7 Современное идолопоклонство

ЭТО СОБЫТИЕ произошло в небольшом селении Гуйарати в Западной Индии — однажды жители всей деревни сильно взволновались! На каждой улице собрались небольшие группы людей и обсуждали весьма насущный вопрос: священник этой деревни был заключен в тюрьму за слова проклятия, высказанные в адрес местного идола, и за то, что он бросил его в реку, протекавшую через деревню. Народное негодование то затухало, а то возрастало вновь; среди жителей нашлись смельчаки, которые полностью поддерживали местное божество по имени «саду».

Все началось с того, что священника, о котором мы говорим, привлекли к ответственности за какое-то дело. Состоялось заседание суда за закрытыми дверями, и обвиняющая сторона потребовала сурово наказать преступника, приговорив его к жестоким побоям. Совершенно отчаявшись и не веря в благополучный исход дела, этот священник призвал на помощь громадного идола, стоявшего на пьедестале неподалеку от здания суда. На протяжении нескольких лет этот идол был объектом его самых ревностных и откровенных молитв, и священник ожидал, что на этот раз во время его великой нужды ему будет оказана помощь и он будет освобожден из заключения. Но ожидаемая помощь так и не пришла. Его неистовые мольбы так и не были услышаны безжизненным идолом. Глаза этого языческого бога не видели и не могли видеть, как унижают его приверженца. Божество было абсолютно бессильно оказать какую-либо помощь.

Придя в ярость из-за того, что его идол-бог не смог помочь ему, отчаявшийся священник сверг его с почетного пьедестала и швырнул в бурлящую реку, протекавшую внизу. Вот этот-то поступок и послужил причиной наказания в соответствии с законами Индии. Теперь незадачливый служитель культа оказался в безвыходном положении перед законом и его ждала серьезная расплата за совершенное преступление.

Этот случай в действительности имел место на Востоке, и история несчастного священника напоминает нам слова псалмопевца: «А их идолы — серебро и золото, дело рук человеческих. Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат; есть у них ноздри, но не обоняют» (Пс. 113:12—14).

Апостол Павел как бы подводит итог всей этой проблеме, вынося краткое обвинение и идолам, и поклонению идолам: «Идол в мире ничто, и… нет иного Бога, кроме Единого» (1 Кор. 8:4).

За несколько веков до того момента, когда псалмопевец записал в книгу обвинение идолам, вечный Бог Своим перстом начертал на каменных скрижалях заповедь, запрещающую Его народу делать какие-либо изображения или поклоняться им. «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им» (Исх 20:4, 5).

Первая заповедь, которую мы рассматривали в предыдущей главе, отводит надлежащее место живому Богу, только Ему одному, единому Богу. Ибо нет другого Бога! На основании заповеди мы не признаем никаких доктрин политеизма или попыток поместить какое-то другое божество рядом с вечным Богом, обитающем на небе.

Вторая заповедь ни в коем случае не является повторением первой; мы ее сейчас рассмотрим и убедимся, что это именно так. Она запрещает делать из любого материала изображения в качестве объекта поклонения. Мы не должны участвовать ни в каком поклонении, требующем использования изваяний или изображений. «Не поклоняйся и не служи им», — так звучит повеление Бога живого.

Некоторые люди могут не согласиться с тем, что образ не означает ничего, кроме напоминания им о настоящем объекте их поклонения. Образованный индус подтвердит вам то же самое. Есть люди, приводящие подобные доводы, чтобы оправдать свое использование образов в молитве. Они утверждают, что нет ничего плохого в преклонении перед образом или изображением, так как мы в духе поклоняемся объекту, который он представляет, а не самому образу. Но обратите внимание на содержание заповеди. Бог не просто говорит: «Не поклоняйся, чтобы служить им», но, более того, он выдвигает две различные и полные заповеди: «Не поклоняйся им» — здесь изложено первое запрещение, которое говорит, что мы ни в коем случае не должны поклоняться образам, сделанным людьми, — и далее: «Не служи им».

Кое-кто может, конечно, задать вопрос: «Разве эта заповедь полностью не запрещает использование рисунков, картин или фотографий сотворенных существ? Есть люди, которые именно так утверждают и так думают. Из последующих событий и на основании содержания самой заповеди невозможно поддержать эту точку зрения. Как заявляют некоторые достоверные авторитетные источники, главный смысл этой заповеди можно выразить так: «Не делай никаких изображений для поклонения перед ними».

Вскоре после передачи закона Моисею Господь побудил его сделать изображения херувимов, представляющих воинство ангелов: позднее Господь дал наставления Своему слуге, как сделать медного змея, вола и подобие многих других сотворенных существ. Не было греха в том, что Моисей сделал такие предметы. Грех произошел из-за того, что люди поклонялись этим изображениям или их образам.

Почему Бог не хочет, чтобы мы делали какие-либо изображения и затем поклонялись им? Заповедь гласит так: «Ибо Я Господь, Бог Твой, Бог ревнитель». Слово «ревнитель», переведенное здесь, имеет любопытное значение. Об этом один известный религиозный писатель говорит так: «Оно включает в себя большее значение, чем обычно можно постигнуть. Слово «ревнитель» означает «ревностно заботящийся о принесении пользы», требующий исключительного внимания к чему-либо. Но на самом деле значение этого слова еще глубже. Оно означает — озабоченно бодрствовать, не смыкая глаз; быть бдительным, чтобы ничего плохого не случилось с возлюбленным человеком; быть усердным, охранять, защищать. Апостол Павел во Втором послании к Коринфянам 11:2 говорит: «Ибо я ревную о вас ревностью Божиею». Используемое здесь слово означает, что Божья ревность — zeios — это то же самое слово, которое мы теперь используем для обозначения рвения и усердия.

Божья ревность к Его народу здесь объясняется как Божественное рвение для благосостояния Его собственности. Если мы с позиции Бога познаем беспомощность идолов и безнадежность идолопоклонства, тогда Он посоветует нам не иметь с ними никаких дел.

Теперь мы откроем Новый Завет и прочитаем принципы второй заповеди, изложенные очень простым языком. Сначала мы прочитаем 1Иоанна 5:21. «Дети! Храните себя от идолов. Аминь». «Я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами» (1 Кор. 10:20).

Таким образом, Новый Завет подтверждает заповедь, провозглашенную Богом с огненных высот горы Синай, и приводит нас к современному применению второй заповеди.

Во-первых, как мы уже об этом упоминали, она запрещает использование изображений в нашем поклонении Богу. В дополнение к этому акту открытого идолопоклонства человек может своими руками сделать видимых идолов прекрасной работы. «И наполнилась земля его идолами; они поклоняются делу рук своих, тому, что сделали перста их. И преклонился человек и унизился муж; и Ты не простишь их» (Ис. 2:8. 9).

Величественное здание, воздвигнутое за большие средства и ценой немалых усилии, для владельца или заказчика может стать идолом, и он будет буквально ему поклоняться, потому что мысль о нем переполнит все его сердце, а для Бога уже не останется места. Какое-либо выдающееся инженерное решение, неординарно разрешившее сложную задачу, может легко стать объектом поклонения архитектора или строителя. Шедевр искусства может повлечь за собой поклонение талантливому художнику. Даже скромный коттедж, давно спроектированный, может настолько занять мысли и время его владельца, что все это превзойдет значимость живого Бога и Его любви, и здание станет идолом. Итак, мы можем продолжить почти бесконечный список материальных предметов, которые так легко могут привлечь наше внимание и занять первое место в нашем сердце.

Теперь давайте обратимся к Книге пророка Иезекииля и прочитаем: «Сын человеческий! Сии люди допустили идолов своих в сердце свое и поставили соблазн нечестия своего пред лицем своим» (Иез. 14:3).

Именно здесь пророк упоминает об идолах, которых люди допустили в свои сердца, поскольку они стали для них соблазном. Мы легче поймем, как человек может допустить идолов в свое сердце, если прочитаем слова, вышедшие из-под пера мудрого Соломона «Каковы мысли в душе его, таков и он» (Притч. 23:7).

Вся жизнь человека и его характер формируются под воздействием его душевных мыслей. Это происходит вполне неосознанно, когда внутренние размышления, рождающиеся в человеческом сердце, формируют его действия. По этому поводу мудрый царь Соломон дает совет: «Больше всего хранимого храни сердце твое; потому что из него источники жизни» (Притч. 4:23).

Если источник человеческой жизни будет загрязнен всем тем, что не является христоподобным, тогда его внешнее поведение проявит себя, поскольку его сердце не было сохранено в чистоте.

Если храм человеческого сердца загрязнен идолами этого мира, тогда в нем не будет места живому Богу. Если человек проводит большую часть своего времени, наблюдая, как исполняются его мирские устремления, или удовлетворяет требования плоти, разве он тем самым не помещает идолов в свое сердце? Каковы мысли в душе его, таков и он! Если вы еще не уверены, виновны ли вы или нет в нарушении этой заповеди вечного Бога, тогда прямо сейчас задумайтесь на несколько минут и проанализируйте ваши мысли. Может, ваше сердце и сама жизнь ваша полностью захвачены мощным желанием потворствовать греху? Или наоборот, вы чувствуете, что источники вашего сердца наполнены Водами Жизни?

В великий день Божьего суда, когда Царь царей появится на облаках небесных, какая нам будет польза от наших идолов? Они будут настолько же беспомощны освободить нас от Божьего гнева, как это случилось с безжизненным идолом, упомянутом в начале главы. Бог ясно говорит о грядущем времени: «В тот день человек бросит кротам и летучим мышам серебряных своих идолов и золотых своих идолов, которых сделал себе для поклонения им, чтобы войти в ущелья скал и в расселины гор от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю» (Ис. 2:20, 21).

Разве мы еще можем медлить с ревностным обращением к живому Богу для спасения нас от какого бы то ни было идола? Через Христа это освобождение может прийти и — очень вероятно — придет!