Глава 10. «служение смертоносными буквами»

В качестве вступления к этой главе я предлагаю следующее исполненное сильным чувством место из Второго послания к Коринфянам: «Если же служение смертоносным [за нарушение заповедей] буквам, начертанное на камнях, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисееве по причине славы лица его преходящей, — то не гораздо ли более должно быть славно служение духа? Ибо, если служение осуждения славно, то тем паче изобилует славою служение оправдания. То прославленное даже не оказывается славным с сей стороны, по причине преимущественной славы последующего. Ибо, если преходящее славно, тем более славно пребывающее. Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением. А не так, как Моисей, который полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего [служения]. Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало [что Моисей полагал на свое лицо] доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета [писаний, которые свидетельствовали о Христе], потому что оно снимается Христом… Но когда обращаются [ослепленным сердцем] к Господу, тогда это покрывало снимается» (2 Кор. 3:7—16).

Давайте будем корректны: Павел обсуждает не закон, а «служение» закону. Слово «служение» в 1Кор. 12:5 переведено как «служения». Во дни Моисея «служители» выносили приговор о немедленной казни тем, кто нарушал заповеди. Во времена Павла вообще и в его служении в частности такое не практиковалось. Пожалуйста, обратите особое внимание на то, что отличие состояло не в законе, но в «служении». Павел противопоставляет «служение смерти» и «служение Духа». За «служением осуждения» следовало «служение праведности». Отличие между законом и служением закону столь же огромно, как и сам мир. Когда служение Конституции переходит от демократической партии к республиканской. Конституция от этого не меняется. Она остается неприкосновенной. Так и с Десятисловием.

Нижеследующие тексты отчетливо показывают, что Павел имел в виду под словами «смертоносное служение». Из них также ясно, что речь идет о Десятисловии: «И хулитель имени Господня должен умереть» (Дев. 24:16). «Всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти» (Исх. 31:15). «Кто будет злословить отца своего и мать свою, тот да будет предан смерти» (Лев. 20:9). «Кто убьет какого-либо человека, тот предан будет смерти» (Лев. 24:17). «Да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка» (Лев. 20:10).

Следует помнить, что во дни Моисея Израиль называли «народом» и «собранием в пустыне» (Чис. 14:12:Деян. 7:38). Церковь и народ представляли собой единое целое и были водимы непосредственно Богом. Такое государство называется теократическим. Но пришло время, когда израильтяне потребовали, чтобы ими управлял царь, «как у остальных народов». Даруя им эту возможность. Господь сказал: «Отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними» (1Цар. 8:7). Именно тогда «смертоносное служение» за гражданские преступления перешло в руки царей и гражданских судов, а теократия была отменена, о чем мы и читаем во 2Кор. 3.

Когда Иисус пребывал на земле и Его допрашивали иудейские начальники, они сказали: «Мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть» (Ин. 19:7). Его обвиняли в богохульстве: «Вот, теперь вы слышали богохульство Его! Как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти» (Мф. 26:65, 66). Но власть предать Его смерти выскользнула из их рук, и они, чтобы убить Христа, обратились к римскому правителю. Таким образом, «смертоносное служение», которое во времена Моисея несла Церковь, было отменено. Конечно же. Сам Христос лично учил об отделении Церкви от государства, говоря: «Итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22:20, 21).

В период теократического правления было провозглашено следующее: «Суд — дело Божие; а дело, которое для вас трудно, доводите до меня, и я выслушаю его» (Втор. 1:17). Устами Моисея говорил Сам Бог, когда оглашалось обвинение и приговор. Моисей был служителем Божьим как в гражданских, так и в религиозных вопросах. Он совмещал и церковную, и государственную власть.

Павел исполнял «гораздо более славное» служение, «служение духа» (2 Кор. 3:8). Вместо того чтобы исполнять «служение смерти» над виновными, Павел проповедовал им евангельскую весть в силе Святого Духа. Это — «служение духа».

В 1Кор. 6:9—11 имеется иллюстрация этого служения: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи… ни воры… Царства Божия не наследуют. И таковыми были некоторые из вас; но омылись, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего».

Существуют и другие важные истины о теократии, которые необходимо осознать, прежде чем можно будет закрыть обсуждаемый вопрос. Служение смерти вступало в действие только в тех случаях, когда грех совершался осознанно, «дерзкою рукой» (Чис. 15:30). Другие же грехи влекли за собой жертвоприношение, и потом о них забывали. «Если же один кто согрешит по неведению, то пусть принесет козу однолетнюю в жертву за грех. И очистит священник душу, сделавшую по ошибке грех… и прощено будет ей… Если же кто… сделает что дерзкою рукою… истребится душа та из народа своего. Ибо слово Господне он презрел и заповедь Его нарушил: истребится душа та; грех ее на ней» (Чис. 15:27—31). Только Бог решал, к какому типу относился каждый конкретный грех. Но во времена Павла теократическая система была уже отменена.

Часто не без возвышенных интонаций заявляют, что раз смертные приговоры за нарушения закона Господом более не выносятся, то отменен и сам закон, а если закон по-прежнему в силе, то должны быть и приговоры за его нарушение в силе.

Таким людям я позволю себе напомнить, что вынесение смертных приговоров отложено до судного дня. Он решил «беззаконников соблюдать ко дню суда» (2Петр. 2:9). «Грех есть беззаконие» (1Ин. 3:4), «возмездие за грех — смерть» (Рим. 6:23) и «сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1:15). Исполнение наказаний за гражданские преступления было передано светским властям (Рим. 13:1). Но поскольку некоторые преступления одновременно есть и прегрешение против Бога, то виновные, если не покаются, погибнут навсегда.