Сам антихрист?

Сравнивая Святые истины с папскими декретами и постановлениями, Лютер приходил в изумление. «Я читаю, — писал он, — декреты папы, и …я не знаю, или папа — это и есть сам антихрист, или он его апостол, настолько Христос представлен в них в ложном свете и распят». -D’Aubigne, т. 5, гл. 1

В своем воззвании к императору и к дворянству Германии в интересах реформации христианства Лютер писал относительно папы:

«Ужасно видеть, как человек, который величает себя наместником Христа, демонстрирует великолепие, с которым не может равняться императорское. Разве этот человек похож на неимущего Иисуса или скромного Петра? Говорят, что папа властелин мира! Но Христос, наместником Которого он себя именует, сказал: «Царство Мое не от мира сего». (Евангелие от Иоанна 18:36). Могут ли владения наместника превосходить собой владения Главы его?» -D’Aubigne, т. б, гл. 3 Это обращение с молниеносной быстротой распространилось по всей Германии и оказало на народ сильное влияние. Противники Лютера, пылая от ярости, понуждали папу предпринять против него решительные меры. Было решено предать его учение немедленному проклятию. Реформатору и его приверженцам дали 60 дней для обдумывания, и если они в этот срок не отрекутся, их ожидало отлучение от церкви.

Это был страшный и решительный момент для Реформации. На протяжении целых столетий приговор Рима об отлучении от церкви внушал страх самым могущественным монархам. Он подвергал сильнейшие империи бедствиям и опустошению. На тех, кто подвергался этому проклятию, смотрели со страхом и ужасом; они навсегда теряли своих прежних друзей, с ними обращались, как с самыми последними преступниками. Лютер знал о той ужасной буре, которая готова была разразиться над ним. Он писал:

«Я не знаю, что произойдет, и не хочу знать. Куда бы ни обрушился удар, я буду спокоен…. Если даже листья не осыпаются без воли Отца, то тем более мы можем быть уверены в Его заботе о нас. Не тяжело умереть за Слово, ибо когда Слово стало плотью, Оно умерло Само. Если мы умрем с Ним, то и оживем с Ним; если мы пройдем через все то, через что Он прошел раньше нас, то будем там, где и Он, навеки, навсегда». -D’Aubigne, 3d London ed., Walther, 1840, т. 6, гл. 9. Когда папская булла дошла до Лютера, он сказал:

«Я презираю и отвергаю ее. как безбожную и лживую. … Она осуждает самого Христа. … Я радуюсь тому, что могу немного пострадать за этот самый светлый идеал. Я уже чувствую себя свободнее, ибо я знаю, наконец, что папа — это антихрист, и его престол — это престол самого дьявола». -D’Aubigne, т. 6, гл. 9. В присутствии многих студентов, докторов, жителей города он сжег буллу с ее каноническими законами, постановлениями и специальными правилами, поддерживающими авторитет папской власти. «Мои враги имели право сжигать мои книги, — сказал он, -извращать истину в сознании простого народа и губить их души, а теперь, исходя из всего этого, в ответ на все это, я сжигаю их книги. Теперь начнется самая серьезная борьба. До сих пор я только слегка играл с папой. Я начал это дело во имя Бога, и оно будет окончено без меня Его могуществом». (Там же. т. 6, гл. 10).