Глава 22. У вас может быть прекрасный дом

Прекрасный дом отнюдь не означает, что он находится в живописном месте, откуда открывается великолепный вид. Им может стать и скромная городская квартира или неказистый домик в сельской местности. И такой дом может стать прекраснее королевского дворца.

Здесь может не быть предметов роскоши и дорогостоящей мебели, мягких ворсистых ковров и электробытовых приборов последних марок, в нем может стоять подержанная мебель и нехитрая домашняя утварь, но все равно дом может обладать особой святой атмосферой, не поддающейся описанию.

Может ли быть такое? Библия рассказывает об этом.

Вначале обратитесь к Второзаконию 5:29. Здесь Бог выражает Свою глубокую заинтересованность в счастья и благополучии Своего народа.

«О, если бы сердце их было у них таково, чтобы бояться Меня и соблюдать все заповеди Мои во все дни, дабы хорошо было им и сынам их вовек!»

Он заботился об их доме. Он хотел, чтобы в нем был полный порядок, мир и благочестивый образ жизни, чтобы родители и дети вместе ходили по путям праведности, благоговея пред Богом и соблюдая Его заповеди.

Зная, что израильтяне должны были переселиться в новую страну, где будут построены десятки тысяч домов. Он очень хотел, чтобы они начали все так, как должно, не совершая ошибок. Поэтому через Своего слугу Моисея Он начал наставлять их в том, как все нужно делать.

Прежде всего был дан следующий совет:

Соблюдайте заповеди в любви.

Он не стал просить их строить дома по определенным архитектурным планам, раскрашивать картинами стены, приобретать самую изысканную серебряную посуду. Нет. Стремясь только к вечной красоте. Он попросил их запомнить Его заповеди и соблюдать их.

«Вот заповеди, постановления и законы, которым повелел Господь, Бог ваш, научить вас, — говорил, обращаясь к ним, Моисей, — чтобы вы поступали так в той земле, в которую вы идете, чтобы овладеть ею; дабы ты боялся Господа, Бога твоего, и все постановления Его и заповеди Его, которые заповедую тебе, соблюдал ты, и сыны твои, и сыны сынов твоих во все дни жизни твоей, дабы продлились дни твои. Итак слушай, Израиль, и старайся, исполнить это» (Втор. 6:1—3).

«Слушай Израиль, — продолжал Он, — Господь, Бог наш, Господь един есть. И люби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твоими.

И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим и говори об них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая. И навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих» (ст. 4—9).

Здесь всего в нескольких коротких фразах Бог открыл нам тайну истинного прекрасного дома.

Этот секрет заключается в любви, полной безграничной любви к Богу и человеку. Любовь к Богу проявляется в чисто сердечном искреннем соблюдении первых четырех из Его Десяти Заповедей, а любовь к человеку — в тех самоограничениях, которые предусмотрены в последних шести.

Закон и любовь, дисциплина и привязанность, соединенные воедино, оградят ваш дом от любой напасти и принесут обильное небесное благословение.

Много лет спустя Иисус повторил этот добрый совет. Когда один законник спросил Его, какая, по Его мнению, «наибольшая заповедь в законе?» Он ответил, почти в точности повторив слова Второзакония 6:5: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть, — добавил Он, — первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:37—40).

И Он был абсолютно прав. Все зиждется на них. Любовь имеет первостепенное фундаментальное значение. Она

источник всякой человеческой радости, тайна счастливых браков и прекрасных домов.

Но чтобы быть по-настоящему действенной, она должна проявляться в полной гармонии с открытой волей Божьей. Иначе это будет не истинная любовь.

Другими словами, по-настоящему красивый дом, это дом, наполненный любовью, где почитают Бога и соблюдают Его заповеди.

Но второй совет Божий, пусть он и является следствием, не менее важен, чем первый.

Его можно кратко передать всего в пяти словах:

Учите закону Божьему с любовью!

Сразу же после призыва Моисея: «И люби Господа, Бога твоего всем сердцем твоим» следует другое, дополнительное наставление, на которое мы часто не обращаем внимания: «Слова сии… внушай их детям твоим» (Втор. 6:7).

Какие же это слова? Совершенно очевидно, речь идет о Десятисловии или Десяти Заповедях, перечисленных в предыдущей главе (см. Втор. 5:1—21), Десять Заповедей названы в стихе 22 «слова сии». Это слова Божьи, Его указания. Его наставления. Его совет людям в любом возрасте от начала и до конца истории земли.

«Сии слова» необходимо «прилежно учить» в любом доме, чтобы новое поколение не оказалось несведущим в законе Божьем. Начиная с того момента, когда дети смогут различать, что хорошо и что плохо, их необходимо подвести к пониманию того, что Бог небесный требует от них соблюдения этих праведных жизненных принципов. Родители и сами, обучая, объясняя, иллюстрируя эти заповеди, получат многие благословения.

Так как это принципы любви, то и прививать их нужно с любовью. Не с помощью железного кулака, но ласковым нежным сердцем. Не с палкой в руке, а с добротой.

Прививая мысль о Боге как о тиране, который не знает иных формулировок, кроме как «нельзя», «ты не должен» означает чернить Его доброе имя. Он не надсмотрщик, а любящий Отец. Действительно, «Бог есть любовь». Поэтому Он просто не может ничего делать без любви. Его заповеди, по

Его собственным словам, предназначены «для нашего блага вечного». Для блага родителей. Для блага детей. Для блага каждого из нас.

Правильно понятые, они несут положительный заряд в наши души. Необходимо помнить, что эти заповеди благотворительные, а не карательные. Вот и надо их представить детям как благословение, а не как проклятие. Иначе что же они подумают о Боге любви, когда вырастут?

Существует и третий совет, который имеет большое значение, если вы хотите создать себе прекрасный дом.

Обсуждайте заповеди с любовью.

Моисей сказал: «Говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая» (Втор. 6:7).

Это отнюдь не означает, что Десять Заповедей должны стать единственной темой для бесед в доме. Для этого нет никаких причин. Это неразумно.

Если вы будете говорить только о Законе Божьем, каким бы хорошим и прекрасным он ни был, это обязательно приведет к фанатизму, скуке, неудовлетворенности и, в конечном итоге, к его отвержению. А это неугодно Богу.

Он имел в виду только свободу дискуссий. Религия — это не закрытая тема в стенах вашего дома, как это часто происходит сегодня. Разговор о Боге, о Его заботах, о благосостоянии человека и Его спасении должен быть таким же естественным, как разговор о погоде или о последних политических или общественных событиях. В равной степени должна быть свободной и общедоступной дискуссия по поводу любой темы, затронутой в Библии. Это нормальная часть нашей жизни, столь же естественная, как вдох и выдох.

Разумеется, это подразумевает разговор о Христе, ибо кто же, если не Он, является автором Десяти Заповедей? Разве Он принял смерть на Голгофе не потому, что был нарушен Его закон, и не было иного способа заплатить за грех, сделав тем самым вечную жизнь доступной человеку? Разве это плохая тема для постоянных, бесконечных, глубоких, но и ответственных дискуссий?

Постоянные размышления и разговоры о небесном могут стать второй натурой как родителей, так и детей. Мысли всех

членов семьи будут носить возвышенный характер, как и сама беседа за обеденным столом. Появится новый смысл в бесценных словах, которые можно часто видеть на стенах многих домов:

«Христос — Глава этого дома.

Невидимый Гость за столом.

Молчаливый Слушатель, внимающий всякой беседе».

Таким образом, о Боге вспоминают каждый вечер, «ложась», и каждое утро, «вставая».

Разве ваш дом не станет более красивым с такой программой жизни? Во много раз!

Четвертый совет имеет неограниченную область воздействия:

С любовью провозглашайте Десять Заповедей.

«И навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими» (Втор. 6:8).

Некоторые люди поняли это наставление буквально и прикрепили отрывки из закона, написанные на пергаменте или ткани, к своим запястьям или на лоб. Но Бог имел в виду гораздо более широкий смысл. Он хотел, чтобы Его закон находился там, где он окажется наиболее эффективным, — в умах и сердцах людей. Оттуда он будет осуществлять контроль за совестью человека, за его суждениями и, если необходимо, направлять на тот путь, который ведет к вечной жизни. Вся деятельность такого человека будет свидетельствовать о его посвящении Богу.

И этот совет обращен лично к каждому дитяти Божьему, чтобы посредством Божественной благодати оно могло воплотить принципы закона в свою жизнь и быть примером миру, с радостью совершая добрые дела и стараясь угодить Богу. Именно это имел в виду апостол Павел, побуждая ефесян говорить истину с любовью (Еф. 4:15).

Проявление любви в жизни христианина должно быть таким, чтобы неверующие могли быть пленены ею. Они гораздо охотнее воспримут истину на живом примере, чем поверят словам. Кротость, мягкость, сердечность, благочестивая жизнь должны стать самыми убедительными аргументами христианина. Именно это имел в виду Бог, когда говорил через Моисея: «И напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих» (Втор. 6:9).

Конечно, расписанные таким образом косяки вряд ли приведут к чему-то хорошему. Под этим Бог подразумевал вполне посвященные дома, повсюду известные своей добродетелью, благочестием и добротой. Он хотел, чтобы любовь сияла из их окон, потоком лилась из дверей и ворот, и прохожие могли сказать: «Какие чудесные люди живут здесь; самые приятные в этом квартале. Что же делает их такими? Почему они не похожи на других? Почему у них такой прекрасный дом?»

И сегодня об иных домах говорят подобные слова. Может быть, то же скажут и о вашем доме. Я надеюсь на это. В Библии указан верный путь к этому. А Бог облегчает задачу. Его благодати вполне достаточно.

Ваш дом может быть прекрасным. Прекрасным, благодаря заповедям Божьим и вере в Иисуса (Откр. 14:12).