Глава 1 Надо ли говорить о последнем времени?

Вторая половина 1989 года, казалось, пробудила адвентистов седьмого дня. Разговаривая с членами Церкви в разных частях Соединенных Штатов и в других районах мира, я снова и снова слышал от них такие слова: «Драматические события в Восточной Европе являются пророческими». То и дело я читаю в адвентистских журналах, что повсеместное прощание с коммунистическими идеалами в восточноевропейских странах, происшедшее менее чем за год, — это исполнение предсказания Елены Уайт, утверждавшей, что «последние события будут скоротечными» (Свидетельства для Церкви, т. 9, с. 11).

За этими перипетиями последовали захват Ираком Кувейта, «Буря в пустыне» и рассуждения Джорджа Буша о «новом мировом порядке». И снова пораженные адвентисты встрепенулись и сказали про себя: «Что-то происходит. Время конца не за горами!»

Не успела осесть пыль после «Бури в пустыне», как распался Советский Союз. Коммунисты-консерваторы попытались устроить путч, но русский народ взорвался. Он решил собственными руками строить свое политическое будущее и, как мне кажется, прокладывает устойчивый курс к демократии.

Столь быстро умножающиеся знамения конца создают сильную эмоциональную напряженность у адвентистов и у других христиан! Кто знает, что произойдет в следующий раз? К тому времени, когда вы будете читать эти строки, события, о которых я только что упомянул, могут смениться другими, гораздо более драматичными и гораздо более пророческими.

В свете этого растущего ощущения приближающегося конца мира, мне кажется, будет уместно еще раз внимательно рассмотреть то, что Библия и Елена Уайт говорят нам о последнем времени, и спросить себя: действительно ли мы живем накануне заключительных событий? По мере наступления будущего соответствующее восприятие событий последних дней может помочь нам относиться к ним скорее зрело, чем фанатично.

Словарь Уэбстера определяет букварь как «учебник, излагающий основные принципы какого-либо учебного предмета». Если бы меня попросили назвать самую главную причину, побудившую меня начать работать над этой книгой, я ответил бы, что это желание снабдить адвентистов в последнее десятилетие XX века эсхатологическим букварем — учебником, показывающим основополагающие особенности событий последнего времени, как их исторически понимают адвентисты.

К выводу о необходимости такого обзора наших учений о времени конца меня подтолкнул недавний разговор с одной женщиной. Во время нашей беседы я упомянул поздний дождь, и она спросила меня о значении этого понятия. Я вкратце рассказал ей об излитии Святого Духа в последние дни.

«Кажется, об этом что-то говорили на библейских занятиях в академии, — ответила она, — но это было так давно. Мне не всегда удается вспомнить все подробности».

Я думаю, многие адвентисты, как и эта женщина, незнакомы со взглядами на события последнего времени основателей нашей Церкви, особенно Елены Уайт. Возможно, большая часть членов нашей Церкви не имела благословенной возможности учиться в адвентистских академиях или колледжах, либо потому, что они посещали государственные школы, либо потому, что присоединились к Церкви уже в зрелом возрасте; их знакомство с адвентистским пониманием событий последнего времени ограничивается уроками субботней школы, пасторской проповедью и случайными журнальными статьями. Да и многие адвентисты, изучавшие эти предметы в академии или колледже, как следует из признания моей знакомой, уже позабыли, что они означают.

Мне хочется, чтобы данная книга помогла заполнить этот пробел в нашем сознании.

А что же Елена Уайт?

Елена Уайт оказала глубочайшее влияние на адвентистскую эсхатологию. Здесь, пожалуй, более, чем в какой-либо другой области исследования, мы наравне с Писанием обращаемся к ее трудам, когда хотим услышать авторитетное мнение, вдохновленное Господом. Думаю, что это совершенно справедливо. Бог послал адвентистам пророка, дабы помочь подготовиться к заключительным дням земной истории. Поэтому нет ничего удивительного в том, что этот пророк столь сильно расширяет наше понимание событий, которые должны произойти непосредственно перед пришествием Иисуса, и наше представление о том, как нам подготовить себя и других к грядущему кризису.

Должен признать, что в прошлом некоторые из нас преувеличивали непогрешимость Елены Уайт и пытались наделить ее умением безошибочно толковать Писание, на что она вовсе не претендовала. К примеру, в конце 80-х годов прошлого века руководство Церкви несколько раз пыталось заставить ее высказаться по вопросу об определении закона в Послании к Галатам, однако она отказалась. Она сказала братьям, что с этим вопросом следует обратиться к Библии.

Я считаю, нам следует так же поступить и с пророчеством. Мы должны сами изучать Книгу Даниила, Откровение, ветхозаветных пророков и пророческие взгляды апостола Павла, а не превращать Елену Уайт в главного толкователя этих книг. Тем не менее нам необходимо придерживаться сбалансированной позиции. Некоторые адвентисты сегодня чуть ли не стесняются, чуть ли не извиняются, говоря о Елене Уайт. Это не менее огорчительно. Я согласен, что мы должны использовать Библию, и только Библию, когда пишем или говорим, обращаясь к неадвентистам. Однако Елена Уайт получила особые наставления о событиях последнего времени, и поскольку она была Божьей вестницей для Остатка, то мы, составляющие этот Остаток, должны принимать ее всерьез.

Думаю, что мы можем с полным основанием толковать современные события в свете того, что предсказывала Елена Уайт. Если Бог действительно открыл ей, каким будет мир в конце времени, то мы должны уметь в современных событиях различать тенденции, являющиеся исполнением ее предвидений. Поэтому, пожалуйста, не огорчайтесь по поводу многочисленных цитат Елены Уайт в этой книге. Одной из важных причин, по которым я начал ее писать, является желание помочь адвентистам понять то, что она говорила о времени конца. Моя цель заключается в том, чтобы систематизировать ее мысли о будущем в свете Писания, дабы облегчить их понимание.

В отдельных случаях Елена Уайт очень подробно раскрывает понятия, на которые Писание только намекает. Это смущает некоторых людей — им кажется, что она произвольно дополняет Библию. Они не хотят верить никаким суждениям Елены Уайт, если только эти суждения в точности не соответствуют текстам Библии. Я не согласен с такими ограничениями, наложенными на Елену Уайт. Зачем было Богу давать нам еще одного пророка, если этот пророк лишь повторяет сказанное в Писании? Новый свет должен быть поистине новым светом, а не просто воспроизведением старого.

К сожалению, некоторые адвентисты попали в ловушку, толкуя пророчество с помощью газетных заголовков. И это свойственно не только адвентистам. Возможно, мы занимаемся этим в меньшей степени, чем протестанты-диспенсационалисты других деноминации, которые склонны толковать каждое событие на Среднем Востоке как признак готовности русских обрушиться на Израиль или скорого восстановления Иерусалимского храма. Некоторые диспенсационалисты так разволновались по поводу войны в Ираке и Кувейте, что почти потеряли способность здраво рассуждать. Я рад, что этого не произошло с адвентистами.

И все же мы едва ли ведем себя лучше, когда дело касается будущих событий, имеющих для нас большое значение. Едва в сводке новостей появится хотя бы малейший намек на закон о воскресном дне, как тут же появляются таблицы и схемы событий последних дней. Вдруг появляются люди, у которых есть все расчеты вплоть до того года, когда будет излит поздний дождь и закончится время благодати.

События или тенденции?

Я считаю, что мы должны быть очень осторожны с интерпретацией какого бы то ни было события как исполнения определенного библейского пророчества. В качестве показателей такого исполнения гораздо более эффективны тенденции. К примеру, когда Муссолини в 1929 году вернул Ватикан Риму, многие адвентисты сказали: «Смертельная рана исцелена». Но это не так. Данное событие — лишь эпизод в самом начале длительного процесса, который продолжается до сих пор. Назначение Рональдом Рейганом посла в Ватикан в 1984 году тоже не было исцелением смертельной раны, впрочем как и примирение Горбачева с Римом в 1989 году. Однако вкупе эти события образуют тенденцию, которая ведет к исцелению смертельной раны. А это, как мне кажется, и есть эффективный способ толкования пророчества, будь то пророчество Библии или Елены Уайт.

С этой точки зрения, думаю, даже международный конфликт с Ираком в 1991 году можно рассматривать как исполнение библейского пророчества. При всем уважении к диспенсационалистам, эта война не упоминается ни в Книге Даниила, ни в Книге Откровение, ни у великих, ни у малых пророков Ветхого Завета. Но контекст войны и образование межнациональных блоков, возникающих вследствие этого, имеют важное значение как тенденции, которые, очевидно, являются осуществлением библейского пророчества. Далее в своей книге я еще затрону эту тему.

Будучи убежден в необходимости толковать с осторожностью, я тем не менее считаю, что мы просто обязаны толковать. Толкование взглядов Елены Уайт на события последних дней даже более важно сегодня, потому что с того времени, когда она писала, прошло не так уж мало лет. Я думаю, большинство адвентистских исследователей согласятся с тем, что она писала о заключительных событиях земной истории в контексте своего времени. Ныне же мы должны понять ее предсказания в свете современной жизни, существенно отличающейся от жизни прошлого века, и не в последнюю очередь благодаря значительно ускорившимся сегодня темпам развития истории.

Вы увидите, что я проделал значительную работу по толкованию, применив к нашей эпохе то, что говорят Писание и Елена Уайт о времени конца. Я не претендую на безупречную точность моих выводов. Однако считаю, что мы обязаны попытаться понять наше время в свете библейских пророчеств. Моя книга является попыткой выполнить эту обязанность. Я излагаю свои взгляды для того, чтобы побудить народ Божий готовиться ко времени конца, а также с надеждой, что там, где мои толкования неоправданны, другие предложат необходимые поправки. Надеюсь, вы без колебаний сделаете это. Со своей стороны, я обещаю не вступать в споры.

Хронологические таблицы

Несколько слов о таблицах. Из-за того, что некоторые адвентисты неверно их использовали, я довольно сдержанно отношусь к составлению таблиц. Особенно же я против таблиц, в которых делается попытка втиснуть самые незначительные детали в единый ход событий. Я знаю, что Елена Уайт довольно последовательна в своем мнении о широком размахе событий последнего времени, но зачастую достаточно туманно излагает подробности. Не думаю, к примеру, что можно точно сказать, когда начнутся и закончатся просеивание, поздний дождь и громкий клич, увязав их с предполагаемыми первым, вторым или третьим национальными законами об обязательном праздновании воскресного дня. Однако во взглядах Елены Уайт на время конца есть определенный хронологический порядок, и в некоторых случаях составление таблицы может послужить лучшему пониманию. И если таблица или схема может помочь читателю понять суть вопроса, я смело использую их.

Вы увидите тем не менее, что я не объединил информацию из отдельных таблиц, разбросанных по всей книге, в одну «главную таблицу» в конце. Такая таблица, несомненно, удовлетворила бы чье-то любопытство, но не думаю, что благодаря ей вопросы, которые я затрагиваю в разных главах, будет легче понять. Если вам хочется иметь такую таблицу, вы вольны составить ее самостоятельно. Тщательная работа над данными и попытка объединить их утвердят в вашем сознании хронологию времени конца гораздо успешнее, чем если бы это сделал для вас я.

Духовные проблемы последнего времени

«Но ведь наше спасение не зависит от того, разбираемся ли мы досконально в событиях времени конца или нет, — скажете вы. — Не лучше ли сосредоточиться на Божьей любви и развитии взаимоотношений с Иисусом?»

Именно такой вопрос высвечивает двойную цель этой книги: пророческие события и проистекающая из них духовная весть. К сожалению, в своем увлечении вопросами «что» и «когда» адвентисты слишком часто забывают о духовных проблемах, связанных с событиями последних дней. Понимать ход событий важно. И все же это не самое важное. Самое важное — развивать взаимоотношения с Иисусом, которые помогут нам пережить эти времена. В контексте духовных взаимоотношений понимание порядка событий последних дней может оказаться очень полезным. В следующем высказывании Елена Уайт подчеркнула это сочетание пророческих событий и их духовной подоплеки:

Научите своих учеников… понимать природу двух принципов, борющихся за превосходство, научите прослеживать их действие в истории и пророчестве до славного завершения человеческой истории. Научите наблюдать, как эта борьба проникает во все сферы человеческой деятельности, как в каждом своем поступке они сами обнаруживают ту или иную противоборствующую силу, и помогите понять, что, независимо от того, хотят они того или нет, им уже сейчас нужно решать, чью сторону принять (Воспитание, с. 190).

Обратите внимание на два момента, которые особенно подчеркивает Елена Уайт: прослеживать великую борьбу в истории и пророчестве и осознавать ее влияние на нашу собственную жизнь. Тема этой книги — пророческие события и духовная жизнь. И последняя фраза из этой цитаты Елены Уайт имеет непреходящее значение: «…хотят они того или нет, им [ученикам] уже сейчас нужно решать, чью сторону принять». Решения, которые мы принимаем сейчас, в этот самый момент, станут определяющими факторами окончательного выбора, который мы сделаем накануне времени конца.

Я надеюсь, эта книга будет для вас интересной и полезной, но прежде всего надеюсь, что благодаря ей вы испытаете духовный подъем. Хочется верить, что она поможет многим детям Божьим сохранить свои взаимоотношения с Иисусом и не дрогнуть в самый мрачный час земной истории.