Глава 1. Почему мы не можем оправдаться делами?

Возможно, самое несправедливое из обвинений, возводимых на христиан, соблюдающих субботу, заключается в том, что якобы они учат, будто спасение зарабатывается делами исполнения закона. На них вешают ярлык законничества и приписывают им пренебрежение важнейшей евангельской истиной о спасении благодатью. Некоторые упорно утверждают, что христиане, соблюдающие субботу, смешивают закон и благодать и придерживаются обоих принципов в надежде заработать тем самым право на Царствие Небесное. Но в действительности все обстоит иначе.

Однажды я пригласил проповедника из Библейского института Муди пойти со мной в субботу в Церковь и послушать проповедь о праведности и оправдании по вере. Он согласился; и чем дольше он слушал, тем большее изумление являл всем своим видом. Годами в своих проповедях и статьях он утверждал, что соблюдающие субботу основываются на «делах закона», чтобы добиться от Бога права на спасение. Но в проповеди, которую ему довелось услышать, говорилось как раз об обратном, и после богослужения он не смог не выразить своего удивления и восхищения столь красивым и обоснованным изложением сущности Евангелия. Выявилось как раз то, о чем я догадывался: некогда он был введен в заблуждение. Это справедливо и в отношении многих иных оппонентов, которые берутся спорить с христианами, соблюдающими субботу.

В Нов 25:4 звучит следующий вопрос: «И как человеку быть правым [т. е. оправданным] пред Богом?» Правильный ответ столь значим, что равнодушных к библейскому толкованию по этому вопросу быть не может. Возможно ли иное оправдание, помимо Христа и его искупительной Крови? Апостол Павел говорит: «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа» (Рим. 5:7).

Существовал ли когда-либо иной путь оправдания пред Богом? Может быть, до креста люди получали оправдание «делами закона», а после него — «благодатью»? Имеют ли подобные предположения библейское основание? Если, предположим, люди в ветхозаветные времена спасались делами, то почему же после креста Бог изменил Свой план и утвердил спасение по благодати? Можно ли найти хотя бы один текст в Писании, из которого следовало бы, что от Адама до Иоанна Крестителя люди «спасались» делами собственной праведности? Сумеют ли те, кто упорно утверждает, что во времена от Адама и до Моисея «спасение распределялось в соответствии с делами», указать тот библейский стих, в котором бы говорилось, что человек хоть когда-то мог спастись «делами закона»?

Возникают и другие вопросы. После того как человек, оправданный «по вере», предстанет пред Господом, как его ум и сердце будут воспринимать Десять Заповедей? Станет ли он оправдывать себя тем, что раз он спасен не по «делам закона», а «по вере», то тем самым как бы обрел право красть, обманывать, осквернять субботу, убивать и нарушать остальные заповеди? Если человек не может быть оправдан «делами закона», то существует ли какое-либо убедительное обоснование подобного утверждения? Вот те вопросы, на которые мы попытаемся ответить с помощью Священного Писания. Да дарует Господь каждому читателю этой книги честное сердце и любовь к истине.

«И как человеку быть правым пред Богом?» Что означает слово «правый», «оправданный»? Согласно Павлу, «оправдание» противоположно «осуждению». В Рим. 5:1 читаем: «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа». Если это так, то истинно и Рим. 8:1: «Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут». Тот, кто не обрел оправдание, предстоит пред Богом осужденный. «Посему, как преступлением одного [Адама] всем человекам осуждение, так правдою одного [Христа] всем человекам оправдание к жизни» (Рим. 5:18). Из всего приведенного выше следует, что «оправдание» противоположно «осуждению».

Не получивший оправдания человек находится «под законом», т. е. он осужден. Он «виновен пред Богом». В Рим. 3:19 мы находим тому подтверждение: «Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом». Из этого текста очевидно, что выражение «под законом» означает «осуждение законом за преступление», в чем, собственно, и состоит вина всех, не обретших оправдания от Господа. Вопрос в следующем: «Как стать правым в очах Божьих?» Человек до тех пор виновен пред Богом, пока он пребывает под осуждением и пред Господом не предстоит.

В полной мере оценить учение об оправдании по вере без осмысления концепции греха невозможно, потому что именно по причине греха человек виновен пред Богом и нуждается в оправдании. Если бы грех не проник в этот мир, все были бы правы (праведны) пред Богом.

Правда о грехе

Что такое грех? Библейское определение его недвусмысленно. Рассмотрим несколько текстов. «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие» (/ Ин. 3:4). «Ибо законом познается грех» (Рим. 3:20). «Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: «не пожелай»» (Рим. 7:7). «Где нет закона, нет и преступления» (Рим. 4:15). «Грех не вменяется, когда нет закона» (5:13). «Сила греха — закон» (1 Кор. 15:56).

Одна из очевиднейших доктрин Нового Завета заключается в том, что «грех есть нарушение закона» Десяти Заповедей. «Не пожелай» — сказано в законе, и именно отсюда Павел узнал в точности, что есть грех (Рим. 7:7).

Поскольку «все согрешили» (Рим. 3:23), поскольку «расплата за грех — смерть» (Рим. 6:23), поскольку «смерть перешла во всех человеков» (Рим. 5:12), то совершенно очевидно, что все человечество осуждено по закону. Люди виновны пред Богом, и их спасение — в оправдании. Оправдание, даруемое Господом, освобождает человека от вины и осуждения. Он предстоит и пред Богом, и пред законом как бы невиновный, подобный Адаму до грехопадения и Христу, когда Он обратился к Своим врагам: «Кто из вас может уличить меня во грехе?» Но, как мы скоро увидим, для достижения такого уровня оправдания — заслугами Христа — Бог не уничтожает нарушенный закон. Он ни за что не станет уничтожать закон, чтобы оправдать грешника, но страданиями Христа за всех людей отменит смертный приговор за нарушение Его закона.

Если человек осужден гражданским законом за воровство, этот закон не отменяют для того, чтобы преступнику нечего было вменить. Если бы закон был отменен, то и ему, и другим ворам это было бы лишь на руку — нечто вроде бесплатной лицензии на доходную деятельность. В той же мере это справедливо и относительно Десяти Заповедей, поскольку «грех не вменяется, когда нет закона» (Рим. 5:13). Отсюда очевидно, что любое учение об оправдании путем отмены осуждающего преступника закона ложно, что следует хотя бы из вопроса Павла: «Итак, мы уничтожаем закон верою?» И сам же он на этот вопрос и отвечает: «Никак; но закон утверждаем» (Рим. 3:31).

Учение об оправдании по вере не должно противоречить закону в его справедливой оценке поведения преступника и стремлении эту справедливость утвердить. Уничтожение нарушенного закона означало бы лишь одно, а именно: признание, что закон был изначально несправедлив и что его вообще не стоило учреждать. Это, в свою очередь, означало бы, что праведен был человек, а вовсе не закон, его осудивший. Но Автор Десяти Заповедей — Господь Бог, и нет оснований критиковать Его за введение якобы несправедливого закона, из которого следует, что осуждение преступника ошибочно. Проступок может совершить человек, но не Бог небес. Дух Святой говорит нам, что Божий закон, который нарушил человек, «свят, и заповедь свята и праведна и добра» (Рим. 7:12).

Дела не спасают

Истина, гласящая, что человек «делами закона» спасен быть не может, становится очевидной при изучении следующих стихов: «Потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть… Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (Рим. 3:20, 28). «Узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть… Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер» (Гол. 2:16, 21).

Давайте хотя бы кратко рассмотрим, к чему привело человека пренебрежение законом и почему закон не может помочь ему выбраться из этой неприятной ситуации. В Рим. 3:23 сказано, что согрешили все. Что есть грех? «Грех есть нарушение закона» (1Ин. 3:4). Каково наказание за грех? «Возмездие за грех — смерть» (Рим. 6:23). Поскольку согрешили все, то сколь многим людям вынесен смертный приговор? «Так и смерть перешла во всех человеков» (Рим. 5:12).

Попробуем рассуждать следующим образом: если кто-либо из людей попытается оправдать себя сам, он прежде всего должен осознать, что он согрешил и потому приговорен к смерти. После расплаты смертью он должен воскресить себя из мертвых. И только совершив это, он может предстать пред законом чистым, оправданным делами своими.

Если бы человек мог расплатиться за грехи смертью, воскресить себя, а потом жить такой же безгрешной жизнью, какой жил Христос, причем в аналогичных условиях, то он действительно мог бы предстоять пред законом неосужденным, надеясь, что Бог дарует ему жизнь вечную. Но поскольку всякий понимает абсолютную невозможность этого, то действительно недопустимо для христианина верить в праведность по делам и учить этому других!

Когда человека сажают на год в тюрьму за нарушение какого-либо государственного закона, он остается под законом — т. е. юридическим приговором — до тех пор, пока срок наказания не закончится. Но после того как этот срок истечет, он выходит из заключения и более не состоит под законом, поскольку он расплатился ценой назначенного ему государством наказания. Таким образом, он оказывается оправданным перед законом. Это можно назвать оправданием делами. Если бы наказанием был смертный приговор, то никакие дела ничего бы не изменили — смерть она и есть смерть.

Из этой аналогии видно, почему никто из тех, кто нарушил Закон Божий, делами оправдаться не может. Наказание за грехи — смерть, но не дела. Каждый христианин должен осознавать не только невозможность оправдания делами, но и причину этой невозможности. Человек не в силах после исполнения над собой смертного приговора вновь вернуть себя к жизни.

В Новом Завете возвещается, что «делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть» (Рим. 3:20′). Это происходит потому, что «все согрешили», а «грех есть беззаконие». В результате каждый оказывается «под законом», то есть юридически осужденным. Ввиду вышесказанного, как же нарушенный закон может свидетельствовать о невиновности преступника? Никак, разумеется. Это было бы лжесвидетельством. По вердикту неба согрешили все. Сколь бы ни было хорошим зеркало, перепачканное лицо слесаря не отразится в нем чистым. Столь же невозможно, чтобы поруганный закон мог свидетельствовать о невиновности преступника. Если даже зеркало разбить, то и после этого испачканное лицо человека чистым не станет; точно так же, поправ закон, люди не очистятся от осквернения грехом и приговора не искупят — а без этого оправдание не может быть обретено. Пред законом предстоят ангелы, свидетельствуя тем о своей невиновности — ведь они не согрешили. Они чисты. Так же и Иисус. Некогда Он вопросил: «Кто может обвинить Меня во грехе?» Но поскольку закон осквернили все, то все и подпадают под его осуждение — оправданных нет.

Поскольку поруганный Десятисловный Закон людей не оправдывает, то понять смысл следующих мест из Священного Писания несложно:

«Делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть;

ибо законом познается грех» (Рим. 3:20).

«Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (Рим. 3:28).

«Узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть» (Гол. 2:16).

«Все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою… А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет» (Гал. 3:10, 11).

«Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати» (Гол. 5:4).

Те христиане, которые понимают Слово Божье, крепко держатся этих богодухновснных истин. Они не соблазняются утверждать, что в Писании говорится об отмене Закона Божьего и что, следовательно, они могут красть, убивать, осквернять день субботний и совершать прочие мерзости, осуждаемые законом.

Оправдание не есть позволение грешить

Апостол Павел твердо придерживался той истины, что человек, нарушивший хотя бы одну из Десяти Заповедей, не может надеяться получить с их помощью оправдание. Павел также противостоял тем ложным утверждениям, которые возникли в результате неверного истолкования его слов. У некоторых возникает ощущение, что оправдание по вере — это как бы позволение совершать грехи, которые в заповедях осуждаются. Но уже в следующем после Гал. 2:16 стихе, где Павел возвещает, что ни один человек не может оправдаться делами закона, апостол Духом Святым разъясняет свою позицию: «Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак!» (Гал. 2:17).

Общая мысль этих двух стихов следующая: хотя по закону мы оправданы быть не можем, мы не должны приходить к выводу, что вера в Иисуса Христа есть повод к преступлению закона.

По сути, Павел развивает ту мысль, что если он своевольно преступит закон, то тем самым становится грешником. Затем он говорит: «Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу» (Гал. 2.79).

Поскольку осознание духовного значения закона означало для Павла осознание своего положения смертника, он всецело предал себя Христу, чтобы получить оправдание; таким образом, начав путь от закона, он в результате стал для закона мертв — естественно, мертв юридически, — прежде всего для смертного приговора. Смерть Христа оградила его от юрисдикции закона. По вере его была дарована ему эта защита. Эту мысль Павел развивает в Гол. 3:22, 23: «Но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа. А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере».

Здесь выражение «под грехом» означает осуждение грехом. «Под законом» означает осуждение по закону. Приняв Христа, Павел спасся от приговора. Прежде этого акта веры он был заключен в темницу за преступление закона. Таким образом, Павел говорит не умозрительно, а на основании личного опыта. Он не сравнивает те обстоятельства, которые существовали до Голгофы, с теми, что возникли после нее. Он говорит о своем бытии как личности после обогащения «верою Иисуса Христа» и сравнивает его со своим прежним «заключенным» состоянием до освобождения Иисусом Христом.

Павел обращает внимание на то, что человек, получивший оправдание, будет жить в Боге не своими усилиями, но потому, что в нем живет Христос (Гол. 2:19, 20). Духом Святым Христос поселяется в обретшем оправдание человеке, «чтобы оправдание закона исполнилось» в нем (Рим. 8:4).

Учение о том, что оправдание по вере отменяет закон и понуждает оправданного этот закон преступать, — досадная ошибка. Насаждается это заблуждение столь широко и назойливо, что в результате уважение к Закону Божьему исчезло. У несчетного числа искренне верующих христиан создалось впечатление, что оправдание следует за пренебрежением законом и всем тем, что этот закон ограждает. Павел был непоколебимо убежден, что учение об оправдании, его основы и следствия не оставляли ни малейшей возможности полагать, что Десятисловный Закон находится в пренебрежении или что Божье благоволение может быть обращено к тем, кто в своей жизни нарушает эти принципы.

Итак, исследование тех путей, на которых человек не может получить оправдание, привело нас к заключению» что человек своими делами или законом оправдаться не может. Мы пришли к выводу, что новозаветное учение об оправдании не содержит ни малейшего основания полагать, что закон отменен и что намеренный грех более не осуждается Богом. Отсюда логически возникает вопрос: а зачем вообще нужен закон? И каковы взаимоотношения принявшего совершенное оправдание человека с заповедями?

Назначение закона

Павел недвусмысленно говорит, что «законом познается грех» (Рим. 3:20). В другом месте он говорит о законе, который гласит: «Не пожелай», и, разумеется, этот закон — Десятисловие. Павел сказал: «Я не иначе узнал грех, как посредством закона» (Рим. 7:7). Эту же мысль он выразил и несколько иначе: «Законом познается грех». Если истинно, что «законом познается грех», то истинно и то, что «грех есть беззаконие» (1Ин. 3:4). Взаимосвязь же беззакония с законом такова, что «где нет закона, нет и преступления» (Рим. 4:15).

Если мы уничтожаем закон, то исчезает сама возможность греха и, соответственно, осуждения. Если осуждение невозможно, то нет смысла ни в искуплении, ни в оправдании. «Закон же [как текст. — Прим. авт.) пришел после, и таким образом умножилось преступление» (Рим. 5:20), или, что то же самое, «законом познается грех».

Закон — точнейший индикатор греха, и когда человек узнает о своем осуждении за преступление, неизмеримая любовь Божья указует на Голгофского Страдальца, о Котором сказано: «Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1:21). С другой стороны, если бы удалось доказать, что закон — ничто и даже нечто излишнее, то, следовательно, не существует такого понятия, как грех, и Спаситель не нужен,

Но назначение закона как раз в том-то и заключается, чтобы показывать, что грех реально существует. И именно поэтому соблюдающие субботу христиане чтут седьмой день. Мы уже упоминали, что Павел дал определение греха как нарушение закона, который гласит: «Не пожелай». В Священном Писании в том же законе сказано: «Помни день субботний, чтобы святить его… День седьмый — Господу Богу твоему». Как же может такое быть, что нарушать десятую заповедь (о помыслах) — грех, а четвертую (о святости субботы) того же самого закона — нет?

В Послании в Ефесянам Павел говорит: «Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (Еф. 6:2, 3). Здесь Павел цитирует пятую заповедь Десятисловия. Разве Павел учит законничеству — спасению делами закона? Или же он учит, что дети, доверившиеся Христу, должны почитать заповеди так же, как и взрослые?

Когда христиане, чтущие субботний день, поощряют и других помнить день седьмый, их обвиняют, что они учат законничеству и спасению делами. В ответ на это обвинение закономерен вопрос: а не учил ли Павел тому же самому, когда советовал детям почитать отца и мать на том основании, что об этом говорит одна из заповедей Десятисловия? Осуждение тех людей, которые соблюдают четвертую заповедь, переносится и на Павла, отстаивающего пятую заповедь.

Как человек может получить оправдание?

Безусловно, всякого человека, угнетенного смертным приговором за преступление, вопрос: «Как можно получить оправдание?» — потрясает. Оправдание возможно, и, как мы увидим в дальнейшем, вне зависимости от прошлых дел!

Когда Павел отправился в погрязший в пороке Коринф, чтобы возвещать Благую весть об освобождающей благодати Божьей, его слушателями были блудники, воры, пьяницы, идолопоклонники, а также люди, повинные в грехах, которые даже неудобно упоминать (см. 1Кор. 6:9, 10). Об изменении, происшедшем в их сердцах, он сказал так: «Но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего».

Радостная весть в том-то и заключается, что оправдание возможно! Нет основания пребывать в отчаянии и говорить: «Грех оказал на меня столь пагубное влияние, что мне не на что надеяться». Но мы еще не ответили на вопрос: «Как?» Единственная возможность оправдания — в помощи извне. Кто-то должен понести наказание за грех. Есть ли тот, кто согласится сделать это для осужденного? Если да, то кто? За человека другой человек умереть не может, потому что к смерти приговорены вес. «Смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5:12). Стать заместителем грешника может только тот, чья жизнь не менее ценна, чем жизнь любого из людей.

Это — Иисус! Поскольку Им «мы живы», то Он — Источник всякой жизни; это Его жизнь не уступает ценности жизни всех, за кого Он готов понести наказание, ибо Ему все мы обязаны своим существованием.

Очевидно, что оправдание зависит не от того, что может сделать человек, но от того, что за человека делает Бог. В Ис. 53:11 сказано: «Чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих, и грехи их на Себе понесет».

Так как же человек может быть оправдан Богом? Ответ таков: возлюбленный Сын Его становится на место человека. Павел говорит: «Христос умер за грехи наши» (7 Кор. 15:3). Смертью Своей Христос удовлетворил требования закона и тем самым освободил грешника от наказания. Когда согрешивший человек верою принимает то, что Христос сделал для него, он юридически более не под законом. Расплата за прежние проступки над ним не довлеет. За него расплатился другой. Именно это имеет в виду Павел, когда говорит: «Я умер для закона, чтобы жить для Бога» (Гол. 2:19). И еще: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою, — ибо написано: «проклят всяк, висящий на древе»» (Гал. 3:13).

Проклятие закона — наказание за грех, ибо «смерть перешла во всех человеков» (Рим. 5:12). Если бы люди пожинали то, что заслуживают, их ждала бы смерть вторая, но «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Выражение «висящий на древе» указывает на кресную смерть Христа. Слово «искупил» взято из практики залогов. Грехом человек отдает свою жизнь в заклад за цену, выплатить которую он не в силах. Только смерть — достаточная цена, ибо «возмездие за грех — смерть» (Рим. 6:23). Человек не может выкупить делами свою заложенную жизнь, цена выкупа — смерть. Проклятие закона довлеет над ним, и надежда только в том, что кто-то другой сможет выручить его, уплатив требуемую высокую цену. Именно это Христос и совершил Своей смертью на Голгофе.

Человек получает оправдание благодаря заместительной смерти Христа, и тем освящается справедливость приговора за нарушение закона; навлекший же на себя проклятье человек получает искупление. Каково же участие самого человека в деле оправдания? Все, что от него требуется, изложено в Рим. 5:1: «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа».

Верою принявший Христа человек, воспользовавшись даром искупительной смерти Господа, может тем самым из осужденного превратиться в оправданного. Именно по вере, но не по делам. Во все времена нелегко было донести до людей эту величайшую из истин. Людям кажется, что они непременно должны чего-то добиваться, чтобы быть оправданными, и что ценность этих дел может быть сравнима с заслугами Христа. Верою и только лишь верою достигается оправдание. Это как раз то, чему учит Священное Писание, и только в этом надежда на спасение.