Святой Дух — великий Учитель

Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Евангелие от Иоанна 16:13

Нынешнее поколение постепенно и почти незаметно превратилось в безбожное поколение. Одна из главных болезней человечества сегодня — это скрытое, но глубоко укоренившееся безбожие, которое привело к отвержению знания о Боге. Наука объяснила взаимодействие вторичных причин в природе, и поэтому многие слишком редко вспоминают о великой Первопричине, Источнике всего. Люди так далеко проникли в секреты природы, что стали пренебрегать великой аксиомой о существовании Бога. Даже среди людей, называющих себя христианами, много религиозности и слишком мало благочестия: формализм преобладает над внутренним признанием Бога, люди не знают, что значит жить с Богом и во всем полагаться на Него. Это приводит к печальным последствиям. Во многих местах христианского поклонения можно услышать имя Бога, но едва ли можно узнать о Троице. Имя Иисуса остается на втором плане, а о Святом Духе и вовсе не заходит речи, о Его святом присутствии не говорится ни слова.

Даже религиозные люди в наш век стали в какой-то мере безбожниками. К сожалению, нам остро не хватает проповедей о Боге. Нам надо больше проповедей не о человеке, а о Боге и Его величии. Я глубоко убежден, что мы увидим тем большее проявление Божьей силы и Божьей славы в наших церквах, чем с большим почтением будем относиться к священному Божеству, удивительной Единой Троице. Да пошлет нам Бог служение, превозносящее Христа и основанное на любви к Духу, а также людей, которые будут провозглашать Бога Святого Духа во всех Его деяниях и превозносить Бога Спасителя как автора и совершителя нашей веры, не забывая при этом о великом Боге, Отце Своего народа, Который прежде бытия мира избрал нас во Христе, Своем Сыне, оправдал нас Его праведностью и обязательно сохранит и соберет нас всех в одно в великий последний день, когда все достигнет совершенства.

В избранном нами отрывке говорится о Боге Святом Духе. И мы будем говорить о Нем и только о Нем, если Он почтит нас Своим святым присутствием.

Христос наставил учеников в основных истинах, Он не пошел дальше, как мы сегодня сказали бы, основ христианства. И Он объясняет, почему Он так поступил: «Еще многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить» (Ин. 16:12).У учеников еще не было Духа. Дух присутствовал в них только в той мере, какая была необходима для обращения; но этого было не достаточно для просвещения, глубоких наставлений, пророчества и божественного вдохновения. Иисус говорит: «Я иду к Отцу, и, когда я пойду от вас, я пошлю вам Утешителя. Вы теперь не можете вместить всего. Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину». И это обещание, данное ученикам, имеет силу для всех Его детей. Размышляя над ним, мы будем относиться к нему как к своему уделу и наследству и не сочтем свое отношение за незаконное вторжение во владения апостолов. Не попирая апостольских прав, мы можем отнести слова Иисуса к себе: «Когда же придет Он, Дух истины, то наставит нас на всякую истину».

Не выходя за рамки рассматриваемого отрывка, мы должны обратить внимание на следующие мысли. В первую очередь здесь говорится о достижении : о познании всякой истины; во-вторых, здесь есть намек на определенную сложность : нас нужно наставить в истине; в-третьих, здесь говорится о личности : «Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину»; в-четвертых, указывается способ действия Святого Духа: «…наставит вас на всякую истину»; наконец, нам дан признак действия Святого Духа: мы можем узнать, действует Он или нет, опираясь на принцип «наставит вас на всякую истину» — на всю истину, а не истины.

I. Здесь идет речь о достижении, которое заключается в познании всякой истины. Известно, что некоторые люди считают доктринальное знание маловажным и бесполезным. Но я думаю, они ошибаются. Мы убеждены, что наука о Христе распятом и все библейские учения очень важны. Мы считаем, что христианский проповедник должен не только утешать людей, но и наставлять их, не просто пробуждать ото сна, но просвещать их разум, обращаясь не только к чувствам, но и к разуму. Мы совсем не считаем, что знание доктрин второстепенно: знание истины и подчинение ей является одной из главнейших обязанностей христианина. Едва ли надо повторять сегодня, как прекрасно быть наставленным в истинах Царства Божьего.

По природе (освященной благодатью) в нас заложено сильное стремление познать всю истину. Человек даже в естественном греховном состоянии старается приобретать знание. Бог заложил в него инстинкт, который вызывает чувство неудовлетворенности, если какая-то тайна не постигнута до конца. И человек остается недовольным до тех пор, пока не разгадает загадку. То, что мы иногда называем любопытством, дано нам Богом, чтобы побуждать нас приобретать знание о материальном мире. Но то же самое любопытство, освященное Духом, двигает нас к постижению небесной науки и неземного знания. «Благослови Господа, — говорит Давид. — Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя святое имя Его!» Раз уж в нас заложено любопытство, то мы должны использовать и развивать его в поиске истины. «Вся внутренность моя» должна, будучи освященной Духом, развиваться. И, поистине, христианин испытывает желание поскорее покончить со своим невежеством и приобрести мудрость. Если прежде в человеке, находившемся в греховном состоянии, жила жажда познания материального мира, то насколько более жгучей должна быть теперь у него жажда познания священных тайн Божьего Слова! Настоящий христианин целенаправленно читает и изучает Писание, чтобы самому утвердиться в самых главных и фундаментальных истинах.

Мы приобретаем знание не только потому, что природа учит нас этому, но потому, что от него зависит наше утешение . Я уверен, что многие люди половину жизни провели в депрессии из-за того, что у них слишком смутное представление об истине. Несчастные души, впервые обличенные во грехе, находятся в отчаянном состоянии духа в три-четыре раза дольше, чем могли бы, если бы кто-нибудь толком объяснил им великую истину об оправдании. Также есть верующие, которые терзают себя опасениями отпасть от благодати. Но если бы они знали, что Бог до конца хранит наше спасение через веру, то их души утешились бы и перестали метаться. Я встречал людей, которые не могли найти себе покоя из-за греха, который, как они считали, им не проститься. Но Бог учит нас, что ни один пробужденный человек не совершает такого греха, а в том случае, когда кто-то совершает такой грех, Бог предает его сожжению его же совести, после чего человек навсегда теряет страх Божий. Знание этого учения могло бы дать покой многим мятущимся душам. Доверьтесь этому правилу: чем больше вы познаете Божью истину, тем большим утешением вы будете обладать как христианин. Ничто не прольет на вашем пути столько света, как хорошее знание божественных истин. Христиане часто ходят с унылыми лицами потому, что слышат проповеди искаженного Евангелия. Покажите мне собрание, где у людей сияют от радости лица, горят глаза во время проповеди Евангелия, и я покажу вам собрание, где люди слышат слова самого Бога. Но вместо этого мы нередко оказываемся на угрюмых богослужениях, посетители которых сидят с такими лицами, словно они глотают горькое лекарство, и это происходит из-за того, что проповеди, которые они слышат, пугают их законничеством, вместо того чтобы утешать благодатью. Я люблю ободряющее Евангелие и считаю, что «всякая истина» способна утешить христианина.

Я также утверждаю, что приобретение всякой истины желанно еще и потому, что это делает нас полезными людьми. Если мы не хотим быть эгоистами, значит, мы всегда должны думать о пользе других людей. Знание всякой истины сделает нас полезными в этом мире. Мы станем хорошими врачами, знающими, как подойти к несчастной душе под бременем греха, как прикоснуться к ее слепым глазам и удалить пелену, мешающую видеть небесный свет и утешаться им. И в каком бы сложном духовном положении человек ни оказался, мы всегда сможем оказать ему помощь и утешить его. Человек, познавший истину, обычно самый полезный человек. Однажды брат из пресвитерианской церкви сказал мне: «Я знаю, что Бог чрезвычайно благословил вас в приобретении душ. Но самое необычное заключается в том, что почти все мои знакомые, добивавшиеся успеха в приобретении душ, придерживались великого учения о благодати Божьей». Почти каждый, кого Бог благословил в созидании церкви и вокруг кого собирались люди, твердо держался учения о том, что спасение дается нам по благодати от начала до конца посредством полного искупления, совершенного Христом.

II. В избранном отрывке говорится о том, что есть определенная сложность в познании: мы не можем обойтись без того, чтобы нас кто-нибудь наставил на всякую истину. Сложность заключается в том, что истину постичь не просто. Не родился еще не земле такой человек, который бы от рождения знал истину. Ни одно создание после грехопадения не обладает врожденным, природным знанием истины. Философы спорят о том, есть ли у человека врожденные идеи или нет. Однако можно не сомневаться в том, что врожденного знания истины у человека нет. У нас есть знание добра и зла, но в нас, т.е. в нашей плоти, не живет ничего доброго. Мы рождены во грехе и зачаты в беззаконии. В нас нет ничего доброго и нет склонности к праведности. И коль мы не рождены с истиной в сердце, то должны найти ее при жизни. Мы хотим прожить свою христианскую жизнь с максимальной пользой, но для того, чтобы обрести это благословение, мы должны быть хорошо наставлены в откровении. Именно здесь возникает сложность: мы не можем следовать таинственным путем истины без руководителя. Почему?

Во-первых, потому, что истина сама по себе очень сложна. Понять ее сложно. Те, кто воображают, будто они знают все, и постоянно учат других уму-разуму с присказкой «Мудрость умрет вместе с нами», — конечно, не видят сложности в той богословской системе, которой они придерживаются. Но я уверен, что серьезный исследователь Библии нередко находит в ней места, которые озадачивают его. И как бы усердно он ни изучал Писание, он понимает, что некоторые тайны слишком глубоки, чтобы раскрыть их до конца. Иногда он восклицает: «Истина! Я не могу найти тебя. Я не знаю, где ты, ты слишком далеко от меня. Я не могу увидеть тебя всю». Путь истины настолько узок, что по нему не могут пройти даже два человека. Обычно мы идем по нему в одиночестве, люди редко идут по одной дороге истины, взявшись за руки. В главных вопросах мы верим в одно и то же, но не бывает так, чтобы мы соглашались во всем: путь индивидуальных убеждений слишком узок. По дороге истины идти очень сложно. Если вы делаете маленький шаг вправо, вы впадаете в опасное заблуждение, если вы слегка отклоняетесь влево, то тоже оказываетесь в болоте. С одной стороны — крутой обрыв, с другой — вязкая трясина. И если вы точно не следуете истине, тонкой, как волос, вы собьетесь с пути. Пути истины узок. Орлиный глаз не видел этой тропинки, и ныряльщик не ходил по ней в глубине моря. Она подобна прожилкам железа в руде, она чрезвычайно тонка и, более того, переходит из слоя в слой. Стоит потерять ее, и тогда можно перекопать километры, и так и не найти снова; глаз должен постоянно следить за ее направлением. Крупинки истины подобны крупинкам золота в австралийских реках, их надо промывать терпеливыми руками в потоке честности, а иначе в драгоценное золото попадет песок. Истина нередко смешивается с заблуждением, и, бывает, сложно провести грань между ними. Но мы славим Бога за то, что нам сказано: «Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину».

Мы нуждаемся в руководстве еще и потому, что заблуждение сложно заметить . Оно украдкой, тайком подбирается к нам. Мы живем словно в густом тумане, похожем на тот, который был в прошлый четверг. В тот день мы бродили по улицам, не зная, где находимся. Ничего не было видно на расстоянии полуметра. Вот мы подходим к перекрестку. Вроде бы мы узнали то место, в котором оказались. Сразу после аптеки следует повернуть влево. Но не тут-то было. На самом деле нужно было взять немного вправо. Мы бывали на этом углу так часто, что, казалось, знаем каждый камень в тротуаре, если пройти чуть дальше, то мы выйдем к лавке знакомого. На улице темно, но уверенность в том, что мы на верном пути не покидает нас. Но на самом деле мы идем совсем не в ту сторону, и через некоторое время обнаруживаем, что находимся в километре от того места, в которое хотели попасть. Так случается и в отношении истины. Кажется, что мы на верном пути, а тут еще и лукавый нашептывает: «Вот дорога. Иди по ней». Вы послушно следуете его совету и к своему великому ужасу обнаруживаете, что вместо того, чтобы идти по пути истины, шли по дороге нечестия и заблуждения. Жизненный путь — лабиринт. Самые красивые и чарующие пути лежат дальше других от истины, самые соблазнительные тропинки проходят в тени исковерканных истин. Я думаю, что ни одна фальшивая монета в мире не похожа на настоящую так, как заблуждение похоже на истину. Одна монета из неблагородного металла, а другая из золота, но внешне они едва различимы.

Нам необходимо руководство, потому что мы очень склонны сбиваться с пути. Путь к небу — прямой, как пишет Буньян, он не сворачивает ни вправо, ни влево, но мы так легко сбиваемся с пути, что нередко идем направо, к Горе Разрушения, или налево, в Лес Одиночества. Давид говорит: «Я заблудился, как овца потерянная». Он заблуждался очень часто. Если овцу оставлять в поле двадцать раз, то она не забредет в лес двадцать один раз лишь потому, что луг огражден плетнем и она не может найти в нем дыру. Если бы благодать не вела человека, он бы заблудился, даже если бы на пути к небу стояло множество дорожных указателей. Если бы кто-нибудь не вел его, подобно ангелам, выведших Лота из Содома, и если бы никто не крикнул ему: «Спасай, спасай свою жизнь! Не оборачивайся, спеши подняться на гору!», — то он, даже увидев надпись «Дорога к городу-убе жищу», повернул бы в другую сторону и попал бы в руки мстящего за кровь. Итак, вы понимаете, почему нам нужен руководитель.

III. В приведенных стихах говорится о личности. Здесь идет речь ни о ком ином, как о Боге, а Бог — личность. Эта личность — «Он, Дух», «Дух истины», а не безликая сила. «Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину…». Давайте поразмышляем о нашем Наставнике, чтобы убедиться, что Он способен справиться с поставленной перед Ним задачей.

Во-первых, Он непогрешим . Он знает все и никогда не уведет нас в сторону. Если возьму за руку другого человека, то, возможно, какое-то время он будет вести меня в правильном направлении, но постепенно начнет сворачивать с верного пути, а вместе с ним и я. Но если я предам себя в руки Святого Духа и попрошу Его о водительстве, то опасность заблудится для меня исчезнет.

Я повторяю, мы рады, что нам послан Дух, потому что Он всегда рядом. Иногда мы сталкиваемся с трудностями: «О, если бы я мог поговорить об этом с нашим пресвитером, он бы все объяснил. Но он так далеко живет, что у меня нет возможности встретиться с ним». Мы перечитываем заинтересовавший нас отрывок, подходим к нему то с одной, то с другой стороны, но ничего не понимаем. Тогда беремся за книги. Мы открываем преподобного Томаса Скотта, но он, как обычно, обходит сложные места молчанием. Затем мы переходим к святому Мэттью Генри (проповедник и комментатор Библии конца XVIII века, чьи комментарии на всю Библию Сперджен считал самыми лучшими из существовавших на то время. — Прим. пер.). Если отрывок прост, он прекрасно все объясняет, но если библейский текст сложен для понимания, то он обходит его молчанием. И даже сам доктор Гилл (баптистский богослов XVIII века, который в прошлом был пастором церкви, которую теперь возглавлял Сперджен. — Прим. пер.), самый упорный исследователь Библии, сталкиваясь со сложным местом, явно уходит от четких объяснений. Но когда у нас нет под рукой толкований и пресвитер далеко, с нами остается Святой Дух. И я открою вам один секрет. Каждый раз, когда вам трудно понять тот или иной библейский отрывок, откройте Библию, опуститесь на колени и помолитесь. А если трудное место по-прежнему останется непонятным, то помолитесь вновь. Если молитва не дает результата, значит, вы столкнулись с одним из мест, которое Бог не хочет открывать вам, и следует смириться с отсутствием понимания. Молитва — это ключ, открывающий хранилища тайн. Молитва и вера — святые отмычки, которым не страшны замки, и с их помощью можно приобрести много богатства. Нет духовной школы, подобной той, в которой преподает Святой Дух, ибо к этому Наставнику, великому Толкователю истины, мы можем обратиться в любой момент.

Необходимо обратить внимание на одно Его удивительное качество. Я не знаю, замечали ли вы или нет, что Святой Дух может «наставить на всякую истину». Человек может объяснить нам истину и подвести к ней, но только Святой Дух может наставить в ней. «Когда же придет Он, Дух истины, то наставит (обратите внимание на это слово) вас на всякую истину…». Вам может потребоваться довольно много времени, чтобы объяснить кому-либо учение об избрании. Но даже после того, как вы объясните суть этого учения, докажете его правоту, вы все еще не наставили своего собеседника на истину. Вы можете показать, что само Писание учит об этом, но человек отвергнет эту истину, он будет ненавидеть ее. Вы подводите его к другой великой истине, но он вырос в другой среде, и поэтому, хотя не может опровергнуть ваши доводы, говорит: «Вы, возможно, правы». А затем шепотом, так чтобы даже совесть не услышала, добавляет: «Но все это идет в разрез с моими предрассудками, поэтому я не могу принять истину». После того, как вы объяснили человеку истину, и он увидел, что она верна, как сложно наставить его в ней! Многие мои слушатели подведены к истине об их собственной испорченности, но они не наставлены в ней так, чтобы почувствовать ее. Многие из вас знают, что Бог дает нам жизнь изо дня в день, но вы не наставлены в этой истине так, чтобы во всем полагаться на Бога Святого Духа и искать удовлетворения своих потребностей в Нем. Как важно быть наставленным! Христианин должен поступать с истиной так, как улитка поступает со своей ракушкой: жить в ней, носить ее на спине и всегда брать ее с собой. Святой Дух, как сказано, наставит нас на всякую истину. Представьте, что вы стоите у дверей сокровищницы, наполненной золотом и серебром. Вы не станете богаче до тех пор, пока не войдете внутрь. Это дело Святого Духа — открыть двойные ворота и одарить нас золотом истины, чтобы мы могли принять ее. Как сказал Роуланд Хилл: «Хорошо, когда не только мы держимся истины, но когда истина держит нас».

IV. В-четвертых, здесь говорится о способе действия Святого Духа: «Он будет вести вас к истине» («Слово жизни», Новый Завет в современном переводе). Позвольте, привести пример. Представьте себе, что истина — это пещера с причудливыми сталактитами, свисающими с потолка, и сталагмитами, растущими снизу вверх. Прежде чем отправиться в путь по пещере, вы ищете проводника, который мог бы провести вас. Следуя за ним, вы оказываетесь в самом центре пещеры. Проводник показывает вам разные залы, незаметные для вас ручейки воды, текущие между скал, называет минералы, выходящие наружу, рассказывает истории, связанные с тем или иным местом подземелья и помогает вам во многом другом. Истина — это галерея великолепных подземных залов, а мы удостоены чести ходить по ним, ведомые великим и мудрым Проводником. Когда мы попадаем в темное место, Он сияет светом среди нас, указывая путь и обращая наше внимание на красоту, окружающую нас. Святой Дух ведет нас тремя способами: мыслями, указанием направления и разъяснением.

Во-первых, наставляя нас в истине, Он наводит нас на мысли. В нашем разуме есть мысли, которые не были рождены в нем, а были, как некая диковинка, принесены с небес духом. Ангелы нашептывают нам, и бесы делают то же самое. Это не выдумки! И добрые, и злые духи беседуют с людьми, и некоторые из нас пережили это. Иногда нас посещают странные мысли — не плод деятельности нашей души, а следы ангельских визитов; в другое время нас одолевают искушения и злые мысли, созревшие не в нашей голове, а подкинутые в нее посетителями из ада. Дух иногда обращается к сынам человеческим под покровом ночи. В ушедшие века Он говорил в снах и видениях, теперь Он говорит в Своем Слове. Разве вас не посещали неожиданно мысли о Боге, когда вы занимались каким-то делом, и вы не могли сказать, почему подумали именно об этом? А читая и изучая Писание, вы не вспоминали вдруг какой-нибудь стих, совершенно не связанный с тем, о чем думали? И хотя вы пытались отмахнуться от него, он неудержимо всплывал, как пробка в воде? Так вот на эти неожиданные полезные мысли вас наводил Святой Дух. Он часто наставляет христиан на всякую истину, наводя на какие-то мысли, подобно проводнику, освещающему темные углы пещеры факелом. Он, возможно, не говорит ни слова, а просто останавливается в каком-то месте, привлекая к нему ваше внимание. Так и Дух подбрасывает мысль, чтобы мы обратили на нее внимание.

Я хорошо запомнил, каким образом я был наставлен в учении о благодати в мгновение ока. Рожденный, как и все мы, по природе арминианином, я верил в те привычные идеи, которые слышал с кафедры, и я не понимал благодати Божьей. Помню, как однажды я сидел в доме Божьем и слушал сухую донельзя проповедь, как и все подобные проповеди, не стоящую ломаного гроша. Вдруг меня поразила мысль: как я обратился к Богу? Я молился, подумал я. Но почему я молился? Чтение Писания привело меня к молитве. Почему я читал Писание? Как почему? Просто читал и все. Но что заставляло меня читать? И тогда сразу же я понял, что у истока всего стоял Бог, и Он был творцом моей веры. И вдруг мне открылось все учение о благодати. Я не отступил от него до сегодняшнего дня.

Иногда Дух ведет нас, указывая направление . Проводник, указывая рукой, говорит: «Туда, джентльмены, идите по этой тропинке. Это нужная вам дорога». Так и Святой Дух задает направление нашим мыслям. Он не подсказывает новую мысль, а направляет в определенную сторону те мысли, которые уже возникли в нашей голове. Другими словами, Он не сталкивает лодку в воду с берега, а правит ей, когда она уже движется по реке. В наших размышлениях о священном Он ведет нас к еще более возвышенным размышлениям, чем те, с которых мы начали. Не раз с вами было так: вы начинаете думать о каком-то учении и непроизвольно что-то вас уводит в сторону, к размышлениям на другую тему. И тогда вы начинаете видеть взаимосвязь между, казалось бы, совершенно разными учениями: они опираются друг на друга, как камни, поддерживающие мост, а в конце концов все, оказывается, держится на краеугольном камне — Иисусе Христе распятом. И к этому выводу вы пришли не потому, что вам подсказана новая мысль, а потому, что вам указано направление для размышлений.

Но лучше всего Святой Дух наставляет нас на всякую истину разъяснением . Он разъясняет Библию. Есть ли у кого-нибудь из вас разъясненная Библия дома? «У меня есть Библия в кожаном переплете. А у меня есть Библия с пояснениями на полях». Очень хорошо, но есть ли у вас разъясненная Библия? «Да у меня есть Большая семейная Библия с иллюстрациями». На некоторых картинках изображен Иоанн Креститель, который крестит Иисуса Христа, возливая Ему на голову воду, и многие другие бессмыслицы. Но я говорю не об этом. Есть ли у вас разъясненная Библия? «Да, у меня есть Библия с прекрасными гравюрами». Да, и это хорошо, но есть ли у вас разъясненная Библия? «Я не понимаю, что вы имеете в виду, когда говорите о разъяснен ной Библии». Разъясненная Библия есть только у христианина. Когда он покупает ее, то она еще не разъяснена, но когда он читает ее

Величье золотит священные страницы,

Как солнце восхитительно, чудесно.

Всем возрастам познанье без границы

Дает, дает навек и безвозмездно.

Ничто, возлюбленные, не может сравниться с чтением разъясненной Библии. Вы можете читать Писание целую вечность и ничего не постигнуть, если оно не будет разъяснено Святым Духом. Но когда Святой Дух действует, тогда его слова сияют подобно звездам. И кажется, что страницы сделаны из золота, а буквы — из бриллиантов. О, какое блаженство читать разъясненную Духом Библию, освещенную Его сиянием! Мой брат, неужели после чтения и изучения Библии твои глаза не становились светлее? Пойди и скажи: «О Господи, освети мою Библию. Я хочу, чтобы у меня была растолкованная Библия. Пусть свет изольется на нее. Я не могу читать ее с пользой, пока Ты не разъяснишь ее». Слепые читают Библию пальцами, но слепые души этого делать не могут. Нам нужен свет, чтобы читать ее, в темноте читать невозможно. Именно так Святой Дух наставляет нас на всякую истину: наводит нас на мысли, указывает направление для размышлений и разъясняет Писание, освещая Своим светом, когда мы читаем его.

V. И, наконец, о признаке действия Святого Духа. Возникает вопрос: как я могу узнать, просвещен ли я Святым Духом и наставлен ли я на всякую истину? Вы может распознать действие Святого Духа, во-первых, по целостности истины (Он наставляет на всякую истину), во-вторых, по полноте истины (Он наставляет на всякую истину).

Если вы хотите узнать, есть ли у проповедника Святой Дух или нет, то судите в первую очередь по целостности его свидетельства. Человек, проповедующий то «да», то «нет», не просвещен Святым Духом. Дух никогда не говорит что-то одно сегодня и нечто противоположное завтра. Многие люди одновременно говорят и «да», и «нет». Но их противоречащие утверждения не могут быть от Бога Духа, ибо Бог Дух не называет одно и то же черным и белым, ложным и истинным. В этом заключается основополагающий принцип: истина едина. Но кто-то скажет: «Когда я читаю Библию, я вижу, что в разных местах утверждаются прямо противоположные вещи, и, несмотря на это, я должен верить ей»? Вы были бы абсолютно правы, дорогой брат, если бы Библия действительно противоречила сама себе. Но дело не в штанах, а в танцоре. Многие проповедники не знают своего дела. И надо заметить, что научиться ему не так-то просто. Нужно много работать, чтобы научиться гармонично совмещать все учения.

Вы также можете определить работу Святого Духа по ее полноте. Истинные дети Божьи наставлены не в нескольких истинах, а во всех. Когда они начинают свой путь, то они не знают и половины истины, они верят во всю истину, не понимая ее. Полнота истины заложена в них, но ей необходимо развиться. Ничто нас так не учит, как опыт. Никто не может стать богословом за неделю. Некоторые учения постигаются годами. Столетник растет десятилетиями, прежде чем расцвести, так и некоторые истины должны долго храниться в нашем сердце, прежде чем мы сможем говорить о них с подлинным пониманием. Дух постепенно наставит нас на всякую истину. Например, если истина в том, что Иисус Христос будет буквально царствовать на земле тысячу лет, и я склонен верить в это, то, ведомый Духом, я все лучше и лучше буду понимать это, и придет время, когда я буду говорить об этом совершенно уверенно. Некоторые люди начинают очень осторожно. Сначала человек говорит: «Я знаю, что мы оправданы по вере, и имеем мир с Богом, но так много людей не согласны с тем, что мы оправданы навечно, и поэтому я не уверен в этом». Но постепенно Дух Святой просвещает его, и он начинает понимать, что в тот час, когда были заплачены все его долги, с него была снята всякая вина, что в тот момент, когда грех был покрыт, каждая избранная душа была оправдана перед Богом, хотя перед самой собой она была оправдана позже.

Какие же практические выводы можно извлечь из этого великого учения? В первую очередь надо сказать о христианине, которого тяготит собственное невежество. Многие люди, которые были едва просвещены и едва вкусили небесной жизни, боятся, что они слишком мало знают, чтобы быть спасенными! Возлюбленные, Бог Святой Дух может научить любого, каким бы безграмотным и необразованным он ни был. Я знаю людей, которые были буквально недоразвиты ми до обращения, но впоследствии их способности удиви тельным образом развились. Давным-давно я знал человека, который был настолько темен и забит, что не только не умел читать, но говорил правильно лишь по ошибке. Более того, он был, выражаясь словами его соседей, «слабоумным». Но когда он обратился, первое, что он сделал, помолился. Он, заикаясь, произнес несколько слов, но со временем его способность говорить начала развиваться сама собой. Потом он решил, что хочет читать Писание, и после долгих, долгих месяцев упорных стараний он научился читать. Как вы думаете, что произошло дальше? Он подумал, что мог бы проповедовать, и начал понемногу проповедовать у себя дома в своей особой, ни на что не претендующей манере. Затем ему пришла в голову мысль о том, что он должен читать книги. Его умственные способности начали развиваться. И я уверен, что сегодня он несет благословенное служение проповедника в какой-нибудь деревушке. Требуется не так уж много интеллекта, чтобы быть наставленным Богом. Если вы чувствуете, что у вас туго со знаниями, не отчаивайтесь. Обратитесь к Духу, великому Учителю, и попросите его о священном воздействии на ваш разум. И придет время, и Он «наставит вас на всякую истину».

Еще один вывод состоит в следующем. Когда наши братья не понимают какой-то истины, давайте действовать по отношению к ним наиболее благоразумно. Не надо спорить с ними. Я слышал много споров, но ни один не привел к хорошим результатам. Едва ли кто-то научится чему-либо в споре, ибо убежденный против своей воли, все равно остается при своем мнении. Молитесь о них, чтобы Дух истины «наставил их на всякую истину». Не сердитесь на своего брата, молитесь за него; взывайте: «Господь! Открой его глаза, чтобы он увидел чудное в Твоем законе».

И, наконец, я обращаюсь к тем, кто ничего не знает ни о Духе истины, ни о самой истине. Возможно, некоторые из вас говорят: «Нам не важно, кто из вас прав, нам прекрасно живется и без всех этих истин». Но, несчастный грешник, если бы ты знал дар и знал, кто говорит истину, ты бы не говорил: «Мне все равно». Если бы ты знал, как важно знание истины для твоего спасения, ты бы говорил иначе. Если бы ты знал истину Божию о том, что ты пропащий грешник, которого Бог возлюбил до создания мира, несмотря на отсутствие причин для любви к тебе, и искупил Тебя кровью Сына, и оправдал тебя по вере перед небом и постепенно будет оправдывать Святым Духом по вере перед твоей совестью; если бы ты знал, что тебя ждет небо, что ты обязательно войдешь в него, что оденешь венец из немеркнущего золота, — тогда бы ты сказал: «О, как драгоценна истина моей душе!» Мои неверующие слушатели, заблуждающиеся люди хотят похитить у вас истину, которой вы можете спастись, лишить вас единственного Евангелия, которое избавляет от ада; они отвергают великую истину о благодати, но только она может спасти грешника от ада. И хотя эта истина не интересна вам сейчас, все равно вы должны желать постигнуть ее. Да даст Бог познать вам истину сердцем! Да наставит вас Святой Дух на всякую истину!» Ибо если вы не познаете истину здесь, вы увидите ее с обратной стороны в мраке могилы, в которой единственным светом будет пламя адского огня! Да познаете вы истину на этой земле! И истина сделает вас свободными. И если Сын сделает вас свободными, то вы истинно станете свободными, ибо Он говорит: «Я есмь путь, и истина, и жизнь». Доверьтесь Иисусу, падшие грешники, поверьте в Его любовь и милость, и будете спасены, ибо Бог Дух дает веру и вечную жизнь.

Утро, 18 ноября, 1855 г.