Глава 4. Дракой рассвирепел на жену

Господь побуждал Церковь адвентистов седьмого дня стать организованной Церковью. Важно отметить следующее: когда Джеймс и Елена Уайт, а также другие пионеры адвентистского движения учреждали эту Церковь, она не была совершенной. Елена Уайт описывала адвентистский народ, фактически перед появлением церковной организации, как находящийся в Лаодикийском состоянии (см. Ранние произведения, с. 107). Следовательно, с самого начала Церковь адвентистов седьмого дня не была ни совершенной, ни непогрешимой. Елена Уайт говорила, что «непогрешимы только Бог и небеса» (Свидетельства для проповедников, с. 30). Только одна известная Церковь на земле достаточно самоуверенна, чтобы называть себя непогрешимой — это Римско-католическая церковь. Елена Уайт слишком хорошо знала, что наша Церковь имеет свои недостатки. Однако никогда на протяжении всей своей жизни она не утверждала, будто Бог оставил Церковь из-за ее несовершенства. Напротив, она сказала: «Церковь Христова на земле вряд ли станет совершенной, но Бог не уничтожает Свою Церковь из-за этого» (там же, с. 46).

Сегодня очень многие готовы осудить Церковь адвентистов седьмого дня, являющуюся телом Христа, исключительно на основании того, что они видят и слышат. Но эти люди совершают ту же самую ошибку, какую сделал Илия, — они судят о верности народа Божьего через призму ограниченного человеческого восприятия. Церковь адвентистов седьмого дня в своих рядах имеет многих, кто в сердце не преклонил колена перед Ваалом, какую бы из бесчисленных форм идол ни принимал. Отвергать Церковь в целом — значит судить этих верных. Следовательно, копить обвинения на Церковь — значит бесчестить Христа в лице Его святых.

Авторитет Церкви

Бог наделил нашу подверженную ошибкам Церковь особой честью. Уже в 1909 году Елена Уайт писала: «Бог определил так, чтобы авторитетом обладали собравшиеся со всех концов земли на Генеральную конференцию представители Его Церкви» (Свидетельства для Церкви, т. 9, с. 261).

Отдельные влиятельные в настоящее время движения придерживаются того мнения, будто Церковь больше не имеет такой власти. Поэтому некоторые люди предпочитают существовать независимо от Церкви и отвергают ее руководство. Однако Елена Уайт за шесть лет до своей смерти предостерегала, что «когда на сессию Генеральной конференции собираются братья со всех миссионерских полей, высказывают определенное суждение, не следует упрямо отстаивать личную независимость и суждения отдельных людей, но покориться суждениям всего братства» (там же, с. 260). В последние шесть лет ее жизни вестница Божья никогда не опровергала это утверждение и не отказывалась от него. Некоторые братья считают трудным делом подчинение церковному авторитету. «Но, — спросите вы, — должен ли я соглашаться с суждением братьев, невзирая на мои собственные суждения?» Я отвечаю: «Церковь обладает Божьим авторитетом на земле» (там же, т. 5, с. 107).

Сегодня в Церкви есть немало людей, которые выражают беспокойство относительно необращенных личностей, занимающих руководящее положение в Церкви. Но фактически такое беспокойство демонстрирует неверие — неверие в то, что Бог действительно способен совершать Свое правление. Библия говорит, что «Всевышний владычествует над царством человеческим, и дает его кому хочет, и поставляет над ним уничиженного между людьми» (Дан. 4:14).

Разве мы не видим, что Бог имеет определенную цель во всем, что Он делает? Довольно часто в истории Он ставил над Своим избранным народом необращенных людей. Я вспоминаю об Азаи-ле, Иезавели и многих нечестивых царях, правивших Израилем. Вспомните и о Самом Иисусе, стоящем пред Понтием Пилатом. Римский правитель сказал ему: «Не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше» (Ин. 19:10, 11).

Мы не должны терять самообладания даже в том случае, если над нами стоят необращенные люди. Бог все держит под Своим контролем. Конечно, мы обязаны в подобающее для этого время сказать свое слово, но никогда не следует относиться к неосвященным руководителям, таким образом, будто их должность для нас вовсе ничего не значит.

Господь является величайшим ученым. В лаборатории человеческих деяний Он последовательно демонстрирует принцип, суть которого заключается в следующем: когда над добром возвышается зло, через определенное время добро всегда побеждает. Такова сила, присущая праведности. Таков основной урок, которому Бог учит всю Вселенную через развернувшуюся драму великой борьбы.

Но в этом эксперименте у Него есть еще одна цель. Бог испытывает сердца называющих себя Его последователями, чтобы выяснить, не утратят ли они спокойствие в стесненных для них обстоятельствах. Станут ли они проявлять мятежный дух? Или будут терпеливо ожидать, пока Господь избавит их в Свое время и Своим путем? Необходимо, чтобы всякий дух мятежа выявился среди нас, дабы нам избавиться от него прежде, чем мы пойдем на небо.

Однако нам следует оставаться верными принципу, когда мы имеем дело с необращенными, по нашему мнению, руководителями. Но если Сам Бог позволил этим людям занять ответственное положение в Церкви, осмелимся ли мы демонстрировать презрение к ним? Скорее, нам надо способствовать их обращению, ибо когда окончательное просеивание совершится, оно очистит все руководство от вершины до основания (см. Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 80). В это время каждый необращенный руководитель, равно как и рядовой член, оставит Божий народ.

Независимость

В 1893 году Елена Уайт серьезно предостерегла против движения независимости в Церкви. «Я знаю, что Господь любит Свою Церковь. Она не должна быть дезорганизована или расколота на независимые друг от друга части. В этом нет ни малейшей логики, как нет ни малейшего свидетельства того, что такое случится. Те, кто внимает этой ложной вести и пытается заразить ею других, будут обмануты и примут новые заблуждения, которые приведут их к погибели» (Избранные вести, кн. 2, с. 68, 69). «У Бога есть Церковь на земле, Его избранный народ, соблюдающий Его заповеди. Он ведет не заблудившиеся группы, рассеянные тут и там, но народ. Истина — это освящающая сила, однако Церковь воинствующая не есть Церковь торжествующая» (Свидетельства для проповедников, с. 61). Обратите внимание, что Е. Уайт отождествляет Божью Церковь с «Церковью воинствующей». Затем она добавляет: «Евангельская сеть вытаскивает как хорошую рыбу, так и худую, и только Господь знает, кто принадлежит Ему» (там же). Именно воинствующую Церковь Он наделил властью в эти последние дни. Елена Уайт предостерегала нас от склонности занимать независимое положение именно от этой Церкви.

Желая обрести взвешенную точку зрения, мы должны понимать, что все люди, облеченные властью и авторитетом, будут делать ошибки. «Мы все люди ошибающиеся и нуждаемся в сострадании, внимании и прощении друг друга» (Медицинское служение, с. 211). Руководители, как и все остальные люди, имеют ограниченное суждение. Тогда как же нам следует относиться к ним, если они принимают решения, не соответствующие вдохновенному руководству?

Мы, безусловно, должны повиноваться скорее Богу, нежели человекам. Но, пожалуйста, обратите внимание, что это никак не дает нам права раздувать мятеж и анархию, отвергать наших руководителей, а затем плыть собственным независимым курсом. Подобная позиция — еще одна крайность в сравнении со слепой покорностью авторитету. Это тот же курс, которым последовали Корей и его сторонники (см. Патриархи и пророки, с. 395-405). Однако многие братья следуют именно таким курсом, заявляя, что Бог на их стороне. Елена Уайт говорит нам: «Искупитель мира не разрешает поступать в религиозных вопросах независимо от Его организованной и признанной Церкви» (Очерки жизни Павла, с. 31).

Пытаясь воздвигнуть стену разделения между рядовыми членами и руководством, мятежники заявляют, что разделение является результатом просеивания и что оставшиеся с Церковью — это как раз те, кто фактически просеян из Божьей торжествующей Церкви. Но Господь очень ясно показал, кто же в действительности отпадет от веры: «Среди Остатка этого последнего времени найдутся люди, которые, как и в древнем Израиле, захотят действовать независимо, не пожелают покориться учению Духа Божьего и не будут прислушиваться к советам и наставлениям. Пусть такие люди не забывают, что у Бога есть на земле Церковь, которую Он наделил властью. Многие захотят придерживаться своих собственных независимых суждений, пренебрегая советами и укорами; но, последовав этим путем, они непременно отойдут от веры, что приведет к несчастью и гибели душ» (Избранные вести, кн. 3, с. 23). Кто же отступит от веры? Все, следующие курсом, независимым от признанной Божьей Церкви.

Многие члены либо игнорируют, либо не понимают того, что «может показаться, что Церковь вот-вот падет, но этого не случится. Она уцелеет, хотя на Сионе грешники будут просеяны» (там же, кн. 2, с. 380). И снова вопрос: кто оставит Церковь? «Грешники на Сионе». Они отпадут от Церкви, которая может показаться близкой к падению, но никогда не падет. С тех пор как дракон рассвирепел на жену и вступил в брань с прочими от семени ее или детьми (см. Откр. 12:17), необходимо как никогда прежде бодрствовать, молиться и исследовать Писания, чтобы иметь достойное вооружение для ведения этой интенсивной духовной борьбы (см. Еф. 6:10-18). В противном случае Бог скажет о нас, как и о древнем Израиле: «Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения» (Ос. 4:6).

Нам никогда не следует забывать, что Божьи верные пребудут в «воинствующей Церкви». А верными останутся только те, кто имеет дух Моисея, сказавшего, что он скорее потеряет вечную жизнь, чем откажется от Церкви (см. Исх. 32:31, 32). Такие личности будут терпеливо бодрствовать и молиться, пока Господь в Свое время и Своим путем не очистит Свою Церковь и таким образом сможет «представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного» (Еф. 5:27). В тот момент буквально исполнится пророчество: «Тогда оставшиеся на Сионе и уцелевшие в Иерусалиме будут именоваться святыми, все вписанные в книгу для житья в Иерусалиме, когда Господь омоет скверну дочерей Сиона и очистит кровь Иерусалима из среды его духом суда и духом огня» (Ис. 4:3, 4).

Война на небе

Против Церкви сатана использует ту же стратегию, что и для обольщения третьей части ангелов. Как он мог убедить столь многих святых существ, пребывавших в самом присутствии Бога, и

затеять войну против Божьего правления и Его принципов? Мы познакомимся с тактикой врага, если прочтем главу под названием «Происхождение зла» в книге Великая борьба. Ниже следует перечень методов обольщения, которые Люцифер использовал на небе. Они приведены на страницах 495-498 указанной книги:

1. Вселил дух недовольства.

2. Скрыл свое действительное намерение под видом благоговения перед Богом.

3. Возбудил неудовлетворенность законами, которые управляли небесными существами.

4. Убедил ангелов повиноваться велениям своей собственной воли.

5. Возбудил сочувствие к себе, заявив, что Бог поступил с ним несправедливо.

6. Уверил, будто он не стремился к большей власти для себя, но желал упрочить свободу для

всех небожителей, которые затем поднялись бы на более высокую ступень бытия.

7. Утверждал, будто Бог и Его последователи не верно осудили его, что они не уважили его положения, и в результате он должен был лишиться своей личной свободы.

8. Прибегал к уклонению от истины, к прямой лжи.

9. Обвинял Божьих верных ангелов — тех, кто не последовал за ним, — в действиях, направленных против интересов всех небесных существ.

10. Обвинял преданных Божьих ангелов в восстании, к которому сам же подстрекал.

11. Искажал слова и поступки Христа.

12. Смущал ангелов относительно действительных намерений Бога.

13. Вызывал сомнения в самых ясных Божьих утверждениях, простое делал сложным для понимания.

14. Представлял в ложном свете Божий план правления.

15. Утверждал, будто у него нет ничего общего с восстанием.

Таковы были безжалостные нападки возмутителя против Бога и ангельского воинства. «Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени» (Откр. 12:12). «Тот же дух, который привел к восстанию на небе, до настоящего времени вдохновляет мятежников на земле. Среди людей сатана проводит ту же политику, которую проводил, обольщая ангелов» (там же, с. 500). Разве мы не видим, что многие из этих тактических приемов используются сейчас против Божьего правления на земле, против Его Церкви?

Очищение церквей

«Церковь Божья на земле едина с Церковью

Божьей на небе. Верующие на земле и святые небожители составляют одну Церковь» (Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 366). Многие люди сегодня, глядя на несовершенства земной Церкви, с трудом понимают, как Бог может рассматривать

ее в единстве с совершенной небесной Церковью.

Но разве не состояла хоть когда-либо небесная Церковь из верных и неверных членов? Плевелы росли и на небесах. Однако мощное просеивание очистило Церковь на небесах. «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12:7-9).

Оказавшись на земле, сатана возобновил ту же стратегию, которой он следовал на небе. «Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужеского пола» (с. 13). Эта жена представляет собой Божий народ или Церковь на земле, и с тех пор, как Адам согрешил, сатана причинял ей вред.

Поэтому теперь Бог должен очистить Церковь на земле, прежде чем Он сможет воссоединить ее с Церковью на небе. Вот конечная Божья цель просеивания. Но не упускайте из виду, что Он смотрит на обе церкви как на одну. Единственное различие между ними заключается в том, что небесная Церковь уже прошла процесс очищения, а земная еще нет.

Война против остатка

Мы однозначно установили тот факт, что Церковь будет оставлена неправедными членами.

Праведные ее не покинут (см. Избранные вести, кн. 2, с. 380). Многие независимые движения действуют по одному из двух принципов: они либо уходят из церковной организации, либо остаются в ней, чтобы насаждать семена недовольства в умах ее членов.

Мятежные движения оправдывают свои действия, утверждая, будто они содействуют правому делу. Другими словами, сначала они указывают на определенные идеалы, которым Церковь может не соответствовать, затем стараются поддерживать их сами, призывая обратить особое внимание на себя как на хранителей веры. Таким образом, ратуя за правое дело, мятежники стремятся показать, что Бог особым образом руководит ими, потому что они будто бы имеют успех в том, в чем другие члены Церкви потерпели поражение. Такой подход обладает огромной силой обольщения, особенно для тех, кто судит по внешним словам и поступкам, а не проверяет по эталону любви, записанному в 1Кор. 13:4-6: «Любовь не превозносится, не гордится… Не радуется неправде».

Нам нет необходимости поддаваться на обман и хитрые происки сатаны. «Часто появляются люди, заявляющие о том, что у них есть весть от Бога. Но если они не борются против начальств, властей и правителей тьмы века сего, а объединяются с себе подобными и поворачивают оружие против Церкви, бойтесь таковых. Они не уполномочены Богом передавать Его вести, Он не поручал им такого дела» (Свидетельства для проповедников, с. 22, 23). Обратите внимание, здесь дано предостережение, что Бог запрещает нам нападать на «Церковь воинствующую», хотя в ней находятся неверные члены. Другими словами, Он запрещает нам воевать против Церкви адвентистов седьмого дня, прежде чем Он очистит ее и сделает Церковью торжествующей. Однако именно так поступают люди, заявляющие, будто Бог ведет их.

Как бы кто ни оценивал состояние Церкви адвентистов седьмого дня, все находится под Божьим контролем. Наша неспособность считаться с этим фактом приведет либо к разочарованию, либо к осознанию того, что нам нужно взять дел о в свои руки. В Книге Бытие описано, как Иаков и его мать Ревекка в буквальном смысле взяли дело в свои руки, чтобы добыть первородство. Хотя Бог обещал, что даст это благословение Иакову, Он испытал их веру, допустив такие обстоятельства, согласно которым первородство получит якобы Исав. Потеряв веру в то, что Бог держит все под Своим контролем, Иаков и Ревекка проявили нетерпение. В итоге последовало много печальных лет, много недобрых чувств и болезненной разлуки для всех участников событий. Будем же учиться из их опыта, когда речь идет об обетовании, которое Бог дал Своему народу в эти последние дни.