2. Деньги, деньги, деньги…

На Среднем Западе США провели опрос 700 распавшихся супружеских пар, и было обнаружено, что 70 процентов ссылались на экономические факторы как на главную проблему. Деньги. В нашем обществе без них невозможно жить. В каждом обществе существует какое-нибудь средство обмена, доллары ли это и центы или бусины, украшения, крупный рогатый скот или иные ценные вещи. Но в нашей культуре сегодня деньги играют важную роль.

Вероятно, самой большой проблемой в обращении с деньгами является опасность задолженности. Сегодня в Америке деньги больше не нужны. Все, что нам требуется, — это маленький кусочек пластика. Он раскрашен в разнообразные цвета и открывает двери ко всякого рода приобретениям — до тех пор, пока не наступает конец месяца. Затем вы обнаруживаете, что вам все равно требуются деньги, не так ли? Неудивительно, что кто-то сказал: «Наша семья нуждается в денежных инъекциях!»

Угроза долга может стать основной причиной разлада в браке. Когда возникают финансовые проблемы, она обвиняет в трудностях его, а он — ее. Обвинения продолжаются до тех пор, пока любовь не ослабевает, тогда не только семейные финансы, но и сами отношения оказываются под угрозой!

В один прекрасный день в своем собственном доме, в зале, мы сложили все наши кредитные карточки на тарелку и подожгли их. Дым, восходящий к небесам, показался нам сладким фимиамом! Но это был еще не конец. Нам потребовалось три года, чтобы рассчитаться по долгам, причиной которых были те карточки.

Готовность первопроходцев Америки терпеливо довольствоваться малым до тех пор, пока не будет заработан больший достаток, кажется, сменилась жаждой заполучить все сейчас. Нам уже неинтересно повторять путь деда, ходившего за двадцать миль в школу пешком по снегу и возвращавшегося домой пообедать! Но если в список вещей первой необходимости внесены предметы роскоши, то материальное благополучие чаще оборачивается проклятием, нежели благословением.

Об этой проблеме Иисус поведал в Евангелии от Луки, глава 12. Он рассказал историю о небольшой житнице и большом безумце. Но начал Он притчу с предупреждения:

«Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 12:15). Сегодня, в эпоху равноправия женщин, давайте и их включим в картину:

«Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь женщины не зависит от изобилия ее имения». Если бы мы были внимательны к словам Иисуса, вероятно, на финансовом фронте было бы гораздо меньше потерь. Если бы супруги помнили этот совет, можно было бы избежать многих проблем.

Существуют, конечно, и иные связанные с деньгами вопросы, которые могут вызвать разлад. К примеру, кто распоряжается финансами? Должен ли это делать муж? Или жена? Или каждый самостоятельно распоряжается своим кошельком?

Независимо от того, кто отвечает за расходование денег, должно существовать соглашение о том, как необходимо ими распоряжаться. Равен ли каждый в правах, когда решается, что необходимо, а что излишне, сколько нужно потратить, а сколько сэкономить?

Во времена первопроходцев необходимым считалось очень немногое; в одном реестре, который я читал, перечислялось пять насущно нужных вещей, в том числе мыло. Сегодня список предметов первостепенной важности включает более сотни наименований, одно из которых — цветной телевизор! Так что в отношении того, что полагать необходимостью, а что — роскошью, все сейчас обстоит иначе.

Затем существуют проблемы, возникающие в результате появления в одном хозяйстве двух «бухгалтерий». Иногда кому-то из супругов хочется сказать: «Что твое — мое, а что мое — мое».Как вы относитесь к этому? Все ли фонды являются общими, или каждый отвечает за определенные расходы? Люди друг другу глотки дерут из-за этой современной

дилеммы.

Далее, существует область независимых расходов, в которой муж или жена свободны распоряжаться определенным количеством денег, не советуясь друг с другом. Когда супруг узнает о таких тратах, иногда в доме на три дня воцаряется молчание. В этой ситуации хорошо бы тихим вечером сесть у огонька, положив ноги на пуфик, приготовив воздушную кукурузу и яблоки, и все обсудить. Свободны ли вы распорядиться пятью, десятью или ста долларами без чьего-либо согласия?

А что насчет десятин и пожертвований? Как быть, если одному хочется их отдать, а другому — нет? Отдать ли десятую часть со всей суммы доходов сразу или подождать, пока не будут оплачены счета, и посмотреть, сколько осталось? Из-за десятин и пожертвований в семьях иногда происходит разделение.

Мне всегда жаль людей, решивших, что они не могут себе позволить вернуть Богу десятину. Кстати, одна из причин, по которой они не могут этого себе позволить, заключается в том, что они не решаются расстаться с деньгами! Библейская аксиома такова: девять долларов с Божьим благословением дают гораздо больше, чем десять долларов без него. Об этом вы можете прочитать в Книге Малахии, глава 13. Это единственное место в Библии, где Господь призывает нас испытать Его, положиться на Него. И если вы решаетесь не возвращать Ему десятины и пожертвования, вы всегда будете неудачником. Но не всякий был так воспитан и ориентируется в этой области; и когда один убежден в необходимости уплаты десятин и пожертвований, а другой этого убеждения не разделяет, тогда может наступить настоящий разлад.

Ну, хорошо. Что делать, когда вы видите, что взаимопонимание нарушено из-за денег? Единственное, что нужно — это общаться! Если ваши отношения страдают из-за нестыковки в финансовых вопросах, намеренно отведите время, чтобы попытаться поговорить друг с другом по вызывающему разногласия вопросу. Было бы разумно многое обсудить еще до брака, чтобы определить области общих идей и ценностей. Но если этому суждено случиться после свадьбы, все равно необходимо разобраться и попробовать найти компромисс.

Теперь я хотел бы поделиться с вами тем, что взял из книги Голдберга и Льюиса под названием «Безумие денег».

Ее авторы указывают, что мы либо дублируем наши детские опыты в отношении денег, либо восстаем против них. То есть, став взрослыми, мы будем поступать или точно так же, как наши родители, или будем делать все наоборот.

Кому-то из нас довелось прочувствовать это во многих жизненных ситуациях — не только тогда, когда дело касалось денег.

Мой отец всегда закрывал дверцы автомобиля на ключ. Казалось, что даже останавливаясь на улице у почтового ящика, чтобы отправить письмо, мы выходили, запирали машину, проверяли, закрыто ли, пробовали, закрыт ли багажник, опускали конверт, возвращались, открывали дверцы ключом и вновь садились. Когда ребенку не терпится попасть на фейерверк, который уже начался, то ему не снести таких мук ожидания!

Поэтому сегодня я оставляю ключи в машине, а иногда и мотор не глушу в качестве протеста против этого!

Принимая решения в сфере домашней экономики, мы тоже ориентируемся на установки, полученные в детстве. Наш собственный темперамент, когда дело касается расходования средств, может привести к определенным реакциям.

В книге «Безумие денег» перечислены четыре ситуации, в которых большинство людей начинает реагировать на деньги искаженно:

1) деньги как безопасность;

2) деньги как свобода;

3) деньги как любовь;

4) деньги как власть. Давайте вкратце обсудим каждую из них. Деньги как безопасность. Человек считает, что чем большую сумму он сможет сэкономить и накопить, и положить в банк, тем больше его защищенность. Чем значительней его сбережения, тем увереннее он себя чувствует. Поэтому он тесно связан со своими деньгами. Его счета чрезвычайно важны для него. У него, вероятно, все еще хранятся те пять центов, которые он впервые заработал!

Деньги как свобода. Этот человек, вероятно, в прошлом из-за отсутствия денег рабски зависел от чего-то или кого-то. Он хочет полной независимости, и если имеет собственные средства и распоряжается ими, то не хочет отчитываться перед

кем бы то ни было.

Деньги как любовь. Человек смотрит на свои финансовые возможности как на метод выражения и приобретения привязанности. Он покупает дорогие подарки, которых, может быть, и не в состоянии себе позволить. Он устраивает роскошные вечеринки. И он же может использовать это для противоположной цели. Если ему хочется кого-либо отвергнуть, он удержит подарки в качестве метода выражения неодобрения.

Деньги как власть. Для этого человека деньги стали инструментом манипуляций теми, кто находится вокруг него. Он смотрит на деньги как на политическую силу, как на инструмент, которым можно склонить высшие круги к определенным решениям или поведению. Такой человек часто живет не по средствам, создавая иллюзию большего достатка, чем тот, которым он на самом деле довольствуется. Намерение — достичь контроля над окружающими.

Конечно, может быть, мы не в состоянии совладать с нашим темпераментом или нашим прошлым. Тем не менее, когда между супругами возникают некоторые разногласия, это может помочь им немного лучше понять самих себя. Предположим, человек, видящий в деньгах залог безопасности и желающий сэкономить каждый цент, женится на женщине, которая смотрит на деньги как на любовь и хочет быть осыпанной подарками и окруженной роскошью. Проблемы возникнут в самом начале, не так ли?

Что же делать? Поговорите об этом! В идеальном случае о таких вещах говорят до свадьбы. Но если недоразумения всплывают на поверхность позже, обсудите их в момент возникновения. Общение — это ответ на разлад в общении. Общение — это всегда ключевое понятие.

В трактате Голдберга и Льюиса недостает пятого случая, для христиан. Христианин не говорит и не думает лишь о себе или только о собственной свободе, или личной безопасности, или своей потребности в любви и одобрении, или желании контролировать других. Дух Христов дает способность обращать внимание на нужды окружающих, в чем те, кто действует согласно мирским меркам, потребности не испытывают. Пятый случай, определяющий цель использования денег, характерен взглядом на них как на служение.

Когда вы смотрите на деньги с точки зрения христианина, их преувеличенная для вас значимость из недостатка может превратиться в достоинство. К примеру, вам хотелось бы максимально сэкономить, но так, чтобы затем помочь как можно большему количеству людей, — сберечь, чтобы отдать. Или можно безвозмездно дать тем, кто нуждается, вместо того, чтобы одолжить с возвратом вашим лучшим друзьям, ибо вы испытали любовь, подобную любви Христа к потерянному миру. Когда деньги изначально становятся инструментом служения и проповеди другим, тогда человеческое безумие в этом вопросе уступает дорогу христианскому благоразумию.

Человек, смотревший на материальное как на средство безопасности, может прочитать Первое послание к Тимофею:

«Богатых в настоящем веке увещавай, чтоб они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам все обильно для наслаждения» (1Тим. 6:17). Тот, кто открыл деньги как источник служения, уже более не находит в них безопасности для себя. Вместо этого он доверяется живому Богу.

Человек, смотревший на обеспеченность как на свободу, может прочитать вторую главу Второго послания Петра. Петр рассказывает о Валааме, ум которого ослепило золото. Так, в стихе 16 говорится: он «был обличен в своем беззаконии:

бессловесная ослица, проговоривши человеческим голосом, остановила безумие пророка». Валаам был жертвой безумия денег. Теперь обратите внимание на стих 19: «Ибо, кто кем побежден, тот тому и раб». Если я смотрю на богатство как на свободу, то, в соответствии с Библией, я, как и Валаам, попаду в рабство. Подлинная свобода исходит от Христа и от дара, который Он предлагает. И если Сын сделает вас свободными, вы будете истинно свободны.

Человек, смотревший на деньги как на любовь, может обратиться к Книге Песни Песней Соломона: «Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее» (Песн. П. 8:7). И далее там говорится: «Если бы кто давал все богатство дома своего за любовь, то он был бы отвергнут с презрением». За деньги любовь не купить. Можно купить внимание или временную дружбу. Но не подлинное чувство. Зато если оно есть — и большие воды не могут потушить его, даже при отсутствии счета в банке.

Наконец, тому, кто смотрел на деньги как на метод контроля, нужно обратиться к Евангелию от Матфея. Ученики сердились, ибо их беспокоило, кто будет большим. Они пытались все сделать так, чтобы каждому оказаться впереди других. Но Иисус знал помышления их сердец: «Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:25—28).

Христианину нет нужды контролировать других, потому что, как сказал Иисус, ему более по душе быть слугою, нежели

господином.

Итак, если мне нет нужды иметь деньги, чтобы контролировать других или чтобы покупать любовь, если я не должен тратить их для обретения свободы или копить для собственной безопасности, тогда я могу использовать их в служении ближним.

Иисус тому великий пример. «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2 Кор. 8:9). Иисус, самый богатый во Вселенной, владевший стадами на тысячах гор, равно как и обширными ископаемыми и богатствами, Тот, Которому поклонялись все ангелы и непадшие миры, оставил все это и стал нищим. Насколько нищим? Настолько, что Ему негде было голову преклонить. Настолько, что Он родился в яслях для скота, ночевал вместе со своими учениками под открытым небом, был погребен в чужой гробнице. Он стал нищим из нищих, чтобы мы через Его нищету могли стать богатыми. Когда мы станем соучастниками Его Духа, мы не только с радостью начнем использовать свои деньги и возможности в служении Ему, но будем делать это из добрых побуждений.

Вполне возможно приносить наши десятины и пожертвования Богу и даже подвизаться в служении Ему из эгоистических побуждений, не так ли? К примеру, если я использую деньги для безопасности, я могу отдать свою десятину в качестве как бы страховки. Если я отдаю свою десятину, тогда саранча не перелетит через мой забор, правильно? Она уничтожит участок моего соседа, но не мой!

Именно поэтому мне нравится история о человеке, который был верен в уплате десятины и который пошел даже дальше и посвятил свои земли и владения Господу. И жившие вокруг знали об этом.

Налетела саранча и пожрала урожай его соседа, а затем, перелетев через забор, пожрала и его урожай.

Пришли жители этого селения и, насмехаясь, сказали:

«Ну, что теперь скажешь?»

Человек ответил: «Если благий Господь хочет пасти Свою саранчу на Своей собственной земле, то это Его дело. Между тем я буду любить Его и доверять Ему несмотря ни на что».

Но когда я приношу дары Господу в основном для того, чтобы обеспечить свою безопасность, я буду горько разочарован, если все пойдет не так, как я того ожидаю.

Если я смотрю на деньги как на средство достижения свободы, я могу приносить свои десятины и пожертвования для того, чтобы купить эту свободу. Я отдаю Богу свои 10 процентов и думаю, что буду волен распоряжаться оставшимися 90, как мне нравится. Но какая часть нашего имущества принадлежит Ему? Все! Все, что у нас есть.

Если я смотрю на деньги как на способ приобретения любви, я могу приносить свои десятины и пожертвования, пытаясь купить любовь Божью. Есть библейская история о человеке, который именно это и пробовал сделать. Но Петр сказал Симону-волхву: «Серебро твое да будет в погибель с тобою;

потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги» (Деян. 8:20). Что такое дар Божий? Он включает и Его любовь. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал…» Поэтому неудивительно, что апостол объяснил этому бедняге: «Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое не право пред Богом; итак покайся в сем грехе твоем и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысл сердца твоего; ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды» (Деян. 8:21—23).

Нет ничего, что мы можем сделать, чтобы заработать или заслужить дары Божьи. И тот, кто пытается купить Его любовь, или Его власть, или Его спасение, или любой иной из Его даров, исполнен горькой желчи и находится в узах неправды.

Наконец, есть человек, который хочет использовать деньги как власть, даже когда дело касается принесения десятин и пожертвований. Такие люди ловят Бога на слове в Книге Малахии, глава 3, где Он говорит: «Испытайте Меня». Они дают свои десятины и пожертвования для того, чтобы подвести Бога под обязательство открывать окна небесные и изливать благословения. Тем не менее Бог не позволит загнать Себя в угол. Действительно, обетование о Его благословениях, данное в Книги Малахии, глава 3, не обусловлено правильностью наших побуждений. Тем не менее, цель Его для каждого из Его детей все же в том, чтобы мы до правильных побуждений доросли и продвигали бы Его дело, используя наши возможности для служения Ему.

Это пятая модель выбора. Деньги предназначены для служения. «Так говорит Господь: да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я — Господь, творящий милость…» (Иер. 9:23, 24). Вот в чем заключена вся ваша безопасность, ваша свобода и ваша любовь — в личных отношениях с Иисусом Христом.

Деньги сами по себе не ценней, чем песок, за исключением тех случаев, когда они используются для облегчения бремени жизни, для благодеяния другим и для продвижения дела Христа.

Рассказывают историю об одной супружеской паре, которая подписала контракт на перевозку по воздуху из удаленного района в городской банк крупной суммы наличных денег. Полагая, что рейс займет всего несколько часов, они вылетели в пункт назначения тем же самолетом, вместе с сотнями тысяч долларов в стальных коробках позади их мест.

Но эти люди попали в тяжелые метеоусловия и были вынуждены сделать экстренную посадку в совершенно незнакомом месте. Поскольку они перевозили с собой большое количество наличности, им в отношении их дорогого груза открылось нечто важное. Не имеет значения, сколько у вас денег, если вы не можете съесть их, не можете использовать их для оказания медицинской помощи и для обогрева, не можете спать на них и не можете сбежать с ними. Стало ясно, что деньги сами по себе представляют ценность не большую, чем пыль.

Неудивительно, что в Писании так ясно из глубины веков звучит призыв Иисуса: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут;

но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкапывают и не крадут; ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:19—21).

Если собственные деньги для нас важнее, чем Божьи ценности, то наше общение с Ним будет нарушено. Это произошло и с богатым юношей, как то написано в Евангелии от Матфея, глава 19. Когда молодой человек узнал, каков взгляд Бога на деньги, он отошел опечаленный, потому что собственные владения интересовали его больше, чем Царство Небесное.

Богатством может быть не только серебро и золото, но и разум, талант, красота, характер. Какими бы ни были ваши сокровища, если вы полагаетесь на них вместо того, чтобы полагаться на Бога, то наступит разлад в вашем общении с Ним. Где ваше сокровище, там будет и сердце ваше.

Это звучит почти наоборот, не так ли? Не должен ли был Иисус сказать: «Там, где сердце ваше, там будет и сокровище ваше?» Давайте попытаемся это проиллюстрировать. Когда «прогорает» банк, кто больше обеспокоен: те, кто вложил в этот банк деньги, или те, кто не сделал этого? Ответ очевиден, не так ли? Точно так же, когда мы наши таланты и средства отдаем на дело Божье, мы кровно заинтересованы в Его работе, чего не скажешь о тех, кто таких инвестиций не осуществил.

Не собирайте себе сокровищ на земле. Не рассчитывайте наземные ценности, которыми вы обладаете, вне зависимости от того, каковы они. Если вы полагаетесь на Бога и все, что имеете, приносите Ему в служении любви, Он примет вас. Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.