Свобода совести под угрозой

В настоящее время протестанты смотрят на католицизм с гораздо большей благосклонностью, чем в прежние годы. В тех странах, где католицизм не пользуется успехом и паписты с целью приобретения влияния ведут примирительную политику, господствует всевозрастающее равнодушие к учениям, отделяющим протестантские церкви от папской иерархии. Протестанты начинают думать так: в конечном итоге, несмотря на все, мы не так уж далеко расходимся в важнейших вопросах, как думалось, и незначительная уступка с нашей стороны установит лучшие отношения между нами и Римом. Было время, когда протестанты очень высоко ценили свободу совести, которую они приобрели такой дорогой ценой. Они учили своих детей питать отвращение к папству и считали всякое соглашение с ним изменой по отношению к Богу. Но какая огромная разница между прошлым и настоящим отношением к папству!

Защитники папства заявляют, что их церковь была оклеветана, и протестантский мир готов поверить этому утверждению. Многие говорят, что несправедливо судить о современной римской церкви по тем мерзостям и нелепостям, которыми было отмечено ее господство во время столетий невежества и мрака. Они извиняют ее ужасную жестокость варварством тех времен и утверждают, что влияние современной цивилизации изменило образ ее мыслей. Неужели эти люди забыли заявления этой надменной власти на обладание непогрешимостью, которые она выдвигала в течение почти тысячи лет? Церковь XIX столетия не только не отказалась от этих претензий, но еще с большей настойчивостью отстаивала их. Если Рим утверждает, что церковь «никогда не ошибалась и, согласно Священному Писанию, никогда не будет заблуждаться» (John L. von Mosheim, lnstitutes of Ecclesiastical History, т. 3, столет. II, ч. 2, гл. 2, разд. 9, прим. 17), как же в таком случае он может отречься от принципов, которыми руководствовался в течение всех прошлых веков?

Папская церковь никогда не отречется от заявлений о своей непогрешимости. Она всегда считает себя правой в том, что преследовала тех, кто отвергал ее учения, и не повторит ли она то же самое, если только ей представится для этого возможность? Устраните только преграды со стороны светской власти и верните Риму его прежнюю власть, как вновь быстро оживут его деспотизм и преследования.

Один современный популярный писатель так говорит об отношении папской иерархии к свободе совести и о тех опасностях, какие особенно угрожают Соединенным Штатам при успехе ее политики: «Конституция Соединенных Штатов гарантирует свободу совести. Ничто не может быть дороже и значительнее. Папа Пий IX в своем циркулярном письме от 15 августа 1854 года сказал: „Самым абсурдным и глупым является защита свободы совести; это — в высшей степени ядовитое заблуждение, это — чума, это — самое страшное, что только может быть в стране». Этот же самый папа в своем циркуляре от 8 декабря 1864 года предавал анафеме всех тех, кто „защищал свободу совести и богослужений», а также и „тех, кто высказывался, что церковь не имеет права применять насилие».

«Мирное поведение Рима в Соединенных Штатах не говорит о перемене его настроений и намерений. Он проявляет терпимость там, где он бессилен. Епископ (католический) О’Коннор так сказал: „Религиозная свобода будет до тех пор, пока не будет произведена полнейшая подготовка для ее устранения, без причинения вреда и опасности католическому миру»…. Сент-Луисский архиепископ так выразился однажды: „Ересь и неверие являются преступлениями; и в таких христианских странах, как, например, Италия, Испания, где все люди католики, и где католическая религия составляет значительную часть закона страны, они должны быть наказаны, как и другие преступления»…».

«Каждый кардинал, архиепископ и епископ католической церкви дает клятву верности папе, в которой имеются и такие слова: „Я буду преследовать и бороться против всякого еретика, раскольника и мятежника, восстающего против нашего господа (папы) или его преемников»». (Josiah Strong, Our Country, гл. 5, абз. 2-4).

Верно, что в римско-католической церкви есть и настоящие христиане. Тысячи ее членов служат Богу согласно тому свету, какой они получили. Вплоть до XIX столетия им, как правило, был запрещен доступ к Его Слову, и поэтому они не могли распознать истину. И сегодня еще многие не исследуют Слово Божие для себя. Им никогда не представлялась возможность увидеть разницу между живым, сердечным служением и наружными формами и обрядами. Бог с нежной сострадательностью смотрит на эти души, которые воспитаны в вере, не доставляющей ни удовлетворения, ни истины. Он сделает так, что лучи света проникнут через густой мрак, окружающий их. Он откроет им истину, как она есть во Христе Иисусе.

———————————————————————————————————————————————-

Хотя она и облеклась в христианские одеяния, но в принципе она остается прежней. Все принципы папства, существовавшие в прошлые времена, существуют и сегодня.

___________________________________________________________________