Глава 11. Вечно любящий Бог

Из всех представлений о Боге, содержащихся в Библии, ни одно не может сравниться с замечательным определением, выраженным всего тремя словами: «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8).

Это венец откровения о Нем, нашем Боге. Бог не только обладает всей силой, всей мудростью, не только Его доброта и истина безграничны, но Он еще и Источник, родник любви.

Он — чудесный Творец, верховный Законодатель и вечно любящий Бог.

«Это, — говорит Годет в своем комментарии к Евангелию от Иоанна, — посвящение земли в величайшую тайну небес. Бог от всей вечности Отец— то есть любовь».

«Любовь на самом деле является исключительной сущностью Бога, — утверждает Стефенсон в своей книге «Главные истины христианской веры». «Любовь — это Его природа, Его сущность, поэтому, когда Бог замышляет и планирует, то это сама Любовь замышляет и планирует. Любовь — высший направляющий принцип всех Его деяний. Это — высшая ступень взаимоотношений между Ним Самим и всем Его творением; по сути дела, это высшее проявление взаимоотношений между лицами предвечной святой Троицы. Если бы было возможно выразить Божественную природу только одним словом, то это несомненно, было бы слово «любовь»».

Из-за этого поразительного факта, из-за этой «глубочайшей небесной тайны», из-за того, что Бог есть любовь. Он принял решение облечься в человеческую плоть и в лице Сына Своего жить на земле среди нас, как обычный человек.

Вот что говорит об этом Библия: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Почему же Бог так поступил? Ответ на этот вопрос один — из-за любви. Он видел, что это — единственный способ избавить человеческий род от рабства греха, в который он впал в результате печальной трагедии, описанной в третьей главе Бытия. Поскольку люди были существами,

созданными Его рукой. Он любил их, оплакивая печали и страдания, выпавшие на их долю. Он страстно желал вновь приблизить их к Себе, чтобы их взаимоотношения были такими же доверительными и безгранично дружескими, как с Адамом и Евой до их падения в Эдемском саду.

Человек не мог самостоятельно восстановить такие отношения. Он зашел слишком далеко. Пал слишком низко. Он был морально ослаблен грехом и обречен на смерть, нарушив повеление Божие (Быт. 2:17).

Богу ничего не оставалось делать, как принять на Себя то наказание, которое Он определил за совершение греха. Правда, Он мог пренебречь Своим законом и не обращать на него никакого внимания. Но если бы Он поступил таким образом, было бы поставлено под угрозу само основание, на котором зиждется Его правление в необъятной вселенной. Наказание за непослушание — смерть, и такую цену требовалось заплатить либо самому нарушителю закона, либо его Законодателю.

Поскольку Бог есть любовь, Он выбрал последнее, хотя знал, что это приведет Его к Голгофе.

Итак, в назначенное Им Самим время Он пришел на эту землю, приняв человеческое естество, чтобы жить среди созданных Им человеческих существ. «Бог во Христе примирил с Собою мир» (2 Кор. 5:19).

Хотя это было и краткое пребывание, оно все равно было исполнено любви. На всем Своем пути из Назарета до горы Елеонской Он стремился убедить человечество в Своей неиссякаемой любви. Из Его нежного сердца любовь изливалась беспрерывным потоком и находила свое отражение как в добрых словах, так и в добрых делах.

Подобно доброму самарянину из Его собственной притчи, Он врачевал раны Своих врагов. Со всей щедростью Он дарил Свою дружбу беднякам, больным и изгоям. Он любил детей, молодежь, стариков.

Подозвав к Себе маленького ребенка. Он сказал, обращаясь к Своим ученикам: «Так нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих» (Мф. 18:14). Затем Он добавил: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить

ко Мне, ибо таковых есть Царство небесное». Только тот, у кого сердце исполнено любви, мог произнести такие проникновенные слова.

Когда Он встретил богатого молодого правителя, говорится в Библии, «Иисус, взглянув на него, полюбил его» (Мк. 10:21).

«Смотри, как Он любил его!» — восклицали прохожие, увидев, как рыдает Иисус, оплакивая вместе с Марией и Марфой смерть их брата.

Любовь была главной, стержневой темой Его учения. Ученики Его, по завету Учителя, должны любить не только друзей, но и врагов своих. Они должны делать добро для тех, кто ненавидит их, и молиться за обижающих их» (Мф. 5:44).

Они должны возлюбить Господа Бога всем сердцем, всей душой, всем разумением своим, и ближнего как самого себя (Мф. 22:37—39).

«А кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим, и Я возлюблю его», — говорит Он (Ин. 14:21).

«Ибо Сам Отец любит вас, — заверял Он Своих последователей, — потому что вы возлюбили Меня» (Ин. 16:27).

Он учил людей называть Бога- «Отцом», что для многих из них было ново. Они так далеко ушли от Бога, что считали Его грубым, жестоким и недосягаемым. Но Бог вовсе не таков, разубеждал их Иисус. Нет, Он нежный, добрый, внимательный и понимающий. Он сказал им: когда молитесь, говорите: «Отче наш, сущий на небесах!» (Лк. 11:2).

Многие люди, считал Он, напоминают блудного сына, который гордо и самоуверенно покидает дом, чтобы окунуться в преходящие удовольствия греха. В результате они испытывают большую скорбь и печаль. Но стоит им раскаяться и вернуться к Богу, как они найдут любящего Отца небесного, ожидающего их прихода с распростертыми объятиями.

Завершая Свое откровение Божьей любви, Иисус отправился наконец на Голгофу и претерпел крестные муки. Там как Сын Божий и в то же время единственный безгрешный представитель рода человеческого с Его Божественной и человеческой природой, неразрывно связанными друг с другом. Он принес совершенную, полную и вседостаточную жертву за грехи всех людей.

Таким образом, за грех было уплачено. «Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие»

(Рим. 5:19).

Эта жертва ни в коей мере не преследовала цель умиротворить разгневанное божество. Бог Сам принес Себя в жертву. Когда мы говорим: «Бог так возлюбил… что отдал», то это значит, что в этом возвышенном деянии принимают участие все три Лица благословенной Троицы: Бог Отец, Бог Сын и Дух Святой (см. Евр. 9:14).

Более того, следует отметить, что Христос принес Себя в жертву совершенно добровольно. «Так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:28).

«Никто не отнимает ее у Меня, — говорит Он о Своей жизни, — но Я Сам отдаю ее» (Ин. 10:18).

«Спасителя нашего Иисуса Христа, — говорил Павел, — Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония» (Тит. 2:13, 14).

«Принесши в жертву Себя Самого» (Евр. 7:27).

«Предавший Себя для искупления всех» (1 Тим. 2:6).

«Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего» (Гал. 1:4).

Здесь действительно речь идет о совершенной любви, которая проявилась в акте высочайшего самоотречения и смирения, в сознательном желании пожертвовать собственной жизнью во имя жизни других.

Мы никогда не узнаем, что стоило Богу Отцу это воплощение. То, что значила для Сына Божьего смерть ради рода человеческого, тоже должно остаться навсегда тайной. Даже ангелы этого не понимают; эта смерть будет темой для бесконечных дискуссий и удивления на протяжении всей вечности (1 Петр. 1:11, 12).

Тем не менее результаты такого акта налицо.

«Ибо незнавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом»

(2 Кор. 5:21). «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» (Тал. 3:13).

«Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились… И Господь возложил на Него грехи всех нас» (Ис. 53:5, 6). «И к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих» (ст. 12).

Мы так никогда и не узнаем всех ужасных страданий, которые испытал Сын Божий, взяв на Себя грехи наши, но, быть может, они достигли недоступного нам апогея в силу совершенного Его характера. Вот что говорит по этому поводу епископ Б.Ф.Уэсткотт: «Сам по себе человек не может почувствовать полного значения смерти, — но… Христос в Своей безгрешности полностью осознал различие между смертью Христа как простой смертью, и смертью Его как святейшего мученика».

На Него, Который явился от Бога, чьи мысли были мыслями и Его Святого Отца, Кто обладал тончайшей чувствительностью совершенного характера, свалилась вся тяжесть наказания за грех. Стоит ли удивляться, когда мы читаем в Священном Писании, ,что мы «куплены дорогою ценою» (1 Кор. 6:20). Цена действительно дорогая!

Только совершенная любовь, пребывающая в сердце вечно любящего Бога, могла замыслить такой план спасения, как этот, и при этом столько страдать, чтобы довести его до завершения.

Пытаясь донести до сознания филиппийцев поразительную природу Божественной жертвы, Павел приводит такое описание ее величественной красоты: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп. 2:6—11).

Таким образом. Бог хотел проложить мост через пропасть, разделившую Его со Своим творением по причине грехопадения человека. Как писал Петр: «Потому что и Христос,

чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных» (1 Петр. 3:18).

Восхищаясь величием и славой этой Божественной жертвы, той пылкостью любви, которую эта жертва открывает, взгляните еще раз на Иисуса, распятого на кресте. Посмотрите, на Того, в Ком сконцентрировалась вся полнота истины, посмотрите, как Он умирает за заблудших! Взгляните на Того, Кто является источником света, посмотрите, как Он умирает за пребывающих во тьме! Посмотрите на Него, являющегося олицетворением мудрости, посмотрите, как умирает Он за глупцов и невежд! Взгляните на Того, из Кого ключом бьет жизнь, посмотрите, как Он отдает Себя за мертвых во грехе! Посмотрите на Того, Который является воплощением святости, чистоты и праведности, посмотрите, как умирает Он за нечистых и развращенных! Посмотрите на Того, в Ком сосредоточена вся сила, посмотрите, как Он принимает любое унижение, посмотрите, как Он умирает за непокорных и слабых духом! Посмотрите на Того, Кто весь есть любовь, посмотрите, как Он отдает Свое несчастное, растерзанное тело Своим врагам, — вот перед вами страдающая Любовь, — Любовь, пригвожденная к кресту, Любовь, умирающая ради того, чтобы спаслись злые, порочные, ненавидящие!

«О Боже, дай нам сил это осознать! — восклицает д-р Диксон, размышляя над славой креста. Если вы поймете, что истина, свет, вся жизнь, вся мудрость, вся сила, вся святость, вся любовь, воплощенная в Одном Человеке, Который отдает Себя за неправедных, за пребывающих во тьме, за мертвых, за слабых духом, за лишенных святости, за нелюбящих, сосредоточены в Нем Одном, тогда вы постигнете всю глубину смысла креста Иисуса Христа».

Стоит ли удивляться восклицанию Чарльза Уэсли, когда он созерцал своим сердцем это потрясающее зрелище:

О Божественная любовь, что ты сделала!

Воплощенный Бог умер ради меня!

Возлюбленный Отцом Сын принял на Себя все грехи на деревянном кресте!

Сын Божий умер ради меня,

Моего любящего Господа распяли!

Не хочешь ли и ты, дорогой читатель, прежде, чем перевернешь эту страницу, поблагодарить Бога за Его невыразимый дар? Не хочешь ли и ты откликнуться на призыв такой любви, которая привела Его с небес на Голгофу ради твоего искупления?