Глава 5. Как совершается просеивание

Мы уже рассуждали о том, что современная Церковь, как и народ Божий во все времена, нуждается в очищении и что целью просеивания является решение этой задачи. Бог обещал нам, что «Церковь должна быть очищена, и она будет очищена» (Духовные дары, т. 2, с. 201). Но как Бог это сделает? Дал ли Он нам ответ на этот вопрос, чтобы мы могли со знанием дела трудиться вместе с Ним, или Он оставил нас во тьме? В Библии сказано: «Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим пророкам» (Ам. 3:7). Мы должны быть благодарны Господу, что Он открыл, как будет происходить просеивание в наших рядах.

В древности, да и во многих частях мира в настоящее время люди отделяют мякину от зерна посредством молотьбы и просеивания. Сначала они молотят зерно, ударяя по колосьям чем либо, или топча их копытами животных, или проезжая по ним телегой. Затем они подбрасывают зерно вверх, позволяя достаточно сильному ветру уносить бесполезную мякину, а чистому зерну падать обратно на землю.

Божьи пророки использовали процесс просеивания для иллюстрации очищения Его Церкви. Пшеница и мякина остаются вместе до тех пор, пока в Церкви не начинается просеивание посредством испытаний и борьбы. Придет время, когда ветры ложного учения, борьбы и преследований унесут мякину из Церкви, оставив гумно, полное созревшей пшеницы. И, подобно тому, как в большинстве случаев просеивание в Палестине велось по вечерам, когда сильный ветер был более всего благоприятным, так и большая часть просеивания церковных членов будет иметь место тогда, когда тьма преследований посетит Церковь.

Давайте же рассмотрим некоторые реальные методы, с помощью которых Бог очищает Свой народ. Говоря о том, что Бог использует перечисленные ниже методы, я имею в виду следующее: Бог позволяет обстоятельствам испытывать нас, как это было в случае с Иовом.

Просеивание искушением

Относительно искушения Библия говорит нам: «В искушении никто не говори: „Бог меня искушает»; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью» (Иак. 1:13, 14). «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемым сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1Кор. 10:13). Уяснение сути обоих отрывков делают ясной природу искушения. Бог не является искусителем. Он скорее дает силу победить искушение. Именно во время просеивания мы так отчаянно нуждаемся в духовной силе.

«Все будут испытаны. Искушения выявят истинных христиан» (Великая борьба, с. 625). Процесс продолжается. Сатана хорошо знает наши унаследованные и приобретенные наклонности ко греху. Он умело создает искушения, которые, по его мнению, будут более всего привлекательны для особенностей нашего характера и нашей личности. Поэтому очень важно, чтобы мы понимали греховные желания и наклонности нашего сердца. Божье намерение открыть нам наши природные наклонности является частью следственного суда, суть которого мы будем исследовать в последней главе. А теперь рассмотрим отдельные специфичные методы, посредством которых мы будем подвергаться испытанию во время просеивания.

Приверженность к миру

Елена Уайт говорит нам, что «мир — это орудие, которое просеивает Церковь и испытывает подлинность ее членов. Мир предлагает соблазны, из-за которых в случае их принятия жизнь верующего перестает быть в гармонии с его исповеданием» (Библейский комментарий ЛСД, Комментарии Елены Уайт, т. 6, с. 1102). Иисус Сам сказал: «Никто не может служить двум господам» (Мф. 6:24). Будучи движим Духом Святым, Иаков говорит нам, что «кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак. 4:4). Мы уже анализировали состояние членов нашей Церкви, служащих себе и миру. Но давайте рассмотрим тот факт, что каждый из нас вследствие нашей падшей природы имеет свойственные ему наклонности подражать миру и идти его путем. Кроме того, все мы были в какой-то степени обучены и воспитаны совершать служение миру через влияние нашего окружения и людей, с которыми мы общаемся.

Более того, сегодня стало особенно приятно и даже удобно следовать мирским обычаям и мирскому образу жизни. Телевидение оказывает более вредное воздействие, чем любое другое изобретение XX века. Немногие избежали его деморализующего влияния. Даже в среде тех, кто получил христианское воспитание, мир в значительной степени усилил свои позиции.

Многие родители-адвентисты жертвовали многим, чтобы приготовить своих детей к блестящей карьере здесь, в этом мире, и уделяли мало времени и внимания воспитанию их для вечного мира. Верно — наши дети должны получить образование, чтобы зарабатывать себе на жизнь, но это ли должно быть главной целью? На что направляются наши действительные расходы и жертвы: чтобы приготовить наших детей к успешной карьере здесь или помочь им приготовиться к служению в небесных чертогах? Мы должны осознать, что так называемое христианское воспитание может скрывать даже несвятые желания и амбиции.

Я поднимаю этот вопрос, потому что ясно: хотя пришедшие в Церковь из мира сформировали свой характер в мире, очень часто те, кто рос в христианском окружении Церкви адвентистов седьмого дня, полагают, будто мир не оказал на них никакого влияния. Они, например, принимают как само собой разумеющееся такое утверждение, что, поскольку Адвентизм имеет свои определенные обычаи, это автоматически делает их приемлемыми для Бога. Однако подобный подход создает сатане благоприятную почву для проявления его искусства обольщения. Мы всегда должны помнить, что «с алчностью, эгоизмом, любовью к деньгам и приверженностью к миру должно быть покончено в рядах соблюдающих субботу. Эти пороки разрушают дух жертвенности среди народа Божьего. Люди алчные чаще всего не отдают себе отчета в этом. Но алчность незаметно растет в них до тех пор, пока не укоренится, и их падение будет так же явно, как падение Ахана» (Свидетельства для Церкви, т. 1, с. 140).

Многие заявляют, что с того времени, как Елена Уайт написала эти слова, времена изменились. Времена действительно изменились, но человеческая природа — нет, не изменился и Божий взгляд на мир. Поэтому нам не следует легкомысленно смотреть на вопрос приверженности к миру, каким бы ни было наше окружение. Будем с молитвой исследовать наше сердце, чтобы видеть, нет ли чего подобного в нас, ибо время просеивания обнаружит всю любовь к миру.

Благополучие и несчастья

Сатана пытается просеять нас еще одним способом, а именно: ввергнуть в крайние обстоятельства. «Благоденствие умножает ряды исповедующих истину, неблагоприятные же обстоятельства изгоняют их из Церкви» (там же, т. 4, с. 89). При благоприятных обстоятельствах члены Церкви могут с энтузиазмом исповедовать свои убеждения, но перед лицом несчастий многие отказываются от веры. Следовательно, трудности также определяют истинные достоинства человека, называющего себя верующим.

Поскольку никому не нравятся несчастья, должны ли мы молить Бога только о благополучии? Нет конечно, потому что в благополучии также таится опасность. «Горе и несчастье вызывают скорбь, но самым опасным для духовной жизни является благополучие. Если человек не покорится воле Божьей, если он не будет освящен истиной, процветание, несомненно, породит в нем самонадеянность» (Пророки и цари, с. 60). Значит, нам грозит опасность с двух сторон: потеря веры при несчастьях и беспечность при благополучии.

Избежать этой опасности можно, если следовать примеру апостола Павла, когда он писал: «Ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем: насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4:11-13). Истинное довольство — это такое состояние ума, на которое ничто и никто не может повлиять. Оно приобретается только через постоянное общение со Христом, через сосредоточение на Нем наших мыслей. Мы не должны позволять обстоятельствам влиять на нашу веру, но обязаны быть постоянными в нашем христианском опыте, независимо от того, что происходит вокруг нас.

Ложные теории

Господь проявляет особый интерес к Церкви адвентистов седьмого дня, потому что он избрал ее быть хранительницей истины в эти последние дни. Мы имеем достойное наследие в фундаментальных столпах нашей веры и Божественное поручение поделиться нашей верой со всем миром.

Тем не менее Елена Уайт предостерегала нас, что «сатана будет предлагать разные теории, лишь бы исказить истину» (Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 129). «Всевозможные причудливые и ложные учения будут проповедоваться людьми, полагающими, что они обладают истиной» (Избранные вести, кн. 2, с. 25). Кто стремится навязать нашему народу ложные теории и доктрины? Сатана действует через людей, уверенных, будто они имеют новые или дополнительные истины или их оригинальное толкование.

Но почему Бог позволяет этим ложным учениям наводнять Церковь? Некоторые единоверцы делают поспешное заключение, что Бог покинул Церковь, и поскольку Бог оставил Церковь, мы должны сделать то же самое. Но Писание призывает нас выйти из религиозной организации только в том случае, если она является частью духовного Вавилона. Тогда считает ли Бог Церковь адвентистов седьмого дня Вавилоном лишь на том основании, что находящиеся в ней отдельные личности представляют ложные учения? Нет, ибо только такие учения, как признание воскресенья в качестве дня поклонения, учение о бессмертии души и другие «родственные ереси», согласно Елене Уайт, «превращают Церковь в Вавилон» (см. Избранные вести, кн. 2, с. 68 и Свидетельства для проповедников, с. 61). Она также говорит нам, что только решения Генеральной конференции, принятые на полной сессии, можно рассматривать как официальный голос Церкви (см. Свидетельства для Церкви, т. 9, с. 260, 261). Поэтому, дабы Церковь адвентистов седьмого дня стала Вавилоном, требуется, чтобы представители всемирного братства официально приняли вероотступническое учение. Лишь на этом основании Бог отвергнет Свою Церковь и призовет Свой народ выйти из нее.

Тогда снова спросим: почему Бог позволяет ложным учениям и ересям проникать в наши ряды? Потому что Он преследует двоякую цель.

Во-первых, позволяя ересям проникнуть в Церковь, Бог призывает Свой народ пробудиться.

«Бог пробудит Свой народ; и если другие средства не помогут, в среде Церкви появятся ереси, которые просеют людей, отделяя зерна от плевелов» (там же, т. 5, с. 707). «Господь желает, чтобы истина была выдвинута на первый план и стала предметом исследования и обсуждения, даже несмотря на презрительное отношение. Разум людей необходимо пробудить; всякая борьба, всякое искажение, всякое стремление ограничить свободу совести служит в руках Божьих средством пробуждения умов, которые иначе оставались бы в оцепенении» (Правила счастливой жизни, с. 33). Господь знает, что Его народ не приготовлен к ожидающему его кризису. Он понимает: если мы не пробудимся от нашей духовной дремы и не будем прилежнее исследовать Библию, то не устоим во время испытания. «Только закалившие свой ум библейскими истинами устоят в последней великой борьбе» (Великая борьба, с. 593, 594). Поэтому Господь допускает ереси и даже неуважение к библейской истине, чтобы побудить нас изучать те истины, которые, по Его намерению, приготовят нас к получению Божьей печати (см. Комментарии Елены Уайт в БК АСД, т. 4, с. 1161).

Бог допускает ложные теории еще и с той целью, чтобы раскрыть действительный дух или позицию Своего народа по его отношению к вероисповеданию. Как правило, на ложные теории люди реагируют одной из двух крайностей.

Первая заключается в том, что люди поверхностного ума принимают любую сенсационную идею за истину. «Когда происходит потрясение через проникновение ложных учений, эти поверхностные читатели, не утвержденные ни в чем, становятся похожими на зыбучий песок» (Свидетельства для проповедников, с. 112). Такие личности становятся уязвимыми, их увлекают любые ветры ложных учений, подобно тому как вихрь уносит мякину с тока. В свое время Павел предостерегал об этой опасности: «И из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деян. 20:30). Разве мы не видели в прошлой нашей истории таких ложных учителей, которые восставали среди нас, чтобы увлечь членов Церкви в независимые движения (например, Балленгер, „Посох Пастыря», и Бринсмид)? Елена Уайт говорит о них и о тех, кто последовал за ними, что это приведет их к погибели (см. Избранные вести, кн. 2, с. 69). Разве не оправдалось ее высказывание о том, что каждый член или каждая группа, бросившие вызов организованной Церкви, на самом деле придут к погибели? Разве сегодня не видят те из нас, кто в борьбе за независимость сражается против организованной Церкви, куда ведет их курс?

Другая крайность заключается в том, что многие, знающие истину, проявляют нехристианский дух по отношению к собратьям, попавшимся на крючок заблуждения. Они наполняют Церковь сатанинской бранью и обвинениями и не стремятся исправлять таковых в духе кротости (см. Гал. 6:1). Если они сохранят подобное отношение, значит, подорвут собственную веру. А без сильной крепкой веры ветер борьбы и лжеучений, возможно, и их унесет из Церкви.

В обоих случаях реакция людей открывает их истинную суть. Будем же терпеливы, позволяя кнуту ложных теорий оказывать под руководством Святого Духа просеивающее влияние на Церковь. Поскольку мы рассмотрели, какими могут быть ложные учения, будем глубже изучать Писание и произведения Елены Уайт, дабы уяснить, что представляет собой Божья истина. Только тогда мы сможем со знанием дела бороться с заблуждением. Но не станем враждовать, не будем оскорблять в Церкви заблудших наших братьев, чтобы тем самым не представить в ложном свете нашего терпеливого Господа.

Прямое свидетельство

Когда люди пробуждаются к молитве и исследованию, они начинают замечать, что мы зачастую мало обращаем внимания на то, что сказал нам Бог через Писания и служение Елены Уайт. Но если мы сосредоточимся на этих двух столпах, это вызовет просеивание среди Божьего народа, потому что многие не примут вдохновенного совета. «Я спросила о значении увиденного мной просеивания, и мне было показано, что это действие будет вызвано достоверным свидетельством, вдохновленным тем советом, который дал Лаодикийской церкви Свидетель Верный и Истинный. Оно тронет сердца тех, кто примет его, и побудит их высоко поднять знамя истины и твердо провозглашать ее. Не все будут возвещать это достоверное свидетельство. Кое-кто восстанет против него, и именно это станет причиной просеивания в среде народа Божьего» (Ранние произведения, с. 270).

Многие, читающие данное утверждение, полагают, что просеян будет именно тот, кто отвергнет прямое свидетельство. Хотя по сути это верно, нам нужно внимательно рассмотреть приведенное высказывание. Противодействие, описанное здесь, откроет сердце того, кто несет прямое свидетельство, а также того, кто его получает. Я видел людей, которые в попытке защитить Церковь и библейские истины оскорбляют оппонентов, когда те отвергают их слова. Слишком часто подобное поведение приводит к враждебности, осуждению, недобрым чувствам, побуждающим многих, в конце концов, оставить Церковь. Но когда защитники истины поступают подобным образом, они только обнаруживают собственный эгоизм и гордость.

Псалмопевец говорит: «Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения» (Пс. 118:165). Иисус заметил, что истинные дети Божьи будут поклоняться «в духе и истине» (Ин. 4:23).

Отношение к заблуждающимся обнаруживает не только правильность наших верований, но также и то, имеем ли мы христианский дух. Проявляем ли мы дух Христа, Который плакал и молил о прощении тех, кто отверг Его? «Только тогда, когда вы почувствуете, что готовы пожертвовать чувством собственного достоинства и даже отдать жизнь ради спасения заблудшего брата, вы действительно вынете бревно из собственного глаза и станете способным помочь своему брату, вы сможете приблизиться к нему и коснуться его сердца. Никому еще не удавалось укорами и порицаниями убедить людей отказаться от заблуждения, но многие из-за этого совсем уходили от Христа и навсегда закрывали сердца для Духа Святого. Только кроткий дух и нежное, смиренное сердце могут спасти заблудшего и покрыть множество грехов. Откровение Христа в вашем характере произведет преобразующее действие на всех, соприкасающихся с вами. Пусть Христос каждый день проявляется в вас, и Он явит через вас творческую силу Своего слова, Свое кроткое, но убедительное, могучее влияние, чтобы воссоздать людей по прекрасному образу Господа, Бога нашего» (Правила счастливой жизни, с. 128, 129).

Кризис, связанный с воскресным законом

Теперь мы рассмотрим последние средства, которыми Бог просеет Свою Церковь. Предыдущие испытания успешно очистят Церковь от отдельных неверных членов. Но последнее окончательно отделит все остающиеся плевелы, ибо «Господь продемонстрирует, что лопата Его в руке Его, и Он тщательно очистит гумно Свое» (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 80).

Как мы уже заметили, это произойдет в период издания государственного воскресного закона. «Недалеко то время, когда каждая душа будет испытана. Начертание зверя станут навязывать нам силой… В это время золото в церкви отделится от шлаков» (там лее, с. 81). Данное испытание приведет к окончательному очищению Церкви адвентистов седьмого дня. Все, кто не живет в гармонии с Божьим руководством и откровением, оставят остаток Божьего народа.

В настоящее время кое-кто из братьев и сестер стараются определить верных в Церкви. Но это невозможно, ибо «только Господь знает, кто принадлежит Ему» (Свидетельства для проповедников, с. 61). Елена Уайт предостерегает нас: «Пусть никто не пытается исчислить Израиль сегодня» (Пророки и цари, с. 189). Имея ограниченное суждение, мы не сможем определить, кто является верным. Подобно пророку Самуилу, мы склонны смотреть на внешнее, но только Господь знает, каков человек в действительности (см. 1 Цар. 16:7).

В настоящее время верные в Церкви незаметны среди испорченных. Но в результате кризиса, связанного с введением воскресного закона, «когда множество лжебратьев отделится от истинных, тогда обнаружатся прежде незаметные искренние дети Божьи… Самый слабый и колеблющийся в Церкви будет, как Давид — готовый дерзать и действовать» (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 81). В это время «мы сможем лучше измерить силу и численность Израиля» (там же, с. 80).

Всегда было так, что «характер человека обнаруживается во времена испытаний» (Наглядные уроки Христа, с. 412). Голгофские события выявили истинное состояние сердец учеников. Разочарование 1844 года открыло истинных миллеритов. Теперь Господь по Своей милости делает для нас заранее известным, каким будет наше окончательное испытание и как нам приготовиться к нему.

Очищение храма

Теперь давайте посмотрим, к какому результату, по намерению Божьему, приведет кризис, связанный с воскресным законом, какое влияние он окажет на Его Церковь в целом. «Божья любовь к Своей Церкви безгранична. Он не прекращает заботиться о Своем наследии. Он не допускает, чтобы Церковь постигали бедствия иные, чем те, которые служат ее очищению, ее благу в настоящее и в будущее время. Он очистит Свою Церковь, даже пойдя на такие действия, которые имели место при очищении храма в начале и в конце Его земного служения» (Свидетельства для Церкви, т. 9, с. 228).

Очистил ли Христос храм от всех его скверн в начале и в конце Его земного служения? Несомненно! Елена Уайт говорит нам, что Он сделает то же самое со Своей Церковью последних дней. Очистил ли Он ее в начале Своего служения во Святом святых? Да, через великое разочарование 1844 года. Теперь, когда мы приближаемся к концу Его служения в небесном святилище, мы можем с уверенностью ожидать, что Христос вновь очистит Свою Церковь последних дней. Но Он

предостерегает нас заранее, что это произойдет через кризис, связанный с введением в действие воскресного закона. «Тогда Церковь Христова явится „блистающая, как заря, прекрасная, как луна, светлая, как солнце, грозная, как полки со знаменами»» (там же, т. 5, с. 82).