16 «Благочестие с довольством»

ОТ ДНЕЙ ВЕЧНЫХ, когда еще не была создана земля, Люцифер, красивый видом осеняющий херувим, обитал в небесных дворах. Пророк Иезекииль описывает его как «полного мудрости и венец красоты» (Иез. 28:12). Богодухновенное Слово также утверждает, что Люцифер был руководителем множества ангелов, когда они поклонялись своему Творцу в сопровождении прекрасной музыки. Являясь осеняющим херувимом и по своей значимости только немного уступавший Сыну Божьему, Люцифер был сотворенным существом, имевшим большое влияние на небе.

Он часто проходил по улицам, выстланным чистым золотом, и почти повсюду, как в зеркале, видел свое отражение; и это служило ему постоянным напоминанием о его неповторимой красоте. Воинство ангелов оказывало ему должное почтение и уважение, во всякое время дававшее ему ощущение власти и повышавшее его влияние среди небожителей.

Прошло время, и в сердце Люцифера вкралось чувство, чуждое всем небесным существам. Будучи очень красивым, Люцифер стал искать ответ на странные мысли, которые по непонятным причинам зародились в его разуме. Он начал задаваться вопросом, почему ему не было дано равное положение с Сыном Божьим. Разве ему недоставало мудрости или он уступал Христу своей красотой? Почему же тогда, будучи совершенным существом, он не получил такое же положение, как и Сын Божий? Люцифер позавидовал тому, что Христос имел с Отцом уникальные, очень близкие взаимоотношения. Таким малозаметным образом грех возник в сердце одного из Божьих сотворенных небесных существ.

Греховные помыслы и требования Люцифера возрастали изо дня в день, пока они не подготовили почву для открытого восстания. Обратите внимание на слова, изложенные пророком Исаией, о завистливых помыслах руководителя ангелов: «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» (Ис. 14:13. 14}.

Последствия такого заявления о начале войны на небе уже хорошо известны исследователям Священного Писания. Люцифер — осеняющий херувим — был сброшен на нашу землю и стал сатаной, искусителем людей. Сегодня все мы постоянно и повсюду сталкиваемся с его злым влиянием, поскольку живем на земле греха и проклятия.

Это предисловие подвело нас к исследованию десятой и последней заповеди Закона Божьего. Как раз ее и нарушил Люцифер, когда пожелал занять положение, данное Сыну Божьему. Все это произошло от дней вечных, еще до того, как был создан наш мир. Зависть зарождается от духа лукавого, духа восстания против Бога и Его закона любви. Поэтому Господь, обитающий на небе, сказал:

«Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исх. 20:17).

Зависть тесно связана с себялюбием. Мы не встретим в Библии слова «эгоистичный» и «эгоизм», но вместо них используются такие слова, как зависть и завистливый. Эгоизм склоняет человека к желанию завладеть тем, что не принадлежит ему. Эгоистичная природа людей приводит их к греховному ощущению, что они должны обладать вещью, принадлежащей законному владельцу, Такой дух чужд характеру и учению Бога. Он желает, чтобы Его дети обладали характером, основанным на Божественном принципе жертвенной любви. Любовь понуждает человека больше отдавать, чем брать у другого человека, тем более завидовать ему. Люцифер позавидовал и тут же решил захватить все, что не принадлежало ему. Какая противоположность духу Евангелия, тому, что излагает любимый ученик Христа Иоанн: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

В наши последние дни земной истории, перед пришествием Христа, мы можем со всех сторон ожидать проявление духа жадности и зависти, который неудержимо возрастает и распространяется по всему миру, ибо это — один из признаков Второго пришествия нашего дорогого Спасителя. «В последние дни, — говорит апостол Павел, — наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы» (2 Тим. 3:1, 2).

Мы становимся очевидцами того, как всевозрастающие свидетельства еще раз доказывают нам верное исполнение пророчества, сделанного более девятнадцати веков тому назад. Сейчас как никогда раньше рассматривается много судебных дел, больших и малых, связанных с воровством — этим страшным результатом людской зависти. Наш сегодняшний мир разрывается от душевной боли людей и от кровопролития, и все это происходит из-за зависти, поселившейся в сердцах вождей народов. Зависть приводит к ненависти и войне, а в нашем мире более чем достаточно и того, и другого. Пусть в сердце Божьего народа не найдется места зависти, ненависти и войне! Сердце христианина должно быть настолько преисполнено любовью к своему Создателю и всем людям, чтобы у него не осталось места для ненависти и зависти.

Авторы Ветхого и Нового Заветов были духовно ободрены, чтобы осуждать этот грех, ставший результатом падения и предательства Люцифера. Псалмопевец Давид заявляет, что Бог ненавидит зависть (Пс. 9:25). В Книге Иисуса Навина описан трагический опыт завистливого Ахана. Бог дал Израилю точные наставления: ничего из заклятого в Ханаане народ не должен брать для себя. Но летопись свидетельствует, что Ахан присвоил и спрятал золото и серебро, сокрыл сокровище в своем шатре. Смерть как итог его безрассудства стала прообразом судьбы людей, нарушающих принципы десятой заповеди. «И побили его все Израильтяне камнями, и сожгли его огнем» (Нс. Нав. 7:25).

В ходе окончательного уничтожения нечестивых завистливый человек будет «брошен в озеро огненное и серное» (Откр. 20:10).

Иисус во время Своего земного служения предупреждал остерегаться зависти. Обратите внимание на слова великого Учителя, изложенные в Лк. 12:15: «Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от обилия его имения».

Сын Божий постоянно стремится дать нам понять, что временные богатства являются преходящими и мы не должны искать их и стремиться завладеть ими в ущерб вечной жизни. Любостяжание всегда приводит человека к продаже своей души, то есть обмена жизни на «тленное золото».

В одной истории рассказывается об очень скупом и жадном русском крестьянине — ему обещали отдать столько земли, сколько он обежит за один день. В назначенное время тот человек встал весьма рано и начал обегать будущий участок земли. Он старался бежать изо всех сил; предвкушая с неудержимой жадностью, что вот-вот он завладеет огромным земельным наделом. Ненасытные требования возбудили в нем такую неослабевающую ревность, что его слабое сердце не выдержало сумасшедшего темпа бега. Еще задолго до наступления сумерек жадный крестьянин, полностью выбившись из сил, упал и умер от сердечного приступа. Что же в конце концов получил этот человек? Его награду составил клочок земли размером один метр на два, ровно столько, чтобы похоронить его бренные останки. Вот таким способом зависть завлекла к себе в западню еще одну жертву.

Нечто подобное произошло и с молодым вельможей, который пришел ко Христу с вопросом о вечной жизни. Спаситель рекомендовал ему соблюдать заповеди. Молодой богатый человек ответил, что он с самого детства был научен соблюдать все принципы Божьего Закона. Иисус решил взвесить его на весах практической христианской жизни, а не Десятью Заповедями. «Если хочешь быть совершенным, — предложил Учитель, — пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19:21). Однако алчность к общему числу жертв добавила еще одну, о чем мы читаем в следующем стихе: «Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение».

Мы становимся очевидцами того, как в нашем современном мире зависть приводит к плачевным последствиям как одного человека, так и целые народы. В Книге Пророка Исаии 30:1 Господь говорит о прибавлении «греха ко греху». Как раз такую работу совершает грех зависти. Он ведет нарушителя Закона Божьего еще дальше на запретную территорию.

Пророк Михей заявляет, что зависть ведет к притеснению одних людей другими. Прочитайте внимательно эти вдохновенные слова: «Пожелают полей, и берут их силою, домов — и отнимают их; обирают человека и его дом, мужа и его наследие» (Мих. 2:2). В некоторых переводах Библии есть вариант этого стиха, где говорится, что зависть может привести человека к «поборам других людей и побудит захватить чужой дом». На основании слов пророка нам становится ясно, что притеснение одних людей другими и мошеннические сделки являются не чем иным, как результатом зависти.

Давайте теперь обратимся к Книге Второзаконие, чтобы получить еще больший свет по этому предмету нашего исследования. «Не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров; ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых» (Втор. 16:19). Жажда иметь все то, чем мы не в состоянии обладать, может привести нас к нечестным сделкам или к получению взяток. Такая нечестность не должна иметь место в жизни детей Божьих. Нечестность является грехом, и Библия недвусмысленно утверждает, что «возмездие за грех есть смерть» (Рим. 6:23).

Используя Новый Завет как увеличительное стекло, мы продолжаем наше исследование десятой заповеди и с ее помощью находим другой жизненно важный и интересный пункт. Апостол Павел заявляет, что зависть является идолопоклонством (Еф. 5:5; Кол. 3:5). Совсем не удивительно, если человек всем своим сердцем прильнул к какой-то вещи или предмету; так привязался к ним, что его желание обладать ими принимает разновидность идолопоклонства. Подобное отношение прибавляет «грех ко греху» и наряду с десятой заповедью влечет за собой нарушение первой и второй заповеди. На основании изложенного мы можем лучше понять слова апостола Иакова из его послания, где он ясно говорит: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иак. 2:10).

Теперь давайте обратим наше внимание на средство против зависти. Спаситель рассказывает нам, где искать корень этого зла. В Евангелии от Марка 7:21, 22 Он говорит, что зависть приходит только «извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы». Поэтому, чтобы найти источник греха, нам нужно искать его в невозрожденном человеческом сердце. Насколько несравненно важны для нас удивительные слова Христа: «Должно вам родиться свыше» (Ин. 3:7).

Единственным спасением от зависти и любого греха является Иисус Христос, обитающий в нашем сердце. Тогда и только тогда источники жизни не будут загрязнены грехом. Нам необходимо с большим вниманием отнестись к призыву апостола Павла, изложенному в Послании к Евреям 13:5: «Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть».

У нас может и не быть богатств этого мира, они совсем не обязательны для нас, но если Христос пребывает у нас в сердце, тогда мы — самые богатые из всех людей на земле. Так будем же довольны тем, что у нас уже есть из мирского имущества, и не станем завидовать тем, кто был благословлен больше нас, ибо мудрый царь Соломон напоминает нам: «Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога» (Притч. 15:16). Апостол Павел по этому поводу добавляет следующие слова: «Великое приобретение — быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынесть из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (2 Тим. 6:6—8).

Но есть одна разновидность зависти, не влекущая за собой наказания. Апостол Павел говорит об этом в Первом послании к Коринфянам 12:31: «Ревнуйте о дарах больших». Бог желает, чтобы Его дети ревностно стремились приобрести те дары, которые наилучшим образом подготовят их для свидетельства о Нем. Мы по праву можем желать приобрести дары Духа Святого.