5. Христос и заповеди

В ПЕРВОМ ПОСЛАНИИ ПЕТРА 2:21 апостол напоминает, что Христос оставил нам пример, согласно которому мы бы «шли по следам Его». Мы никогда не согрешим, если с Его помощью пойдем по Его следам. Во всем Писании, от Первой книги Моисея до последних слов, вышедших из-под пера Иоанна Богослова, написавшего на острове Патмос Откровение, отношение Сына Божьего к Десяти Заповедям изложено безошибочно и ясно. Давайте, во-первых, обратим наше внимание на период времени, охватывающий довольно продолжительный промежуток от дней творения до Вифлеема.

В седьмой день мировой истории Бог Сын, соблюдая субботу, ясно выразил Свое отношение к праведности и заблуждению. «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2:2, 3).

Так что Бог Сын — Иисус Христос — во многих вдохновенных строках Божьего Святого Слова изложил этот вопрос удивительно ясно. Чтобы еще раз убедиться в этом, давайте обратимся хотя бы к одной из ссылок в Новом Завете: «Избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов… Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано» (Кол. 1:13. 14, I6). «Ибо Им создано все… видимое и невидимое». Христос, Сын Божий, сотворил наш мир и все, что в нем находится, — все видимое и невидимое. Седьмой день — суббота, упомянутый в Десяти Заповедях, был одним из дней творения в течение первой недели от создания мира. Бог благословил его, и освятил, и покоился в этот день. Впоследствии этот день стал христианской субботой, то есть с самого начала новозаветного времени. Христос оставил нам пример соблюдения заповеди с первого мгновения мировой истории.

Христос дал заповедь на Синае

Некоторые люди, возможно, будут удивлены, узнав, что Христос, Сын Божий, дал Моисею Закон Десятисловия на горе Синай. Но об этом свидетельствует Слово Божье. Давайте сравним несколько мест Священного Писания: «Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью» (Исх. 13:21).

В этом месте автор обращается к опыту Исхода, когда Бог вывел израильтян из египетского рабства. Во время всех дней испытания, в течение всего этого путешествия Его присутствие было явлено «днем в столпе облачном» и «ночью, в столпе огненном».

Во Второзаконии 32:4 этот «Бог столпов», проводивший Свой народ по Синайской пустыне, назван «Твердыней».

Теперь возникает вопрос, к какой личности Божества обращается Моисей: к Богу Отцу? К Богу Сыну (Иисусу Христу)? Или к Святому Духу? Нам не нужно делать никаких предположений, потому что Божье Слово дает нам ясный, безошибочный ответ: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море… И все пили одно и то же духовное питие, ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос» (/ Кор. 10:1. 4).

На основании указанного становится ясно, что когда вдохновенный автор говорит о Боге в связи с этим опытом в пустыне, он ссылается на Христа, Сына Божьего — «камень же был Христос».

Следующее свидетельство из Священного Писания подтверждает точно такую же точку зрения. Давайте обратимся к пророку Неемии 9:12, 13. Здесь автор, находясь под влиянием Божественного вдохновения, заявляет, что один и тот же представитель Божества явил Свое присутствие днем в столпе облачном и ночью в столпе огненном, а также сошел на гору Синай и дал «законы верные, уставы и заповеди добрые». В данном случае Неемия полностью соглашается с Моисеем и апостолом Павлом — Христос, Сын Божий, был Тот, Кто дал Моисею Десять Заповедей на горе Синай.

Мученик Стефан дополнил значимость своего свидетельства в заключительной и волнующей проповеди, сказанной им непосредственно перед смертью. В словах, исполненных силы и убедительности, Стефан засвидетельствовал о Божественной принадлежности Христа. Он умолял своих гонителей признать во Христе из Назарета Пророка, о котором Моисей написал: «Это тот, который был в собрании в пустыне с Ангелом, говорившим ему на горе Синае… и который принял живые слова [Десять Заповедей], чтобы передать нам» (Деян. 7:38).

Христос, будучи Творцом, жил согласно принципу четвертой заповеди с момента создания мира, когда Он покоился в субботу, которую Сам установил. Христос, являясь Законодателем, подтвердил неизменность заповеди о субботе, начертав ее и передав Своему слуге Моисею на горе Синай две тысячи лет спустя после начала творения. И вот когда Святой Дух вдохновил Моисея, он записал, «что каменные скрижали были «написаны перстом Божьим» (Исх. 31:18). Вне всякого сомнения, здесь говорится о той же самой деснице, которая почти две тысячи лет спустя будет пригвождена к Голгофскому кресту, чтобы искупить наказание всех людей, нарушивших принцип вечной праведности, установленный в Десятисловном Законе.

Христос возвеличивает заповедь

Пророку Исаии за несколько веков до прихода Спасителя на землю Дух Святой ясно показал, каким будет отношение Христа к Закону во время Его земного служения. Обратите особое внимание на следующие слова: «Господу угодно было ради правды Своей возвеличить и прославить закон» (Ис. 42:21). Пророку Исаии было явлено, что Христос, придя на землю, не уничтожит закон, но, наоборот, возвеличит и прославит его. «Возвеличить» означает увеличить, расширить что-либо до еще больших размеров, так чтобы предмет стал еще более заметным. Читая Нагорную проповедь Христа, нам необходимо обратить внимание главным образом на Мф. 5:21 — 37, где мы узнаем, как наш Спаситель возвеличил закон, раскрыв его глубокую сущность.

Таким образом, вместо того чтобы упразднить заповеди. Спаситель делает букву закона еще более значимой и демонстрирует нам истинный дух соблюдения заповедей. Он показывает, что в нарушении заповеди «Не убей» виновен не только тот, кто совершает явное убийство, отнимая у ближнего драгоценный дар жизни. Иисус, возвеличивая закон, говорит: «Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» (Мф. 5:22). Христос указывает нам, что ненависть, так же как и убийство, является нарушением шестой заповеди.

Буква закона гласит: «Не прелюбодействуй». Но Иисус и похотливое мышление считает нарушением заповеди, возвеличивая ее следующими словами: «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействует в сердце своем» (Мф. 5:28).

Эти две конкретные иллюстрации ярко показывают нам, каким образом Христос «возвеличил и прославил закон».

Отменил ли Христос закон?

Если вы думаете, что у Христа было намерение «упразднить» Свой закон, тогда прочитайте Его слова из Нагорной проповеди: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф. 5:17, 18). Земля и небо еще не поколебались и далеко не все исполнилось: еще не произошло излитие семи последних язв, не было пришествия Христа за Своим народом и не произошло воскресение мертвых и т. д. Христос говорит, что ни одна йота (которая по размеру примерно равна запятой) или ни одна черта (которая не превышает размер точки) не прейдет из закона, пока не исполнится все.

Кое-кто полагает, что слово «исполнится», употребленное здесь Спасителем, означает «отменит». Такая точка зрения не соответствует Библии, и мы это можем легко заметить со слов Христа, произнесенных во время Его крещения: «Но Иисус сказал ему [Иоанну Крестителю] в ответ: оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его» (Мф. 3:15).

Иисус здесь утверждает, что Его крещение является частью Его плана исполнить всякую правду, необходимую для спасения человека. Если человек убежденно настаивает, что «исполнить» означает «упразднить», имея в виду связь этого слова с законом в Евангелии от Матфея 5:17, 18, тогда необходимо защитить точку зрения Христа, Который утверждал, что Он якобы собирался «упразднить» всю правду через Свое крещение. Конечно, никто не будет отстаивать данную точку зрения, потому что она противоречит Священному Писанию. В действительности слово «исполнить», как оно употребляется в Евангелии от Матфея, несет значение «полной проповеди», и точно так же оно переведено с греческого оригинала в Послании к Колоссянам 1:25. Вместо того чтобы упразднить заповеди, Иисус пришел проповедовать и полностью претворять в жизнь Божьи вечные правила в Своем земном служении. Божий закон нерушим и вечен.

Гранитные глыбы растают и в пыль превратятся,

Тогда в день огненный всему придет конец;

И в страхе небо задрожит,

А земля уйдет в небытие.

Но закон Десятисловный,

Его Сам Бог начертал своим перстом,

Чрез бесчисленное множество веков

Все же пребудет неизменным навсегда,

Закон любви и Закон Божий

Некоторые люди полагают, что отрывок из Евангелия от Матфея 22:37—40 занял место Десяти Заповедей, но на самом деле в этом месте Священное Писание ясно указывает нам на единственный и правильный путь соблюдения закона. Обратите внимание:

«Иисус сказал ему: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим»: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»; на сих двух заповедях утверждается закон и пророки».

Какой человек не будет соблюдать первые четыре заповеди Десятисловного Закона, если он любит Господа всем своим сердцем и всем разумением? Позволит ли он ложным богам встать на пути между ним и Богом и таким образом нарушить первую заповедь? Нет, никто и никогда такого себе не позволит! Человек не будет думать и о поклонении изображениям, чтобы в связи с этим не нарушить вторую заповедь. Точно так же, если его сердце было преисполнено любовью к Богу, он бы не стал произносить имя Господа напрасно и он бы соблюдал день покоя, который Бог особо отделил для него. Поэтому нам становится предельно ясно, что любовь — это прежде всего «исполнение» или соблюдение закона.

Мы можем обратиться к последним шести заповедям и постараться понять, что любовь к ближнему, равная любви к самому себе, убережет нас от участия в воровстве, поможет не совершить убийства, не идти по пути прелюбодеяния, пресечет желание овладеть чужим имуществом, убережет нас от лжесвидетельства и т. д. и таким образом вызовет в нас желание соблюдать эти Божьи заповеди. Поэтому и речи быть не может, чтобы упразднить Десять Заповедей, напротив, две великие заповеди Христа из Мф. 22:37—40 подчеркивают важность сохранения правильных отношений с Богом и нашими ближними, как об этом указано в Законе Божьем.

Несомненно, Библия учит нас, что Божьи Десять Заповедей все еще являются Его вечным мерилом правды и заблуждения, и если кто-нибудь утверждает обратное, то такой человек обнародует свою доктрину, основывая ее на трудах людей по теологии, но никак не на авторитете Библии, Божьего Святого Слова. Обратите внимание, что об этом говорит пророк Исаия: «Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света» (Ис. 8:20).

Христос жил согласно слову, которое Он проповедовал

Иисус Христос не только дал Десять Заповедей на горе Синай, Он не только проповедовал о них во время Своего земного служения, но, что самое важное. Он жил в полном соответствии со Своей проповедью. Христос неукоснительно соблюдал Десять Заповедей. «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви» (Ин. 15:10).

«Я соблюл заповеди Отца Моего» — эта фраза является свидетельством нашего великого Примера. Мы не должны этому удивляться, ибо в Малахии 3:6 мы читаем: «Я Господь, Я не изменяюсь». Он не мог отречься от слов, данных Им Самим на горе Синай, и позднее Он заявил, что слова эти будут стоять твердо до тех пор, пока существуют небо и земля.

Если бы Христос сегодня, спустя более чем девятнадцать веков после Своего воплощения, пришел на землю. Он бы и сейчас жил в согласии с принципами Десятисловного Закона. Разве Святой Дух не вдохновил апостола Павла описать качества характера Христа как неизменные и сказать о Нем, что Он «вчера и сегодня и во веки Тот же»?

Спаситель бросает вызов нашей любви к Нему в этих трогательных словах: «Если любите меня, соблюдите заповеди Мои» (Ин. 14:15).

Если Иисус Христос, наш Спаситель, соблюдавший заповеди, обращается к нам, чтобы мы выразили свою любовь к Нему через соблюдение Его закона, и если на суде наша жизнь будет взвешена на весах Его правосудия, значит мы должны хорошо знать, что записано в законе. Последующие главы этой небольшой книги посвящены молитвенному изучению заповедей, которые возвеличил Спаситель, чтобы мы могли лучше знать, как следовать за Ним и войти в еще более близкие отношения с Ним.