Глава 5. Вечная святая суббота

Цель странных аргументов, которые выдвигают подчас против Закона Божьего, состоит в том, чтобы уничтожить даже память о той причине, по которой наш Создатель установил Свои святой день покоя.

Невозможно, чтобы наш Творец покоился в день седьмой без всякого на то основания, ведь и Вечерю Господню Иисус установил тоже не без причины. Смысл ее вполне определенный: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1Кор. 11:26). Этот текст аналогичен тому библейскому тексту, в котором сказано, что Господь «в день седьмый почил» и тем утвердил его как установление духовное, как напоминание о чем-то весьма важном. Это «что-то» должно быть поистине чрезвычайно важным, раз следует напоминать о нем столь часто — каждый седьмой день. Что же заключено в соблюдении субботнего дня? Ответ в предельно ясной форме мы находим в четвертой заповеди: «Помни день субботний, чтобы святить его… ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Hex. 20:8, 11). Вот в этом-то и заключается причина соблюдения седьмого дня. Причина столь же неизменная, как и Сам Бог; ее нельзя ни оспорить, ни отвергнуть. Причина эта — признание Бога Создателем.

Вовек не наступит такого времени, когда возможно будет пренебречь Богом как Создателем. В заповеди сказано: «Посему благословил Господь день субботний и освятил его». Слово «посему» означает «по причине, только что названной». А причина указана как раз перед этим словом «посему» — «ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, морс и все, что в них, а в день седьмый почил». Бог призывает нас покоиться в седьмой день, тем самым являя нашу веру в Него как Творца неба и земли. Признание Бога как Творца всего — истина, столь значимая для спасения, что всякий, кто ее отрицает, навлекает на себя проклятие. До тех пор, пока эта истина, ставшая причиной соблюдения седьмого дня, признается, остается в силе и соблюдение субботы. Пришествие Иисуса на нашу землю никоим образом не могло пошатнуть той истины что Господь Бог — Создатель всего.

Соблюдение субботы, есть признание Создателя

Соблюдение седьмого дня является знаком неприятия гипотезы об эволюции. Нелепо человеку, который не верит в искупление, участвовать в Вечере Господней. Столь же нелепо человеку, соблюдающему субботу, отрицать, что мир сотворен Богом. Соблюдение христианином субботнего дня являет его веру в Бога как Создателя, как о том написано в четвертой заповеди. Чем больше мы исследуем Писание, тем глубже осознаем, насколько важно и значительно соблюдение субботы. Среди прочего выясняется, что способность истинного Бога творить есть главное Его отличие от всех иных богов они такой способности лишены.

В приведенных библейских текстах истинный Бог противопоставляется другим богам именно в том Его качестве, что Он — Творец: «Ибо все боги народов — идолы, а Господь небеса сотворил» (Пс. 95:5). «А Господь Бог есть истина; Он есть Бог живый… Так говорите им: боги, которые не сотворили неба и земли, исчезнут с земли и из-под небес. Он сотворим землю силою Своею» (Иер. 10:10—12).

Надо отметить, что когда пророк возвещает о Боге, Которому он поклоняется, и сравнивает Его с другими богами, он говорит: «Он сотворил землю». Об иных богах он говорит, что они «не сотворили неба и земли». Способность творить — вот что отличает истинного Бога от прочих богов,

Когда Иона на корабле рассказывал своим спутникам, верующим в иных богов, о своем Боге, Которому он поклоняется, он сказал: «Я Еврей, чту Господа Бога небес, сотворившего море и сушу» (Иона 1:9).

Во всем Ветхом Завете подчеркивается именно это отличие истинного Бога. То же самое и в Новом Завете. Ученики Христа молились: «Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и все, что в них!» (Деян. 4:24).

Эти слова взяты из четвертой заповеди: «Создал Господь небо и землю, море и все, что в них…» Ученики молились Господу способность Которого творить возвещается почитанием памятника Творения. Он есть Бог истинный.

Павел так рассказывал жителям Листры об истинном Боге: «Мы… благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море и все, что в них» (Деян. 14:15).

Здесь апостол вновь цитирует заповедь о субботе.

Когда Павел ожидал своих спутников в Афинах, он «возмутился духом при виде этого города, полного идолов». И тогда он стал рассказывать людям об истинном Боге: «Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам: Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет» (Деян. 17:16, 23, 24). Возвещая Бога здешним философам, Павел прежде сказал, что его Бог есть «сотворивший мир и все, что в нем», и уж только потом назвал Его «Господом».

Три ангела небесных призывают всякий народ и язык и племя: «Убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод» (Откр. 14:7).

Приведенная подборка библейских текстов может убедить всякого, что величайшая истина, которая по замыслу Божию должна быть сохранена в сознании людей и ради которой и утверждено соблюдение субботнего дня, состоит в том, что Господь есть Создатель. Соблюдая субботний день, мы тем самым заявляем о нашем неприятии эволюционных воззрений, приветствуем сотворение мира, как оно описано в Библии, и признаем Бога Творцом. До тех пор, пока за человеком признается святая обязанность почитать Бога Создателем, Охраняется и суббота.

В Пс. 110:4 говорится, что «памятными соделал Он чудеса Свои». Итак, Его дела напоминают нам о сотворении, сотворение напоминает нам о Творце, Творец же есть единый истинный Бог. Поскольку «памятными соделал Он чудеса Свои», то вполне естественно, что в конце недели, во время которой все эти чудеса были сотворены, Он воздвиг памятник, который из недели в неделю должен был напоминать чая об этих событиях. Благодаря этому памятнику мы никогда и забудем, Кто есть истинный Бог, не сползем в идолопоклонство и не начнем отрицать Его как Творца, став приверженца]» заблуждений эволюционной теории. Посему в конце недели сотворения мира, в день седьмой, Творец почил от всех да Своих и «благословил Бог седьмый день, и освятил его» (Быт 2:1—3). То, что седьмой день был освящен как памятник, подтверждается тем фактом, что первое слово заповеди о субботе — «помни». Помни что? «Помни день субботний, чтобы святить его». Почему так? «Ибо в шесть дней создал Господ небо и землю». Суббота есть памятник Его чудным делам, которые он соделал «памятными».

Теория эволюции отвергает величайшую из истин, ради которой и была освящена суббота. Насколько же важно подчеркивать истину о субботе для нашего поколения, которое в! большинстве своем исповедует эволюционную теорию, чтобы все могли понимать ее значение и начать ее соблюдать.

Ввиду всего вышесказанного справедливо ли утверждение, что согласно Библии памятник сотворения предназначался только для евреев? Ведь тот седьмой день, в который Творец почил, случился за две с лишним тысячи лет до того, как появился первый еврей!

Так ли уж Богу безразлично, признавали или не признав вали Его Творцом люди, жившие от времени Адама до Моисея? Возможно ли на кресте положить конец такому признанию? Ведь берутся же некоторые утверждать, что на креста был положен конец всему, что было связано с законом, хотя диспенсационалисты при этом и оговариваются, что «все, обладающее сокровенной ценностью, было извлечено из систем мы закона и включено в современную систему благодати». Поскольку все сторонники фундаменталистского крыла этой школы настроены против соблюдения субботы как памятника сотворения, то они, видимо, должны полагать, что существование ветхозаветной субботы не имело никакой ценности и потому она не была «извлечена». В сущности, они столь же страстно осуждают соблюдение субботы, как и ложь или аморальность. Они придерживаются того мнения, что суббота вообще не имеет никакой ценности.

Отрицающие святость седьмого дня утверждают, что хотя Бог создал субботу для человека, она не имела для него никакой практической ценности — ни физической, ни духовной. Они утверждают, что людям без нее было бы лучше, а раз так, то на кресте ей был положен конец. Однако кажется странным что суббота, в пользу соблюдения которой Бог так много свидетельствовал, причем вплоть до вынесения смертных приговоров за ее намеренное нарушение, не была наполнена никаким глубоким и важным содержанием. Неприятно рассказывать о столь абсурдном мировоззрении, но иногда это необходимо, чтобы показать, насколько беспочвенны претензии тех, кто оскверняет Божий день покоя.

Благословения субботы

Поскольку закон духовен, невозможно отрицать, что и святая суббота есть духовное установление. Это был день «священного собрания» (Лев. 23:3). О радости, присущей этому дню, мы читаем у Давида в Пс. 41:5: «Вспоминая об этом, изливаю душу мою, потому что я ходил в многолюдстве, вступая с ними в дом Божий со гласом радости и славословия празднующего сонма». Факт того, что субботу должно было полностью посвящать Господу, что ее следовало проводить в радости и славословии, служит доказательством того, что четвертая заповедь более остальных девяти заповедей способствовала духовности человека. Именно поэтому сатана, стремящийся лишить людей духовных благословений, подталкивает их осквернять субботу. «Зачем вы делаете такое зло и оскверняете день субботний?» (Неем. 13:17). Осквернять субботу в очах Божьих — зло.

Мысль о том, что суббота есть установление именно духовное, красиво выражена пророком Исаией: «Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святых день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить: то будешь иметь радость в Господе» (Ис. 58:13, 14). Суббота всегда была днем отдохновения, в который люди особым образом радовались в Господе.

В книге Деяния апостолов мы находим текст, который помогает осмыслить те духовные преимущества, которые Господь желает даровать соблюдающим субботу в духе: «В день же субботний мы вышли за город к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом, и, сев, разговаривали с собравшимися там женщинами» (Деян. 16:13).

Таким образом, мы убедились, что как и в ветхозаветные времена, так и во времена апостола Павла суббота была днем, когда люди собирались, чтобы вместе молиться и славить Бога. Эту мысль подтверждает и следующее место из Священного Писания: «язычники просили их говорить о том же в следующую субботу». Павел согласился, и «в следующую субботу почти весь город собрался слушать слово Божие» (Деян. 13:42—44). Итак, мы выяснили, что в первоапостольские времена субботу рассматривали как день, когда люди собирались вместе «слушать слово Божие».

Суббота есть Господом установленный день, когда все мирские дела и заботы откладываются для того, чтобы, собравшись вместе, послушать Слово Божье. Так что когда Павел говорит: «Закон духовен», — он имеет в виду и субботу, которая посвящается делам исключительно духовным. Мы хотели бы задать вопрос: могли ли на собрании, на которое пришел весь город, чтобы послушать Слово Божье, быть возвещены «подлинные ценности»? В этих словах заключена та истина, — и этим фактом пренебречь невозможно, — что суббота в новозаветные времена была наполнена тем же содержанием, что и во времена древних пророков. Новозаветные стихи на этот счет столь же ясны и недвусмысленны, как и ветхозаветные. Священное установление не изменилось ни по форме, ни по содержанию. Человеческие установления по поводу субботы, а отнюдь не сама суббота, превратили ее в тяжелое ярмо.

Определенные выпады против святости субботнего дня могут у несведующих люден создать ощущение разочарования и неприятия субботы, и это есть как раз то, к чему стремится сатана. Божья же воля в том, чтобы день этот был для нас отрадой. Слово «отрада» предполагает нечто, что несет духовную радость и счастье. В таком случае сколь же неприятно Господину субботы слышать, как поносят этот день, принижают его и превращают в ничто!

Суббота есть знамение. Чего и кому?

Противники истинного дня Господня вновь и вновь повторяют, что «суббота была знамением между Богом и сынами Израилевыми». Далее они используют это положение, чтобы обосновать притянутое за уши антибиблейское учение о том, почему неевреям не должно соблюдать субботу. Они не прилагают ни малейшего усилия, чтобы предоставить хоть какие-нибудь библейские сведения о том, знамением чего в действительности была и остается суббота. А ведь учение Библии о смысле субботы как знамения столь просто, что, рассмотрев его, мы убедимся, насколько невозможно, чтобы суббота могла быть изменена или вовсе отринута.

Ищущим истину по конкретно этому аспекту соблюдения субботы стоит обратить внимание на следующие слова: «Скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте; ибо это — знамение между Мною и вами… дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас… Это — знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмый почил и покоился» (Исх 31:13. 17).

В этих стихах содержится разъяснение того, в каком смысле и по какой причине суббота была знамением. Соблюдение ее было знамением того, что люди признавали Господом Того, Кому они поклонялись. Мы повторим вновь: «Дабы вы знали, что Я Господь». Что же Господь, Которому они поклонялись, сделал, чтобы подтвердить Свою истинность, подтвердить, что Он не такой, как боги окрестных языческих народов? Ответ следующий: «Потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю» (Исх. 31:17). Прочие боги небо и землю не создали. Итак, соблюдение сынами Израилевыми субботы было знамением того, что они почитали Того, Кому поклонялись. Творцом, богов же окружающих языческих народов считали ничего не значащими. Давид так говорит об этом: «Ибо вес боги народов — идолы, а Господь небеса сотворил» (Пс. 95:5).

Таким образом, мы видим, что соблюдение субботы сынами Израилевыми было знамением признания ими Господа истинным Богом.

В Иез. 20:20 сказано: «И святите субботы Мои, чтобы они были знамением между Мною и вами, дабы вы знали, что Я Господь Бог ваш».

Это утверждение истинно, потому что Сотворивший небо и землю есть истинный Бог, и Он в конце недели творения установил памятник, почитание которого стало знамением признания Его Творцом.

Таким образом, мы пришли к выводу, что истина о том, что суббота была знамением между Богом и израильским народом, отнюдь не является основанием для того, чтобы в наши дни ее осквернять, но напротив, именно поэтому субботу и в наши дни необходимо соблюдать. Идолопоклонников становится все больше и больше, многие из них исповедуют теорию эволюции, что равносильно неприятию Бога как Создателя. Очевидно, что соблюдение субботы в наше время приобретает значение даже большее, чем прежде, ибо это знамение веры в буквальное сотворение, знамение неприятия идолопоклонства и теории эволюции как одной из его форм. Противостояние засилью идолопоклонничества — в широкомасштабном возвещении истины о субботе.

Один из противников субботы однажды сказал: «Я готов поверить в Бога как Создателя, но только без соблюдения субботы». Так мог бы сказать и Исаия или любой другой святой Божий человек древности. Но почему люди, заявляющие подобное, не могут выразить свою веру, соблюдая субботу, как знамение этой веры, тем более что поступать так заповедал Сам Господь Бог?

Не больше последовательности и во взглядах человека, который берется доказывать, что он может веровать в искупление, в «ломимое» Тело и пролитую Кровь Господа, но не приемлет Вечери Господней. Возникает вопрос: приемлет ли Бог подобную веру?

Соблюдение субботнего дня всегда было знамением признания Бога Создателем. Подтверждением тому является то, что и ныне по всему миру люди собираются, чтобы почтить седьмой день. Предположим, кто-нибудь в субботу посетит такое место и спросит: «Почему люди собираются в этот день?» И ему ответят: Эти люди не верят в эволюционную теорию. Они верят, что мир и все остальное создал Бог за шесть дней, а на седьмой почил и они почитают субботний день в знак веры в это. Если бы они в это не верили, то они не собирались бы именно в этот день». Это было бы верным описанием происходящего. Являлась ли эта истина, — что Бог в Сыне Своем был Создателем, — подлинной ценностью для израильтян времен Ветхого Завета, когда весь, мир наводнили племена, поклонявшиеся идолам? Разве не служила суббота еженедельным напоминанием язычникам о том, Кто был истинным Богом? А в наши дни, когда столь многими повествование о сотворении мира воспринимается как нечто вроде байки, когда Бог более не признается Создателем, разве соблюдение субботы не становится еще большей необходимостью? Когда она почитается как знамение веры в сотворение, разве это может не радовать Господа? Разве святая обязанность почитания Бога Создателем мота быть отменена на кресте? Некоторые предполагают, что суббота была отменена на кресте; и что же, это было сделано потому, что признание Бога Создателем не есть ценность? Где в Писании об этом сказано? Нигде.

Мы уже приводили цитаты из Нового Завета, в которых повествуется о том, что апостолы, проповедуя в Листре и Афинах об истинном Боге и сравнивая Его с ложными богами язычников, прежде всего назвали Его Творцом неба и земли. Очевидно, что па кресте факт сотворения мира Богом отменен быть не мог, соответственно, не могло быть отменено и знамение этого — памятник этой величайшей истины (Рим. 3:31′). До тех пор, пока люди будут верить, что истина о сотворении важна, они будут чтить и ее знамение — истинную субботу Господню. Именно в этом заключается подлинная ценность субботы и вместе с тем доказательство ее неизменности.

Суббота для всех

Многие люди приложили колоссальные усилия, пытаясь Доказать, что соблюдение субботы было лишь памятником освобождения еврейского народа из египетского рабства, а потому раз язычников не освобождали, то суббота не для них. Хорошо, а как же быть тем евреям, которые жили после того, как освобожденные из пленения умерли? Их же тоже не освобождали.

Господь (устами Исаии спустя много веков) сказал, что хотя язычников из египетского рабства не освобождали, суббота дарована и им тоже. Читаем Ис. 5б; б. 7: «И сыновей иноплеменников, присоединившихся к Господу [не к евреям! — Прим. авт.], чтобы служить Ему и любить имя Господа, быть рабами Его, всех, хранящих субботу от осквернения ее и твердо держащихся завета Моего, Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы».

Эти слова, несомненно, опровергают утверждение, что суббота должна была соблюдаться только теми, кто был освобожден из Египта. В Новом Завете мы читаем: «Язычники просили их говорить о том же в следующую субботу». Их просьбу удовлетворили, и «в следующую субботу почти весь город собрался слушать слово Божие» (Деян. 13:42, 44). Это произошло спустя более чем тысячу лет после исхода евреев из Египта.

Мы теперь уже достаточно подготовлены, чтобы приступить к изучению истины из Втор. 5:15: «И помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний».

Пока народ Божий пребывал в Египте и был притесняем, у него не было религиозной свободы, субботу ему соблюдать не позволяли. Но теперь, когда евреи освободились от рабства, у них появилась возможность соблюдать субботу и это было им «заповедано». Именно об этом Господь и возвещал, что и записано в 14-м стихе: «А день седьмый — суббота Господу, Богу твоему. Не делай в оный никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой и раба твоя, как и ты».

Последняя часть этого стиха, где говорится о рабах, содержит ключ к пониманию следующих слов: «И помни, что ты был рабом в земле Египетской». То есть, строя взаимоотношения со своими рабами, им не следовало забывать те времена, когда сами были рабами и были лишены свободы исповедания; и посему им и заповедовалось предоставлять рабам и рабыням возможность для поклонения. Более не оставалось оправдания тем, кто прежде не подпадал под осуждение за несоблюдение субботы. Им надлежало больше не работать в этот день. Также они не должны были препятствовать в этом своим рабам. Таким образом, объединив 14-й и 15-й стихи, „ц выяснили их истинный смысл.

Аналогичную мысль мы находим и в Лев. 19:33. 34: «Когда поселится пришлец в земле вашей, не притесняйте его… ибо и вы были пришельцами в земле Египетской». Из субботы в субботу сыны Израилевы не должны были поступать с чужеземцами так, как некогда в Египте поступали с ними. Пришельцам предоставлялось право «святить день седьмой», и работать их не принуждали.

Суббота до креста

Те, кто пытается доказать, что субботний день предназначался только для иудеев, приводят подчас странные аргументы. В качестве доказательства они указывают на то, что в период между Бытием, 2:1—3 и Исходом нигде не встречается описание соблюдения субботы. Конечно, если подобный прием аргументации применить к остальным девяти заповедям, то мы вынуждены будем прийти к выводу, что все праведники, жившие от времен Адама и до Моисея, лгали, воровали и непочтительно относились к имени Господнему только по той причине, что мы нигде в тексте не можем найти, чтобы Господь им это когда-либо запрещал.

Можно, не боясь впасть в противоречие, сказать, что первый день недели впервые был упомянут только лет через двадцать после дня Пятидесятницы и что тогда на него указывали не как на день, предназначенный для соблюдения, а как на рабочий. Таким образом, используя прием доказательства «от умолчания» по отношению к субботе, ее противники тем самым уничтожают для себя всякую возможность того, что первый день мог быть переименован в день Господень.

Аналогично, если бы противники субботы могли найти подтверждение тому, что в день Пятидесятницы было введено почитание первого дня, что Бог благословил этот день недели, то, несомненно, подобный факт применялся бы для доказательства того, что и впоследствии люди также использовали для поклонения первый день, хотя об этом также нигде не упоминается. Не существовало описания того, что Бог благословил и освятил первый день, ведь Книга Деяния святых апостолов появилась лишь двадцать семь лет спустя после Пятидесятницы. Однако существует описание установления субботы, и произошло это за две тысячи лет до исхода. Мы читаем: «И благословил Бог седьмый день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2:3).

Но если защитники первого дня не считают правомерной аргументацию «по умолчанию» по отношению к первому дню недели, почему подобную аргументацию он применяют по отношению к дню седьмому? Бели они в состоянии из ничего вычитать, что Господь в день Пятидесятницы утвердил поклонение в первый день недели, если такого рода «факты» они употребляют для обоснования обычая поклоняться в первый день, то почему ту же логику нельзя применить и по отношению к дню седьмому?

Рассмотрим некоторые возражения.

Бытуют два возражения против соблюдения субботы, т. е, того дня, о котором говорится в Быт. 2:3. Одно из них следущее: «Этот день не был назван субботой». На это мы можем только напомнить слова из Быт. 2:3: «благословил Бог седьмый день». А в Исх. 20:11 по поводу этого события сказано: «посему благословил Господь день субботний». Таким образом, Сам Господь говорит, что день, который Он благословил, был субботой. Именно Он называет седьмой день из Быт. 2:3 субботой. Еврейское слово «шаббат» (суббота) означает «покой», Для Господа временем покоя этот день стал в завершение недели сотворения. Итак, в Библии седьмой день — это суббота, день покоя.

Второе возражение состоит в том, что Господь хотя и покоился в день седьмой (Быт. 2:3), но благословил его только спустя две тысячи лет. Разумеется, этот аргумент некорректен, как то следует из Мк. 2:17, где написано: «суббота была сотворена» (англ. пер.). Сотворение субботы описано в Быт. 2:2, 3; оно включает в себя три момента: 1) Господь в седьмой день «почил»; 2) Господь седьмой день «благословил»; 3) Господь седьмой день «освятил». Эти соображения подтверждают, что день этот был благословлен в то же время, когда и был человека создан, то есть за две тысячи лет до появления первых евреев. Более того, как, в таком случае, понимать слова Господа из Быт. 1:26: «сотворим человека по образу Нашему», при том, что лишь спустя две тысячи лет Он «благословил их». Нелепое предположение, не правда ли?

Если слова вообще что-либо значат, особенно если они взяты из Слова Божия, то они в состоянии убедить любого, что в той или иной форме существовало Божье откровение, которое Он называл «Мой закон», и что этот закон включал в себя заповедь о святости субботы. Эта мысль подтверждается следующими словами: «И сказал Господь Моисею: вот, Я одождю вам хлеб с неба, и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день, чтобы Мне испытать его, будет ли он поступать по закону Моему, или нет» (Исх. 16:4).

Далее по поводу сбора манны Господь сказал: «Шесть дней собирайте его, а в седьмый день — суббота: не будет его в этот день. Но некоторые из народа вышли в седьмый день собирать — и не нашли. И сказал Господь Моисею: долго ли будете вы уклоняться от соблюдения заповедей Моих и законов Моих?» (Исх. 16:26—28).

Эта глава помечена числом: «в пятнадцатый день второго месяца по выходе их из земли Египетской» (Исх. 16:1). «В третий месяц» они достигли Синая (Исх. 19:1, 2). Суббота как часть Закона Божьего существовала прежде его провозглашения на горе Синай. Как долго он существовал? В Исх. 20:11 мы читаем, что седьмой день из Быт. 2:3 есть «день субботний». Посему день субботний существует от сотворения (Быт. 2:3). «Суббота для человека» («суббота создана для человека», — англ. пер.), — сказал Иисус о цели ее появления. Поскольку человек существует со времени недели сотворения, легко увидеть, что суббота была «создана для человека» более чем за две тысячи лет до появления первых евреев.

Но их «отцам» — Аврааму, Исааку и Иакову — соблюдать субботу было «заповедано». Об этом мы читаем в Иер. 17:22: «но святите день субботний так, как Я заповедал отцам вашим». А в Чис. 20:15 говорится: «отцы наши перешли в Египет». Это произошло за сотни лет прежде ниспослания закона с Синая, что доказывает, что субботу соблюдали со времени ее создания «для человека».

Суббота не исключительно для евреев

Таким образом, мы видим, что в Библии нет такого установления, как еврейская суббота. В Библия установленный Творцом день покоя называется так:

«Свитах суббота Господня» (Исх16:23).

«Суббота Господу Богу» (Исх. 20:10).

«Свитый день Мой» (Ис. 58:13).

«Суббота — покой по заповеди» (Лк. 23:56).

«Седьмой день» (Евр. 4:4).

«День Господень» (Откр. 1:10).

Все эти названия выделяют седьмой день из числа всех остальных дней недели. Из них явствует, что седьмой день есть Божественное установление и что он принадлежит Господу. Это — «святая суббота Господня» (Исх. 16:23). Нет ни малейшего указания, что она в каком-либо смысле исключительно еврейская. Она была создана для людей задолго до появления евреев. В ней нуждается все человечество. Назначение ее ни в коей мере не национальное.

Когда у людей не хватает аргументов по какому-либо вопросу, они часто начинают иронизировать, унижать и выказывать презрение по этому поводу, чтобы этот вопрос выглядел более легковесным в глазах тех, над кем эти люди стремятся сохранить свое влияние. Такого рода проповедники, безусловно, не могут не знать, что суббота — установление не исключительно еврейское и что Святой Дух называет ее «суббота Господу Богу». Они знают, что заповедь о субботе — составная часть Десятисловного Закона, о важности которого они учат; но они остаются преданны своим словам только до тех пор, пока речь не заходит о четвертой заповеди. Как только такое происходит, им, чтобы скрыть ее святое назначение, ничего более не остается, как только прибегнуть к насмешкам, презрительным оценкам и назвать ее «ветхой иудейской субботой».

К этому возмутительному приему люди прибегают всегда, когда сделать что-либо они, по существу, уже бессильны. Этот метод использовали фарисеи, когда не могли противостоять учению Иисуса. Стремясь унизить Учителя, а себя в глазах публики возвысить, они поправляли свои раввинские одежды и с выражением, презрения на лице говорила: «Мы не от любодеяния рождены» (Ин. 8: 41). Как это гнусно! Как подло! И нечестно! Но определенные воздействие их поведение производило. Многие были отвращены от Иисуса и тех истин, которые Он преподавал.

С теми же самыми движениями, чувствами и с тем же выражением презрения и насмешки на лице, в стремлении сохранить свое влияние, если будут апеллировать к логике и свидетельству Священного Писания, люди говорят о «ветхой иудейской субботе». Нет ни малейшего различия между тем методом, которым людей отвращают от субботы Господней, и тем, которым пользовались фарисеи, отвращая людей от Самого Господа.

Противники субботы могут читать места из Писания, в которых речь идет о церемониальном законе, и истолковывать их в применении к Десятисловию. И это вместо того, чтобы прочитать, скажем, следующее: «Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его» (1Ин. 5:3). «Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» (1Ин. 2:4). «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его» (Откр. 22:14). «И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божий и имеющими свидетельство Иисуса Христа» (Откр. 12:17). «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иак. 2:10). «Возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди» (Лк. 23:56). «При выходе их из Иудейской синагоги язычники просили их говорить о том же в следующую субботу» (Деян. 13:42). «В следующую субботу почти весь город собрался слушать слово Божие» (Деян. 13:44). «И почил Бог в день седьмый от всех дел Своих» (Евр. 4:4). «Обрезание ничто и необрезание ничто, но все в соблюдении заповедей Божиих» (1 Кор. 7:19). «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие» (1 Ин. 3:4). «Я не иначе узнал грех, как посредством закона» (Рим. 7:7). Эти исходящие от живого Бога слова подтверждают святость субботы, которой люди по неведению противостоят, называя ее «ветхой иудейской субботой».

Важнейшая истина присутствует во всем Слове Божьем: «Бог нелицеприятен». План Божий состоял в том, чтобы все проживавшие вокруг израильтян народы восприняли истину, «услышав о всех сих постановлениях» (Втор. 4:6). После обращения, присоединившись к Церкви, они во времена Моисея и пророков мотай насладиться духовными благословениями субботы. Это обращение от языческих богов к истинному Богу и Его истинам означало, что они «присоединялись к Господу». И благословения субботы принадлежали им в той же мере, что и евреям. Подтверждение тому мы находим в Ис. 56:6, 7: «И сыновей иноплеменников, присоединившихся к Господу, чтобы служить Ему и любить имя Господа, быть рабами Его, всех, хранящих субботу от осквернения ее и твердо держащихся завета Моего, Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы».

При таком обилии свидетельств как смеют люди одновременно утверждать, что они сведущи в Писании и что суббота только для Израиля? Как они могут возводить до уровня догмы свое измышление, что «в ветхозаветные времена, как о том мы узнаем из Писания, ничего для нужд язычников не делалось»?

«Справедливо, — могут нам возразить. — Но им приходилось присоединяться к израильтянам, чтобы иметь возможность соблюдать субботу». Отвечаем: «Но разве от этого они переставали быть по происхождению язычниками? Разве, присоединившись, они из язычников по плоти превращались в евреев? Разумеется, нет».

Утверждать, что язычникам приходилось прежде присоединиться к израильтянам, чтобы суббота стала и их достоянием, все равно что сказать: «Человек должен стать христианином, прежде чем Вечеря Господня будет значимой и для него». Это справедливо только в том смысле, что человек не может стать христианином без одновременного принятия искупления, знамением чего и является Вечеря. До своего обращения к истинному Богу люди исповедовали ложных богов. До тех пор, пока они поклонялись этим богам, почитание субботы было для них столь же неприемлемо, как для всякого неверующего в искупление неприемлемо участие в Вечери Господней. Но когда эти идолопоклонники обращаются к истине,

то как говорит Библия, «присоединившихся к Господу, чтобы служить Ему и любить имя Господа… всех, хранящих субботу от осквернения ее и твердо держащихся завета Моего» (Ис. 56:6′) ожидает уже новая жизнь.

Бог нелицеприятен

После воссоединения язычников с Богом суббота, безусловно, также принадлежала и им в полной мере. Как только они оставляли своих идолов и обращались к истинному Богу, который «создал небо и землю», они начинали святить субботу в знак признания своей верности Ему. Уже Моисею Господь неоднократно повторял: «закон один и одни права да будут для вас и для пришельца, живущего у вас» (Чис. 15:16; см. также Исх. 12:47 и Чис. 9:14). Как при таких свидетельствах можно браться утверждать, что суббота только для Израиля, но не для язычников?

Когда было закончено строительство храма в Иерусалиме и настало время молитвы посвящения, Бог вдохновил Соломона упомянуть и обращенных язычников в числе тех, кто приходил в храм на поклонение. Соломон возвестил: «Даже и иноплеменник, который не от народа Твоего Израиля, когда он придет из земли далекой ради имени Твоего великого, и руки Твоей могущественной, и мышцы Твоей простертой, и придет и будет молиться у храма сего: Ты услышь с неба, с места обитания Твоего, и сделай все, о чем будет взывать к Тебе иноплеменник, чтобы все народы земли узнали имя Твое, и чтобы боялись Тебя, как народ Твой Израиль, и знали, что Твоим именем называется дом сей, который построил я» (2 Пар. 6:32, 33).

Так как, есть она, «польза для язычников»? Сторонники антиномизма утверждают, что в Послании к Римлянам есть подтверждение тому, что суббота не предназначалась никому, кроме евреев. Вот этот текст: «Ибо нет лицеприятия у Бога. Те, которые не имея закона согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся, — потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут; ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закола у них написано, в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их то оправдывающие одна другую» (2:11—15).

Здесь Павел противопоставляет владеющих познанием о письменном законе язычникам. Те, кому с письменным законном познакомиться не довелось, всеравно будут судимы в соответствии с ним. Те же, кто знаком с ним, будут судимы по тому, как их жизнь сообразовывалась с принципами, это то закона. Когда Павел говорит: «язычники, не имеющие закона», он имеет в виду тех, кто не знал о Божьем записанном Слове и законе. С какой стати в этот текст надо вкладывать такой смысл, что закон не для язычников и что когда Бог заповедал не красть, не лгать, не прелюбодействовать и не поклоняться идолам. Он имел в виду, что язычникам этими принципами руководствоваться не стоит? Сторонники антиномизма полагают, что как бы ни были язычники хорошо знакомы со Словом Божьим и Его законом, в глазах Божьих они, если даже и воровали, и крали, хулили имя Божье и преступали все остальные заповеди, все равно оставались безгрешными, потому что закон был якобы только для евреев. И все это только ради того, чтобы уклониться от исполнения заповеди, которая гласит: «А день седьмый — суббота Господу Богу твоему»!

О том, что закону подвластен «весь мир», ясно говорится в Рим. 3:19: «Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом». Выражения «всякие уста» и «весь мир», безусловно, обозначают всех людей в мире, вне зависимости от того, евреи они или нет. Отсюда, что бы в законе ни было сказано для евреев, сказано и для всего мира. Следовательно, не только евреям, но и всему миру сказано: «Седьмой день — суббота».

Давайте размышлять корректно: когда пришел Иисус, разве только евреи были виновны пред Богом и нуждались в отмене смертного приговора за грехи? Разве язычники не были также осуждены? Разве не об этом сказал Павел: «Все под грехом» и «все согрешили»? Все «под законом» в том смысле, что «весь мир становится виновен пред Богом» (Рим. 3:9, 19). Таким образом, если язычники — часть «всего мира», то они подпадают под закон (в той мере, в какой они его понимают) точно так же, как я евреи. А раз этот закон говорит о святости субботы, то раме не следует из этого, что закон идя» них тоже?

Чтобы завершить дискуссию на тему: был или не был закон столь же значим для язычников, как и для евреев, давайте прочтем 16-и стих 24-й главы Книги Левит: «И хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество. Пришлец ли, туземец ля станет хулить имя Господне, предан будет смерти». Давайте уразумеем следующее: третья заповедь гласит: «Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно». Пытаясь обойти тот факт, что суббота предназначается не только для евреев, но и для язычников, некоторые начинают утверждать, что закон Десяти Заповеден дан исключительно для евреев, а любое его нарушение язычниками никоим образом Богом не осуждается. В Лев. 24:16 мы, однако, встречаем нечто совершенно противоположное этому утверждению. Когда язычник намеренно хулил имя Господне, его за это следовало наказать точно так же, как и еврея. Возникает вопрос: если язычники были действительно закону неподсудны, если закон был обращен только к евреям, то почему за прегрешение язычник подвергался такому же наказанию, как если бы он был евреем? Смогут ли когда-нибудь сторонники антиномизма дать этому объяснение? И еще, если язычники несли ответственность за нарушение третьей заповеди, то почему они не могут в той же мере нести ответственность и за нарушение четвертой?

В уроках воскресной школы, есть все, кроме слова «седьмой»

Занятно наблюдать, как те, кто теоретически отменяет четвертую заповедь, в определенных случаях радикально меняют свой образ мышления и начинают с особой тщательностью придерживаться буквы этой заповеди, за исключением одного лишь слова. Это слово — «седьмой». Примерно раз в год в Международной воскресной школе проходит занятие на тему «Соблюдение субботы», или, если называть вещи своими именами, «Соблюдение воскресенья».

Просматривая уроки, публикуемые в периодических изданиях фундаменталистов, невозможно не заметить, что всякий библейский текст, приводимый для того, чтобы показать, как надо соблюдать воскресенье, на самом, деле относится не

к первому, но к седьмому дню. Такие выражения, как: «будет суббота отрадою», «помни день субботний, чтобы святить его», «должно делать в дни субботние» и т. п. в урочниках цитируются, но в; приложении к дню, который Бог никогда не освящал. Это же верх нелогичности — сначала заявить об отмене четвертой заповеди, а потом вернуться, к ней, выбрать из нее для употребления все слова, кроме одного — «седьмой», и соотнести их с первым днем недели! Другими словами, принимается и преподается вся заповедь, за исключением слова «седьмой», хотя смысл заповеди сосредоточен именно в этом слове. Логика здесь та же, что у того язычника, который, отобрав из Библии все слова, относящиеся к поклонению истинному Богу, затем все полученные наставления воплотил в поклонении идолу. Ни одно слово заповеди о субботнем дне не имеет ни малейшего отношения ко дню воскресному.

Человек не может сделать любой произвольный день святым, даже если приукрасит его возвышенными словами. Может ли кто-нибудь указать, где в Библии сказано, что наставления, данные относительно седьмого дня, должны исполняться в первый? А если люди так поступают, то разве это не подлог? Разве вправе человек снять с субботы ее облачение, выраженное в таких определениях, как «святая», «освященная», «благословенная», и украсить им первый день недели? Может ли такой человек указать, когда Бог делал нечто подобное? А если Бог так не поступал, то где тогда тот библейский текст, в котором говорилось бы, что люди наделены правом осквернять день субботний и принадлежащие субботе установления исполнять в первый день недели? Вспомним слова Иисуса:

«Истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине» (Ин. 4:23). Прилагать слова, которые Бог высказывал о дне субботнем, к дню первому — это не путь истины.

Истинное соблюдение субботы не в делах плоти

Соблюдение субботы подразумевает определенное состояние ума, при котором среди прочего признается святость этого дня, и по этому поводу мне вспоминается одна женщина, которая была весьма образованна, но, увы, слепа и беспомощна. Она не могла самостоятельно не только есть, но даже двигать руками и ногами. Один из преподавателей Библии провел с ней несколько уроков, один из которых был посвящен субботе и ее соблюдению. Женщина приняла все, чему ее учили. Когда соседи узнали, что она собирается соблюдать седьмой день недели, они отреагировали так: «Она же вообще не работает, ни в один из дней! Она же соблюдает их вес!» Люди не могли понять, каким образом она могла бы выделить субботу из числа прочих дней.

Но она действительно соблюдала субботу. Она просила сообщить, когда садится солнце, и до следующего вечера почитала часы наступившей субботы священными. Такое благоговейное отношение имеет не историческое, но библейское основание. В Слове Божьем сказано: «Благословил Господь день субботний и освятил его». Но в Библии нет ни одного слова о том, что Господь благословил и освятил первый день недели. А раз так, то считать первый день святым невозможно.

Суббота и брак

Во время странствования Израиля по пустыне ему были даны некоторые установления относительно брака, которые Иисус во время Своего пришествия не вполне одобрил, из чего, однако, вовсе не следует, что Он был против брака как такового. Аналогично были даны определенные установления относительно субботы, которые Иисус не устанавливал, хотя суббота как таковая принадлежала Ему, Когда Иисус пришел, Он застал существующими и действующими и брак, и субботу — и то, и другое Он учредил и освятил, и ни того, ни другого Он не отменил.

Творец от начала наделил людей способностью к общению друг с другом, и это общение должно было быть духовным. Эта способность людей наиболее полно и счастливо проявляется в браке и общении в кругу семьи. Способность к святому общению наиболее полно выражается и удовлетворяется в субботний день и в церкви. Оба эти учреждения произрастают из укорененных в человеческих сердцах стремлений. А раз так, то Бог позаботился о вечном существовании семьи и субботы, потому что никогда не наступит такое время, когда оскудеют эти устремления человеческого сердца. В Своем законе любви Бог позаботился и о святости брака, сказав: «Не прелюбодействуй», — в том же законе, где Он позаботился и о вечности и святости субботнего покоя, сказав: «Помни день субботний, чтобы святить его».

Дьявол всегда пытался извратить оба эти Божественные установления: вместо одного утвердить языческую распущенность, а вместо другого — соблюдение языческого дня солнца. Так же, как и суббота, брачные отношения не являются установлением исключительно еврейским. И то, и другое произросло из Богом данных способностей человека к межличностному общению и стремления к Божественному. И то, и другое принадлежит всему человечеству.

На Новой Земле не будут ни жениться, ни выходить замуж и дети не будут рождаться. Удостоенные пребывать там — это те, которые «рождены вновь» уже здесь, на земле, но межличностное общение там не прекратится. Суббота будет соблюдаться и во все последующие времена, напоминая о творческой и спасающей силе Божьей и духовном общении. В Откр. 22:1, 2 мы читаем: «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой». А в Ис. 66:23 сказано: «Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь».

Ответственны за полученный свет

Конечно же, на небе будет немало тех, которые в этой жизни никогда субботу не святили. Они почили, так и не познав этой великой библейской истины, открытой на страницах Священного Писания. Однако просвещенным, но противящимся Господь говорит: «Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас» (Ин. 9:41). Остававшихся во тьме будут судить в соответствии с тем светом, который они имели, тех же, кто намеренно оставался противником — по их преступлениям.

Давайте не упускать из виду, что «грех есть беззаконие» (1 Ин. 9:4). Но есть и обетование милости: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Ин. 1:9).

Можете ли вы честно пред богом сказать, что вы слепы принять свет, что седьмой день есть суббота Господня? Почему бы вам не поблагодарить Бога за то, что Он открыл вам истину о святости субботнего дня и отныне силою пребывающего в вас Христа вы можете «помнить день субботний, чтобы святить его»?

Безусловно, когда еще до грехопадения Отец Небесный через Сына Своего создал субботу для человека. Он создавал ее навсегда как вечный день отдыха и поклонения. И на Новой Земле, которая грядет, самые приятные воспоминания прошлого будут связаны с духовным покоем суббот, с обогащающими этот день встречами, где все было подчинено прошлым, настоящим и будущим откровениям любви Бога, Который через Сына Своего дал нам возможность приобщиться к будущей счастливой жизни, той жизни, которой не будет конца.