Глава 11. Некоторые заключительные замечания

Возможно, ни одно из утверждений не раздается столь часто, как это: «Безразлично, какой освящать день, достаточно просто соблюдать день». Но вот в чем вопрос: может ли человек сделать своим соблюдением день святым, если его не освятил Бог? Может ли человек святость одного дня перенести на другой? Предположим, кто-то протянет вам запачканную одежду и попросит сохранить ее чистой? Как вы можете ее таковой сохранить, если изначально она нечиста? А как человек может соблюсти святым тот день, который от начала таковым не был?

Четвертая заповедь гласит: «Помни день субботний, чтобы святить его». Известно, что слово «суббота» означает «покой». Согласно заповеди мы должны соблюдать день покоя. О каком дне покоя говорится в Библии? «Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх. 20:11).

Этот текст не оставляет сомнений, что Господь благословил день, в который Он покоился. Именно это придает субботе статус дня покоя. Шесть дней Он не отдыхал. Ни один из этих дней не может быть назван днем покоя. Он благословил и освятил именно тот день, в который Он отдыхал, и никакой иной. Отсюда, если человек один из семи дней недели посвящает отдыху и это время выпадает на те дни, в которые Господь трудился, то он не чтит день покоя Творца. Первый, второй, третий, четвертый, пятый и шестой дни недели в Слове Божьем названы «шестью рабочими днями» (Иез. 46:1). Это те дни, в которые Творец трудился. Ни в один из этих дней Он не отдыхал и, соответственно, не благословлял. В заповеди сказано, что Творец благословил день, в который Он отдыхал, и уж затем сказано, что это был день седьмой.

Чудеса подтверждают святость субботы

То, каким образом в течение сорока лет ниспосылалась в пустыне манна, безусловно, указывает на исключительность субботнего дня. Подмена дней была невозможна. Господь сказал Израилю, что Он одождит их хлебом с небес, чтобы испытать, будут ли они поступать по Его закону или нет (Исх. 16:4). Они должны были собирать ровно столько, сколько им могло понадобиться в этот день. Если же они собирали больше и откладывали на следующий день, то манна портилась и больше в пищу не годилась. Но в шестой день им велено было «собирать хлеба вдвое». Моисей «сказал им: вот что сказал Господь: завтра покой, святая суббота Господня… что останется, отложите и сберегите до утра. И отложили то до утра, как повелел Моисей, и оно не воссмердело, и червей не было в нем. И сказал Моисей: ешьте его сегодня; ибо сегодня суббота Господня; сегодня не найдете его на поле. Шесть дней собирайте его; а в седьмый день — суббота; не будет его в этот день. Но некоторые из народа вышли в седьмый день собирать, и не нашли. И сказал Господь Моисею: долго ли будете вы уклоняться от соблюдения заповедей Моих и законов Моих?» (Исх. 16:23—28).

Из этого повествования о сорока годах ниспослания небесного хлеба можно выделить следующие факты:

1. Этим проверялось следование воле Божьей.

2. Манна падала с неба только шесть дней в неделю.

3. Если ее собирали больше, чем требовалось, то она портилась.

4. В шестой день они должны были собирать в два раза больше обычного.

5. Предполагалось, что часть собранного в шестой день они откладывали на следующий, седьмой день.

6. Это было чудом Божьим, что в субботу манна не портилась.

7. Когда они вышли собирать в седьмой день, то ничего не нашли.

8. Этот их поступок Бог назвал нарушением Его закона.

Предположим, что мы живем в те дни и беремся утверждать, как и некоторые израильтяне, что суббота не есть какой-то конкретный день, но что это может быть любой день. Предположим, мы решаем, что еженедельный день отдыха должен приходиться на второй день недели. Мы выходим в первый день и собираем пищи вдвойне. Но на следующее утро, когда мы собираемся приступить к завтраку, мы обнаруживаем, что еда испортилась и зачервивела.

Таким образом, мы видим, что теория «любого дня» не срабатывает. Господь не благоволит к такому перетолкованию Его закона.

В Новом Завете суббота — это вполне определенный день. После того как тело Иисуса «в день пред субботою» (Мк. 15:42) было положено в новый гроб Иосифа, последователи Иисуса «возвратившись же приготовили благовония и масти; и в субботу оставались в покое по заповеди» (Лк. 23:56). Возможен только один день, который есть «суббота по заповеди», ибо Господь покоился только один день, а покоился он в день седьмой и никакой иной. Из Нового Завета ясно, что «суббота по заповеди» день вполне определенный — это следующий после распятия Христа день.

Суббота на земном шаре

Но может ли быть соблюдена суббота по всему миру, если земля круглая и на ней много временных поясов? Ответ в словах Иисуса «суббота для человека» (Мк 2:27) и Павла, когда он сказал, что Бог «произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию» (Деян. 17:26). Отсюда следует, что где бы ни находился человек, суббота — для него. Где бы он ни был, он не может быть обделен благословениями субботнего дня. Так что в действительности диспенсационалисты ведут спор со Словом Божьим, а не с теми, кто соблюдает субботу. Отнюдь не соблюдающие субботу сделали нашу планету шарообразной, и не они установили субботу. Это Господь сказал, что Он создал субботу для человека и «произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли». Благословенный Богом седьмой день в каждом народе наступает из недели в неделю. Действительно, этот день не наступает повсюду одновременно, но из этого вовсе не следует, что седьмой день для всех народов не наступает раз в неделю.

Предположим, что некий пассажирский лайнер постоянно совершает кругосветное путешествие. Предположим, что в каждом порту несколько пассажиров поднимаются на борт корабля и, обогнув земной шар, сходят на берег в том же порту, в каком и начинали путешествие. Они все путешествовали на одном и том же корабле, но они поднимались на него не в одно и то же время. Почему так? Да потому только, что мир круглый и лайнер не может оказаться во всех портах одновременно. А раз корабль из порта в порт прибывал последовательно, то и люди поднимались на его борт последовательно и все оказались вместе. Подобно и день субботний путешествует по всему миру, и соблюдающие субботу готовятся к его прибытию; и, пока он с ними, они пребывают в покое. Поэтому за время, пока святая суббота Господня путешествовала по миру, они все соблюдали один и тот же день. Когда Господь сказал, что «суббота для человека» и что люди будут населять всю землю. Он знал, что говорит. Он не говорил о чем-то невозможном.

Если два человека из одного порта отправятся в кругосветное путешествие одновременно, но в разных направлениях, разве один из них обретет дополнительно двадцать четыре часа, а другой столько же потеряет? Подобные утверждения используются для воздействия на тех, кто не берет на себя труд думать самостоятельно. Ни один из них не прожил ни на минуту дольше, чем другой.

Предположим, что эти два человека были близнецами, то есть появились на свет в один и тот же час. Можем ли мы утверждать, что когда они отправились в путешествие, они были одного возраста, а когда вернулись, один из них был на сорок восемь часов старше другого, вследствие чего праздновать свои дни рождения они теперь должны в разные числа месяца? Предположим, они совершили сотню таких путешествий; возьметесь ли вы тогда утверждать, что вследствие этого один из них стал на двести дней старше другого? В соответствии с обсуждаемой теорией один из них должен быть на семь месяцев старше другого, хотя родились они в один и тот же час. И всякий раз, как они совершали бы очередное кругосветное путешествие, один из них становился бы старше самого себя на двадцать четыре часа, а другой — на столько же младше себя. Чем больше об этом размышляешь, тем большей чушью все это кажется.

Людей, соблюдающих святую Божью субботу, можно встретить по всему миру, и где бы они ни были, они соблюдают день, который предваряет первый день недели, точно так же, как это делали и христиане новозаветного времени (см. Мк. 16:1. 2). Тем, кто соблюдает первый день недели, нет ни малейшей нужды знать, когда где-либо на планете этот день наступает.

Есть один географический фактор, которым невозможно пренебречь и который не оставляет камня на камне от утверждения, что субботу на нашем земном шаре соблюдать невозможно, потому что в одном месте она наступает раньше, чем в другом; и дело здесь в следующем: в восточной части Палестины солнце садится на несколько минут раньше, чем в западной. На одном краю Палестины человек может в остающиеся мгновения шестого дня еще работать, в то время как на другом краю кто-то в это время уже наслаждается покоем седьмого дня. Все эти географические и библейские соображения сводят на нет аргументацию сторонников мнения, что субботу на земном шаре соблюсти невозможно. На всей планете ее соблюсти не более невозможно, чем в Палестине, где жили апостолы и где они тем не менее субботу соблюдали.

Истинный седьмой день

Даже после того как все надуманные людьми возражения против истинной библейской субботы были опровергнуты Писанием, все же найдутся такие, кто спросит: «А откуда вы знаете, какой день является поистине седьмым?» Этот вопрос по сути своей является признанием, что все остальные возражения против субботы безосновательны и что если можно со всей определенностью доказать, что тот день, который мы привыкли называть субботой, и есть седьмой день, в который отдыхал Творец, то наша христианская обязанность соблюдать именно его, а не какой-либо иной день. Чтобы смутить несведущие умы, защитники воскресенья говорят так: «Со времени сотворения прошло около шести тысяч лет; исторических свидетельств с тех пор и до времени Моисея не сохранилось, а это многие сотни лет. Таким образом, как мы можем говорить сегодня, спустя тысячи лет нашей путаной истории, когда восставали и рассыпались в прах целые империи, что со времени сотворения времяисчисление велось аккуратно?»

Разумеется, для всякого, кто не брал на себя труда тщательно разобраться в этом вопросе, может показаться, что оппонент здесь имеет преимущество и что невозможно вычислить настоящий седьмой день. Но мы готовы ответить на вопрос и дать неопровержимые доказательства того, что день, который мы называем субботой, и есть первоначальный седьмой день, в который в конце недели сотворения тысячи лет назад покоился Господь.

Прежде всего нужно заметить, что мы в определении дня отдыха Создателя на людскую память не опираемся. Суть проблемы сводится к следующему: утратил ли Великий Бог чувство времени и потерял ли счет дням с того дня, в который Он покоился? Предположим, люди спутали дни где-то в промежутке между сотворением и временем Моисея; но будь так, разве из этого следует, что и у Бога что-то случилось с памятью? Давайте убедимся, что Он никогда не утрачивал счет дням, и в том числе в период между сотворением и временем Моисея. Когда Господь нисшел на Синай, чтобы провозгласить закон Десяти Заповедей, Он изрек: «Помни день субботний, чтобы святить его».

Люди призываются помнить день «покоя» Творца. В заповеди Он предлагает им соблюдать день, в который Он, Создатель, покоился, потому что именно этот день покоя Он благословил. В течение шести дней Господь трудился, и ни один из этих дней не может быть назван днем Его покоя. Очевидно, чтобы пребывать в гармонии с Господом, люди непременно будут покоиться в день, в который в конце недели сотворения покоился и Он.

Но как людям узнать, который из дней седьмой? Отвечаем: познание об этом зависит не от человеческой мудрости, но от прямого откровения от Бога. Это откровение было явлено им в виде манны, которая падала с неба в течение сорока летом «Шесть дней собирайте его; а в седьмой день — суббота; не будет его в этот день» (Исх. 16:26).

В 35-м стихе этой главы мы можем прочесть, что манна падала в течение «сорока лет». В сорок лет укладывается более двух тысяч недель, день же Господень входит в каждую из них. В этот день манна с небес не падала. Так что очевидно, что в то время люди знали наверняка, когда наступал истинный седьмой день недели. В 16-й главе Книги Исход содержится доказательство, что Бог не утратил счет дням.

Далее мы переходим ко времени распятия, которое наступило примерно через полторы тысячи лет. Был ли тогда известен истинный седьмой день? В Библии сказано, что да. В Лк. 23:56 говорится, что после того, как тело Иисуса положили во гроб Иосифа, Его последователи «возвратившись же приготовили благовония и масти; и в субботу оставались в покос по заповеди». Обратите внимание на слова «по заповеди». Мог быть только один день, в который можно было «оставаться в покое по заповеди», — суббота, потому что заповедь говорит о соблюдении того дня, в который покоился Создатель, который Он благословил и освятил. Следовательно, спустя примерно четыре тысячи лет после сотворения познание об истинном дне покоя не было утрачено.

Прошло вот уже около двух тысяч лет с тех пор, как наш Господь был распят. Как мы можем узнать, что с того времени счет дням утрачен не был? Существует целый ряд достовернейших фактов, что этого не произошло и что день, который мы привыкли называть субботой, есть та самая суббота «по заповеди», в которую ученики, положившие тело Иисуса во гроб Иосифа, покоились.

Ни одна из религиозных конфессий не отрицает, что суббота есть седьмой день недели. Спросите баптистов, методистов или пресвитериан, возьмутся ли они утверждать, что день, который они соблюдают, есть седьмой день, — они все без исключения ответят: «Нет, это первый день недели».

Во всех справочниках, словарях и энциклопедиях говорится, что суббота есть седьмой день недели. Во всех календарях всех цивилизованных стран мира значится, что воскресенье есть первый день недели.

Астрономическая наука подтверждает субботу

Еще одно неопровержимое доказательство того, что ни один из дней не был утрачен, можно найти в области астрономии, поскольку точность ее такова, что астрономы могут фиксировать малейшее отклонение от недельного цикла. В «Sacred Chronology» мы читаем: «Вернитесь на три тысячи лет назад, взберитесь на башню храма Бела, того, что стоял в Древнем Вавилоне, и осмотритесь. Солнце, затмеваемое другим небесным телом, перестает давать свет, и отчаяние пришедшего в ужас населения неописуемо. Итак, здесь описано событие и его последствия. Но как мы можем проверить, что записи о случившемся верны? Астроном может рассчитать движение солнца, земли и луны во все предыдущие три тысячи лет; силою ума он погружается в прошлое на тридцать веков назад и сообщает, что да, в тот самый день и час, как о том и записано у халдеев, произошло солнечное затмение» (с. 8).

Таким образом, если бы даже был потерян всего только один час, то и это астрономы смогли бы выявить.

Здесь нам кажется весьма уместным привести слова великого астронома Исаака Ньютона: «К тому же самому я прихожу следующим образом. Камбиз начал свое правление весной 4185 г. по юлианскому календарю (528 г. до Р. X.) и правил в течение восьми лет, включая и пять месяцев правления Смерда; Дарий Гистасп начал править весной 4193 г. по юлианскому календарю (520 г. до Р. X.) и правил в течение тридцати шести лет, о чем свидетельствует абсолютное большинство всех хронологов. Правление этих двух царей отмечено тремя лунными затмениями над Вавилоном, о чем пишет Птолемей, — и с этим невозможно спорить. Первое произошло в седьмом году правления Камбиза, в 4191 г. (522 г. до Р. X.), 16 июля в 11 часов вечера; второе произошло в двадцатый год правления Дария, в 4212 г. (501 г. до Р. X.), 19 ноября в 11 часов 45 минут вечера; третье произошло в тридцать пятый год правления Дария, в 4223 г. (490 г. до Р. X.), 25 апреля в 11 часов 30 минут вечера» (Исследование пророчеств Даниила и Апокалипсиса святого Иоанна; с. 233).

Чем больше размышляешь, тем больше становится очевидным, что просчитаться даже на один день невозможно. Единственный способ, которым мир мог бы утратить день, — это если бы все люди на земле, оставив работу, заснули и проспали всю ночь, и весь следующий день, и следующую ночь тоже; а затем они должны были бы все вместе проснуться и не заметить, что они проспали две ночи и один день.

Изменения календаря

Прежде чем покончить с этой частью исследования, мне кажется, было бы полезно уделить некоторое внимание вопросу изменения календаря с юлианского на григорианский. Но изменение календаря никоим образом не изменило порядка дней в неделе. В «Новой международной энциклопедии» сказано: «Постановили, что из 1582 года следует убрать десять дней, в результате чего в новом календаре день, который должен был быть 5 октября, стал 15 октября 1582 года».

Вот и все, что было сделано. Пятое октября было названо пятнадцатым. Оба дня были четвергами. И следующий день остался пятницей. Единственное отличие заключалось в том, что вместо шестого числа настало шестнадцатое. Греко-католическая Церковь не принимала этого изменения вплоть до 1923 года, но все равно, когда в Греции была суббота, то и по всей Европе тоже была суббота, хотя число месяца и было иным.

Еще одно доказательство того, что счет дням не был утрачен и что тот день, который мы привыкли называть субботой, есть седьмой день недели, состоит в том, что античные народы, давая название дням недели, дню Сатурна (Saturday, — англ.) дали священное имя «суббота». Однажды я запросил Институт международной информации, который связан с нашим журналом «Our World», соответствует ли день, который в англоязычной культуре носит название «день Сатурна», дню «шаббат» — субботе? Я также хотел узнать, какие народы день Сатурна (седьмой день недели) называют субботой. Мне ответили следующее: «Греческое слово sabbaton произошло от древнееврейского shabbath, от которого и происходит слово «суббота». От этого же корня произошли названия этого дня во французском, итальянском, испанском, португальском и немецком языках».

Перед лицом всех этих свидетельств как можно без всякого на то основания браться утверждать, что суббота вовсе не седьмой день недели, который Создатель освятил в конце недели творения? На свете вряд ли найдется человек, настолько глупый, чтобы даже просто попытаться опровергнуть приведенные здесь факты.

Соблюдение субботы

Некий человек, связанный с одним из библейских институтов, сказал: «Согласно закону о субботе они (израильтяне) должны были оставаться дома. Как это могло повлиять на посещение церкви?» Этот автор в качестве примера цитирует 16-ю главу Книги Исход, начиная с 26-го стиха: «Шесть дней собирайте его; а в седьмый день — суббота; не будет его в этот день. Но некоторые из народа вышли в седьмый день собирать, и не нашли. И сказал Господь Моисею: долго ли будете вы уклоняться от соблюдения заповедей Моих и законов Моих? Смотрите, Господь дал вам субботу, посему Он и дает в шестой день хлеба на два дня: оставайтесь каждый у себя, никто не выходи от места своего в седьмый день. И покоился народ в седьмый день».

Что Господь имел в виду, так это то, что никто не должен был «выходить из своего места» в седьмой день собирать манну. Однако Он вовсе не имел в виду, что люди не должны покидать своих жилищ, чтобы в день субботний не попасть на священные собрания, и это должно быть известно всякому, кто хоть немного знаком со Священным Писанием. Ведь народ Божий был научен по субботам посещать общественные богослужения: «Шесть дней можно делать дела, а в седьмый день суббота покоя, священное собрание; никакого дела не делайте; это суббота Господня во всех жилищах ваших» (Лев. 23:3).

Суббота должна была быть днем «священных собраний». Все сведущие люди знают, что слово «собрание» означает «общественное совместное мероприятие». (Можно справиться об этом в любом словаре.) Давид сказал: «Я ходил в многолюдстве, вступал с ними в дом Божий со гласом радости и славословия празднующего сонма» (Пс. 41:4). Из этого текста мы узнаем, что множество народа в день субботний приходило «в дом Божий». Естественно, чтобы отправиться в дом Божий, им приходилось оставлять свои дома.

Во времена земной жизни Христа, как мы о том можем прочесть. Он «вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать» (Лк. 4:16). Понятно, в те годы, когда Его воспитывали, Ему, чтобы прийти на поклонение, необходимо было вместе с Иосифом и Марией оставлять свой скромный дом. И еще: «Проходил Иисус в субботу засеянными полями» (Мф. 12:1). Чтобы отправиться куда-то. Ему неизбежно приходилось покидать место Своего пребывания. В Книге Деяния мы читаем о пребывании Луки в Филиппах: «В день же субботний мы вышли за город к реке, где по обыкновению был молитвенный дом» (Деян. 16:13). Перед лицом всех этих неоспоримых фактов не перестаешь удивляться, как только некоторые дерзают утверждать, что тем, кто собирался святить субботний день, было предписано весь день нее покидать своего дома? Согласно Писаниям, суббота во многом предназначена для того, чтобы дать возможность верующим «собраться слушать слово Божье» (Деян. 13:44).

Суббота более значима, чем церемониальный закон

Противники субботы утверждают, что в пустыне израильтянам было запрещено в субботу разжигать огонь. Те же самые субботоненавистники утверждают, что в зимнее время израильские ребятишки весь день мучались от холода. Эти утверждения весьма далеки от истины. С одной стороны, израильтяне жили в весьма жарком климате, поэтому основной причиной, по которой разжигался огонь, была работа, которую, как им было сказано, надо было заканчивать не позднее исхода пятницы. С какой стати люди спешат представить Бога немилосердным и безжалостным по той лишь причине, что им нужны аргументы, чтобы опровергнуть нежелательную для них истину? Насколько далеки от правды такие утверждения, видно из заповеди Господней — «называть субботу отрадою» (Ис. 58:13). По словарю «отрада» — это то, что «приносит радостное удовлетворение».

Говоря о хлебах приношения, Господь наставлял народ следующим образом: «В каждый день субботы постоянно должно полагать их пред Господом от сынов Израилевых» (Лев. 26:8). Иисус сказал: «Я семь хлеб жизни». Хлеб предложения представлял Христа, «хлеб жизни». Обновление хлебов по субботам означало, что суббота есть день обновления духовной жизни и что проводить се надо, слушая слово

Божие (Деян. 13:44), для чего следует ходить «в дом Божий со гласом радости и славословия». Именно из-за этой благословенной возможности мы можем называть субботу отрадой.

Четвертая заповедь для духовной жизни людей значит, возможно, гораздо больше, чем любая из остальных девяти. Не потому ли дьявол так ненавидит ее? Может быть, именно этим объясняется, почему дьявол постоянно подталкивает к осквернению субботнего дня? Разве не логично, что он будете стремиться уничтожить субботу, чтобы лишить людей духовных преимуществ? Если это действительно так, то стоит серьезно задуматься, прежде чем поднимать свой голос против субботы, тем более если при этом используются аргументы весьма и весьма далекие от истины.

Какие бы обстоятельства не были причиной запрета разводить огонь, можно быть уверенным, что повеление Божьи ни на йоту не отклонялось от заповеди: «Будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить»; ни от обетования: «Будешь иметь радость в Господе!» (Ис. 58:13, 14). При тех несовершенных способах разжигания огня, которые бытовали еще два столетия назад, людям приходилось тратит! много сил, чтобы высечь кресалом искру и запалить трут Потом приходилось тщательно следить, чтобы огонь не погас, потому что разжечь новый было весьма хлопотно. Моет быть, какими-то схожими соображениями и объясняется эта заповедь Божья.