Заключение

Где находимся сегодня мы в той эсхатологической картине, которую доносит до нас Книга Откровение? Нельзя не признать, что последние события постепенно развиваются в направлении, предначертанном этой последней книгой Библии. Означает ли это, что теперь, когда коммунизм как будто бы рухнул, исполнение пророчеств, как говорится, уже «за углом»? Быть может, мы пересекаем ту линию, за которой в ближайший год или два начнется быстрое и необратимое завершение мировой истории?

Может быть, однако я не очень в этом уверен, так как на сегодняшний день существуют серьезные преграды для полного и окончательного исполнения новозаветного эсхатологического сценария. Основной и самой очевидной преградой всемирного политического и духовного единения является широкомасштабная активность в современном мире воинствующего ислама, ожесточенно противоборствующего как секулярному материализму западной культуры, так и любым проявлениям религиозного экуменизма. Трудно представить, чтобы он принимал какое-то участие в событиях, описанных в 17-й главе Откровения, если, конечно, не произойдет его радикального изменения или ослабления. Ислам — это религиозный двойник коммунистической враждебности к секулярному Западу и общераспространенным формам религии. Что должно произойти, чтобы мусульманские государства, подобно коммунистическим странам, неожиданно оказавшимся весьма открытыми религиозной пропаганде, смогли воспринять евангельскую весть, будь то в истинной или ложной форме? Время покажет.

Второе препятствие — неослабный секуляризм западных демократий. Подробно о том вызове, который секулярная культура бросает христианской вере, я говорю в книге «Библейская истина в современном мире». Хотя юридически они терпимо относятся к религии, тем не менее существует сильное социальное неприятие большинства религиозных форм деятельности в обществе. Во всех вопросах, касающихся национальных и международных проблем и задач, постоянно ощущается засилье секулярных средств массовой информации. Сегодня нет никаких юридических препятствий для проведения умеренного законопроекта о воскресном дне, но в то же время вряд ли стоит надеяться, что прорелигиозное законодательство будет с восторгом встречено американским народом, если, конечно, не произойдет широкомасштабных изменений в современном секулярном климате.

Третье препятствие — информатика и компьютеризация. Хотя «холодная война» позади и теперь в отношениях между ведущими странами мира наблюдается определенная корректность, свойственная духу настоящего времени, век информатики порождает творческое беспокойство, разобщенность, индивидуализм, заостряя внимание на этнических и социальных различиях. Ливан, Босния и Сомали не дают воплотить в жизнь идею «нового мирового порядка». Европейское Экономическое Сообщество отказывается от мысли о полном единении Европы.

И, наконец, последнее препятствие — неспособность Церкви серьезно и продуманно влиять на современное общество. Сегодня вопросы, волнующие христиан, почти незнакомы «человеку с улицы».( И снова я хотел бы направить читателя к моей книге «Библейская истина в современном мире», которая рассматривает эти вопросы в несколько ином контексте) Это настолько очевидно, что большинство серьезных, преданных адвентистов как «левого», так и «правого» крыла ищут радикально новых направлений адвентистского вероисповедания, надеясь тем самым как-то привлечь общественное внимание.

Итак, что же мы имеем? С одной стороны, современная картина общественного развития как нельзя лучше соответствует тому, о чем говорится в Книге Откровение. С другой стороны, складывается впечатление, что перечисленные препятствия мешают немедленному исполнению пророчеств. Может ли христианин, не утрачивая чувства надвигающегося конца, не попасть в ловушку эсхатологических вычислений, поиска виновных, нездорового ритуализма, как это было в Мюнстере, Джонстауне и Уэйко? С другой стороны, может ли он, вполне сознавая наличие многих препятствий, мешающих исполнению эсхатологических пророчеств, не стать равнодушным и не утратить соответствующего уровня духовной жизни? Надеюсь, что наше короткое исследование библейской эсхатологии поможет нам думать о конце мира, не впадая в ту или иную крайность. Суть книги можно изложить в шести пунктах, представляющих собой практический, ежедневный ответ на эсхатологическую проблематику, которая становится все актуальнее по мере приближения 2000 года.

1. Не тревожьтесь без повода. Уже со времен Павла, поднявшего эту тему в Посланиях к Фессалоникийцам, Церковь постоянно тревожат различные слухи. Наше время — не исключение. Я не спрашиваю, насколько искренни и ответственны те, кто пытается «вычислить» время конца. Я согласен с ними в том, что народ Божий не готов к серьезным событиям, которые его ожидают. Меня тоже тревожат люди, которые, считая себя христианами и даже адвентистами, живут так, словно Иисус вообще никогда не придет. И тем не менее у меня есть два серьезных возражения против большинства попыток «вычислить» время конца.

Во-первых, несмотря на искренность и добрые побуждения, такое занятие противоречит Писаниям. Самые известные библейские тексты, касающиеся этой проблемы, говорят не о точном времени, но о постоянной готовности (см. Мф. 24:42; Деян. 1:7; 1 Фес. 5:1-6). Для тех, кто действительно готов к концу, характерна не эсхатологическая «бухгалтерия», но терпеливое ожидание (см. Мф. 24:13; Мк. 13:13; Откр. 14:12) и верность в их ежедневном «хождении пред Богом» (см. Мф. 24:42-25:46; Лк. 12:35-40; 18:1-8; 21:34-36; Откр. 3:18; 7:14; 12:11; 14:13; 16:15; 19:7, 8). Люди творческого склада всегда умудрялись компоновать тексты в подтверждение своих теорий, но я считаю, что всякий, кто просто читает Новый Завет (см. 2-ю главу), не найдет там никаких оснований для вычисления последнего времени. Не так-то легко превратить Библию в книгу, помогающую вычислить точное время пришествия Иисуса. Кричать о конце света, указывая на войны, военные слухи, землетрясения, голод, СПИД и математические подсчеты, значит просто отвлекать людей от основной новозаветной эсхатологической вести.

Во-вторых, проповедь о близком конце света приводит к обратному эффекту. Тот, кто неустанно кричит, что конец близок и что пророчества вот-вот исполнятся, должен взять на себя ответственность за то, что многие практически окончательно утрачивают интерес к этой проблематике. Когда назначенные даты проходят и ситуация меняется, люди начинают цинично относиться к каждому, кто увлечен эсхатологией. Те, кто остается в Церкви, все хуже и хуже воспринимают проповедь о грядущем конце. Однако плачевнее всего то, что многие вообще уходят из Церкви, считая, что исследование Библии — удел чудаков и шарлатанов.

По иронии судьбы многие из тех, кто стремится пробудить уснувшую Церковь, делают то же самое, что привело ее к спячке в первом случае. Не сомневаюсь, что возбуждение, связанное с исполнением юбилея в 1994 году, вызовет духовный упадок среди тех, кто воспринял его всерьез. (Говоря об этом, я не исключаю, что Иисус может прийти и в 1994-м или что в этом году могут произойти важные события, связанные с Его пришествием (Впервые книга вышла в свет в 1994 году (прим. ред.).. В конце концов кто-нибудь когда-нибудь назовет точную дату, пусть даже на основании ложных посылок. Тем не менее считаю, что подсчеты, связанные с юбилеем, не основаны на правильном подходе к Писаниям.)

Было бы неплохо с должной серьезностью отнестись к словам, которые Елена Уайт написала сто лет назад. «Времена и сроки Бог положил Своей властью. Но почему же Он не наделил нас этим знанием? Потому что мы не смогли бы правильно им воспользоваться. Получилось бы так, что дело Божье, связанное с подготовкой народа Божьего к грядущему великому дню, сильно замедлилось бы. Мы не должны возбуждать себя хронологическими подсчетами. Мы не должны умствовать по поводу времен и сроков, которые Бог не открыл нам. Иисус призвал учеников бодрствовать, но не назвал точного времени. Его последователи должны уподобиться тем, кто слушает приказы Капитана; они должны бодрствовать, ждать, молиться и работать по мере приближения ко времени пришествия Господа, но никто не сможет предсказать, когда же оно наступит, ибо «никто не знает ни дня, ни часа». Вам не следует говорить, что Он придет через год, два или пять лет, равно как не следует «откладывать» Его пришествие, заявляя, что в течение ближайших десяти или двадцати лет его, наверное, не будет» (Избранные вести, кн 1, с 189).

Если это высказывание верно, никогда в этой жизни христиане не смогут с абсолютной точностью назвать конкретное время пришествия Христа. Готовность к концу мира всегда должна базироваться на иных основаниях, нежели его сиюминутность.

2. Не вникайте в эсхатологию больше, нежели это делает сама Библия. Человеку свойственно при любой возможности стараться предугадать каждую деталь своего будущего.Узнав о Книге, которая может достоверно рассказать о будущем, мы, конечно, не в силах совладать с любопытством. Пока мы будем ограничиваться тем, что сказано в Библии, мы не заблудимся, однако усердные попытки вычислить время конца свидетельствуют о том, что злоупотреблять Библией также опасно, как и вовсе ее игнорировать.

Не надо забывать, что эта Книга была написана не в 90-х годах нашего века. В ней Бог обращается к человеку сообразно его истории и обстоятельствам. Не всегда Библия обращается к нашему нынешнему опыту так, как нам хотелось бы. Если мы будем читать ее, не утрачивая общего ракурса, если при этом особое внимание будем уделять ясным текстам, то, несмотря на кажущуюся непривлекательность такого подхода, мы обретем единственную возможность думать о конце света, не теряя головы. Если же наш подход в первую очередь основан на текущих событиях или личных неприятностях, это не возвысит Библию, сколько бы мы ее ни цитировали.

3. Не надо никого стыдить и обвинять. Многие считают, что надо постоянно и красочно рассказывать о тех грехах в мире и Церкви, которые, по-видимому, задерживают пришествие Господа. Им кажется, что их громоподобные речи многих устыдят и заставят серьезнее отнестись к своим христианским обязанностям. Адвентистов, которые любят отыскивать виновных, эта Книга, конечно, разочарует.

Библия учит, что события последнего времени подвластны Богу (см. 2 Фес. 2:11; Откр. 17:17). Он вполне может обновить Церковь или взыскать с нее как должно (см. Откр. 3:19). Зримое разделение между верными и неверными совершится только перед концом, во время Второго пришествия (см. Мф. 13:37-43; а также стихи 47-50; 25:31-33).

Не следует ожидать, что до наступления конца мира мы обретем на этой земле абсолютно чистую, видимую Церковь. До Второго пришествия верующие могут иметь определенную способность к различению, но только Богу принадлежит окончательный суд. До того, как это наступит, будут иметь место случаи, когда им лучше всего предоставить суд Богу.

Психологические и духовные недостатки этой игры в упреки и обвинения заслуживают целой книги. Несмотря на то, что сегодня такая книга крайне необходима, я буду вынужден оставить эту задачу для человека более сведущего (Те, кто интересуется дальнейшим изучением духовного и психологического воздействия теологии осуждения, могут ознакомиться со следующими книгами, хотя лично я не поддерживаю абсолютно всего, что там написано: Carol Cannon, Never Good Enough: Howto Breakthe Cycle ofCode-pendence and Addiction for the Next Generation (Boise, Idaho: PPPA, 1993); Steve Arturburn and Jack Felton, Toxic Faith: Understanding and Overcoming Religious Addiction (Nashville: Thomas Nelson Publishers, 1991); Earl R. Hens-lin, The Way Out of the Wilderness: Learn How Bible Heroes With Feet of Clay Are Models for Your Discovery (Nashville: Thomas Nelson Publishers, 1991); Paul Toumier, Guilt and Grace, English Translation (New York: Harper & Row, 1962); книги по психологии, изданные институтом Minirth-Meyer Clinic.). Теология упреков и обвинений пышно цветет там, где проповедник отрицает свою собственную греховность, причем отрицает настолько рьяно, что, призывая к совершенству и осуждая грех в Церкви, нередко лелеет какой-нибудь тайный грех, будь то супружеская неверность, гневливость, «ложь во спасение» или порнография. Осуждение чужих грехов может ослабить чувство собственного несовершенства.

Существует множество аспектов в так называемой перфекционистской литературе правых консерваторов, с которыми я согласен. Но что меня беспокоит в этих книгах, так это то, что авторы, кажется, редко отдают себе отчет в собственной уязвимости для силы греха. Это постоянная тенденция греховной человеческой натуры — видеть грехи других яснее, чем свои собственные. Только лишь полное обращение может наделить человека способностью осознавать глубины собственной порочности. Обращенные люди — это люди прощающие, прежде всего потому, что они осознают, как много в них самих нуждается в прощении. Обращенные люди — это люди любящие, потому что они понимают, как сильно возлюбили их. В противоположность им, необращенные люди-это люди нераскаявшиеся, непрощающие и оскорбляющие других грешников своим к ним отношением (см. Мф. 24:48-50). Я опасаюсь, что адвентисты создали вегетарианский эквивалент доктрины о вечно пылающем аде! О, как мы преуспели в искусстве вызывания чувства вины в других людях безо всякой на то причины!

Возможно, есть еще более серьезные причины, по которым теология осуждения не может быть признана состоятельной. Те, кто постоянно сосредоточен на своих собственных недостатках, склонны становиться хуже и хуже вместо того, чтобы изменяться в лучшую сторону. А тем, кто в первую очередь сосредотачивается на грехах других, гораздо легче жить в удобной атмосфере пренебрежения собственными недостатками. Многие признавались мне, как атмосфера осуждения и выискивания недостатков в других едва не привела их к духовному краху. В глубине души они осознавали: что-то идет не так, однако стыд и ложное чувство вины не давали им откликнуться на призывы Духа. Какая ирония в том, что проповеди о совершенстве могут привести к совершенно противоположным результатам!

«Чем ближе вы ко Христу, тем больше недостатков увидите в своем характере, ибо духовное зрение обостряется. В сравнении с Его совершенством ваши слабости видны более отчетливо. Это говорит о том, что обольщения сатаны потеряли над вами власть, что животворное влияние Духа Божьего пробуждает вас.

В человеке, не сознающем своей греховности, не может пребывать глубокая любовь ко Христу. Сердце, преобразованное благодатью Христа, всегда будет восхищаться Его Божественным характером. Но если мы не видим своей нравственной ущербности, то это, вне всякого сомнения, свидетельствует о том, что мы еще не познали красоту и совершенство Христова характера» (Путь ко Христу, с. 64,65).

Чем ближе вы ко Христу, тем более отчетливо вы видите недостатки собственного характера, тем менее вы становитесь склонны осуждать других за их несовершенства, якобы отдаляющие Второе пришествие Христа. С другой стороны, лично мне это говорит, что первым признаком умирающей христианской жизни является дух критики и осуждения по отношению к ближним. К счастью, есть гораздо более лучший способ подготовиться к концу света.

4. Полюбите Иисуса. Ответ на проблему незаинтересованности в христианской жизни заключается не в преувеличении близости Второго пришествия и не в концентрации внимания на грехах и недостатках адвентистов. Новый Завет предлагает совершенно иной подход к достижению и сохранению чувства радостного ожидания Христова возвращения. Писатели Нового Завета были убеждены, что с пришествием Мессии в мир придет и «атмосфера небес» для всех верующих в Иисуса. Это не выдумка. Сущие во Христе на самом деле получают уверенность в искуплении, спасении и небесном наследии, несмотря на то, что они все еще живут в этом мире (Еф. 1:13, 14).

Те, кто уже сейчас верой вкушает атмосферу небес, никогда не утратят чувства нетерпеливого ожидания пришествия. Когда вы приобщаетесь к Нему и вкушаете сил будущего века каждый день, ваше желание наслаждаться этим снова и снова будет только усиливаться независимо от того, сколько еще времени отделяет вас от Второго пришествия Христа. Но если вы ждете пришествия, привязанного к определенной дате, это ожидание длится ровно столько, сколько времени осталось до нее; как только назначенный день проходит, обычно улетучивается и ожидание. Новозаветное ожидание пришествия основывается не на вычислениях времени конца, но на убежденности, что достижение вечной жизни со Христом реально уже теперь посредством веры. Те, кто уже теперь вкушает радости небесной жизни со Христом, будут с нетерпением ожидать еще больших радостей при Его возвращении.

Мой друг Сэм Баккиокки любит сравнивать наше ожидание с ожиданием двух любящих друг друга людей. Когда двое действительно любят друг друга, но по каким-то причинам вынуждены жить врозь, время, оставшееся до долгожданной встречи, не ослабляет их страстного стремления друг к другу, но делает союз еще более желанным. (См. Samuelle Bacchiocchl, Advent Hope for Hopelessness [Berrien Springs, Mich.: Biblical Perspectives, 1986], pp. 105-107). Для того чтобы страстно желать возвращения Христа, надо полюбить Его. Те, кто уже теперь близко знает Христа, не станут довольствоваться только отношениями веры с Ним и ничего не смогут поделать со своим желанием встретить Его лицом к лицу. Или, говоря терминами Нового Завета, получив обетование наследия, вы не сможете прекратить ожидание того момента, когда получите его целиком! Оно несравненно лучше всего, чем вы обладали до этого момента.

«Краткость времени часто служит для нас стимулом к тому, чтобы искать праведности и отношений со Христом. Это неверный мотив, потому что он отдает эгоизмом. Разве необходимо, чтобы ужасы дня Господнего постоянно пребывали у нас перед глазами, дабы, пугая, побуждать нас к верным действиям? Так не должно быть. Иисус привлекателен» (Е. Уайт, Ревью энд Геральд, 2 августа, 1881).

Почему же люди устанавливают даты, теряют радость ожидания и играют в игры осуждения? Потому что они не обладают такими отношениями со Христом, которые предлагает нам Новый Завет. Если вы ощущаете постоянную нужду в дополнительных стимулах, таких, как установка дат и спекуляция на основе текущих событий, я хочу указать вам на Христа, Который может заполнить пустоту вашего сердца и без всех этих побочных эффектов. Если ваш взор постоянно устремлен на грехи и грязь, окружающие вас, я призываю вас поднять глаза от всего этого и посмотреть на Иисуса, Чья любовь достаточно привлекательна, чтобы навеки завоевать ваше внимание. Если вы настолько обременены заботами этой жизни, что потеряли стремление к встрече со Христом, я предлагаю вам обновить отношения с Ним. Если вы считаете, что все разговоры о конце мира — удел бездельников и шарлатанов, я предлагаю вам подумать еще раз, ведь практически четвертая часть новозаветных Писаний так или иначе касается темы конца света. Игнорировать это учение или жить так, словно конца мира вовсе не будет, значит проявлять неуважение к Библии. Не позвольте людям, устанавливающим даты и кидающим в вашу сторону обвинения, совратить вас с истинного пути.

5. Мы нуждаемся в здравом подходе к событиям этого мира. Когда происходит нечто по-настоящему заметное, как, например, землетрясение в Сан-Франциско в 1989 году, трудно не обращать внимание на тех, кто устанавливает даты и обвиняет всех и вся. Стихийные бедствия настолько впечатляющи, что люди практически инстинктивно приписывают им космическое значение. Как хотел Иисус, чтобы мы относились к таким впечатляющим событиям в конце земной истории?

Буквально через пару дней после землетрясения в Сан-Франциско мне позвонил один адвентистский пастор. Он сказал, что чувствует побуждение проповедовать об этом землетрясении и его значении в своей церкви, но хочет также остаться верным и библейскому тексту. Он хотел знать, что сказал бы я, если бы стал проповедовать о землетрясении в Сан-Франциско.

Я поделился с ним своими соображениями, изложенными в 7-й главе данной книги, сказав о том, что глады, моры, войны и землетрясения — это не признаки конца мира, согласно Мф. 24. Напротив, это признаки «этого века», события, которым и должно произойти в период между земным служением Иисуса и концом света. Иисус не хотел, чтобы те, кто явился свидетелями этих событий, использовали их для вычисления времени наступления конца света. Напротив, Он хотел, чтобы те, кто видит войны, землетрясения и глады, бодрствовали.

События, происходящие в мире, не должны стать поводом для спекуляций или обвинений, они призваны напомнить о словах Иисуса. Когда вновь происходит нечто, потрясающее Землю, мы снова и снова должны вспоминать слова Христа, записанные в Мф. 24 и 25. Войны, землетрясения и глады должны послужить нам напоминанием, помогающим обновить наши отношения со Христом, чтобы мы могли относиться к другим так, как Христос отнесся к нам. Сосредотачиваться на вычислении времени конца — значит попросту терять из виду самую цель библейских пророчеств.

С другой стороны, мы не хотим попасть в ловушку неверного раба, сказавшего: «Не скоро придет господин мой». Непрекращающаяся череда впечатляющих событий и неудачи ложных предсказаний могут рано или поздно привести кого угодно к вопросу: «А настанет ли конец мира вообще?» Существует опасность погрязнуть в мирских заботах настолько, что мы окончательно забудем о приготовлении к веку грядущему.

Позвольте мне напомнить вам замечательное взвешенное утверждение, которое мы уже приводили: «Вам не следует говорить, что Он придет через год, два или пять лет, равно как не следует «откладывать» Его пришествие, заявляя, что в течение ближайших десяти или двадцати лет его, наверное, не будет».

Мы определенно не имеем ни малейшего представления о том, когда придет Христос. Но мы не должны, исходя из этого, делать ошибку, утверждая, что конец мира еще очень-очень далеко. Когда я говорил, что польское движение «Солидарность» станет предтечей окончательного крушения коммунизма, я даже предположить не мог, что разрушение Берлинской стены произойдет еще в течение моей жизни, не говоря уже о том, что оно произошло еще при жизни моего отца. Коммунистический мир с его оголтелым атеизмом выглядел абсолютно нерушимым с человеческой точки зрения. Однако в течение шести месяцев эта политическая структура рухнула, и люди, некогда жившие под ее гнетом, проявили такой духовный голод, которого, пожалуй, не было в истории христианства.

Бог, живший в 1989 году, жив и сейчас. Секулярное и исламское мировоззрения могут оказаться такими же хрупкими, как и коммунистическая система. Определенно, движение «Новый век» и феноменальный рост некоторых евангелических церквей дают основание надеяться, что секулярные люди становятся все более и более открытыми к религиозному мышлению и восприятию. И когда наконец последний зверь сведет огонь с неба, какую бы форму ни приняло это обольщение, атеистов на земле останется совсем немного. Вопрос будет лишь в том, во что люди станут верить.

Тот же самый век информации, который в настоящее время служит скорее разделению, чем объединению людей, также предоставляет и средства для очень быстрого продвижения Благой вести, когда события не смогут не привлечь к ней внимание. Последние события в бывшем Советском Союзе показывают, что Бог способен вывести проповедь Евангелия на передний план через обстоятельства и события. Заключительные события истории, согласно Книге Откровение, сосредоточат внимание всего мира на остатке. Потом произойдет мощное излитие Духа (Откр. 18:1-4), и три ангела (14:6-12) быстро завершат дела на этой земле. Ни одна из преград, стоящих на пути исполнения пророчеств Книги Откровение, не продержится долго.

Здравый подход к текущим событиям истории постоянно будет помогать нам видеть их в свете пророчеств Библии.

Текущие события должны побуждать нас быть всегда наготове и ощущать ответственность перед Тем, Кто умер за нас.

6. Вы можете быть готовыми уже сейчас.

С этой мысли я начал первую главу своей книги, и поэтому остается добавить лишь немногое. Нет сомнения, что постоянная готовность и терпение — основные темы Нового Завета.

«Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи; и вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, пришед, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и подходя станет служить им. И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те. Вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой: будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» (Лк. 12:35-40).

Итак, когда же придет Сын Человеческий? В современных событиях нет ничего такого, что давало бы нам абсолютную уверенность в том, что конец мира прямо перед нами — или далеко в будущем. Наша задача — быть всегда готовыми через исследование Библии, молитву и необходимую долю недоверия к самим себе. Мы живем в волнующее время; и, памятуя о том, что Библия говорит о грядущем конце мира, мы поступим правильно, если будем бодрствовать и внимательно всматриваться в грядущие события.

«Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет» (Мф. 24:42).