Глава 6. Суд начался

«Ибо всякое Дело Бог приведет на суд и все тайное, хорошо ли оно, или худо» (Еккл. 12:14). Ветхозаветный писатель предсказал время, когда Бог будет судить сердца всех людей.

Именно тщательное исследование темы суда помогло сформулировать уникальную весть, которую адвентисты седьмого дня имеют для этого мира. Понимание пророчества Книги Даниила о периоде 2300 дней, записанного в 8-й главе 14-м стихе, обнаружило новые аспекты суда и помогло сложить вместе отдельные части вести об этом самом важном событии. Однако Бог желает, чтобы мы больше знали о суде, особенно применительно к нашей Церкви и нашей личной жизни.

Суд над верующими

Теперь мы должны обратить наше внимание на события начавшиеся 22 октября 1844 года, которые ещё продолжаются – суд Божий над называющими себя верующими, предваряющий Второе пришествие Христа. Какое в действительности отношение реально он имеет к нашей личной жизни? Исполняем ли мы какую-либо роль, или мы только пассивные актеры в драме? Чтобы ответить на эти вопросы, мы должны критически рассмотреть суд применительно к себе как отдельным верующим.

Вначале нам следует выяснить, какова Божья цель в совершении суда. Очень часто мы смотрим на суд негативно, так как считаем, что посредством суда Бог навлекает на грешников бедствия. Но суды — это жизненно важный аспект плана спасения, особенное средство, которым Бог намеревается спасти от греха падшее человечество. Это метод, предназначенный Богом, чтобы отделить грех от грешника.

Сын Божий Сам сказал: «Я пришел не судить мир, но спасти мир» (Ин. 12:47). При Своем Первом пришествии Иисус Христос пришел не судить, но быть судимым. «От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь» (Ис. 53:8). Фраза «отторгнут от земли живых» подразумевает вечное отделение от Бога, которое станет трагедией со всеми ее ужасами для оставшихся навек нечестивыми, которые окажутся в озере огненном. Вдохновенные Писания ясно показывают, что Христос Сам пережил этот ужасный суд. «То, что чувствовал Христос, в значительной мере почувствуют и грешники, когда на них будут излиты чаши Божьего гнева» (Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 210). Но почему Христу нужно было пройти через это ужасное переживание?

Вернемся в Едемский сад, где Бог повелел прародителям не есть плод определенного дерева, ибо, вкусив от него, они умрут. Бог подразумевал здесь вечную смерть всего человеческого существа — души и тела, духовную и физическую смерть. Но благодаря плану спасения смертный приговор о вечном уничтожении был отсрочен. Бог даровал Своим земным детям период испытания. Показав путь избавления, Он помог им понять, что, подобно тому, как их ожидали две смерти, у них была также возможность иметь два рождения. Подобно первой смерти, первое рождение относится к физическому существу. Точно так же второе рождение и вторая смерть имеют отношение к духовному аспекту жизни. Второе рождение предотвратит полное уничтожение духовного естества человека через вторую смерть (см. Откр. 2:11; 20:6, 14, 15).

Однажды ночью Христос сказал Никодиму очень важные слова: «Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия… Рожденное от плоти [физической] есть плоть [физическая], а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3:3-6). Иудейский сановник спросил: «Кто это может быть?» В ответ Христос раскрыл Свою роль в великом плане спасения — принять на Себя наказание за грехи людей. Он сказал: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (ст. 14, 15).

В этих словах содержится ключ к пониманию суда. Бог Сам в лице Своего Сына понес наказание согласно приговору, который был вынесен против греха. «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех» (2 Кор. 5:21). Благодаря Христу, взявшему на Себя наказание за человека, Бог мог теперь быть праведным и оправдывающим грешника. И, подобно агнцу, избежавшему смерти в час смерти Христа, люди могут теперь свободно избежать осуждения на вечную гибель посредством второй смерти.

Но обратите внимание: мы принимаем участие в сценарии, подсказанном Христом Никоди-му, — мы должны принять свет, который Бог открывает нам. «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин. 3:19). Этот свет есть закон или характер Бога, открытый в Библии. Мы как адвентисты седьмого дня приняли через произведения Елены Уайт поток дополнительного света, который освещает наши злые сердца, раскрывая с абсолютной точностью то, что в них находится. Нам чрезвычайно важно понять, что наша вечная участь на суде зависит от того, как мы приняли свет. Через наш ежедневный отклик на обличения Господа следственный суд совершает свое дело в нашей жизни. «Наша повседневная жизнь определяет нашу будущую участь» (Христианский дом, с. 16).

Мы должны четко отличать суды Божьи от окончательного неотвратимого суда. Прежде чем провозгласить окончательный приговор, Бог обращается к непослушным и предупреждает их. Когда люди игнорируют Бога, тогда Он по Своей милости посещает их судами, намереваясь привлечь внимание и привести их к покаянию. «Велико было терпение Божье к сынам человеческим, но когда они упорствовали в своем беззаконии, Он лишал их Своей защиты. Они отказались услышать голос Божий в Его творении, предостережениях, советах и в Его обличающем Слове, и поэтому Он вынужден был говорить с ними через Свои суды» (Патриархи и пророки, с. 588). «Бог долго откладывал Свои суды, не желая унижать Свой избранный народ, но теперь Он готов был явно показать ему Свое недовольство и таким образом использовать последнюю попытку остановить его на злых путях» (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 165).

Даже когда мы отказываемся ходить во свете, Бог не оставляет нас. Посредством жизненных обстоятельств Он посылает нам опыты, которые, по Его расчету, отрезвят нас и приведут к правильному взаимоотношению с Ним, после чего мы избежим окончательного суда и вечного осуждения (см. 1 Кор. 11:31,32).

Мы видим, каким образом подобное произошло в жизни Давида, пожавшего жатву греха своего в жизни своих детей. Суды, являвшиеся следствием неповиновения его детей, постоянно напоминали ему о его собственной нужде в Боге и в тесном взаимоотношении с Ним. Сегодня братья и сестры встревожены образом жизни значительной части молодых людей в адвентистской

Церкви. Но разве не видно, что во многих случаях это результат того, что мы, родители, не привили им правильные принципы в годы формирования их характера? Много раз наше собственное молодое поколение подвергает нас суду. Что же нам делать, когда мы сталкиваемся с результатом нашего собственного пренебрежения? Обвинять кого-либо? Пытаться сделать козлом отпущения наши школы, осуждая их за ошибки, которые мы сами допустили в воспитании наших детей? Или, подобно Давиду, исповедовать наши грехи перед Богом и нашими семьями? Если бы мы поступали подобно Давиду, то процесс исцеления мог начаться не только в наших сердцах, но и в сердцах наших детей. Презирая лицемерие, они хотят иметь открытых и честных родителей — родителей, которые могут прийти со смирением и исправить положение. Через следственный суд Бог просит нас прекратить обвинение всех и каждого в наших собственных погрешностях и недостатках. Он хочет, дабы мы перестали прикрывать свои грехи и принесли их к Нему, чтобы Он мог удалить их, пока продолжается испытательный срок. В Писаниях сказано: «Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован» (Притч. 28:13).

Суд над Церковью

Подобно тому, как Бог позволяет судам посетить людей, чтобы спасти их от окончательного суда, так поступает Он и с Церковью адвентистов

седьмого дня. Господь любит эту Церковь, и Он с долготерпением трудится для ее спасения. Но многие имеют лишь слабое представление о том, как Он будет вести ее к спасению. Церковь, как и каждая личность, пожнет все, что она сеяла. Она будет судима согласно тому свету, который Бог ей послал.

Присоединяясь к Церкви, мы становимся ответственными за наших собратьев — членов Церкви. Если отдельные члены Церкви не верны своему долгу, то страдает вся Церковь, и мы фактически пожинаем горькую жатву их злого посева.

История Даниила показывает нам, что это неизбежный факт. Хотя Библия изображает его верным своему призванию, большую часть своей жизни он страдал от судов, которые Израиль навлек на себя своею неверностью. Даниил мог бы доказывать, что он не заслужил последствий ошибок и грехов соотечественников, но вместо этого пророк молился: «Согрешили мы, поступали беззаконно, действовали нечестиво, упорствовали» (Дан. 9:5). Здесь Даниил рассматривал себя как одного из беззаконников.

Благодаря молитве Даниил стал прообразом Христа, желая переносить несправедливые страдания в чужой земле за грехи своего народа. Он не стремился к собственному эгоистичному процветанию, но, напротив, отказался от собственных интересов и умолял Господа о прощении своего народа. Стремясь предотвратить гибель евреев, Даниил пытался также поддержать честь Божьего имени. Он молился: «Господи! услыши; Господи! Прости; Господи! внемли и соверши, не умедли ради Тебя Самого, Боже мой, ибо Твое имя наречено на городе Твоем и на народе Твоем» (ст. 19).

Такие ли взаимоотношения существуют в Церкви сегодня? Так ли тесно мы связаны с нашими братьями и сестрами, что готовы нести ответственность за их непослушание, дабы сохранить честь нашего Бога, Который назвал их Своим именем?

Мы как адвентисты седьмого дня верим, что являемся Божьим избранным народом подобно древнему Израилю. Как и ему, нам засиял удивительный свет, и этим светом, по намерению Божьему, мы должны поделиться с миром. Мы имеем евангельское поручение стать помощниками Христа в том, чтобы покрыть преступление, запечатать грехи, изгладить беззакония и… привести правду вечную (ст. 24). Однако, в отличие от еврейской нации, которой Он отвел 70 пророческих недель, время нашего испытательного срока Им не определено. Мы не знаем, сколько еще лет Господь будет трудиться с нами. Ясно одно — Бог многого потребует от Церкви, которую Он наделил таким обилием света. Господь будет взвешивать ее на чаше собственных весов. Только Он может вершить справедливый суд. Ее дело находится в Его руках. Проклят всякий человек, который отваживается вынести окончательный суд Церкви согласно своим человеческим представлениям. Но, с другой стороны, горе тем, кто самонадеянно рассчитывает, что Бог не решит дело со Своей Церковью по правде.

В настоящее время состояние нашей Церкви крайне изменчиво. Хотя ей нравится думать и рассуждать о кажущемся успехе, дьявол замышляет ее полное уничтожение и делает для этого все возможное. Хотя в настоящее время Церковь процветает, она, несомненно, плывет навстречу буре лишений и преследований. Хотя все мы хвастаем нашими добрыми делами, вестница Божья заявила, что Лаодикийское состояние Церкви и наша самоудовлетворенность только подчеркивают этот печальный факт. Тогда встает вопрос: честно ли мы как народ Божий живем согласно всему свету, данному нам Богом? Чтобы найти ответ, нам нужно одно — с открытым и ясным умом прочитать девять томов Свидетельств для Церкви. Они наиболее точно изображают наше истинное состояние отпадения и неверности. Кто из нас смиренно примет эти советы такими, каковы они есть? Кто будет добросовестно, с сердцем, исполненным любовью, звучать в Церкви подобно трубе, указывая на наши грехи и отпадение?

Верные пророки древности возвышали свой голос, неся весть о наказаниях, которые Господь намерен был послать на Свой народ. Предостережения о судах, возвещенные Иеремией и Исайей, не были популярны в те дни. Тем не менее их пророчества оказались верными. А как отнесутся сегодня к людям, которые добросовестно предостерегают обо всем, что вскоре постигнет адвентистский народ? Будет ли популярной их весть? Разве не окажутся верными их свидетельства?

Суть вопроса заключается в том, что Церковь адвентистов седьмого дня отчаянно нуждается в таком очищении, какого она никогда раньше не знала, чтобы стать невестой, приготовленной ко встрече с женихом. Господь позволит обстоятельствам испытать ее верность в самой высшей степени. Сатана точно подсчитывает все ошибки Церкви. Он готовится унизить ее перед миром, выставляя напоказ позор ее духовной наготы. «Может показаться, что Церковь вот-вот падет» (Избранные вести, кн. 2, с. 380). Религиозный и политический мир при кажущемся внешнем расположении к нам в определенное время повернется против народа Божьего.

Торжество остатка

В предыдущих главах мы рассуждали о двух группах, которые в конце концов оставят Церковь: идущих на компромисс с миром и завистливых искателях чужих недостатков. Когда недостатки Церкви обнаружатся перед всем миром, обе группы предадут ее. Любящие мир не смогут перенести оскорблений и насмешек, которым подвергнутся адвентисты, а выискиватели изъянов будут указывать на недостатки Церкви как на доказательство того, что их претензии оказались верными. Обе группы начнут открыто преследовать тех, с кем они когда-то поклонялись Богу.

Но в этих испытующих обстоятельствах появится третья группа, которая никогда не предаст Церковь через осуждение и не будет стремиться

оправдывать ее. Эти люди представят их дело перед Господом и через молитву будут умолять о Его милости, прощении и избавлении. У них будет доверие к Богу и непоколебимая вера в то, что Бог ответит на их молитвы. Они знают своего Бога и верят, что Он избавит Свой народ. Господь сил будет с ними, Бог Иакова станет их заступником (см. Пс. 45:8).

Видение Захарии об Иисусе, сыне Иоседекове, и ангеле точно изображает ситуацию. В книге Пророки и цари есть глава под названием «Иисус, сын Иоседеков, и ангел». Хотя сейчас мы рассмотрим только часть главы, я призываю всех внимательно и основательно изучить всю главу.

«Видение Захарии об Иисусе и ангеле имеет прямое отношение к переживаниям народа Божьего во время заключительных сцен великого дня искупления. Церковь остатка подвергнется суровому испытанию и скорби… Как Иисус, великий иерей, умолял ангела, так и Церковь остатка с сокрушенным сердцем и непоколебимой верой будет умолять о прощении и избавлении через Иисуса Христа, своего Заступника…

Сатана хорошо знает грехи, которые народ Божий совершил по его наущению, и утверждает, что из-за своей греховности этот народ утратил право на Божественную защиту и теперь он имеет право уничтожить их. Он заявляет, что они — так же, как и он сам, заслужили лишения милости Божьей. Разве такие люди, говорит он, могут занять мое место на небе и место ангелов которые последовали за мной? Они утверждают что повинуются Закону Божьему, но разве они соблюдали его предписания? Разве они не любили себя больше, чем Бога? Разве они не ставили свои личные интересы выше служения Ему? Разве они не любили все мирское? Посмотрите на грехи, запятнавшие их жизнь. Посмотрите на их эгоизм, злобу, ненависть друг к другу. Разве может Бог изгнать меня и моих ангелов от Себя и в то же время принять тех, кто виновен в тех же грехах? О, Господи, в Своей справедливости Ты не можешь этого сделать! Справедливость требует, чтобы они были осуждены.

Но хотя последователи Христа и согрешили, они не отдали себя во власть сил тьмы. Они покаялись в своих грехах и в смирении, искреннем раскаянии искали Господа, и Божественный Заступник ходатайствует за них… Господь да запретит тебе, сатана. Я отдал Свою жизнь за эти души. Они начертаны на дланях Моих. Они могут быть несовершенны, они могли и ошибиться, но они раскаялись, и Я простил их и принял.

Нападки сатаны сильны; его искушения обольстительны; но око Господне бдительно следит за Своим народом. Их борьба яростна, пламя огня, кажется, уже вот-вот спалит их, но Христос извлечет их как золото, огнем очищенное. Все земное будет устранено, чтобы образ Христа проявился в них в совершенстве» (с. 587-589).

Божьи суды и наказания Его Церкви играют важную роль в просеивании. Он допускает их по милости Своей, потому что намеревается, используя их, освободить нас от привязанности к земному. Но хотя Церковь ведет борьбу и испытывает страдания, мы не вправе делать вывод, что Бог оставил ее. Нет, Он не оставил Церковь, но очищает ее. Нам необходимо пройти через огненную печь. Но нам нужна также уверенность, что Он останется с нами и в огненной печи, как Он пребывал там с тремя друзьями Даниила. Пусть Бог поможет нам приобрести такую же веру и довериться Ему.