Часть 4. Апокалипсис и конец мира

Глава 9. Введение к 12-22-й главам Книги Откровение

Главная проблема при изучении Книги Откровение состоит в том, чтобы понять, как это фантастически сложное смешение видений, символов и идей образует некую смысловую структуру. В отличие от обычной прозы с ее естественным течением мысли от начала до конца, в Апокалипсисе Иоанна мы видим резкие колебания от добра ко злу, от хвалы к страданию, от видения к диалогу и песнопению. Поэтому, конечно, нам бы очень помогло, если б автор дал хотя бы несколько ключей к разгадке того, как соединить различные части книги в одно целое.

В большинстве книг каждая отдельная часть текста начинается со вступления и заканчивается выводом. Такое построение текста помогает читателю понять авторские намерения в изложении материала. Одна из причин, почему Книга Откровение трудна для истолкования, состоит в том, что ее автор не следует этой обычной практике. Вместо того чтобы, используя вступления и выводы, отделить различные части книги друг от друга, он вплетает предварительные выводы в предыдущую часть книги, обычно в самом напряженном месте.

Например, несмотря на то, что стихи 9-11 в 6-й главе, где говорится о страданиях душ под жертвенником, являются совершенно очевидной кульминацией стихов 1-8 о четырех всадниках войны, глада и мора, ответ на вопль «доколе, Владыка!» дается в 8-й главе в стихах о бедствиях от семи труб (8:3-5, 13). Подобно этому, хотя кульминацией Божьего ответа на нападение дракона и его союзников является весть третьего ангела (14:9-12), в его словах есть указание на 1-й стих 15-й главы, который можно рассматривать как вступление к стихам о чашах с семью язвами. В 21-й главе стихи 1-8 являются и завершением рассказа о тысячелетнем царстве (гл. 20), и вступлением к подробному описанию Нового Иерусалима. Особенно ярким примером литературного мастерства Иоанна является то, каким искусным образом он в 21 -м стихе 3-й главы подготавливает видение книги о семи печатях (5; 1- 8) ( См. развитие этой точки зрения в Simposium on Revelation, DARCOM, кн. 1 (ред. Фрэнк Холбрук Silver Spring, Md.: BRI, 1992), т. 6, с. 201—204.).

Таким образом, в Откровении отрывки, расположенные между двумя видениями, обращены как на последующий текст, так и на предыдущий. Один и тот же отрывок завершает одно видение и является введением к следующему. Таким образом, ключ к смыслу большинства частей Откровения заключен в предыдущей части текста. Этот принцип имеет важное значение, потому что он помогает нам определить место и строение тех частей книги, которые наиболее прямо связаны с проблемой конца мира.

Ключевой текст находится в самом центре книги. «И рассвирепели язычники; и пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю» (Откр. 11:18).

Этот отрывок содержит пять утверждений. Седьмая труба связана с тем временем, когда (1) рассвирепели язычники, (2) пришел гнев Божий, (3) мертвые осуждены, (4) святые вознаграждены, (5) те, кто губил землю, погублены. Эти пять утверждений образуют кульминацию всего отрывка о судах после седьмой трубы.

Что же произойдет в истории, когда вострубит седьмая труба? «Но в те дни, когда возгласит седьмый Ангел, когда он вострубит, совершится тайна Божия, как Он благовествовал рабам Своим пророкам» (10:7). Согласно этому тексту, перед самыми звуками седьмой трубы, как только Ангел наберет воздух, чтобы затрубить, в этот момент «тайна Божия» завершится.

Выражение «тайна Божия» довольно часто встречается в Новом Завете и используется для описания Евангелия (см. Рим. 15:25, 26; а также Кол. 1:25-28; Еф. 6:19). То, что в 10:7 имеется в виду именно Евангелие, подчеркивается тем, что слово «благовествовать» (греч. euengelisen) в Новом Завете обычно используется в значении «проповедовать Евангелие». Таким образом, седьмая труба возвещает, что испытание человека завершилось. Великая работа проповедования Евангелия «всякому племени и колену, и языку, и народу» закончилась (см. Откр. 14:6). Седьмая труба бесповоротно ставит предел развитию истории.

Насколько я знаю, никем не отмечалась связь между темой седьмой трубы (11:18) и знаменательными в этом смысле текстами в 12-22-й главах. Стих 18 11-й главы не только является кульминацией темы седьмой трубы, но также в кратком виде содержит основные вопросы, которые будут рассмотрены во второй половине Апокалипсиса. Это так, потому что каждому из пяти утверждений Откр. 11:18 можно найти аналог во второй половине книги, причем в самых поворотных моментах текста.

Связь Откр. 11:18 с остальным текстом книги

 

Откр. 11:18

Откр. 12-22

«и рассвирепели язычники»

«и рассвирепел дракон»

 

(12:17;ср. 13, 14)

«и пришел гнев Твой»

«ярость Божия»

 

(15:1;ср. 15-18)

«время судить мертвых»

«и судимы были мертвые»

 

(20:12; ср. 20)

«время возмездия»

«возмездие Мое со Мною»

 

(22:12; ср.21, 22)

«погубить губивших землю»

«растлила землю»

 

(19:2; ср. 19)

Часть предложения «рассвирепели язычники» параллельна словам «рассвирепел дракон на жену» в 12:17. Выражение «пришел гнев Твой» эквивалентно семи чашам Божьего гнева в 15:1. «Время судить мертвых» аналогично суду над мертвыми перед великим белым престолом в 20:11-15. О «времени возмездия рабам» вновь упоминается в 22:11, 12 в контексте обетования Иисуса «гряду скоро». А противоположная этому воздаянию гибель губивших землю отражается в языке 2-го стиха 19-й главы.

Эти параллели — не случайные совпадения. Каждый из текстов первой колонки кратко излагает основную тему соответствующего отрывка из второй части книги. Таким образом, все вместе они представляют собой полный план к 12- 22-й главам Книги Откровение. Гнев дракона на жену в 12:17 обобщает материал 13-й главы. Его яростную борьбу с потомством жены завершает зверь, выходящий из моря (13:1-10) и зверь из земли (ст. 11-18). С другой стороны, характеристика потомства от жены, данная в 12:17, повторяется в самом центре 14-й главы (ст. 1-12). Таким образом, 17-й стих 12-й главы является предварительным итогом того, о чем говорится в 13-й и 14-й главах.

Упоминание о ярости Божией в 15:1 (ср. 14:10) вводит тему семи чаш с язвами, которыми «оканчивается ярость Божия». Хотя седьмая труба — это «третье горе» (11:14), оно совсем не так ужасно, как первые два (8:13-9:21). Это происходит потому, что полное описание третьего горя перенесено в главу 16 о семи чашах гнева Божьего. В главах 17 и 18 речь идет о событиях после пролития чаш с язвами, а все, что происходит с 15-й по 18-ю главы включительно, подытоживается в кратком утверждении: «Пришел гнев Твой» (11:18). 15-18-я главы описывают ответ Бога на ярость народов, которую символизируют дракон и его союзники в 13-й главе (ср. Откр. 16:13, 14).

«Время судить мертвых» (11:18) указывает читателю контекст тысячелетнего Царства в 20-й главе. «Время дать возмездие рабам Твоим» напоминает о всем контексте отрывка о Новом Иерусалиме (главы 21, 22). Гибель «губивших землю» завершается в 19-й главе. Таким образом, Откр. 11:18 не только является кульминацией темы седьмой трубы, но и дает к тому же план остальной части книги или ее краткое изложение. Он становится тем стержнем, вокруг которого строятся обе части Книги Откровение. Этот стих показывает, что последняя часть книги Апокалипсиса сфокусирована главным образом на конце мира. Заключительные главы этой книги о последних временах будут сосредоточены на картине конца, которую мы найдем во второй ее части.

В двух следующих главах нашей книги речь пойдет о войне дракона против остатка, начинающейся в Откр. 12:17. Также мы рассмотрим основные проблемы 13-й и 14-й глав. В центре двух последних глав нашего исследования — ответ Бога на войну дракона, что представлено в последней великой битве земной истории, битве при Армагеддоне (см. Откр. 15- 18). Заключительные главы этой книги представлены в разделах А и В следующего плана 12-22-й глав Откровения.

A. Ярость народов (главы 12-14)

1. Война дракона [глава 13)

2. Ответ остатка (глава 14)

B. Ярость Божья (главы 15-18)

1. Семь чаш с язвами (главы 15-18)

2. Развитие темы семи язв (глава 17)

3. Развитие темы 17-й главы (глава 18)

C. Гибель губивших землю (глава 19)

Д. Тысячелетнее Царство (глава 20)

Е. Новый Иерусалим (главы 21, 22).