3. Жизнь только во Христе

ОДИН ЗНАМЕНИТЫЙ ПРОФЕССОР колледжа только что возвратился домой после продолжительной поездки за границу. Во время своего путешествия он посетил многие известные высшие учебные заведения Европы, где брал интервью у ведущих преподавателей и общался с государственными деятелями разных стран. Однажды после его возвращения на родину к нему пришел корреспондент газеты колледжа, чтобы взять интервью у него самого. Профессор пригласил молодого человека в библиотеку.

«Господин, — начал молодой человек, — вы проехали огромные расстояния, беседовали со знаменитостями, тщательно изучили тысячи книг в своей библиотеке. Скажите мне, что из всего этого показалось вам наиболее выдающимся и оказало на вас особое впечатление?»

Христианский профессор положил руку на плечо молодого человека и, посмотрев ему прямо в глаза, ответил: «Мой друг, проехав расстояние в несколько тысяч километров, побеседовав со многими великими людьми, прочитав тысячи научных трудов, я пришел к двум выводам, которые стоят превыше всех остальных: первый заключается в том, что я являюсь великим грешником, а второй — в том, что Иисус Христос — это великий Спаситель!»

Превыше всего сегодня нам необходимо понять всю искренность мудрого ответа преподавателя-христианина. Во-первых, мы должны осознать свое истинное положение перед Богом и понять, что в нашем невозрожденном, греховном состоянии мы потеряем всякую надежду на спасение. После чего мы можем обратить наш взор к небу и, взирая на Сына Божьего, подняв глаза на Голгофский крест, мы можем верою обрести спасение, обеспеченное нам Самим Господом. В этих двух мыслях изложена вся основа и содержание Евангелия.

Сила Евангелия

В английском языке довольно часто используется слово gospel (евангелие), у него очень интересная история. Это слово происходит от староанглийского слова Godspell, что означает «Божья история». Мы иногда говорим, что история человечества дана нам в «Его изложении», то есть описывает взаимоотношения Бога с народами земли на протяжении всех веков. Поэтому Евангелие является Божьей историей или изложением Его плана спасения человека от власти и последствий греха.

В своем послании к Римлянам апостол Павел говорит о Боге, которому он служит, и ссылается на «благовествование Сына Его» (Рим. 1:9). Поэтому Евангелие может быть по праву представлено как Божья история о Его Сыне, поскольку Иисус — единородный Сын — является центральной темой всего Евангелия.

В оригинале Нового Завета на греческом языке слову евангелие соответствует слово (euaggelion), что буквально означает «благая весть». И действительно, история о Божьем Сыне, пришедшем в наш мир, который покрыт тьмою и находится во мраке (см. Ис. 60:2), на самом деле является Благой вестью.

Но апостол Павел утверждает, что Евангелие — это больше, чем простая история, оно даже больше, чем просто Благая весть. Он с полной уверенностью заявляет: «Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божья ко спасению всякому верующему» (Рим. 1:16).

Много веков назад легионы римского кесаря завоевали Сирию, и примерно там, где сейчас проходит ее восточная граница, римляне построили город Гера. Нынче от него остались только руины, но среди них в изобилии растет очень странное и довольно интересное растение, известное под названием камнеломка. Название свое оно унаследовало от двух латинских слов (saxum и frangere), что означает «ломающее камни».

Много веков тому назад город Гера был процветающим и богатым торговым центром, получавшим наибольшую часть дохода от продажи ладана, используемого язычниками в их разнообразных ритуалах во время поклонения языческим богам. Однако после того как Евангелие проникло в эту часть империи и поклонение живому Богу встало на место поклонения идолам, известный и богатый город Гера стал приходить в упадок. Торговля резко сократилась, постепенно город полностью запустел, и в наши дни там не встретишь ни одного жителя.

Сейчас там повсюду среди каменных руин царствует растение камнеломка — «ломающее камни»; оно растет, раскалывая и разрушая колоннады примитивного язычества. Какая сила заключена в Евангелии! На самом деле оно разрушает камни. Окаменевшие сердца людей, неспособные к самопожертвованию, были сокрушены простой историей о любви Спасителя и Его смерти за грешников, чтобы у них появилась возможность наследовать жизнь вечную.

«Наш Спаситель Иисус Христос, — говорит апостол Павел, — разрушивший смерть и явивший жизнь и нетление чрез благовестие» (см. 2 Тим. 1:10). «Ибо возмездие за грех — смерть, — пишет он в Рим. 6:23, — а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем». Грех говорит — умри! Но через Христа мы можем жить и наследовать нетление.

В тропических лесах на западе Индии растет дерево манчинелла, оно приносит плоды, по форме напоминающие яблоки. Млечный сок этого дерева очень ядовит. Говорят, что среди этих смертельно ядовитых деревьев растет одна разновидность смоковницы, чей древесный сок, если его применить вовремя, может нейтрализовать действие яда манчинеллы. Такова же сила и воздействие Евангелия: если человек примет его с верой, тогда он освободится от тягот греха! Кровь Христа может целиком преобразовать самого отъявленного грешника и сделать его новым человеком. «Наречешь имя Ему: Иисус, — сообщил ангел Марии, — ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1:21).

На основании этого текста мы обратим основное внимание нашего исследования на закон и его неразрывную связь с Евангелием. Вдохновенный Автор заявляет, что Евангелие является силой Божьей для спасения людей. От чего же нам нужно и можно спастись? Только что прочитанный текст из Евангелия от Матфея дает нам ответ: «Он спасет людей… от грехов их».

Библейское определение греха

Грех, мой дорогой друг, — это зло, и только Евангелие может спасти нас от него! Но что такое грех? Кто-то скажет, что грех — это употребление алкоголя, ругательства, богохульство, азартные игры. Другой выскажет мнение, что воровство и злые мысли также являются грехом. Эти различные ответы свидетельствуют, что существуют неодинаковые понятия о праведности и о грехе, все зависит от мировоззрения людей. Один человек считает грехом употребление алкоголя, другой может не почувствовать вреда в «умеренном» потреблении спиртного. Один писатель, чью статью я недавно прочитал в журнале, довольно твердо заявил, будто он уверен в том, что Бог не раздражается, слыша наши ругательства, и что Он рассматривает их как естественный способ время от времени гасить пыл возросшего в нас негодования. Однако для другого человека ругательство является очень оскорбительным и даже отвратительным поступком.

Древние греки говорили о своих ошибках, используя слово, которое означает «промах». Для них их грехи были просто чем-то неизбежным. Со своей стороны, они ничего не могли исправить в создавшемся положении и поэтому полагали, что им было лучше забыть свои ошибки. Таково языческое отношение ко греху.

Если же мы обратимся к посланиям Иоанна, возлюбленного ученика Иисуса Христа, то обнаружим всеобъемлющее определение греха. Апостол подводит итог всем разновидностям зла в следующих словах: «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие» (1 Ин. 3:4).

В этих словах апостол заявляет, что нарушение любой заповеди из десяти является грехом. Если я произношу имя Господа напрасно, тем самым уже нарушаю третью заповедь, запрещающую такое действие, и значит я совершаю грех. Украв что-нибудь, я грешу, ибо заповедь гласит: «Не кради»; и, пренебрегая ее предупреждением, я нарушаю Закон Божий. Когда я завидую, то тем самым я также совершаю грех. Каждый из этих грехов, изложенных в Десяти Заповедях, противоречит воле и характеру Бога.

Евангелие согласуется с заповедями

В наши дни есть люди, утверждающие, что существует различие между тем, что разрешает закон, и тем, что позволяет Евангелие, как будто они полностью отделены одно от другого и даже противоречат друг другу. Некоторые люди заявляют, что Евангелие заменяет закон и полностью отменяет требования к человеку, предписанные законом. Как такое вообще может произойти?

Евангелие открывает нам план спасения человека; от чего же нам надо спасаться, поинтересуетесь вы? Зачем нам нужно быть спасенными от греха? А что представляет собою грех? Бог говорит, что грех — это нарушение одной из десяти заповедей Его закона. Когда мы нарушаем заповеди, мы заслуживаем смерти, потому что «возмездие за грех есть смерть». Но Евангелие излагает нам Благую весть о том, что Бог обеспечил наше спасение, когда Иисус умер за нас, чтобы мы могли принять Его смерть как щедрый дар.

Это рассуждение ведет нас к другому вопросу, самому насущному: разве проповедь Евангелия отменяет или заменяет заповеди Десятисловного Закона? Как мы знаем, единственная причина существования «Евангелия заключается в спасении людей от греха, «нарушения закона». Апостол Павел ясно говорит: «Где нет закона, нет и преступления» (Рим. 4:15).

Если бы закон был упразднен с появлением Евангелия, тогда, как заявляет апостол, не стало бы и преступления, то есть никакого греха в мире. Придавая этому вопросу большое значение, апостол Павел далее утверждает: «Грех не вменяется, когда нет закона» (Рим. 5:13).

Итак, если нет закона, то нет и греха. Если нет греха, тогда нет нужды в Евангелии. Вместо того чтобы находиться в противоречии друг к другу и существовать порознь друг от друга, Закон и Евангелие в действительности никак не отделимы. Вследствие нарушения заповедей грешник заслуживает смерти, но у нас есть Евангелие, несущее надежду погибающим людям! Евангелие было бы не нужно, если бы не было греха. Сам факт присутствия греха в каждом человеке заявляет о необходимости Евангелия. Повсюду мы становимся свидетелями последствий разрушительной силы греха, и тем не менее Божий Закон постоянно нарушается людьми. Все еще существуют убийцы, воры, сквернословы, злонравные, жадные и скупые люди, нечестивые и неверующие, которые нуждаются в спасении через Евангелие.

Заповеди выявляют грех

Теперь мы должны выявить истинную связь, существующую между Божьим законом и Его Евангелием. В современном мире есть люди, которые верят и учат, что путем неуклонного соблюдения Божьего закона можно каким-то образом возрасти до нравственного совершенства Савла из Тарса и в конечном итоге спастись. Сам апостол Павел опровергает такую вероятность, когда очень ясно заявляет: «Потому что делами закона не оправдается перед Ним никакая плоть» (Рим. 3:20). Никто не собирается заработать себе право войти на небо только лишь вследствие соблюдения заповедей Божьих,

Все же часть людей считает, что требования Закона Божьего должны быть раз и навсегда упразднены при том условии, что человек будет только наслаждаться полной свободой Евангелия. «Давайте освободимся от старого ярма рабства», — восклицают они, не обращая внимания на тот факт, что Бог говорит: «Закон свят, и заповедь свята и праведна и добра» (Рим. 7:12).

Дорогой друг, такое утверждение приводит нас в столь же безвыходное положение. Для меня это было бы равносильно заявлению, что я собираюсь стать примерным гражданином моего города, нарушая все его законы и правила, лишь бы обеспечить мир и благосостояние моих близких. Хотя человек никогда не сможет надеяться на собственное спасение, только внешне соблюдая Божьи заповеди, тем не менее закон занимает свое место в евангельской вести, так же, как закон моего города предназначен для поддержания мира, порядка и безопасности граждан.

Закон Божий играет важную и неотъемлемую роль в деле искупления каждой личности — он раскрывает грех данному человечку и запечатлевает в его сознании нужду грешника в Спасителе. Мой друг, это и есть Евангелие! Закон не, спасает нас, он просто указывает на грех в нашей жизни, тем самым выявляя его существование. Только Иисус Христос, Агнец Божий, может спасти нас. Закон Божий является определителем греха, потому что «законом познается грех» (Рим. 3:20).

Апостол Павел заявляет, что мысль о заповедях открыла ему грех: «Но я не иначе узнал грех, как посредством закона, ибо я не понимал бы и делания, если бы закон не говорил: «не пожелай»» (Рим. 7:7).

Иаков, ученик Христа, отводит закону надлежащее место в прямом взаимоотношении с Евангелием, когда он описывает его как Божье зеркало для распознания греха: «Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел — и тотчас забыл, каков он. Но кто вникает в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действовании» (Иак. 1:23—25).

Когда мы читаем эти слова и увязываем их с утверждением апостола Павла, тогда перед нами открывается ясная картина истинного взаимоотношения закона и Евангелия. Прочитайте внимательно слова Павла: «Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою» (Гол. 3:24).

Представьте вполне допустимую ситуацию. Человек, возвратившись домой после тяжелой физической работы, смотрит на себя в зеркало перед тем, как сесть за стол и поужинать. Зеркало подсказывает ему, что его лицо испачкано и ему необходимо умыться. Что сделает человек, увидев, что он в грязи? Рассердится ли он на зеркало за то, что оно показало грязь на его лице, и в состоянии ярости швырнет зеркало на пол, разбив его на мелкие кусочки? Поможет ли ему такой способ удаления грязи с лица? Конечно, нет! Он пойдет и тщательно умоется. Сделав это, он никак не сможет указать на зеркало и заявить, что оно вымыло его лицо. Ведь так и есть на самом деле — зеркало не мыло его лицо! Зеркало только сыграло свою единственную роль, отразило человеку его грязное лицо, тем самым указав на непорядок.

Мой дорогой друг, согласно посланиям Иакова и Павла, как раз такую работу выполняет Закон Божий в плане искупления человека от греха. Он является для нас зеркалом, которое открывает совершенный нами грех, напоминая о его существовании. Если я сказал неправду о моем соседе, я смотрю в Божье зеркало и вижу пятно в моем характере, ибо сказано: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исх. 20:16). Таким образом. Божье зеркало показывает мне мой грех. Но сама заповедь не может удалить или смыть это пятно из моего характера. Она всего лишь может указать на мой грех. Что же тогда я должен сделать? Так как закон определяет меня грешником, должен ли я в гневе поносить закон? Должен ли я дать ему определение — «ярмо рабства» и заявить о его заповедях как о ничего не значащих для меня? Сможет ли это заявление уничтожить мой грех или искупить мои неправильные поступки? Вполне очевидно, что этого не произойдет, потому что я останусь таким же плохим, как и был прежде, то есть до •ого, как узнал об этом.

Апостол Павел говорит, что закон приводит меня ко Христу (Гол. 3:24). Он раскрывает мой грех и обращает мое внимание на кровь Христа как на единственный Божий источник, очищающий от греха.

Есть источник, он наполнен кровью,

Он течет из вен Еммануила;

И все грешники, погружаясь в тот поток,

Оставляют в нем позор своей вины.

Закон не может очистить и спасти нас, но только драгоценная кровь Иисуса способна снять наш грех. Это благословенная евангельская весть. В ней закон играет такую же роль, как Божье зеркало в раскрытии греха, а Иисус выступает в качестве нашего благословенного Спасителя от греха, раскрытого через закон.

Чтобы подчеркнуть смысл вышеизложенного, нам необходимо вернуться на мгновение к сравнению с основным законом государства — конституцией. Тогда нам станет предельно ясно, что мы соблюдаем законы нашего общества не для того, чтобы получить репутацию примерных граждан, но потому, что мы уже являемся примерными гражданами и у нас нет внутреннего желания посягать, к примеру, на права и имущество наших сограждан. То же самое происходит с Божьим дитятей, живущим согласно заповедям Божьим. Он поступает так не для того, чтобы обрести спасение, но потому, что он испытал новое рождение и у него нет желания красть, совершать убийства, лгать, сплетничать, нарушать Божьи заповеди каким-либо другим способом.