4. Закон и благодать

ОДНАЖДЫ УТРОМ известный британский проповедник прогуливался со своим другом по оживленной улице в пригороде Лондона. Проходя по бедному кварталу, они увидели на тротуаре жалкого пьяницу, в котором едва ли можно было признать человека. Его взъерошенные волосы и борода, как, впрочем, и все остальное, свидетельствовали о том, что он давно не мылся. В его глазах можно было заметить сильную усталость, они были налиты кровью, нос его опух и больше напоминал красную луковицу. Грязное тряпье, частично покрывавшее его изможденное тело, едва ли можно было назвать одеждой. Рядом с ним лежала пустая бутылка из-под виски — безмолвный свидетель пристрастия, погубившего этого человека. Старый уличный бродяга едва нашел в себе силы, чтобы встать на ноги. Потоптавшись на месте и покачавшись из стороны в сторону, он через силу сделал первые неуверенные, шаги и затем побрел по улице, шаркая подошвами сильно изношенных ботинок.

Став свидетелями столь жалкого зрелища, евангелист обратился к своему товарищу с такими словами: «Джордж, я бы отправился в то же место, если бы не Божья благодать!»

Да, мой друг, туда идет, образно говоря, весь мир осужденных людей, заблудших во грехе! Ты когда-либо задумывался, каким был бы наш мир, если бы благодать не стала между грешником и тем неизбежным последствием нарушения Закона Божьего? Я даже не могу спокойно размышлять о такой плачевной картине!

В современных религиозных кругах очень много говорят о благодати. Мы говорим о себе как о «спасенных по благодати». Мы повторяем, что нам для нашего спасения достаточно благодати. Мы говорим о благодати как об особой милости и о том, что мы находимся «под благодатью». Хотя мы так часто ссылаемся на это прекрасное и очень важное слово, понимаем ли мы полностью, что на самом деле представляет собою благодать?

Что такое благодать?

Слово «благодать» означает «незаслуженная милость». Преступник, лишивший жизни любого человека, заслуживает смерти как совершивший тяжкое преступление. Но предположим, что накануне казни к нему в камеру приходит охранник и вручает ему помилование, подписанное губернатором штата. Вот это и есть благодать. Преступник заслуживает смерти, но незаслуженная милость — милость, которую он не заслужил, — даруется ему в виде помилования губернатора.

Мы — грешники, родившиеся в преступлении, заслуживаем страданий вследствие нашего неповиновения и восстания против воли Бога. «Возмездие за грех — смерть» (Рим. 6:23). Но Бог вручает каждому из нас незаслуженное помилование, если только человек желает его принять. Это помилование стало действовать в нашу пользу только благодаря драгоценной крови Христа! Это и есть благодать! Бог оказывает нам незаслуженную милость через Христа.

«Благодать — это Божье свойство, оказанное людям, не заслуживающим прощения. Мы ее не искали, но она была послана, чтобы найти нас. Богу очень приятно наделять нас благодатью не потому, что мы достойны, но вследствие того, что у нас для этого нет никаких шансов. Наше единственное право на Его благодать заключается в нашей нужде» (Служение исцеления, с. 161).

Благодать в Ветхом и Новом Заветах

Слово «благодать» в Священном Писании упоминается 163 раза. В первых главах Книги Бытие нам представлено искреннее желание Бога проявить незаслуженную милость к одному представителю потерянной человеческой семьи, не имеющей надежды на спасение. Мы читаем в Бытие 6:8: «Ной же обрел благодать пред очами Господа».

Ной жил среди развращенного человеческого рода, но, несмотря на это, его сердце жаждало праведности и общения с Небесным Отцом. В тот самый момент, когда у него возникло желание улучшить окружающий мир, благодать Божья пришла на помощь и предоставила Ною возможность избежать великого потопа, который уничтожил все население земли, кроме восьми душ, спасенных по вере. Ной был спасен по благодати. Он унаследовал греховную природу своих родителей и, будучи грешником, заслуживал смерти! Но поскольку он всем сердцем стремился к Богу, его Небесный Отец оказал ему незаслуженную милость, и Ной был спасен по благодати!

Существуют люди, разделяющие человеческий род на два лагеря. К первой группе они относят тех, кто жил до крестной смерти Христа, а ко второй тех, кто жил после нее. Эти люди считают, что первая группа принадлежит к периоду (диспенсации) закона — очевидно, такие люди были без Спасителя и полностью зависили от дел, которые вменялись им в заслугу для вечного спасения вместе с искупленными. Родившиеся после принесения Самим Христом жертвы искупления находятся в более удачном и выгодном положении, потому что они живут по промыслу благодати, где дела не играют никакой роли в спасении, и оно зависит только от заслуг Христа.

Интересно заметить, что по этому поводу говорит Слово Божье. В Послании апостола Павла к Титу мы читаем: «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков» (Тит. 2:11). Благодать Божья настолько безгранична, что ее живительные лучи достигают каждого члена человеческого рода, который когда-либо жил на земле, — было ли это до Голгофского креста или после него. Независимо от времени, в котором жили люди, нераскаявшиеся грешники всех народов, живших во все века, ничего не заслуживают, кроме смерти. Если они спасены, то это только благодаря незаслуженной Божьей милости. Они спасены по благодати! Апостол Павел говорит, что благодать Божья явилась для всех людей без исключения.

Читая Исход 33:12—17, мы видим, что Моисей и израильтяне жили по благодати. Священное Писание говорит о Аврааме, Моисее и израильтянах, оно также повествует о Давиде (человеке по Божьему благоволению): «Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел» (Рим. 4:6).

Посмотрите, насколько верны и точны слова апостола Петра: «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12). Каждый человек может надеяться войти на небо и наследовать вечную жизнь только благодаря искупительной крови Иисуса.

Люди, жившие до того, как Иисус умер на Голгофском кресте, с нетерпением ожидали прихода Мессии, своего Спасителя. Апостол Павел заявил, что вера тех людей вменилась им в праведность. Искупительная кровь грядущего Спасителя очистила их от греха и приготовила к Его вечному царству. Такой неравноценный обмен, когда люди были недостойны и оставались во грехе, стал возможным только благодаря незаслуженной Божьей милости, ибо все были спасены по благодати.

Чувство благодарности и хвалы Господу наполняет наши сердца, когда мы сегодня оглядываемся на Спасителя, совершившего Свое обетование через ужасную смерть на Голгофе. Наша вера утверждается самим фактом Его заместительной смерти за нас. Наша вера вменяется нам вместо нашей праведности. Искупительная кровь Христа очищает нас от греха и подготавливает к наследованию Его небесного царства. Такой неравноценный обмен стал доступен для нас, недостойных и грешных, только благодаря незаслуженной Божьей милости, ибо мы также спасены по благодати. Условия такого неравноценного обмена никак не изменились на протяжении веков, потому что Бог использует тот же самый подход ко спасению грешников со времени проникновения греха в Едем-ский сад. Иисус ясно говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня». (Ин. 14:6).

На протяжении почти шести тысяч лет грешные люди приходят к Богу через Христа, ибо для них нет никакого другого пути получить спасение от греха и обрести жизнь вечную.

Идя ко кресту, я должен все заботы оставить,

Ибо нет другого пути для меня;

Мне никогда не увидеть Света Врата,

Если я не пойду ко кресту.

Благодать согласуется с заповедями

Некоторые люди, читая Послание к Римлянам 6:14, поспешно приходят к неверному заключению, что закон и благодать находятся в противоборстве. В этом отрывке Священного Писания апостол говорит: «Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью».

Для того чтобы полностью понять значение этого текста, необходимо знать его контекст. Первая часть данной главы описывает личный опыт возрожденного человека — его жизнь теперь соответствует всем Божьим заповедям. Такой человек не находится под проклятием или наказанием закона, но является грешником, заслуживающим смерти и теперь получившим незаслуженную небесную милость. Он находится «под благодатью». Наказание за нарушение закона больше не давлеет над этим человеком.

Уничтожила ли благодать закон? Апостол Павел не медлит заверить нас, что он не желал бы поддерживать такое понятие, но, наоборот, готов его полностью опровергнуть. «Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак» (Рим. 6:15).

Необходимо запомнить, что прощение или незаслуженная милость может быть оказана только тогда, когда был нарушен закон. Если нет закона, тогда и не будет никаких нарушений, и в конце концов нет никакой нужды в благодати. Благодать не является тем, что существует отдельно от закона; но если только существующий закон нарушен, тогда появляется необходимость в благодати, которая могла бы спасти грешников. Апостол Павел об этом ясно повествует в Послании к Римлянам 4:15: «Где нет закона, нет и преступления».

Как вы думаете, существует ли грех в современном мире? Никто не будет спорить, что грех повсеместно занял главенствующее положение. Если это действительно так, то тогда должен быть закон, ибо апостол Павел говорит, что нет греха только там, где нет закона. Где нет закона, нет и преступления; если нет преступления, нет нужды в благодати.

Предположим, что вас арестовали за то, что вы написали письмо своей жене, и судить вас стали именно по такому обвинению. Как вы прореагируете, если судья вдруг скажет: «Так как в законе нет статьи, запрещающей писать письма жене, я прощаю вам»? Вы бы не удержались и стали негодовать! Если не существует закона, запрещающего переписку, вы не будете виновны и вам не нужно будет прощение или благодать. Когда человек сворачивает с «прямой и узкой стези» и действует против закона, он заслуживает наказания, и только тогда он нуждается в прощении или благодати.

Если человека, обвиненного в убийстве, приговорили к смерти и за день до приведения приговора в исполнение он был помилован губернатором, тогда это настоящее прощение или благодать. Убийца нарушил закон и заслуживает смерти, но ему была дарована незаслуженная милость. В действительности он был «спасен по благодати».

Что же тогда, каково в дальнейшем должно быть поведение такой личности, находящейся не под обвинением закона, но «под благодатью»? Так как человек находится под благодатью, может ли он свободно выйти из тюремной камеры и совершать бесчисленные убийства по своему усмотрению, потешаясь над законом, поскольку теперь он «под благодатью»? Конечно, нет! Напротив, более чем когда-либо прежде на нем лежит ответственность жить жизнью законопослушного гражданина.

Апостол Павел очень ясно по этому поводу проводит духовную параллель, объясняя в Послании к Римлянам 3:31 незыблемость закона: «Итак мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем».

Закон и благодать неотделимы одно от другого сегодня, как это и было во все века до нас.