. Один человек, услышав, что «земля, восстановленная в Едемской красоте, будет столь же реальной, как сегодняшняя земля, и что она станет последним прибежищем святых, где они будут свободны от горя, страданий и самой смерти и будут общаться друг с другом лицом к лицу», стал возражать. «Как, — сказал он, — этого не может быть. Это как раз то, что устроило бы мир. Это как раз то, что понравилось бы грешникам».
Многие «считают, что религия… со своим учением о вознаграждении в будущем должна быть непременно чем-то нежеланным для мира. Поэтому, когда заходит речь о любом состоянии счастья, к которому может устремиться сердце человека в его падшем состоянии, они меньше всего склоны искать его в религии» (13). Такой подход далек от истины.
Намерение Бога — отвлечь людей от сосредоточенности на земном и помочь им оценить мир будущий, увидеть прелесть всего, что приготовил людям их любящий Отец.
Вечное обновление.
На этой старой земле часто говорят, что «все хорошее когда-нибудь заканчивается». Самая радостная весть о новой земле заключается в том, что ей никогда не придет конец. Сбудутся слова, воспетые в оратории «Аллилуйя»: «Царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его и будет царствовать во веки веков» (см. Откр. 11:15; ср. Дан. 2:44; 7:27). Согласно Писанию, все творение объединится в пении гимна: «Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков» (Откр. 5:13).
«Великая борьба окончена. Греха и грешников больше нет. Вся Вселенная чиста. В бесчисленных творениях бьется один пульс согласия и радости. Во все концы безбрежного пространства текут потоки жизни, света и радости от Того, Кто сотворил все. От мельчайшего атома до величайшей галактики — все одушевленное и неодушевленное в своей неомраченной красоте и совершенной радости провозглашают: «БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ!» (14)
См. James White, «The New Earth. The Dominion Lost in Adam Restored Through Christ», Review and Herald, Mar. 22, 1877, pp. 92, 93. Русским словом «новый» переведены два греческих слова, употребленные в Новом Завете. «Нэос» выражает идею новизны касательно времени и может переводиться словами «новый», «недавний», «молодой». Противоположное сму по значению прилагательное «архайоо означает «старый», «первоначальный», «древний». С другой стороны, слово «/сапное» означает «новизну формы или качества» и может переводиться как «новый», «свежий», «отличный по своей природе». Оно противоположно по значению прилагательному «палапоо — «старый», «древний», «изношенный», «поврежденный». Для описания новой земли употреблен термин «кайнос» («New Earth», SDA Bible Dictionary, rev. ed., p. 792).
(3) Там же.
(4) Richard W. Coffen, «New Heaven, New Earth», These Times, Sept. 1969, p. 7.
(5) Neal C. Wilson, «God’s Family Reunited», AduentistReuiew, Oct. 8,1981, p. 23.
(6) E. Уайт, Великая борьба, с. 677.
(7) Там же.
(8) Там же, с. 674.
(9) «Clusters of Eschol», Review and Herald, Nov. 14, 1854, pp. 111. 112.
(10) C.S. Lewis, MereChris«anity(Westwood,NJ:BarbourandCo., 1952),p. 113. » Fagal, Heaven is for You, p. 37.
(12) «Clusters of Eshol», pp. 111, 112.
(13) Uriah Smith, «The Popular Hope, and Ours», Review and Herald, Feb. 7,1854, p. 20.
(14) E. Уайт, Великая борьба, с. 678.