Глава 15 Поздний дождь

Утром в понедельник, 19 августа 1991 года, на первой странице утренней газеты я увидел заголовок: «Горбачева сместили». В течение нескольких дней мир, затаив дыхание, ждал, что произойдет с Горбачевым и с набирающим силу демократическим движением в России. Три дня спустя телестанции и газеты по всему миру объявили: «Горбачев вернулся!»

На другой день я прочел в газете сообщение о том, почему путч, организованный коммунистами, сторонниками жесткой линии, провалился, а на следующей неделе уже все основные журналы в Соединенных Штатах напечатали всесторонние анализы этого фиаско. Как выяснилось, путчистам не удалось сразу же арестовать главу государства; им не удалось прервать связь с внешним миром; им не удалось рассеять толпы демонстрантов на улицах. По этим-то причинам путч и не удался.

Человек всегда готов найти разумное обоснование всему, что происходит на земле. Но христианин, сознающий роль Господа в истории и представляющий себе наше нынешнее положение на пророческой шкале времени, знает, что есть гораздо более глубокий ответ на вопрос, почему пал коммунизм в Восточной Европе и провалился путч в России. Бог управляет мировыми событиями. Он готовит мир, и особенно Свой народ, к последнему кризису.

В Ветхом Завете есть история о том, как слуга пророка Елисея проснулся поутру, вышел на кровлю дома и бросился назад к своему господину с новостью об увиденном: ночью их город окружила сирийская армия. Елисей вывел напуганного слугу обратно на кровлю и попросил Господа открыть ему глаза. Слуга тут же увидел, что горы вокруг города наполнены небесными огненными колесницами (см. 4Цар. 6:8—17).

Мы с вами их не видим, но Библия говорит нам, что именно сейчас те же самые ангелы сдерживают ветры раздоров, чтобы они не дули на нашу землю (см. Откр. 7:1— 4). Они воздействуют на умы и сердца таких людей, как Михаил Горбачев и Борис Ельцин, и на умы и сердца русского народа. Бог воспрепятствовал консерваторам в попытке остановить русских на пути к свободе, потому что Он хочет, чтобы Его дело совершилось и в этой стране.

И Его дело действительно совершается в Советском Союзе. С крахом коммунизма этот огромный народ ощутил острый духовный голод, что привело к бурному росту Церкви.

За две недели до провалившегося путча в России я слушал доклад о евангелизации в России, который сделал пастор Ричард Уилкокс, специальный советник Генеральной Конференции по вопросам развития в Советском Союзе. Пастор Уилкокс сообщил, что в течение июля 1991 года в одной лишь Москве в адвентистской Церкви приняла крещение 1 тысяча человек, а по всему Советскому Союзу в тот же месяц были крещены почти 3 тысячи человек. Ко времени написания моей книги число адвентистов в этой стране выросло до 41 тысячи. По словам бывшего президента Генеральной Конференции Нила Си. Уилсона, ныне являющегося специальным советником по административным делам адвентистской Церкви в Советском Союзе, ее руководители полагают, что, при сохранении нынешних тенденций, к открытию сессии Генеральной Конференции 1995 года членство в этом дивизионе достигнет полумиллионной отметки!

Сатана не желает, чтобы дело Божье совершалось в России, и в августе 1991 года он подтолкнул сторонников жесткой линии к попытке повернуть все вспять. Но Бог вмешался и сказал «нет».

В свете других знамений конца, уже рассмотренных нами в этой книге, крах коммунизма в Восточной Европе и России, бурный рост Церкви, который мы наблюдаем в этой части света, и драматический провал попытки путча, как мне кажется, являются явными знамениями близости конца. Они свидетельствуют об излитии позднего дождя.

Возможно, вам никогда не приходило в голову, что политические события, вроде падения коммунизма, свидетельствуют о позднем дожде. Хотя в строгом смысле этого сказать нельзя, в широком смысле, я полагаю, это так, и через мгновение вы поймете, что я имею в виду. Начну свое пояснение с того, что, по моему мнению, является библейским пророчеством о позднем дожде:

И видел я другого Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга, и лице его как солнце, и ноги его как столпы огненные; в руке у него была книжка раскрытая. И поставил он правую ногу свою на море, а левую на землю, и воскликнул громким голосом, как рыкает лев (Откр. 10:1—3).

Возможно, вам никогда не приходило в голову, что это пророчество о позднем дожде, поэтому я хотел бы разъяснить, почему придерживаюсь такого мнения. Елена Уайт сказала:

Сильный ангел, наставлявший Иоанна, был не кто иной, как Иисус Христос. Его правая нога на море, а левая на земле — тем самым показана роль, которую Он играет в заключительных сценах великой борьбы с сатаной. Это положение означает Его силу и верховную власть над всей землей (Комментарии Е. Уайт. Библейский Комментарий АСД, т. 7, с. 971).

Суть 10-й главы Книги Откровение заключается в том, что в самом конце времен Иисус Христос будет лично возглавлять Свое дело во всем мире. Конечно, оставив эту землю, Иисус всегда действовал через Святого Духа (см. Ин. 16:5—7). Следовательно, Иоанново видение о том, как Иисус берет на Себя руководство Своим делом в самом конце времени, — это также и видение о работе в конце времени Святого Духа, побуждающего народ Божий провозглашать последнее предостережение миру

В центре внимания в 10-й главе Книги Откровение находится проповедь Евангелия в конце времени. Для этого, а также для того, чтобы Божье дело совершалось по всему миру, страны, ныне недоступные для евангельской проповеди, должны открыться. Таким образом, роль Христа в мировых событиях в наше время .заключается еще и в том, чтобы направлять действия народов, дабы дело Его повсюду развивалось беспрепятственно.

Я убежден, что Михаил Горбачев не случайно освободил Восточную Европу и Россию от коммунистического господства. Я убежден, что Господь воздвиг его именно для этой цели. Бог нередко использует правителей, противящихся Ему, для осуществления Своих целей в мире. Я убежден, что Святой Дух воздействовал на разум и сердце Горбачева и что Горбачев был по-своему послушен водительству Духа. Таким образом, совершенно определенно можно сказать, что события в России и Восточной Европе, начиная с 1989 года, стали результатом воздействия Святого Духа в силе позднего дождя.

Видение 10-й главы Книги Откровение начало осуществляться еще в 1844 году, когда Бог воздвиг последний Остаток для завершения Своего дела на земле. Чем ближе мы к концу времени, тем понятнее становится это видение. Наиболее серьезное личное вмешательство Христа в Его работу на земле, осуществляемую Святым Духом, произойдет во время последнего кризиса, когда нужда в таком вмешательстве будет острее всего.

Мы с вами не будем оставлены наедине с силами зла во время кризиса последнего времени.

Что такое ранний дождь и поздний дождь?

Если кто-то незнаком с выражением «поздний дождь», давайте вкратце рассмотрим, что оно означает.

В Библии используется целый ряд символов для обозначения воздействия Святого Духа, включая ветер, масло, огонь и воду (см. Ин. 3:8; Мф. 25:1—13;Деян. 2:1—4; Ин. 7:38, 39). Поскольку дождь — это вода, он часто служит в Библии символом Святого Духа. Вода льется, а дождь идет, поэтому вполне естественно звучат слова о том, что Святой Дух «изливается» и «нисходит» на Божий народ.

В адвентистской Церкви выражение «поздний дождь» относится к особому излитию Святого Духа в самом конце времени. Это представление уходит корнями в Ветхий Завет. В Израиле дождь шел в течение двух сезонов — во время сева и незадолго до сбора урожая. Ветхозаветные пророки говорили:

Просите у Господа дождя во время благопотребное (Зах. 10:1).

Он [Бог] придет к нам как дождь, как поздний дождь оросит землю (Ос. 6:3).

В Палестине в библейские времена выражение «ранний дождь» относилось к осенним ливням, которые позволяли семенам, посеянным земледельцами на своих полях, пробудиться и начать расти. Поздний дождь, дождь весенний, завершал процесс роста, и благодаря ему зерно созревало к сбору урожая. И Библия, и Елена Уайт используют выражения «ранний дождь» и «поздний дождь» как символы духовного роста.

Поздний дождь в жизни христианина. Ранний дождь символизирует силу Святого Духа в начале христианского опыта каждого отдельного человека, особенно во время обращения и первых шагов на пути преобразования характера. Поздний дождь символизирует силу Святого Духа в жизни зрелого христианина, ведущую его к совершенству.

Подобно тому как роса и дождь даются сначала для того, чтобы семя проросло, а затем для вызревания урожая, так и Святой Дух дается для продвижения вперед, постепенного процесса духовного роста (Свидетельства для проповедников, с. 506).

Христианская жизнь требует постоянного, неизменного присутствия Святого Духа. Ранний дождь символизирует присутствие Святого Духа, которое берет начало в момент нового рождения и продолжается в течение всей христианской жизни. Елена Уайт сказала:

Ни минуты в нашей жизни мы не можем обойтись без той помощи, которая дала нам возможность начать все сначала. Благословения, полученные нами под ранним дождем, необходимы нам до конца жизни (там же, с.507).

Поздний дождь в жизни Церкви. Кроме того, Елена Уайт использовала понятия раннего и позднего дождя, чтобы символично представить работу Божью в отношении всей Церкви. Она уподобила ранний дождь излитию Святого Духа в Пятидесятницу, а поздний дождь — подобному же проявлению духовной силы незадолго до Второго пришествия Христа.

Излитие Духа в дни апостолов было началом раннего, или первого дождя, и плоды этого излития оказались славными (Деяния апостолов, с. 54, 55).

Со временем, когда дело Божье на земле будет завершаться, ревностные усилия и труды посвященных верующих под водительством Святого Духа должны будут сопровождаться особыми знамениями Божественного благоволения (там же, с. 54).

Ранний дождь чрезвычайно важен и в жизни отдельного человека, и в жизни Церкви. Однако далее я ограничусь темой позднего дождя, поскольку именно ей посвящена эта глава. Кроме того, постоянное сравнение воздействия позднего дождя на жизнь отдельного человека и его воздействия на Церковь излишне усложнило бы мое объяснение, поэтому по большей части я буду рассматривать их вместе, не разделяя.

Теперь давайте обратим наше внимание на причины, по которым Бог изольет Святой Дух на Свой народ в последние дни.

Назначение позднего дождя

У позднего дождя две цели. Одна из них — наделить отдельных членов и Церковь как единое целое силой для свидетельства. Елена Уайт сказала:

Ученики просили благословения не для себя… Благую весть нужно было донести до края земли, и они просили даровать им ту силу, которую обещал Христос. И вот, Святой Дух был излит на них, и тысячи людей были обращены в один день (Свидетельства для Церкви, т.8,с.21).

То, что Господь делает для Своей Церкви сейчас, не менее важно, а может быть, и более важно, чем то, что Он совершил для Своего народа во времена апостолов. Все, что делали апостолы, должен делать каждый член Церкви. И мы должны трудиться с еще большим рвением, дабы Святой Дух еще больше воодушевлял нас, поскольку умножающееся нечестие требует более решительного призыва к покаянию (там же, т. 7, с. 33).

Другая цель позднего дождя ~ помочь христианам в совершенствовании характера. Одна из причин, по которой нам не нужно беспокоиться о том, окажемся ли мы «достаточно хорошими», чтобы пережить время скорби без Ходатая, заключается в том, что Святой Дух исполнит нас особой силы во время позднего дождя, и какими бы ни были последние шаги на пути к совершенству, необходимые для нашего приготовления к окончанию времени благодати, в то время мы уже будем способны их совершить.

Поздний дождь и последний кризис

Одно из самых утешительных обетовании во всей Библии находится в Первом послании к Коринфянам 10:13:

Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести.

Бог обещал помочь нам во время величайшего искушения. В Книге Откровение говорится о «године искушения, которая придет на всю вселенную» (Откр. 3:10). Нам понадобится помощь, чтобы выдержать гонения, которые обрушатся на нас в то время, и чтобы ответить на вопросы, которыми нас забросают. Вот почему Бог обещал послать поздний дождь во время последнего кризиса.

Кроме того, нам понадобится особая помощь для укрепления наших духовных сил, дабы нам устоять без Ходатая после закрытия двери благодати. В одной из предыдущих глав я указывал, что после разочарования 1844 года Божий народ был еще не готов к Его Второму пришествию, но, когда они очистятся в огне Божьем от своих грехов, они будут готовы к предстоящей им године испытаний (см. Великая борьба, с. 424, 425). Святой Дух, излитый в позднем дожде, внесет последние штрихи, совершенствуя нас во время заключительного кризиса.

Когда же пройдет поздний дождь?

Исходя из того, что уже было сказано о позднем дожде до сих пор, он должен излиться на народ Божий непосредственно перед окончанием времени благодати. Но когда именно это произойдет? Давайте еще немного порассуждаем. Если печатью Божьей должны быть отмечены только те люди, кто победил грех, и если заключительные этапы этого духовного роста будут проходить под контролем Святого Духа во время позднего дождя, то можно с уверенностью сказать, что поздний дождь должен излиться до того, как Божий народ будет запечатлен. Елена Уайт сказала:

Прежде чем работа завершится и произойдет запечатление Божьего народа, на нас будет излит Дух Божий (Избранные вести, т. 1, с. 111).

Более того, если 144 тысячи будут запечатлены до наступления времени бедствий, как я предположил в одной из предыдущих глав, то поздний дождь должен начать изливаться на них до запечатления. Я считаю, что поздний дождь будет изливаться на разных людей в разное время, в зависимости от нужды в нем. Он изольется на 144 тысячи раньше, чем на остальных, потому что им он и понадобится раньше.

Однако я полагаю, что мы можем говорить о времени, когда поздний дождь пройдет в первый раз, и рассчитывать на то, что он будет идти вплоть до самого закрытия двери благодати и даже до Второго пришествия Христа. Мы можем представить это в виде следующей схемы:

Если бурный рост Церкви в Восточной Европе и России свидетельствует об излитии позднего дождя в этой части света и если о том же позднем дожде говорит не менее бурный церковный рост, наблюдающийся в последние годы в Африке, Латинской Америке и некоторых районах Азии, то нам, как мне кажется, необходимо задать себе два вопроса.

Во-первых, если это действительно начало излитая позднего дождя — насколько близок в таком случае заключительный кризис? Вся моя книга построена на предпосылке о том, что этот кризис вот-вот наступит.

Во-вторых, если поздний дождь проливается в других частях света, когда же мы будем наблюдать аналогичное явление — резкий церковный рост — в Северной Америке, Западной Европе и Австралии? Ответ очень прост: когда мы попросим о нем. Иисус сказал, что Бог даст Святого Духа всякому просящему (см. Лк. 11:13). Как написано в Книге Иеремии: «И взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим» (Иер. 29:13). Вестница нашего, последнего времени Елена Уайт сказала нам: «Мы должны ревностно молиться о ниспослании Святого Духа, подобно тому как апостолы молились в день Пятидесятницы» (Ревью энд Герольд, 25 авг. 1896 г.).

Утром, вечером и в течение дня нам нужно молиться Богу, чтобы Он излил Святой Дух на наши сердца и на нашу Церковь в целом. Я думаю, пора народу Божьему опуститься на колени со словами: «Отче, наступило время последнего кризиса. Наступило время, когда Ты положишь конец истории греха и возьмешь нас домой. Пожалуйста, пошли нам поздний дождь».

Как вы полагаете, что произойдет, если Божий народ по всей Северной Америке и во всем мире будет повторять эту молитву изо дня в день в течение месяца, шести месяцев, года?

Я не думаю, что Бог будет вечно откладывать возвращение Христа, ожидая, когда же наконец люди будут искать Его Духа и отвечать на Его призыв к служению. Если откажемся мы, Бог исполнит Своим Духом другие жаждущие сердца и поручит им нашу работу

Не сомневаюсь, что в недалеком будущем мы станем свидетелями поразительных событий в нашей части света. Вопрос в том, будем ли мы участвовать в них.