Иисус, явленный в доктрине-3

Мудрость мудрейшего человека

«И помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: «нет мне удовольствия в них!»» (Еккл. 12:1).

Царь Соломон известен как самый мудрый человек из когда-либо живших на земле. Он взошел на престол, когда ему еще не было 18 лет. Из Офира Соломон привозил в Иудею золото, из Испании — серебро, из Аравии — драгоценные камни и пряности, из Индии — слоновую кость. За его столом ежедневно питались десять тысяч человек. Его флот ежегодно привозил из дальних стран товаров на 10 млн. долларов. Царица Савская специально приходила посмотреть его царство и, уходя, сказала, что ей не было сказано и половины из того, что она узнала и увидела. Соломон изрек около 3000 притч, но итог всех своих размышлений он подвел уже перед самой смертью.

Ближе к концу своей жизни он произнес: «Выслушаем сущность всего». Вам интересно услышать, что мог сказать самый мудрый человек из когда-либо живших на земле о сущности всего? Он был научен Богом, научен тяжелой жизненной судьбой. Вот его заключение: «Бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо» (Еккл. 12:13,14).

Обратим внимание на последовательность: бойся Бога и заповеди Его соблюдай. Конечно, в этих словах подразумевается нечто большее, чем просто страх перед Богом. Уважай Бога, благоговей перед Ним, как перед своим Творцом. Именно это имел в виду Соломон. Бог чрезвычайно терпеливо относился к этому человеку. На наш взгляд, такого царя нужно было просто лишить престола. Вам приходилось читать о его распущенности, когда он отпал от Бога? Он пытался испробовать все так называемые удовольствия этой жизни, но они не оставили в его душе ничего, кроме горечи. Соломон понял, что он не сможет соблюсти заповеди, не положившись прежде всего на Бога.

Десять Заповедей не содержат в себе силы для послушания. И в этом состоит большая проблема. Но в них открывается мудрость Иисуса. Величайшие законодатели всех времен не в состоянии были изобрести законы, превосходящие Десять Заповедей. Да, в самом законе нет силы для послушания. Он указывает нам на нашу нужду в Спасителе, указывает на Христа. Именно во Христе мы находим прощение и силу исполнить все требования закона.

Закон, отображенный в жизни

«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17).

Закон является копией Божьего характера. Сказанное о Боге справедливо и в отношении Его закона. Бог есть истина (Ин. 14:6). Его закон тоже есть истина (Пс. 118:142). Бог праведен (Пс. 144:17). Его закон также праведен (Пс. 118:172). Бог совершенен (Мф. 5:48). Закон также совершенен (Пс. 18:8). Бог свят (Ис. 6:3). Его закон свят тоже (Рим. 7:12). Бог неизменяем (Мал. 3:6). Его закон тоже неизменяем (Мф. 5:18). Бог есть Дух (Ин. 4:24). Его заповеди также духовны (Рим. 4:17). Бог вечен (Пс. 9:8; 83:3). Его закон вечен тоже (Пс. 110:8,9; 118:44).

Это означает, что убивать, красть, обманывать, желать чужого, произносить напрасно Божье имя всегда было и всегда будет грехом. Ни жизненные условия, ни что-либо другое не может изменить Божьи • заповеди. Почему? Потому что Десять Заповедей являются отражением сущности Бога и Христа.

Женщина идет в магазин покупать себе ткань на платье. Она осматривает образцы и выбирает подходящую. Женщина останавливается у этой ткани, изучает ее, смотрит, как она выглядит на свету. К ней подходит продавец и спрашивает: «Вам нравится эта ткань?» «Да, — отвечает она, — нравится. Только мне бы хотелось представить себе, как будет выглядеть пошитое из нее платье». Продавец ведет ее к витрине и показывает на платье, сшитое из точно такой же ткани. И женщина говорит: «Этот материал красиво смотрится в рулоне, но в пошитом из него платье он выглядит еще красивее. Я покупаю его!»

Мы изучаем Десять Заповедей и видим заложенную в них мудрость. Мы признаем, что они не требуют никаких улучшений, кроме одного — Десять Заповедей должны быть претворенными в жизнь. Эти принципы, написанные на каменных скрижалях, прекрасны, но они стали еще более прекрасными, когда воплотились в жизни Иисуса. Иисус открывает Десять Заповедей. Он пришел на эту землю и посредством постоянной зависимости от силы Своего Отца соблюл каждую из Десяти Заповедей в совершенстве. Он предлагает нам сегодня ту же силу, которую имел Сам. Полагаясь на Него, мы можем явить миру красоту характера, которая прославит Его. Десять Заповедей могут быть воплощены и в нашей жизни.

Иисус, представленный камнем

«И во дни тех царств Бог Небесный воздвигнет царство, которое во веки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно» (Дан. 2:44).

Царь Навуходоносор был правителем огромного государства. Чтобы достичь такого положения, очевидно, требовались талант и незаурядные способности. Молено представить себе, как он ходил по крыше своего дворца, любовался висячими садами и тешил себя мыслью о мощи великой империи, которую он основал. Он был очень горд собой, подобно тому, как был горд Люцифер. Он не воздал Богу честь, славу и хвалу, а сказал: «Это ли не величественный Вавилон, который построил я?» Он воздвиг на пьедестал свое «я» и поклонялся самому себе.

Ранее Небесный Бог старался повлиять на этого языческого царя и показать ему, что есть Некто больше его. Навуходоносору приснился сон. Однако он забыл его, и в последующие события оказался вовлеченным Даниил. Бог открыл сон Даниилу, и Навуходоносор согласился с тем, что это тот самый сон, который он видел. Кроме того, Даниил дал толкование сну. Навуходоносору было сказано, что он — золотая голова. Но сои на этом не кончался. Грудь, руки, остальные части виденного Навуходоносором истукана не олицетворяли царя. Поэтому он решил сделать истукана, подобного виденному им во сне, но всего из золота. Вы помните конец этой истории? Небесный Бог вновь явил Себя Навуходоносору.

Во 2 главе книги пророка Даниила меня более всего привлекает камень. Иногда мы уделяем много времени изучению четырех царств или десяти последних царств, а реальному герою этой истории, камню, оторвавшемуся без содействия человеческих рук, посвящаем совсем немного времени.

Что бы вы предпочли, если бы вам представилась возможность выбора между золотом и камнем? На первый взгляд, золото предпочтительнее. Но Бог иначе смотрит на вещи. Камень, скатившийся с горы без содействия человеческих рук, был символом Иисуса. А все золото, серебро, медь и глина исчезли. Они были разбиты на куски, стали как прах на летних гумнах, и ветер развеял их. Царства этого мира обратятся в ничто, и все, предпочитаемое человеком вместо Бога, в конечном итоге станет ничего не значащим. Но «во дни тех царств Бог Небесный воздвигнет царство, которое во веки не разрушится… а само будет стоять вечно».

Падение на Скалу

«И все пили одно и то же духовное питие, ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос» (1 Кор. 10:4).

Исследуя символ камня в Священном Писании, вы обнаружите, что он представляет собою Иисуса Христа. Когда Израиль шел из Египта в обетованную землю по пустыне, произошло интересное событие, суть которого состояла в том, что Моисей ударил по камню и из него пошла вода. Камень представлял собою Христа. Наш сегодняшний текст говорит об этом; «Камень же был Христос».

Христос Сам сравнивал Себя с камнем, когда Он говорил о необходимости возводить духовное строение на каменном основании, а не на песке (Мф. 7:24,25). Апостол Павел сказал, что никто не может строить на другом основании, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Согласно Священного Писания, краеугольным камнем является Иисус Христос.

В книге пророка Исаии 8:13-15 говорится, что Господь будет «камнем преткновения» и «скалою соблазна». В Пс. 117:22 также идет речь о камне. В Мф. 21:42-44 Иисус приводит выдержку из Ветхого Завета: «Неужели вы никогда не читали в Писании: «камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла: это — от Господа и есть дивно в очах наших?» ,..И тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит».

Каждый из нас стоит сегодня перед выбором. Предпочтем ли мы упасть на Скалу или изберем, чтобы скала упала на нас? Если я не знаю, что значит упасть на Скалу, то придет день, когда я буду взывать к горам и камням, чтобы они упали на меня и скрыли от лица Божьего. Существует только два выбора — или самим упасть на Скалу или скала падет на нас. Слова «упасть на Скалу» могут показаться неосязаемыми, неосмысливаемыми. Что же они означают? В Рим. 9:33 им дано объяснение: «Вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится». Как явствует из Послания к Римлянам, вопрос, упаду ли я на Скалу или скала упадет на меня, является вопросом веры и дел. Это понять просто. Если я пытаюсь жить добропорядочной жизнью посредством своих собственных усилий и не знаю, что означает верить во Христа, чтобы обрести спасение, то скала упадет на меня. Только упав на Скалу, разбившись, отказавшись от попыток заработать спасение собственными силами и живя в общении с Иисусом, мы можем быть в безопасности.

Иисус, представленный в служении смирения

«Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Флп. 2:5-7).

Как-то раз одному служителю церкви — адвентисту седьмого дня задали вопрос: почему в его церкви больше, чем в других церквах, говорится о субботе. Служитель ответил: «Мы верим в необходимость соблюдения субботы как памятника творения, потому что об этом говорит Библия. А мы хотим исполнять все, что говорит Библия».

Человек, задавший ему этот вопрос, возразил: «Фактически никто не исполняет всего, о чем говорит Библия. Это просто невозможно. Если бы вы действительно верили и следовали всему, что говорит Библия, вы бы омывали друг другу ноги».

Служитель нашей церкви ответил: «Мы так и делаем».

На самом деле, в христианских церквах сейчас очень немногие верят в необходимость исполнения всех пунктов Вечери Господней. Одни принимают воду и хлеб, другие — хлеб и вино. Но только очень немногие совершают обряд ногоомовения.

Единственным местом во всех четырех Евангелиях, где описывается акт ногоомовения, является 13 глава Евангелия от Иоанна. Прочитаем ее, начиная с первого текста: «Пред праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их. И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его. Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался; потом влил воды в умывальницу, и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан».

Какая сцена! Творец Вселенной склоняется для того, чтобы омыть усталые пыльные ноги созданных Им же творений. Когда Иисус снял на небесах Свои царственные одежды и сошел на землю, родившись как человек, чтобы служить нашим нуждам, совершилась тайна воплощения. В Вечере Иисус открывает себя особым путем — Он встречает нас там, где мы есть, и очищает от скверны греха.

Тяжело допустить, чтобы другие омывали вам ноги

«Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною» (Ин. 13:8).

«Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу: ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам… Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете» (Ин. 13:14-17). В этих словах указаны три причины, по которым мы должны омывать друг другу ноги. Во-первых, делать это повелел Сам Иисус. Он сказал, что мы должны омывать ноги друг другу. Во-вторых, Он оставил нам пример. И, в-третьих, мы будем счастливы (блаженны, как сказано в Евангелии), если будем совершать это установление.

Испытываете ли вы действительное счастье, омывая ноги другим? Счастливы ли вы, когда кто-то другой омывает ваши ноги? Некоторые христиане нашли реальный смысл в этом служении и научились видеть представленного в нем Иисуса. Приняв участие в Вечере Господней в своей церкви по месту их жительства и попав на следующей неделе в другую церковь, где в это время совершается Вечеря, они рады участвовать в ней еще раз. Но есть и другие. Люди участвуют в Вечере в одной церкви и, оказавшись на следующей неделе в другой, где совершается Вечеря, они говорят: «Простите. В этом квартале мы уже исполнили свой долг!» Есть и такие христиане, которые находят ногоомовение настолько неприятным, что не посещают богослужения, когда совершается Вечеря, и не участвуют в ней даже один раз в три месяца.

Один студент как-то сказал мне:« При ногоомовении я обычно мою ноги самому себе». Мы начали беседовать с ним о значении этого установления. Сам факт, что вы позволяете другому сделать для вас то, что вы обычно сами делаете себе, содержит глубокий смысл. Когда мы позволяем Богу сделать для нас то, что мы привыкли делать для себя сами или что мы хотим сделать для себя сами, это смиряет нас.

Что для нас тяжелее: омыть ноги другим или позволить, чтобы другие омыли ноги нам? Обычно на такой вопрос следует ответ, что тяжелее, когда нам омывают ноги. В этом ответе содержится определенный смысл, созвучный с идеей, выраженной студентом. Мы боимся сказать себе, что нуждаемся в том, чтобы кто-то что-то сделал для нас, не хотим признать, что не в состоянии сделать для себя все сами. Петр счел унизительным допустить, чтобы ему омыли ноги, и возражал Иисусу, пока Спаситель не объяснил ему, что, только приняв со смирением предлагаемое Иисусом очищение, он мог остаться соучастником Его дела. Смиряя свою гордость, и принимая совершенное ради нас служение Иисуса, мы очищаемся.

Очищенные для принятия Вечери

«Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все» (Ин. 13:10).

«Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною» (Ин. 13:6-8). Петру было тяжело позволить, чтобы кто-то ему омыл ноги. Почему? Как вы полагаете, почему ему было трудно допустить такое? Не потому ли, что, по мнению Петра, Иисус как Сын Божий был слишком велик, чтобы настолько унизиться? Или, возможно, он чувствовал себя виноватым за то, что сам не сделал этого раньше? Как правило, омовение ног в доме должен был совершать слуга, и если такового не оказывалось, то кто-нибудь другой должен был взять на себя эту обязанность добровольно. Но могли ли быть добровольцы среди учеников, которые спорили и ссорились о том, кто из них больше?

Тогда Иисус сказал: «Если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь» (Ин. 13:8-10). Петр был уже омыт очищающей силой Иисуса. Символом очищения всего человека является крещение, где омываются и голова, и руки, и ноги. Вечеря Господня является символом очищения от падений и недостатков, которые происходят в процессе христианского роста. Когда мы принимаем Иисуса как нашего личного Спасителя, то, благодаря Его праведности, Бог рассматривает нас как безгрешных. День за днем по мере нашей нужды Он посылает нам Свою оправдывающую благодать.

Благодаря примеру Иисуса мы знаем, что если мы хотим иметь часть с Ним, то должны участвовать в Вечере Господней во всех ее деталях. Если Он не омывает наши ноги, — мы не имеем части с Ним.

В ранней христианской церкви ногоомовение также соблюдалось, но с течением времени многие сочли его неудобным, и оно вскоре было оставлено. Однако без ногоомовения символ очищения несовершенен. Только омытые Кровью Христа и заново очищенные Им, мы можем принимать участие в причащении к хлебу и вину, которые являются символами общения с Ним.

Празднуя избавление

«А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть, диавола, и избавить тех, которые от страха смерти чрез всю жизнь были подвержены рабству» (Евр. 2:14,15).

Ключевым словом, раскрывающим смысл Вечери Господней, является слово «избавление». Избавление из Египта, избавление от вины греха, от силы греха и от мира греха. Происхождение Вечери восходит еще ко времени египетского рабства. Иисус с учениками собрались в верхней горнице прежде всего по той причине, чтобы отпраздновать Пасху. Они вспоминали то время, когда косяки дверей у домов израильтян были помазаны кровью и ангел-губитель шел мимо этих домов. Вы помните описание этой ночи: в полночь израильтяне собирались оставить Египет. Первенцы бодрствовали. Они просто не могли спать, беспокоясь о том, чтобы кровь обязательно была на косяках дверей их домов. А кровь на косяках указывала в будущее, на кровь Иисуса. В крови была сила, и тогда жители Египта достаточно определенно почувствовали это. Помазавшие кровью дверные косяки были чудесным образом избавлены, отказавшиеся сделать это пережили ужасную трагедию. Иисус и Его ученики собрались в верхней горнице, чтобы отпраздновать это избавление.

На следующий день после совершения Вечери в верхней горнице Иисус исполнил все то? что было представлено в символах, начиная от времени египетского рабства до последней Пасхи. Исполнение несравненно превзошло символ. Голгофа настолько превзошла помазание кровью дверных косяков в Египте, насколько действительность выше символа, ее изображающего. Взирая сегодня на это избавление и на символы Вечери Господней, мы находим, что она до сих пор говорит нам об избавлении. Принимая искупление, совершенное ради p ac Иисусом, мы не только получаем прощение, но и предстоим. пред Богом такими, словно мы никогда не согрешали. Бог предлагает нечто большее, чем прощение. И эта благая весть призвана принести мир каждому сердцу.

В крови Христа и избавлении, которое Он подарил, есть сила не только прощать нас, но и изменять нашу жизнь. Избавление, символически представленное Вечерей Господней, может обрести каждый из нас сегодня, если примет и Его прощение, и Его силу.

Они будут Моими

«И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему» (Мал. 3:17).

Вот уже на протяжении долгих веков сатана обвиняет Бога в эгоизме. Он хотел присвоить себе то, чем обладает Бог, но не получив желаемого, он обвинил Бога в эгоцентризме и скупости. На первый взгляд может показаться, что обвинения сатаны имеют под собой почву. Прочитайте Агг. 2:8. Бог говорит, что серебро и золото принадлежит Ему. Пс. 49:10-12: «Ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор. Знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною. Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе; ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее». Эти слова звучат как притязание на собственность, не правда ли? Но на обвинения сатаны был дан ответ на кресте. Голгофа — это доказательство того, что Бог — не эгоист, но щедрый, милосердный, самоотверженный Бог.

Бог заявляет о праве собственности на все по той причине, что Он все сотворил. Он является Создателем всего, в том числе и нас. Мы — только творения. Земля тоже принадлежит Ему. Но не все на земле принадлежит Ему. Мы не все — Его. Он наделил нас свободой выбора и может сказать, что мы — Его только в том случае, если мы выбираем принадлежать Ему. В сегодняшнем тексте для утреннего чтения содержится обетование: «И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею». Придет день, когда самые желанные для Бога, более дорогие для Него, чем все животные, чем все золото, чем тысячи гор, станут Его собственностью. Ему принадлежит все в этом мире, и из числа людей есть те, которые также желают принадлежать Ему. Можете ли вы отнести себя к их числу? Сделали ли вы этот выбор?

Наша жертвенность Богу не должна ограничиваться только денежной стороной. Самый драгоценный дар, который мы можем принести Господу, — это не наши деньги, а наши личности. Денежный дар без любящего сердца ничего не стоит. Богу от начала принадлежит все серебро и все золото. И хотя сердце, любящее Бога, не может не приносить дары, самый первый и самый большой дар, который мы должны принести Ему, — это самих себя. Истинная жертвенность начинается с решения принадлежать Господу, с любви и служения Ему.

Сколько вы оставляете?

«Ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое» (Мк. 12:44).

Некоторые считают учение о десятине ветхозаветным и устаревшим. Они думают, что Иисус отменил приношение десятины, основываясь на Его словах фарисеям о том, что они дают десятину с мяты и других малых вещей, а упускают из вида более важное в законе. Но Иисус ясно показал, что, исполняя одно, мы не должны оставлять невыполненным и другое.

Однажды в храм пришла вдова и положила в сокровищницу только две монеты. Увидев это, Иисус преподал несколько важных уроков относительно пожертвований Богу. Во-первых, небеса оценивают дар совсем иначе, чем это делаем мы. Иисус сказал, что эта женщина положила больше остальных. Как это может быть? Бог измеряет наш дар не по тому, сколько мы даем, а скорее по тому, сколько мы оставляем для себя после того, как дали. Поэтому, если человек жертвует 10 тысяч долларов и оставляет себе столько же, он дает гораздо меньше, чем человек, который отдает две мелкие монеты и не оставляет себе ничего.

Конечно, можно отдать все наличные деньги, и в придачу собственный дом в городе, дачу, лодку и три новых автомобиля! Наше имущество следует определять по тому, сколько мы оставляем себе. В 1 Кор. 4:7 записаны такие слова: «Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» Посему, все наше богатство, будь-то деньги или имущество приобретены благодаря силе, которая дана нам Богом (Втор. 8:18). Следовательно, Он имеет право на все, чем Он нас одарил.

Первая часть наших денег, которая в особом смысле является Господней, — это десятина. Когда мы возвращаем Господу наши десятины, это еще не все. Он приглашает нас участвовать также в добровольных приношениях. В Мал. 3:8 говорится, что люди обкрадывают Бога десятиною и приношениями. И даже более того, Бог имеет право на все, чем мы владеем. «Некоторые думают, что только часть их средств принадлежит Господу. Уделяя эту часть на религиозные и благотворительные цели, они относятся к средствам, которые у них остались, как к своей собственности, которой они могут распоряжаться по своему усмотрению. В этом состоит их ошибка. Все, чем мы владеем, принадлежит Господу, и мы ответственны перед Ним за правильное использование Его собственности» («Наглядные уроки Христа», с. 351).

Принесите десятины в дом хранилища

«Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?» (Мал, 3:10).

Как-то раз один человек решил отдавать десятину не деньгами, а своими талантами. Он был очень скуп на деньги и любил их копить. Человек этот умел играть на скрипке, а потому решил платить свою десятину игрой на скрипке на занятиях субботней школы.

Были и такие, которые откладывали свои десятины на текущий счет, но потом использовали их по своему усмотрению вместо того, чтобы отдавать в церковь. Некоторые считали, что церковные школы или какие-либо другие миссионерские учреждения больше нуждаются в деньгах, чем церковь. Но Бог ясно определил, что такое десятина и какова перед Богом наша ответственность за ее использование.

В сегодняшнем тексте для утреннего чтения говорится: «Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища». Что такое дом хранилища? Позволим Библии самой ответить на этот вопрос. Для этого обратимся к Неем. 13:12: «И все иудеи стали приносить десятины хлеба, вина и масла в кладовые». В английской Библии на этот текст есть параллельное место, которое указывает нам опять на третью главу книги пророка Малахии. Дом хранилища и кладовые — это одно и то же. В Неем. 10:38 сказано: «При левитах, когда они будут брать левитскую десятину, будет находиться священник, сын Аарона, чтобы левиты десятину из своих десятин отвозили в дом Бога нашего, в комнаты, отделенные для кладовой». Заметим, что десятина должна приноситься в дом хранилища, в кладовые, в дом Бога нашего. Если мы не исполняем обязанности ответственного за средства в доме Божьем, то не нам определять, правильно ли используются средства или нет.

Божьи благословения и Его обетование открыть небесные окна и одарить в избытке относятся к тем, кто приносит в дом хранилища свои десятины. Он может излить на нас обещанные Им благословения.

Вы не можете дать Богу более, чем Он дает

«Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» (Лк. 6:38).

Вы пытались когда-нибудь дать Богу больше, чем Он дает? Некоторые вполне сознательно решались попытаться это сделать, но находили это непосильной задачей. Как вы относитесь к этой идее? Она волнует или пугает вас? В Книге пророка Малахии 3 главе не подразумевается, что приносящий Богу десятину должен обязательно руководствоваться правильными побуждениями. В ней лишь представлена сила обетования, которое гласит, что возвращающие Богу в виде десятин и приношений то, что Ему принадлежит, обретут богатые благословения. Хотя, без сомнения, человек, руководимый чувством любви в своих приношениях Господу, будет иметь большие благословения, все же обетование верно в отношении всякого, готового их принести.

Мал. 3:10 — это единственное место в Библии, где Бог говорит: «Испытайте Меня». Вы читали о деловом человеке, который пытался сделать это? Люди заключают деловое соглашение с Богом и обнаруживают, что Его обетование верно. Некоторые делают это из предпринимательских соображений, другие из любви к Нему. Но обнаружив, что Божье обетование верно даже при отсутствии благородных побуждений со стороны человека, вы пожелаете изменить свои личные мотивы, не так ли?

Статистика показывает, что только 50 — 60 процентов адвентистов седьмого дня верны в десятине. Неверные же слуги показывают тем самым или недостаток своей веры, или свое невежество, или просто даже глупость. Простите меня за последние слова, но умный человек поймет, что девять долларов с Божьим благословением — это гораздо больше, чем десять долларов без него. Принцип довольно прост. И он становится еще более ясным, если вы к тому же испытали это на собственном опыте. Фактически восемь долларов с Божьим благословением — это гораздо больше, чем десять без него. У пророка Малахии речь идет не просто о десятинах, а о десятинах и приношениях. Некоторые забывают, что, возвращая десятину, они проявляют обычно честность, но никак не щедрость. Возвращая Богу десятины, которые являются Его собственностью, и давая Ему наши приношения, мы находим, что Его обетование и сегодня не потеряло своей силы. Невозможно быть более щедрыми, более бескорыстными, чем Сам Бог. Невозможно давать Богу больше, чем Он дает. Чем больше мы Ему даем, тем больше Он нас благословляет.

Сильный человек

«Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение; когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет все оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него» (Лк. 11:21,22).

Вы когда-нибудь размышляли над значением этих библейских текстов? Подобные слова содержатся и в Мк. 3:27: «Никто, вошед в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, — и тогда расхитит дом его». «Сильный человек», согласно притчи Христа, — это разум человека. Враг, пытающийся погубить нас, вначале связывает наш разум. В конфликте между добром и злом ведется ожесточенная борьба за наш разум.

Адвентисты седьмого дня всегда уделяли большое внимание вопросу здоровья, потому что между нашим телом и нашим мышлением существует определенная связь. В самом начале при возникновении греха сатана прежде всего попытался связать сильного человека и преуспел в этом. Но Иисус, пришед со Своей миссией спасения, связал сатану и стал победителем. Однако Христос и сатана находятся в постоянном конфликте, борясь за каждого человека. И это происходит не только в начале, но и на каждом этапе христианской жизни. И эта борьба — борьба за разум.

Иисус ясно показал, что самое важное — это внутренние побуждения человека, его разум, а не внешние действия. «Человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» (1 Цар. 16:7). Бог всегда смотрит на сердце. И когда мы говорим о сердце, мы имеем в виду разум, хотя слово «сердце» может иметь и другие значения в Священном Писании.

Как явствует из Рим. 8:7, до обретения личных взаимоотношений с Господом Иисусом мы имеем плотской ум. Но Бог предусмотрел обновить наш разум посредством Евангелия (Рим. 12:2). В книге «Свидетельства», т. 3, с. 162 говорится, что если люди не хранят в святости свои тела, они не способны поклоняться Богу в духе и истине. Адвентисты седьмого дня верят в необходимость гармоничного развития физических, умственных и духовных сил и неустанно проповедуют эту истину. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Именно посредством разума мы общаемся с Богом и соединяемся с Ним.

Единственное средство общения

«Возлюбленный! молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя» (3 Ин. 2).

О чем вы обычно думаете, размышляя о здоровье? Многие смотрят на адвентистов седьмого дня как на людей, которые не употребляют в пищу мяса. Но диета-это не основное в вопросе здоровья. Иисус обещал Своим последователям, что Он придет со Своим Отцом и будет пребывать с нами. Он сказал, что явит Себя нам. Как же Он сделает это? Мы можем сказать: через явления природы. Он являет Себя таким образом для каждого человека, в том числе и для скептика, для неверующего, для гностика. Люди, проклинающие Бога, тем не менее видят в природе много свидетельств существования Бога. Поэтому Его явление нам должно происходить более прямым путем.

«Нервные клетки мозга имеют связь со всем человеческим организмом. Через них небеса общаются с человеком и оказывают влияние на его внутреннюю, духовную жизнь. Все, что препятствует циркуляции токов в нервной системе, тем самым ослабляет жизненные силы, притупляет умственную чувствительность и затрудняет проявление нравственных качеств человека» («Воспитание», с. 209). Головной мозг состоит из трех частей. Одна из них, подверженная воздействию стимуляторов, является мозговым центром, через который и происходит духовное общение Бога с человеком.

Тело человека и его разум взаимосвязаны. «Тело является своего рода единственным средством, через которое происходит развитие ума и души для созидания характера» («Служение исцеления», с. 130). Итак, разум является единственным средством общения с Богом. А разум и душа развиваются в теле. Все, оказывающее влияние на тело, влияет и на разум. Бог являет Себя через разум.

Подумайте теперь, какое влияние на общение с Богом оказывает недостаток сил, отсутствие физических упражнений, переедание, наркотики, алкоголь или другие вредные привычки? Является ли справедливым подобный вопрос? Ведь овладев нашим разумом, сатана становится способным полностью контролировать нас. Но чем больше проясняется наш разум, тем здоровее становится наше тело, и тем легче для нас позволить Богу управлять нами по Его воле.

Профилактические средства

«Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя» (Ис. 58:8),

Даниил и три его друга отказались оскверниться яствами с царского стола. Они знали, что пища и образ жизни человека оказывают определенное влияние на духовную жизнь. Адвентисты седьмого дня уже давно признают этот факт. Мы верим, что наши тела являются Божьим храмом (1 Кор. 3:16,17) и Бог желает, чтобы мы использовали наше тело и наш дух его славу Его (1 Кор. 6:19,20).

Для нашего здоровья и лечения Богом предусмотрены восемь простых естественных средств. Они же служат профилактикой от болезней. «Есть много способов лечения, но лишь один способ. одобряется Небом. Божьи лекарства — это простые естественные средства… Чистый воздух, солнечный свет, воздержание, отдых, физические упражнения, правильная диета, вода, доверие Божественной силе — вот настоящие целительные средства» («Пища и питание», с. 301). Эти средства служат как для исцеления, так и для профилактики болезней.

Вы когда-нибудь хоть в течение несколько минут проверяли себя, как вы используете эти средства? Как правило, причины болезней кроются в нерадивом отношении к одному из них, а возможно, и к нескольким. Неплохо бы проверить себя в этом отношении. Существует и духовная аналогия этих средств. Иисус является «Солнцем праведности». Мы приглашаемся пить воду жизни. Иисус дал нам субботу для отдыха и приглашает приходить к Нему за покоем ежедневно. Молитва — это дыхание души. Упражнения — это христианское благовествование. Иметь правильную диету означает вкушать хлеб жизни. Эти составные элементы являются необходимыми условиями здоровой как духовной, так и физической жизни.

Четыре указанных средства в духовной сфере представляют собою причину, четыре других — следствие. Чистый воздух или молитва; правильная диета или Слово Божье; вода или Дух Святой и вода жизни; упражнение или благовествование — это фундамент взаимоотношений с Богом, на котором строится здание здоровой христианской жизни. Четыре других являются результатом этой жизни: воздержание, покой, обильный свет Божьего присутствия и доверие Божественной силе.

Иисус, представленный вашей одеждой

«Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Петр. 3:3,4).

Как вы думаете, есть ли что-нибудь плохое в том, чтобы умывать лицо, или в том, чтобы причесывать волосы? А что вы скажете насчет ремешка для часов? Хорошо ли носить галстук? Могут ли христиане носить модную одежду? Следует ли всегда хорошо выглядеть? Допустимы ли шейные платки и заколки? А как насчет кружевных лент и красочных пуговиц? Есть ли что-нибудь плохое в том, чтобы красить волосы, носить парик или употреблять косметику? Если можно носить браслет для часов, то как обстоит дело с брелоком для часов? Есть ли разница в том, чтобы носить яркий шарф и небольшое серебряное ожерелье? А что можно сказать насчет обручальных колец? Как быть с драгоценностями? Можно ли носить некоторые из них?

Несмотря на то, что в разных странах существуют различные традищш, обычаи, культурные нормы, в Священном Писании изложены принципы, распространяющиеся на всех последователей Иисуса. В 12 главе книги Откровение по вдохновению Божьему Иоанн изобразил женщину, которая символически представляет истинную Божью церковь. Заметим, как она одета. «И явилось на небе великое знамение — жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, а на голове ее венец из двенадцати звезд» (Откр. 12:1).

В Откр. 17:4 показана ложная церковь. Она также символически представлена женщиной — блудницей. Обратим внимание на ее одеяние. «И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее». Конечно, это символические слова. Есть люди, которые считают на основании Откр. 12:1, что можно вообще ходить нагими. Но в других местах Священного Писания Бог высказывает Свое отношение к наготе. Поэтому Слова книги Откровение не нужно понимать буквально. Здесь представлен принцип: контраст между естественной красотой и экстравагантностью, излишеством.

Чем объясняются данные в Писании ограничения? Дело в том, что внешние украшения обычно являются признаком внутренней пустоты. Бог желает, чтобы мы были красивы внутри своим кротким спокойным духом, а не носили лишь внешнюю маску, которая привлекает к себе внимание. Воплощение этих принципов в жизнь будет способствовать формированию наших личных взаимоотношений со Христом.

Суть дела

«Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Лк. 3:9).

Во дворе у мистера Джоунса росло дерево. Оно ему несколько мешало, и мистер Джоунс решил от него избавиться. Однажды в летний день после обеда он определенно решил начать действовать. Мистер Джоунс занял у соседа складную лестницу, поставил ее к дереву и начал пригоршнями срывать листья. Работа была тяжелая и заняла несколько дней. Но наконец все было закончено. Он вернул лестницу, будучи уверен, что проблема решена.

Несколько месяцев все шло по плану. Мистер Джоунс почти забыл про дерево, как вдруг следующей весной он заметил, что на ветках проросли новые листья. Произошло это так незаметно, что он не мог даже сказать, когда это случилось. Дерево вовсе не погибло.

Мистер Джоунс снова занял лестницу и, взобравшись на дерево, тщательно, ветка за веткой, снова снял все листья. Но следующей весной они выросли опять. Так повторялось каждый год. Наконец однажды, когда мистер Джоун, примостившись на лестнице, занимался очередным срыванием листьев, к нему обратился сосед: «Тебе вовсе не нужна моя лестница. Почему бы тебе не подождать до осени и не собрать листья граблями, как это делаем все мы? Разве это не легче?»

«Но ты не понимаешь, — ответил мистер Джоунс, — я хочу избавиться не только от листьев, но и от самого дерева».

Сосед покачал головой и ушел, а через несколько минут вернулся, неся топор. «Если тебе нужно избавиться от дерева, — сказал он, — ты должен подрубить его корень. Тогда дерево наверняка погибнет».

Не пытались ли и вы когда-нибудь срывать листья, чтобы тем самым заставить дерево погибнуть? Возможно, вы думаете, что никогда этого не делали. Но как часто мы, христиане, пытаемся умереть для себя посредством своей борьбы с плодом, а не с корнем. «Мы можем сколько угодно срывать листья с дерева, но из-за этого дерево не погибнет. Следующей весной листья появятся вновь и будут такими же сочными, как и раньше. Но ударьте топором по корню дерева, и тогда засохнут не только листья, но и само дерево. Те, кто примет истину и возлюбит ее, погибнут для мира и станут кроткими и смиренными сердцем, подобно их Божественному Господу. Когда сердце чисто, то одежда, речь, сама жизнь будут в гармонии со Словом Божьим» («Моя жизнь сегодня», с. 265).

Белое, черное или серое?

«Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1Ин. 2:15).

Вы когда-нибудь слышали о том, что адвентисты седьмого дня не должны танцевать, ходить в театр, посещать увеселительных зрелищ? Или, может быть, церковные правила относительно мирских развлечений и любви к мирскому устарели? Может, они уже просто стали реликвией законничества, которое отжило свой век? Есть церкви, которые теоретически придерживаются общепринятой позиции церкви, но «приспособились к современности». Где же граница? Каким образом точно определить, что является просто обычаем, что является хорошим и что является плохим?

В Первом послании Иоанна, 2 главе говорится так: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей». Это довольно общее утверждение. «Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира». Здесь уже более конкретные указания. «И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек».

Это учение, возможно, более, чем что-либо другое, иллюстрирует тот факт, что человеку зачастую бывает трудно разобраться и отличить хорошее от плохого или, образно выражаясь, в большинстве своем он видит не белое, не черное, а серое. Зачастую невозможно найти главу и библейский текст, специально поясняющий какие-то сомнительные случаи, и поэтому дьявол делает все от него зависящее, чтобы было как можно больше таких неясностей, потому что ему нравится иметь дело именно с «серым». Он также может привести людей от белого к черному через серое, но намного тяжелее толкать людей прямо от белого к черному. Вот почему обманщик любит «серое».

В истории есть примеры, когда люди шли от белого к черному, и можно заметить, что никто из них фактически не делал это одним скачком. Человек всегда идет постепенно, крошечными шагами. Иногда лишь одна небольшая поблажка злу приводит к последующему согласию со злом. В особых случаях зло может и не проявляться явным образом, и о нем можно будет судить, лишь глядя в будущее и видя его последствия. Именно здесь и начинается серая полоса. Но как узнать, где ее граница и где следует провести черту? В этой ситуации проявляет Себя Христос. Если бы Иисус не открывался нам в таких сомнительных ситуациях, мы оказались бы на дне. Но Иисус обещал быть с нами и проявлять Себя даже в таких моментах. «И уши твои будут слышать слово, говорящее позади тебя: «вот путь, идите по нему», если бы вы уклонились направо, и если бы вы уклонились налево» (Ис. 30:21).

Дорога вниз

«Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти» (Притч. 16:25).

Дорога к гибели иногда кажется правильным путем. Но Библия предлагает метод, по которому можно определить, насколько верным путем вы идете. Этот метод состоит в том, чтобы спросить себя, куда этот путь ведет. Иисус сказал Своим ученикам, что Он не пришел взять их из этого мира (Ин. 17 гл.). Он молился Своему Отцу, чтобы они были сохранены от зла.

О многих современных мирских развлечениях не упомянуто в Священном Писании. Не на все случаи есть главы или тексты, которыми можно было бы руководствоваться в каждой конкретной ситуации. Вот почему нам как христианам необходимо уяснить себе тот факт, что Библию можно читать по меньшей мере по двум различным причинам: чтобы получить информацию и чтобы обрести общение с Богом. Какая из этих двух причин важнее? Какая является главной? Или, может быть, нам даже не стоит рассматривать их в отдельности. Мы склонны делать это, потому что у нас часто складывается впечатление, будто все, что для нас нужно — это запомнить сотен пять библейских текстов, важных в доктринальном отношении, и все будет в порядке. Но недостаточно иметь лишь правильную информацию.

Основная цель Слова Божьего — вести нас к познанию Бога, общению и взаимоотношениям с Иисусом. Конечно, общение не может существовать без наличия знаний. Необходимо и то, и другое. Если общение с Богом не основано на знании Писания, то существует большая вероятность впасть в заблуждение. Для общения с Богом необходимо получение знаний, которые Он дает через Свое Слово. Это общение не должно основываться только лишь на одном личном опыте, только на чувствах. Поэтому будем крепко дорожить общением, твердо основанным на получении знаний из Священного Писания. Но знание не всегда дает ответ на каждый конкретный вопрос, и потому его одного недостаточно.

Что можно смотреть по собственному телевизору? Где провести границу между игрой подростков на лужайке и профессиональными боксерскими состязаниями? Одни называют игру в шары — грехом, другие — упражнением, полезным для здоровья. Важно знать: «А что Бог сказал по этому поводу? Единственный способ получить ясный Божий ответ на трудноразрешимые вопросы вашей жизни — это обладать личными взаимоотношениями с Господом Иисусом. Только благодаря личному общению с Ним вы можете услышать то, что Бог хочет сказать вам о Его особой воле для вас.

Никто не живет для себя

«Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных» (1 Кор. 8:9).

Первым необходимым условием для познания Божьей воли в каждом конкретном случае вашей жизни являются повседневные, продолжающиеся, живые личные взаимоотношения с Богом. Человек, который внезапно понимает, что ему нужно знать Божью волю в каком-то особом случае, и который не имел взаимоотношений с Богом до этого момента, обнаружит, что получить прямой ответ с неба достаточно трудно. Но человек, пребывающий в живом общении с Богом, увидит, что в Священном Писании содержатся указания, которые помогут ему разобраться в трудной ситуации.

Некоторые понятия, приемлемые для человека, живущего на необитаемом острове, могут оказаться неподходящими для его жизни в обществе. Обратим внимание на слова Священного Писания (Рим. 14:7): «Никто из нас не живет для себя и никто не умирает для себя». Текст 10: «А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего?» Тексты 12-16: «Итак, каждый из нас за себя даст отчет Богу. Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну. Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто. Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь; не губи твоею пищею того, за кого Христос умер. Да не хулится ваше доброе».

В те дни пища часто посвящалась идолам. Потом эту пищу продавали на рыночной площади. Если же кто-нибудь из членов церкви ел мясо, посвященное идолам, то для некоторых из их братьев-христиан это служило соблазном. Речь идет здесь не просто о мясе, а о пище, посвященной идолам. Но апостол Павел говорит, что не следует делать ничего, что соблазняет других. Определяющим фактором для понимания воли Господа в каждом неясном трудноразрешимом случае может служить сознание того влияния, которое мы окажем на других своими действиями. Когда мы стоим перед выбором в вопросах, по которым не содержится конкретных указаний Бога, нам следует помнить о том влиянии, которое мы можем оказать на других.

Познание Божьей воли

«Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Ин. 6:38).

Девять десятых всех трудностей, с которыми мы встречаемся, познавая Божью волю в своей жизни, касаются тех вопросов, когда мы желаем иметь прямое Божье указание. С человеческой точки зрения это невозможно. Соделать такое для нас может только Бог посредством Своей благодати и силы.

Но разве не проявилось это в жизни Иисуса? Вы не можете не признавать того факта, что когда Иисус, устав от дороги, сел у самарянского колодца, желая выпить глоток воды, на то была Божья воля. Но когда у Иисуса появилась возможность рассказывать кому-то о более глубоких источниках и о живой воде, текущей в жизнь вечную, ученики удивились, насколько быстро Он забыл о Своей собственной нужде.

В Ин. 4:34 приведены слова Иисуса:« Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его». Он снова и снова указывал на исполнение воли Божьей как на Свою миссию и цель Своей жизни. И наконец, когда оканчивалось Его служение, находясь в борении в Гефсимании и обливаясь кровавым потом, оставшись в одиночестве, Он воскликнул: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронесть чашу сшо мимо Меня!» За Ним оставалось право выбора, но Он покорил Свои желания и Свою волю Отцу. «Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42). Он предпочел покорить Свои желания Богу.

В книге «Служение исцеления» есть цитата, которую многие из нас хотели бы видеть реально воплощенной в нашей жизни в процессе нашего христианского возрастания: «Христос, живя на земле, не составлял планов для Самого Себя. Он руководствовался Божьими планами, и Отец день за днем открывал их Ему. Так и мы должны настолько зависеть от Бога, чтобы наша жизнь была просто осуществлением Ьго воли. Когда мы вверим Ему наши пути, Он будет руководить нашими шагами» (с. 479). Это — пример, который Христос оставил для нас.

Хотели бы ли вы жить в такой тесной связи с Богом, чтобы Он мог открывать вам лично Его планы для вас на каждый день? Хотели бы ли вы иметь такую готовность следовать Его планам, чтобы когда даже Он воспрепятствует вашим собственным желаниям, вы не сопротивлялись Ему? Всё более и более возрастая в подобие Иисуса, мы будем все лучше чувствовать то что составляет суть Его планов, и, выбирая их, мы будем жить в соответствии с Его намерениями, а не нашими.

Восемь руководящих принципов

«Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою» (Пс. 31:8).

Если мы желаем знать волю Божью в каждом конкретном случае нашей жизни, прежде всего нам необходимо посредством Божьей благодати отказаться от принятия решений, навязанных нашей собственной волей. Это может произойти только под действием Божьей силы и через личные взаимоотношения с Ним.

Во-вторых, не следует руководствоваться своими чувствами. « Конечно, чувства не надо заглушать, ибо Дух Святой часто воздействует на наше сердце, и Его убеждения и влияние кажутся относящимися к сфере чувств. Но очень важно не принимать решений, основываясь на одних лишь чувствах (Учитывайте не один только аспект, а рассматривайте дело в целом и принимайте решение на основании анализа всех имеющихся по этому вопросу данных).

В-третьих, ищите Божью волю, открытую в Его Слове. В Божьем Слове вы не найдете, например, указания, в какой конкретно город вам следует направиться. Но существуют принципы, которыми можно руководствоваться во многих ситуациях. И мы снова приходим к тому факту, что главной целью Слова Божьего является как общение с Богом, так и получение знаний.

В-четвертых, примите во внимание обстоятельства, допущенные Божьим Провидением в вашей жизни. Будьте чуткими к тому, чтобы видеть, что вам содействует, а что, наоборот, препятствует. Оцените путь, которым Бог вел вас в прошлом, и попытайтесь определить, вписывается ли ваше решение по данному конкретному случаю в общую • направленность вашей жизни.

В-пятых, представьте решение Господу в молитве. Ищите Его водительства на коленях посредством общения с Ним. Уделите время тому, чтобы слышать Его тихий нежный голос. Откройте перед Господом вашу проблему и покоритесь Ему, когда Он будет осуществлять в вашей жизни Свои планы.

В-шестых, посоветуйтесь с друзьями-христианами. Благочестивые родители, наставники, служители могут дать ценные советы благодаря своему жизненному опыту и отношениям с Господом. Не позволяйте другим принимать решение вместо вас, но прислушивайтесь к их советам, как и ко всему, предваряющему ваше решение.

В-седьмых, принимайте решение, а не бездействуйте! Решайте! Скажите Господу в молитве, каково ваше решение, и действуйте в соответствии с этим.

И, в-восьмых, попросите Бога остановить вас, если вы пойдете неверным путем. Если мы позволим Господу вести нас, Он сделает это. Он обещал исполнить Свои намерения, которые Он предусмотрел для нас.

Иисус, представленный в доктринальном учении

«Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение — не Мое, но Пославшего Меня; кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю» (Ин. 7:16,17).

Иисус является центральной Личностью Библии, темой всей Книги, главным действующим лицом каждого ее повествования. Он был Словом, вызвавшим мир к существованию. Он был открыт в библейских символах и образах, а также в библейских доктринах. Иногда мы разделяем библейские доктрины и тему спасения по вере во Христа. Некоторым христианам нелегко было понять тот факт, что доктрины не потеряли своей значимости, даже хотя принятие нас Богом основывается исключительно на нашем обращении к Иисусу с просьбой о спасении, которое Он щедро предлагает каждому человеку. Мы только кратко коснулись волнующей и прекрасной темы о том, как Иисус особым образом представлен в церковном учении.

Иисус пришел на эту землю, чтобы жить и умереть ради нас и чтобы иметь возможность предложить нам спасение. Он обещал снова прийти и взять нас в небесные обители,, которые Он приготовил для всех, любящих Его. Иисус сделал для нас все, чтобы спасти от мира греха — какая дивная любовь!

Он сделал все возможное, чтобы мы увидели грех в истинном свете и могли избрать жизнь, а не смерть. Даже Его отношение к сатане и падшим ангелам показывает, как велика Его справедливость и терпение и как велико желание, чтобы все достигли познания истины.

Он проявляет заинтересованность в нашей физической жизни, в наших практических нуждах, которые Сам испытал в Своей земной жизни, и исходя из этого наставляет нас, как наилучшим образом можем жить мы. Он предусмотрел все, чтобы разбудить нас, если мы заснем смертным сном до того, как Он придет.

Он проявил Свою силу в очищении наших сердец и дал нам субботу как особое знамение Его силы сделать нас святыми. Он открылся в небесном святилище как Божий Агнец. Он дал нам наглядное изображение методов общения с Ним и открыл путь во Святое святых, чтобы мы получили уверенность r возможности соблюсти закон посредством Его силы.

Изучая во свете Иисуса наши доктрины, познавая, как они представляют Его и наши взаимоотношения с Ним, мы находим великий смысл в различных учениях нашей церкви и исполняемся готовностью поделиться этими истинами с ожидающим их миром.

Освящаемые ради Иисуса

«И дам вам сердце новое и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное» (Иез. 36:26).

Божий народ был неверен Богу. Избранные Им бесчестили Его имя, и поэтому язычники получали искаженное представление о Боге. Бог хотел быть представленным в истинном свете. Он обратился с вестью через пророка Иезекииля: «Посему скажи дому Израилеву: так говорит Господь Бог: не для вас Я сделаю это, дом Израилев, а ради святого имени Моего, которое вы обесславили у народов, куда пришли… И узнают народы, что Я — Господь, говорит Господь Бог, когда явлю на вас святость Мою пред глазами их (Иез. 36:22,23). Это освящение является результатом действия Святого Духа, которое выражается в очищении нас от неправды и совершается главным образом не ради нас, а ради Бога,

А сейчас обратимся к Иез. 36:25,26: «И окроплю вас чистою водою, — и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное».

Обратите внимание на последовательность, содержащуюся в этих текстах. Во-первых, Бог указывает на причину, почему Он собирается очистить Свой народ. Во-вторых, Он говорит, что намеревается омыть их от всей нечистоты и пороков. И в-третьих, Он собирается дать им новое сердце. Иногда мы говорим, что новым сердцем человек наделяется в момент обращения. Но вышеприведенные слова были обращены к народу, который до этого уже был Божьим народом. Значит, можно быть частью народа Божьего, пережить новое рождение и все же в определенном смысле нуждаться в новом сердце. Сердце, даваемое при новом рождении, — не обязательно очищенное сердце. И об этом свидетельствует жизнь благочестивых Божьих мужей. Об этом сказано в книге «Путь ко Христу», с. 18, где говорится, что нам будет дано новое сердце, ведущее нас к новой жизни. Это подразумевает, что новое сердце , и новая жизнь не даются Богом одновременно.

Здесь предполагается продолжающийся процесс, который совершается Богом посредством силы Святого Духа. Не мы совершаем его. Единственная доля нашего участия заключается в том, чтобы открыть свое сердце для Божьего водительства и позволить Его Духу совершить в нас Его дело. А открыть сердце для Бога означает откликнуться на призыв Святого Духа и постоянно и осознанно приходить в Его присутствие, чтобы иметь взаимоотношения с Ним. Отвечая таким образом, мы даем Ему возможность действовать в нашей жизни.

Более важное дело, чем достижение неба

« Подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего» (Пс. 22:3),

«В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей; кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» (Ин. 7:37-39). Итак, говоря о реках воды живой, Иисус имел в виду Святой Дух. В этом символе представлен также Сам Иисус, исполненный Духом от рождения. Он сказал: «Иди ко Мне и пей». Святой Дух, символически представленный живой водой, совершает очищение.

Очищение сердца христианина является одним из аспектов служения Святого Духа, Что же означает иметь очищенное Духом сердце? Существует два разных толкования этого. Законник или поборник внешнего поведения наличие такого сердца определяет с точки зрения человеческих поступков, победы над греховными делами. Но сторонник взаимоотношений с Господом будет понимать очищенное Духом сердце с точки зрения этих взаимоотношений. Иметь неочищенное сердце означает пребывать в сознательном разрыве с Богом. Очищенное сердце невозможно иметь, не имея постоянной связи с Богом. Вот почему вопрос взаимоотношений с Богом чрезвычайно важен.

Вся наша напряженная борьба с грехом и искушениями, все падения и все наши недостатки объясняются тем, что мы живем независимой от Господа Иисуса жизнью и пытаемся отразить нападения врага своею силою. А это невозможно. Только осознав свое бессилие и отдавая себя постоянно в Божьи руки, мы позволим Его Духу вести нас к состоянию полной зависимости от Его силы.

Гарантией нашего вечного спасения является не то, что Святой Дух будет действовать в нас, а то, что мы приняли верою крест и кровь Иисуса Христа. Искупление совершилось. И теперь уже Бог хочет, чтобы мы перешли к более важному, а именно, к прославлению Его своей жизнью перед лицом всей вселенной. Эгоистично думать, что самое главное — самому попасть на небо. У нас есть великая возможность, сотрудничая со Святым Духом, принести славу и честь Иисусу сейчас. И это самое важное.

Величайшая битва

«Зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху» (Рим. 6:6).

Кризис самопосвящения, очищения, исполнения Святым Духом является вопросом, который иногда вызывает у людей разные толки и мнения. Многие пытаются объяснить это ошибочным мнением, будто самопосвящение и обращение происходят в одно и то же время. И хотя в идеале Божье намерение именно таково, тем не менее в практической жизни опыт первоначального обращения к Богу и абсолютное постоянное подчинения себя Ему часто далеко отстоят друг от друга по времени. Это вовсе не значит, что обращение не является проявлением подчинения себя. Но человеческое сердце, пусть даже обращенное, как правило, не остается в состоянии самоподчинения, а колеблется между полной зависимостью от Бога и зависимостью от своего «я». Это болезненное колебание в конце концов приводит к кризису — кризису абсолютного самопосвящения.

Как явствует из жизни, опыт обращения различных людей также различен. Для одного человека обращение — это огромный переворот, для другого оно проходит почти незаметно. Для выросших в христианских семьях утешительно знать, что обращение может совершиться почти незаметно, что можно даже не знать даты, времени и обстоятельств, при которых это произошло. Обратим внимание на следующее описание обращения: «Христос постоянно воздействует на сердце. Мало-помалу человек испытывает влияние, источник которого может и не осознавать, но оно направляет его ко Христу. Это происходит, когда мы размышляем о Нем, читаем Священное Писание или слушаем проповедника». Звучит довольно приятно для нас, не правда ли? Оказывается,, мы можем ничего и не замечать. Но обратим внимание на следующее предложение: «Внезапно, когда призыв Духа становится более ясно различимым, душа радостно подчиняется Иисусу». Вы уловили переход? Внезапно! Когда призыв Духа становится более ясно различимым! «Многие называют это внезапным обращением, но в действительности это результат продолжительной работы Духа Божьего» («Желание веков», с. 172).

Но если даже обращение может совершиться в вашей жизни незаметно, то об абсолютном подчинении себя Богу этого сказать нельзя. Абсолютная самоотдача будет для вас кризисом, который вы обязательно прочувствуете. В книге «Путь ко Христу», с. 43 сказано, что битва против своего «я» — это самая

величайшая в мире битва. Такая битва не пройдет незамеченной.

Великий жизненный кризис

«Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется; а на кого он упадет, того раздавит» (Лк. 20:18).

Какого рода кризисом является подчинение человеческой воли Богу? На основании жизненного опыта библейских героев можно сделать вывод, что абсолютное подчинение себя Богу будет большим кризисом для тех, кто терпел поражение в малых кризисах.

Этот принцип ярко проявляется в жизни. Если ребенок в свое время не выучил таблицу умножения, он встанет перед лицом большого кризиса, когда перейдет в старшие классы средней школы. Если парашютист не сделал никогда ни одного прыжка, то он будет вынужден пережить большой кризис, когда окажется в самолете на высоте 3000 метров, и пилот скажет ему: «Прыгай!» Для боящихся плавать в малом водоеме задача переплыть большую реку также окажется кризисом. Для юноши, который ухитряется без монеты звонить по телефону или уносить из бакалейного отдела неоплаченный пакетик леденцов, настанет день, когда он встанет перед лицом суда, будучи уличаемым в крупной краже. Невинный младенец, вырастая из колыбели, не становится мгновенно преступником. Единственная причина, по которой Авраам столкнулся с большим кризисом в отношении Исаака на горе, заключается в том, что он потерпел поражение в серии малых кризисов. Петр, отрекшись от Иисуса, оказался распростертым вниз лицом на земле в Гефсимании и желал лучше умереть. И это случилось с ним только потому, что не выдержал предшествующих малых испытаний. В книге «Желание веков» на с. 382 говорится, что если бы Петр извлек для себя уроки из малых испытаний, он не потерпел бы поражения в большом кризисе.

«День изо дня Бог наставляет Своих детей. Посредством различных обстоятельств ежедневной жизни Он готовит их к участию в великих событиях, предусмотренных Его Провидением. Их победа или поражение в великом жизненном кризисе определятся тем, как они переносят свои ежедневные испытания» (там же).

Встречаясь с множеством ежедневных испытаний, я сталкиваюсь с единственным вопросом: буду ли я доверять Богу или самому себе? Если я продолжаю падать и терпеть поражение в малых испытаниях, значит, меня ожидает большое сражение с ангелом однажды ночью у потока Иавок. Если вы желаете знать, удастся ли вам перенести большой кризис, проанализируйте, как вы переносите малые ежедневные кризисы, и тогда вы получите ответ.

Остерегайтесь дьявольских ловушек

«И видел я выходящих из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам: это — бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя» (Откр. 16:13,14).

Согласны ли вы скорее умереть, чем быть исцеленным дьяволом? Большинство из нас, наверное, полагают, что на такой вопрос можно дать только однозначный положительный ответ. Но людям, терзаемым продолжительным мучительным или смертельным недугом, бывает нелегко сразу принять решение. Согласны ли вы скорее умереть, чем пойти даже всего на десятипроцентный риск и быть исцеленным дьяволом? Может быть, ваше исцеление — это не воля Божья, а воля дьявола?

Рассмотрим этот вопрос под другим углом зрения. Согласны ли вы скорее умереть на костре, чем отречься от веры? Не тот же ли это вопрос? Большинство из нас говорят, что если бы мы жили в те дни, когда за убеждения сжигали на кострах и принуждали отречься от веры, то мы мужественно сказали бы: «Сжигайте меня».

Можно задать и другой вопрос. Предпочитаете ли вы скорее продолжать борьбу со своими недостатками и грехами до тех пор, пока Сам Бог приведет ваше упорное сердце к полной покорности Своей воле, или вы согласны получить мгновенную победу от дьявола? А дает ли дьявол вообще когда-либо победу? Пожалуй, вам нужно подумать об этом.

В религиозном мире существуют три могущественные силы, о которых должны помнить все, исследующие книгу Откровение. В последние дни, непосредственно перед пришествием Христа, эти три силы предстанут в виде католицизма, отпавшего протестантизма и спиритизма. Интересно отметить, что в некоторых недавних книжных изданиях приведены слова мировых религиозных лидеров, которые заявляют о том, что в религиозном мире сегодня они видят три наиболее мощные силы — католицизм, протестантизм и неопятидесятничество, то есть харизматические движения. Причем третья сила неудержимо развивается, преодолевая все барьеры, разделяющие людей различных вероисповеданий. И я знаю, что это проявление духов преисподней имеет место почти всюду.

Вот почему по мере приближения конца для нас очень важно изучать вопрос о Духе Святом и о современных проявлениях истины и лжи.

Перед лицом сверхъестественного

«И творит великие знамения, так, что и огонь низводит с неба на землю пред людьми. И чудесами, которые дано было ему творить пред зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив» (Откр. 13:13,14).

Дьявол назван в Писании рыкающим львом. Свой самый коварный обман он приберег напоследок. Его цель — погубить не только пьяниц, валяющихся в канаве, но и святых, сидящих на церковных скамьях. Чудеса, эффектные зрелища — вот один из методов его обольщения.

Большинство из нас любят различные сенсации, отрицать это не имеет смысла. Можно изо всех сил стараться выглядеть спокойным, но все равно испытывать глубокое внутреннее потрясение, сталкиваясь с каким-либо из ряда вон выходящим, необычным явлением. Мы были бы поражены, если бы кто-либо вдруг вознесся в церкви со своего стула под потолок. Это было бы сенсацией. Мы удивляемся и по разным другим причинам, но еще более поразительные события ожидают нас впереди!

Возможно, мы были поражены, когда кто-нибудь обещал кому-то сказочные горы. Например, когда я был студентом, то слышал вроде бы из достоверных источников о том, что Генри Форд обещает подарить машину своей марки за монету специального выпуска. Считалось, что существует немного таких монет.. Однажды мой отец проводил евангельское собрание в городе. И как вы думаете, что я увидел среди собранных добровольных пожертвований? Я нашел одну из тех монет, за которую был обещан автомобиль. Быстро заменив ее своей другой монетой, я поспешил отправить ее по нужному адресу. Наконец, оттуда пришло письмо — это все, что я получил из управления Генри Форда. В этом письме выражалось сожаление.

Во дни Иисуса чудесные необычайные явления оказывали большое впечатление на Его учеников. Об этом можно прочитать в Лк. 10:17. Семьдесят учеников были наделены силой Самим Господом и, возвратившись со своего служения, они с глубоким воодушевлением говорили: «Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем». Они были свидетелями поразительных событий. Прошу вас простить меня за перефразировку слов Иисуса, но Он фактически ответил: «Ничего особенно в этом нет». Он сказал им, что уже давным-давно дьявол упал с неба, как молния. Иисус старался снова привлечь их внимание к насущным вопросам спасения. Встретившись с необычайным и сверхъестественным сегодня, мы тоже должны помнить, что самая чудесная и самая великая весть — это весть о спасении через Иисуса.

Сенсация — недостаточное основание

«Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16:31).

Воскрешение мертвых, исцеление слепых и другие чудеса не могут не привлекать нашего внимания. Но когда в последний раз вы пришли домой, радуясь тому, что еще одно имя записано в книгу жизни?

Бог и человек судят об одном и том же по-разному. Чудеса, которым мы удивляемся, не являются для Бога необычным делом. Но когда человек обращается к Иисусу, радуется все небо. Нас удивляют люди, обладающие сверхъестественной способностью исцеления. О них много пишут в газетах. Но мы подчас совершенно равнодушно относимся к тому, что человек только что принял Иисуса и что его имя записано в небесных книгах.

В 16 главе Евангелия от Луки помещена история о богаче и Лазаре. По-разному трактуется эта история, но для нас совершенно ясно то, что она является притчей, которую Иисус использовал для пояснения определенного учения. Во-первых, Иисус хотел показать обманчивость богатства. Он не намеревался посредством этой притчи изложить истину о состоянии мертвых. В ней тонко и искусно представлена и еще одна Его цель. Иисус желал спасти иудейский народ, изображая его жалкое бедственное положение. Иудеи были похожи на нищих, сидящих у ворот богатого дома. Как явствует из притчи, богач оказался в адском пламени. Он сказал: «Прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев… чтоб и они не пришли в это место мучения». Ответ был таков: «Если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят».

Мы считаем, что воскресение мертвых смогло бы убедить в истине всякого. Но подобно тому, как это было невозможно раньше, так это невозможно и сейчас. Иудейских вождей не убедило даже воскресение Христа, хотя из мертвых воскрес не только Иисус. Воскрешение Лазаря было тоже выдающимся событием для Иерусалима. Но это также не привело к вере иудейских вождей.

В пещере Иисус показал пророку Илии, что Господь проявляет себя не во внешних поражающих воображение явлениях, не в землетрясении, огне или буре. Он — в нежном веянии тихого ветра. В 8 главе книги Деяния Апостолов повествуется о том, как Симон-волхв был поражен чудесами апостолов и хотел купить за деньги силу, с помощью которой он намеревался делать то же, что и они. Ему велено было покаяться. Нам не следует судить об истине по чудесам. Мы не должны жаждать сенсаций и чудес, потому что чудеса никогда не являлись основой, достаточной для нашей веры.

Предостережение для избранных

«Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24:24).

Некоторые люди стараются повлиять на чувства других посредством сверхъестественных, эффектных, сенсационных зрелищ. Это искусная дьвольская ловушка. Мне хотелось бы напомнить вам, что чудеса и сверхъестественные проявления не являются доказательством силы Божьей.

В 13 главе книги Откровение ясно говорится о том, что в мире существует противодействующая Богу сила, которая творит великие знамения, даже огонь низводит на землю пред людьми. И чудесами, которые эта сила творит пред зверем, она обольщает живущих на земле. Эта сила говорит живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив. Она в действительности может творить чудеса — не подобие чудес, а настоящие чудеса. Три нечистых, подобных жабам духа творят чудеса и выходят к царям земли и всего мира, чтобы собрать их на битву в великий Божий день.

В 13 главе Евангелия от, Луки мы читаем о женщине, которая в течение многих лет была связана узами сатаны. Иисус освободил ее в субботу. Начальник синагоги стал возмущаться и выражать свое недовольство. Иисус сказал: «Не надлежит ли освободить эту женщину, связанную сатаной?» Если сатана имеет силу связывать людей, то можно ожидать, что в определенных случаях он может и ослабить свои узы.

Мы знаем, что Иов был поражен ужасной болезнью, и знаем причину этой болезни. И если дьяволу известно, как вызвать болезнь, то он может также остановить свое пагубное дело и дать возможность чудесным, естественным силам человеческого организма совершить исцеление. Мы знаем обстоятельства, происшедшие во дверце египетского фараона, когда там находились Моисей, Аарон и египетские волхвы. Мы знаем, что их жезлы превратились в змей. Поскольку дьявол не может творить жизнь, мы считаем, что жезлы волхвов в действительности не превратились в змей, но произошел зрительный обман, создалась только видимость такого превращения. Поскольку сатана не может творить жизнь, он поэтому совершает искусную подделку. Все вышесказанное приводит нас к следующему выводу: основа нашей веры должна покоиться на Иисусе и на правильных взаимоотношениях с Ним. Мы не должны поддаваться влиянию внешних сверхъестественных проявлений.