Глава 22 Второе пришествие Христа

Я рад, что не очутился на месте какого-нибудь иракского солдата в Кувейте во время операции «Буря в пустыне». Американская огневая мощь была чудовищна. Воевать — значит обрушивать друг на друга все, что есть в наличии, а технология за последние 50 лет шагнула так далеко, что имеющиеся у воюющих сторон средства стали просто ужасающими.

Американские бомбардировки не просто подавляли противника — казалось, что им не будет конца. Более двух недель коалиционные силы наносили мощные удары по наземным войскам иракцев каждые два часа. Оставшиеся в живых жалели, что не погибли. Иракцы с чрезвычайными трудностями доставляли своим войскам продовольствие и воду, а об отдыхе нельзя было и мечтать. Когда бы солдаты ни ложились спать, не менее чем через два часа их будила очередная бомбардировка.

Еще одним стратегическим приемом был обман. Прежде чем ударить со стороны суши, коалиция организовала ложное вторжение с моря, которое отвлекло на себя значительные силы иракских войск. Затем коалиционные силы под покровом темноты пересекли сухопутную границу Ирака к западу от Кувейта.

Эти приемы сработали. Беспрерывный огонь измотал противника, а ложная атака помогла выиграть войну с минимумом человеческих потерь в коалиционных войсках.

Сатана воспользуется теми же приемами и в Армагеддонской битве. Во время скорби он попытается с помощью самой изощренной лжи прельстить Божий народ. У нас будет то, чего не было у иракцев, — заблаговременное предупреждение о его обманах. Заблаговременное предупреждение содержится в Библии. «Его фальшивка будет настолько похожа на правду, что только с помощью Священного Писания можно будет отличить истину от подделки» (Великая борьба, с. 593).

Сатана тоже попытается измотать Божий народ.

Возлюбленные Божьи будут переживать тяжелые дни, закованные в цепи, томящиеся в тюремных застенках, приговоренные к смерти. Некоторые будут обречены на голодную смерть в отвратительных подземельях. Никто не услышит их стонов, ни одна рука не протянется с готовностью помочь им (там же, с. 626).

Но у Божьего народа опять же будет то, чего не было у иракских солдат: вера в Того, Кто обещал избавить их. Ибо «доверчиво ожидая, пока Господь начнет действовать, они учатся проявлять веру, надежду и терпение» (там же, с. 631).

Наконец, сатана попытается подавить Божий народ превосходящими силами.

Когда чтущие заповеди Божьи лишатся всякой защиты гражданской власти, в различных странах одновременно начнется движение, направленное на их уничтожение. И когда приблизится назначенное в указе время, люди составят заговор, чтобы истребить ненавистную секту. Будет решено однажды ночью нанести решительный удар, который бы навсегда заставил умолкнуть обличающий, протестующий голос…

…Повсюду вооруженные толпы, подстрекаемые бесами, уже готовятся погубить его [народ Божий] (там же, с.635).

Но снова Божий народ обретет защиту, которой были лишены иракские солдаты, засевшие в Кувейте, ибо «если бы глаза их были открыты [глаза Божьего народа], то они увидели бы вокруг себя ангелов Божьих» (Ранние произведения, с.283).

Начало Второго пришествия

Пришествие Христа станет вторым этапом Армагеддонской битвы. На первом этапе эта битва будет сведена к конфликту между человеческими силами добра и зла на земле. Именно такую фазу битвы мы обсуждали в предыдущей главе и в начале этой главы. На протяжении этой фазы битвы численный перевес, земной закон и помощь бесов создадут у нечестивых впечатление огромного преимущества. Цели будут духовными, но невероятная физическая мощь, направленная против Божьего народа, принесет весьма и весьма реальные результаты. «С человеческой точки зрения будет казаться, что дети Божьи вскоре должны запечатлеть свое свидетельство кровью» (Великая борьба, с. 630).

Однако Второе пришествие Христа быстро изменит ход битвы. Если Армагеддон — это столкновение сил, как и все войны, то во время Второго пришествия Бог продемонстрирует, Кто действительно обладает силой.

Когда-то я думал, что Второе пришествие произойдет в течение одного дня, но, тщательно исследовав описание, сделанное Еленой Уайт в книге «Великая борьба», понял, что оно может продолжаться несколько дней. И происходить оно будет не в мгновение ока.

Описание Второго пришествия Христа, которое мы будем рассматривать далее в этой главе, приводится приблизительно в том же порядке, в каком оно дано в книге Елены Уайт «Великая борьба». Не уверен, что она намеревалась передать точную хронологическую последовательность событий, да и у меня нет цели выстраивать их в соответствующем порядке.

Когда Христос придет, чтобы вступиться за Свой народ, Он использует «огневую мощь массового поражения», но она не имеет ничего общего с мощью человеческих военных технологий. Когда Бог в ветхозаветные времена вмешивался в человеческие конфликты, Он часто использовал силы природы, чтобы поражать врагов Израиля. Также поступит и Христос при Втором пришествии.

Однако первое предупреждение, которое укажет нечестивым, что ход битвы меняется не в их пользу, будет заключаться не в «огневой мощи массового поражения». Это будет устрашающее — и тем не менее беззвучное — природное явление.

С торжествующими криками, издевками и проклятиями озлобленные толпы готовы напасть На свою добычу, но вот густой мрак, темнее самой темной ночи, покрывает землю. Затем на небе появляется сияющая славой Божьего престола радуга: кажется, что она окружает собой каждую группу молящихся. Свирепые толпы вдруг замирают. Смолкают насмешливые возгласы. Люди забыли о том, что их так разъярило. С ужасным предчувствием надвигающейся опасности они смотрят на символ Божьего завета и желают укрыться от этого всепроникающего блеска (Великая борьба, с. 635,636).

Обратите внимание, что Второе пришествие Христа еще не произошло, а нечестивые внезапно прекратили свои нападки на Божий народ. В Книге Откровение есть отрывок, который наводит на мысль о том, что накануне пришествия Христа нечестивые восстанут друг на друга, примерно так же, как враги Божьего народа обращали свои мечи друг на друга во время ветхозаветных войн Израиля (см., например, Суд. 7:22; 2 Пар. 20:2?):

И десять рогов, которые ты видел, суть десять царей… они… передадут силу и власть свою зверю; они будут вести брань с Агнцем… [Но] десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне;

потому что Бог положил им на сердце исполнить волю Его, исполнить одну волю, и отдать царство их зверю, доколе не исполнятся слова Божий (Откр. 17:! 2—17).

До этого в Армагеддонской битве женщина сидела на звере, чувствуя себя в безопасности, и десять рогов полностью поддерживали это соглашение. Однако ближе к концу десять рогов и зверь нападут на блудницу. Нечестивые восстанут друг на друга. Это произойдет, когда баланс сил изменится и настанет очередь Господа направить «огневую мощь массового поражения» против нечестивых. Нечестивые, возможно, сочтут, что Божий народ у них в руках, но

Божья сила далеко превзойдет все, что они могли придумать в самых изощренных фильмах о «звездных войнах».

Следующие несколько цитат, и из Писания, и из трудов Елены Уайт, довольно обширны, но, сопоставив их, мы получим живую картину Божьей «огневой мощи массового поражения» и реакции нечестивых на нее.

Седьмой Ангел вылил чашу свою на воздух… И произошли молнии, громы и голоса, и сделалось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле. Такое землетрясение! Так великое!.. И всякий остров убежал, и гор не стало; и град, величиною в талант, пал с неба на людей (Откр. 16:17—21).

Засияет солнце ослепительным блеском. Чудеса и знамения будут сменять друг друга. Безбожники с ужасом и с изумлением смотрят на все это, между тем как праведники следят за признаками своего избавления с торжествующей радостью. Кажется, что все в природе изменило свое обычное течение. Реки остановились. Темные, тяжелые тучи, надвигаясь, сталкиваются между собой. Посредине разгневанного неба виднеется полоса неописуемой славы; оттуда слышится голос Божий, подобный голосу множества вод, «говорящий: совершилось!» (Откр. 16:17).

От этого голоса содрогаются небо и земля. Происходит великое землетрясение, «какого не бывало с тех пор, как люди на земле. Такое землетрясение! Так великое!» (Откр. 16:18). Небо, кажется, разверзается и сжимается. От престола Божьего пробивается сияние славы Божьей. Горы качаются, как тростник, колеблемый ветром, и обломки скал разлетаются во все стороны. Слышен как бы рев приближающейся бури. Разъяренное море волнуется. Нарастает гул страшного урагана, напоминающий голос демонов, совершающих свою губительную работу. Вся земля вздымается и опускается, как волны морские. Ее поверхность трескается, основания ее потрясены. Горные цепи погружаются в море. Обитаемые острова исчезают. В разъяренных волнах исчезают прибрежные города, в своем нечестии подобные Содому… Самые высокомерные города земли превращаются в развалины. Великолепные дворцы, на сооружение которых великие мира сего отдали немалое богатство, чтобы прославить свое имя, теперь на их же глазах превращаются в руины (Великая борьба, с. 636, 637).

«И все кормчие и все плывущие на кораблях, и все корабельщики и все торгующие на море стали вдали… И посыпали пеплом головы свои и вопили, плача и рыдая:

горе, горе тебе, город великий, драгоценностями которого обогатились все, имеющие корабли на море! ибо опустел в один час» (Откр. 18:17—19).

Густые облака все еще покрывают небо, но местами пробивается солнце, похожее на карающий глаз Иеговы. Небо пронизывают грозные молнии, окутывающие землю, словно огненным покрывалом. Перекрывая устрашающие громовые раскаты, раздаются таинственные, страшные голоса, предвещающие участь нечестивых. Не все понимают их смысл, но лжеучители ясно сознают, что они означают. Те, кто еще совсем недавно был так беспечен, дерзок и высокомерен, кто проявлял столько жестокости к соблюдающим заповеди Божьи, теперь охвачены страхом и дрожат от ужаса. Их вопли заглушают шум разбушевавшихся стихий. Демоны признают Божественность Христа и трепещут перед Его властью, между тем как люди взывают о милости и ползают по земле в безотчетном страхе (Великая борьба, с. 637, 638).

Божья огневая мощь будет поистине ужасна. Не хотел бы я оказаться на месте нечестивых в тот момент!

Это описание ужасного разрушения, связанного со Вторым пришествием Христа, содержит важный урок для нас относительно тысячелетнего царства.

Согласно популярной протестантской теологии, тысячелетнее правление Христа установится на земле, где праведные будут править нечестивыми в течение тысячи лет. Однако цитаты, приведенные выше, дают нам полное основание сомневаться в истинности такого утверждения. К тому времени, когда суды Божьи в бедственное время разрушат и сокрушат все на земле и когда Второе пришествие Христа искорежит поверхность земли и нанесет экологии земли еще более сильный удар, наша планета, как мне кажется, будет уже непригодна для жизни человека. Большая часть тысячелетия может потребоваться на то, чтобы земля возродилась после природных катаклизмов, которыми будет отмечен последний конфликт и возвращение Христа. Эта тысяча лет может потребоваться только на то, чтобы сделать мир пригодным для жительства хотя бы на короткое время, когда нечестивые вновь населят землю после тысячелетнего царства.

Воскресение

Должно произойти два воскресения — особое воскресение всех, кто умер между 1844 годом и Вторым пришествием, и общее воскресение всех, кто умер на протяжении веков, предшествовавших 1844 году (см. Великая борьба, с.637,644).

Особое воскресение произойдет незадолго до Второго пришествия Христа, а общее воскресение — при Его непосредственном появлении. Среди воскресших в особое воскресение окажутся несколько избранных из числа нечестивых, включая тех, кто участвовал в расправе над Христом. Иисус обещал первосвященнику, что он увидит «Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных», а Иоанн сказал, что «узрит Его всякое око, и те, которые пронзили Его» (Мф. 26:64; Откр. 1:7). По словам Елены Уайт, среди нечестивых, воскресших в тот момент, будут также и «самые яростные противники Его истины и Его народа» (Великая борьба, с. 637).

Второе пришествие Христа станет великим откровением и для праведных, и для нечестивых, но особенно для нечестивых. Во-первых, это откровение будет нравственным, и произойдет оно между особым и общим воскресениями, когда Бог явит Десять Заповедей в небесах.

Затем на небе появляется рука, держащая две сложенные вместе скрижали… Рука открывает скрижали, и все видят Десять Заповедей, написанные словно огненным пером. Эти слова настолько ясны, что каждый может прочесть их. Память пробуждается, мрак суеверия и заблуждения рассеивается, и десять Божьих Заповедей, кратких, понятных и могущественных, открываются взору всех жителей земли (там же, с. 639).

В настоящее время христианам очень трудно бывает убедить неверующих в подлинности своей веры, в ее реальности. Адвентистам тоже приходится нелегко, когда они пытаются объяснить христианам особые истины своего вероучения. Однако эта пелена будет сброшена при Втором пришествии Христа. Вот еще одно довольно продолжительное, но весьма живописное описание того, как падет с глаз нечестивых завеса, не позволявшая увидеть истину

Невозможно описать ужас и отчаяние тех, кто попирал святые требования Божьи. Бог дал им Свой Закон; они имели возможность соотнести с ним свой характер и обнаружить таким путем свои недостатки, пока была еще возможность покаяться и исправиться, но, стремясь снискать расположение и одобрение мира, они пренебрегли Божественными предписаниями и научили других нарушать их. Они пытались заставить народ Божий осквернять Его субботу. Теперь они осуждены тем Законом, который сами отвергли. С ужасающей отчетливостью они понимают, что им нет оправдания…

Враги Божьего Закона — от церковных служителей до простых обывателей — получают теперь совершенно новое представление об истине и своих обязанностях… Слишком поздно они увидели сущность лжесубботы и тот зыбкий фундамент, на котором она зиждется. Они обнаруживают, что боролись против Бога (там же, с.639,640).

Явление Христа

Второе пришествие Христа будет как нравственным, так и физическим откровением для нечестивых, ибо они увидят Божество собственными глазами. «Вскоре на востоке появляется небольшое темное облако величиной вполовину человеческой ладони… Народ Божий знает, что это знамение Сына Человеческого» (там же, с. 640). По мере приближения к земле оно становится «все ярче и ослепительнее, пока наконец не превращается в огромное облако, в основании которого — слава, подобная всепоглощающему огню, и над облаком — радуга завета» (там же, с. 641).

В течение 6 тысяч лет Бог не открывал Себя человеческим взорам, так что многие люди отказались поверить в Него. «Покажите мне Его, — говорит атеист, — тогда я поверю в Него». Второе пришествие Христа будет величественным откровением, ибо впервые Божество явит Себя всему человечеству в ослепительном свете и неописуемой славе. По сути, Бог скажет: «Вам нужно было увидеть Меня, чтобы поверить в Меня? Вот Я», и нечестивые поймут, почему Бог ранее не открывал Себя грешным людям. Ибо они воззовут в ужасе к «горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца» (Откр. 6:16).

Теперь приходит черед общего воскресения, и праведные всех веков восстают к жизни.

Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде (1 Фее. 4:16, курсив мой).

Среди колеблющейся земли, вспышек молний и ударов грома голос Сына Божьего зовет спящих святых…. Внешность тех, кто выходит из могил, такая же, как и до смертного часа. Среди воскресших Адам выделяется огромным ростом и величественной осанкой, только немного уступая Сыну Божьему. Он резко отличается от людей последующих поколений, даже в этом одном видно, насколько выродился человеческий род. Но печать вечной юности, свежести и красоты лежит на внешности всех воскресших (Великая борьба, с. 644).

Елена Уайт предполагает, что тела праведных, которые будут живы к моменту возвращения Христа, облекутся в бессмертие непосредственно перед тем, как восхититься на облаках в сретение Господу на воздухе (см. Великая борьба, с. 645).

Вознесение на облаке

Затем все Божьи дети, и те, кто дожил до Его пришествия, и восставшие к жизни во время двух воскресений, вознесутся навстречу Иисусу на облаках. Вот как Елена Уайт описывала происходящее:

С каждой стороны у облачной колесницы были крылья, а под ней — живые колеса, и когда колесница двигались вверх, колеса восклицали: «Свят!» И крылья при каждом взмахе восклицали: «Свят!»; и свита святых ангелов вокруг облака восклицала: «Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель!» И святые на облаке восклицали: «Слава! Аллилуйя!» Колесница устремилась ввысь к Святому граду. Прежде чем войти в Святой город, святые выстроились правильным квадратом с Иисусом посредине…

Затем я увидела, как великое множество ангелов вынесли из города сияющие венцы— по числу святых, с написанными на них именами. Ангелы вручили венцы Иисусу, и Он собственноручно возложил их на головы святых (Ранние произведения, с. 287, 288).

Затем Иисус откроет небесные ворота, и Его народ вступит во владение городом.

Язык бессилен описать небесную славу. Когда передо мной встает эта картина, у меня захватывает дух от удивления. Непревзойденное величие и велелепная слава настолько поразительны, что я откладываю перо и восклицаю: «О, какая любовь! Какая чудная любовь!» Самый возвышенный язык не в состоянии описать небесную славу и несравненную глубину любви Спасителя (там же, с. 289).

В течение 6 тысяч лет сатана держал мир мертвой хват-<ой. «Бог века сего» разрушал Божье творение и преследовал приверженцев Господа. Войны, которые он возбуждал, если людям невыразимые страдания и смерть. Миллионы мучеников отдали свою жизнь из-за его жестоких наветов. И все это делалось для того, чтобы утолить гордыню, оскорбленную более высоким положением Христа; чтобы удовлетворить амбиции сатаны, уверенного в своем превосходстве над Богом.

Кризис последнего времени явится последним всплеском гордыни и амбиций сатаны. В течение оставшихся нескольких месяцев он изольет всю свою великую ярость, всю свою энергию до последней капли, стремясь победить Бога, сокрушив Его народ (см. Откр. 12:12).

Но верный народ Божий покажет затаившей дыхание Вселенной, что в самый мрачный час земной истории, во мраке, более густом, чем самая темная ночь, ничто не принудит их разорвать взаимоотношения с Иисусом. Ничто не принудит их предать Его и отступить от веры в Него.

И вот, когда кризис завершится, когда Божий народ войдет через жемчужные ворота в Новый Иерусалим, все перипетии этой борьбы останутся далеко-далеко позади. Новая жизнь, которая до этого момента была лишь обетованием и надеждой, станет реальностью.

Мы с вами стоим на пороге этого последнего кризиса. Для нас самый мрачный час земной истории еще впереди. Пророчества всех веков сосредоточены на этих нескольких годах, предстоящих нам. Теперь, когда мы проследили эти пророчества вплоть до их исполнения, возникает вопрос:

чем разрешится великая борьба этих пророчеств в наших сердцах? На чьей стороне мы окажемся, когда все кончится? Ответ же очень прост — каждый из нас сейчас, теми решениями, которые мы принимаем каждый день, может быть, даже в настоящий момент, выбирает, на чьей стороне он окажется в конце.

Те, кто ставит Бога превыше всех своих интересов сегодня, сохранят свои взаимоотношения с Иисусом в самый мрачный час земной истории — во время кризиса последнего времени.

Когда наконец засияет утро, когда мы с вами вознесемся навстречу Иисусу на облаках и наконец вступим в Новый Иерусалим, мы в один голос провозгласим: «Аллилуйя! И хотя мы перенесли невыразимые страдания, чтобы достичь неба, все же оно досталось нам очень дешево!» (См. Ранние произведения, с.67).