Молитва Христа о Петре

«Но я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя»

(Лк. 22:32).

Сатана питает смертельную ненависть ко всем добрым людям, и они могут не сомневаться в том, что — здесь ли, там ли, — но на своем пути к Небесному Граду обязательно повстречают его. В своей бессмертной аллегории Джон Баньен поместил его в особое место, представив в виде Аполлиона, преграждающего путь и клянущегося своим адским логовом, что странник не ступит дальше и шагу, но что душа несчастного христианина будет погублена именно здесь и теперь. Но встреча с Аполлионом происходит не в одном и том же для всех странников месте. Я знал тех, на кого он особенно яростно нападал в самом начале их Сионского странствия. Из-за дьявольских нападок, которые им приходилось переносить, первые дни христианской жизни были для них поистине ужасными, но потом, когда дьявол отступал от них, им служили ангелы, и остальные их годы были наполнены миром и радостью. Вы помните, что как только наш Спаситель крестился, Он сразу же был возведен Духом в пустыню для искушения от диавола. То же самое происходит с теми, чьи тяжелейшие испытания приходятся на начало их общественного служения. Другие вступают в свои самые ужасающие схватки в середине своей жизни, когда они, возможно, особенно склонны считать себя застрахованными от нападок сатаны и думают, что их знаний и опыта достаточно для того, чтобы оградить их от его козней. Я знаю некоторых, на кого, как на Мартина Лютера, на самой середине их жизненного плавания обрушиваются непрестанные штормы и ураганы, и все это время они не знают ни минуты покоя. Но есть и такие, чей путь в начале наполнен исключительным покоем, их жизнь, как зеркальная гладь моря, по которой не пробегает ни одна волна, но, однако,в конце враг наверстывает упущенное и до самого их смертного часа яростно на них нападает. Я знаю много примеров, когда изведанным святым приходилось умирать, держа в руках меч, и они вошли на небеса, будучи покрыты еще кровоточащими ранами, полученными в только что перенесенной суровой схватке. Во всяком случае все они были увенчаны на поле боя и почили в конце ужасной битвы.

Большинство из нас, из тех, кто по-настоящему устремлен к небу, — я не хочу говорить, что это правило без исключений — но все же большинство из нас обязательно убеждается в исключительной ценности этой молитвы: «И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого, который для нас самый страшный из всех врагов». Даже победа над ним не восполняет наших потерь. Мы обычно до самой могилы носим на себе тот след, что остается от его мастерского удара. Лучше перепрыгнуть через огражденный ров или на тысячу миль свернуть в сторону от своего пути, чем вступать с ним в единоборство, если только здесь не кроются те великие цели, о которых я скоро буду говорить. Схватка с Аполлионом — страшное испытание, но тем не менее ни один храбрый христианин даже не помыслит от него уклониться. Напротив, он скорее обрадуется, что клинок, которым он вооружен, клинок из подлинной дамасской стали, нашел достойного для себя врага, и хотя он воюет не против крови и плоти, но во имя Бога он преисполнен решимости сражаться против начальств и властей и против самого их вождя, чтобы только еще больше славы принести великому Царю, Который самых слабых из Своих последователей делает настолько сильными, что они обращают в бегство самого древнего змия.

Итак, дорогие друзья, знайте, что сатана ненавидит каждого доброго человека и в определенный момент он проявит эту ненависть, обрушив на него крайне жестокий смертоносный удар.

Далее, снедаемый ненавистью сатана изо всех сил старается затолкать верующих в свое решето и сеять их, как пшеницу — не для того, чтобы очистить от мякины, но для того, чтобы их просто сотрясти. Вы видите, что происходит с зерном в решете, как оно там прыгает и мечется. Ни одно

его ядрышко не остается на месте, но каждое из них втянуто и общий вихрь и сумятицу, и человек, в руках которого решето, трясет его сначала в одном направлении, потом в другом, а затем во всех направлениях сразу. Именно так, когда предоставляется случай, обходится сатана с теми, кого он ненавидит. Он сеет их всеми мыслимыми способами, повергая все их существо в смятение и хаос. Оказавшись у него в руках, мы в полном смысле слова проходим через потрясения и просеивания, и он делает все, чтобы мы при этом не знали ни сна, ни отдыха.

Таким образом, сатана желает сеять святых в своем решете, и Бог иногда удовлетворяет его желание. Если вы раскроете Библию и обратите внимание на параллельные места, то сможете понять истинный смысл того, что сатана выпросил, а вернее, выпросив, получил власть сеять Петра, как пшеницу. Бог иногда позволяет сатане сеять, как пшеницу, тех, кто несомненно является народом Божиим, и тогда сатана воистину трясет и сотрясает. Сцена, описанная в Книге Иова, когда сатана предстал перед Богом, точно повторилась в случае с Петром, потому что разрешение искусить и испытать хвастливого беднягу Петра дьявол получил от Бога. И если бы в ответ на свое ходатайство Христос не получил от Бога обещания сохранить Петра, плохо пришлось бы самоуверенному апостолу. Бог допускает сатане испытывать так Своих людей, потому что знает, как обратить все это Себе во славу и им но благо. Есть определенные благодати, которые никогда не проявляются в христианине в значительной степени, кроме как в результате сурового испытания. «Я заметил», — сказал кто-то из братьев, — какой чистотой духа наполнились проповеди одного служителя, когда он оказался подвергнутым мучительнейшему искушению». Есть особенная чуткость души, без которой невозможно пасти овец Христовых и питать Его агнцев, чуткость, без которой невозможно укреплять своих братьев, как укреплял в последствии Петр, чуткость, приходящая обычно — во всяком случае, к таким людям, как Петр — только после того, как они будут пропущены через сито и испытают потрясения сатанинского искушения.Пусть это будет вступлением к моей проповеди, ибо это далеко не все, о чем я собираюсь говорить.

Прежде всего, обращаю ваше внимание на указанный в нашем тексте главный объект нападений сатаны. Мы видим, что он находится там, где Иисус воздвигает самую мощную линию обороны. «Но я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя». Значит, главной мишенью сатаны в верующем является вера. Во-вторых, уясните себе особую опасность, которой подвержена вера: «Чтобы не оскудела вера твоя». Вот она, опасность: чтобы вера не просто ослабла или поколебалась, но чтобы не оскудела. И, в-третьих, посмотрите, что служит для верующего великой защитой. «Но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя».

1. Прежде всего внимательно рассмотрим ВЕЛИКИЙ ОБЪЕКТ НАПАДЕНИЙ САТАНЫ.

Когда он нападает на дитя Божие, то свой главный удар он направляет на его веру, и я полагаю, что причина этого заключается, во-первых в том, что вера есть средоточие жизни христианина. Мы привиты ко Христу верой, и вера — это точка, где верующая душа соединяется с живым Христом. Поэтому, если бы сатане удалось поразить привой именно здесь, в этом месте, им был бы полностью уничтожен весь труд Спасителя. Вера — сердце истинной святости, ибо «праведный верою жив будет». Отнимите веру, и с ней вы вырвете у благочестивого человека сердце. Поэтому сатана по мере возможности нацеливает свои раскаленные стрелы на веру человека Божия. Если только ему удастся уничтожить веру, ему удастся уничтожить саму жизнь христианина. «Без веры угодить Богу невозможно». Поэтому, если бы дьявол смог лишить нас веры, мы перестали бы быть угодны Богу и не были бы больше «облагодатствованы в Возлюбленном». Поэтому, братья, старательно наблюдайте за своей верой. Она есть подлинная голова и сердце вашего хождения перед Богом. Дай же Господь, чтобы она никогда в вас не оскудела!

Я считаю, что сатана нападает на веру также и потому, что она — главная из всех наших благодатен. Любовь — в некотором отношении — это самое изысканное и лучшее в

нас, но чтобы повести на битву головной отряд, первой должна выступить вера. Есть определенные вещи, которые исключительно и всецело приписываются только вере и никогда не приписываются любви. Если бы кто-то вздумал говорить о нашем оправдании любовью, это бы больно резануло ухо благочестивых людей. Если бы кто-то заговорил о нашем оправдании покаянием, то те из нас, кто хорошо знает Библию, дали бы решительный отпор такому извращению истины, но все могут сколько угодно говорить о нашем «оправдании верой», потому что это — цитата из Писания. В деле оправдания имеет значение только одна вера. Она держится за жертву Христа и Его праведность, и этим душа получает оправдание. Вера — это, если можно так выразиться, вождь благодатен в день битвы, и потому сатана говорит своим демоническим лучникам: «Не сражайтесь ни с малым, ни с великим, а только с одним царем Израильским, стреляйте в веруй, если сможете, убейте ее». Если убита вера, то куда девается любовь, надежда, покаяние, долготерпение? Если сражена вера, то это то же самое, как если бы на поле боя упал знаменосец. Победа на стороне архиврага, если он в состоянии одолеть веру, ибо вера — это благородный вождь всех благодатей святого.

Еще я полагаю, что сатана так смертельно обрушивается на веру христианина из-за того, что она есть питающая благодать. Все другие благодати в нас получают свою силу от нашей веры. Если вера неглубока, то любовь горит весьма слабо. Если вера начинает оскудевать, то затухает надежда. А мужество? Оно превращается в сущее ничто, когда вера ослабевает. Возьмите на выбор любую благодать, и вы убедитесь, что ее питание зависит от здорового состояния веры в нашего Господа Иисуса Христа. Удалить веру означало бы убрать от реки ее исток или отнять от лучей света солнце. Если вы уничтожаете источник, то вслед за этим прекращает свое существование все, проистекающее из него. Поэтому, возлюбленные, с величайшим усердием оберегайте вашу веру, ибо я могу с уверенностью сказать, что из нее берут начало все ваши благодати. Вера — это та добродетельная жена, что в пурпур одевает домашних своихи подает им всем сочную и укрепляющую пищу; но если вера исчезает, то гол, пуст, слеп и несчастен дом. Все оскудевает в христианине, когда его перестает питать вера.

Далее, сатана атакует веру и потому, что она есть великая охраняющая благодать. Апостол говорит: «А паче всего (то есть «поверх всего», «покрывая все») возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого». Иногда восточные воины носили такие большие щиты, что они напоминали двери и закрывали человека с головы до пят. Другие из них, которые пользовались меньшими щитами, так умело действовали ими и передвигали их так мгновенно, что они ни в чем не уступали щитам, целиком закрывавшим человека. Стрела летит в лоб, но быстро поднимается щит, и острый наконечник с лязгом ударяется о металл. В сердце пущено копье, но его отбивает щит. Свирепый враг метнул в ногу отравленный дротик, но его на лету перехватывает щит. Фактически щит обеспечивает круговую оборону, и то же самое делает вера. Как кто-то умно заметил: «Это доспехи, одетые поверх доспехов, потому что шлем защищает голову, а щит защищает и шлем и голову. Нагрудник закрывает грудь, но щит прикрывает и нагрудник и грудь». Вера — это благодать, призванная защищать другие благодати. Ничто не может сравниться с ней, и поэтому неудивительно, что сатана атакует именно веру, когда видит ее влиятельное положение и особую важность во всем граде Души человеческой.

Не могу не сказать, что меня не удивляют нападки сатаны на веру еще и потому, что она есть эффективная, или действенная, благодать. Вы ведь знаете, как изумительна эта 11 глава Послания к Евреям. Это — триумфальная арка, воздвигнутая — в чью честь? В честь веры. Согласно данной главе вера совершала все: она угашала силу огня, заграждала уста львов, прогоняла полки чужих, получала умерших воскресшими и т. д. Вера — это правая рука души. Вера действует любовью, но тем не менее действует именно вера, и вы не сможете совершить ничего угодного Богу, пока не совершите это именно этой правой рукой, т.е. верой. Поэтому сатане невыносимо видеть веру, он питает к ней

самую страшную ненависть. Фараон пытался утопить в реке всех младенцев мужского пола, потому что они были военной силой Израиля. Он не возражал против рождения девочек, он боялся мужчин. И точно так же говорит сатана: «Я должен искоренить веру, так как в ней вся тайна силы». Его не так беспокоят ваши другие благодати; вероятно, по возможности он будет нападать и на них, но прежде всего он говорит: «Долой веру! Это тот младенец мужского пола, которого надлежит убить», и он посылает в нее свои самые острые и самые гибельные стрелы.

Я полагаю также, что вера чаще всего и преимущественнее всего атакуется сатаной, потому что для него она отвратительнее всего. Он не переносит веру. Почему я так считаю? Да потому, что ее любит Бог; а если Бог любит веру и если Христос увенчивает ее, то я уверен, что сатана ее ненавидит. Что сказано о препятствии, которое неверие оказывает делу Христа? «И не совершил там многих чудес по неверию их». Сейчас, применив этот стих к сатане, я скажу, что против некоторых людей его действия бессильны из-за их веры. О, как постыдно он уползает, когда обнаруживает в человеке подлинную царственную веру! Он знает, что перед ним превосходящий его противник, и поэтому говорит: «Зачем тратить стрелы о щит такого человека, как этот? Он верует в Бога, он верует во Христа, он верует в Духа Святого, он намного сильнее меня». Тем же, кто находится под его властью, он кричит: «По шатрам своим!» Он приказывает им бежать, удаляться отсюда, ибо знает, что им не видать победы, когда они сталкиваются с истинной верой, дарованной Богом. Он не в силах смотреть на нее. Она его ослепляет. Сверкающий блеск этого великого щита веры, который так ярок, что кажется, будто человек одел на руку солнце и несет его перед собой, вступая в схватку, ослепляет даже могущественного князя тьмы. Стоит сатане лишь глянуть, как он сразу же бросается прочь, ибо не может выдержать этого света. Он знает: это то, что больше всего способствует свержению его царства и разрушению его силы; поэтому держись своей веры, верующий! Бери пример со спартанского юноши-воина,который возвращался домой со щитом или на щите. «Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние». Имеете вы что-либо еще или нет — имейте веру Божию, веруйте в Христа Божия, возложите все упование души вашей на верное обетование и верного Обещавшего. Если вы так делаете, то все нападки сатаны на вас окажутся тщетными.

Итак, это первое, что я хочу сказать вам — помните главный объект нападок сатаны.

2. Во-вторых, помните об ОСОБОЙ ОПАСНОСТИ, УГРОЖАЮЩЕЙ ВЕРЕ. «Чтобы не оскудела вера твоя».

Оскудела ли вера Петра? И да, и нет; в какой-то мере она оскудела, но она не оскудела полностью. Она оскудела в какой-то мере, потому что Петр был человеком, но она не оскудела полностью, потому что за нею стояла сверхчеловеческая сила, приходящая через молитву Христа. Бедный Петр! Он отрекся от своего Учителя, но его вера все-таки не оскудела совершенно, и я покажу вам, почему так произошло. Если когда-нибудь мне или вам, возлюбленные, будет позволено обесчестить Бога или отречься от нашего Господа, как это сделал Петр, то пусть все же Бог милосердно хранит нас от полного оскудения веры, как Он сохранил Петра!

Вспомните прежде всего, что у Петра в душе еще оставалась вера, даже когда он отрекся от своего Учителя, потому что, когда Господь, обратившись, взглянул на Петра, он вышел вон и горько заплакал. Если бы в Петре не осталось истинной веры, Учителю долго пришлось бы смотреть на него, прежде чем по щекам Петра прокатилась бы слеза. Господь не только смотрел на Иуду, Он позволил ему обмакивать с Ним кусок в блюдо и даже разрешил предателю поцеловать Себя, но все это не возымело на Иуду никакого действия. Причина, по которой взгляд Христа так больно полоснул Петра, заключалась в том, что в Петре еще оставалась вера. Вы можете сколько угодно дуть на холодные угли, но вы так и не раздуете в них огонь. С другой стороны, я часто наблюдаю, как горничная, став на колени перед камином, в углу которого едва тлеют угольки, начинает осторожно и нежно дуть, стараясь вернуть пламя к жизни. «Огонь еще не погас» —

говорит она, и в конце концов разгорается яркое пламя. Дай же нам Бог, чтобы мы никогда не впадали в такое плачевное состояние, но, если это и случится с нами, то пусть Он по благодати Своей позволит остаться в нас этой благословенной крошечной вере, этой слабой и немощной вере, которая благодаря дуновению на нее Духа Божиего будет снова раздута в пламя!

Мы уверены, что в Петре еще пребывала эта вера, иначе разве повел бы он себя именно так’? Ведь как повел себя Иуда? Он совершил две вещи: сначала он пошел к священнику или к священникам и во всем им признался, а потом пошел и повесился; эти два поступка были странным образом соединены. Петр не совершил ни одного из них, однако, если бы у него не было веры, он мог бы сделать и то и другое. Троекратное — при всем народе — отречение от своего Учителя, подкрепленное клятвами, — и это в тот момент, когда Учитель был так близко и так нуждался в помощи, -все это должно быть ввергло Петра в ужаснейшую опасность. И если бы в его сердце не было веры в то, что его Учитель может еще простить и восстановить его, он мог бы в отчаянии совершить точно то, что совершил предатель Иуда. Или же, если бы он не дошел до этой крайности осознания вины, он мог бы навсегда скрыться от остальных апостолов. Но вместо этого мы вскоре снова видим его рядом с Иоанном. Я не удивляюсь, что он был именно с Иоанном. Они были старыми друзьями; но ко всему прочему возлюбленный Иоанн так часто склонял голову на грудь Учителя, что пропитался нежностью Спасителя и был именно тем человеком, общение с которым было благодатно для Петра. Я думаю, что, если бы я так открыто отвергал моего Господа, как сделал это Петр, я бы убежал подальше от глаз всех моих прежних товарищей, но Петр, как видите, поступил по-другому. Должно быть, он сказал себе: «Учитель с Его любящим нежным сердцем еще простит и примет меня», и он крепче примыкает к друзьям, особенно к Иоанну. И, заметьте, в день воскресения нашего Господа Петр был первым, кто вошел в усыпальницу, потому что, несмотря на то, что «другой ученик бежал скорее Петра» и пришел когробу первым, он «не входил во гроб», пока первым не вошел туда Петр. «Господь истинно воскрес и явился Симону» -это замечательные слова. Павел, когда он пишет о воскресении Христа, говорит, что Он «явился Кифе», то есть Петру. Неслучайным было то, что наш благословенный Господь отдельно явился пребывавшему в ожидании Симону Петру и даровал ему честь личного свидетельства. Это доказывало, что именно молитвы Спасителя сохраняли его веру от оскудения.

Теперь, возлюбленные, я больше не буду говорить о Петре, но поговорю о вашей личной вере. Кого-то из вас постигла беда? Тогда я молюсь о том, чтобы вера ваша не оскудела. Она потрясается, она проходит сейчас через суровое испытание, но дай Бог, чтобы она не оскудела! Что-то шепчет вам из глубины сердца: «Брось всю эту религию, она -обман». Но на эту ложь отвечайте: «Отойди, сатана, ибо религия Иисуса Христа вечно, несомненно и непогрешимо истинна». Держитесь ее, так как это ваша жизнь. Или же, возможно, бес вам нашептывает: «Она достаточно истинна для других, но она не предназначена для тебя, ты не принадлежишь к людям Господним». Что ж, если ты не можешь придти к Господу святым, приди к Нему грешником; если ты не осмеливаешься приходить ребенком, чье место за столом, приди, как пес, что собирает под столом падающие с него крошки. Только обязательно приходи, никогда не изменяй своей вере.

Если снова раздастся шепот архидьявола: «Ты -обманщик. Твое исповедание — сплошное заблуждение и ложь», скажи ему: «Если даже и так, то во Христе есть прощение для всех, кто через Него приходит к Богу». Возможно, ты приступаешь к Спасителю в первый раз; ты намерен возложить всего себя на кровь и заслуги Иисуса, даже если ты никогда не делал этого прежде. Я молюсь за тебя, дорогая приступающая к Иисусу душа. О, милосердный Спаситель, не позволяй сатане сокрушить веру даже слабейшего из людей Твоих! Благословенный Ходатай, помолись об этом несчастном, в котором вот-вот угаснет вера! Великий Первосвященник, вступись за него, чтобы его

вера не оскудела полностью, и чтобы он по-прежнему был предан Тебе!

Что станет с нами, если у нас не будет веры в Иисуса? Я знаю, что есть такие, кто, кажется, прекрасно обходятся без нее. Это, например, собаки; или, например, дикие звери. Они прекрасно обходятся без детских одежд, без детского питания, но мы с вами не можем. Во всякий миг, когда я не верую, я несчастен. И вера во Христа для меня не пустой звук, это — моя жизнь, это — моя сила, это — моя радость. Если я лишен этой привилегии — веры, то я погибший человек и лучше бы мне вообще не родиться. Отказаться от веры? Вспомните, что сказал сатана о Иове: «Кожа за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него», а наша жизнь заключена в нашей вере во Христа. Мы не можем отдать ее, и мы не отдадим ее. Слышите, бесы ада или насмешники земли? Мы не отдадим ее, мы будем крепко держать ее, ибо она есть часть самой основы и сердцевины нашего существа. Мы веруем в Бога и в Его Сына, нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа, и наше великое устремление заключается в том, чтобы вера наша была под надежной защитой и охраной, ибо мы знаем особую опасность, которой она подвержена, когда на нее нападает сатана.

3. А теперь я заканчиваю и только несколько минут поговорю о ВЕЛИКОЙ ОХРАНЕ И ЗАЩИТЕ ВЕРУЮЩЕГО.

Что же является великим защитным средством нашей веры? Ходатайство нашего Спасителя. Молитва — всегда благо, это всегда благословенная вещь, но обратите внимание на это слово, написанное в тексте с большой буквы: «Я молился о тебе». Именно ходатайство Христа сохраняет нашу веру, и в нем есть три качества, которые делают его драгоценным превыше всякой цены: оно — превозмогающее, упреждающее и меткое. Во-первых, оно превозмогающее, потому что, если Христос взывает к Богу в молитве, то Он обязательно превозможет. Оно упреждающее, потому что до того, как Петра постигает искушение, Иисус говорит: «Я молился о тебе. Сатана своей просьбой получил-таки разрешение искушать тебя, но Я уже молился о тебе».

И наконец, оно было метким, то есть бьющим прямо в точку,касаясь самого существа дела. Христос молился самой лучшей молитвой: «чтобы не оскудела вера твоя». Петр никогда бы не подумал, что вера будет главным объектом нападения сатаны; он мог бы подумать, что сатана нападет на его любовь. Господь, кажется, намекнул ему на эту его мысль, спросив впоследствии: «Симон Ионин! Любишь ли ты Меня?» Но Спаситель знал, что самая жаркая битва разгорится вокруг форта Веры, и поэтому молился о том, чтобы эта крепость никогда не была захвачена врагом, и она не была захвачена.

Всегда, когда я начинаю говорить вам о заступничестве Христа, я чувствую в себе желание сесть и предоставить вам возможность поразмышлять, поднять ваш взор к небу и вслушиваться, пока наконец не будет услышан этот несравненный в своей мелодичности голос, взывающий, взывающий, взывающий к Отцу. Это дало бы вам намного больше понимания, чем могут дать мои слова. Благословенно слышать, как молится чья-то мать, — случайно, как мы говорим, проходя мимо полуоткрытой двери, услышать, как мать возносит за своего сына или дочь молитву. Как трогательно звучат из детских уст слова молитвы за отца или горячие, выдыхаемые из сердца жены мольбы о любимом муже. Я не знаю ничего более чарующего, чем случайно услышанная молитва, предназначенная не для земли, а только для неба; я люблю такие подслушивания. Но вслушайтесь же! Это молится Сам Иисус. Он показывает Свои раны, Он представляет Свой подвиг великого жертвоприношения и — чудо из чудес! — Он молит о тебе и обо мне! Счастлив тот мужчина, счастлива та женщина, чью веру хранит такая могучая оберегающая сила — ходатайство Христа!

Хочется обратить ваше особое внимание на то, что это ходатайство есть моление Того, Кто — в данном стихе -кажется прямо противопоставляет Себя великому противнику. «Сатана своей просьбой получил тебя, чтобы сеять тебя, как пшеницу, но Я Своей просьбой получил тебя, (рискну перефразировать) чтобы вера твоя не оскудела». Вон стоит сатана; ты не видишь его, и тебе лучше вообще его не видеть. Но это жестокое чудовище, повергшее в трепет

царей и князей, вырвавшее из обителей света ангелов и низринувшее их с небес в ад, приготовилось напасть на тебя. И тебе есть от чего придти в ужас, ибо сеять тебя разрешает ему Сам Бог. Но смотри, там стоит также и Вечноблаженный, перед Которым ангел — и небесный и падший — так мал, как мала по сравнению с солнцем крошечная искра. Вон Он стоит, препоясанный золотым поясом Своей верности, облаченный в прекрасную белую одежду Своей непревзойденной праведности, с венцом славы на голове, блеск которого затмевает все созвездия звезд и солнц; и демоническим домогательствам падшего противопоставляет Он Свою Божественную мольбу. Тебе сейчас страшно? Для меня составляет невыразимое блаженство — поверх написанного: «Сатана просил, чтобы сеять вас, как пшеницу» видеть вот это: «Но Я молился о тебе». О, это благословенное «но»! Как явно оно отбрасывает падшего ангела назад в бездонную пропасть, связывает его там цепями и плотно опечатывает его темницу. «Но Я молился о тебе». Искушай же, дьявол, искушай изо всех твоих черных сил, ибо теперь, когда этот прекрасный золотой щит Спасителя целиком укрывает несчастного искушаемого, теперь нет страха! «Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя».

И вот теперь мое последнее слово: это — ходатайство, которому непременно гарантирован абсолютный успех. И действительно, Представляющий его предвкушает его успешность и рассчитывает именно на нее, заповедуя Своему ученику следующее: «И ты, некогда обратившись», -несомненный залог того, что он действительно обратится, что он вернется назад, как бы далеко ни увели его заблуждения, — когда ты будешь восстановлен, «утверди братьев твоих». Значит, он наверняка будет восстановлен, иначе Спаситель не дал бы ему поручение, исполнение которого зависело бы от стечения маловероятных обстоятельств. О ты, который есть истинное дитя Божие, ты можешь упасть в воду, но ты никогда не утонешь! О воин креста, раскаленные стрелы могут, как лесная поросль, густо усеять твой щит, но ни одна из них никогда не попадет тебе в сердце! Ты можешь быть ранен в голову, в руку и в ногу, тыможешь превратиться в сплошные шрамы, но твоя жизнь дарована тебе. Христу ты отдан в качестве военной добычи, и Христовой силой ты выйдешь живым даже из челюстей смерти и одолеешь сатану. Только доверься Христу, только положись на Него. Держись своей веры, возлюбленный, держись своей веры! Мне хочется поближе подойти к тому юноше, который в последнее время слушает учителей-скептиков, и шепнуть ему на ухо: «Держись своей веры, юноша, потому что, потеряв ее, ты потеряешь все».

Тому же, кто после открытого исповедания своей веры, увы, впал в грех, позвольте сказать следующее: как бы далеко ты ни сбился с пути, продолжай верить, что Иисус может простить тебя; и возвращайся к Нему, ища Его милости, прямо сейчас. И ты, мой седовласый брат, чьи волосы белеют и белеют для небес, ты жестоко страдаешь от разных искушений? Что ж, дай мне руку, ибо я тоже знаю, что значит эта брань. Будем же веровать в Бога, брат мой, будем оба веровать в Бога. Даже если Он с неведомой до этого силой сокрушит нас, даже если Он превратит нас в мишень и позволит дьяволу выпустить в нас все стрелы из его колчана, то и тогда будем веровать в Бога. И да придешь ты к тому же, к чему часто приходила моя душа, и к чему в древности пришел Иов: «Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться, -как бы Он ни обошелся со мной, — даже если Он никогда больше не улыбнется мне, я все равно буду веровать в Него, я не могу иначе». Я не смею сомневаться в Нем, я должен доверять Ему. Где еще можно найти основу для уверенности, если не в Боге, Который не может лгать, во Христе вечного завета, Которого Он воздвиг для умилостивления за грехи человеческие, в Духе Святом, Чей труд заключается в том, чтобы взять у Христа и явить нам?

Да спасет и сохранит нас всех благословенная Троица, ради нашего Господа Иисуса Христа! Аминь.

30 04 1899