6. Чуждые боги

НЕДАВНО Я ПУТЕШЕСТВОВАЛ на большом океанском лайнере; сначала мы проходили по Суэцкому каналу, а потом вошли в Красное море. В некоторых местах, как бы далеко я ни смотрел, виднелись бескрайние просторы пустыни, полностью выжженной палящими лучами солнца. Вдоль одного берега моря покоилась пустыня Син, через которую проходили израильтяне на своем пути в обетованную землю. Несколько дней спустя мы увидели, как вдалеке, над просторами пустыни начали едва просматриваться очертания величественной горы Синай.

Мне пришлось напрягать глаза до предела, когда я пытался лучше рассмотреть то место, где в глубокой древности Бог встретился со Своим народом, и я задумался о том памятном дне, когда произошло событие величайшей важности — живой Бог вручил Десять Заповедей Своему слуге Моисею.

В тот день вся вершина горы была покрыта густым облаком, которое темнело, сгущалось и спускалось по склонам до тех пор, пока вся гора не была охвачена тьмою и величественной тайной. Из глубокой тьмы выплескивались отблески молнии, а раскаты грома, словно эхо, распространялись среди ближайших холмов, отражались от них. «Гора же Синай вся дымилась от того, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась» (Исх. 19:18).

Признаки присутствия Иеговы были столь ужасающими, что общество сынов Израилевых исполнилось великого страха и пало на лицо свое перед Богом. После чего « гром стих, звук трубы более не раздавался, земля не колебалась. Наступила торжественная тишина, затем послышался голос Божий. Стоя на горе в окружении ангелов, скрытый густым мраком. Господь провозгласил Свой закон» (Патриархи и пророки, с. 304).

Давайте выслушаем величественные слова, вышедшие из уст небесного Законодателя: «Я Господь Бог твой… Да не будет у тебя других Богов пред лицом Моим» (Исх. 20:2. 3).

Томас Ньюберри, знаток древнееврейского языка и культуры, человек незаурядных способностей, автор одного из переводов Библии на английском языке (Englishman’s Bible) рассказывает, что в том имени, которым здесь Бог назвал Себя, заложен очень глубокий смысл. Мистер Ньюберри полагает, что имя Иегова (Jehovah) представляет собою комбинацию слогов, построенных на основании трех еврейских слов: Yehi, Hove, и Hehyah. Он утверждает, что эти три слова можно перевести как: Yehi — «Он будет, Hove — «существует», Hehyah — «Он был». Комбинация слогов, взятых из этих трех слов, дает нам имя Иегова, что в буквальном смысле означает: «Он Тот, Который будет. Он Тот, Который есть, Он Тот, Который был». Интересно заметить, что само имя приводит нас в присутствие вечного, независимо существующего, несотворенного, Который есть Источник и Вседержитель всего во всем, во всей вселенной.

Как Творец и Вседержитель вселенной только один вечно живой Бог заслуживает нашего наивысшего почтения и поклонения. Нам не позволено, чтобы кто-то еще или что-то еще стало объектом нашего повышенного внимания, нашей привязанности или служения.

Наш Господь Иисус Христос подтвердил эти слова, когда сатана попытался убедить Его поклониться ему. Христос по этому поводу привел нужное место Писания: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4:10).

Есть только один и нет никакого другого Бога, которому мы должны поклоняться. У древних римлян было множество богов, и они с радостью пополняли пантеон любыми богами. Основная причина преследования первых христиан в Риме заключалась в том, что они никак не хотели, чтобы Иисусу Христу отвели место в пантеоне среди языческих богов.

Современные языческие религии предлагают тысячи богов на выбор тем людям, которые находятся в духовной тьме. У индусов, к примеру, достаточно богов для удовлетворения потребностей каждого человека, при желании у каждого из них может быть свое личное божество.

Апостол Павел написал по этому поводу послание верующим, живущим в Коринфе: «Ибо, хотя и есть так называемые боги, или на небе, или не земле, — так как есть много богов и господ много, — но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» (/ Кор. 8:5. 6).

«Хорошо, — можем мы сказать сегодня, — действительно заповедь была нужна израильтянам, только что вышедшим из Египта и продолжавшим поклоняться золотым тельцам и другим египетским богам. Возможно, что люди на востоке, в Африке и на островах Океании, где практикуется идолопоклонство, еще нуждаются в напоминании, что у них не должно быть других богов, кроме единого Бога — Творца вселенной; но нам, живущим в христианской стране, совсем не нужна эта заповедь в наши дни!»

В этой связи один великий проповедник сказал очень замечательные и точные слова: «Вам совсем не нужно сегодня посещать языческие страны, чтобы там найти лжебогов. Америка и без того изобилует ими. Кому или чему вы отдаете себя полностью или хотя бы частично, тот уже и является вашим богом. Все, что вы любите более чем Бога, является вашим идолом, Разум многих людей можно сравнить с маленькой деревенской хижиной, в которой так много идолов, что едва хватает места, чтобы повернуться. Богатые и бедные, образованные и неграмотные, все классы людей виновны в этом грехе».

Толковый словарь дает такое определение богу: это «личность или обожествленная вещь, чествуемая как главная добродетель, объект наивысшего почтения». Указанное определение дает нам возможность попять, что рассматриваемая заповедь не потеряла своего значения и в наши дни. Все то, чему мы позволяем занять первое место в нашей жизни и кого или чего мы больше всего любим, становится нашим богом.

Рассказывают историю об одном человеке, посетившим несколько лет тому назад китайский музей. На витрине он увидел экспонат под названием «Американский бог». Под этикеткой висела большая серебряная монета достоинством в один доллар, отчеканенная в Соединенных Штатах. Китаец воспринял надпись на лицевой стороне монеты такой, какова она есть на самом деле: «Мы доверяем Богу», и пришел к заключению, что доллар был богом американцев.

Во время своих путешествий по разным частям мира я встречался с людьми, которые считают, что американцы благоговейно поклоняются серебру, т.е. богатству. Однажды мой знакомый стоматолог в Лондоне сказал мне: «Вы, американцы, поклоняетесь всемогущему доллару». Апостол Павел об этом написал: «Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1 Тим. 6:10).

Однажды двое человек проходили мимо прекрасного дворца и попытались оценить его. «Мне интересно, сколько бы все это стоило», — сказал один из них.

«Я не знаю, сколько стоит этот дворец, — ответил другой, — но я знаю, сколько за него заплатил владелец».

«Сколько же он заплатил за него?»

«Он стоил ему жизни!»

Как печально, что многие, молящиеся в наши дни перед алтарем золотого тельца, продают свою жизнь в обмен на материальные ценности этого мира! Они настолько заняты накоплением тленных богатств, что у них не остается времени для Бога. Может быть, некоторых удивит тот факт, что не только одни богатые сделали деньги своим богом. Я видел сотни мужчин и женщин, осознававших требования Божьи в своей жизни, но не только не отдавших свою жизнь в полное подчинение Его воли, но продолжавших всем пренебрегать ради нескольких лишних жалких долларов.

Апостол Иоанн говорит, что для некоторых мирские почести и честолюбие могут стать богами. Обратите внимание на эти слова:

«Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (2 Ин. 2:15).

В современном мире есть такие люди, которые предпочитают занять высокое положение в политике, чем подготовиться к небесному царству и увидеть грядущую славу. Как много в наши дни людей, делающих своими богами положение в обществе и наслаждение властью! Для таких людей влияние и власть являются самыми важными объектами в мире, а значит, и их богами.

В своем послании к Ефесской церкви апостол Павел открыто заявил, что завистливый и испорченный человек является идолопоклонником, ибо он позволяет своей алчности и похоти руководить его жизнью: «Ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» (Еф. 5:5).

Один человек высказал мнение, что многие люди в современном мире отдают дань моде настолько, что их по праву можно причислить к тем, кто поклоняется чуждым богам. Они посвящают большую часть своего времени одежде и размышлениям о том, как одеться еще лучше. Другой христианский руководитель с большим религиозным опытом говорит: «Мода на протяжении долгого времени остается богиней, руководящей внешним миром, и она очень часто незаметно вкрадывается в церковь». Во время пасхального воскресения на прихожанах многих церквей можно увидеть изысканное великолепие разнообразных одежд. И тут уж очень трудно не согласиться с вышеизложенными утверждениями двух христианских писателей.

Другим местом поклонения для многих современных людей был и остается алтарь мирских развлечений. Мы живем в такой век, когда и молодые, и пожилые в равной мере ищут бесконечных волнующих развлечений. В сердцах многих миллионов людей современного мира лелеется одна мысль, не дающая им покоя, — они думают о том, как «хорошо провести время». Массы людей наслаждаются вином, участвуют в бесконечных оргиях, веселят себя песнями и тем самым изглаживают Бога из своего разума и теряют к Нему любовь. В современном мире бог удовольствия занял сердца бесконечного числа людей. Если бы древние греки и римляне вернулись ненадолго из небытия в наши дни и увидели бы современных людей в пьяном веселии, поверили бы они, что уже никто не поклоняется богу Бахусу?

Девятнадцать столетий тому назад апостол Павел обвинил людей в том, что они превыше всего превозносят бога удовольствия. Апостол по этому поводу говорит: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержанны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, чем боголюбивы» (2 Тим. 3:1, 2, 4).

Мы могли бы продолжить данный список, если бы имели для этого достаточно места. Одно несомненно — тогда бы мы открыли для себя великое множество современных богов. Нам не нужно с сожалением сострадать бедному «китайцу» или невежественному индусу, поскольку они ничему другому не научились, как только простираться ниц перед деревянными или каменными идолами. Чтобы подтвердить это мнение, не нужно отправляться куда-то далеко, такое можно встретить прямо у нас, в нашей высокоразвитой и, по всей видимости, духовно просвященной стране, где есть миллионы людей, которые в равной мере виновны в нарушении Божьей заповеди: «Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим» (Исх. 20:3). Таким образом, имея бесценное наследие библейской культуры и христианского учения, живя, как мы полагаем, в благоприятных районах, где население духовно просвещено, мы тем не менее еще более виновны, поскольку не можем оставить ложных богов: богатство, влияние, власть, удовольствие, похоть, любовь к моде или что-либо еще среди бесчисленных богов XX века.

Иисус призывает нас отвести Ему первое место в нашей жизни и любить Его так, как никого больше. Он вновь излагает нам в Новом Завете первую заповедь: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь» (Мф. 22:37, 38).