Глава 7. Истоки соблюдения воскресного дня

О происхождении обычая соблюдать воскресенье лучше всего, как мне кажется, сказано в работах д-ра Хискокса, автора «Руководства для баптистских церквей», пожалуй, одного из самых выдающихся исследователей мирового баптистского движения. В речи на съезде баптистских служителей в Нью-Йорке он сказал: «Была и остается заповедь о святости субботнего дня, но отнюдь не воскресного. Часто говорят, причем не без интонации некоего показного триумфа, что суббота была перенесена с седьмого дня недели на первый вместе со всеми ее обязанностями, преимуществами и установлениями. Движимый искренней жаждой знаний по этому вопросу, который я изучаю вот уже много лет, я спрашиваю: где в Библии можно найти сведения об этом? Не в Новом Завете, это абсолютно точно. В Писании нет свидетельств о том, что соблюдение субботнего дня перенесено с седьмого дня недели на первый.

Я хотел бы сказать, что этот вопрос о субботе, я имею в виду только упомянутый аспект, есть наиболее трудный и озадачивающий из всех вопросов, касающихся христианских установлении, и он привлекает внимание всех христиан. И если он в еще большей степени, чем мы можем наблюдать, не будоражит христианскую мысль и не возбуждает религиозных дискуссий, так это только потому, что христианский мир просто удовлетворился убеждением, что каким-то образом замещение все-таки произошло в начале христианской эры.

Мне кажется непостижимым, что Христос, за все три года обучения своих учеников столь часто беседуя с ними о субботе, рассматривая ее с различных точек зрения, отсекая все ложное, ни разу даже не упомянул о переносе этого дня. Этот вопрос также не поднимался и в те сорок дней, в которые Он являлся Своим ученикам после воскресения. Так же, насколько известно, и Святой Дух, Который был дан, чтобы утвердить все, чему учил Христос, ни разу этого вопроса не касался. Апостолы, которые служили делу проповеди Евангелия, организовывали новые церкви, давая советы и назидая обращенных, этот вопрос тоже не затрагивали.

Конечно же, я прекрасно знаю, что воскресенье как день поклонения действительно вошло в обычай на заре истории христианства — об этом мы узнаем от отцов Церкви и из других источников. Но как жаль, что утверждение этого обычая отмечено печатью язычества и соединено с именем божества солнца, что оно принято и освящено отступническим папством, а протестантизмом у него унаследовано!» (Examiner, Нью-Йорк, 16 ноября 1893 г.)

Согласитесь, что это весьма обоснованное и смелое признание того, что в Новом Завете оснований для соблюдения первого дня нет. Д-р Хискокс был серьезным исследователем Писания и никогда не делал поспешных выводов. Каждое слово в его заявлении — плод глубокой мысли, и за свои слова он готов нести ответственность. Он прямо говорит о том, о чем заявляют верующие, соблюдающие субботу, и что еще никто не сумел опровергнуть: в Новом Завете соблюдение первого дня недели не освящено.

Другие признания

Христиане, соблюдающие субботу, не одиноки в своем убеждении, что в Новом Завете нет учения о соблюдении первого дня недели. Подчас оказывается, что многие наиболее выдающиеся исследователи, принадлежащие к деноминациям, соблюдающим воскресенье, согласны с ними. В книге кардинала Гиббонса «Вера наших отцов» можно найти следующие слова: «Вы можете прочесть всю Библию от Книги Бытие до Откровения, но вы не найдете ни одной строчки, говорящей о святости воскресного дня. Священное Писание побуждает к соблюдению субботы, которую мы никогда не святим» (с. 98).

В «Кратком теологическом руководстве» Биннея, в котором излагаются доктрины Методистской церкви, содержится такое признание: «Действительно, нет прямой заповеди о крещении младенцев… как, впрочем, и нет заповеди соблюдать первый день недели».

Главный редактор пресвитерианской газеты «The Christian at Work» в редакционной статье написал: «Некоторые пытались воздвигнуть обоснование соблюдения воскресного дня на апостольских заповедях, но апостолы ничего подобного не заповедовали… Истина заключается в том, что при ближайшем рассмотрении оказывается… что у соблюдающих субботу с точки зрения Библии аргументы наилучшие».

Несколько позднее в той же пресвитерианской газете было напечатано следующее: «Теперь уже очевидно и даже признано, что для обнаружения истоков обычая соблюдения воскресенья мы должны обращаться ко временам более поздним, чем первоапостольские».

Всякий соблюдающий субботу искренне обещает прекратить соблюдение седьмого дня и начать соблюдать первый день недели, если кто-либо найдет в Библии хоть один текст, в котором будет сказано, что первый день недели — день Господень; или хоть один текст, в котором утверждается, что Иисус и апостолы учили, что первый день недели должен прийти на смену субботе; или хоть один текст, в котором говорится, что Иисус или Его ученики когда-либо соблюдали первый день недели или заповедали кому-нибудь так поступать; или хоть один текст, который говорит, что христиане или кто другой в первый день недели не должны работать; или, наконец, хоть один библейский текст, свидетельствующий о том, что об этом говорит Отец, или Сын, или Дух Святой, или ангелы, пророки, апостолы, иди какие-то другие, водимые Святым Духом люди.

Недостающего текста по-прежнему нет

Никто не может брать за основание своей веры некий стих только потому, что в Библии он отсутствует. Люди чтят первый день недели, потому что отступническая Церковь первых веков заимствовала этот обычай у язычников. Протестанты этот обычай унаследовали. В этот день язычники поклонялись богу солнца. (На многих европейских языках первый день недели называется «день солнца», например, английское Sunday. — Прим. пер.) Иисус сказал: «Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого» (Мк. 7:7, 8).

День солнца христианизирован в течение веков отступничества

Давайте вспомним, что сказал д-р Хискокс после того, как признал, что для соблюдения дня солнца в Новом Завете нет никаких оснований: «Конечно же, я прекрасно знаю, что воскресенье как день поклонения действительно вошло в обычай на заре истории христианства, — об этом мы узнаем от отцов Церкви и из других источников. Но как жаль, что утверждение этого обычая отмечено печатью язычества и соединено с именем божества солнца, что оно принято и освящено отступническим папством, а протестантизмом у него унаследовано!»

Слова д-ра Хискокса «отмечено печатью язычества» означают, что день солнца для язычников всегда был днем поклонения. Этот день был посвящен богу солнца, что и выражено словами «соединено с именем божества солнца». Языческая практика поклонения богу солнца и породила название этого дня: «день солнца». Пророк Иезекииль так сказал о бытовавших в его время мерзостях: «И ввел меня во внутренний двор дома Господня, и вот у дверей храма Господня, между притвором и жертвенником, около двадцати пяти мужей стоят… лицами своими на восток, и кланяются на восток солнцу» (Иез. 8:16).

Первый день недели был посвящен самому главному светилу — солнцу, отсюда и его название. Второй день недели» был посвящен луне и назывался «moonday», откуда и произошло современное Monday. История свидетельствует, что обычай поклонения в день солнца (воскресенье) существовал за! многие сотни лет до воскресения Христа. Вот откуда идет обычай поклонения в день воскресный, который был «принят и освящен отступническим папством».

Это отступничество возникло очень рано. Во дни Павла некоторые утверждали, что Второе пришествие Христа произойдет очень скоро. Апостол, противостоя этому заблуждению, писал верующим в Фессалонике: «Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога… И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребят явлением пришествия Своего» (2 Фее. 2:3—8).

Осмысливая это пророчество, мы приходим к выводу, что некоторые учили, будто день Христов при дверях. Павел утверждал, что это заблуждение, потому что прежде будет отступление под водительством человека греха, что человек этот воссядет в храме Божьем, будет принимать поклонение, занимая место Божье и т. п. Он сказал также, что до тех пор, пока некто, кого Павел называет «удерживающий теперь», «не будет взят от среды», т. е. не уйдет с дороги, тайна беззакония совершаться не будет, хотя она «уже в действии». Но стоит ему уйти, человек греха откроется и будет творить свое отступничество во все века, а погибнет от сияния Господня пришествия. Павел основывал свое убеждение в отдаленности дня Христова на том, что прежде должно исполниться пророчество об отступничестве.

Сын погибели

Люди, не согласные с тем, что человека греха отождествляют с папством, утверждают, что такого даже быть не может, потому что в Библии говорится о человеке, сыне погибели, следовательно, этот образ может относиться только к человеку, но не к системе. Давайте не будем забывать, что в приведенном тексте человек греха, тайна беззакония, сын погибели и беззаконник — это одно и то же. У меня такое ощущение, что приложить все эти титулы к одному человеку сложнее, чем признать, что все они отражают принципы существования Римско-католической Церкви. Для этого мнения существует и библейское основание, потому что в Священном Писании слово «сын» (в единственном числе) употребляется для обозначения целого народа. Говоря об исходе двенадцати колен Израиля из Египта, Господь сказал: «И скажи фараону: так говорит Господь: Израиль есть сын Мой, первенец Мой; Я говорю тебе: отпусти сына Моего, чтобы он совершил Мне служение» (Исх. 4:22, 23).

Здесь Израиль, все его двенадцать колен, названы сыном. Таким образом, в 2 Фее. 2:3 римская курия названа «сыном погибели» и «человеком греха». Поскольку Павел сказал, что данная «тайна беззакония» уже в его дни была в действии, вряд ли стоит удивляться, что вскоре после смерти апостола люди стали распространять заблуждения и увлекать за собой многих. К 330 г. по Р. X. центр этой отступнической Церкви утвердился в Риме.

Сомнительные авторитеты соблюдающих воскресенье

Но странные вещи происходят порой. Защитники дня воскресного (дня солнца) с прямо-таки триумфальным пафосом цитируют Игнатия, Варнаву, Иринея, Клемента Александрийского, Тертуллиана, Августина и других, чтобы доказать, что соблюдение первого дня недели началось очень давно, потому что эти авторы в своих трудах упоминали о первом дне недели, причем одобрительно о нем отзывались. Эти люди, относящиеся к протестантским деноминациям, не осознают, что католики обращаются к тем же самым авторам, чтобы подтвердить доктрины, которым ни одна другая Церковь, за исключением собственно Римско-католической, не верит и не учит. Поэтому вместо того чтобы доказать, что соблюдать надо именно первый день, они доказывают, что пророчество Дан. 7:25 и пророчество Павла (что отпадение произойдет немедленно после отшествия «удерживающего») действительно исполнилось. Суть вот в чем: свидетельства этих отцов Церкви вместо подтверждения того, что первый день есть день поклонения, на самом деле доказывают обратное — они указывают, что поклонение в день солнца было унаследовано от язычников-солнцепоклонников, и это противостоит истинной субботе, а сам факт этого противостояния свидетельствует об истинности предсказания Павла об отступничестве.

Я заметил, что все, кто защищает соблюдение первого дня недели, в качестве доказательства приводят слова Игнатия (101 г. по Р. X.), который возносит первый день над седьмым. Передо мной «Вера наших отцов» кардинала Гиббонса. Я открываю эту книгу на той главе, в которой он пытается доказать, что священник превращает хлеб в Бога и что этому хлебу нужно преклоняться и его почитать как Бога. Чтобы доказать, что в этом идолопоклонстве нужно участвовать, он цитирует Игнатия, который проклинает своих современников за то, что «они не исповедуют, что Евхаристия есть плоть Спасителя нашего Иисуса Христа» (с. 297). Нет догмы, которой бы более строго придерживались в Римско-католической Церкви, чем та, что облатка — лепешка, над которой священник произносит несколько латинских слов, — и есть Сын Божий. Столь серьезное заблуждение подводит меня к мысли, что писания Игнатия свидетельствуют скорее об «отступлении», чем о том, что надо соблюдать первый день недели. То, что он призывает к соблюдению первого дня, аргумент скорее против, чем за, — если, конечно, мы не собираемся стать католиками. (Те, кто цитируют этих отцов Церкви, забывают сообщить своим слушателям, что у исследователей есть существенные основания сомневаться в авторстве этих текстов, и в первую очередь это касается Игнатия и Варнавы.)

Где можно найти труды отцов Церкви? У меня есть довольно солидный том под названием «Утерянные книги Библии». В предисловии сказано, что эти тексты «не были включены в авторизованный Новый Завет». На с. 172 этой книги (изобилующей всякого рода баснями и анекдотами) можно найти «Послание Игнатия к Магнезианцам», в котором и содержится положение в пользу поклонения в первый день недели.

Очень немногие знают, что цитаты, которые приводятся в многочисленных антисубботних книгах и памфлетах, почерпнуты именно из «Утерянных книг Библии»! Получается, что проповедники читают из этой книги домыслов и басен с тем же выражением благоговения на лице, с каким они читают и Слово Божие.

Другой писатель начала христианской эры, слова которого приводят в защиту поклонения в первый день недели, — Варнава. Я нахожу его труд на с. 153 «Утерянных книг Библии». Мне стыдно цитировать написанное там, я едва могу отослать читателя к этим строкам, но было бы еще неприятней обращаться к подобному источнику, чтобы доказать святость первого дня! Те проповедники, которые цитируют подобного рода источники, прекрасно знают, что едва ли один из тысячи хоть что-нибудь знает о «Послании Варнавы», и они пользуются людским невежеством, чтобы доказать то, что они не в силах доказать с помощью Библии!

Иустин Мученик — другой «авторитет», на который часто ссылаются, пытаясь доказать святость первого дня. На с. 297 своей книги «Веры наших отцов» кардинал Гиббоне, чтобы доказать, что хлеб есть Иисус Христос, приводит такую цитату из трудов мученика: «Евхаристия есть плоть и кровь единого воплощенного Иисуса». Никто в наше время в это не верит, кроме католиков. Подобного рода «авторитеты» лишь подтверждают то, что Павел был прав, когда говорил, что после его «отшествия» придут люди, которые будут говорить «противное»; факт же того, что эти труды (как предполагается, написанные теми, чье имя они носят) якобы созданы вскоре после смерти апостолов, и подтверждают, что Павел знал, что говорил, обращаясь к фессалоникийцам: «Тайна беззакония уже в действии».

Клемент Александрийский — еще один из отцов раннехристианской Церкви. Как выясняется, он тоже попал в число авторов, цитируемых в «Утерянных книгах Библии». Предполагается, что он написал свои послания спустя сто лет после смерти последнего из апостолов. Он пишет, что в его время седьмой день стал «не более, чем обыкновенным рабочим днем». Отсюда мы видим, что Церковь, к которой он принадлежал, все более и более отходила от соблюдения седьмого дня и все более уклонялась в сторону дня солнца. Вывод, насколько можно доверять тому, что он пишет, можно сделать из следующих его слов, которые я дерзну привести: «Есть некая птица, носящая имя Феникс, таких на весь свет одна, и живет она пятьсот лет. И когда приближается время ей умирать, она приготавливает себе гнездо из ладана, и из мирра, и из других благовоний, в которое, когда настает час, она входит и умирает. Когда же тело ее начинает гнить, в нем рождается дракон, у которого от сока гниющей птицы вырастают перья; и когда он достигает достаточного размера, он берет гнездо с костями своих родителей и отправляется с ним из Аравии в Египет. Он летит при ясном свете на виду у людей, возлагает гнездо с прахом на алтарь солнца, возвращаясь затем туда, откуда исшел».

Представьте себе, что вам перед аудиторией предлагаю читать из подобного источника, чтобы доказать, что день солнца стал субботой! Обратите внимание, с какой особенной интонацией автор говорит об алтаре солнца, который порождает день солнца, а потому и поклонение в первый день недели. Не удивительно, что для него седьмой день — не более чем один из рабочих дней. Как было созвучно его душе то, что он, отворачиваясь от седьмого дня, все более взирал на день солнца! И хотя я рискую утомить читателя цитатами из сочинений подобного рода авторов, все же я упомяну еще двоих. Я расскажу о них только потому, что выдержки из их трудов с большим апломбом читают, когда пытаются доказать святость дня солнца (воскресенья). Один из них — Тертуллиан, а другой — Евсевий. Полагают, что Тертуллиан жил вскоре после смерти апостолов.

Кардинал Гиббоне, доказывая правомерность некоторых антибиблейских документов Римско-католической Церкви, безоглядно доверяет Тертуллиану. В книге «Вера наших отцов» Гиббоне пишет: «Также среди правоверных существует древний и благочестивый обычай творить над человеком крестное знамение, говоря при этом: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа»» (с. 3). Тертуллиан, живший во II в. по Р. X., пишет: «Во всех наших действиях, когда мы входим или когда выходим, когда мы одеваемся или моемся, когда едим, перед тем как собираемся отойти ко сну, мы сотворяем на наших лбах образ креста. Эти действия не заповеданы законом Писания, им учит традиция, обычаи их подкрепляет, а вера соблюдает».

Католики так поступают до сих пор. Гиббоне вновь цитирует Тертуллиана: «Верная жена будет молиться о душе ее упокоившегося супруга, в особенности в дни годовщин его отхода ко сну. А если она того не делает, значит, она отвергла своего мужа». Здесь, как видите, Гиббоне пытается обосновать обычай молитвы за мертвых. Поскольку в Библии об этом ничего нет, он вынужден обратиться к Тертуллиану. Так же в точности поступают, когда пытаются обосновать поклонение в первый день. Если этот человек действительно написал то, что ему приписывают, то он, несомненно, является одним из основателей Римско-католической Церкви.

Евсевий в 324 г. писал: «Мы перенесли празднование субботы на воскресенье». Кто это «мы»? Разумеется, не апостолы. Они бы такого не сделали, в особенности после того, как Новый Завет был утвержден на кресте смертью Законодателя. Слова Евсевия — «Мы перенесли празднование субботы на воскресенье» — вновь напоминают нам, о ком пророчествовал Павел, кто после смерти апостола будет «говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деян. 20:30). Приведенная цитата из трудов Евсевия датируется 324 г. Всего за три года до этого, в 321 г., Константин, полуязычник-полухристианин, издал свой первый закон о почитании «достопочтимого дня солнца». В нем говорится: «Повелеваю всем судьям, и жителям городов, и занятым во всякой торговле отдыхать в достопочтимый день солнца. Но те, кто заняты трудом сельским, пусть свободно и без всякого принуждения выходят работать в поле. Потому как часто случается, что ни один другой день не бывает более удобен для уборки кукурузы или посадки виноградной лозы, а если благоприятный момент упустить, люди лишатся благословения небес. Скреплено 7 марта, когда консулами были Крисп и Константин, оба во второй раз».

Надо заметить, что в те времена по воскресеньям обычно работали. Также важно отметить, что этому дню не придавался никакой христианский смысл. Его называли достопочтимым днем солнца. Итак, мы видим, как мало-помалу значение истинной субботы принижалось, а в силу входил день солнца.

Что сказано в катехизисе

Переходя теперь к учению Римско-католической Церкви, я приведу выдержку из «Катехизиса католических доктрин для новообращенных», с. 50:

«В: Какой день есть является субботой?

О: Следующий за пятницей.

В: Почему мы соблюдаем воскресенье, а не субботу?

О: Мы соблюдаем воскресенье, а не субботу потому, что католическая церковь на Лаодикийском соборе (336 год) перенесла празднование субботы с седьмого дня недели на воскресенье.

В: По какому праву Церковь заменила субботу на воскресенье?

О: Католическая церковь своей божественной властью, данной ей Христом, перенесла празднование субботы на первый день недели».

Присваивая себе на словах Божественную власть и силу, которой и было якобы произведено изменение Десяти Заповедей Божьего Закона, Церковь тем подтвердила истинность пророчества Павла, которое гласит, что сын погибели будет «выдавать себя за Бога», и истинность пророчества Дан. 7:25, где сказано, что сын погибели «возмечтает отменить времена и закон».

Мы проследили этапы исполнения пророчеств, видели, как происходило отступление, которое привело к образованию Римско-католической Церкви. Мы рассмотрели путь, которым принцип отрицания закона, действовавший во дни Павла, привел к принятию Церковью многих языческих заблуждений. И мы не можем не вернуться к искреннему выводу Эдварда Т. Хискокса, который мы приводили в начале главы: «Конечно же, я прекрасно знаю, что воскресенье как день поклонения действительно вошло в обычай на заре истории христианства, — об этом мы узнаем от отцов Церкви и из других источников. Но как жаль, что утверждение этого обычая отмечено печатью язычества и соединено с именем божества солнца, что оно принято и освящено отступническим папством, а протестантизмом у него унаследовано!»

Поскольку многие жители Римской империи, которые присоединялись к отступнической или отступающей Церкви, прежде были солнцепоклонниками, им было позволено продолжать в определенном смысле почитать этот день, с той лишь разницей, что их учили, что святость этого дня объяснялась воскресением Сына, а не солнца. По мере того как постепенно языческое влияние распространялось в Церкви и все больше усиливалось, истинная суббота была практически заменена на день воскресный.

Таким образом, день воскресный был «принят и освящен отступническим папством», а во времена Реформации «протестантизмом у него унаследован». Таковы факты относительно происхождения обычая соблюдения первого дня недели. Соблюдение этого дня не имеет ни малейшего отношения к воскресению Спасителя. Чтобы скрыть идолопоклонническую наготу этого дня, его приодели рассуждениями о воскресении. В Мф. 15:13 Иисус сказал: «Всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится». Мы показали, что седьмой день есть Божье насаждение и оно навечно укоренено в Писаниях Ветхого и Нового Завета. А что же день воскресный? Мы видим, что он глубоко укоренен в плодородную почву языческого солнцепоклонства и обычаи идолопоклонников.

Если бы вас попросили дополнить нижеприведенные тексты, то какие цитаты вы бы привели?

1. В Мф. 26:26—28 мы читаем о том, что Иисус учредил Вечерю Господню, показал, как ее проводить и в чем ее суть. Если бы вас попросили привести тексты, в которых бы говорилось о том, что Иисус учредил соблюдение первого дня недели в память о Своем воскресении и как этот день надо соблюдать, причем в выражениях столь же отчетливых, как и относительно Вечери Господней, какие бы вы могли привести тексты?

Тексты……………………………………………………………………

2. Если бы вас попросили указать на библейский текст, в котором говорится, что первый день недели есть день Господень, какой бы текст вы могли привести?

Текст……………………………………………………………………….

3. В Рим. 3:4 мы читаем, что «где нет закона, нет и преступления», а в 5:13 — что «грех не вменяется, когда нет закона». Если бы вас попросили указать на то место в Библии, где говорится, что в первый день недели работать грех, какой бы текст вы привели?

Текст………………………………………………………………………..

4. Поскольку в Мк. 1:32 сказано, что вечер наступил, «когда заходило солнце», и поскольку в Лк. 24:29 сказано, что «день уже склонился» и это было «к вечеру», то, следовательно, день заканчивается, когда садится солнце. Если бы к вам обратились с просьбой показать тот текст, где говорится, что первый день недели начинается спустя шесть часов после заката, какой бы текст вы могли привести?

Текст…………………………………………………………………………

«Слово Твое есть истина». «Да сбудется Писание».