V. Управитель и вверенное ему богатство

28. Богатство — это доверенный Богом талант

Последователи Христа не должны с презрением относиться к богатству, но усматривать в нем доверенный Богом талант. Разумно используя дары Господа, можно оказывать нуждающимся помощь, что имеет очень важное значение. Всем нам необходимо помнить о том, что Бог дает нам богатство не для того, чтобы оно служило удовлетворению наших прихотей, сиюминутных желаний или чтобы мы распоряжались им, как нам заблагорассудится. Весьма предосудительно, если обладание состоянием вызывает в нас нездоровую страсть к накопительству. Мы не имеем права использовать доверенные нам ценности в эгоистичных целях. Это будет преступным деянием против Бога и наших ближних и в конце концов приведет к затруднениям и бедам.

В мире к богатым относятся по-особому и ценят их выше, чем бедных; но характер и духовные качества богатых людей развиваются в соответствии с тем, как они используют вверенные им богатства. Своими поступками и всей своей жизнью они покажут, можно ли им доверить вечные богатства или нет. И бедные, и богатые люди решают сами свою судьбу в вечности, доказывая своей жизнью, достойны ли они принять наследие святых. Те, кто пользуется своим состоянием для удовлетворения корыстных целей, демонстрируют тем самым, каковы будут их действия, если дать им большие возможности и сделать их обладателями немеркнущих сокровищ Царства Божьего. Небесные принципы совершенно отличаются от эгоистичных принципов этого мира. Там все разумные существа равны между собой…

Почему же мы называем богатства нечестивой мамоной? Потому, что сатана использует земные сокровища для того, чтобы привлекать, искушать, вводить в заблуждение души, добиваясь их погибели. Бог дал нам наставление, как использовать Его богатства

[134]

в оказании помощи страждущим, в выполнении Его работы, в построении на земле Его царства, посылая миссионеров в самые отдаленные районы, неся людям познание о Христе. Если же средства, данные Богом, не используются как подобает, не призовет ли Он к ответу за содеянное? Души погибают в грехах, в то время как члены Церкви, считающие себя истинными христианами, тратят святые Божьи сокровища на удовлетворение своекорыстных желаний и амбиций.

Как расточаются Божьи средства

Какие баснословные суммы доверенного Богом капитала тратятся на покупку табака, пива и алкоголя! Господь запретил их употребление, так как они разрушают человеческий организм. Тот, кто употребляет алкоголь и курит, приносит в жертву свое здоровье и жизнь свою отдает во власть сатаны. Дурные привычки ослабляют работоспособность человека, мышление теряет остроту и ясность. Человек теряет способность творчески работать, останавливается в своем духовном развитии; Люди становятся неспособными понять, насколько святые и вечные истины выше житейских дел и сиюминутных удовольствий.

Сатана изобрел множество способов расточительства вверенных Богом средств. Азартные игры, скачки, театральные представления — все это его изобретения, и под его влиянием люди с такой страстью втягиваются в круговорот развлечений, словно ведут борьбу за обладание драгоценными благами вечной жизни. Люди тратят огромные суммы на сомнительные удовольствия; и в результате жизненные силы, данные им Богом, за которые была уплачена цена Крови Сына Божьего, слабеют и иссякают.

[135]

Физические, моральные и умственные силы, которые Бог дал человеку и которые принадлежат Христу, с усердием, достойным лучшего применения, используются в служении сатане, для отвращения людей от праведности и святости.

Что только ни изобретается, чтобы увести людей как можно дальше от всего благородного и чистого; и придет день, когда они в своей греховности падут так низко, как люди, жившие во времена Ноя.

Как во дни Ноя

Когда мы сравниваем картину жизни перед потопом с образом жизни и привычками людей в наши дни, становится ясно, что наш мир быстро созревает для последних язв. Люди испоганили землю своим беззаконием. Сатана играет с людьми в смертельные игры. Те, кто соблюдает заповеди Христа, вскоре ощутят, что им нужно постоянно бодрствовать и молиться, чтобы не впасть в искушение.

Создается впечатление, будто многие даже не подозревают о том, что те средства, которые они совершенно напрасно истратили на пустые развлечения и ничтожные цели, принадлежали Господу. Люди, которые бездумно тратят деньги на свои прихоти, доставляют удовольствие врагу всякой праведности и тем самым прославляют его. Если бы они обратили свои сердца к Богу, то использовали бы средства для благословения и помощи своим ближним, для поддержки бедных и страждущих. В нашем мире царят нищета, голод, болезни и смерть; и все же лишь немногие пытаются умерить свою греховную расточительность. Сатана пускает в ход все, что способен изобрести его изощренный ум, лишь бы удержать людей в полном подчинении, чтобы у них даже не возникло мысли: «А как обстоит дело с моей душой?»

Заинтересованность Христа в человеческой семье

Хозяин всех земных сокровищ пришел в наш мир в

[136]

человеческом облике. Слово стало плотью и обитало с нами. Мы не в силах до конца осознать, насколько велика Его заинтересованность в человеческой семье. Он понимал, насколько ценна для вечности каждая душа. Какой печалью исполнялся Он, когда видел, что искупленное Его страданиями человечество завлечено уловками сатаны!

Наибольшее удовлетворение получает сатана, играя с людьми в смертельные игры, причиняя страдания любящему сердцу Христа. Но Иисус, будучи богат, ради нас стал бедным, чтобы Его нищета обогатила нас. Однако несмотря на это большинство людей в мире позволяют земным богатствам затмить красоту небес. Они прикипели душой к земному, отвратившись от Бога. Как это ужасно, что люди неспособны осознать, насколько опасно позволять чрезмерной привязанности к земному изгонять любовь Божью из сердца. Когда любовь Божья уходит из сердца, пустоту в нем быстро заполняет тяготение к мирским благам. Только один Господь в состоянии очистить храм души от морального осквернения.

Иисус заплатил Своею жизнью за жизнь мира и каждый человек имеет для Него большую ценность. Он желает, чтобы человек сознавал, что он — творение Божие, и видел, какое счастливое будущее ждет его впереди. Если око — светло, то и все тело будет чисто. Если духовное видение ничем не замутнено, тогда невидимые реалии откроются нам в своей нетленной красоте и созерцание вечного мира наполнит радостью жизнь в мире тленном.

Христианин будет радоваться в Господе, если он верно управляет Божьими средствами. Христос старается спасти каждого

[137]

человека. Он возвышает Свой голос предостерегая, стремясь рассеять чары, которые держат душу в рабстве греха. Он призывает людей стряхнуть с себя бремя своих безрассудных страстей. Он открывает их взору величественный мир и говорит: «Не собирайте себе сокровищ на земле».

Изощренные искушения врага

Христос видит реально существующую опасность; Ему ведомы изощренные искушения врага и его коварство, Он на Себе испытал силу сатанинских искушений. Он отдал Свою жизнь для того, чтобы дать возможность всем людям достойно выдержать нелегкие испытания. Все, кто сознает последствия непослушания и грехопадения Адама и Евы, видит сияющий над ними великий свет, приглашены прийти к Нему и обрести покой в душах своих. И чем ярче свет и яснее предупреждение об опасности, тем большему осуждению подвергнутся те, кто предпочтет свету тьму. То, что сказал Христос, слишком серьезно, чтобы не обратить на это внимание.

Кажется, будто люди одержимы безумной страстью к земным богатствам. Страсть к накопительству ведет людей по пути греха и беззакония. Они с таким усердием защищают интересы своего бизнеса, как будто от успеха в этом деле зависит обретение ими неба. Они подчинили данный им Богом капитал земным интересам, а для помощи страждущим в исцелении от духовных и физических болезней ради Царствия Божия средств у них нет. Многие из тех, кто называет себя христианином, глухи к словам Христа: «Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкопывают и не крадут. Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».

[138]

Господь не намерен заставлять человека поступать справедливо, проявлять милосердие к ближним или в смиренномудрии ходить пред Ним; но Он явственно показал человеку отличие добра от зла и разъяснил, каких результатов достигнут люди, следующие по тому или иному пути. Христос приглашает нас, говоря: «Следуй за Мной». Но Он никогда не станет принуждать нас следовать по Его стопам. И если мы последуем за Ним, это будет результатом добровольного выбора. Когда мы постигаем добродетельный характер Христа, Его жизнь, исполненную самоотречения и любви, в нас пробуждается сильное желание стать похожими на Него. Мы возрастаем в познании Господа и тогда Его путь становится подобным славному утру. Тогда мы начинаем понимать, что «стезя праведных — как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня» (Ревью энд Геральд, 31 марта, 1896).

Обладание богатством не является грехом

Библия не осуждает богатых людей за то, что они богаты, она не считает обладание богатством грехом и не полагает, что деньги — источник всех зол. Напротив, Писание говорит, что Бог дает силу приобретать богатство. Это умение является благим делом, если посвящено Богу и служит продвижению Его работы. Библия поощряет одаренность и стремление к прекрасному, потому что все это — плод мудрости, исходящей от Бога. Сомнительно, чтобы мы достигли большей чистоты и святости сердца, облачившись в рубище или лишив свой дом комфорта, красоты и уюта.

Писание говорит, что богатство приносит беды в том случае, если заслоняет собой нетленные сокровища. Когда мирское и суетное вытесняет мысли, привязанности и посвященность, которые должны быть отданы Богу, тогда богатство становится сетью. Люди, предпочитающие вечным богатствам славы земные блеск и мишуру, отвергающие вечные обители, которые со

[139]

временем могли бы стать их достоянием, делают далеко не мудрый выбор. Такому обману поддался Исав, когда продал свое первородство за миску чечевичной похлебки; Валаам потерял расположение Бога из-за того, что прельстился наградой мидийского царя, Иуда — когда за тридцать сребреников предал Господа Славы.

Слово Божье называет корнем всех зол страсть к деньгам. Деньги сами по себе являются даром Божьим людям и должны быть верно использованы для Его служения. Бог благословил Авраама и вознаградил его скотом, серебром и золотом. Библия отмечает и то, что в знак небесного расположения Бог даровал Давиду, Соломону, Иосафату, Езекии большое богатство и славу.

Подобно другим Божьим дарам, обладание богатством накладывает большую ответственность и таит в себе немалые искушения. Как много тех, кто, сохранив верность Богу в несчастьях, пали, покоренные блеском богатства. Обладание богатством нередко вскрывает эгоистичные свойства натуры. Ныне мир несет на себе проклятие постыдной алчности и порока самоугождения служителей мамоны (Ревью энд Геральд, 16 мая, 1882).

Нужда в таланте финансиста

Необходимо проявлять деликатность, расположение и искреннюю заинтересованность, ища подходы к тем, кто принадлежит к высшим слоям общества. Этот круг людей незаслуженно обойден вниманием. Богу угодно, чтобы те, кому Он доверил много талантов, узнали подлинную истину, которая существенно отличается от того, что слышали они раньше. Бизнесмены, люди, занимающие ответственные посты, обладающие большими способностями в сфере научных изысканий, разносторонне одаренные, должны быть среди тех, кто первым услышит евангельский призыв.

[140]

Немало людей обладают Богом данными организаторскими способностями, которые так нужны для Божьей работы в последние дни. Не все могут быть проповедниками, но ощущается потребность в людях, которые смогли бы управлять промышленными предприятиями, работать в наших конференциях руководителями и преподавателями. Бог нуждается в людях, способных мыслить на перспективу и знающих, что и как нужно делать; людях, которые могут быть хорошими финансистами и которые будут стоять, как скала, основываясь на твердых принципах, в пору кризисов, перед лицом грядущих опасностей (Ревью энд Геральд, 8 мая, 1900).

[141]