15 Бог не переносит семи обстоятельств

ДЛЯ БОГА нет ничего более важного, чем чистая правда. Пророк-благовестник Исаия вместе с псалмопевцем Давидом говорят о Господе как о «Боге истины» (Ис. 65:16; Пс. 30:5). Иисус, Сын Божий, заявляет о Себе как о воплощении истины (Ин. 14:6), и третье лицо Божества, Святой Дух, через апостола Иоанна говорит: «Дух истины» (2 Ин. 5:6). О Священном Писании часто говорится как о Слове истины, к примеру, в Ин. 17:17. Бог говорит, что Его Закон есть истина (Мал. 2:6) и что Его дела верны (Пс. 32:4). Апостол Павел заявляет, что Церковь Божья есть «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15).

В свете этих богодухновенных слов мы можем конкретно понять следующее: для Бога является мерзостью все, что отмечено ложью и всякого рода неправдами. Так как Бог является воплощением истины, то всякое действие обмана рассматривается Небом как предательство против Бога. Для того чтобы защитить Свой народ от обилия предательства и обмана, Бог со Своей стороны поставил условие, которое, словно красный свет светофора, предупреждает об опасности, и Он поместил его в Своем законе, сделав путеводным маяком: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исх. 20:16).

Нарушение девятой заповеди в основном связано с действиями столь небольшого по размерам, но крайне неуправляемого члена нашего организма — языка. Апостол Иаков об этом говорит: «Так и язык— небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает: и язык — огонь, прикраса неправды. Язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны… А язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда» (Иак. 3:5. 6, 8).

Где еще в Священном Писании мы можем найти более резкое обвинение в адрес потенциальной причины нашего несчастия? О, в каком трудном положении может оказаться человек, имеющий неукротимый язык! Кто-то однажды сказал, что Господь дал человеку два уха, но только один язык, ибо Он ожидает, что человек будет слушать в два раза больше, чем говорить.

Существуют две причины, по которым наш язык может привести нас к серьезным затруднениям. Во-первых, когда мы лжем или когда скрываем правду. Конечно же, ложь запрещается каждым словом девятой заповеди; и, без сомнения, лживость не является чертой Божьего характера и не должна отличать Его детей. В действительности же ложь берет свое начало от лукавого. Иисус заявляет, что сатана является отцом всякой лжи (Ин. 8:44).

Мудрый царь Соломон рассказывает нам в притчах, какие семь особенностей человеческого характера ненавидит Бог. Пять из них тесно связаны с ложью, будь она совершена словом или делом. Прочитайте внимательно эти слова: «Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и посевающий раздор между братьями» (Притч. 6:16—19).

В этих словах Бог запрещает «язык лживый» и «сердце, кующее злые замыслы», указывая, что именно от них исходит ложь. Далее он осуждает сплетника, ноги которого быстро бегут к злодейству. Лжесвидетель и сеющий раздор между братьями также причисляются к тем, кого ненавидит Бог. Для Бога совсем немаловажно, виновен ли человек в безразличном отношении к истине или нет.

Мне однажды пришлось познакомиться с небольшой историей о древних сиамцах, у которых существовали неизвестные нам правила и законы. Всякого человека, обвиненного во лжи, обычно наказывали, зашивая ему полностью рот, чтобы больше не слышать от него нечестивые слова лжесвидетельства. Когда я читал об этом, то сразу же задумался, насколько бы такой метод был действенным в наши дни. Если бы у нас практиковалось такое наказание, скольких людей можно бы было встретить с зашитыми устами, разве не так?

Мудрый царь Соломон может немало сказать о лжесвидетелях и сплетниках. Обратите внимание на эти слова: «Что молот и меч и острая стрела, то человек, произносящий ложное свидетельство против ближнего своего» (Притч. 25:18). Вероятно, не многие решатся использовать молот или меч против своих соседей, но для Бога не существует большего богохульства, чем ложные заявления о других людях.

Теперь поговорим немного о ложных высказываниях. Нам совсем не обязательно произносить много отвратительной лжи, чтобы нарушить эту заповедь. Нашим растерянным взглядом, неуклюжим жестом или просто молчанием мы можем обмануть кого-нибудь и таким образом мы будем виновными во лжи. Иногда наше двусмысленное утверждение может кого-то ввести в заблуждение и привести к обману. Все это является лжесвидетельством.

А тогда как насчет «небольшой белой лжи», которую мы говорим, чтобы успокоить самих себя? По всей видимости. Бог не возложит на нас ответственность за такую мелочь, не так ли? Более чем вероятно, что Он не оставит нас без наказания! Бог говорит, что мы будем судимы за каждое слово, сказанное праздно или напрасно (Мф. 12:36). Но совсем уж несправедливо, если человек прикажет горничной или швейцару в офисе говорить всем посетителям, обманывая их, что его нет на месте, в то время как он спокойно сидит дома или работает в конторе. А правильно было бы самому сказать о своей крайней занятости? Нет, на самом деле это могло бы стать еще большей ложью, направленной против посетителей. Для Бога не существует различия между белой и черной ложью. А поскольку Он есть воплощение истины, всякая ложь и обман является самым грязным грехом.

Божье Слово ясно говорит, что лжецы — будь то утвердившиеся в своем греховном поведении, или те, кто просто ради выгоды или мнимого удобства слишком вольно толкуют истину, — никогда не получат места в Божьем городе (Откр. 21:27; 22:15).

Теперь давайте обратим наше внимание на то, что, возможно, является самым распространенным злом наших дней. Речь идет о нашей слабости, и некоторые мужчины склонны обвинять в этом только женщин, но на основании личного наблюдения я бы не сказал, что передача сплетен полностью присуща только женской половине любого общества. На самом деле это легко приобретаемая привычка, но от нее крайне трудно избавиться. Нам, христианам, так недостает Божьей благодати, чтобы оставить эту неприглядную привычку. Кто-то высказал мнение о том, что в современном мире слова — это самый дешевый товар. Если это так на самом деле, тогда почему необдуманный разговор приносит душевные переживания и беспокойство и даже навсегда рушит отношения между людьми. Вдохновенное Слово говорит об этом: «Наушник разлучает друзей» (Притч. 16:28).

Сколько людей потеряли друзей, сколько разбитых семей, сколько разрушенных жизней — и все это в результате неосторожной беседы! Во время войны нам приходилось повсюду видеть плакаты, предупреждающие: «Опрометчивый разговор стоит жизни». Насколько же это верное высказывание! Не только в военное время, но и во все времена опрометчивый разговор приводит к невосполнимым потерям.

Однажды поспешно сказанное, недоброе или неверное слово может долго не изглаживаться из памяти. То, что было сказано, уже не вернешь, и никакие извинения не могут восстановить первоначальных отношений.

Давайте обратим внимание, какие Бог дал нам наставления относительно сплетен любого рода. «Не ходи переносчиком в народе твоем», — предупреждает нас Господь в Книге Левит 19:16.

Мы с ужасом воспринимаем опубликованное в газете сообщение о случае людоедства. Цивилизованные люди, узнав о том, что один человек убил своего соплеменника и потом устроил хороший обед, придут в ужас. В то же самое время эти же добропорядочные люди могут сидеть за праздничным столом со своими друзьями и во время беседы на словах перемалывать косточки множеству общих знакомых. Они будут наслаждаться мистером Джоунсом в качестве первого блюда и потом «съедят с потрохами» миссис Смит на второе блюдо; семья Браунсов будет предложена ими на десерт. Такая разновидность общественного людоедства фактически является нарушением духа девятой заповеди. Давайте молиться Богу, чтобы Он дал нам возможность одержать победу над нашими языками, а потом мы станем сотрудничать с Ним для приобретения этой победы!

До этого момента мы рассуждали, какое зло может совершить наш небольшой неуправляемый орган. Но в жизни должно быть и какое-то доброе применение нашему языку, и Бог поможет определить, в какой области христианин может правильно использовать свой язык. Вот только послушайте! Вместо доносов, сплетен, лжи и клеветы псалмопевец предлагает полезную тему для христианской беседы о духовных предметах: «Возвещайте в народах дела Его… Поведайте о всех чудесах Его» (77с. 104:1, 2).

Разве мы не должны возвеличить благость Божью в наших беседах друг с другом? Царь Давид для себя твердо решил: «И язык мой всякий день будет возвещать правду Твою» (Пс. 71:24}. Насколько наш мир был бы более привлекательным и счастливым, если бы мы чаще размышляли о благости Бога и прекрасных качествах наших друзей и соседей, исключили бы поиски недостатков в других людях, прекратили бы сплетничать и перестали бы лгать!

Рассказывают историю о Томасе Бичере, который абсолютно не выносил обмана. Когда он узнал, что настенные церковные часы показывали неточное время, он написал плакат, в котором говорилось: «Не осуждайте мои стрелки — нарушения правильности хода лежат намного глубже». Данное утверждение верно для каждого, кто нарушает девятую заповедь. Беда кроется не в устах человека, она лежит в той глубине, откуда могут появляться злые слова. Если беспорядок обосновался в сердце человека, то какими могут быть его поступки?

Кто-то сказал, что тот, кто много времени проводит на коленях, мало лжет! И это на самом деле так и есть. Если мы содержим свои сердца в чистоте, а наша связь с Богом — источником истины — не нарушена, тогда подчинение духу и букве девятой заповеди не составит для нас особого труда. Христос, живущий внутри нас, будет руководить нашими устами, и мы обретем победу над всяким лжесвидетельством.