Глава 9. Праведность через веру в повседневной жизни

Часто говорят, что каждому венцу предшествует крест. Чтобы устоять во время ужасного просеивания, необходимо к нему приготовиться, и это приготовление — крест. Зато потом мы получим венец славы, который Сам Господь даст всем, кто полагался на Него и посредством Его силы сохранил веру (см. 2 Тим. 4:8).

В предыдущей главе мы обсуждали учение о праведности по вере и ее силе изменять нашу жизнь. Но как происходит подобное изменение? Как можно перенести эту истину из сферы теологического мышления и рассуждения и практическим путем применить ее к своей жизни? Эти вопросы настолько торжественны и важны, что сама наша судьба зависит от того, как мы отвечаем на них.

В 1890 году Елена Уайт сказала: «Мне пишут, спрашивая, является ли весть об оправдании верой вестью третьего ангела, и я отвечаю- «Это воистину весть третьего ангела» (Евангелизм, с 190). Оправдание или праведность через веру является той великой истиной, вокруг которой

группируются все другие истины. Принятие верой жертвы Христа, принесенной ради нас, и сообразование каждого мгновения нашей жизни с Его волей, поскольку мы любим Его, — вот опыт, к которому должен стремиться каждый из нас. Христос является нашей праведностью, и, только приняв Его, мы можем считаться праведными. Ничто не существует вне Его. Поэтому, если мы хотим духовно устоять, то должны прочно созидать наше основание, безоговорочно доверяя Его заслугам.

Многие пытаются жить освященной жизнью послушания, не имея уверенности в оправдании, которое приходит через Христа. Такие люди могут принять его чисто теоретически, но лишь немногие, очень немногие каждый день проводят первые минуты бодрствования, пылко молясь об обладании праведностью Христа.

Ежедневный опыт

Комментируя опыт братьев-миллеритов, когда они предвкушали пришествие их Господа в 1844 году, Елена Уайт сказала: «Каждое утро мы чувствовали, что первым делом нам надо удостовериться, что наша жизнь праведна перед Богом… Радость спасения была нам необходима более еды и питья. Если наши умы затуманились, мы не давали себе отдыха и не ложились спать до тех пор, пока этот туман не рассеивался благодаря сознанию того, что Господь принимает нас» (Свидетельства для Церкви, т. 1, с. 55).

Многие ли из нас, называющие себя народом Божьим, могут честно сказать, что мы испытываем подобное? Я поднимаю этот вопрос не с той целью, чтобы мы почувствовали себя виновными, но скорее для того, чтобы пробудить в нас сознание нашей нужды начинать каждый день с поисков Господа через молитву о мире, который приходит только тогда, когда Бог принял нас посредством заслуг нашего Господа Иисуса Христа (см. Рим. 5:1). «Посвящайте себя Богу каждое утро. Пусть это будет первым вашим делом… Подчиняйте Ему все свои планы. Будьте готовы выполнить их или отказаться от них, следуя тому, что Он в Своем предвидении укажет вам» (Путь ко Христу, с. 70).

Нам совершенно необходимо, невзирая на обстоятельства, развить у себя эту ежедневную привычку. Те, кто не сделал этого, уподобляются неразумным девам. Когда жених наконец вернулся, у них не оказалось масла в светильниках. А символом чего является масло? «Это масло есть праведность Христа» (Свидетельства для проповедников, с. 234). Мы должны получить духовное масло ценой всего, что имеем. Каждый день нам нужно все класть на алтарь веры. Сегодня мы не можем купить такое количество масла, чтобы его хватило до конца недели или даже до завтра. Бог дает его только на один день, дабы удовлетворить нужды каждого дня. Христос сказал: «Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6:34). Вместо того чтобы позволять нашим мыслям беспокоиться о проблемах завтрашнего дня, мы должны сосредоточиться на получении Божьего масла на сегодня. Только тогда мы будем уверены, что Божья благодать поможет встретить трудности, ожидающие нас.

Наш Спаситель приглашает нас отвергнуть все и прийти к Нему, и Он даст нам внутренний мир и духовный покой. От Него мы познаем силу Его прощения, и эта сила возвысит нас над всем, что иначе бы сокрушило нас.

Женщина, некогда прикоснувшаяся к краю одежды Христа, могла бы полнее узнать Его характер, если бы попыталась подойти ближе. Но Он принял веру, проявленную даже в слабости, и вошел в ее положение. То же самое Христос сделает и для нас.

Во свете такого понимания разве не правильно будет сказать, что первый утренний час каждого дня должен заставать нас у подножия Голгоф-ского креста размышляющими о жизни и жертве Агнца Божьего? Не обязаны ли мы в этот ранний утренний час в смирении являться пред Его престолом и бороться, как это делал Иаков, за благословение и уверенность в том, что мы приняты Богом? Мы никогда не обретем этой уверенности через наше послушание или наши дела.

Хотя послушание может сохранить нашу душу свободной от чувства вины и осуждения, основывать на нем наше принятие Богом значит самым коварным образом обманывать себя. Мы должны всегда помнить, что послушание — это благодаренная жертва, а не жертва за грех. Люди, достигшие жизни полного послушания, будут видеть свои недостатки, ибо они сблизились со Христом (см. Путь ко Христу, с. 64). Иисус Сам сказал: «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6). Единственное надежное доказательство нашего прощения и принятия Богом постигается верой в Иисуса. «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1).

Злейшим врагом такого опыта является чувство вины. Сатана использует это ужасное чувство, чтобы держать нас вдали от Иисуса и вести к сомнению в Его прощении. Как только мы признали нашу греховность, мы должны верой принять Его прощение. Никогда не позволяйте ложной вине за исповеданный и оставленный грех лишать себя мужества. Подобное исходит от сомнения в Божьей прощающей любви.

После покаяния крайне необходимо добросовестно исполнять тот долг, на который Бог указывает нам. Это будет сильным противоядием от чувства осуждения, которое мы испытываем под влиянием вины, и станет источником постоянной радости и удовлетворения от сознания того, что наша жизнь угодна Богу.

Когда на рассвете каждого нового дня мы переживаем этот святой опыт, то наполняемся силой от сознания того, что Бог принял нас, и от присутствия Святого Духа. Мы будем побеждать грех в нашей повседневной жизни, потому что уже получили необходимую силу. Победа начинается с уединенной молитвы.

Освящение верой

Важно, чтобы мы из личного опыта научились этому методу обретения Божественной силы, поскольку оправдание — только одна часть вечного Евангелия. Господь имеет в виду, чтобы мы подчинили и победили в себе каждую черту характера, не совместимую с Ним. Мы должны привести каждую мысль в послушание Христу (см. 2 Кор. 10:5). В связи с этим рассмотрим важность освящения в жизни верующего.

В книге Вести для молодежи сказано, что «праведность, которой мы оправдываемся, является вменяемой, а праведность, которой мы освящаемся, — наделяемой. Первая дает нам право на небо, вторая — приготовляет нас к небу» (с. 35). Хотя через оправдание мы получаем прощение нашей прошлой греховной жизни, Бог желает наделить нас силой для победы над грехом в нашем теперешнем существовании. Поэтому через постоянное послушание требованиям святого Закона Божьего мы покажем, что испытали подлинный опыт праведности. «Хотя Бог и может, оставаясь справедливым и праведным, оправдывать грешника благодаря заслугам Христа, никто не в силах покрыть свою душу одеждами христовой праведности, продолжая сознательно совершать известные ему грехи или пренебрегать известными ему обязанностями… дабы человеку сохранить оправдание, он должен проявлять постоянное послушание через активную, живую еРУ, которая действует любовью и очищает душу» (Избранные вести, кн. 1, с. 366). В Откр. 14:12 говорится о святых, которые не только имеют «веру Иисуса», но также «соблюдают заповеди Божии».

К сожалению, в жизни многих людей не происходит необходимого преобразования. Они с готовностью притязают на вменяемую праведность, но не стремятся всей душой приобщиться к наделяемой праведности. Называя себя оправданными через веру, они не позволяют Святому Духу полностью развить их духовно. Только этот процесс приготовит их устоять во время просеивания. «Истинная добродетель стремится к этому очищающему огню; если нам неприятно, когда Господь нас испытывает, значит, наше положение внушает серьезные опасения» (Свидетельства для Церкви, т 4, с. 85, 86).

Процесс испытания

«Сейчас Бог просеивает Свой народ, выявляя истинные намерения и мотивы каждого» (там же, с. 51). Бог хочет, чтобы мы смотрели на себя не через линзы пустого, тщеславного человеческого естества, но в том свете, в каком Он видит нас со Своего небесного судебного престола. Как и Петр, мы можем предпочесть обманывать себя, полагаясь на ложную оценку нашего духовного состояния. Мы можем принять коварную лесть дьявола и даже наших ближних, побуждающих нас думать о себе выше, чем должно. Но когда мы придем к Господу, Он тут же откроет нам истинные побуждения и внутреннюю работу, происходящую в нашем сердце.

Очень важно, чтобы мы лучше поняли Божий процесс испытания, через который нам так необходимо пройти. Он желает, чтобы мы полностью осознали, каковы наши сердца, позволили Ему удалить из них все предосудительное и таким образом полностью приготовить нас для совершения Его работы. «Людям, которых Бог готовит на ответственные посты, Он по милости Своей открывает их тайные пороки, дабы они смогли заглянуть внутрь себя, критически исследовать все намерения и движения своего сердца и выявить всякий грех и неправду. По Своему провидению Господь приводит людей в такие места, где Он может проверить их нравственные качества и открыть побуждения и мотивы поступков, чтобы они усовершенствовали хорошие черты и избавились от плохих» (там же, с. 85).

Когда мы принимаем Христа верой, Его ходатайство покрывает наши погрешности, и Бог видит нас такими, каким Он видит Своего Сына. Однако в наших сердцах есть недостатки, о которых мы не подозреваем. Тогда Бог открывает их нам через различные испытания и обстоятельства. Когда мы узнаем о скрытых результатах, то становимся ответственными за свое решение либо цепляться за них, либо отказаться от них. «Когда человеку указывают на ошибки, ставшие естественным следствием ослепления ума, они уже не являются грехами неведения или ошибками суждения. И если человек не изменяет решительным образом свою жизнь в соответствии с данным светом, эти промахи становятся дерзкими грехами» (там же, т. 5, с. 436).

Через следственный суд Бог открывает нам, каковы мы на самом деле. Пользуясь библейской терминологией, можно сказать, что освящение — это омытие и убеление наших одежд Кровью Агнца. То, как мы вынесем Божье испытание, определит нашу вечную судьбу. «Бог ведет Свой народ шаг за шагом. Он ставит его в различные ситуации, чтобы выявить, что лежит у народа на сердце. Некоторые люди переносят одно испытание, но падают на следующем. С каждым последующим шагом Господь посылает все более и более серьезные проверки и испытания для сердца… Ангел сказал: «Бог будет действовать все более и более решительно, чтобы проверить и испытать каждого в Своем народе». Некоторые люди переносят одно испытание, но когда Бог подводит их к следующему, они пугаются и отходят, потому что не хотят отказаться от какого-то взлелеянного идола. На этом этапе им предоставляется возможность увидеть, какой именно кумир изгоняет Иисуса из их сердца. Что-то для таких людей важнее истины, и их сердца не готовы принять Иисуса. Отдельные личности испытываются и проверяются продолжительное время, чтобы стало ясно, готовы ли они пожертвовать своими идолами и внять совету Верного Свидетеля… Те, кто выдержат все испытания и выйдут победителями, какую бы цену им ни пришлось заплатить, тем самым засвидетельствуют, что приняли совет Верного Свидетеля. Они получат поздний дождь и будут готовы к переселению в небесные обители» (там же т 1 с. 187).

Временами нас будут побеждать те грехи, которые Бог уже открыл нам, но мы не должны из-за этого впадать в разочарование. Мы служим Богу надежды, и, пока Иисус находится во Святом святых, ходатайствуя за нас Своей кровью перед Небесным Отцом, наша надежда еще жива. Нам следует полагаться на Божьи обетования, записанные в Библии, и позволить этим уверениям привести нас к духовной победе (см. 2 Петр. 1:4). Когда бы мы ни терпели поражение, нам следует тотчас подойти к Богу и положиться на Его обетования, гласящие, что «если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Ин. 1:9). Затем, веруя, что Он отвечает согласно Своему обетованию, мы обязаны возносить моление об обновляющей силе, чтобы побеждать именно в том, в чем мы потерпели поражение.

Посредством Его процесса очищения и постоянно возрастающего исполнения Духом Святым Бог приготовит группу верующих, которых Он полностью освятит. Этим процессом, для них, быть может, незаметным, Бог обнаружит перед ними каждый скрытый дефект их характеров и даст им силу победить его. «Перед этим временем (Вторым пришествием) все, что есть в нас несовершенного, обнаружится и удалится» (Избранные весты, кн. 3, с. 427). Таким образом избранные получат печать Божью и приготовятся

ко времени скорби Иакова (см. Великая борьба, с. 623). Их грехи очищены, они смогут жить перед очами святого Бога, когда Христово ходатайство прекратится (см. Ранние произведения, с. 71). Писание говорит о них как о 144 тысячах (см. Откр. 14:1, 5). Будем ли мы бороться верой, чтобы попасть в их число?

Не надо забывать, что только Божья благодать укрепит нас, дабы завершить этот процесс. «Будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа» (Флп. 1:6). Нам следует помнить, что, постоянно полагаясь только на Его вменяемую праведность, мы сможем непрерывно владеть Его наделяемой праведностью. Только воистину имеющие опыт оправдания будут знать, что такое освящение. «Полагаясь на заслуги нашего Победителя, мы можем побеждать во имя Его» (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 86).

Поскольку «очищение детей Божьих невозможно без страданий» (там же, с. 85), мы должны почитать за радость переносить страдания за Христа. «Но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (1 Петр. 4:13). «Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить, чтобы остальное по плоти время жить не по человеческим похотям, но по воле Божией» (ст. 1, 2). Подобно Павлу, нам нужно сказать: «Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим. 8:18). Святые апостолы понимали, что страдание вследствие послушания было их единственным средством очищения. Поэтому они вместо того, чтобы избегать креста, научились с радостью приветствовать его. Посредством Божьей благодати мы обязаны делать то же самое.

Библейское свидетельство

Прежде чем закончить разговор о том, как приготовиться, чтобы устоять во время просеивания, рассмотрим последний решающий вопрос. В книге Великая борьба Елена Уайт говорит нам: «Только усердно исследующие Писания, те, кто принял любовь истины, будут защищены от силы обольщения, которая пленит весь мир. С помощью Слова Божьего они разоблачат обманщика. Все будут испытаны. Искушения выявят истинных христиан». Затем она спрашивает: «Стоит ли теперь народ Божий так твердо в Его Слове, чтобы не поддаваться этому соблазну? Будет ли он в это критическое время придерживаться Библии и только Библии?» (С. 625). Вот вопросы, которые мы не вправе игнорировать, не причинив себе вреда. Мы уже подошли ко времени, когда не можем доверчиво руководствоваться своими чувствами. Многое кажется не таким, каким оно является в действительности. Наше ограниченное восприятие того, что мы видим, слышим, чувствуем и о чем думаем, ненадежно. Если мы стремимся отличить истину от лжи только человеческими методами, то наверняка будем побеждены заблуждением.

Тогда как же различить ложные движения и их претензии? Тем же методом, каким действовал Спаситель. «Крепко держитесь ясного «так говорит Господь». Пусть вашим доводом будет: «Написано»… Отвергайте всякое заблуждение, даже если оно прикрыто подобием истины» (Евангелизм, с. 361, 362). Вот что значит жить «всяким словом, исходящим из уст Господа» (Втор. 8:3). Только немногие делают выбор, основанный на «так написано», даже если окружающие люди и их собственные ощущения подсказывают им другое. Тем не менее перед нами единственно правильный курс, если мы хотим противостать обольщениям этих последних дней.

Являясь Божьим народом, мы служим милостивому Богу, Который не только показал нам путь к победе, но и обагрил этот путь Своей Собственной кровью. Да, нас ожидает ужасное просеивание, но нам нет нужды бояться. Бог указал нам путь, на котором мы можем выстоять. Пусть же каждый из нас сделает необходимое приготовление, чтобы воздать Ему славу во время испытания.