Глава 6. Суббота и первый день недели

Сохранилось достаточное количество свидетельств, из которых следует, что апостолы соблюдали седьмой день недели, а не первый. Иисус заповедовал поступать так, в частности, и такими словами: «Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу» (Мф. 24:20). Слова эти были обращены к ученикам по поводу грядущего разрушения Иерусалима, чему надлежало случиться в 70 г. по Р. X., спустя тридцать девять лет после Его, Иисуса, возвращения на небо.

Повеление о субботе, записанное в Мф. 24:20, было дано ученикам в Иерусалиме при следующих обстоятельствах. Указывая на величественный Иерусалимский храм, Иисус сказал: «Видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено». Желая узнать об этом событии подробнее, «приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?» (Мф. 24:2, 3).

Далее Иисус отвечает сразу на оба вопроса. Частью Он говорит о признаках приближающегося разрушения Иерусалима, частью — о признаках Своего пришествия. Говоря о разрушении римлянами в 70 г. Иерусалима, Иисус сказал: «Тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни! Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу» (Мф. 24:16-20).

Здесь Иисус говорит о святости субботнего дня и тогда, спустя много лет после креста. А это доказывает, что суббота не утратила своего значения, и это так же верно, как и то, что не прекратили ежегодно наступать зимы.

Во избежание непомерных, трудностей христианам должно было молиться, чтобы «не случилось бегство… зимою». А из-за соображений святости им должно было молиться, чтобы «не случилось бегство… в субботу». Для любого честного сердца из вышеприведенного текста ясно, что для признающих Христа после Его распятия должен был оставаться свято чтимый день, известный как субботний день.

Какие только непоследовательные и абсурдные толкования не были извлечены на свет противниками субботы по поводу этих слов Христа о субботе! Одни, к примеру, говорят, что Христос дал такой совет, потому что якобы в тот день в городе запирали ворота. Но повеление Христа относится ко всем живущим в Иудее. Так что же, получается, стены были, вокруг всей Иудеи?

И еще: Иисус не повелевал Своим ученикам молиться, чтобы не приключилось их бегство ни в День примирения, ни: в день Пятидесятницы, ни в один из других дней, освященных законом левитов, Эти дни Иисус не упоминал. Этим установлениям на кресте был положен конец. Он также не повелел ученикам молиться и о первом дне недели. Воскресенье! (день солнца) наступало с той же периодичностью, что и суббота, однако и о нем упомянуто не было. Но отнюдь не так дело обстояло с субботой. Предположим, Иисус сказал бы: «Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше в первый день недели». Представляете, с какой готовностью ухватились бы за Его слова как за свидетельство того, что для христиан именно воскресенье якобы есть день поклонения!

Суббота в Книге Деяния святых апостолов

Мы переходим к Книге Деяния, из которой можно достаточно много узнать об апостолах и субботе. Конечно же, противники субботы утверждают, что единственная причина, по которой апостолы приходили в этот день на богослужения, отнюдь не в святости этого дня, а потому, что они стремились оказать влияние на иудеев. Но противники субботы не приводят ни одного текста, подтверждающего это их утверждение. Зато можно найти текст, в котором говорится, что в этот день апостолы проповедовали, причем и язычникам тоже. Можно ли на основании этого текста утверждать, что эти язычники соблюдали субботу и Павел пришел к ним только затем, чтобы получить возможность проповедовать им? Мы на такое не претендуем: это было бы уж очень абсурдно. Язычники субботу не соблюдали, во всяком случае до тех пор, пока не становились христианами.

В Деян. 13:42 мы находим следующее интересное свидетельство: «При выходе их из Иудейской синагоги язычники просили их говорить о том же в следующую субботу». Из этого текста явственно следует, что на кресте субботе как дню поклонения отнюдь не был положен конец, но по-прежнему из недели в неделю верующие в этот день продолжали собираться, и все это спустя немало лет после Голгофы.

Далее мы читаем: «Когда же собрание было распущено, то многие Иудеи и чтители Бога, обращенные из язычников, последовали за Павлом и Варнавою, которые, беседуя с ними, убеждали их пребывать в благодати Божией. В следующую субботу почти весь город собрался слушать слово Божие» (ст. 43, 44). Это собрание состоялось по настоянию язычников, и, как написано, «почти весь город собрался слушать слово Божие». Ввиду всего этого, что же остается от человеческих измышлений, что единственной причиной, по которой Павел проводил собрания по субботам, было стремление оказать влияние на иудеев? Если в это время первый день недели был днем, когда необходимо было собираться вместе послушать Слово Божье, почему бы в таком случае Павлу не сказать этим язычникам: «Нет, не в следующую субботу. Этому конец. Вы, язычники, приходите в первый день недели». Если бы такова была водя Господня о первом дне недели, несомненно, Павел сказал бы именно так.

Мы переходим к Деян. 16:13, где описываются события в то время, когда Павел и Лука были в Филиппах. Лука говорит: «В день же субботний мы вышли за город к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом, и, сев, разговаривали с собравшимися там женщинами». Не надо забывать, что Лука не был иудеем. Пользуясь, естественно, диалектом христиан, обращенных из язычников, он называл седьмой день богоданным именем — субботним днем, субботой. Для этого христианского мужа суббота по-прежнему была действующим установлением.

В Коринфе, пока церковь только утверждалась, Павел зарабатывал на жизнь ремеслом. Он нашел себе друзей из числа иудеев «и, по одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток». Вопрос следующий: когда он покоился — в субботу или в первый день недели? Ответ ясен: «Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов» (Деян. 18:3, 4). Очевидно, что в субботу Павел не работал.

Пожалуйста, вновь обратите внимание, что Лука не говорит — «иудейская суббота». Лука, будучи обращенным из язычников, выработал привычку особо указывать на то, что было исключительно еврейским. Подтверждение этому в следующих примерах: «народом Иудейским» (Деян. 10:22), «в стране Иудейской» (Деян. 10:39), «народ Иудейский» (Деян. 72/77), «в Иудейскую синагогу» (Деян. 14:1). Но разве он где-то пишет «суббота иудейская»? Из того обстоятельства, что он ни разу не сказал «суббота иудейская», хотя он вновь и вновь упоминает об этом дне, следует, что она для него не была исключительно иудейской. А из этого можно сделать вывод, что те, кто толкует об исключительно иудейском происхождении и принадлежности субботы, ошибаются.

Два значения слова «день»

Прежде чем продолжить тему «первого дня», я полагаю, что было бы полезно рассмотреть, когда по Библии день начинается и когда заканчивается. Слово «день» (как отрезок времени в двадцать четыре часа) в библейском повествовании о сотворении употребляется в двояком смысле. Во-первых, дневные часы и часы ночные называются «день»: «И был вечер [начало ночного времени], и было утро [начало дневного времени]: день шестый» (Быт. 1:31). Это то, что называется двадцатичетырехчасовой день. Во-вторых, светлая часть дня так же называется «днем»: «И назвал Бог свет днем» (Быт. 1:5).

Библейский день

И в Ветхом, и в Новом Завете день, будь то первый, седьмой или какой-либо иной, начинается вечером, вечером он и заканчивается; вечер же начинается с заходом солнца. О Дне примирения Господь сказал: «также в девятый [день] седьмого месяца сего, день очищения… никакого, дела не делайте в день сей» (Лев. 23:27, 28). У этого дня было начало и был конец, поскольку мы читаем: «Это для вас, суббота покоя… с вечера девятого дня месяца; от вечера до вечера [десятого дня месяца] празднуйте субботу вашу» (ст. 32). Израильтянам положено было отмечать десятый день месяца как годовую субботу (покой). Этот десятый день начинался с вечера девятого дня. Вплоть до самого вечера предыдущий день считался девятым. Но как только наступал вечер, как только вместе с дневным светом иссякал день девятый, начинался следующий день — десятый. Пожалуй, стоит это усвоить: подобно тому, как девятый день седьмого месяца вечером переходит в десятый, так и с вечера первого дня недели начинается уже день второй. И иначе быть не может, потому что первый день заканчивается вечером, и только затем наступает день второй.

Я обращаю на это внимание для того, чтобы мы во всей полноте могли понимать, скажем, следующий стих из Евангелия от Иоанна: «В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!» (Ин. 20:19). Находятся такие, кто начинает спорить, что первый день недели еще продолжался, когда вечером вошел Христос. Они настаивают на этом, указывая на «в тот же первый день недели вечером». Но никто и не собирается отрицать, что именно так и написано. Но это был уже вечер первого дня, что есть начало дня второго. Первый день недели заканчивается вечером, и это одновременно есть начало следующего, второго дня недели. Если «с вечера девятого дня месяца» начинается десятый день, то в таком случае «тот же первый день недели вечером» есть уже второй день недели — и что бы ни говорили несогласные, отменить этот день они не в состоянии. Как бы то ни было, но ученики собрались тогда, как говорит Иоанн, «из опасения от Иудеев», и вовсе не сказано, что для празднования воскресенья. Даже начинающий исследователь Библии прекрасно знает, что к тому моменту, как вошел Иисус, ученики не верили, что Он был воскрешен из мертвых. Лука говорит, что когда Иисус вошел, «они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа» (Лк. 24:36—41).

Далее к представлю доказательства того, что слою «вечер» означает «время по захождении солнца». Итак, «но только на том месте, которое изберет Господь, Бог твой, чтобы пребывало там имя Его, заколай Пасху вечером при захождении солнца, в то самое время, в которое ты вышел из Египта» (Втор. 16:6). Из этого текста очевидно, что библейский день продолжается от захода солнца до захода. Истинность этого положения подтверждается и таким текстом: «Потом поразил их Иисус и убил их и повесил их на пяти деревах; и висели они на деревах до вечера. При захождении солнца приказал Иисус, и сняли их с дерев» (Ис. Нав. 10:26, 27).

В Новом Завете можно найти подтверждение тому, что подобное исчисление времени сохранилось вплоть до той поры. Начало и конец дня подчиняется астрономическим законам, как о том и написано в первой главе Книги Бытие; смерть же Иисуса отнюдь не изменила движения тех космических тел, которые определяют наступление дня и ночи. В Мк. 1:32 мы, например, читаем: «При наступлении же вечера, когда заходило солнце». Павел в Еф. 4:26 сказал: «солнце да не зайдет во гневе вашем» — иными словами, не оставляйте ваши грехи до времени следующего дня. Он не сказал: «да не наступит полночь в гневе вашем». Для Павла следующий день наступал со времени захода солнца.

Есть и такие, кто утверждает, что грешно участвовать в Вечере Господней в любой другой день, кроме первого дня недели, и все же они в таком случае согрешают, поскольку вечеря у них начинается после захода солнца в воскресенье, а это уже второй день недели.

«Первый день» в Евангелиях

Теперь мы рассмотрим, что Матфей, Марк, Лука и Иоанн говорят о первом дне недели. На них была возложена обязанность пойти и научить все народы, как то заповедал им Иисус, «уча их соблюдать все, что Я повелел вам». В Священном Писании можно найти те места, где записано учение Иисуса о крещении, Вечери Господней, субботе и многом другом. Но нигде Иисус не заповедовал соблюдать день Своего воскресения и вкушать Вечерю именно в этот день. В сущности, мы со всей ответственностью можем сказать, что в течение всего Своего служения Иисус никогда в этом смысле первый день не упоминал. Да и Его последователи этому тоже не учили.

Лука

Лука, христианин, обращенный из язычников, был достаточной степени осведомлен, чтобы, во всей полноте рассказать нам чему учил Христос и как Он поступал. Лука сообщает нам, что писал он «по тщательном исследовании всего» (Лк. 1:3). Более того, он говорит, что написал «о всем, что Иисус делал и чему учил от начала» (Деян.1:1). Таким образом, тот факт, что в книгах, написанных Лукой, нигде не отмечено, что Иисус когда-либо упоминал о первом дне недели, есть положительное доказательство того, что заповедь на этот счет отсутствует, и в этом объяснение того, почему апостолы не проповедовали соблюдение дня воскресного.

В Лк. 23:56 говорится о том, что христиане «в субботу остались в покое по заповеди». Вслед за этим Лука пишет: «В первый же день недели, очень рано… пришли они ко гробу». Они намеревались закончить работу, начатую в конце пятницы, но обнаружили, что Иисус восстал из гроба. Здесь для Луки был весьма подходящий случай что-нибудь сказать о первых днях недели, приходивших на смену субботам, в которые оставались «в покое по заповеди». Небезынтересно, что эти слова Лука записал в 63 году, то есть тридцать лет спустя после того, как Иисус вернулся на небеса. Итак, тридцать лет спустя после креста христианин из язычников седьмой день называл «субботой», а день воскресения — «первым днем недели». Таким образом, в это время первый день недели он не называл днем Господним.

Матфей

Выяснив, что Лука ничего не говорил о святости первого дня недели, давайте теперь посмотрим, что на этот счет сказали Матфей, Марк и Иоанн. В Мф. 28:1 сказано: «По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб». Матфей написал эти строки много лет спустя после крестной смерти и воскресения Христа. Он по-прежнему называл седьмой день «субботой», а следующий день — «первым».

Марк

В Мк. 16:1, 2, 9 апостол упоминает первый день недели дважды. Он пишет: «По прошествии субботы… весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу»; а в стихе девятом: «Воскреснув рано в первый день недели, Иисус…» Когда Марк писал это в 60 году по Р. X., то есть 27 лет спустя после креста, он по-прежнему называл воскресенье первым днем недели и никаких священных определений к этому дню не прилагал. Он также говорит, что начало этого дня последовало после завершения субботы.

Иоанн

Иоанн о первом дне недели упоминает дважды. В 1-м стихе 20-й главы он пишет: «В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба». Иоанн написал это в 100 году по Р. X,, но и тогда воскресенье он называл первым днем недели. За четыре года до того он написал Книгу Откровение, и там в 1:10 сказано: «я был в духе в день Господень». Он говорил о дне, который Господь от сотворения мира называл Своим, а «посему благословил Господь день субботний и освятил его». Если бы Иоанн полагал, что первый день недели стал днем Господним, он, рассказывая четыре года спустя о воскресении Господа из мертвых, непременно этот день так бы и называл.

Второе упоминание о первом дне недели мы находим в Ин. 20:19: «В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!» Здесь вновь у Иоанна была прекрасная возможность назвать первый день (воскресенье) днем Господним, но из того обстоятельства, что он этого не сделал, мы можем заключить, что он подобным образом о нем не думал.

«После восьми дней»

Есть еще один текст, указывая на который, утверждают, что он имеет непосредственное отношение к первому дню недели. Это Ин. 20:26—28: «После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!»

Нет никакой возможности доказать, что это был первый день недели. Но даже если бы это и был первый день, то из этого ничего не следует, поскольку Иисус пришел не святить этот день, но убедить Фому, что Он жив. Иисус повелел ученикам Своим не покидать Иерусалим, но оставаться там и ждать сошествия Святого Духа. И они «пребывали» там в «верхней горнице». И все это время Иисус до своего окончательного восшествия на небеса оставался на земле, «в продолжение сорока дней являясь им» (Деян. 1:3). Таким образом, если бы явление Его ученикам в верхней горнице превращало тот день в святой, то в таком случае все эти сорок дней должны бы стать святыми. Если бы «доказательства», которые настойчиво выискивают для подтверждения святости первого дня (воскресенья), не были бы столь убогими, то противники субботы не пользовались бы подобного рода «аргументами».

Слова «после восьми дней» очень неопределенны. Рассказывая о Преображении, Матфей записал: «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних» (Мф. 17:1). Каков смысл этих «шести дней»? У Луки есть богодухновенный ответ: «После сих слов, дней через восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться» (Лк. 9:28). Таким образом, библейские слова «после шести дней» означают «дней через восемь». Отсюда, когда Иоанн говорит: «после восьми дней», вполне возможно, что произошло все через десять дней. Никто не знает, какой это был день. В Библии об этом не сказано.

Давайте рассмотрим утверждение, которое часто можно слышать от соблюдающих воскресенье: «После Своего воскресения Иисус встречался со своими учениками, чтобы вновь и вновь отмечать с ними Свое воскресение». Все свидетельствует против такого утверждения. Он никогда ни при каких обстоятельствах, изложенных в Библии, с этой целью с учениками не встречался. В одном месте сказано, что Он встретился с ними в первый день недели, когда уже настудил вечер, то есть в действительности во второй день недели. В это время они прибывали в страхе и не верили что Он жив.

«Первый день» в жизни апостолов

Разъяснив, когда начинается первый день недели и когда он заканчивается, я теперь готов рассмотреть некоторые места из наследия апостолов, где этот день упоминается, и доказать, что день этот — рабочий, в точном соответствии с тем, что о нем сказано уже в первой главе книги Бытие. Многие проповедующие зачитывают Деян. 20:7, где сказано: «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба», но дальше не читают. Они так подают эти слова, что у слушателей создается впечатление, будто собрание состоялось в воскресенье утром около одиннадцати часов и в такое же время проводилось каждую неделю. Мне ни разу не приводилось слышать, чтобы хоть один из них дочитал это начатое предложение до конца. А ведь дальше там написано: «и продолжил слово до полуночи». Так же пренебрегают и остальными деталями повествования, скажем, следующей: «В горнице, где мы собрались, было довольно светильников». Таким образом, собрание состоялось ночью первого дня недели. Далее в тексте сказано: «Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым. Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем». Это произошло после полуночи, когда еще хлеба не преломляли. Давайте почитаем дальше: «Взойдя же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел».

«Первый день» — рабочий день

Сейчас мы приведем доказательство того, что Лука и другие, кому довелось путешествовать с Павлом, трудились в полную силу в то время, когда апостол проводил прощальное собрание в Троаде, обеспечивая продвижение корабля вокруг полуострова в Асе, и что они не покидали корабль всю субботу вплоть до захождения солнца. Лука, после того как он описал прощальное богослужение и Вечерю Господню, которую провели между полуночью и рассветом, продолжает: «Мы пошли (перед на корабль я поплыли в Асс, чтобы взять оттуда Павла; ибо он так приказал нам, намереваясь сам идти пешком. Когда же он сошелся с нами в Ассе, то, взяв его, мы прибыли в Митилину» (Деян. 20:13, 14). Обратите внимание на эти слова Луки: «Мы пошли вперед на корабль и поплыли в Асе». Спрашивается: вперед чего? О чем это он говорит? Он говорит о собрании, которое продолжалось всю ночь, и о всем том, что на нем случилось. Отсюда, из того обстоятельства, что они взошли на корабль «вперед» собрания, следует, что на собрании их не было, в это время они вовсю трудились, обеспечивая ход корабля. Обратите также внимание, что именно Павел «так приказал», то есть отдал им распоряжение в воскресенье работать.

Один популярный сторонник отрицания закона соглашается с верующими, соблюдающими субботу, что собрание в Троаде происходило в ночь с субботы на воскресенье. Он говорит: «Братья встретились в начале ночи, и это был первый день недели. У нас нет достаточных свидетельств тому, приняли ли иудеи или язычники обычай отсчитывать часы нового дня с полуночи. Соответственно мы вынуждены предположить, что ночь, о которой мы говорим… была субботней». Затем этот автор добавляет: «На рассвете собрание закончилось множеством нежных «прощай», которые столь часто раздаются среди верующих. Это была та ночь, которую не забыть никогда». Таким образом, всю историю можно коротко изложить следующим образом: в ночь на воскресенье у них была особая прощальная встреча, на которой между полуночью и рассветом состоялось преломление хлеба. Словом, все свидетельствует против мнения, что это был еженедельный обычай.

Соблюдение Вечери Господней

Сейчас вполне уместно рассмотреть, что же Павел говорит о времени проведения Вечери Господней. В 1 Кор. 11:2 он пишет: «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам». Обратите внимание на слова «так, как я передал вам». Далее Павел говорит: «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал» (ст. 23). Теперь, если мы выясним, что он передавал, мы тем самым узнаем, что он получил, и, в частности, не получил ли он от Господа какого-либо повеления о том, что воскресенье есть самое подходящее для Вечери время. Итак, читаем дальше: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (cm. 26). Отсюда видно, что время для Вечери Господней предоставляется выбирать церкви. Ибо, как говорит Писание: «всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию». Обратите внимание, Павел говорит, что передает он то, что сам получил. То, что он никогда ничего не передавал относительно первого дня недели как истинного временя поклонения, есть доказательство, что от Господа он никогда и ничего подобного не получал. Это очевидно для всякого непредвзятого читателя.

Павел не мог утверждать, что первый день недели — единственно подходящее время для проведения Вечери Господней, ибо, сделай он это, он тем самым оговорил бы и Господа, и Его учеников. Он ясно сказал: «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь [в четверг вечером], в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: «приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание». Также и чашу после вечери, и сказал: «сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание» (1 Кор. 11:23-25).

Павел приводит слова Иисуса «когда только будете пить», которые не оставляют камня на камне от утверждения, что Вечеря есть событие исключительно еженедельное и притом принадлежащее только первому дню. Если же воскресенье — единственный день, то тогда Иисус и Его ученики совершили ошибку. Вместо того чтобы принимать се в четверг, им должно было подождать до первого дня недели. Я пока не дошел до такого состояния, чтобы обвинять Искупителя в ошибках.

День Пятидесятницы

Существует еще одно доказательство, которое обычно приводится с поистине триумфальным пафосом, и заключается оно в утверждении, что поскольку день Пятидесятницы пришелся на воскресенье и раз Дух Святой был излит именно в этот день, то первый день и является христианской субботой, днем покоя. Но вопрос о том, на какой день недели пришелся день Пятидесятницы, не имеет никакого отношения к тому, какой день является субботой.

Суббота была установлена Богом Его действиями: тем, что Он после сотворения мира на седьмой день отдыхал, тем, что благословил и освятил его. Что и было провозглашено Им Самим с Синая. Это Божественное повеление никогда сколько-нибудь убедительно опровергнуто не было. С тех пор больше не произошло ни одного сравнимого по значению события, чтобы дню, в который был излит Дух Святой, мог быть придан статус христианской субботы. Пока подобный законодательный акт Бога о первом дне, видимо, еще в работе, мы предпочитаем придерживаться того, что ни одно событие первого дня недели, сколь бы значимым оно ни было, не может подменить основания Субботы, заповеданной Творцом, Законодателем и Судией.

Та же самая логика приемлема и в ответ на утверждение, что воскресение Спасителя в первый день превращает его в христианский день покоя. Вовсе не значимость какого-либо события превращает тот или иной день в день покоя. Это находится только в ведении Законодателя. Закон же Божий выделяет день седьмой, а не первый, вне зависимости от того, что с тех пор происходило в первые дни недели.

Еще о первом дне

Действительно трагично, что люди могут верить и исполнять нечто, от чего они немедленно отказались бы, займись они хоть немного исследованиями. Множество людей верят, что в Новом Завете есть учение о том, что людям следует собираться по первым дням недели и проводить собрания. Некоторые заходят настолько далеко, что начинают утверждать, что собрания позволительно проводить только в этот день и ни в какой иной. Проповедующие заявляют с кафедр: «Павел говорит, чтобы каждый из нас отлагал (жертвовал) в первый день недели». Им никогда не приходит в голову, что Павел выразился несколько иначе. Он сказал: «В первый день недели каждый из вас [индивидуально] пусть отлагает у себя» (1 Кор. 16:2). А проповедующий это «у себя» опускает. Он этими словами пренебрегает. Выражение же «у себя» означает, что деньги откладывались у себя дома, а не на собрании верующих. Если же кто-то пожертвует деньги в церковную кассу, то он поступит прямо противоположно сказанному Павлом.

Но Павел вовсе не вел речь о сборах пожертвовании в церкви. Он говорил о сборе средств в помощь голодающим в Иерусалиме. В первые годы после Пятидесятницы многие верующие «продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Деян. 2:45). Позднее, когда наступил голод. Господь позаботился об этих щедрых душах. Мы читаем об этом в Деян. 11:27—30: «В те дни пришли из Иерусалима в Антиохию пророки, и один из них, по имени Агав, встав предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии; тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братиям, живущим в Иудее, что и сделали, пославши собранное к пресвитерам чрез Варнаву и Савла».

Будьте добры, обратите внимание на слова «голод» и «пособие». Если же мы заглянем в Послание к Римлянам, 15:26, то там найдем дополнительные сведения об этом фонде помощи: «ибо Македония и Ахаия усердствуют некоторым подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме». Речь идет о материальной помощи нуждающимся. Слово «некоторым» говорит о том, что конкретно этот сбор не проводился еженедельно каждое воскресенье. В Деян. 27:16 мы читаем о «некотором» (одном) «островке». Этим словом он выделяется из ряда других островов. Таким образом, «некоторое» подаяние выделяется из ряда других подаяний. Все это подтверждает, что пожертвование было вовсе не еженедельным.

Мы сейчас уже подготовлены воспринять 1 Кор. 16:1—3 в том смысле, какой в него вкладывал Павел, когда писал: «При сборе же для святых…» Вы спросите: каких святых? Ответ мы уже нашли: «бедных между святыми в Иерусалиме». Читаем дальше: «поступайте так, как я установил в церквах Галатийских». Эти распоряжения были даны, когда стало известно, что надвигается угроза голодной смерти, а из этого следует, что данный сбор не мог быть давним установлением на каждое воскресенье, иначе бы никаких новых распоряжений отдавать не пришлось. «В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя». Мы уже выяснили, что «у себя» означает «дома». В некоторых современных переводах Библии так и написано «отлагайте дома». Здесь речь идет не о церковной корзинке для сбора пожертвований. Слово «отлагайте» может лишь означать, чтобы ученики добавляли к образованному фонду каждую неделю — и так до тех пор, пока не приедет Павел. Продолжаем: «и сберегает, сколько позволит ему состояние». А вот здесь и заключено объяснение, почему «отложение и сбережение» должно было совершать в первый день недели, не в субботу, а в рабочий день.

Коринф был портовым городом, и если кто из братьев занимался торговлей, то определение стоимости товаров, подсчет доходов от торгов, расходов на найм работников и помещений и т. п. — все это явно противоречило бы принципам святости субботнего дня. Но все это было необходимо, чтобы определить «сколько позволит ему состояние». Поскольку трудовая часть недели заканчивалась по захождении солнца, владелец должен был закрыть свое торговое предприятие и на время субботы забыть о материальных интересах. Но когда наступал первый день, начиналась новая трудовая неделя, и он мог выполнить распоряжение Павла тем, что ревизовал свой бизнес за прошедшую неделю и определял, скольким благословил его Бог. И так еженедельно до приезда Павла он накапливал все больше и больше средств. Как сказал Павел, это было необходимо, чтобы у каждого было что-то «отложено», «чтобы не делать сборов», когда он придет. К тому времени каждый из них что-нибудь да отложил, и ему не пришлось бы ходить из дома в дом, собирая нужную сумму. «Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим». Что и произошло, как о том мы читаем в Деян. 11:30: «что и сделали, пославши собранное к пресвитерам чрез Варнаву и Савла».

И вот перед лицом этих очевидных свидетельств об особом сборе пожертвований для помощи голодающим сколь недостойно, пользуясь невежеством тех, кто собирается по Утрам в воскресенье, заставлять их верить, что сбор этот был систематическим установлением в пользу проповедующего и Церкви, и, более того, понуждать видеть в этом несомненное подтверждение святости первого дня. Истина же в том, что в Коринфе ничего подобного не происходило, а библейский текст свидетельствует, что это был день подведения итогов повседневной финансовой деятельности.

«Сей день сотворил Господь»

Прежде чем закончить эту главу, посвященную первому дню недели, я попытался вспомнить еще какие-нибудь «аргументы», которые мне приходилось слышать. И я обнаружил еще два, о которых и хочу сказать. Они настолько притянуты за уши, что удивляешься, как можно такое не постесняться извлечь на свет. Пс. II 7:24 гласит: «Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный!»

Некоторые поступают так: сначала зачитывается этот текст, а затем много и долго говорят о первом дне недели, дне, когда восстал Иисус, тем превратив его для следовавших за Ним женщин и учеников в день веселья и радости. Тем самым возникает много шума из ничего, потому что все библейские свидетельства такому представлению событий противоречат. Из Евангелий Матфея, Марка, Луки и Иоанна следует, что именно этот первый день недели был днем смятения и неверия и ученики продолжали сомневаться вплоть до конца дня — а это уже вечер воскресенья, потому что день подошел к концу. Иными словами, это был уже второй день недели.

Состояние учеников в воскресенье Марк описывает следующим образом: «и ужаснулись» (Мк. 16:5). «Их объял трепет и ужас» (Мк. 16:8). «Никому ничего не сказали, потому что боялись» (Мк. 16:8). «Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущими рыдающим» (Мк.16:10). Они «не поверили» (Мк. 16:11). «Но и им не поверили» (Мк. 16:13). Затем, когда день уже окончился, Иисус «явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили» (Мк. 16:14).

Лука сообщает, что в этот день ученики «недоумевали» (Лк. 24:4). «Они были в страхе» (Лк. 24:5). «И показались им слова их пустыми, и не поверили им» (Лк. 24:11). «Он же сказал им: …отчего вы печальны?» (Лк. 24:17). «Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!» (Лк. 24:25). После того как день завершился и Иисус появился среди них в верхней горнице, «они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа» (Лк. 24:37). «Еще не верили и дивились» (Лк. 24:41).

Иоанн сообщает, что в «тот же первый день недели», но заметьте, «вечером», когда «двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев», пришел Иисус и, чтобы рассеять их страхи и неверие, «показал им руки и ноги и ребра Свои» (Ин. 20:19. 20).

Таким образом, эти богодухновенные люди, описывая свое состояние духа в тот день, показывают, сколь далеки они были от чувства радости и веселья. Напротив, они «ужасались», их «объял трепет и ужас», они «боялись», «плакали и рыдали», «не поверили», пребывали в «неверии и жестокосердии», «недоумевали», слова о воскресшем Христе «казались им пустыми», они были «печальны», они, «несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать», «подумали, что видят духа», «дивились» и т. п. Таково было их состояние духа вплоть до вечера, когда они наконец убедились, что Господь воскрес. Создается впечатление, что людям, которые для подтверждения якобы святости воскресного дня прибегают к подобным аргументам, даже не приходит в голову, что кто-то из тех, кто знаком с библейским повествованием, будет их читать или слушать. Насколько же несущественными должны быть аргументы в пользу первого дня, раз его защитникам приходится прибегать к помощи столь надуманных и небиблейских соображений!

Когда Давид пророчески прорекал: «Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный!» (Пс. 117:24), он провидел «день» пребывания Христа на земле. В Библии говорится о «дне спасения» (2 Кор. 6:2). Иисус сказал: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался» (Ин. 8:56). Здесь слова «рад» и «возрадовался» относятся ко времени Христа. Как много людей возрадовались, когда Он был на земле? Слепые обретали зрение, глухие — слух, хромые исцелялись, и даже мертвые возвращались к жизни. Иисус, как о том рассказывает Лука, ходил, «проповедуя и благовествуя Царствие Божие» (Лк. 8:1). И несколько дальше: «весь народ радовался о всех славных делах Его» (Лк. 13:17). Во дни Иисуса Его всегда окружали радость и веселье. Именно об этом самом времени пророчествовал Давид, а вовсе не о дне смятения, грусти и неверия (речь идет об учениках), когда Иисус восстал из мертвых. В Библии никоим образом не подчеркивается день воскресения Христа, но исключительность самого события.

«День Господень»

Некоторые настаивают, что день Господень, о котором говорится в Откр. 1:10, есть первый день недели. (В данном случае русский Синодальный перевод Библии не соответствует греческому оригиналу и переводит это выражение как «день воскресный». — Прим. пер.) Здесь возлюбленный Иоанн написал: «Я был в духе в день Господень». Он не написал, что это был первый день недели. Первый день недели в Книге Откровение вообще не упоминается.

Итак, какой же день в Библии носит название дня Господнего? Поскольку в Откровении ничего об этом не сказано, то, чтобы разобраться, мы можем выяснить это в другой Книге Библии. И мы увидим, что день Господень — это седьмой день, суббота, и день Господень носит такое название по той же самой причине, что и Вечеря называется Господней, — и то, и другое есть Его, Сына Божьего, установление, и то, и другое есть памятники того, что Он сделал из любви к человечеству. День Господень есть памятник сотворения, а Вечеря Господня — памятник искупления. Сотворение было завершено в шестой день недели, и Создатель — Сын Божий — почил от Своих чудных дел, которые Он сотворил «памятными». Затем Тот же возлюбленный Сын Божий спустя приблизительно четыре тысячи лет, на исходе шестого дня, из последних сил, с поникшей от слабости головой, произнес: «Совершилось!» — и, почив, вновь в субботу покоился от трудов Своих во гробе, принадлежащем Иосифу.

Можно себе только представить, насколько Он был изможден от усталости! Он не спал всю ночь с четверга на пятницу, и толпа гнала Его с одного судилища на другое. Его нещадно бичевали. Его принудили нести крест, и Он потерял сознание под его тяжестью. Его пригвоздили к этому кресту и вознесли, и Он висел на нем шесть часов. Когда Он умер, Его сняли и положили в новый гроб Иосифа, «в котором еще никто не был положен» (Ин. 19:41). Он был непорочно чист. Он покоился: Его глаза были закрыты, руки сложены над застывшим любящим сердцем — Он покоился, как и четыре тысячи лет назад, и так все святые часы дня, который Он Сам же и благословил, и освятил для человека. Как сладок был Его покой! И суббота тем самым становится памятником завершения трудов: и сотворения, и искупления; и то, и другое — дело Его рук. Вне всякого сомнения, именно этот день, а никакой иной, есть день Господень!

«Так говорит Господь»

То, что именно Господь Иисус Христос, Сын Божий проделал работу сотворения, подтверждается также словами апостола Павла о Нем: «Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли — все Им и для Него создано» (Кол. 1:16). Отсюда очевидно, что именно возлюбленный Сын Божий в шесть дней сотворил мир и все, что в нем, а на седьмой — «почил».

Сам Господь возвестил: «Суббота [создана, — англ. пер.) для человека» (Мк. 2:27). Вот уж точно: суббота была создана. Но кто ее создал? Иоанн сказал о Сыне Божьем: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:3).

Следовательно, была создана и суббота, ведь «без Него ничто не начало быть, что начало быть». И вновь: «Им создано все… Им все и для Него создано» (Кол. 1:16). Следовательно, суббота есть день Господень, потому что Он создал ее.

Количество свидетельств того, что суббота есть день Господень, неисчислимо. Сам Иисус указывал на это, когда сказал: «ибо Сын Человеческий есть господин и субботы» (Мф. 12:8).

Господином какого дня Он провозгласил Себя? Субботы. В таком случае, если Он Господь субботнего дня, то разве не очевидно, что суббота есть день Господень? День Господень — это тот день, над которым Христос Господь, и Он Сам об этом возвестил, сказав, что Он — Господин субботнего дня.

Обратите внимание, с какой утверждающей интонацией сказано об этом в Ис. 58:13: «Ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во снятый день Мой». Здесь Господь прямо называет субботний день Своим.