Заповедал ли Христос или апостолы соблюдать первый день недели?

Многие верующие вполне согласны с тем, что Христос не нарушил и не отменил субботы. Однако говорят, что нам не нужно соблюдать ее, потому что после воскресения Иисуса ученики собрались для празднования в первый день недели, и по их примеру мы празднуем этот день в честь воскресения Христа. В защиту своего мнения они ссылаются на некоторые тексты из Св. Писания. Теперь мы последовательно остановимся на этих местах Писания м увидим, есть ли там основание для празднования первого дня недели вместо седьмого. Первое место приведем из Ев. Иоанна 20.19. „В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!» В этом тексте совершенно не сказано, что они собрались для празднования воскресенья, так как они еще не все были вполне убеждены в Его воскресения, о чем свидетельствует Лука в 24, 8—21. Слово „собирались» указывает не на празднование, а на то, что это было место их собраний, где они могли быть собраны и в предыдущий, и в последующий день.

Что в приведенном тексте Иоан. 20, 19 нет основания для празднования, говорит и то обстоятельство, что Иисус, явившись ученикам, совершенно не упомянул о том, чтобы они праздновали первый день. недели в честь и в воспоминание Его воскресения. Если Господь дал повеление о преломлении хлеба и вине в воспоминание Его страданий, дал заповедь о ногоомовении и крещении, то Он мог бы дать Свою заповедь и о праздновании воскресения. Явившись к ученикам. Он мог бы сказать: отныне Я благословляю и освящаю первый день недели и повелеваю святить его вместо седьмого субботнего дня. Однако такого повеления нигде в Св.Писании не встречается.

Перед Своим вознесением на небо Господь Иисус дал такое приказание Своим ученикам: „Итак идите научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се Я с вами во все дни до скончания века. Аминь». Мат. 28, 19—20. 0тсюда видно, что апостолы должны были учить народы соблюдать то, что Господь повелел, но так как Он не дал повеления о праздновании воскресения, то они никогда и нигде не учили соблюдать этот день. Ап. Павел указывает на крещение, как на образ и воспоминание смерти, погребения и воскресения Иисуса. „Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соеденены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения». Рим. 6, 3—5.

Перейдем теперь к разбору текста из Деян. Ап. 20. 7. „В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи». Внимательный исследователь Писания может легко заметить, что и тут ничего не сказано ни о праздновании, ни о том, что они собирались в каждый первый день недели. Не дал также и Ал. Павел никакого указания, что в этот день нужно собираться или его праздновать. Слово „собрались» ясно говорит за то, что это было одно исключительное со6рание, ввиду намеревания ап. Павла отправится на следующий день. Далее, стихи 8-й и 9-й той же главы показывают, что это было собрание вечернее и продолжалось до полуночи. Мы не будем сейчас разбираться, было ли это собрание с вечера субботы на первый день недели, или с вечера первого дня недели на понедельник, а заметим только, что ни в том, ни в другом случае это не могло бы служить доказательством празднования этого дня. Ибо, если это собрание было в ночь на первый день недели, то значит Павел его не соблюдал, потому что отправился в путь. Если же это было в ночь на понедельник, то значит верующие не соблюдали этого дня, ибо были заняты работой во время дня и могли собраться только вечером.

Что же касается упоминаемого в седьмом стихе „преломления хлеба», то под этим не всегда подразумевается Вечеря Господня, т. е. Причастие. Греческое слово „класаи артон» обозначает вечерю или угощение вообще. Это слово употреблено и тогда, когда Христос накормил пять тысяч людей пятью хлебами. Матф.14,19. О Вечере Господней говорится лишь тогда, когда упоминается одновременно и хлеб и вино, как это видно из Ев. Матф. 26, 26. 27. 1 Кор. 10, 16; 11, 24. 25. В 20-й же гл. Деян. упоминается только о хлебе, что ясно видно из стиха 11-го. „Взошед же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел». На этом основании можно заключить, что это могла быть прощальная вечеря, вследствие разлуки с ап. Павлом. Подобного рода „преломление хлеба» происходили и каждый день. Деян. 2, 46. Но нельзя утверждать, что это была вечеря Господня, т. к. совершенно не упоминается о вине. Нельзя отсюда также извлекать основания для «празднования, ибо прошлось бы праздновать каждый день, по причине ежедневного преломления хлеба. Господь имел Свою вечерю с учениками в четверг, однако это не означает, что нужно считать четверг праздничным днем.

Следующее место Писания о первом дне недели в 1 Кор. 16. 2.. которое мы также внимательно исследуем. „В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду». Говорится ли здесь о праздновании первого дня недели или о собраниях в этот день? Совсем нет, а тут идет речь только о сбережениях у себя. Другие переводы прямо говорят „у себя дома». Ап. Павел делал это так же, как это практикуется теперь. Чтобы собрать большие пожертвования для миссионерского дела, об том объясняется заранее в церквах, чтобы дары были при-готовленны к определенному времени. Такому порядку учил Ап. Павел верующих того времени, чтобы к его приходу каждый имел приготовленный дар. Почему он велел откладывать и сберегать в первый день недели? Это потому, что это первый из шести рабочих дней, и от первого заработка полагалось откладывать для дела Божия. Прит. 3, 9. Значит и в этом тексте нет основания для празднования первого дня недели, а остается» он тем же рабочим днем, каковым он и был от начала.

Не пройдем также мимо текста из Откр. 1,10, но постараемся и в нем разобраться. „Я был в духе в день воскресный…». Сравнивая этот текст с греческим подлинником, оказывается, что он не переведен точно. Точный перевод этого места гласит так:

Я был в духе в день Господень» „кирiаке хемэра» по гречески. Кроме того, во всех других переводах Библии как то: Украинском, Словенском, Польском, Немецком, Английском и др. также сказано: „… в день Господень». Теперь необходимо установить, на основании Писания, к какому дню относится название „день Господень». Защитники празднования воскресенья говорят, что это название относится к первому дню недели, который во дни апостолов получил название дня Господня. Однако, для такого утверждения в Св. Писании невозможно найти никакого доказательства. Апостолы, упоминая о первом дне недели, нигде не называют его днем Господним.

Все же нам важно знать, о каком дне идет речь в Откр. 1, 10. Известно, что Иоанн написал Евангелие на два года позже Откровения. В Евангелии он говорит о первом дне недели; в Откровении же о дне Господнем. Отсюда становится ясно, что речь идет о двух различных днях. Ибо, если бы в Откр. 1, 10. говорилось бы о том же первом дне недели, о котором Иоанн пишет в своем Евангелии, то он и назвал бы его тем же самым именем. Когда же употребляет два различных названия, то ясно, что они и относятся к двум различным дням, а не к одному и тому же. На основании многих мест Св. Писания можно установить, что название „день Господень» относится к седьмому, субботнему дню. Ис 58. 13. А потому разо6ранный текст, как оказалось, говорит не в пользу празднования воскресенья, но пользу и подтверждение субботы.

Некоторые полагают, будто излитие Св. Духа на Апостолов произошло в первый день недели, и потому его нужно праздновать. Однако, известный и авторитетный толкователь Библии Дексель делает к Деян. Ап. 2, 1. следующее примечание: „По иудейскому обычаю, чтобы определить день пятидесятницы, всегда считали с 16-го Нисана (считая и этот день) и на какой бы день недели ни пал 50-й день в каждом году, в тот и праздновалась пятидесятница. Но так как, согласно сообщению евангелистов, Христос умер в пятницу 15-го Нисана, то 16-ое Нисана было в субботу, а следовательно, и 50-й день, т. е. Пятидесятница, была тоже в субботу» (Гол. Истины» номер 6, стр.13). Значит и это событие нельзя брать в основание празднования первого дня недели. Этого нельзя делать еще потому, что Св. Дух изливался на верующих и в другие дни, что, конечно, не означает, что их нужно праздновать.

Кроме приведенных и разобранных мест Писания из Нового Завета, отрицатели четвертой заповеди ссылаются на одно место из Ветхого Завета, как бы дающее указание на празднование первого дня недели. И этим местом является Псал. 117. 24. „Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный». Это, говорят, пророческое место о праздновании воскресенья. Однако заметим, что в данном тексте день совершенно не обозначен. Чтобы знать о каком дне здесь говорится, мы приведем в разъяснение другие места Писания. Одно из них находим в Ев. Иоан. 8,56. „Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой: и увидел и возрадовался». Спрашивается: какой день желал увидеть Авраам,— день рождения, день крещения, день страдания смерти, погребения, воскресения и вознесения Иисуса Христа? Вполне понятно, что здесь имеется ввиду не какой-нибудь отдельный день, но весь период жизни и деятельности Спасителя для искупления рода человеческого.

Пророки и апостолы называют этот период временем благоприятным и днем спасения. 2 Кор. 6, 2. Так о том же самом дне или периоде спасения говорится и в Псалме 117. Но если бы это место Писания относилось к празднованию первого дня недели, то апостолы несомненно ссылались бы на него. Если же они этого не сделали, то следовательно этот текст не имеет никакого отношения к установлению какого-либо праздника.

Задумываясь над вопросом, почему Господь не дал заповеди о праздновании дня Его рождения, страданий, смерти, воскресенья и вознесения, мы можем прийти к тому заключению, что эти события столь велики и многозначущи, что их нельзя приурочивать к воспоминанию в отдельные дни недели или года. Но о том, что Христос пришел в мир, пострадал, умер, воскрес и вознесся на небо, христианин должен помнить каждый день, час и мгновенье. И не только помнить, но дать „Христу верою вселиться в сердца наши», и поступать в нашей повседневной жизни „так, как Он поступал».

К сожалению, большинство христиан мало или даже совсем не помнят о Христе в своей повседневной жизни. Когда же наступают установленные ими самими праздничные дни, то и тогда уделяется больше внимания своим прихотям, нежели Христу. А потому сказано: „Испытываете самих себя в вере ли вы? самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть». 2 Кор. 13, 5.

Итак, при внимательном исследовании всех «текстов, якобы говорящих о праздновании первого дня недели, оказалось, что ни в одном из них нет никакого для этого указания. Ни Христос, ни апостолы никогда не повелевали святить этот день. Нигде в Св. Писании не дано никакого священного названия первому дню недели. Нигде не написано в Слове Божием, что нельзя работать в этот день. Не сказано также, что Господь перенес благословение с субботнего дня на первый день. Не указано никаких особых обетовании для соблюдающих этот день, как это сказано о субботе Ис. 56, 2—7; 58, 13. 14. И нет никакой угрозы для тех, кто его не соблюдает. Этот день был первым из числа шести рабочих дней, тем он и остался по Писанию. И напрасно человек старается освящать то, чего Господь не освятил.