6. Памятный день Господень

В этом мире есть христиане, которые соблюдают седьмой день недели, субботу, как установленный Богом день покоя и поклонения ещё при сотворении мира, как памятник творения Богом. Они верят и учат, что этот день есть день покоя, заповеданный Богом в четвёртой заповеди закона Божьего. Они также подчёркивают, что Христос и Его ученики, храня субботу по заповеди, дали повод и пример для христиан всех времён святить день, установленный Творцом для покоя и поклонения. Они призывают внимание к тому, что из всех десяти заповедей, только четвёртая заповедь указывает на Творца. Которому принадлежит поклонение от человека.

Суббота для человека

О седьмом дне первый раз в Библии мы читаем в Быт.2,2,3: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, .которые делал. И благословил Бог седьмый день, и освятил его. ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал». Этим Бог выделил седьмой день, сделав его днем радости для человека, памятником любви Божьей и Его творческой силы.

Благословение и освящение дня, о котором здесь говорится, не могло быть предназначено для Бога живущего на небе, или для Его ангелов, также там живущих, потому что у них другой счёт времени. Это благословение и освящение относилось только к жившим на этой планете» земле, где время определяется днями. Это человеку нужно было воздерживаться от своих обыденных дел и покоиться в этот день. Как память того, что Бог окончил в тот день творение нашего мира и почил от всех дел Своих.

Есть люди, которые думают, что седьмой день или суббота, была дана только для евреев. Но этот день имеет своё начало ещё в раю, когда не было ни евреев, ни других народов, а только одна чета: Адам и Ева. Она была установлена больше чем 1300 лет до появления Израиля как избранного народа. В Писании не говорится, что суббота относится к какому-нибудь отдельному народу, но сказан»: «Суббота Господа Бога твоего». Как долго Бог остаётся Творцом мира, так долго и суббота остаётся памятником Его творения.

Христос учил, что «суббота для человека». Это значит, что она установлена для всего человечества, от начала существования первой четы, Адама и Евы, до последнего человека, которому ещё надлежит родиться.

Это важное установление Божие — суббота, дана на память о сотворении мира. В четвёртой заповеди Господь говорит, что причина или основание для установления субботы, это Его творение мира в первоначальные шесть дней. В Исходе, 20,8-11, мы читаем:

«Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его». Этот седьмой день Господь благословил и освятил не для Себя, а для человечества.

Суббота у народа Израильского

Важно заметить, что когда потомство Израиля было в рабстве в Египте, среди народа явилось пробуждение относительно субботы. Об этом в Исх. 5,4,5 говорится: «И сказал им царь Египетский: для чего вы, Моисей и Аарон, отвлекаете народ от дел его? ступайте на свою работу. И сказал фараон: вот, народ в земле сей многочислен; и вы отвлекаете его от работ его». Английский перевод передаёт смысл этих стихов как если бы Моисей и Аарон начали наставлять народ еврейский «покоиться от трудов», что буквально значит, «субботствовать». [Это легче понять, если мы вспомним, что русское слово «суббота» происходит от еврейского слова «шабат», от корня которого происходит и хорошо известное нам всем слово «шабаш», т.е., конец труду].

Последствием проповеди Моисея и Аарона было то, что фараон дал суровое и строгое приказание начальствующим требовать ещё больше труда от народа, потому что, как он сказал в восьмом и семнадцатом стихах, «они праздны». Нельзя представить, чтобы Моисей и Аарон наставляли народ не работать, «быть праздными», без важной причины, потому что за это народу пришлось ужасно страдать. Покой от труда, о котором Моисей и Аарон наставляли народ, был ни чем иным, как покой святого седьмого дня недели, за который народ готов был пострадать. За какой-нибудь другой отдых от трудов народ не согласился бы страдать.

Выражение «отвлекаете его от работ» равносильно словам «побуждаете субботствовать». Значит, ещё перед выходом из Египта среди еврейского народа проявилась реформа в соблюдении субботы, которую они до того времени, хотя и знали, как потомки Авраамовы и народ Божий, но не соблюдали, как должно. Теперь они проявили верность к своему Богу тем, что пытались хранить субботу, как первоначально Богом установленный день покоя, когда в конце шести, дней творения Бог с Адамом и Евой почил в день седьмой, субботу.

Позже, но ещё до того, как закон был дан народу Израильскому через Моисея с горы Синай, Бог начал напоминать народу каждую неделю о приближении субботы. Он начал делать это за месяц до того, как вслух всего стана Израильского, у горы Синая, Бог объявил десять заповедей. Мы читаем в книге Исход, в 16-ой главе: «И сказал Господь Моисею: вот, Я одождю вам хлеб с неба: и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день, чтобы Мне испытать его, будет ли он поступать по закону Моему, или нет». Исход 16,4.

А если закон ещё не был дан Израилю, то как мог Бог требовать от народа Израильского повиновение чему-то, если народ ничего об этом не знал до этого времени? Значит, постановление о субботе и другие заповеди были известны народу от их отцов. Это напоминает нам то, что Бог сказал об Аврааме: «За то, что Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что мною заповедано было соблюдать: повеления Мои,. уставы Мои и законы Мои». Бытие 26,5.

Повеление в четвёртой заповеди «помни день субботний» учит, что это не было новое повеление, а нечто забытое. Это установление, как и брак, на самом деле имеет своё начало ещё в раю.

Бог желает, чтобы суббота всегда напоминала людям о том, что Бог есть Творец неба и земли и что все дела Его предназначаются во благо человеку. Такое напоминание необходимо. Люди легко забывают Бога-Творца. Наука пытается игнорировать факт сотворения мира Богом и выдвигает различные теории самостоятельного развития мира. Самый факт сотворения мира Богом так часто оспаривается и подвергается сомнению, что люди забывают «памятник», воздвигнутый Богом в честь творения: Его святой день. Не напрасно поэтому четвёртая заповедь начинается словом «помни».

Впоследствии, Бог заповедал народу Израильскому хранить седьмой день, как знак того, что Он освящает их. В Иез.20,20,12, читаем: «И святите субботы Мои, чтобы они были знамением между Мною и вами, дабы вы знали, что Я — Господь Бог ваш». «Дал им также субботы Мои, чтоб они были знамением между Мною и ими, чтобы знали, что Я — Господь, освящающий их». По заповеданию Божью суббота стала не только памятником творения нашего мира, но и знаком жизни, освящённой Его силой.

Заповедь о памятном дне Господнем связана с замечательным обетованием, записанным у пророка Исаии (58,13-14). Там говорится так: «Если ты удержишь ногу ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днём Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить: то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это». В этих стихах объяснено, как людям нужно соблюдать субботний день.

Суббота во времени

Суббота, и связанная с ней. семидневная неделя, как единица измерения времени, требует некоторого объяснения. В природе нет ничего, что указывало бы на необходимость делить время на периоды по семь дней каждый. Астрономия даёт объяснение суток и года и месяца, но не может дать никакого объяснения относительно семидневной недели. Природоведение и сама природа не дают никаких намёков или объяснений. Неделя кажется произвольно установленным отрезком времени. Но где она берёт своё начало?

Единственное объяснение для существования семидневной недели мы находим в факте сотворения мира. Недельным счётом пользуются на всём земном шаре, и это заставляет думать, что оно имеет общее для всех народов происхождение и значение. Другого объяснения невозможно найти. Коль скоро мы начнём отрицать сотворение мира в семь дней, тотчас же семидневная неделя станет неразрешимой проблемой.

Семидневная неделя существует только благодаря субботе. Устраните субботу, и все дни будут равны и неделя перестанет существовать. Только при таком объяснении понятно существование недельного счёта времени. Только таким образом Бог остаётся Творцом, а суббота — памятником Его великой силы, проявленной как при сотворении мира, так и при его искуплении.

Христос и суббота

Многие искренние христиане спрашивают, не перенёс ли Христос субботний покой на первый день недели. Знакомясь с земной жизнью Спасителя, мы узнаём, что Он отделял седьмой день от шести рабочих дней. В Ев. от Луки 4,16 мы читаем: «И пришёл в Назарет, где был воспитан, и вошёл, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать». Заметьте, что Он делал это «по обыкновению Своему», то есть, Он постоянно ходил на богослужение в субботу.

Христос также творил чудеса в субботу. Из всех записанных в Евангелии исцелений, семь Он совершил в субботний день. Этим Он показывал людям, как следует соблюдать субботу, и что позволительно делать в этот день. В Матф. 12,9-12 записано об одном из этих исцелений, после которого Христос сказал:

«Итак можно в субботу делать добро». В английском переводе говорится: «Итак законно (или разрешается) в субботу делать добро». Ясно. что Христос ни словами, ни действиями не имел ввиду унизить или отменить закон Божий или субботу.

Если проследить по Евангелию всё, что Христос делал в субботу, то будет ясно, что Он: 1) посещал богослужебные собрания; 2) совершал дела милосердия, о которых Он, как «Господин субботы» (Марк.2,-28), уверял, что они согласуются с целью, для которой суббота была установлена; 3) никогда не утверждал, что Он отменил субботу, как день покоя и богослужения для Своих последователей; 4) как Господин субботы показал, для чего суббота дана и как её соблюдать.

Говоря о будущем разрушении Иерусалима, Христос дал совет Своим верующим последователям молиться, чтобы их бегство из Иерусалима не случилось зимой или в субботу. Мы читаем в Ев. Матф. 24,20:

«Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою, или в субботу». Зимою неудобно бежать из дому, а в субботу нарушался бы субботний покой. Это пророчество исполнилось через сорок лет после того, как Христос сказал эти слова. Значит, верующие в течение сорока лет после Его вознесения продолжали соблюдать субботу, как памятный день Господень и молиться, чтобы бегство их не случилось в субботу.

Очевидно, что Христос знал и ожидал, что Его последователи будут хранить день субботний даже и после Его вознесения. Если бы Он намеревался переменить субботу с седьмого дня на первый день недели при Своём воскресении. Он не просил бы Своих последователей молиться в течение сорока лет о том, чтобы им возможно было бы соблюсти этот день так долго после воскресения.

Мы не станем отрицать, что многие те искренние, набожные христиане соблюдают первый день недели, как день покоя. Наш вопрос касается не искренности людей, соблюдающих воскресенье — нас интересует кто и на каком основании заменил празднование седьмого дня празднованием первого дня недели и который день является святым в глазах Божьих?

Апостол Павел и суббота

Верующие христиане соблюдающие первый день задают вопрос: о чем же говорит Апостол Павел в Послании к Колоссянам во второй главе, где мы читаем:

«Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу; это есть тень будущего, а тело — во Христе» (стих 16). Не значит ли это, что суббота здесь ясно причислена к жертвоприношениям и церемониальным праздникам, которые перестали существовать при смерти Христа и теперь не имеют никакого значения?

Описание праздников и праздничных времён мы находим в книге Левит, в 23-ей главе. Здесь сначала указана еженедельная суббота, отдельно от следующих семи годовых праздничных дней, или суббот, таких например, как пасха, день суда, праздник кущей и т.д., которые были даны Богом Моисею, как постановления для народа Израильского. Как и жертвоприношения, эти семь суббот были установлены по причине того, что существовал грех. Эти обряды, жертвы и годовые субботы, как тень, указывали на Христа, как на настоящего Агнца, Который принесёт Себя в жертву за грехи мира, и на покой, который даётся спасением. [То, что имя «суббота» может быть дано другим празднествам, в которые не должно было делать никаких работ, может быть ясно, если мы припомним, что это слово на еврейском языке значит прекращение труда, как мы уже упомянули в начале этой части].

В свете прообразной системы, становится ясным, что Апостол Павел здесь не имел ввиду упразднение четвёртой заповеди, которая является частью вечного нравственного закона Божьего, и через нарушение которого познаётся грех. Эти подчёркивается и в первоисточной главе книги Левит, где в стихах 37 и 38 мы читаем: «Вот праздники Господни, в которые должно созывать священные собрания,… кроме суббот Господних,…».

Нужно заметить, что суббота, седьмой день недели, была установлена при сотворении мира, до грехопадения человека и, таким образом, не может быть тенью грядущего спасения через Христа. Тенью может быть только то, что было установлено после грехопадения Адама. Суббота же была установлена Богом ещё при сотворении мира как память о Божьей творческой силе.

Суббота на новой земле

На новой земле, после того как зло, сатана и все нераскаявшиеся грешники будут истреблены, суббота будет оставаться днём Господним, днём поклонения всей искупленной твари пред Господом. Об этом мы читаем в книге пророка Исаии, 66,22 и 23: «Ибо как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицом Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше. Тогда из месяца в месяц, и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лицо Моё на поклонение, говорит Господь». Поклонение принадлежит одному Богу, потому что Он Творец.

И Бог желает, чтобы люди поклонялись Ему как Творцу в установленный Им день покоя, субботу, как теперь. так к в вечности.

Обращение

Дорогой читатель, послушай голоса ангела книги Откровения, убойся Бога и воздай Ему славу, и поклоняйся Творцу в памятный день Божьего творения (см. Откр.14,7). Слушай также голос, говорящий: «Выйди из неё [смешанного людьми учения] народ Мой. чтобы не участвовать вам в грехах её и не подвергнуться язвам ее» (Откр.18.4). Да даст вам Господь желания и силы отозваться на Его зов и примкнуть к народу, который хранит святой памятный день Божий, субботу, по слову Апостола Павла: «Посему для народа Божия ещё остаётся субботство» (Евр.4,9).