Глава 2. Праведность по вере

До сих пор мы не касались всей полноты смысла учения о праведности по вере, а только рассказали о том, что христиане, соблюдающие субботу, проповедуют праведность не по делам, но по вере. Сейчас мы рассмотрим величайшую и драгоценнейшую истину, о которой Павел сказал: «оправдание закона исполнилось в нас» (Рим. 8:4).

Праведность Христа

Из всех живших на земле безгрешен только Христос. Праведность Его не знала срывов, ничто в Его жизни не противоречило Десяти Заповедям. Только Он один мог сказать: «Кто из вас обличит Меня в неправде?» (Ин. 8:46). От Павла мы узнаем, что Христос был «без греха» (Евр. 4:15). От Петра — что Христос «не согрешал» (1 Петр. 2:22). Изобилующий милостью план Божий в отношении человека состоит в том, что совершенная праведность Христова вменяется верующему. Эта праведность принадлежит верующему так же, как если бы она всегда была присуща ему. Эта праведность предлагается даром и по принятии становится праведностью по вере. Именно это подразумевает Павел, говоря: «спасемся жизнью Его» (Рим. 5:10). В такой жизни ничто не может быть подвергнуто осуждению. Если она нам дарована, суд не может нас осудить, и мы, спасенные Христовой жизнью, попадаем в Царство Божие.

Во многих Книгах Библии мы находим тому подтверждение. Например: «приемлющие… дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа» (Рим. 5:17). Праведность есть дар, а не результат наших усилий или заслуг. По этому поводу Павел говорит: «Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу; а не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность» (Рим. 4:4, 5).

А в Рим. 5:18 мы читаем: «Посему, как преступлением одного [Адама] всем человекам осуждение, так правдою одного [Христа] всем человекам оправдание к жизни».

Отсюда очевидно, что праведность, которой мы спасены — это праведность Христова, даруемая нам по вере. Это праведность по вере. В следующем стихе сказано: «Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие».

Принимая верою послушание Христа, мы считаемся праведниками. Истина заключается в том, что Христос занял наше место. Он принял на Себя вину нашей жизни греха и своеволия, в которой Ему не было места, и понес наказание вместо нас. Взамен мы облекаемся в Его жизнь послушания и праведности, которой у нас прежде не было, и получаем дар вечной жизни. Это одна из величайших истин, которые Бог когда-либо открывал людям.

Праведность только по вере — всегда

Эта сторона вопроса была освещена так полно для того, чтобы не было соблазна подпасть под влияние учения, гласящего, что до креста был сплошной закон и никакой благодати, а после него — сплошная благодать и никакого закона. Людям всегда было свойственно ударяться в крайности в вопросах первостепенной важности. Во времена Христа был популярен религиозный лозунг: «Даешь закон, какая тут может быть благодать?!» В наше время: «Даешь благодать, какой тут может быть закон?!» На самом же деле как благодати, так и закону в плане спасения отводилось свое особое место — закон разъяснял, что есть грех, благодать же была спасением от греха. Истина не в том, чтобы покончить с тем или другим, она в том, чтобы всему было определено свое, Богом отведенное место.

Поскольку «Бог нелицеприятен» (Деян. 10:34) и поскольку Его план спасения людей всегда оставался неизменным, то и во времена Ветхого Завета праведность по вере была на первом месте. Говоря об Аврааме, Павел сказал: «Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность… Аврааму вера вменилась в праведность» (Рим. 4:3, 9). Это — праведность по вере. Далее в той же главе мы читаем: «Не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное. Потому и вменилось ему в праведность» (Рим. 4:20—22).

Во времена Авраама Бог не устанавливал людям режим отрабатывания праведности, поскольку и тогда это было столь же невозможно, как и теперь. Следующий текст соединяет воедино времена Авраама, Павла и наши дни: «А впрочем не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему, но и в отношении к нам… верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса (Христа), Господа нашего» (Рим. 4:23, 24).

Наказание греха

До того как Святой Дух обличит человека во грехе, прежде чем человек получит прощение и оправдание во Христе, он находится под наказанием за грех. Приняв же Христа, он от наказания освобождается, потому что Христос искупил его.

Давайте рассмотрим первые семь стихов 7-й главы Послания к Римлянам. В них говорится об «освобождении» от приговора по закону ценой заместительной крестной смерти Христа. Первый стих гласит: «Разве вы не знаете, братия, — ибо говорю знающим закон, — что закон имеет власть над человеком, пока он жив?»

Отсюда видно, что Павел вовсе не утверждал, что этот закон «мертв» и более преступника не касается. Иначе как может «мертвый» закон «иметь власть» над человеком? Когда человек берется утверждать, что он «оправдан по вере», «выше закона», а потому может воровать, лгать, прелюбодействовать или преступать другие заповеди, не утрачивая при этом оправдания и не попадая вновь в положение осужденного, он обманывает сам себя. По этому поводу Павел говорит: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи… ни воры, ни лихоимцы… Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6:9, 10). Можно не сомневаться, что ни в 7-й главе Послания к Римлянам, ни в какой иной части Библии утверждения, несогласного с этим, нет.

Второй стих — продолжение начатой мысли: «Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества». До тех пор, пока муж жив, она «принадлежит ему», как она то и обещала во время бракосочетания, но если он умрет, она не становится порочной, выйдя замуж за другого. В этой аналогии умер «муж», а вовсе не «закон». «Если же умрет муж, она свободна от закона [верности]». Здесь умирает не кто иной, как муж. «Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею» (cm. 3), поскольку, поступая так, она преступает два закона: во-первых, закон верности своему супругу, а во-вторых, седьмую заповедь, которая осуждает прелюбодеяния. «Если же умрет муж [а не два упомянутых закона], она свободна от закона [верности] и не будет прелюбодейцею, вышедши за другого мужа».

Здесь присутствуют три персонажа: женщина, закон и муж. Кто же из них умер?

1. «Если же умрет жена» — так не говорится.

2. «Если же умрет закон» — и так не сказано.

3. «Если же умрет муж» — а вот так написано.

Как было бы отрадно некоторым, если бы было написано: «Если же умрет закон!» Именно это они пытаются доказать, но в Библии написано совсем иное.

«Так и вы, братия мои, умерли для закона» (Рим. 7:4). Здесь не сказано: «Умер закон», но «вы… умерли». «Вы, братия мои, умерли для закона» — для наказания по закону, с которым они соединены, как жена с мужем. «Вы, братия мои, умерли для закона Телом Христовым». Обратите внимание на слова: «Телом Христовым». Их смысл — «крестной смертью Христовой». Петр сказал: «Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо» (1Петр. 2:24). А теперь ответьте: что было отменено на кресте — закон или смертный приговор? Павел говорит, что Христу предстояло «по благодати Божией, вкусить смерть за всех» (Евр. 2:9). Почему так? Потому что «смерть перешла во всех человеков» (Рим. 5:12). Таким образом, смерть Христа отменяла приговор — но не сам закон!

В приводимой Павлом аналогии женщина, «обрученная» со смертным приговором (а это можно сказать и о каждом из нас), принимая Христа, тут же обретает свободу от приговора (мужа) и выходит замуж за другого — Христа! Если мы продолжаем упорствовать во грехе, если мы своевольно нарушаем заповедь о субботе, то мы по-прежнему «обручены» со своим мужем-смертью, Таким образом, пока мы живем в этом преступлении закона, но утверждаем о заключении брака с Христом, такая жизнь есть не что иное, как духовное прелюбодеяние.

Получив же освобождение от «смерти, перешедшей во всех человеков», мы «освобождаемся от закона» (см. Рим. 7:6). Из этого стиха вовсе не следует, что мы вольны красть, лгать, прелюбодействовать, убивать и так далее, но что мы «Телом Христовым» освобождаемся от смертного приговора. И далее:

«умерши для закона, которым были связаны». То, что это освобождение было достигнуто Телом Христовым, подтверждает, что по принятии Благой вести умирает единственно властвующая над всеми смерть. Принявший же эту весть человек считается освободившимся от закона.

Освобождение от закона

Это юридическая формула: если за виновного человека расплачивается другой, то судья говорит обвиняемому: «Вы свободны». Он не имеет в виду, что человек свободен нарушать законы, но что он свободен от приговора. Таким образом, раз Христос расплатился за нас на кресте, то вследствие этого мы свободны от закона в той его части, где говорится о смертном приговоре. «Умерши для закона, которым были связаны», мы тем самым получаем свободу. Наши обязательства по отношению к этому «мужу» утрачивают силу, потому что он умирает «Телом Христовым». Мы начинаем «принадлежать Другому, Воскресшему из мертвых».

Чтобы стало окончательно очевидно, что утверждение, будто закон «мертв», а потому более не властен над преступившим его, ложно, апостол продолжает: «Что же скажем? неужели от закона грех? Никак; но я не иначе узнал грех, как посредством закона, ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: «не пожелай»» (Рим. 7:7). Как может какая-либо заповедь умершего закона осудить живущего человека за нарушение его? Такое попросту невозможно. Сам факт того, что Павел цитирует десятую заповедь данного на Синае закона и поясняет, что именно этим законом познается грех, свидетельствует о том, что закон по-прежнему силен и жизнеспособен. То же самое в равной мере справедливо и относительно четвертой или любой другой заповеди Десятисловия. Стефан, проповедуя об этой стороне креста, сказал: «Это тот [речь идет о Моисее], который был в собрании в пустыне с Ангелом, говорившим ему на горе Синае, и с отцами нашими, и который принял живые слова, чтобы передать нам» (Деян. 7:38). Десять Заповедей, данные на Синае, были «живые», а отнюдь не «умершие»! Всякий, кто своевольно их преступает, претендуя в то же время на брачный союз со Христом, совершает духовное прелюбодеяние.

Скрытая цель проповеди о том, будто бы из новозаветного учения о праведности по вере следует, что закон утратил силу и потому Божьи заповеди позволительно преступать, одна-единственная: осквернить святость субботнего покоя. Но вера, которой грешник получает оправдание, силы закона не умаляет, но, напротив, поддерживает, тем самым утверждая и субботний покой, ибо о том говорит одна из заповедей закона.

Путь верный и неверный

Теперь мы близки к библейской истине о праведности по вере. Оправдание неразрывно с освобождением человека от приговора суда, который гласит — смерть! Праведность означает обретение человеком состояния гармонии с «оправданием закона» (праведностью по закону) «в похвалу славы благодати» (Рим. 8:4; Еф. 1:6). Человек столь же бессилен воспитать сам в себе удовлетворяющую закону праведность, как и отработать вынесенный ему приговор.

Поскольку Божий план оправдания человека не лишает закон силы и не выдает лицензии на нарушение Божьих заповедей, поскольку оправданный не может сам по себе достигнуть «праведности по закону» и поскольку «неправедные Царства Божия не наследуют», то вопрос о наличии пути, которым человек может войти в царство праведности по закону, становится вопросом жизни и смерти. Существование верного ответа, в сущности, определяет, сможем мы или нет попасть в Царствие Божие.

Существует два пути: верный и неверный. Неверный путь характеризуется следующим образом; «А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона» (Рим. 9:31, 32).

Верный же путь достижения праведности описан в Рим. 9:30: «Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры».

Неверный путь к праведности проложен усилиями человеческими. Истинная же праведность возможна лишь по вере. Заблудившийся Израиль хотел «поставить собственную праведность» (Рим. 10:3). Верный путь — позволить Христу Духом Святым пребывать в нас, «чтобы оправдание закона исполнилось в нас» (Рим. 8:4). Ложный путь выбирается нами, истинный — внутри нас. Подлинная праведность «не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:9), но, наоборот, «вера… вменяется в праведность» (Рим. 4:6). Праведность, угодная Богу, не достигается, но вменяется человеку. Это не дела «праведности, которые бы мы сотворили» (Тит. 3:5), но это «правда Божия чрез веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих» (Рим. 3:22). Человек спасается не потому, что соблюдает закон, но соблюдает его, потому что спасен.

В книге о жизни Иисуса, написанной христианской писательницей Е. Уайт, эта истина изложена так: «Для того чтобы побуждения сердца были чисты, оно само должно быть очищено. Тот, кто надеется достичь небес исполнением закона, пытается сделать невозможное… Жизнь христианина — это не изменение или улучшение старого, но преобразование его естества. Обрести новую жизнь невозможно, не умертвив своего «я» и греховных помыслов. Эта перемена может произойти только под влиянием Святого Духа» (Желание веков, с. 172).

В другой ее книге мы читаем: «Истина о том, что праведность Христа нам вменяется не потому, что мы этого заслужили, а потому, что это дар от Господа, — это драгоценная истина. Враг Бога и рода человеческого не хотел бы, чтобы эта истина была ясно представлена. Не хочет он этого по той причине, что знает: если люди ее воспримут во всей полноте, его власть иссякнет» (Служители Евангелия, с. 161).

Мы могли бы привести множество других выдержек, но и сказанного вполне достаточно, чтобы убедить любого честного человека, что христиане, соблюдающие субботу, вовсе не верят в праведность, зарабатываемую делами. Они тверды в том, что спасение достигается только верою, что и оправдание, и праведность даются только по вере, и их убеждения неизменны во всяком языке, народе и племени мира.

Один почитаемый евангелист, который специализировался на обвинении соблюдающих субботу в законничестве, взял на себя труд наконец-то ознакомиться с убеждениями тех, против кого он так рьяно проповедовал. Весьма удивленный, он спросил: «Что же вы в таком случае делаете с законом?» Ему казалось, что учение о праведности по вере подразумевает отмену закона. Похоже, так полагают и все те, кто утверждает, что субботний покой соблюдать не должно. Такое мнение было чуждо апостолу Павлу, поэтому он не замедлил его опровергнуть. После того как в Рим. 3:23 он говорит, что закон нарушили все, а «делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть» (ст. 20), и что как оправдание, так и праведность возможны только по вере, он продолжает: «Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем» (Рим. 3:31).

Ответ на вопрос: «Что же нам делать с законом по достижении праведности?» — таков: «оправдание закона [т. е. праведность по закону] исполнилось в нас» во Христе (Рим. 8:3. 4). В Гал. 2:20 Павел говорит: «Но живет во мне Христос». Если Христос Духом Святым пребывает в нас, наша жизнь, безусловно, не будет аморальной и беззаконной, ибо Христом «оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу». Таким образом, Христос — это все во всем. Он наше оправдание, наша праведность и наше послушание. Любое умственное построение о праведности по вере, из которого следует, что от веры закон умирает и что Христос — служитель своеволия, безусловно, учение небиблейское.

Недостаточно воспринимать благодать нашего оправдания и спасения лишь рассудком. Только молитвой мы верою входим в общение с Богом и тем обретаем прощение, оправдание и праведность. К примеру, мы можем прекрасно сознавать, что от физического истощения организму помогает только лишь пища, но до тех пор, пока мы ее не получим, нам грозит реальная опасность умереть. Аналогично мы можем знать, что Христос умер за наши грехи и воскрес для нашего оправдания, мы можем понимать и рассуждать о всех библейских принципах связанных с оправданием по вере, но до тех пор, пока верою и молитвой не примем того, что сделал для нас Христос, примем бесповоротно, на всю жизнь, пользы от этих знаний не будет.