Гражданские законы

Гражданские законы, данные Богом Израилю, регулировали отношения между бедными и богатыми.

После семи лет рабства бедный должник получал свободу и необходимое имущество для дальнейшего самостоятельного ведения домашнего хозяйства, в то время как у других народов долговое рабство, как правило, превращалось в пожизненную кабалу. Божественный закон в этом отношении был наиболее справедливым.

Судебные законы ограничивали произвол и предусматривали равное возмездие: око за око, зуб за зуб. Всякий раз, когда кто-то преднамеренно наносил телесное повреждение своему близкому, судьи присуждали ему такое же наказание. Это снижало преступность, т.к. страх перед наказанием удерживал от преступления.

В то время, когда многие народы Африки употребляли в пищу пресмыкающихся, насекомых и многое другое, вредное для здоровья человека. Бог дал людям закон о питании. Этим законом запрещалось употребление в пищу тех животных, птиц и рыб, которых Бог определил как «нечистые». Данные современной науки подтверждают целесообразность такого запрета.

В те древние времена, обращаясь к Израилю, Моисей сказал: «Есть ли какой великий народ, к которому боги его были бы столь близки, как близок к нам Господь, Бог наш, когда ни призовем Его? Есть ли какой великий народ, у которого были бы такие справедливые постановления и законы, как весь закон сей, который я предлагаю вам сейчас?» (Втор. 4, 7-8).

Чтобы оценить великое преимущество гражданских законов, данных Богом израильскому народу в те времена, надо знать, в каком состоянии находились окружающие их народы. В Египте, Вавилоне, Ассирии и других странах процветало пожизненное долговое рабство, жесточайшее угнетение бедных, бесправное положение женщин, грубое невежество в санитарных вопросах, идолопоклонство. Поэтому закон Божий своим несравненным превосходством свидетельствовал, что он не является детищем своей эпохи, но дан свыше как повеление от Бога для блага людей.

Конечно, в настоящее время может возникнуть вопрос: почему не было запрещено рабство или кровная месть, или многоженство в Израиле? Бог желал в конечном счете устранить эти явления, но если учитывать общий уровень духовного развития человечества в те времена, то этого невозможно было потребовать от еврейского народа тогда «по жестокосердию их».

После потопа отступление от Бога снова привело людей в состояние горделивой самонадеянности, греха и невежества. Нравственное совершенствование, обретение добрых начал — дело чрезвычайно трудное, как убеждает в этом

сама жизнь. Однако Господь с величайшим долготерпением на протяжении столетий делал все, чтобы спасти погибшее человечество.