13Как человек представляет свою жизнь

КОГДА ХРИСТОС ПРИШЕЛ НА ЗЕМЛЮ, чтобы спасти нас, Он особо подчеркивал слова, которые Он передал Моисею на горе Синай пятнадцать столетий тому назад. Во дни Христа жили люди, которые были убеждены в том, что Иисус пришел, чтобы упразднить Закон Десяти Заповедей. Когда они обвиняли Его, желая отменить закон, тогда на их обвинение Христос отвечал следующими словами: Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф. 5:17, 18). Иисус пришел не нарушить, но исполнить и возвеличить закон (Ис. 42:21). Возвеличивая Десять Заповедей, Он показал еще более глубокую значимость этих вечных и незыблемых принципов. Христос ясно доказал, что дух закона куда более важен, чем его буква.

В обычной жизни нам приходится достаточно редко слышать о седьмой заповеди, реже, чем об остальных; и все же в наш стремительный век можно легко заметить, как безжалостно ее попирают. Однажды Г. Кемпбел Морган так сказал об этом: «Возможно, не существует другого, более сложного обстоятельства, чтобы в нем можно было правильно разобраться, и тем не менее не существует еще чего-то, что требовало бы более честного и бесстрашного обращения».

Вечный Бог сказал: «Не прелюбодействуй» (Hex. 20:14). Эти слова написаны Божьим перстом на каменных скрижалях, и они предназначены для охраны основ семейных отношений. Содержание данной заповеди является обвинением против греха неверности между супругами, но в ней заложен еще более глубокий смысл. Прочность семьи является гарантом охраны интересов всего общества. Для нас указанное условие сформулировано словами заповеди. Это вторая по счету заповедь, данная нам для сохранения целостности семьи от нападок лукавого. Пятая заповедь определяет отношение детей к своим родителям, и от этого отношения во многом зависят счастье и успех семьи. А в седьмой заповеди мы подходим к еще более интимным отношениям, которые должны быть сохранены, поскольку Бог утвердил их, т.е. узаконил, в Едемском саду. Эта заповедь поддерживает союз мужа и жены.

Нет ничего более святого на земле, чем отношения между мужем и женой. Никакие родственные связи между родителями и детьми не могут быть более прекрасными или цениться столь же дорого, чем интимная любовь, объединяющая мужчину и женщину вместе в одну плоть с того момента, когда они дали перед Богом обет сохранить верность друг другу до тех пор, пока смерть не разделит их.

В первые дни существования земли Бог сказал: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2:18). Бог положил начало брачным отношениям в саду Едемском перед тем, как туда проник грех. «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (24-й стих).

Господь предопределил с самого начала жизни первого человека и его спутницы, чтобы они жили вместе в брачном союзе до тех пор, пока их не разделит смерть. На основе такого союза возникла первая семья. Любая неверность брачным обетам расценивается Богом как грех.

«Могущество народа зависит от чистоты и крепости отдельных членов общества, и в каждом народе без исключения, если нарушаются супружеские связи путем, казалось бы, безвредных отношений, вирус смерти действует точно и без промаха, принося невосполнимые и печальные результаты. Это однажды уже было доказано, когда зловещая тьма плотского непотребства дала о себе знать и стала причиной распада и самоуничтожения некогда могущественных государств: Ассирии, Греции, Рима… По этому поводу будет наиболее правильно заметить, что «праведность возвышает народ, а беззаконие — бесчестие народов»» (Притч. 14:34)» — Г. Кемпбел Морган, «Десять Заповедей», с. SO.

Грех супружеской неверности проявляется в интимных связях вне брачного союза и тем самым становится прямым нарушением седьмой заповеди. Как раз это обстоятельство было главным обвинением, выдвинутым Богом против жителей допотопного мира. Из-за того, что в те времена люди вели безнравственный образ жизни, Бог уже не мог дальше откладывать предназначенное им наказание. «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт. 6:5, 6). После чего пришел на землю Потоп, чтобы уничтожить нечестивый человеческий род.

Дух Божий говорит, что во дни перед самым пришествием Христа нравственное состояние людей будет мало чем отличаться от того состояния, в котором находились жители допотопного мира. Люди последних дней также будут пренебрегать требованиями седьмой заповеди. В эти последние дни истории земли станут весьма обычным явлением скоропостижная смерть, всякого рода безнравственность и беспорядочные половые связи. «Но как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж до того дня, как вошел Ной в ковчег» (Мф. 24:37, 38).

Нет ничего плохого, если люди едят и пьют, женятся и выходят замуж; все это находится в рамках Божьего плана. Но разного рода излишества, будь то пьянство, развязность в отношениях или беспорядочность половых отношений, процветающие в наши дни, неугодны Господу.

Еще одна, более заметная и невиданная прежде волна нравственного падения общества будет свидетельствовать о близком Втором пришествии Христа. Разве мы не стали свидетелями того, что все это происходит среди нас в наши дни?

За последние шестьдесят лет число разводов увеличилось на 2000 процентов, в то время как население земли выросло только в три раза. Статистики подсчитали, что если сохранится такой темп супружеских разводов, тогда к 1965 году в Соединенных Штатах Америки на сто заключенных браков будет приходиться пятьдесят один развод. И такое тревожное состояние характерно не только для США. Статистические данные других стран также свидетельствуют о национальном масштабе дестабилизации семей.

Спаситель ясно свидетельствует, что только одна причина развода может считаться обоснованной небом — нарушение седьмой заповеди. Если муж разводится с женой не по причине ее неверного поведения и повторно вступает в брак, то в этом случае он становится виновен в грехе прелюбодеяния (Мф. 19:3—9).

Апостол Павел точно так же относится к вопросу брака, об этом он пишет в своем послании к Римлянам: «Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества» (Рим. 7:2).

Апостол говорит, что если женщина выходит замуж при жизни своего первого мужа, то она тем самым нарушает седьмую заповедь закона (стих 3). Насколько наши молодые люди должны быть осторожными и внимательными в вопросе образования брачного союза! Подходить к этому важному решению надо только после многочисленных ревностных молитв к Богу! Нужно очень серьезно относиться к формированию семьи, ваше решение не должно стать ошибкой, ведь это не какой-то эксперимент!

Кроме того существует неузаконенный развод, когда люди демонстрируют свою испорченную нравственность особым образом и тем самым нарушают седьмую заповедь. Давайте обратим внимание на еще одну разновидность нарушения духа закона. Апостол Павел в Послании к Ефесянам 4:29 пишет следующее: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших». Апостол использует вполне известные выражения, чтобы осудить непристойный, неприличный, оскорбительный разговор, который так часто можно услышать в современных семьях. Насколько такой разговор может показаться отталкивающим не только Богу, но даже возрожденному или культурному человеку!

Непристойная беседа подлежит особому осуждению, если в ней участвуют так называемые последователи Христа. «Течет ли из одного источника сладкая и горькая вода?» «Не должно, братия мои, сему так быть» (Иак. 3:11, 10). Нам нужно молиться Богу о том, чтобы сохранить наши уста незапятнанными и свободными от всего, что может быть оскорбительно для Него, ибо Он есть воплощение всякой чистоты.

Иисус продолжает дальше тему духовной нечистоты. В этот раз Он подходит к самому источнику неверности — сердцу, полному лукавства. В Нагорной проповеди Спаситель повторяет точное содержание заповеди (Мф. 5:27) и потом открывает ее еще более глубокий смысл, указывая на дух закона. Лукавый взгляд или нечистые мысли, нашедшие себе место в сердце, говорит Христос, могут быть приравнены к нарушению седьмой заповеди, то есть так же, как и в случае открытого прелюбодеяния (стих 28). Спаситель как нельзя более ясно говорит об этом.

«Эта заповедь запрещает не только грязные и безнравственные поступки, но также похотливые мысли и желания или всякое другое действие, которое ведет к возбуждению таковых безнравственных намерений. От каждого требуется чистота не только внешней жизни, но и самых сокровенных намерений и чувств сердца. Христос, Который учил углубленному пониманию обязанностей человека по отношению к Закону Божьему, говорил, что нечистая мысль или взгляд почитаются таким же грехом, как и преступное деяние» (Патриархи и пророки, с. 308).

«Потому что, каковы мысли в душе его, таков и он», — так об этом же сказал мудрый Соломон в Притчах 23:7. Разве не удивительно, что писатели Библии, находясь под вдохновением свыше, постоянно подчеркивают важность нового рождения? Недостаточно только покончить со старой жизнью — оставить грехи прошлого. У нас должно быть новое, чистое, незапятнанное сердце, если мы стремимся наследовать вечную жизнь.

Апостол Павел пишет, излагая свой призыв к людям, чтобы они стремились к чистому и неповрежденному мышлению: «Наконец, братия (мои), что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Флп. 4:8).

Возможно, мы не всегда можем сохранить свой разум от вмешательства лукавых мыслей, но с Божьей помощью мы в состоянии от них освободиться. Однажды Мартин Лютер сказал, что он не может запретить птицам садиться на его голову, но он может запретить им свить на своей голове гнездо!

Мерило закона, которое Бог устанавливает для Своего народа, является благородным и возвышенным, оно проникает в мысли и намерения сердечные. Но Он говорит: «Довольно для тебя благодати Моей» (2 Кор. 12:9). Только обратившись ко Христу, будучи немощными, т.е. ощущая свое бессилие, мы сможем обрести победу над грехом. Давайте будем искать Его с особенной ревностью, чтобы обрести свободу от всякого вида зла — неправедных действий, тлетворных разговоров, дурных мыслей! Такое освобождение может случиться, и придет оно через Христа.