3. Пророчество Даниила относительно власти, которая возмечтает отменить праздничные времена и закон

В книге пророка Даниила 7,25. мы читаем изумительное и значительное описание необыкновенной власти, которая: «против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени». Чтобы определить власть, которая так поступит, нам нужно прочитать предыдущую часть этой седьмой главы, которая описывает события, ведущие к этому действию.

Начиная с первого стиха, мы читаем: «В первый год Валтасара, царя Вавилонского, Даниил видел сон и пророческие видения головы своей на ложе своем. Тогда он записал этот сон, изложив сущность дела. Начав речь, Даниил сказал: видел я в ночном видении моем, и вот, четыре ветра небесных боролись на великом море, и четыре больших зверя вышли из моря непохожие один на другого.

Первый — как лев, но у него крылья орлиные; я смотрел, доколе не вырваны были у него крылья, и он поднят был от земли и стал на ноги, как человек, и сердце человеческое дано ему. И вот, ещё зверь второй похожий на медведя стоял с одной стороны, и три клыка во рту у него между зубами его; ему сказано так: «встань, ешь мяса много!». Затем видел я: вот — ещё зверь, как барс; на спине у него четыре птичьих крыла и четыре головы были у зверя сего, и власть дана была ему.

После сего видел я в ночных видениях, и вот ~ зверь четвёртый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него — большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него. Я смотрел на эти рога, и вот, вышел между ними еще небольшой рог и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним, и вот, в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста говорящие высокомерно….

Я подошел к одному из предстоящих и спросил у него об истинном значении всего этого, и он стал говорить со мною, и объяснил мне смысл сказанного:

«Эти большие звери, которых четыре, означают, что четыре царя восстанут от земли. Потом примут царство святые Всевышнего и будут владеть царством вовек и во веки веков».

Тогда пожелал я точного объяснения о четвёртом звере, который был отличен от всех и очень страшен, с зубами железными и когтями медными, пожирал и сокрушал, а остатки попирал ногами, и о десяти рогах, которые были на голове у него. и о другом вновь вышедшем, перед которым выпали три — о том самом роге, у которого были глаза и уста, говорящие высокомерно, и который по виду стал больше прочих. Я видел, как этот рог вел брань со святыми и превозмогал их. Доколе не пришел Ветхий днями, и суд дан был святым Всевышнего, и наступило время, чтобы царством овладели святые.

Об этом он сказал: зверь четвертый — четвёртое царство будет на земле, отличное от всех царств, которые будет пожирать всю землю, попирать и сокрушать ее. А десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей, и после них восстанет иной, отличный от прежних, и уничижит трех царей, и против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени».

В этих пророческих стихах записана история мира от времени Даниила до пришествия Христа Владыки с такой точностью, с которой историки не могут писать о событиях прошлого. Мы постараемся вкратце коснуться этой истории.

3 видении история мира представлена в символах, которые истолковывает Сам Господь. Главная цель пророчества — показать, когда будет восстановлено Божие Царство Христом. Но для ясного понимания пророчества. Господь указывает на целый ряд событий, исполнение которых должно отмечать время в истории мира.

Символы этого пророчества поясняются самим Писанием. «Ветер», по Писанию означает бедствие, меч, воины или смятение (см. Иер. 49,36,37; 4,11). Символ «воды» представляет собой народы, племена и языки, как видно из Откр. 17,15. Звери означают царства. Это мы читаем в этой же седьмой главе Даниила, стих 17, где говорится: «Эти звери, которых четыре, означают, что четыре царя (всемирные царства) восстанут на земле». Итак, значение этих пророческих символов:

войны, народы и царства.

Даниил видел в видении, что четыре «ветра» боролись и после этого четыре зверя вышли из моря. Это означает, что будут войны и в результате четыре царства появятся среди народов. Первый «зверь» символизирует собой первое всемирное царство начиная от времени Даниила то есть от времени, от которого Господь начал показывать Даниилу события, которым надлежит случиться, до пришествия Христа.

Первый «зверь» — лев с двумя крыльями, соответствует Вавилонскому царству, существовавшему с 606-го года по 538-й год до Р.Х. В Иер. 4,7, Иеремия, описывая наступление царя вавилонского на Иерусалим сравнивает его со львом. «Крылья» обозначают скорость, с которой вавилонское царство возникло, разраслось и расширило свои владения.

Второй «зверь» — медведь, соответствует всемирному царству Мидо-Персии (538-331 гола до Р.Х). Три клыка во рту у него означают три народа, которых Мидо-Персия должна была победить прежде, чем ее царство стало всемирным. Эти три царства были: Вавилон, Египет и Лидия.

Третий «зверь» — барс, соответствует греческому всемирному царству, существовавшему от 331-го до 161-го года до Р.Х. Первый царь всемирного греческого царства был Александр Великий. Четыре крыла барса означают двойную скорость с которой Александр завоёвывал страны. За 12 лет он покорил себе всю территорию от Дуная до Индии. Четыре головы зверя означали, что царство будет разделено на четыре части, что и случилось после смерти Александра, когда его владения разделили между собой четыре его полководца: Лисимах, Селевк, Птолемей и Кассандр.

Четвертый «зверь» представлял собой всемирное царство Рима от 161-го года до Р.Х. до 476-го года по Р.Х. Римская языческая империя после 476 года разделилась на восточную и западную части и западная часть в свою очередь вскоре разделилась на 10 частей, на что указывали десять рогов «зверя». На этой бывшей территории Римской империи появились 10 государств: 1) аллеманы, 2) франки, 3) бургунды, 4) зуевы, 5) вандалы, 6) англосаксы, 7) вестготы, 8) остготы 9) герулы и 10) ломбарды. История подтверждает, как точно Господь, через пророков, возвещает будущее.

Маленький рог

Таким образом предсказанные события прошлого постепенно приводят нас к последнему времени. «Эти большие звери, которых четыре, означают, что четыре царя (царства) восстанут от земли. Потом примут царство святые Всевышнего и будут владеть царством вовек и во веки веков.» Дан.7,17, 18. Теперь мы знаем, что Вавилонское царство минуло, Мидо-Персии уже нет, Греция перестала существовать как всемирное царство, и языческий Рим тоже перестал быть всемирным царством. Западная часть Римского царства разделилось на десять частей между 351-ым г. и 476-ым г. по Р.Х. Мы теперь живём в период десяти рогов.

Даниил видел в видении, что после разделения царства на десять частей появится царь отличный от других. Он будет на той же территории и выделится из того же царства. Перед ним будут исторгнуты три рога, т.е., поражены три народа, и он «будет вести брань со святыми». Он «возмечтает отменить закон и праздничное время». У него будут уста человеческие и он станет говорить слова богохульные, т.е., пытаться противиться Божьему правлению.

Нас очень интересует эта власть. Кто эта власть? Не найдем ли мы в ней ответ на возбуждающий нас вопрос относительно изменения субботы на воскресенье? Итак, сосредоточим наше внимание на этой власти, — на маленьком роге.

Пересмотрим снова текст седьмой главы Даниила, начиная с 19-го стиха: «Тогда пожелал я точного объяснения о четвёртом звере, который был отличен от всех и очень страшен, с зубами железными и когтями медными, пожирал и сокрушал, а остатки попирал ногами. И о десяти рогах, которые были на голове у него, и о другом вновь вышедшем, перед которым выпали три — о том самом роге, у которого были глаза и уста, говорящие высокомерно, и который по виду стал больше прочих. Я видел, как этот рог вел брань со святыми, и превозмогал их….

Об этом звере он сказал: «зверь четвёртый — четвёртое царство будет на земле, отличное от всех царств, которое будет пожирать всю землю, попирать и сокрушать ее. А десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей, и после них восстанет иной, отличный от прежних, и уничтожит трех царей и против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего: даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени» (стихи 19-25).

Мы, как и Даниил, хотим узнать подробнее о четвёртом страшном звере и в особенности о его маленьком роге. Следуя словам пророчества приведенным выше, существование маленького рога мы должны искать среди десяти царств на территории западной Римской империи после ее разделения, т.е. после 476-го года по Р.Х.

Такое царство должно быть не таким, как обычные правительства, чтобы иметь все данные пророком признаки. Ни в одном из десяти царств мы не находим все признаки исполнившимися так, как в римском религиозном царстве с епископом Рима во главе. Эта религиозно-политическая власть восстала из руин Римской языческой империи. Ещё в языческой империи христианство распространялось и усиливалось. В 313-ом году по Р.Х. Миланский эдикт, изданный императором Константином, даровал христианам равноправие с язычниками.

После разделения западной половины империи на десять частей, некоторые из царей этих новых варварских государств приняли римско-католическую версию христианства, а вандалы, герулы и остготы последовали арианскому учению, соперничавшему с римским. Учение Ария во многом было противоположно учению римских епископов. Между епископами шла постоянная борьба и каждый из них стремился к старшинству. Но так как Рим занимал первенствующее место среди городов римской империи, то римский епископ стал считаться главным и таковым был официально провозглашён императором Восточно-Римской империи Юстинианом в 533-ем году по Р.Х.

Однако, хотя епископ Рима был принят светским правительством за главного епископа в 533-ем году, он не мог править даже в Риме. В это время Римом правили племена, следовавшие учению Ария. Они не признавали римского епископа за главу церкви. Естественно, епископ Рима не мог достигнуть всемирного значения, пока ариане не перестали существовать. Одно за другим, три арианские государства, преграждавшие римскому епископу доступ к власти, были уничтожены: герулы ещё в 493-ем году. вандалы в 534-ом году. а остготы в 538-ом году были изгнаны из Рима и вскоре окончательно покорены. После их уничтожения, путь для всемирного главенства епископа Рима стал свободным. Таким образом исполнились слова пророка: «и .три прежних рога с корнем были исторгнуты перед ним».

Дальше мы читаем, что этот рог говорил высокомерно. Никогда ни один из царей так себя не величал и не присваивал себе таких титулов, как римские епископы. Они принимали титулы: «наместник Сына Божия», «его святость», «наш Господь-Бог Папа», «царь вселенной», <<,царь царей и господь господствующих» и «другой бог на земле». Таким образом были исполнены слова пророка: «рог имел уста, говорящие высокомерно». Епископы Рима дерзнули поставить себя наравне с Богом. Святое Писание называет богохульством попытку делать себя равным Богу. В евангелии от Иоанна, 10,33, читаем: «Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его. Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего: за которое из них хотите побить Меня камнями? Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом». Очевидно, что римские епископы выполнили предсказание.

Историки пишут, что в продолжении папского правления от пыток и насильственной, мученической смерти погибло больше чем 100 миллионов людей, веровавших в Бога и Иисуса Христа, только за то, что они не признавали римско-католическую веру. Инквизиция, установленная римскою церковью и другие орудия мученической смерти, свидетельствуют что именно папство «вело брань со святыми и превозмогало их».

В католической литературе мы находим признание: «Церковь преследовала. Только совершенно несведующий о истории может отрицать это…. Спустя пятьдесят лет после Константина преследовали донатистов, иногда убивая их…. Во Франции и в Испании преследовали протестантов с полным одобрением церковных властей. Мы всегда оправдывали гонения на гугенотов и испанскую Инквизицию. Всегда и везде честные католики проводят ясную грань между истиной и заблуждением, между католицизмом и ересью во всех её формах. Когда [церковь] считает нужным применить физическую силу, она применяет её…. Но может ли католическая церковь обещать, что она никогда не будет преследовать больше никого?… Католическая церковь не даёт никаких обещаний относительно своих действий» 31.

В пророчестве продолжительность существования папской гражданской власти определена на «время, времена и полувремя», Дан.7.25. В Откр. 12,14 мы читаем о гонении жены (церкви Божьей), которое длилось «в продолжении времени, времен и пол-времени». Это выражение почти то же самое, что мы находим в Дан. 7,25, где указан период в течение которого святые Всевышнего будут угнетаемы (гонимы). В Откр. 12,6 мы читаем, что «жена (церковь Божия) убежала в пустыню, где приготовлено было для неё место от Бога, чтобы питали её там тысячу двести шестьдесят дней».

Схожесть описания дает повод заключить, что описывается один и тот же период, жена есть то же самое, что и святые Всевышнего, и гонение то же в обоих местах Писания. Значит, «время, времена и полувремя», о котором читаем в Дан.7,25, равняются 1260 дням. (Время — один год, времена — два года, и полувремя — полгода, т.е., всего три с половиной года. Этот период также равен 42-м месяцам Откровения 13.5 и 1260 дням Откр. 11,3, считая библейские месяцы по 30 дней).

В книге пророка Иезекииля мы читаем: «день за год Я определил тебе». Это значит, что когда мы касаемся времени в пророчестве, то пророческий день равняется историческому году. Такое толкование было принято изучающими пророческие периоды в продолжение многих веков. Значит неограниченная власть папства должна была существовать 1260 лет, согласно этого толкования времяисчисления. Что же мы находим в истории?

Последнее арианское царство, царство остготов, препятствовавшее развитию власти папства, было уничтожено в 538-ом году. Указ. который объявил папу главой христианства в 533-ем году, не пришёл в действие до 538-го года, когда остготы были изгнаны из Рима. После этого года папство стало быстро расти и приобретать всемирную религиозную и политическую власть. Можно считать 538-ой год началом всемирной гражданской и религиозной власти папства.

Если от этого года отсчитать 1260 лет, то мы придем к 1798-му году. Согласно пророчества, в этом году папство должно было потерять свою гражданскую власть. Это в точности произошло в 1798-м году, когда папа Пий 6-ой был взят в плен генералом Бертье, которого Наполеон послал в Рим. Папу отвезли во Францию и там он умер. Так был положен конец его гражданской власти. Над ним исполнились «время, времена и полувремя». (Говоря об этой же самой власти, Иоанн в Откр. 13,3 пишет: «И видел я, что одна из голов его как-бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела». В феврале 1929-го года гражданская власть была возвращена папству, когда итальянский диктатор Муссолини и представители папы подписали конкордат, признавший существование независимого папского государства на территории Ватикана. Рана была исцелена и папство вновь приняло гражданскую власть.)

Определив эту власть, мы готовы рассмотреть пророчество о роге, или власти, которая «даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон». Дан. 7,25. Очевидно, что здесь не имеются ввиду светские законы. Человеческие законы меняются всё время. Но здесь говорится о власти, которая хотя и не сможет изменить, но попытается, или «возмечтает» отменить религиозные праздничные времена и закон Божий.

Ранние исторические документы

Обратимся теперь к документам католической церкви. Во-первых, мы найдём, что в её церковном катехизисе второй заповеди Божией совершенно нет. а четвёртая заповедь изменена и считается третьей. Чтобы число заповедей все таки осталось десятью. десятая заповедь разделена на две части. Во-вторых. согласно католических писателей, праздничное время, установленное Богом в четвёртой заповеди, изменено католической церковью. Изменение четвертой заповеди поражает самое сердце Десятисловия. Из всех десяти заповедей только четвёртая заповедь указывает на Творца мира и на Его право принимать поклонение от человека, которого Он сотворил.

Евсевий, один из выдающихся отцов католической церкви, живший во дни Константина Великого, в четвёртом веке по Р.Х., сказал: «Все обязанности и всё, что было связано с празднованием субботы, мы перенесли на день Господень, воскресенье» 32. Слово «мы» подразумевает его сообщника в этом деле, римского епископа Сильвестра.

Другие свидетельства римско-католической церкви

Приведём несколько выдержек из более поздних католических источников относительно изменения субботы.

В католическом катехизисе, получившем «апостольское благословение» Папы Пия X, от 25 января 1910 года, мы находим следующее:

Вопрос: Какой день является субботой?

Ответ: Седьмой день есть суббота.

Вопрос: Почему мы празднуем воскресенье вместо субботы?

Ответ: Мы празднуем воскресенье вместо

субботы потому, что католическая церковь на Лаодикийском соборе (в 336г.) перенесла святость субботы на воскресенье 33

В «Доктринальном Катехизисе» священника Стефана Кинана можно найти следующее подтверждение:

Вопрос: Имеются ли другие доказательства, что

церковь имеет право устанавливать

праздники? Ответ: Если бы она не имела такой власти, она не

могла бы сделать того, с чем соглашаются

все религиозные люди: она не могла бы

заменить празднования седьмого дня, субботы,

празднованием первого дня недели, воскресеньем,

на что нет никакого повеления в Писаниях 34

А в другом католическом источнике мы находим следующее: «Католическая церковь, обладая авторитетом Иисуса Христа, перенесла покой на воскресенье в память воскресения нашего Господа. Таким образом, соблюдением воскресенья протестанты, вопреки самим себе, выявляют признание авторитета католической церкви» 35.

Кардинал Гиббоне написал в своей книге: «Вы можете прочитать Библию от Бытия до Откровения и вы не найдете ни одной строчки уполномочивающей вас святить воскресенье. Св. Писание повелевает свято соблюдать субботу, день который мы никогда не святим» 36.

Некатолические замечания

Баптистский писатель Я.Я. Тейлор, после тщательного исследования вопроса о субботе и воскресеньи, написал: «День Господень (воскресенье) не основан на специальном повелении и не имеет ясного доказательства. Во всем Новом Завете нет намека на необходимость для кого бы то ни было, святого или грешника, соблюдать этот день» 37.

Американский баптистский богослов, доктор Е.Т. Гискокс, составивший «Руководство для Баптистов», выступая перед группой проповедников в Нью-Йорке в 1893-ем году заметил о воскресеньи: «Как жалко, что воскресенье дошло до нас с печатью язычества и было крещено именем бога солнца, когда оно было воспринято и утверждено отступническим папством и передано, как священное завещание протестантизму!» 38 [на некоторых европейских языках, включая английский, воскресенье называется «днем солнца»].

Хотя римско-католическая церковь берет на себя ответственность за изменение субботы на воскресенье на Лаодикийском соборе в четвёртом веке, она и восточная греческая православная церковь были одной церковью до раскола, происшедшего в 1054-ом году. Таким образом, в вопросе о праздновании воскресенья, русская православная церковь также основывается как на решении этого собора, так и на решениях других ранних соборов. В «Православном Противо-католическом Катехизисе» находится следующее утверждение: «Православные сохранили христианскую веру в чистоте и неповреждённости, как открыл ее Господь Иисус Христос, проповедали апостолы, как изъяснили Вселенские Соборы и св. Отцы и Учителя Церкви» 39

Заключение

Итак. кем и когда суббота была изменена на воскресенье? Что привело к этому изменению? Церковная история свидетельствует, что 1) при возрастающей ненависти к евреям, 2) после долгой борьбы относительно роли субботы и воскресенья среди церкви, и 3) издания гражданского закона императором Константином, чтобы народ покоился в первый день недели (который он называл днем солнца). 4) постановлением Лаодикийского Собора праздновать воскресенье, как религиозный день покоя и поклонения. Римско-католическая церковь, с поддержкой в то время от восточной церкви, установила воскресенье, как догму церкви.

В шестой части мы рассмотрим значение и важность первоначального учреждения субботы, установленной самим Богом при сотворении нашего мира, как памятник Его творения и как день, данный Им человечеству для покоя и поклонения. А в следующей части мы продолжим начатое нами во второй части краткое обозрение истории христианской церкви, начиная со средних веков до нашего времени,