Глава 19 Время скорби

Глава 17 Книги Откровение начинается с описания страшного зверя, на котором восседает блудница:

И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле. И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее; и на челе ее написано имя:

Тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным.

Я видел, что жена упоена была кровию святых и кровию свидетелей Иисусовых (Откр. 17:1—6).

Давайте проанализируем этот отрывок. Во-первых, обратите внимание: тот, кто показал Иоанну эту женщину, был одним из ангелов, имевших семь чаш (или язв). Это говорит о том, что видение 17-й главы либо совпадает, либо следует по времени за семью последними язвами. Поскольку семь последних язв завершаются Вторым пришествием Христа, видение 17-й главы должно совпадать с этими язвами как дополнительное описание событий того времени. Таким образом, в вышеприведенном отрывке описывается последний кризис после закрытия двери благодати.

Зверь, увиденный Иоанном, подобен первому зверю из 13-й главы Книги Откровение, которого адвентисты всегда отождествляли с Римско-католической церковью. Лично я более склонен воспринимать первого зверя из 13-й главы как символ коалиции мировых религий (семь голов) под руководством католицизма (раненая голова). В 13-й главе Книги Откровение явно описывается последний кризис до закрытия двери благодати, когда люди будут делать выбор между начертанием зверя и печатью Божьей. Я считаю, что зверь из 17-й главы соответствует зверю из 13-й главы Книги Откровение, но символизирует более позднюю стадию его деяний. Таким образом, в 17-й главе Книги Откровение описывается пик мирового религиозного отступничества.

Адвентисты всегда считали, что женщина в библейской пророческой символике обозначает Церковь. Чистая женщина символизирует истинную Церковь Божью, а нечистая — Церковь отступническую. Мы пришли к выводу, что блудница из 17-й главы Книги Откровение представляет собой расцвет христианского отступничества в конце времени. Обратите внимание, что эта женщина — эта Церковь — блудодействовала с царями земными (стих 2). Здесь имеется в виду недопустимый союз Церкви и государства. Кроме того, эта женщина «упоена была кровию святых» (стих 6). Другими словами, вступив в недопустимый союз с государством, она получит возможность преследовать Божий народ.

Именно так адвентисты седьмого дня всегда описывали мировые события после закрытия двери благодати — от себя я добавил лишь следующее положение: под совместным руководством правительства Соединенных Штатов и Римско-католической церкви мир вынесет смертный приговор тем, кто откажется подчиниться закону о всеобщем воскресном дне.

В предыдущих главах я указывал, что эта всеобщая коалиция религии и политической власти будет реакцией мира на суды Божьи в малое бедственное время. Политические лидеры мира в отчаянном поиске решения объединятся с лидерами религиозными.

Перед закрытием двери благодати мир обвинит в этих бедствиях Божий народ и окажет на нас сильнейшее давление, чтобы заставить отказаться от нашей особенной веры и искать Бога так, как ищет Его большинство. Сотрудничество будет казаться верхом благоразумия. Тех, кто откажется от него, назовут фанатиками и предателями, и во многих странах мира им будет угрожать смерть. Многие станут мучениками до окончания времени благодати (см. Избранные вести, т. 3, с. 397).

Суды после окончания времени благодати

Однако суды Божьи до истечения времени благодати — это только начало. Посланные из милости, чтобы предупредить мир о закрытии двери благодати и пришествии Иисуса, эти суды в некоторой степени избирательны. Но когда время благодати закончится, милующая Божья рука уже не оградит людей. Мир испытает праведный гнев Бога, не смешанный с милостью (см. Откр. 14:9—11), и Его последние суды, названные семью язвами (см. Откр. 16), обрушатся на землю. Елена Уайт писала:

Когда Христос оставит святилище, земля погрузится во мрак. Ничто не будет сдерживать нечестивых, и сатана получит неограниченную власть над нераскаявшимися. Долготерпению Божьему пришел конец. Мир отверг Его благодать, презрел Его любовь и попрал Его Закон. Время благодати для нечестивых закончилось. Дух Божий, Которому они упорно сопротивлялись, наконец оставил их. Лишенные покрова Божественной милости, они оказались во власти злого врага. Сатана тогда ввергнет жителей земли в последнюю великую скорбь. Как только ангелы Божьи перестанут удерживать свирепые ветры человеческих страстей, разыграются все враждебные стихии. Весь мир постигнет губительная кара, более ужасная, чем та, что в древности обрушилась на Иерусалим (Великая борьба, с. 614).

И обратите внимание, на кого посыплются обвинения:

Чтущих Закон Божий уже обвиняли в том, что они навели суды Божьи на мир [суды Божьи до закрытия двери благодати], и теперь на них будут смотреть как на виновников ужасных стихийных бедствий, вражды, кровопролития, которые наполнят всю землю страданием. Сила, сопровождающая последнее предостережение, приведет безбожников в ярость, и их гнев разгорится против всех, принявших эту весть, а сатана будет еще больше раздувать дух ненависти и преследования (там же, с. 614, 615).

В этот момент, пытаясь облегчить семь последних язв, нечестивые во всем мире вынесут Божьему народу смертный приговор. Еще до закрытия двери благодати в некоторых странах могут быть приняты законы, обрекающие Божий народ на смерть, но после закрытия двери благодати смертный приговор станет повсеместным явлением. Исходя из нашего понимания современных мировых событий, мы можем сказать то, что не могла сказать Елена Уайт, — этот смертный приговор будет вынесен самой Организацией Объединенных Наций.

Кроме того, могу сказать вам с определенной долей уверенности: такой всемирный смертный приговор будет вынесен до третьей язвы, которая обратит запасы пресной воды в кровь. Поясняя суть третьей язвы, Елена Уайт сказала, что, «осуждая народ Божий на смерть, они стали виновниками пролития его крови, как если бы это было совершено их руками» (там же, с. 628). Таким образом, я делаю вывод: смертный приговор будет вынесен не позднее, чем закончится вторая язва. Это станет последней отчаянной попыткой мира умилостивить разгневанного Бога и остановить Его суды.

Спиритизм и время бедствий

В последние дни земной истории основной стратегией сатаны станет обман, а одним из его самых успешных способов обмана людей — спиритизм. В Библии совершенно четко определена роль сатаны в событиях последних дней. Павел сказал:

Того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения (2 Фее. 2:9, 10).

И видел я выходящих из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам: это — бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя (Откр. 16:13,14).

В книге Елены Уайт «Великая борьба», в главе «Время скорби», есть несколько соображений относительно роли спиритизма в этот период. Сатана может явиться как Христос до окончания времени благодати; несомненно, что он будет являться и после.

Заключительным актом великой драмы обольщения станет попытка сатаны выдать себя за Христа… В различных частях мира сатана будет появляться среди людей в виде величественного существа, окруженного ослепительным блеском, напоминая собой Сына Божьего, описанного Иоанном в Откровении (Великая борьба, с. 624).

Еще два высказывания в главе «Время скорби» требуют к себе внимания.

Вскоре мы увидим на небе ужасные сверхъестественные явления — знак власти демонов, творящих чудеса (там же). Для всех придет время испытания. Искушения выявят истинных христиан. Утвержден ли теперь народ Божий так твердо в Его Слове, чтобы не поддаться этому соблазну? (Там же, с. 625).

Елена Уайт не конкретизирует ни одно из этих утверждений. Какие ужасные, сверхъестественные знамения появятся на небе как «знак власти демонов, творящих чудеса»? Она не сообщает нам подробности. Будут ли это свидетельства, которые так сильно подействуют на наш рассудок, что нам придется отвергнуть очевидное, дабы удержаться в вере в Слово Божье? Нет, она ничего не говорит об этом.

Однако я считаю, что сегодня мы вправе высказать несколько соответствующим образом подкрепленных предположений о том, что Елена Уайт имела в виду. Создано очень много литературных произведений и художественных фильмов, рассказывающих о космических путешествиях и войнах между фантастическими существами. В одной из предыдущих глав я отмечал, что ученые ежегодно тратят миллионы долларов на то, чтобы выяснить, есть ли разумные существа во внешнем космосе. В скором будущем эти усилия будут вознаграждены, вот только существа, которые предстанут перед человечеством, окажутся не пришельцами с других планет. Они окажутся бесами. И эти бесы вполне могут произвести какие-нибудь весьма впечатляющие знамения на небе, чтобы доказать, что они «настоящие».

Конечно, наука требует именно наглядных доказательств. И сатана даст ученым то, что им нужно, чтобы уверовать в него. В Книге Откровение говорится, что он будет даже огонь низводить с неба пред людьми (см. Откр. 13:13). Он будет творить в присутствии земных ученых такие дела, которые те просто не смогут не признать. Библия называет их «чудесами» (см. 2 Фес. 2:9; Откр. 13:13; 16:14).

Именно эти самые наглядные доказательства и предстоит отвергнуть Божьему народу. Нам придется пойти наперекор всему тому, что отстаивает наша рациональная, научно ориентированная культура, дабы не поддаться на уловки спиритизма. Неудивительно, что Елена Уайт говорила: «Его [антихриста] фальшивка окажется настолько похожа на правду, что только с помощью Священного Писания можно будет отличить истину от подделки» (Великая борьба, с. 593).

Бегство в уединенные места

В это время Божий народ будет лишен возможности вести нормальную жизнь в человеческом обществе. Многие из нас укроются в уединенных уголках земли.

Когда утвержденный различными христианскими правителями указ против соблюдающих заповеди Божьи лишит их защиты со стороны государственной власти и отдаст в руки тех, кто желает их гибели, дети Божьи побегут из городов и селений, находя приют в самых уединенных и пустынных местах (там же, с. 626).

Те же из нас, кто не найдет убежища в этих уединенных местах, будут брошены в темницы. Елена Уайт сказала:

Но многие из всех народов и сословий, знатные и простолюдины, богатые и бедные, черные и белые будут обращены в самое жестокое и несправедливое рабство. Возлюбленные Божьи будут переживать тяжелые дни, закованные в цепи, томящиеся в тюремных застенках, приговоренные к смерти. Некоторые будут обречены на голодную смерть в отвратительных подземельях (там же, с. 626).

Трудно представить, каково нам будет оставлять свои дома и бежать в уединенные места. Однако с полной уверенностью можно сказать, что наступит день, когда каждый из нас будет вынужден выйти из дома, запереть дверь и уйти, чтобы больше не возвращаться. Сможете ли вы уйти, оставив все, что накоплено за долгие годы, уйти, не оглядываясь? Однажды нам придется это сделать, если то, во что мы верим, соответствует истине. Не знаю, как вы, а я вдруг начинаю от всей души сочувствовать Лотовой жене (см. Быт. 19:26).

На самом же деле, если видение, которое было дано

Елене Уайт в 1868 году, имеет хоть какое-то отношение ко времени бедствий, нам не придется отказаться сразу от всего. В видении ей было показано, как Божий народ покидает насиженные места и отправляется в путь. По мере того как дорога сужалась, им приходилось отказываться сначала от одного, потом от другого, до тех пор пока люди не оказались босиком на узком выступе скалы — они цеплялись за веревки, чтобы не упасть (см. Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 594—597). Судя по всему, нам предстоит избавляться от своего земного имущества постепенно. Мы все больше и больше будем полагаться на Господа и все меньше — на безопасность, предлагаемую миром, пока наконец целиком не доверимся Богу.

Божьи дети увидят, что «они лишены всякой человеческой поддержки» (Желание веков, с. 121). Мы не сможем потратить ни гроша даже на самое необходимое — на пищу, одежду и крышу над головой. Из-за указа, запрещающего покупать и продавать (см. Откр. 13:17), наши деньги окажутся бесполезными. Наши права не защитит никакой закон. В наших общинах больше нельзя будет оставаться, не рискуя жизнью. Миру наше положение покажется безнадежным. И с человеческой точки зрения так и будет. Я думаю, в Дан. 12:7 достаточно хорошо описаны обстоятельства, в которых окажется народ Божий в тот критический момент: «По совершенном низложении силы народа святого все это совершится».

Однако Бог не оставит нас в одиночестве.

Тот, Кому известна каждая их слабость, Кто знаком с каждым испытанием, выше всех земных властей; ангелы посетят их в неприступных темницах и принесут им с собой небесный свет и мир. И темница превратится во дворец, ибо там пребывают богатые верою, и мрачные своды озарит небесный свет, как в то далекое время, когда Павел с Силой, оказавшись в заточении в городе Филиппы, молились и пели в полночь (Великая борьба, с. 627).

Бог, Который позаботился об Илии, не пройдет мимо ни одного Своего чада, которое жертвует собой. Тот, Кто сосчитал волосы на их голове, позаботится о них, и во время голода они будут насыщены. В то время как нечестивых ждет смерть от голода и язв, ангелы будут охранять праведников и заботиться о их нуждах (там же, с.629).

Как мы устоим?

Я думаю, что давление со стороны родственников, друзей, соседей, коллег будет для нас самым большим искушением в тот день, когда мир подвергнет нас осмеянию, угрожая смертью. Когда весь мир станет глумиться над этой маленькой группкой людей, убежденных в своей правоте, убежденных, что им одним благоволит Бог, тогда будет чрезвычайно легко поверить, что правда на стороне большинства и что мы поступаем довольно неразумно, отстаивая столь крайнюю, независимую точку зрения.

Как же мы выстоим при таких обстоятельствах? Так же, как выстоял Иисус.

Несколько лет назад я почти полгода изучал последние часы жизни Христа на этой земле, начиная с Его ареста в Гефсимании. День за днем я все больше поражался тому, что Иисус совершенно иначе понимал происходящее, чем любой человек из Его окружения. Я хотел бы вкратце рассмотреть вместе с вами два взгляда на «реальность» происходившего в судилищах Каиафы и Пилата и у креста.

Взгляд большинства. Начальники иудейские уже в течение нескольких месяцев пытались подчинить Иисуса своему влиянию, и вот теперь Он оказался в их руках. Они одержали верх и были полны решимости довести дело до конца.

И римские чиновники, и воины смотрели на Иисуса как на жалкого человека, которому сильно не повезло. Было заведомо ясно, кто победит в этой борьбе за власть, — и кто проиграет. Начальники иудейские не задумываясь жертвовали Христом ради сохранения собственной власти.

Мир взирал на Иисуса как на глупца. Иисус совершил ошибку, ошибку буквально смертельную. Они победили — Он проиграл. Такова была реальность с человеческой точки зрения.

Взгляд Христа. Но у Иисуса была Своя, отличная от человеческой, точка зрения на происходившие события. Иисус видел результаты этих событий, скрытые от человеческих глаз. Он понимал, что идет битва более великая, недоступная для зрения и слуха. Он знал, что есть огромная Вселенная, о которой люди не имеют никакого понятия. И для Него эта вселенская перспектива была гораздо более важна, чем конкретный конфликт, происходивший вокруг Него в Иерусалиме.

Еще более важной в понимании Иисуса была Его роль в этом вселенском конфликте. Он знал, Кто Он есть, — Спаситель мира. Тот, Кто защитит Бога от обвинений сатаны, Тот, Кто установит вселенское правление Божье в вечности.

Несколько раз в течение этих мрачных часов Иисус произносил слова, которые дают нам некоторое представление о Его понимании происходившего. Когда к Нему приблизилась толпа, чтобы взять Его, один из учеников выхватил меч. Но Иисус сказал: «Возврати меч твой в его место… или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? Как же сбудутся Писания, что так должно быть?» (Мф. 26:52—54).

Когда первосвященник настоятельно потребовал от Иисуса ответа, действительно ли Он является Сыном Божьим, Иисус ответил: «Ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» (Мф. 26:64).

Дважды Иисус раскрывал Пилату Свое понимание вселенской природы конфликта, в который оба они оказались вовлечены. Так, Пилат спросил Его: «Ты Царь Иудейский?»

Иисус ответил: «Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда» (Ин. 18:33, 36).

Позднее, когда Иисус отказался отвечать, Пилат заявил:

«Не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?»

Пилат говорил со своей, человеческой, точки зрения, которая заключалась в следующем: я здесь главный. Этот Человек в моей власти. Он в одиночку противостоит толпе, и толпа победит (см. Ин. 19:10). Но Иисус открыл римскому правителю проблему в более широком аспекте: «Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше» (ст. 11).

Время скорби станет для нас с вами тем же самым, чем было судилище синедриона и Пилата для Христа. Это будет время, когда мы окажемся вовлечены во вселенский конфликт, простирающийся далеко за пределы конфликта здесь, на земле, который мы можем наблюдать, слышать и ощущать. И сумеем победить так же, как победил Иисус, — испытывая абсолютную уверенность в том, что участвуем в событии, неизмеримо более значительном, чем можно себе вообразить.

У Иисуса не было и тени сомнения в том, что Он Сын Божий, Спаситель мира и Тот, Кому Бог поручил установить небесное правление во всей Вселенной на всю вечность. Он поведал крупицу этих знаний первосвященнику, но иудейский начальник наотрез отказался принять Христово понимание того, Кто Он есть и что происходит. Он разорвал свои одежды, высмеял слова Иисуса и объявил Его богохульником.

По человеческому разумению первосвященник был прав, а Иисус — нет. У Иисуса была только вера — вера в то, что сообщил Ему Бог о Его сущности и о Его миссии.

Во время скорби в последней земной битве против вселенского зла мы окажемся на Божьей стороне. Но это нельзя будет ни увидеть, ни услышать, ни почувствовать. Мир скажет: «Здесь наша власть. Эти люди у нас в руках, и мы не собираемся отпускать их».

Для нас главный вопрос в то время будет заключаться в том, чему же нам верить: собственным глазам или тому, что открыл нам Бог.

И рассвирепел дракон на жену и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божий и имеющими свидетельство Иисуса Христа (Откр. 12:17).

Когда весь видимый мир обрушится на нас, насмехаясь и называя недалекими религиозными фанатиками, — сохраним ли мы веру в то, что мы — Остаток Божий? Несмотря на происходящие на наших глазах события, останемся ли мы при своем убеждении, что прежде всего идет великая борьба между Христом и сатаной, между последователями Христа и последователями сатаны и что Христос призвал нас оставаться на Его стороне, даже если в какой-то миг мы покажемся себе пешками в руках Его врагов?

Несомненно, безжалостный мир будет издевательски упрекать нас «великим разочарованием» 1844 года — точно так же, как безжалостная толпа издевательски упрекала Христа рождением от девы. И вопрос будет стоять так: либо мы верим миру, либо мы верим Богу, назвавшему нас в Писании и устами Своего современного пророка небесным народом последнего времени, выполняющим миссию последнего времени, сходную с миссиями Илии и Иоанна Крестителя.

Я хотел бы напомнить слова, которые написала Елена Уайт еще в начале своего служения.

Когда я молилась у семейного алтаря, Дух Святой сошел на меня, и мне показалось, что я поднимаюсь все выше и выше — намного выше этого мрачного мира. Я обернулась, пытаясь взглядом отыскать на земле адвентистский народ, но не могла никого найти. Тогда голос сказал мне: «Взгляни снова, но немного выше». Я подняла глаза и увидела прямой узкий путь, вознесенный над землей. По этому пути по направлению к городу, находившемуся на дальнем конце пути, шел адвентистский народ. Позади него в начале пути горел яркий свет, который, по словам ангела, был «полночным криком». Сияние света освещало всю дорогу, чтобы люди не спотыкались. Пока их взоры были сосредоточены на Иисусе, Который находился прямо перед ними и вел их в город, они были в безопасности. Но вскоре некоторые утомились и стали говорить, что город слишком далеко, а они рассчитывали войти в него раньше. Тогда Иисус ободрил их, подняв Свою славную десницу; от Его руки исшел свет, осветивший группу адвентистов, и они воскликнули: «Аллилуйя!» Другие же поспешили отвергнуть свет, горевший позади них, говоря, что не Бог вел их до сего времени. Тогда свет для них погас, и ноги разуверившихся оказались в кромешной тьме. Они начали спотыкаться, потеряли из виду и путеводные знаки, и Иисуса, сбились с пути и упали вниз, во тьму — в нечестивый мир (Ранние произведения, с. 14, 15).

Люди, идущие по пути к городу, символизируют последнее Божье движение на земле, а свет, освещающий им дорогу, — полночный крик, то есть то движение, которое привело к «разочарованию» 1844 года. Во времена Елены Уайт люди стояли перед вопросом, верить ли в то, что движение, которое завершилось таким фиаско 22 октября 1844 года, возглавлял Иисус? Если бы они не сводили глаз с Иисуса как Главы этого движения, то свет озарил бы им путь до самого города — Второго пришествия Христа. Но поскольку они отвели глаза от Иисуса, поскольку их призвание и миссия, с которыми они шли в мир, потеряли для них смысл, то свет, озарявший им путь, погас, и они упали с тропы вниз, во тьму греховного мира.

В самый мрачный час земной истории перед нами будет стоять тот же самый вопрос. Сумеем ли мы идти, не сводя глаз с Иисуса? Сумеем ли верить, что мы действительно Его народ последнего времени? Сможем ли мы постичь всю глобальность происходящего конфликта?

Сохранить взаимоотношения с Иисусом в самый мрачный час земной истории — значит неизменно смотреть на происходящее со вселенской точки зрения, как это делал Иисус в Свой самый мрачный час. Подобная уверенность не появится у нас сразу, как только в ней возникнет нужда. Мы должны развивать ее, взращивать ее и учиться ей уже сейчас. Тогда мы будем обладать ею в самый мрачный час земной истории, и она даст нам обещанную Богом победу над зверем и его образом, над теми, кто поклоняется зверю, получает начертание его и принимает имя его (см. Откр. 15:2).