14 Честность христианина

НЕ КРАДИ» — так звучит восьмая заповедь, изложенная в Книге Исход 20:15. Сначала нам может показаться, что восьмая заповедь является настолько очевидной в своей запрещающей сути, что, не задумываясь о ее содержании и значении, нам, естественно, захочется сделать заключение, будто нет особой необходимости посвящать очень много времени ее изучению. Но давайте рассмотрим эту заповедь с помощью Божьего «увеличительного стекла» и откроем для себя ее еще более глубокое значение.

В дни древнего Израиля данная заповедь была исключительно важной, и она привлекала внимание всех людей, потому что на ее основе решались различные вопросы, касающиеся личного имущества людей. Бели человек украл вола или овцу и убил или продал украденное, Моисеев закон требовал, чтобы было «отдано пять волов за одного украденного, и за одну украденную овцу отдать хозяину четыре овцы». Если вор был пойман с поличным в момент незаконного проникновения в чужое помещение и в последующей схватке был убит, тот, кто лишил его жизни, не обвинялся в убийстве. В этой связи перечислен большой список, в котором упоминаются особые случаи, и об этом можно прочитать в первых стихах двадцать второй главы Книги Исход.

Так же, как и все десять заповедей, восьмая заповедь находится в Новом Завете, где особо подчеркивается ее важность. Сегодня можно встретить людей, которые будут отстаивать несуществующий факт, что будто бы Десятисловный Закон был упразднен Иисусом, когда Он умер на Голгофском кресте. Если придерживаться такого утверждения, то воровство можно не считать грехом. Вы только представьте себе, что Христос Своей смертью на кресте упразднил заповедь, которая гласит: «Не кради!» Может быть, теперь воровство можно расценивать менее греховным проступком, чем это было до того, как Христос умер на Голгофском кресте?

Давайте теперь предельно внимательно рассмотрим, как восьмая заповедь изложена в Новом Завете. Иисус повторил эту заповедь, когда молодой человек пришел к Нему с вопросом: «Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» (Мф. 19:16). Спаситель ему ответил: «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» (стих 17). Затем, чтобы не осталось сомнений, на какие заповеди Он ссылался, Иисус процитировал некоторые из них в таком виде, как они изложены в Законе Божьем, данном на горе Синай. Среди перечисленных была заповедь, гласившая; «Не кради» (стих 18).

На основании изложенного условия нам стал вполне очевиден тот факт, что Бог ожидает, чтобы мы уважали права других в части неприкосновенности их личного имущества. Если человек усердно работал, экономил и честно приобрел некоторые хорошие вещи, тогда у него есть полное право пользоваться ими без всякого смущения перед другими людьми. Ни у кого другого нет действующего или предполагаемого права искать его вещи или имущество, чтобы потом украсть или взять их у него силой. Заповедь в своей сути налагает на воровство однозначно понимаемый категорический запрет. Так что воровство, разбой, хищения всякого рода, кражи со взломом и все другие разновидности воровства непосредственно осуждаются и влекут за собой нарушение закона со всеми вытекающими последствиями.

Но действительное значение закона — его дух — изложен еще глубже. Здесь Бог опять обращается к источнику, который приносит недобрый плод, имея в виду дух лжи. Находясь под вдохновением свыше, апостол Павел говорит: «Никому не воздавайте, злом за зло, но пекитесь о добром пред всеми человеками» (Рим. 12:17).

Бог требует и желает, чтобы люди проявляли «неукоснительную честность в самых незначительных житейских делах. Эта заповедь запрещает мошенничество в торговле и требует справедливого расчета с долгами или же в выдаче заработной платы. Эта заповедь говорит о том, что всякая попытка извлечь выгоду за счет чьей-то неопытности, слабости или несчастья записывается как обман в небесных книгах» (Патриархи и пророки, с. 309).

Вне всякого сомнения, такое условие будет распространяться на сделки в бизнесе с целью извлечь для себя выгоду. Вам когда-нибудь приходилось видеть, как продавец изо всех сил хвалит какую-нибудь вещь с целью побыстрее от нее избавиться и получить за нее деньги, но при этом умалчивает о наличии дефекта или дефектов этой вещи? Ведь тем самым он вынуждает неопытного покупателя приобрести предлагаемую ему вещь! Существует еще и другая крайность. Вам когда-нибудь приходилось видеть человека, чрезвычайно опытного в «деловой находчивости»? Он может договориться о покупке нужной ему вещи, и для того чтобы значительно уменьшить запрашиваемую стоимость, он прибегает к тщательному выискиванию недостатков, трещин, царапин. Приобретя покупку за баснословно низкую цену, он уходит домой и начинает хвалиться своим друзьям, какой же он практичный бизнесмен! Да, такой человек тоже осуждается Богом! Обратите внимание, как такого бессовестного человека описывает мудрый царь Соломон в Притчах 20:14: «Дурно, дурно, — говорит покупатель; а когда отойдет, хвалится».

Такая личность является не чем иным, как мерзостью пред Господом. Такой человек виновен в нарушении духа заповеди, которая гласит: «Не крадите, не лгите и не обманывайте друг друга» (Лев. 19:11).

Можете ли вы согласиться, что в вашем бизнесе, во всех торговых сделках все совершенно честно и даже «сверх нормы»? Если религия — стоящее дело, тогда стоит жить по ее принципам. Мы никогда не сможем исполнить Божьи требования, притворяясь один раз в неделю благочестивыми в церкви, в то время как в остальные дни нечестно ведем дела с нашими ближними.

Продавцы, все ли весы и гири, какие у вас есть, все ли они верно служат в пользу покупателей? Господь говорит: «Да будут у вас весы верные» (Лев. 19:36). Против неверных весов и гирь в Священном Писании высказано неоднократное порицание. Вот, например: «Мерзость пред Господом — неодинаковые гири, и неверные весы — не добро» (Притч. 20:23). Если у вас неверные весы, господин «продавец», тогда вы не готовы стать на Божьи весы, чтобы была определена ваша пригодность к царству вечности. «Ты взвешен на весах и найден очень легким», — говорит Господь в Книге пророка Даниила 5:27.

Работодатели, как вы относитесь к тем, кто трудится на вас? Выставляете ли вы умеренные требования вашим работникам? Ожидаете ли вы от своих работников выполнения тяжелого и утомительного труда, а потом только частично компенсируете их усердную и трудную работу? Если это действительно так, тогда Бог ожидает от вас, что вы, если надеетесь наследовать жизнь вечную, внесете изменения в ваши требования и назначите работникам соответствующую оплату за сделанную работу. Апостол Иаков осуждает таких нечестных людей: «Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа» (Иак. 5:4).

Работники, были ли вы честны с вашими работодателями? Насколько честно вы выполняли порученное вам дело, или вы обокрали их, проводя рабочее время в безделии или лености, плохо исполняя порученное дело, за которое вы уже получили плату? Проблему нечестности нужно рассматривать в двух направлениях. Подобное одинаково часто может случаться и с нечестным работником, и с несправедливым работодателем. Как один, так и другой должны будут предстать перед своим Создателем на суде и дать отчет обо всей своей жизни!

И затем, господин или госпожа «средний гражданин», были ли вы когда-нибудь виновны в нарушении этой заповеди в вашей повседневной жизни? Вы когда-нибудь уклонялись от уплаты за проезд, когда в автобусе или трамвае было так много народа, что контролер мог вас и не заметить? Перед Богом одинаково несправедливо, если мы по мелочам что-то воруем с большого предприятия или же берем у другого человека то, что нам не принадлежит.

Дуайт Муди рассказывал о двух людях, споривших о существующей несправедливости при определении стоимости украденного имущества.

Один из них сказал: «Ты утверждаешь, что кража булавки и кража одного доллара одинаково расцениваются Богом?»

Другой очень точно ответил: «Когда ты объяснишь мне разницу, как Бог оценивает булавку и доллар, тогда я отвечу на твой вопрос».

На самом деле Богу совсем безразлична стоимость предмета или количество украденного, и не имеет значения, у кого взяли вещь. В любом случае такое действие не может быть оправдано, поскольку сам поступок противоправен. Мы не должны забывать об этом, когда у нас возникнет искушение что-то взять, не уплатив стоимости вещи. Вы не задумываясь ответите, что нет никакой пользы от продажи вашей жизни всего за несколько центов!

Когда мы говорим об обкрадывании Бога, то это звучит как кощунство, не так ли? Но тем не менее в наши дни миллионы людей предпочли бы отсечь свою правую руку, чем взять то, что принадлежит их друзьям, и, таким образом, быть в этом виновными! Вот что я хочу прочитать вам в Книге Малахии 3:8: «Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «чем обкрадываем мы Тебя?» десятиною и приношениями». Несмотря на частые оправданные упреки в адрес фарисеев, Христос тем не менее отметил их верность в принесении десятин. «Но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять» (Лк. 11:42).

Господь говорит нам, что десятая часть всех наших доходов принадлежит Ему для использования в деле благовестия. Далее Он просит отдавать Ему доброхотные приношения сверх наших десятин. Если мы верны возвратить Богу то, что принадлежит Ему, тогда Он обещает одарить нас великими и несравненными благословениями. В случае нашей неверности Бог говорит, что мы обокрали Его, потому что взяли то, что не является нашим, а принадлежит только Ему. Внимательно поразмыслите над этим: если кража какой-то вещи у человека уже является ужасным противоправным действием, то не будете ли вы осуждены вдвойне за то, что обокрали своего Небесного Отца?

Обкрадываете ли вы Бога в том, что не отдаете Ему то, что Он желает превыше всего, — ваше сердце, вашу жизнь? У Бога есть все права, чтобы вы принадлежали Ему! Хотите ли вы, чтобы это в действительности произошло?