Глава 4. Диспенсациолизм

Если рассуждения диспенсационалистской школы толкования Библии довести до логического конца, то получается, что Бог деспотичен, несправедлив и лицеприятен. Диспенсационалисты уверяют, что, согласно Божьему промыслу, века между Моисеем и Христом были эпохой искупления законом. Они учат, что в то время по Божьему изволению человек оказался включен в «систему заслуг», которыми достигалось спасение делами, и что спасение по благодати до креста было невозможно.

Один из сторонников этого мировоззрения пишет, что «под законом Моисея каждый отдельно взятый израильтянин… был оцениваем по заслугам» (Bibliotheca Sacra, т. 3, с. 440). Даже человек, в Писании малосведущий, понимает, что люди никогда не были в состоянии что-либо предложить во искупление своих грехов, для прощения и оправдания, чтобы тем вынудить Бога даровать им вечную жизнь.

Иудеев вновь и вновь предупреждали о тщетности усилий достичь спасения делами и ответственность за такие попытки возлагали на них: «А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения» {Рим. 9:31, 32}. Дух Святой осуждает их за стремление к такой праведности посредством дел, тем самым подтверждая, что от Моисея до Христа они могли обрести праведность только по вере.

А что сталось с учением, будто Бог якобы включил их в систему заслуг? Оказывается, что и оно беспочвенно. Давид молился: «Спаси меня, и буду хранить откровения Твои» (Пс. 118:146). Если бы Бог включил его в систему спасения Делами, Давид молился бы: «Я соблюду Твои откровения, чтобы достичь спасения». Но Давид говорит, что спасение должно быть обретено до соблюдения заповедей. В другом псалме он обращается к Господу: «Жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь. Боже» (Пс. 50:18, 19). Если это не воплощенное учение о спасении по благодати, если здесь говорится не о том, что человек может достичь его своими делами, но что Бог все за человека делает, то как иначе можно объяснить написанное? Бесспорно, слова Давида не могут служить обоснованием учения о том, что в те далекие времена свое спасение человек должен был заработать делами.

О невозможности для человека спасти самого себя пророк Иеремия говорит следующее: «Может ли Ефиоплянин переменить кожу свою и барс — пятна свои? так и вы можете ли делать доброе, привыкнув делать злое?» (Иер. 13:23). Если бы Бог и предложил Иеремии спасаться по системе личных заслуг, то, как мы видим из приведенного текста, пророк такую систему отверг как невыполнимую. Мысль о том, что Бог до времени воплощения Христа ожидал от людей дел закона, не соответствует истине. Вовсе не то имел в виду Иоанн, когда говорил: «Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1:17). Иудеи пытались достигнуть праведности по закону помимо единства со Христом. Христос пришел обратить их с пути, ведущего к неудаче, на путь, ведущий к Нему. Он сказал: «Без Меня вы не можете делать ничего». Принимая Его, они обретали благодать и истину.

Послушание против законничества

Диспенсационалисты путают такие понятия, как послушание, законничество и дела. В качестве примера они приводят то место из Библии, где Бог сказал израильтянам, что если они будут повиноваться Ему, то Он обильно их благословит, а если не станут повиноваться, то они эти возможные благословения не получат, — и заявляют, что это законничество. В таком случае мы хотели бы спросить о смысле следующего стиха из Нового Завета: «И совершившись сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного» (Евр. 5:9). Если бы это место было взято из Ветхого Завета, а не из Нового, то пришлось бы признаться, что вечное спасение зависит от дел и что оно утрачивается, если послушание не достигает должного уровня. Но постольку этот стих все-таки новозаветный, то мы предоставляем диспенсационалистам возможность его опровергнуть. То, что они называют «делами», в Библии названо «послушанием».

А как насчет Деян. 5:32? Там сказано: «Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему». Можно ли назвать это спасением делами, если обетование дается только повинующимся?

В Ветхом Завете есть места, очень похожие на те, которые мы уже приводили из Нового Завета. Во Втор. 6:17, 18 сказано: «Твердо храните заповеди Господа, Бога вашего… дабы хорошо тебе было, и дабы ты вошел и овладел доброю землею, которую Господь с клятвою обещал отцам твоим». Приходится признать, что возможность овладеть «доброю землей» появлялась только в результате послушания; если же оно отсутствовало, то израильтяне оставались без особых благословений. В чем же различие между этим условием (если можно так выразиться) и тем, которое изложено в Откр. 22:14: «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами»? Во Второзаконии говорится: «храните заповеди» и «вошел», а в приведенном стихе из Откровения, уже из Нового Завета: «которые соблюдают заповеди Его» и «войти». Разве есть различие? Мы предоставляем тем, кто впадает в ужас от слова «повиновение» (дескать, как бы оно не втянуло их в религию дел и не увело от благодати!), ответить на этот вопрос.

Закон до Синая.

По Писанию как закон, так и благодать существовали с того самого времени, как Адам согрешил, — закон конкретизировал понятие греха и осуждал его, благодать же давала возможность обратиться и спастись от греха. В Библии сказано, что «согрешили все» и «грех не вменяется, когда нет закона» (Рим. 3:23: 5:13). Из этих текстов следует, что закон всегда был неразрывно связан с преступлением и что во все времена одно без другого не существовало.

Есть два текста, которые часто цитируют (и заблуждаются!), чтобы доказать, что Закон Божий до Синая не существовал. Это Рим. 5:20 и Рим. 5:13: «Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать»; «Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона».

В приведенных цитатах смущают два выражения: «закон пришел» и «до закона». Некоторые утверждают, что из этих стихов следует, будто в эпоху между Адамом и известными событиями на Синае закона не существовало. Что это не так, очевидно уже хотя бы из слов: «но грех не вменяется, когда нет закона». Раз Каину вменили вину убийства брата, а Иосифу — вину прелюбодеяния, если бы он нарушил седьмую заповедь, то, несомненно, существовал закон, осуждавший и убийство, и прелюбодеяние. И еще: за несколько недель до того, как с Синая был провозглашен закон, Бог сказал Моисею, что он испытает народ: следует ли народ Его закону или нет (см. Исх. 16:4). Это касалось соблюдения святости субботнего дня. «До некоторые из народа вышли в седьмый день собирать, и не нашли. И сказал Господь Моисею: долго ли будете вы уклоняться от соблюдения заповедей Моих и законов Моих?» (Исх. 16:27. 28).

Этот текст доказывает, что Бог и до Синая признавал закон и что в него входила и заповедь о святости субботы. Отсюда ясно, что выражения «до закона» и «закон пришел» не могут означать, что закон, до того как был провозглашен с Синая, не существовал. Эти слова означают, что до Синая закон не существовал в письменной форме. Израильский народ, находясь в Египте, во многом выпустил из поля зрения принципы любви к Богу и любви к ближним, и закон пришел в письменной форме, чтобы изменить сложившееся положение вещей (Рим. 5:20). Когда они услышали, что заповеди произнес Сам Господь Бог, и лицезрели, что Бог начертал их собственным перстом (Исх. 31:18), чтобы они не изгладились из их памяти, они отчетливо поняли, что многое в их жизни было грехом и противоречило Закону Божьему. Вот что означает выражение «таким образом умножилось преступление».

Некоторые утверждают, что раз в Неем. 9:13, 14 сказано: «И снисшел Ты на гору Синай и… указал им святую Твою субботу» то закон, а в особенности святая суббота, до того времени не существовал. А как же Иез. 20:5? Там говорится следующее: «Я избрал Израиля и, подняв руку Мою, поклялся племени дома Иаковлева, и открыл Себя им в земле Египетской и подняв руку, сказал им: «Я Господь Бог ваш!»» Господь говорит, что Он им Себя открыл. Разве это означает, что Господь прежде не существовал? Разумеется, нет. А раз эти слова не означают, что Бога прежде не существовало, то здраво ли полагать, что закон и суббота до Синая не существовали на том только основании, что Неемия сказал: «Ты… указал им святую Твою субботу»?

Как Бог, так и освященный Им субботний день до Синая существовали, но Израиль, находясь в египетском рабстве, во многом упустил из виду и Самого Бога, и святой субботний день. Свидетельство тому — их поклонение золотому тельцу и слова: «Вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» (Исх. 32:4). А так же и тот факт, что даже после того, как Израилю было сказано не собирать в день седьмой манну, «некоторые из народа вышли в седьмый день собирать, и не нашли» (Исх. 16:2 7). Именно тогда Господь сказал: «Долго ли будете вы уклоняться от соблюдения заповедей Моих и законов Моих?» (ст. 28). Любой из этих примеров свидетельствует о том, что закон существовал и до Синая, причем в явной форме. Поэтому, поскольку люди во многом утратили видение принципов, содержащихся в нем, закон был дан в письменной форме, а выражение «до закона» означает время, когда он еще не был провозглашен с Синая.

Не под законом

Апостол Павел обращается к новообращенным: «Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью» (Рим. 6:14). Находятся и такие, кому удается Дать этому тексту диспенсационалистское толкование, игнорируя контекст. Павел обращался к тем, кто принял крещение, чтобы «ходить в обновленной жизни» (Рим. 6:4), к тем, которые «умерли для греха» (ст. 2) и не желают более «жить в нем». Прежде чем в их жизни произошло это изменение, они были «под законом» («под осуждением закона»). Но, верою ириняв смерть Христа, снимающую проклятие нарушенного закона, юридически они более не под осуждением, но под благодатью. Слова «под законом» в том смысле, в котором они здесь употребляются, разъясняются в Рим. 3:19 и означают «виновны пред Богом»: «Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом»,

Из этого текста очевидно, что весь мир находится под законом, или, что то же самое, «все согрешили», и потому «всем человекам осуждение» (Рим. 5:18). Таким образом, «под законом» означает «виновен пред Богом». Апостол Павел, обращаясь к тем из римлян, которые были оправданы верою, говорит, что верою они от закона освободились, они более не под законом — в юридическом смысле, но под благодатью (Рим. 6:14). Из следующего стиха очевидно, что Святой Дух предвидел, что найдутся такие, которые захотят перетолковать выражение «не под законом» в «ненужность соблюдения заповедей» или в «свободу их безнаказанно преступать». В следующем стихе сказано: «Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак» (Рим. 6:15).

Те, кто словам «не под законом, а под благодатью» дают диспенсационалистское толкование, утверждают, что в прежней диспенсации (до креста) все были под законом, в новой же диспенсации (уже после креста) — под благодатью. Доказывают это следующим образом: до Христа люди должны были почитать и соблюдать закон, то есть были «под законом», а после пришествия Христа стало дозволено пренебрегать заповедями, и такое состояние есть пребывание «под благодатью».

Многие популярные проповедники пытаются обосновать пренебрежение святым днем Господним следующими словами: «Мы не под законом, но под благодатью». Они имеют в виду, что до креста люди были обязаны подчиняться, после же него они под благодатью и вольны осквернять святость субботнего дня. Почему же подобное умственное построение они не воздвигают вокруг всех остальных заповедей Десятисловия? Почему бы вору, лжецу, убийце и прелюбодею не воспользоваться той же логикой («я не под законом»), чтобы оправдать свой образ жизни?

Учение, что до креста был все сплошь закон и никакой благодати, а после него — сплошь благодать и никакого закона не библейское. Об эпохе Моисея в Библии говорится: «Закон же пришел после [в письменном виде], и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала «изобиловать благодать» (Рим. 5:20).

Слова «стала преизобиловать благодать» чрезвычайно важны. Очевидно, что в прежнем завете, до креста, преизобилующая благодать даровалась людям во спасение от возмездия нарушенного закона. Трудно придумать что-либо более далекое от истины, чем утверждение, что во времена Моисея или Авраама Бог заключил людей в узы оправдания делами закона и лишил их Своей благодати! Никогда такого не было! Утверждение, что «делами закона не оправдается ни одна плоть», было истинно как в прежние времена, так и в наши дни. Поскольку согрешили все, закон не может свидетельствовать об их невиновности ни в древние времена, ни в нынешние. Защищая ту мысль, что ни один человек никогда не был оправдан делами, апостол Павел приводит в пример Авраама: «Что же, скажем, Авраам, отец наш, приобрел по плоти? Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом» (Рим. 4:1, 2).

Далее вся глава посвящена Аврааму и его вере как источнику его оправдания. В 16-м стихе Павел говорит: «Итак [оправдание] по вере, чтоб было по милости», как это и было с Авраамом. Все это гармонирует с Рим. 5:1: «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа». Мы также узнаем, что во времена Авраама, так же как и в наши дни, оправдание по вере вовсе не приводит к противостоянию Божьим принципам. Хотя Авраам был оправдан верою, Бог о нем говорит: «Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои» (Быт. 26:5).

Диспенсация благодати

Что же остается, в свете высказываний Павла об оправдании Авраама, от столь часто повторяемого утверждения, что эпоху до креста следует называть «диспенсацией закона», а после — «диспенсацией благодати»? Это утверждение лишается всякого основания уже от одних только слов Павла. «Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим. 5:20). Так же и Иер. 31:2: «Народ, уцелевший от меча нашел милость [благодать] в пустыне».

В 11-й главе Послания к Евреям слова «по вере» и «верою» встречаются более двадцати раз. Перечисление начинается с Авеля и заканчивается временами, предшествующими воплощению Христа. Как постыдно и вместе с тем антибиблейски учить, что в прошлом план спасения основывался на «делах закона»! И что позднее на кресте Бог отменил и заповеди, и этот план!

Практически все, кто этому учит, все без исключения, пытаются уничтожить четвертую заповедь. Как только речь заходит о седьмом дне, они немедленно уходят от конструктивного обсуждения, говоря: «Мы теперь живем в диспенсации благодати». Но если речь заходит о напрасном поминании имени Господня, то отвечают иначе. Вам не скажут: «Тогда люди были под законом, мы же — под благодатью, и потому более к этой заповеди уважительно относиться не должны». Вам скажут так только когда вы скажете: «Зачем вы… оскверняете день субботний?» (Неем. 13:17). Упомяните все заповеди, кроме четвертой, и вы ни разу не услышите о «благодати». Следовательно, единственная цель считать время до Христа «диспенсацией закона», а после Христа:— «диспенсацией благодати» состоит в попытке оправдать осквернение святости субботнего дня. Несообразность диспенсационалистского подхода вскрывается при его приложении к остальным девяти заповедям того же закона.

От Адама и до наших дней Божий план спасения был неизменен. Грех всегда подводил человека под осуждение, и тот был бессилен собственными усилиями достичь отношений праведности с Богом. Способ утверждения этих взаимоотношений всегда был один и тот же. Этого никогда нельзя было достичь делами, но только по благодати и верою.

Опасности диспенсационализма

Диспенсационалисты настолько извращают доктрину о «спасении по благодати», что получается, будто непослушание никак не влияет на состояние праведности пред Богом Автор статьи в «Bibliotheca Sacra» утверждает, что из новозаветной доктрины об оправдании по вере следует «абсолютная безопасность от всякого осуждения» в будущем (т. 93, с. 416). Диспенсационалисты учат, что, какова бы ни была природа послушания, осуждение закона их никогда не коснется. Также они учат, что если оставшийся «вне Христа» человек украдет, то Бог его осудит, но если украдет диспенсационалист, то Богу судить его не за что. Предполагается, что у диспенсациоялиста есть на это лицензия, явный же грешник подлежит осуждению.

В принципе, такое учение созвучно Римско-католической догме об индульгенциях. Это именно так, раз «оправданные по вере» люди своенравно совершают грех и это никак не влияет на их состояние оправданности. Конечно же, из этого также следует, что у них никогда более не возникнет нужды исповедовать Богу свои грехи. В этом не будет совершенно никакой нужды — согрешай они или не согрешай, под осуждение они не подпадают. Несложно заметить опасность подобных рассуждений. В результате человек начинает полагаться на некогда Богом данный «акт оправдания», а вовсе не на постоянные доверительные отношения со Христом. Если бы эта теория была верна, то после оправдания Христос для спасения человеку был бы не нужен. Их спасение, по этому учению, надежно, и они (логически) более в посреднике за грех между собой и Богом не нуждаются. Одним актом Бог аннулировал каждодневную потребность в Спасителе, поскольку «им настолько прощены все прегрешения, что они никогда под осуждение не подпадут» (там же, с. 412).

Один из защитников диспенсационализма повторяет, что христианам «настолько прощены все прегрешения, что они никогда под осуждение не подпадут»; он утверждает, что они находятся в «абсолютной безопасности», ибо они «в Иисусе Христе», и что грех непослушания не может привести к утрате этого состояния.

Таким образом, раз они никогда уже не могут быть осуждены, то им, выходит, нет больше нужды во Христе. Они moot сказать: «Иисус, я оправдан и в «безопасности», и начиная с этого момента я буду полагаться на это прошлое оправдание, а вовсе не на ежедневное обновление; я буду доверяться прошедшему событию, которое никакой мой грех отменить не может; я буду более полагаться на все это, а не на каждодневное общение с Личностью, Которая сильна охранить меня от отпадения». Подобный софизм опасен, и весьма, потому что приводит к мысли о ненужности доверия Христу в деле спасения после якобы полученного оправдания. В соответствии с этим учением выходит, что, после того как спасение достигнуто, Христос может отправляться своей дорогой и нужды взирать на Него с верой более нет. В этой философии спасения, отрицающей закон, столь же мало места для Христа, как и для Его закона.

Все это можно, к примеру, сравнить с тем, как если б церковный служитель, лишив человека жизни, в воскресенье стал бы произносить проповедь на основании текста: «Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисус живут не по плоти, но по духу» (Рим. 8:1). Особый упор он будет делать на то, что раз он во Христе, то за преступление заповеди «не убий» осужден быть не может. Стоит ли удивляться, что подобного рода люди упорствуют в том, что нарушение заповеди о субботе ничего не значит! Какое извращенное понимание благодати!

И до каких опасных крайностей иной раз доводят это учение! Разве что не заявляют, что Бог якобы назначает премии за своенравный грех и тот, кто больше нагрешит, скоре< достигает небес. Один из весьма популярных радиопроповедников договорился до того, что, оказывается, пьяницы, о которых идет речь в Первом послании к Коринфянам, продолжали грешить до тех пор, пока Господь Бог не «взял их домой», и что сделал Он это потому, что наказание, которое Он на них наложил, не смогло удержать их от пьянства. Но достаточно обратиться к 6-й главе этого Послания, стихам 9 и 10, чтобы обнаружить, что Павел со всей определенностью говорит: пьяницы «царства Божия не наследуют».

Защитники диспенсационализма утверждают даже, что те, кто участвует в самых отвратительных формах разврата, никак не могут быть потеряны. В доказательство они цитируют .1 Кор. 5:1: «Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего». Затем они приводят 5-й стих, в котором говорится, что такого человека Церковь должна «предать сатане во измождение плоти чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа».

В этом стихе не сказано, что он непременно будет спасен но что он, возможно, спасется. Для такого рода грешника шансы на спасение возрастают, если он не находится в среде Церкви, если он для осознания всей греховности своих поступков отлучен от общения. Думается, в таком случае возможность спастись куда более вероятна, чем если бы ему все вокруг твердили: если он не перестанет грешить, то Бог убьет его и «возьмет на небо».

Следуя последнему упомянутому учению, миллионы злостных грешников без тени сомнения заявляют, что если некогда в прошлом они были приняты Богом, то в будущем Он никогда уже их не оставит. Их учат, что Бог их какое-то время понаказывает; но если они грешить не прекратят. Он, вне зависимости от того, сколь гнусны и множественны их согрешения, в конце концов предаст их смерти, чтобы они «отправились домой пребывать с Господом». Вот это якобы и есть «спасение по благодати».

Предупреждение

Всякий, кто верит в это ложное учение о «благодати», пусть с молитвой прочтет следующие места из Священного Писания:

«Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи… ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы… Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6:9, 10).

«Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» (Откр. 21:8).

Подобное учение органично тем, кто, как сказано в Послании Иуды, есть «нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству» (ст. 4). Давайте не будем забывать, что Иисус пришел спасти Свой народ от их грехов, а не в грехах и что в Книге Откровение вновь и вновь повторяется, что спасены будут только победившие грех.

До тех пор, пока человек пребывает в Иисусе Христе, он гармонии с Господом. Но учение Библии не оставляет места тому заблуждению, что грешник не может прервать взаимоотношения с Ним. В Новом Завете мы находим следующие слова Христа: «Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода Он отсекает» (Ин. 15:2′). Чтобы этого не произошло. Он призывает: «Пребудьте во Мне!» Глагол «пребывать» подразумевает активную веру. Затем Иисус добавляет: «Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (ст. 6). Если же активная вера человека угасает, то, согласно утверждению Христа, он тем самым разрушает взаимоотношения с Ним и в конце концов «отсекается». Лк. 8:13 сказано: «а упадшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают». Совершенно ясно, что эти люди не отпали бы, не оставь они веру. Обратите внимание: пока они верили, они к отпавшим не относились. На активная вера иссякла, в результате чего они и отпали.

Это доказывает, что оправдание приходит и утверждается верою. Оно не зарабатывается делами и не делами утверждается. Но дела — плоды праведности, поскольку «вера без дел мертва» (Иак. 2:26) и «Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» (1 Ин. 2:4). Человек, обретший оправдание, не может впасть в состояние отрицания закона и духовной анархии и не подпасть при этом под осуждение (1 Кор. 6:9, 10).