1. Начало Адвентизма в России

Реформация в России, исторические предпосылки

Первые адвентисты среди русских

Движение Адвентистов седьмого дня образовалось среди ХРИСТИАН различных религиозных течений, которые откликнулись на проповедь о ВТОРОМ ПРИШЕСТВИИ ХРИСТА, и объединились для провозглашения вести приготовления на основании Слова Божия из книги Откровение 14 главы, с 1 — 14 стих.

«Между тем как в России происходят разные внутренние перемены, дело Царствия Божия с успехом идет вперед. Третья ангельская весть начала распространяться с 1886 года, хотя сперва и незначительно и при больших затруднениях, она все-таки выросла подобно горчичному зерну…» Бетхер. (8)

В России первые семена адвентизма седьмого дня были брошены выселившимися из России в Америку немецкими колонистами**. Сделавшись адвентистами, немецкие выходцы из России посылали адвентистские книги и брошюры в свое прежнее отечество — Россию. В ноябре 1883 г. один старый «брат» приезжал в Таврическую губернию, где уже в 1882 г. было несколько человек, праздновавших субботу. (92)

1886 В 1886 году Генеральная Конференция АСД посылает в Россию, посетить соблюдающих субботу, брата Луи Конради, который в то время работал в Швейцарии. Прибыв в Россию, Конради в Одессе встречается с ожидавшим его там братом Герхардом Перк, и оба они отправляются в Крым. В Крыму они посетили некоторые селения и нашли вполне приготовленными к принятию адвентизма около 30 душ. (63)

Первая община христиан — адвентистов седьмого дня в России была образована из 19-ти членов по старому стилю 31 июля 1886 г. в Бердубулате Таврической губернии в Крыму. (33,92) Для крещения этих, рассеянных по разным местам верующих, условились собраться в Бердубулате вблизи Черного моря, где было удобное место для крещения. Пять

* Адвентисты седьмого дня — Всемирная Церковь. По данным на 1990 год церковь АСД совершает служение в 192 странах. Название происходит от латинского слова «АДВЕНТУС», что значит «ПРИШЕСТВИЕ».

** Еще в XVIII столетии по предложению русского правительства была предоставлена возможность для заселения окраин России беженцами из западных стран. Некоторые общины, подвергавшиеся стеснениям и гонениям на Западе, приняли предложение Русского правительства и были расселены по Волге, на Кавказе и в Малороссийских степях. Их поселения назывались колониями. Прибывшим кроме религиозной свободы было дано право обращать в христианство соседних инородцев. (63)

человек пожелало принять крещение, включая и русского из селения Авелл, но при первом случае были крещены только два и оба из немцев. Большинство обращенных прежде были баптистами и меннонитами, которые уже были крещены через погружение в воду и в данном случае они были присоединены к Церкви через исповедание веры. (75)

Это первое посещение братом Л. Конради России и образование им первой общины ознаменовалось для него событием и другого порядка. Как только было окончено преломление хлеба во вновь организованной группе, на их собрание явилась полиция, арестовала братьев Конради и Перка, и они были отправлены в Перекопскую тюрьму. Им предъявили обвинение в распространении запрещенной законом ереси жидовствующих, ввиду столь очевидной связи их учения с субботой. В Перекопской тюрьме Конради и Перк провели сорок дней. Но ввиду того, что Конради был американским подданным, о его аресте было донесено в Петербург американскому консулу. Консул был хорошо знаком с учением адвентистов… Видя мотивы ареста малоосновательными, консул заверил царское правительство в христианском характере общины АСД и тотчас же принял меры к освобождению Конради из тюрьмы. После освобождения Конради посетил еще некоторые места и затем вернулся обратно в Швейцарию.

В этом же 1886 году начал миссионерскую работу в Приволжских колониях брат Лаубган, переселившийся сюда из Америки.

В 1889 году прибыл в Россию рукоположенный проповедник брат Клейн и начал работу в Астраханской губернии, где на некоторое время тоже был арестован. (63,64)

Реформация в России, исторические предпосылки

Вплоть до второй половины XIX столетия в России не было Библии на русском языке. Все религиозные разногласия пресекались. Для этой цели на протяжении столетий действовали монастырские тюрьмы, где тысячи исследователей библейской истины встретили свою смерть. Несмотря на это, некоторые пытались жить в согласии с учением Библии, насколько оно было открыто им. Имеются отдельные сведения и упоминания о соблюдающих субботу христианах в России, начиная с XIV столетия.

Молокане — первые русские реформаторы в России XVIII

века, которые назвали себя «духовными христианами». Они придерживались строгих правил, сохраняли верность убеждению, были воздержанными и трудолюбивыми. Первоначально они проживали в Центральной России, но постоянные преследования и ссылки рассеяли их вдоль Волги, Дона, по Крыму и Кавказу, среди просторов Сибири и даже до Тихого океана. Их история малоизвестна, так как всякое воспоминание о инакомыслящих старательно изглаживалось. Молокане не имели специальных церковных зданий, проводили свои богослужения в частных домах; они не имели особого сословия служителей, но избирали пресвитеров.

В середине XIX столетия среди интеллигенции России возникают различные политические и религиозные движения. В 1860-1870 годах в государственной церкви стало шириться недовольство недавно освобожденных от крепостного права крестьян. Среди глубоко духовных русских православных христиан и интеллигенции растет интерес к изучению Библии. Многие стали собираться с этой целью в частных домах. Среди русских началось евангельское движение.

Именно в этот период пробуждения, Британское и иностранное Библейское общество, которое пыталось еще с начала столетия работать среди русских, добились разрешения от правительства распространять среди народа русский перевод Священного Писания, который был издан Священным Синодом русской Православной церкви.

Евангельские христиане и меннониты появились в трех различных частях России — на Украине, Кавказе и в С.-Петербурге. В 1867 году баптист Мартин Кальвейт, родом из Литвы, крестил купца-молоканина Н. Воронина в реке Куре вблизи города Тифлиса (Тбилиси) в Грузии. В 1874 г. и в 1877-1878 г. г. лорд Редсток, англичанин, связанный с плимутскими братьями, посетил С.-Петербург с миссионерской целью и оказал сильное влияние на некоторых, принадлежавших к высшему обществу. Георг Мюллер из Англии (Бристоль) и несколько других протестантов-евангелистов из Западной Европы также проповедовали Евангелие в России.

Эти появившиеся реформационные течения очень страдали от преследований. Из среды руководителей этих движений одни оставляли страну, другие были заключены в тюрьмы или были высланы. Один из первых руководителей Василий Иванов-Кличников был под арестом тридцать один раз. Вопрос о протестантских движениях рассматривался на протяжении долгих лет, в течении которых эти движения считались как нелегальные и только после царского указа о веротерпимости в 1905 году приверженцы этих учений смогли собираться открыто и, несколько позже, официально издавать свою литературу.

Исторически сложившаяся обстановка представилась благоприятной возможностью для развития реформации в России. Деятельность миссионеров, прогрессивных религиозных движений, стремление к духовному возрождению и интерес к исследованию Священного Писания, приготовили путь для принятия вести адвентистов седьмого дня. (75) Весть о скором втором пришествии Христа стала находить место в сердце русского человека.

Первые адвентисты среди русских

Одним из самых первых адвентистов в России считается (Ревью 5 декабря 1893 г.) русский армейский офицер, который, изучая Библию, пришел к выводу, что седьмой день — суббота, и учил своих детей соблюдать ее, за что и был сослан в Сибирь в 1860 или в 1870 годах. Другим, из первых соблюдаюших субботу, был Феофил А. Бабиенко из Таращи, южнее города Киева. В середине 1870 года он помогал православному священнику в церковных богослужениях, читал псалмы. Получив разрешение изучать Библию на дому, он вечерами собирал соседей и читал Библию и вскоре понял, что учения, которым учит его церковь, не имеют достаточного основания в Священном Писании. Когда он спросил об этом священника, тот предостерег, что если он будет так много читать Библию, то сойдет с ума. И его попросили вернуть Библию. Через некоторое время он приобрел Библию в Киеве. Приобрели Библии и другие, разделявшие взгляды Бабиенко. В .1877 году единоверцы вместе с Бабиенко оставили Православную церковь и назвали себя: «Общество братьев, верующих в Библию». Это общество росло и распространялось в других городах и селениях Украины. Вскоре «братья» из Таращи решили построить церковное здание. Они послали своего руководителя Бабиенко к губернатору в город Киев, чтобы получить необходимое разрешение. Бабиенко больше не возвратился в Таращу. Его арестовали и сослали в Ставрополь на Северный Кавказ. Здесь, находясь в ссылке, он достал Библию и (согласно свидетельству сына) после двух лет изучения начал соблюдать седьмой день субботу и ожидал второго пришествия Иисуса Христа на эту землю. К этому убеждению он пришел до знакомства с АСД. Он писал братьям в Таращу о своей новой вере и в результате этого некоторые из них также восприняли учение о скором пришествии Христа и начали соблюдать седьмой день субботу.

В 1886 или в 1887 годах Феофил Бабиенко, находясь в

ссылке в Ставрополе, уже соблюдающий субботу, стал одним из первых русских обращенных. Он, очевидно, встретился с вестью АСД, когда Лаубган посетил хозяина, у которого работал Бабиенко. Пять из местных последователей Бабиенко были крещены в 1887 году, а восемь последующих — в 1888 году. Русская община АСД была организована в Ставрополе, а также были организованы группы в селах Михайловке и Пелагеевке, на некотором расстоянии от Ставрополя. (75)

Другое сообщение о первых русских адвентистах находим у брата Лебсака.

В 1910 году председатель Восточного Союза И. Ф. Гинтер познакомился с одной пожилой русской женщиной, которая рассказала ему, что ее родители между 1844 и 47 годах вместе с другими девятью семьями праздновали седьмой день субботу, по вере своей крестились, устраивали омовение ног перед преломлением хлеба и верили в скорое пришествие Господа. По приказу Синода у них отняли детей, а родителей этапным порядком отправили в Сибирь. В Самаре к этому этапу присоединили еще одну группу из десяти семей, осужденных приблизительно за то же, и затем погнали дальше. Один из гонимых не выдержал и отказался от своей веры. Он вернулся в Царицын и рассказал этой женщине о том, что произошло. Так как эта женщина производила вполне благоприятное впечатление и то, что она рассказывала совпадало с внешними условиями того времени, то Г. И. Лебсак счел полезным упомянуть о встрече этой женщины с братом Гинтером.

Пресвитер Ставропольской общины брат Аввакум Житников писал 20 декабря 1917 года, что брат К. А. Рейфшнейдер подтверждает письменно, что Феофил Бабиенко в 1888 году был сослан из-за своих религиозных убеждений из Киевской губернии в Ставрополь и там встретился с немецкими братьями из Александродара и получил от них учение о субботе, а после к нему присоединился брат Михаил Кузьмин, который принял истину от брата Коха, также сосланного за веру из Самарской губернии в Ставрополь и был там первым пресвитером. Они и еще несколько человек образовали небольшую общину христиан, праздновавших субботу, хотя и с некоторым недостатком в учении о спасении, способе крещения и так далее. Брат Букреев был вместе с семьей лишен прав и сослан в Сибирь. Затем брат Букреев утонул или был утоплен во время сенокоса. Несмотря на то, что эта небольшая община была в духовном родстве с нами, тем не менее лишь в 1905 году она была официально присоединена на съезде в Добринке к нашему союзу. (36)

По этому сообщению трудно судить, как организационно Ставропольская община была связана с церковью АСД. Хотя Г. И. Лебсак упоминает о неполном понимании учения АСД членами Ставропольской общины и присоединении общины к церкви АСД только в 1905 году, уместно провести параллель в его же труде, чтобы не делать окончательных выводов по вышеизложенному сообщению. 1905 год — это год объявления свободы совести в России и вследствие этого воссоединения членов церкви АСД из разных национальностей в одну общину. (44,45) Прежде духовенство Православной церкви упрекало адвентистов из немцев за распространение учения АСД среди русских и потому адвентистам из русских приходилось иметь отдельные собрания вплоть до 1905 года: В своем труде Г. И. Лебсак упоминает и об общем собрании Восточноевропейского поля в 1896 году, на котором отмечено, что в Ставропольской общине служение совершает пресвитер М. Кузьмин. (38)