Внимание на Иисуса-1

Не обменивайте Иисуса на мгновенную победу

«Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» (1 Кор. 15:57).

Человек, внимание которого целиком поглощено вопросами внешних поступков, который стремится к победе и желает изменить свой образ жизни, подвержен большой опасности оказаться под влиянием харизматического движения. Поборники этого движения предлагают легкий и простой способ обретения победы и изменения жизни. Вам вовсе не нужно вести тяжелую борьбу с Ангелом у потока Иавок. Достаточно просто пойти к кому-то, чтобы тот возложил руки на вашу голову, и чудесные «биотоки» пройдут по вашему телу, что принесет вам мгновенную победу в тот же момент. В Церкви адвентистов седьмого дня, по причине нашей всеобщей обеспокоенности вопросами, как жить правильной жизнью, открыты двери для проникновения такого заблуждения. Почему? Потому что многие, уяснив важность изменения жизни, тем не менее не смогли понять, что реальное изменение может произойти только посредством взаимоотношений, общения с Иисусом и зависимости от Него.

Находясь на месте дьявола, я бы считал, что неплохо на время ослаблять силу моих искушений к какому-либо определенному греху, если в результате человек окажется полностью под моим контролем. Для дьявола это чрезвычайно выгодно, не правда ли? И человек, который определяет христианство главным образом как внешнее благочестивое поведение, может очень легко попасть в его сети.

Но если человек связан со Христом взаимоотношениями веры, если он сознает, что основой христианской жизни являются отношения и общение с Иисусом, а также зависимость от Него, то на духовную жизнь такого человека не влияют случайные, необычные, сверхъестественные проявления.

Конечно, нас изменяет Святой Дух. Он же приводит нас к победе. Дух Святой совершает много чудесных дел, и чем ближе мы к моменту завершения истории мира, тем можно ожидать более частых Его явных, видимых проявлений. Но чтобы правильно разобраться, какая сила совершает то или иное действие, необходимо быть прочно утвержденным на Священном Писании и иметь непрерывные живые отношения с Богом. Внешне измененная жизнь еще ничего не доказывает. Все зависит от того, кто изменил ее, по каким причинам и побуждениям она была изменена. Мы видим только внешнюю сторону измененной жизни, но нам не дано видеть помыслы человеческих сердец. Средоточием всей нашей жизни должен стать Иисус, а не внешняя победа над грехами. Когда мы направляем на Него наш взор, то измененная жизнь, в которой мы так нуждаемся, будет неизбежным результатом этого.

Истина, смешанная с ложью

«Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» (1 Тим. 4:1).

Как вы думаете,, Библию необходимо оценивать на основании личного опыта или же, наоборот, личный опыт должен оцениваться Библией? Трудно не признать какого-то явно случившегося факта и не поверить в него. И все же личный опыт не может быть надежным путеводителем, каким бы реальным, живым и убедительным он вам ни казался.

Когда Саул обратился к волшебнице из Аэндора, желая узнать, каким будет исход будущего сражения, он пережил реальный опыт. Более того, предсказанное духом, который явился под видом Самуила, исполнилось. Но это не означает, что виденное Саулом было от Бога.

«Сатана представит свои искушения в таком виде, чтобы омрачить разум всех, не защищенных Божественной силой» («Великая борьба», с. 554), Мы знаем, что в конце земной истории будут исцеляться больные и совершаться великие чудеса. Сатана является реальным существом, а потому совершаемые им дела тоже реальны. Правда, зачастую чудеса, выдаваемые за действительность чародеями и магами, являются всего лишь фальсификацией и обманом. Но даже если обман отсутствует и налицо проявление сверхъестественной силы, сам факт этого еще не доказывает, что эта сила исходит от Бога.

Истина, смешанная с заблуждением, — это самое опасное. Скажите, что опаснее: яд в черном пузырьке с этикеткой, на которой нарисован череп со скрещенными костями, или яд в зеленой бутылке с надписью «лимонад»? Сатана знает лучший способ, кроме как открыто приходить со своими обольщениями. Он знает, что лучший вид лжи — это ложь, смешанная с истиной, что обольстить людей можно намного быстрее тогда, когда предстанешь перед ними в виде ангела света. Тогда они более всего склонны принять его обман.

Единственной защитой против обольщений сатаны является зависимость от Христа, знакомство и дружба с Ним через непрерывные взаимоотношения, основанные на Его Слове.

Избавленные от годины искушения

«И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле» (Откр. 3:10).

Об истине нельзя судить, основываясь на проявлении сверхъестественной силы, чуде или исцелении. Нельзя о ней судить и на основании наличия теплых дружеских отношений, любви и даже опыта измененной жизни. Каков же критерий истины?

Определенно, мы можем знать истину. «Те, кто ревностно стремится к познанию истины и чистоте души через послушание, тем самым делают все возможное для приготовления к предстоящему конфликту и найдут в истинном Боге надежного Защитника. «Как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя» — таково обетование Спасителя. Он скорее пошлет всех небесных ангелов, чтобы защитить Свой народ, чем оставит на произвол сатаны хоть одну доверяющую Ему душу» («Великая борьба», с. 560). На нашей стороне могущественная сила, на которую мы можем положиться.

Всякое сверхъестественное проявление проверяется, во-первых, Словом Божьим. Если даже люди любят друг друга, любят Иисуса и Библию, но не соблюдают Божьи заповеди, то о них нельзя сказать, что они наверняка поставили себя в зависимость от Бога. «Если они не говорят, как это Слово, то нет в них света» (Ис. 8:20). Если люди совершают чудеса, но в то же время учат, что повиноваться всему закону Божьему необязательно, все сразу становится ясным. И хотя в каждой церкви могут находиться отдельные личности, которых Бог ведет к Себе, сам по себе этот факт вовсе не доказывает, что мы должны оставить истину, открытую нам как церкви, и последовать за этими людьми. Они могут карабкаться вверх, но мы, соединившись с ними, можем увлечь их вместе с собою вниз.

Чтобы противостоять обману сатаны, также необходимо обладать и праведностью Христа, и иметь взаимоотношения с Ним. Даже основательного знания Священного Писания недостаточно для того, чтобы безопасно пройти через будущие испытания. Но если мы сохраним взаимоотношения со Христом, твердо основываясь на Его Слове, то будем спасены от всех сатанинских уловок.

Как узнать подделку

«Да не обольстит вас никто никак: ибодень тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели» (2 Фес, 2:3).

У одного человека была фальшивая банкнота на 18 долларов. Он хотел напечатать двадцатидолларовую купюру, но ошибся, когда печатал. Но та, которую он имел, была настолько похожа на настоящую, что он решил разменять ее. Он пришел в магазин и протянул банкноту его владельцу. Владелец взял ее и спросил: «Что вы предпочитаете, три банкноты по шесть долларов или две по девять?» Нет смысла что-то подделывать, если не существует оригинала. Люди, занимающиеся изготовлением фальшивых денег, наверняка знают, что из себя представляют настоящие. Размышляя о проявлении Святого Духа в настоящее время, необходимо помнить, что каждое истинное пробуждение будет сопровождаться подделкой сатаны.

Мы все вынуждены признать, что все необычайное и сверхъестественное очень сильно влияет на наши чувства. Враг же намеревается прельстить, если возможно, и избранных. Библия, повествуя о чудесах, говорит также и о том, что сам дьявол может совершать их. Поэтому, хотя все необычное сильно влияет на нас, тем не менее нам никогда не следует судить об истине, руководствуясь нашими чувствами. Единственным критерием истины является Слово Божье, изучение которого должно подкрепляться нашими личными взаимоотношениями с Богом.

В 17 гл. книги Откровение истинная церковь представлена чистого женщиною, а ложная (поддельная) — блудницей. Бог всегда проявлял нежную заботу о Своей церкви. Он являет в ней Свою силу и посылает ей Свои дары. В последние дни в истинной церкви можно ожидать истинного проявления Духа Божьего, а в ложной — подделку, имеющую такое же сверхъестественное происхождение. Основываясь на сверхъестественном, некоторые будут претендовать, что истина на их стороне.

Ложная церковь названа в книге Откровение Вавилоном. Вавилон — это классический, собирательный символ человека, пытающегося спасти себя самого. И если вы каким-либо образом пытаетесь спасти самого себя, то вы напоены духом Вавилона, независимо от того, принадлежите вы к церкви, называемой Вавилоном, или нет. Если вы еще хоть в какой-то мере надеетесь на самих себя и не осознаете необходимости в том, чтобы ежедневно приходить к Иисусу в поиске спасения и взаимоотношений с Ним, то вы принадлежите к Вавилону. До тех пор, пока вы не будете знать Бога лично, будет существовать опасность оказаться в сатанинской ловушке, хотя вы, возможно, будете многое знать о событиях последних дней.

Одной информации недостаточно

«Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Ин. 14:6).

Многие адвентисты седьмого дня не ощущают опасности тех сатанинских уловок, о которых много говорится в настоящее время. Есть люди, которые прошли через смерть, но вернулись к жизни вновь и заявляют, что после смерти они были взяты прямо на небо. Есть люди, которые рассказывают о себе, будто они жили на земле сотни лет назад. Зная обо всем этом и понимая, что за этим стоит, мы можем быть уверены, что никогда не будем обмануты.

Чтобы рассмотреть этот вопрос более детально, необходимо обратиться к факту, что Слово Божье дано, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, Слово Божье учит истине. Иисус сказал: «Слово Твое есть истина» (Ин. 17:17). Во-вторых, Писание дано еще и для того, чтобы посредством него люди приходили к Иисусу и имели в Нем жизнь. Эти две причины можно еще сформировать так: 1) Библия содержит информацию; 2) Библия приводит к общению с Богом. Можно быть осведомленным в библейском учении, знать наизусть множество текстов Священного Писания и все же быть обманутым сатаной по причине отсутствия личного общения посредством Библии с Иисусом. Основная цель Священного Писания — привести людей к общению с Господом Иисусом Христом, обретению взаимоотношений с Ним, основанных на знании Библии.

Елена Уайт однажды высказалась по поводу того, как можно определить, окажемся мы в числе обманутых сатаной или нет. «Народ Божий ко дшо скорби должен приготовиться уже в настоящее время. Каждый должен совершить это приготовление. Все должны быть 1) облечены в праведность Христа (обратим внимание на последовательность, она очень важна) и 2) укреплены в истине, что и позволит им не принять сатанинский обман за проявление истинной силы Божьей» («Ревью энд Геральд», 24 декабря 1889 г.).

Каждый день необходимо ставить перед собой вопрос: существуют ли сегодня взаимоотношения между вами и Иисусом? Посвящаете ли вы спокойные утренние часы Богу, Его Слову и молитве? Придет время, когда люди, осведомленные в Библии, тем не менее будут обмануты по причине отсутствия личных отношений с Иисусом. Одного знания Библии недостаточно. Чтобы устоять в эти последние дни, необходимо иметь живое общение с Господом Иисусом, которое прочно утверждено на знании библейской истины.

Признаки Божьей церкви

«Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божий и веру в Иисуса» (Откр. 14:12).

Какая церковь имеет два отличительных признака, указанных выше? В тексте речь не идет о церкви, которая только говорит о заповедях Божьих и верит в них. Это церковь, которая соблюдает заповеди. Эта церковь не только думает о том, что вера в Иисуса (вера Иисуса — англ.) необходима и важна, но она имеет веру в Иисуса. Она не основывает свое учение на факте, что пионеры и отцы этой церкви соблюдали Божьи заповеди и имели веру в Иисуса. Когда бы ни взглянули на остаток народа Божьего, в среде которого можно ожидать могущественного проявления силы Божьей, налицо всегда два этих признака. Нельзя ожидать могущественного излития Духа Божья и пробуждения в обществе людей, которые акцентируют свое внимание лишь на заповедях, а Иисуса не знают. Точно так же сила Божья не проявится среди тех, кто всецело поглощен познанием Иисуса, а на заповеди обращает мало внимания. И то и другое одинаково важно.

Несколько лет тому назад Бог дал через Духа Пророчества интересное прямое указание нашей церкви, объясняющее, почему некоторые из нас ищут особых впечатляющих опытов в харизматических церквах. Это указание содержится в книге «Евангелизм», с. 598, 599: «Мы как народ Божий впали в… заблуждение. Мы признаем требования закона Божьего и учим долгу повиновения ему (обратите внимание: долгу). Но мы лишены того доверия, той веры, которая живет в душе, пребывающей во Христе… По причине маловерия многие, стремящиеся повиноваться Божьим заповедям, испытывают мало мира и радости… Они не утверждены во Христе. Многие чувствуют пустоту в своей духовной жизни и в поиске чего-то нового они посещают собрания, где люди далеки от истины, и оказываются плененными чувствами тех, кто нарушают Божий закон».

Приводя отдельных личностей к соблюдению заповедей и к вере в Иисуса, Бог тем самым выражает свое желание, чтобы Его церковь имела и то, и другое. В случае отвержения того или иного печальный конец человека предрешен. Но для тех, кто постоянно стремится верою общаться с Иисусом и, взирая на Его безграничное величие, уподобляется Ему и приходит к состоянию послушания, для них существует убежище от бури, готовой разразиться вскоре.

Одной искренности недостаточно

«Лучше бы им не познать пути правды, нежели познавши возвратиться назад от преданной им святой заповеди» (2 Петр. 2:21).

Приходилось ли вам когда-либо слышать о матерях, живущих в малоизведанных частях света, которые бросали на съедение крокодилам своих детей в знак поклонения языческим богам? Не знаю, существует ли сейчас нечто подобное в мире, но нельзя не признать того факта, что бросать крокодилам своих детей могли только матери, искренно поклоняющиеся своим богам. Ими руководила или большая искренность, или нечто еще более могущественное. Бедная языческая женщина еще может выйти из тьмы язычества. Под Божьим водительством она может прийти к большему свету и истине, к более ясному пониманию того, кем в действительности является Бог. Не нам судить о женщине, которая способна принести в жертву свое дитя. Нам не дано решать ее вечную участь. Мы можем только сокрушаться по поводу этого трагического факта и просить Бога вывести ее из этого мрака идолопоклонства. Но можем ли мы, обладая всем багажом знаний, всем пониманием и обилием света, который доступен нам, идти и делать вместе с ней то же самое? Можем ли мы бросать крокодилам своих детей только потому, что, будучи движима искренностью, именно так поступала мать-язычница?

Нам не дано права судить о вечной участи какого бы то ни было человека или даже делать предположения относительно его искренности, когда речь идет о харизматическом движении в современном мире. Хотя многое в действиях харизматов, сильно сейчас распространившихся, является просто скрытым проявлением спиритизма, тем не менее мы не должны выносить свой приговор отдельным людям. Но те, кто оставляет библейское учение и присоединяется к группе харизматического толка, в конечном счете будут обмануты. Если нас тяготит внутренний вакуум, от него можно избавиться лишь посредством общения со Словом Божьим в уединенной комнате и поиска личных взаимоотношений с Богом.

Правильное понимание Библии не дает нам права на пребывание в благодушии и самодовольстве. Являясь членами «церкви остатка», мы иногда считаем себя неуязвимыми. Но истина гласит, что Дух Святой будет излит на землю через тех, кто соблюдает заповеди Божьи и имеет веру в Иисуса не на словах, а на деле. Дух Святой не будет излит во всей Его полноте до тех пор, пока большинство из Его народа не будет сотрудничать с Богом. И если я откажусь принадлежать к этому большинству, то в итоге останусь вне спасения.

Дух истины

«Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину; ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (Ин. 16:13).

Наиглавнейшая задача описана в Евангелии от Иоанна 16:7-9: «Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он пришед обличит мир о грехе [убедит мир о грехе — англ.], и о правде, и о суде. О грехе, что не веруют в Меня». Пожалуйста, уясните данное здесь библейское определение греха. Грех — это не только совершение неправильных поступков или беззаконий, но и проявление неверия и недоверия в отношении Господа Иисуса Христа. И Дух Святой прежде всего напоминает об этом.

Служение Духа Святого, выражающееся в убеждении о грехе, о правде, о суде, имеет всемирный масштаб. Никто не пройден мимо. Бедные язычники в далеких странах убеждаются о грехе еще до того, как к ним приходит миссионер, ибо Дух Святой трудится там прежде. Это Его дело — убеждать мир о грехе. Никто не оставлен без внимания. Пока мы с вами спим, Дух Святой совершает в мире Свою работу убеждения.

Если бы убеждения о грехе было бы достаточно для спасения, то спасенным мог бы быть каждый. Но Дух Святой не только убеждает. Он совершает и другой вид служения, о котором говорится в Евангелии от Иоанна 3:3-5: «Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорил Ему: как может человек родиться, будучи стар?.. Иисус отвечал… Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие». Новое рождение — это рождение от Святого Духа. Следующее, что делает Святой Дух, совершает работу возрождения в сердцах и жизни тех людей, которые поддаются Его влиянию. Для того, чтобы каждый имел возможность получить спасение, Святой Дух совершает этот второй вид Своего служения, и каждый может откликнуться на Его влияние.

Библия ясно говорит, что Бог желает спасения всех людей, но только ответившие на Его приглашение могут получить новое рождение, предлагаемое каждому. Если сегодня мы вновь покоримся действию Святого Духа, Он совершит наше обращение. Если мы ответим Ему, Он приведет нас в гармонию с Богом.

Меч Духа

«И предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк. 1:17).

Через Иоанна Крестителя Бог особым образом призвал к приготовлению к пришествию Мессии. Этот пророк был послан как предтеча Иисуса, чтобы приготовить людей, насколько это возможно, к принятию Христа. Если вы интересовались миссией Иоанна и его вестью, то вас наверное, удивляла сама личность этого человека. Иоанн Креститель не обладал дипломатическим подходом к людям. Он пришел в духе и силе Илии — того самого Илии, который собрал людей на вершине горы Кармил и смело заявил: «Долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему» (3 Цар. 18:21). Иоанн Креститель не выбирал мягких выражений, а говорил прямо, без обиняков. Он произносил резкие обличительные речи, называя людей даже порождениями ехиднины.

Вы когда-нибудь размышляли над тем, что проповедовал Иоанн Креститель, и думали о том, почему он использовал столь резкие выражения? Служители нашей церкви прибегают обычно к более тактичным методам. Но не таким был Иоанн Креститель. Дух Святой использовал его в качестве глубоко рассекающего меча, чтобы был приготовлен таким образом путь для Иисуса. «Бог не посылает Свою весть, чтобы льстить грешнику и усыплять неосвященных к их собственной погибели» («Желание веков», с. 104).

И в настоящее время меч Духа Святого порою глубоко рассекает человеческое сердце, не щадя наших чувств и не позволяя нам успокоиться, но глубоко проникая в нашу душу с пламенеющей вестью обличения. Он действует так, чтобы мы реально осознали наши грехи, наше лицемерие, недостаток нашего доверия Богу. Он указывает нам на грех, эгоизм и на равнодушное отношение к духовным предметам, которые одни имеют действительную ценность. Его наиглавнейшая цель — убедить нас в том, насколько остро мы нуждаемся во спасении, предлагаемом Богом, и тогда, осознав это, мы придем к Нему, желая получить это спасение. Только больные знают, что они больны, и чувствуют нужду во враче. Только сознающие себя грешниками готовы прийти к Богу в поиске спасения, которое Он предусмотрел для всех.

Чувствуя сегодня, как меч Духа наносит глубокую рану нашему благодушию и самодовольству, мы должны быть благодарны Богу за то, что этот Божий Дух живет и действует, приводя нас к Иисусу, чтобы мы обрели исцеление и покой.

Сотрудничество с Духом Святым

«Потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами» (1 Фес. 1:5).

Просто говорить слова и говорить те же слова с силою Святого Духа, Который наделяет их силою, — две совершенно разные вещи. «Истина пробуждает совесть и преображает жизнь лишь тогда, когда сам Святой Дух откроет истину сердцу. Человек может искусно излагать Слово Божье, досконально знать все повеления и обетования, но если Святой Дух не насадит истину в сердце, ни одна душа не сможет упасть на Камень и разбиться» («Желание веков», с. 672).

Первое, что делает Дух Святой — убеждает (обличает) людей. Прежде всего нам необходимо осознать свою нужду во спасении. Многие люди родились, воспитывались в религиозной среде и являются членами церкви в третьем, четвертом поколениях адвентистов, но тем не менее они не чувствуют нужды во спасении. Некоторые рассуждают: «Как можно осознать свою нужду, если никогда не был вне церкви в мире? Как можно осознать свою нужду, если никогда не знал ничего, кроме как регулярно ходить в церковь и формально участвовать в религиозном служении?» Дух Святой ответственен за то, чтобы каждый человек осознал свою нужду во спасении. Он действует различными путями: иногда Он указывает на грех через скорби и печали, которые являются следствием греха. Он может также действовать на сердце, обращая наш взор на Иисуса и показывая, как мы далеки от Его совершенства, даже если все у нас идет хорошо.

Иногда мы пытаемся помочь другим людям осознать их нужду во спасении. Но, действуя в отрыве от вдохновляющей силы Святого Духа, Который один знает благоприятное время для каждого человека, мы не обретем успеха. С другой стороны, можно много говорить о Духе Святом, рассуждать о том, что убеждение людей — это Его обязанность, и затем в бездействии ожидать, пока Он совершит Свое дело. Но Дух Святой хочет использовать нас, руководить нами, действовать через нас, чтобы привлечь к Богу других людей. Иисус сказал ученикам о том, что пошлет им Утешителя. Дух Святой послан нам, чтобы пребывал в нас и чтобы посредством сотрудничества с Ним Бог через нас мог приобретать другие сердца. Бог намеревается действовать через нас. Он не желает, чтобы мы трудились без Духа Святого или чтобы Дух Святой трудился независимо от нас. Мы должны сотрудничать вместе с Ним.

Сатана уже осужден

«Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон» (Ин. 12:31).

Дух Святой убеждает (обличает) мир о суде — «о суде, что князь мира сего осужден» (Ин. 16:11). Что говорит нам это выражение о служении Святого Духа? Очевидно, если князь этого мира, являющийся инициатором греха и наибольшим грешником, осужден, то все его последователи тоже осуждены. Во время второй мировой войны, когда против Гитлера поднялся весь мир, осужден был не только он сам, но и его сторонники. Когда Голиаф, сраженный Давидом, упал, то все, стоявшие за его спиной, поняли, что они тоже проиграли, и потому стали бежать. Итак, Дух Святой убеждает нас, что с возгласом Иисуса на кресте: «совершилось» — дьявол потерпел поражение, и потому всякий, рожденный в мире греха и отвергающий праведность Иисуса, знает, что ему не остается ничего, кроме как страшного ожидания суда.

С другой стороны — борьба закончена. Она выиграна Христом. И если вы находитесь на стороне Победителя, то сам факт, что князь мира сего осужден, не может вызывать у вас страх и отчаяние, но должен приносить надежду, пробуждать благодарные чувства и давать мир. Все зависит от того, на чьей стороне вы находитесь. Сегодня каждый из нас вновь имеет возможность выбрать сторону Победителя.

Когда была снесена голова Голиафа, то все, находившиеся на стороне Давида, закричали победным криком. Поэтому мы должны исполняться радостью, когда слышим о том, что вера во Христа освобождает нас от осуждения (Ин.- 5:24). Служение Духа Святого, убеждающего мир, приносит надежду и утешение. Когда Он придет, то обличит мир о грехе, о правде, о суде.

Позвольте же Духу Святому обличить вас сегодня за то, что если вы живете вне зависимости от Христа, что какой бы ни была эта жизнь — хорошей или плохой, в любом случае она является жизнью греха. Не довольствуйтесь житием, лишенным общения с Иисусом. Ободритесь уверенностью, что если вы продолжаете принимать Христа, Его праведность предназначена и для нас. Он может представить Свой народ незапятнанным перед престолом Божьим. И потому нет причины бояться суда. У нас есть все основания радоваться, потому что великая борьба была выиграна на кресте и наше спасение гарантировано. Именно эту истину Дух Святой стремится донести до нашего сознания.

Обновленные Святым Духом

«Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблудшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга, Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога» (Тит. 3:3,4).

Как не радоваться спасительной Божьей благодати и Божьей любви к человеку? «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатию, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни» (Тит. 3:5- 7). Эти слова — замечательное описание того акта спасения от греха, который совершается в каждом верующем сердце. В них изображено возрождающее действие Святого Духа, Его обновляющая сила и способность преобразовывать жизнь.

Происходит ли это посредством единократного принятия Иисуса? Ограничивается ли спасение только оправданием или оно включает в себя также освящение? В книге «Моя жизнь сегодня», с. 313 содержится ответ: «Когда происходит обращение души, это не значит, что одновременно с этим совершается ее спасение. Ей еще предстоит идти трудное поприще. Ее ожидает тяжелая борьба. Ей еще необходимо «подвизаться добрым подвигом веры»… Эта борьба не имеет остановок и происходит в течение всей жизни». И хотя возрождение души — это огромная работа, совершаемая

Святым Духом, на этом спасение не заканчивается. Служение Святого Духа в процессе всей христианской жизни настолько же важно для спасения, как и дело искупления, совершенное Христом на кресте. Полное спасение — это спасение от прошлых грехов и спасение от согрешения в настоящем. Библия говорит, что в конечном счете мы будем спасены от мира греха. Все совершается через Христа и все совершается посредством веры.

Что происходит при обращении? «Мы должны родиться от Духа Божьего. Это очистит сердце, обновит ум, возродит в нас способность познавать и любить Бога» («Желание веков», с. 189). Таким образом мы получаем оснащение для старта — это не конец христианской жизни, а только ее начало. После того, как Дух Святой совершит в нас обращение и мы будем подвизаться подвигом веры, и ежедневно искать Иисуса, Он будет вести нас к тому, чтобы мы постоянно ходили с Ним.

По своей сути люди религиозны

«Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин.3:6).

С момента нашего рождения в этот мир греха мы не были способны находить радость в святости или в общении с Богом. Таково несчастье всякого человека, рожденного в греховном естестве. Но в то же время люди по своей сути чрезвычайно религиозны. Мы упорно поклоняемся чему-нибудь и часто не сознаем, что вакуум, существующий в нашей «душе и требующий заполнения, образован Самим Богом. Поэтому до тех пор, пока люди не примут евангельскую истину, они будут склонны поклоняться или вещам, или другим людям, или самим себе. Человек не может родиться вновь, пока Дух Святой не приведет его к такому состоянию, когда он поймет, что только Бог способен удовлетворить все его духовные нужды.

Мне рассказывали о проповеднике, который всегда пытался помочь людям пережить опыт обращения. Если все, что мы сказали о нашем бессилии, верно, то как это вообще возможно? Можем ли мы что-либо сделать для того, чтобы человек обратился? Конечно, когда речь идет о нашем физиологическом рождении, то у нас не было выбора. Мы родились не по своей воле. Но что касается нового рождения, то его необходимо выбрать. Бог дает нам жизнь, силу, здоровье, предоставляя тем самым возможность прийти к Нему и иметь жизнь, исходящую от Него. Бог предлагает нам нечто большее, чем земную жизнь с ее семью десятками лет. Он предлагает вечность, если мы изберем второе рождение.

Желая вызвать у людей стремление к обращению, мы прежде всего должны возвеличить в их глазах Иисуса. Когда взор обращен на Иисуса и Дух Святой получает возможность говорить к сердцу посредством осознания Христовой любви, тогда огрубелость человеческих сердец смягчается, они привлекаются к Богу и сокрушаются.

Дух Святой знает время, наиболее благоприятное для обращения каждого из нас. Никодим, например, ожидал и взвешивал три года. Если бы он пришел к кому-нибудь из нас, как он пришел той ночью к Иисусу, то нам захотелось бы, чтобы он принял крещение уже в следующую субботу. Но Иисус был готов ожидать времени, назначенного Духом, и действительно после вознесения Христа Никодим откликнулся и стал верным последователем Господа. Именно Дух Святой приводит людей к тому, что они отказываются поклоняться вещам, другим людям или самим себе. И затем, когда взор обращается на Иисуса, это покоряет сердце и грешник обращается.

Дух действует по Своей воле

«Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин.3:8).

Однажды ночью к Иисусу пришел известный ученый-богослов. Этот учитель, интеллектуал, мыслитель пришел к Иисусу и сказал: «Я вижу, что Ты — великий учитель. Я тоже являюсь неплохим учителем, почему бы нам не побеседовать?» Но Иисус сказал: «Должно тебе родиться свыше». Никодим не понимал сущности истинного поклонения Богу, Но его влекло к Иисусу, и потому он пришел, чтобы поговорить с Ним. Никодим не сознавал своей нужды в спасении, и когда Иисус сказал: «Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» — Никодим не понял этих слов, тем самым показав своим примером, что необращенный человек не может понимать духовные истины. Вот почему Никодим спросил: «Как может человек родиться, будучи стар?» Точно также понять истину о спасении по вере в Иисуса, то есть о «Царствии Божием внутри нас», мы можем только благодаря возрождающей силе Святого Духа («Наглядные уроки Христа», с. 62).

Той ночью Иисус дал Никодиму полное объяснение истины о новом рождении. Но пережил ли Никодим рождение свыше в тот же момент? Из Библии мы знаем, что Никодим еще долго оставался на распутье, долго думал, взвешивал, размышлял. Три года произрастало семя, посеянное Иисусом. Новое рождение — это событие, которое происходит в определенное время, для каждого человека, и даже Иисус не торопил события. Это время не измеряется часами или годами, но определяется условиями. У одних людей необходимые условия складываются очень быстро, у других, возможно, проходит долгое время, прежде чем они разочаруются в своей оторванной от Бога жизни. Для Никодима потребовалось три года. Но наконец, когда Иисус был распят, Никодим обрел способность принять возрождение, совершаемое Святым Духом. Вместе с Иосифом из Аримафеи он позаботился о том, чтобы достойно похоронить Иисуса. Этот богатый человек обнищал и даже друзья стали презирать его за верность Иисусу. Но покорившись возрождающей силе Святого Духа, Никодим предпочел лишиться богатства, потому что любил Того, Кто обнищал ради нас, чтобы мы обогатились Его нищетою.

Очищение Духом

«И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин. 14:16,17).

Новое сердце — это не обязательно очищенное сердце, новый разум — не обязательно очищенный разум. Вот почему постоянное действие Святого Духа необходимо. Дух Святой может убедить нас во грехе, привести к обращению, к новому рождению, но это только начало, и Его служение на этом не заканчивается. В книге «Путь ко Христу», с. 18 говорится, что когда мы обретаем новое сердце — это только начало пути к новой жизни. Обращение — это начало, спасение этим не ограничивается.

Возрождение, совершаемое Святым Духом, приготавливает переживших его к дальнейшей работе Духа, которая состоит в очищении христианина. Что означает быть очищенным Святым Духом? Иисус сказал, что Он умалит Отца и нам будет послан другой Утешитель, Который останется с нами вечно. Иисус говорил о Духе истины, Который будет пребывать с нами и в нас. Новый Завет открывает истину о реальном живом Божьем присутствии, благодаря которому христианин получает преобразующую, побеждающую силу. Мы можем иметь новое сердце. Если мы исповедуем наши грехи, Бог простит нас и очистит от всякой неправды (1 Ин. 1:9). Что под этим подразумевается? Означает ли это уничтожение записей, сделанных в небесных книгах? Нет, в этих словах речь идет о нашем очищении, которое совершается Святым Духом.

Обратим внимание на слова Послания к Ефесянам 3:16-19: «Да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову».

«Греху возможно сопротивляться и его возможно победить только посредством могущественной силы Третьей Личности Божества… Только Дух Святой делает для человека эффективным спасение, совершенное Искупителем мира. Через Духа Святого человеческое сердце делается чистым. Через Духа верующий становится причастником Божественного естества. Христос дал нам Своего Духа, как Божественную силу для одержания победы над всеми наследственными и приобретенными влечениями ко злу» («Желание веков», с. 671). Через очищение, совершаемое Святым Духом, мы можем победить.

Иисус и Дух Святой совершают совместное служение

«Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Рим. 8:11).

Служение Бога для нас совершается Иисусом и силой Святого Духа. Служение Бога в нас также совершается Иисусом и силой Святого Духа. Таким образом Иисус и Дух Святой выполняют совместное служение, и потому нет необходимости делать между ними различие. Силою Духа Святого очищается человеческое сердце. Это очищение происходит вслед за обращением и возрождением. Проповедь о преобразующей и побеждающей силе Святого Духа является одной из выдающихся миссий народа Божьего, и это служение символически изображено тремя ангелами, летящими по небу.

Лютер и другие протестантские лидеры плохо понимали вопрос об очищающем действии Святого Духа. Один из уникальных вкладов церкви остатка заключается в особом освещении истины об оправдании и очищении, совершаемых Богом и Святым Духом.

Многие христиане испытали только начальную стадию служения Святого Духа, которая состоит в убеждении во грехе и обращении грешника. Но они ничего не делают для того, чтобы сотрудничать со Святым Духом в деле очищения. Неделя за неделей они ходят в церковь, сидят на церковных скамьях, но так и не понимают сущности ежедневного общения с Иисусом, посредством которого Дух Святой может совершать Свою работу очищения и освящения. В книге «Желание веков», с. 302 сказано: «Если взор человека будет направлен на Христа, то действие Святого Духа не прекратится до тех пор, пока душа не будет сформирована по Его образу». Через постоянную связь и общение с Богом мы сотрудничаем с Духом, чтобы было совершено Его служение очищения в нашей жизни.

Дух Святой — это дыхание духовной жизни в душе. Исполнение Духом означает исполнение жизнью Христа, Его свойствами (там же, с. 805). Постоянно делая выбор в пользу взаимоотношения с Иисусом, мы даем возможность Святому Духу совершить для нас предусмотренное Им очищение.

Призванные к служению

«Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Снятый, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Дели. 1:8).

Задача Святого Духа — наделить людей силой для благовествования и служения. Ученикам было обещано ниспослание особой силы Святого Духа. Это обетование исполнилось в Иерусалиме, спустя некоторое время после вознесения Христа, Иисус повелел Своим ученикам ожидать определенного события. Конечно, если бы они не понимали, что именно должно произойти, или не знали признаков этого события, то вряд ли бы они смогли выделить это событие из ряда других. Они должны были еще оставаться в Иерусалиме. Поэтому сам факт, что Иисус сказал: «оставайтесь,..» — указывал на то, что им необходимо было дождаться вполне определенного, понятного им события.

Рассуждая о сошествии Святого Духа, мы говорим, что в наши дни мы еще не испытали этого во всей полноте. «Излитие Святого Духа в церкви рассматривается как будущее событие, но мы можем иметь Его уже сейчас. Стремитесь к этому, молитесь об этом, верьте в это. Мы должны иметь Духа Святого, и небеса готовы даровать нам его» (Евангелизм», с. 701). Вам приходилось когда-нибудь слышать о позднем дожде? О чем вы молитесь: о позднем дожде или о Духе Святом? Существует ли различие между этим? Да, существует. Поздний дождь -это последнее излитие Святого Духа. Молясь о позднем дожде, вы фактически молитесь о последнем Его проявлении. Только Бог знает, когда наступит время для последнего излития Святого Духа, потому что только Бог знает, когда наступит конец мира. Когда вы молитесь о позднем дожде, вы в определенном смысле молитесь о конце мира и, возможно, это неплохо. Но Бог просто приглашает церковь молиться о Духе Святом, не ограничиваясь лишь поздним Его проявлением. Сила Духа может проявляться и в наши дни, как она проявлялась в день Пятидесятницы и до нее.

Если мы приглашены молиться о Святом Духе и это приглашение дано церкви, значит, служение Святого Духа не ограничивается лишь работой обращения. Стремясь обрести силу для благовествования, мы стремимся иметь не только силу для победы, но еще и для чего-то большего. Когда Дух Святой изливается в Своем обилии — это делается для того, чтобы сделались мы свидетелями Христа, чтобы мы поделились Его любовью с другими.

Возрастание в подчинении себя Богу

«Но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2 Петр, 3:18).

Первый этап служения Святого Духа в этом мире заключается в том, чтобы убеждать грешника, второй — чтобы обращать грешника, третий — очищать христианина и четвёртый — наделять его силой для служения.

В процессе совершаемого Духом очищения в жизни христианина развивается и проявляется плод Духа. Дары Духа не изменяют нашей жизни, их назначение — сделать нас полезными для служения Богу. Прежде чем мы будем наделены силой для служения, наша жизнь должна быть очищена.

Пережив обращение, человек приходит к состоянию полного посвящения и зависимости от Христа. Если бы после обращения он смог остаться в этом состоянии, то никогда бы не падал, так как пока мы полагаемся на Божью силу,_ мы не падаем. И дьявол не имеет власти над нами. Но возрастающие христиане с болью вынуждены признать, что они все же падают и терпят поражение. И объясняется это тем, что мы теряем зависимость от Божьей силы. Иногда мы полагаемся на Него, иногда возвращаемся обратно к нашей старой привычке — полагаться на самих себя.

В начале христианского пути, когда человек переживает новое рождение, он становится тем, чем Господь желал бы видеть его. В процессе христианского возрастания он учится все более и более полагаться на Божью силу. Мы являемся совершенными при духовном новом рождении, и, возрастая, мы также можем быть совершенными в возрастании. Когда мы научимся постоянно полагаться на Божью силу и никогда не надеяться на себя, мы будем совершенными в христианской зрелости.

Дух Святой начинает совершать очищение во время обращения и приводит обращенного человека к состоянию все более постоянного посвящения Богу. Самопосвящение может быть только полным. Мы никогда не можем частично зависеть от Бога, а частично от самих себя. Под частичным, или неполным, посвящением подразумевается состояние, когда часть времени мы зависим от Бога, а часть — полагаемся на самих себя. Возрастание в христианской жизни — это возрастание нашей зависимости от Божьей силы. Человек не в состоянии сам управлять своим возрастанием, потому что «ни один человек не может сам избавиться от своего «я». Мы можем только принять то, что Христос совершил для нас» («Наглядные уроки Христа», с. 159). Христос совершает эту работу посредством силы Святого Духа, если мы поддерживаем ежедневные взаимоотношения с Ним.

Дары Святого Духа даются для служения

«Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о дарах духовных» (1 Кор. 12:1).

Только Святой Дух может наделять силой для служения Богу. В этом можно видеть Его сверхъестественные проявления, в число которых входят дар пророчества, дар языков, исцеления, чудеса. Сверхъестественные проявления Святого Духа всегда даются людям для служения.

Человек получает дары Духа и силу для служения только в том случае, если прежде он принимает плод Духа через очищение, которое Дух совершает. В случае истинного проявления силы Святого Духа плод Духа приходит прежде, чем Его дары. Это говорит нам о том, что бессмысленно ожидать внезапного обращения, например, пьяницы, когда на него возлагаются руки и он наделяется дарами Духа. Такого быть не может.

Однажды жил человек, причинявший себе и окружающим много горя. Он бил жену, обижал детей, ломал мебель, пьянствовал. Однажды ночью, придя в отчаяние, он решил покончить с собой. Проходя мимо места, где проходило лагерное собрание, он в нерешительности остановился. И произошло чудо: кто-то возложил на него руки, он «принял Духа Святого». И тут же начал «говорить иными языками». Что вы думаете об этом? Он не только стал говорить языками, но и после этого перестал бить свою жену, ломать мебель и так далее. На первый взгляд кажется, что победа одержана посредством даров Святого Духа.

Если вы будете изучать истину о дарах Святого Духа, то обнаружите, что они никогда не даются с целью изменить жизнь человека. Они предназначены не для того, чтобы сделать нас святыми или счастливыми, но чтобы сделать нас полезными. Любая другая цель является обманом. Изменение и преобразование жизни производит плод Духа, и пока этого не произойдет, дары Духа даны не будут. Нигде в Библии вы не найдете примеров чудесного проявления Духа Святого, Который был бы дан с целью преобразования или очищения. Дары Духа всегда даются для служения и для благовествования. Ясно представляя себе эту последовательность, вы встретите сверхъестественные явления наших дней во всеоружии и не будете обмануты сатаной.

Дух Святой является Личностью

«Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин. 16:7),

У вас было когда-нибудь такое ощущение, словно вы не человек, а нечто совершенно безличное. Я не раз слышал такие высказывания: «Я чувствую себя не личностью, а каким-то неопределенным предметом». И как часто мы именно так представляем себе Святого Духа. Независимо от наших религиозных взглядов и нашего понимания истины о Святом Духе, мы продолжаем принимать Его за «Нечто»! Нам следует чаще размышлять о том, что Дух Святой является Личностью. Необходимо думать о Духе Святом как о Личности, потому что Дух Святой в действительности и является Личностью.

Некоторые думают о Духе Святом просто как о Духе Божьем или как о Духе Христа, но не как о реальной третьей Личности Божества. Дух Святой рассматривают главным образом как влияние, а не как реальную Личность или отдельное Лицо Божества. Но Библия учит, что Дух Святой является отдельной Личностью. В текстах Евангелия от Луки 3:2122 говорится, как Дух Святой в телесном виде сошел на Иисуса. В Евангелии от Матфея 28:19 о Духе Святом также упоминается как об отдельной Личности. В Евангелии от Иоанна 14:16 Иисус говорит о том, что Он умолит Отца, и Отец даст другого Утешителя. В Евангелии от Иоанна 16:7 сказано, что пока Иисус не покинет землю, Дух Святой не придет. В Деян. 2:33 Дух Святой назван «обетованием», которое мы получим от Отца.

В Евангелии от Иоанна 14:26 говорится о том, что Дух Святой призван напоминать нам учение Иисуса. В Евангелии от Иоанна 15:26 сказано, что Дух Святой свидетельствует об Иисусе. В Послании к Римлянам 8:9 речь идет о жилище, в котором пребывает Дух Святой. В Деян. 16:7 говорится о водительстве Духом. В Евангелии от Иоанна 16:13 сказано о том, что Дух ведет нас к истине, а в Евангелии от Иоанна 16:14 — о том, что Он прославляет Иисуса.

Изучая эти и другие подобные им тексты, вы обнаружите, что Библия говорит о существовании трех лиц Божества. Вы увидите, что Дух Святой является отдельной Личностью, что Он един с Богом Отцом и Иисусом и что Он выполняет особое служение на этой земле: заключающееся в том, чтобы приводить нас к Богу и действовать в нас. Будем же благодарны Богу за Духа Святого, Который любит нас и стремится привести нас ко спасению.

Дух Святой использует нас

«Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божий» (Рим. 8:14).

Как вы думаете, что является более важным: пытаться получить больше силы Духа Святого или же пытаться позволить Духу больше использовать нас? В языческих религиях целью является получение сверхъестественной силы. Имея такую силу, колдуны или знахари приобретают власть над остальными жителями в своей деревне. Но Бог не действует подобным образом. Наибольшая Божья сила в человеке проявляется в том случае, если этот человек дает возможность Богу использовать себя. Чем больше мы подчиняем себя Его абсолютному водительству, чем более постоянно мы полагаемся на Него, тем с большей силой Он способен действовать в нашей жизни.

Таков уникальный христианский подход к религии. Христианство не создано для того, чтобы одни люди приобретали власть над другими, как это происходит в язычестве. Дать возможность. Святому Духу контролировать нас и управлять нами означает достигнуть состояния полной покорности и подчинения Ему, а это приводит к смирению. Если Дух Святой во всем Его могуществе, во всей Его любви и милосердии представляется вам Одной из великих Личностей Божества, Которая нисходит, чтобы войти и жить в нас, то само понимание этого смиряет и сохраняет от опасности опьянения властью.

Сатана всегда силой принуждает подвластных ему выполнять его повеления. Люди, управляемые дьявольской силой, не имеют свободы. Главная цель сатаны — контролировать всех людей и всегда держать их в своем рабстве. Одним из признаков ложной религии является отсутствие свободы выбора. Самые жестокие преследования, инициатором которых был сатана, возникали в результате попытки навязать людям чужую волю и чужое мнение. Контроль же Духа Святого совершенно иной. Дух Святой как Личность Божества уважает человеческую свободу выбора. В любое время человек свободен избрать, будет ли он находиться под контролем Святого Духа. И только если он продолжает избирать этот контроль, в его жизни проявляется сила Святого Духа.

Бог не заинтересован в вынужденной верности или послушании. Он знает, что любовь никогда не йожет быть основана на насилии, но только лишь на любви. Когда мы отвечаем на влечение любви Святого Духа, тогда мы познаем мир и свободу, которыми обладает человек, находящийся под контролем Бога.

Дух Святой — наш Друг

«Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15:26).

Когда мы говорим о Духе Святом как о Личности, мы все же не имеем в виду, что Он имеет физическое тело. Мы говорим о знании, чувствах, эмоциях и воле, то есть о том, что определяет свободу выбора. Чтобы быть личностью, не обязательно иметь руки и ноги. Есть люди — личности, но при этом у них нет рук и ног. Тем не менее такие элементы, как знание, эмоции, свобода выбора как раз таки и определяют личность.

В 1 Кор. 2:11 о Духе говорится так: «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия». Дух Божий знает, то есть владеет знанием, что является характеристикой разумной личности. Таким образом. 1 Кор. 12:11 содержит в себе указание, что Дух Святой имеет свободу выбора и потому является разумной Личностью, а не просто влиянием. Кроме того, Он наделяет разных людей духовными дарами, «разделяя каждому, как Ему угодно». Как Ему угодно! Только разумное существо может делать выбор.

В том, что Дух Святой — Личность, мы можем быть уверены еще и по той причине, что только личность может реагировать на возмущение и сопротивление ей. Расстроиться и огорчиться может только разумная личность. Дух Святой является Личностью еще и потому, что Его можно ранить, огорчить, отказаться от Его любви (Еф. 4:30).

В Рим. 15:30 мы читаем: «Умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу». Когда вы размышляете о Духе Святом, каким вы обычно себе Его представляете: любящей Личностью или Существом, скрывающемся где-то в пространстве и с расстояния надзирающим за вами? Думаете ли вы, что Дух Святой легко раним и чувствителен? Или вы думаете о Нем как о Существе нетерпеливом и легко раздражающемся? А может, вашему мысленному взору предстает любящая Личность? Дух Святой — это Личность, Которая пребывает с вами и всегда неохотно вас оставляет. Бог есть любовь. Дух Святой есть любовь. Он находится рядом с вами, стремясь принести утешение. Он — ваш Друг.

Постоянство Святого Духа

«И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Еф. 4:30).

Вы когда-нибудь думали о том, что Духа Святого можно легко огорчить? На первый взгляд, вышеприведенный текст производит именно такое впечатление. Но это ошибочное понимание. Духа Святого тяжело огорчить. Я не верю, что Дух Святой когда-либо прекращает попытки спасать людей. Я не верю, что Дух Святой когда-либо оставляет нас. Это мы можем оставить Духа Святого, и Он считается с нашим решением, потому что уважает нашу свободу выбора. Но Дух Святой никогда не говорит: «Я оставляю этого человека, потому что делать что-либо для него бесполезно». В истории израильского народа проявилось одно из замечательных качеств Святого Духа. Вспомните жизнь израильтян: их возмущения, противление, падения, взлеты. Однако на протяжение сотен лет Бог через Святого Духа не переставал заботиться о них и никогда не оставлял их.

Разве Дух Святой не продолжает работать над отдельными личностями из народа израильского даже сегодня? Библия говорит, что Дух Святой не прекратит Своего действия на земле вплоть до конца времени, несмотря ни на что. Дух Святой остается с человеком, не оказывая на него давления, а проявляя к нему великое терпение — и это является удивительным качеством Святого Духа. В жизни некоторых из нас оно проявилось наглядным образом.

Когда человек начинает уверять себя, что он совершил непростительный грех, — это неверно. Сам факт, что он озабочен и занят поисками Бога, доказывает, что Бог еще ищет его посредством влияния Святого Духа. Непростительный грех совершить очень трудно.

Заверение Иисуса в том, что всякий, приходящий к Нему, не будет изгнан вон, не имеет ограничения во времени. Всякий человек, независимо от того, насколько далеко он ушел от Бога, будет, безусловно, принят и прощен, если он придет ко Христу и откликнется на влекущую любовь Духа Святого. Богу нелегко оставить человека. Это случается только тогда, когда человек окончательно оставляет Бога и безоговорочно отказывается изменить свое решение. Но терпение и любовь Небесного Отца, Иисуса Христа и Духа Святого не иссякло и доныне. Если вы придете к Нему сегодня, то будете приняты.

Утешаемые Духом Святым

«Также и Дух подкрепляет (нас) в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим. 8:26).

Дух Святой молится за нас. Третья Личность Божества совершает посредническое служение ради нас. Он выступает на нашей стороне. Он наш Друг. Иисус также является нашим Ходатаем. В Евр. 7:25 говорится: «Посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них». Если Иисус и Дух Святой молятся и ходатайствуют за нас, возможно ли, чтобы мы оказались потерянными из вида? Имея такие могущественные силы на своей стороне, оказаться потерянным можно только проявляя очень большое упорство человеческого сердца.

Бог поставил преграды на пути к гибели для каждого человека. Он хочет, чтобы каждый из нас пришел к Нему и имел вечную жизнь. Он сделал все возможное, чтобы удовлетворить все наши нужды. Если человек погибает, то это случается только по одной причине — из-за своего упорства и из-за нежелания перестать упорствовать. Проблема человека заложена в его собственном сопротивлении. Не забудем, что единственно необходимое для нашего спасения условие — это непротивление могущественным небесным силам. Если мы не будем противиться, то Он привлечет нас к Себе. Я не хочу сопротивляться Ему сегодня, а вы?

Бог приглашает нас стать Его сыновьями и дочерями, признать в Нем своего Отца. Иисус и Дух Святой едины с Ним в стремлении вовлечь нас во взаимоотношения с Собою и потому они предоставляют всякую возможность убедиться в их любви.

Дух Святой назван Утешителем. Вы нуждались когда-либо в утешении? Например, в детстве, когда вы ушибались, не хотелось ли вам, чтобы ваша мама утешила вас? А когда вы стали взрослыми и вам иногда становилось тяжело на душе, не нуждались ли вы в утешении и поддержке родителей, брата, сестры, друга? Дух Святой и сегодня с нами, чтобы утешать, помогать, чтобы приводить нас к Иисусу. В повседневной жизни, в наших битвах с врагом, во время скорби Он всегда с нами, чтобы приносить утешение. Когда вы поражены врагом и боитесь, что Бог не может простить вас, Дух Святой с вами. Он с вами и сегодня.

Дух Святой — наш Путеводитель

«Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин. 16:14).

Цель Духа Святого — привести нас к Иисусу и тем самым прославить Христа. И поэтому если все наше внимание сконцентрировано на Духе и Его проявления интересуют нас больше, чем Иисус, то Дух Святой огорчается, потому что Он свидетельствует о Христе. Если человек говорит главным образом о Духе Святом и Его сверхъестественных деяниях и очень мало об Иисусе, вы можете сразу сделать вывод, на основании Слова Божьего, что через такого человека действует не Божий Дух. А если это злой дух или проявление спиритизма, то можете быть уверены, что он не любит слушать, когда возвеличивается Иисус. Когда внимание привлекается главным образом к Духу, а не к Иисусу Христу, это совершается под влиянием ложного духа. Дух Святой «не от Себя говорить будет» (Ин. 16:13).

Дух Святой также ведет нас к истине. «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Ин. 16:13). Мы не должны полагаться на наш ослабленный грехом человеческий разум в любой ситуации. Дух Святой желает и готов приводить нас под Божественное водительство, руководить нашими мыслями, представлять Богу наши молитвы, все более открывать нам Иисуса и Его волю. «Не в воле человека путь его» (Иер. 10:23). Не находясь под водительством Святого Духа по своей мудрости, мы не сможем сделать правильный выбор. Но полагаясь на Святого Духа, мы придем к пониманию Божьей воли.

Дух Святой желает быть нашим путеводителем не только в христианской жизни, но и в нашем благовествовании. Он может дать нам мудрость подобную той, которую имел Иисус, чтобы мы знали, когда и что говорить каждому человеку, находящемуся под Его влиянием. Мы не должны полагаться на себя, а довериться руководству Святого Духа, чтобы знать, как «вовремя подкреплять изнемогающего» (Ис. 50:4).

Примечателен тот факт, что Иисус, свидетельствуя об истине и приобретая других для Бога, полагался на силу, нисходящую свыше. Он не руководствовался Своей наследственной Божьей мудростью, но оставил нам пример зависимости от руководства Святого Духа в деле привлечения к Богу человеческих сердец.

Бог оправдывает мытарей

«Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу» (Лк. 18:9).

«Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей став молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: Пощусь два раза в неделю [фарисей, возможно, был стройным и подтянутым], даю десятую часть из всего, что приобретаю [вероятно, церковь, которую он посещал, была материально богатой]. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18:10-14).

Прежде всего обратим внимание на тот факт, что в этой притче речь идет о двух людях, которые имели определенное мнение о самих себе. Заметим, что оба человека вошли в храм, чтобы поклониться Богу, но только один из них совершил поклонение, потому что невозможно одновременно поклоняться Богу и самому себе. Оба пришли в храм помолиться, но только один молился Богу. Фарисей, о котором говорится вначале, молился самому себе.

Читая о фарисее, мы вспоминаем слова Иисуса, записанные в Мф. 9:13: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию». А в Мф. 5:20 говорится, что если ваша праведность не превзойдет праведности фарисеев, то бессмысленно надеяться на спасение. Фарисей считал, что он может спасти самого себя, и в этом заключалась его проблема. Всякий, полагающийся на свои силы и мудрость в деле спасения, берет на себя Божью роль, а в Священном Писании по этому поводу даны веские и суровые предостережения. Попытка поставить себя на место Бога названа в Писании богохульством. А богохульство имеет тяжелые последствия.

В наши дни тоже можно быть фарисеем и виновным в богохульстве. Наши десятины, посты, все наши добрые дела не являются чем-то, что могло бы стать заслугой перед Богом. Каждый из нас в отдельности должен вновь и вновь ежедневно осознавать, что мы — грешники, нуждающиеся в Божьей милости. Склоняясь в смирении вместе с мытарем, мы тоже обретем оправдывающую Божью благодать и мир с Богом.

Спасение является даром

«Но когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных» (Лк. 14:13,14).

История о фарисее и мытаре напоминает нам, что спасение — это дар. Спасение невозможно заслужить ни постами, ни десятинами, ни добрыми делами, которые мы совершаем в надежде стать праведными. Спасение — это дар.

Однажды Иисус вместе с учениками пришел в храм. Увидев меновщиков, покупателей и продавцов, Он выгнал их со словами: «Дом Отца Моего не делайте домом торговли». Проблема заключалась не только в голубях, овцах и ягнятах. Дом Божий — это не базарная площадь. Спасение не покупается и не продается. Оно является даром, щедро предлагаемым каждому, принимающему его. Сегодняшний текст для утреннего чтения содержит слова Христа о том, что на евангельский пир приглашаются люди, не имеющие, чем заплатить. Он зовет к Своему столу бедных, увечных, хромых, слепых, то есть тех, кто не может чем-то воздать Ему за Его доброту. И Он призывает нас относиться к другим людям точно так же, как Он относится к нам.

Мытарь молился так: «Боже! будь милостив ко мне грешнику». Обязательно ли нужно быть плохим человеком, чтобы сделать подобное признание? Обязательно ли находиться на самом дне, чтобы говорить такие слова? Нужно ли быть для этого преступником? Апостол Павел не был им. Он был закоренелым фарисеем и внешне жил безупречной жизнью. Но осознавая глубину любви и праведности Иисуса, он восклицал, что является первым из грешников.

Проблема состоит не только в том, чтобы произносить правильные слова. Только когда мы будем полагаться на силу Святого Духа, мы будем знать, что мы говорим. Дух Святой убеждает тогда, когда мы взираем на Иисуса и узнаем о Нем и Его любви к нам. Что нужно делать, чтобы пережить истинное покаяние, подобно мытарю? Необходимо вникать в истину об Иисусе и о совершенном Им спасении, а это сокрушит наше сердце. Мы поймем, что являемся одними из тех, кто не может заплатить чем-то Иисусу и все же приглашен к Его столу. Когда это случается, мы принимаем жертву, принесенную ради нас, и получаем оправдание.

Полное и безусловное принятие

«Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5:24),

Ключевым словом в доктрине об оправдании по вере является слово «принятие». Изучая слова Иисуса об оправдании и принимая во внимание Его отношение к людям, мы не можем не прийти к такому выводу. Иисус всегда принимает нас такими, какие мы есть. И потому нет необходимости изменять себя для того, чтобы прийти к Нему. Иисус любит принимать нас такими, какие мы есть. И это справедливо не только в отношении первоначального обращения, но и в отношении всей последующей жизни.

В Лк. 15:2 говорится: «Он принимает грешников». В Ин. 6:37 записаны слова Иисуса: «Приходящего ко Мне Я не изгоню вон». В Ин. 3:17 сказано: «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него». Женщине, которую привели к Нему, Он сказал: «И Я не осуждаю тебя» (Ин. 8:11). Иисус сказал: «Я пришел не судить мир, но спасти мир» (Ин. 12:47). И сегодняшний текст содержит обетование Иисуса о том, что всякий, доверяющий Ему, на суд не приходит.

Разве не прекрасно знать о том, что мы не должны являться на суд? Божье принятие неограниченно и безусловно, оно основано на том, что Христос уже сделал для нас. Бог принимает постоянно. Результатом Его принятия является то, что бедный мытарь, не смевший поднять свои глаза к небу, идет в свой дом, не таясь, высоко подняв свою голову. Он сознает, что Бог дорожит им, принимает, прощает и оправдывает его.

Иисус сказал, что для всякого, кто приходит и продолжает приходить к Нему, прощение неограниченно. Извиняет ли это грех? Нет, потому что чем больше нам прощается, тем больше любим, и чем больше любим, тем больше повинуемся. Божье прощение, если его правильно расценивать, ведет не к злоупотреблению Божьей благодатью, а к любви, которая, в свою очередь, ведет к послушанию.

Мне снова хотелось бы напомнить о руках Иисуса, которые еще распростерты, чтобы принять нас, когда мы придем к Нему. ВЛк. 23:34 содержатся слова Христа: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают».

Это прощение, это принятие возможны для вас и сегодня, если вы сегодня вновь придете к Нему.

Словно вы никогда не согрешали

«Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33).

Божье прощение неизмеримо выше прощения человеческого. Прощая меня, вы еще можете долго помнить о том, как моя лошадь вытоптала ваши грядки. Но когда меня прощает Бог, я становлюсь безгрешным в Его глазах. В книге «Путь ко Христу», с. 62 содержится следующее обетование: «Он умер за нас p теперь предлагает нам Свою праведность взамен на наши грехи. Если вы вверяете себя в Его руки и принимаете Его как своего Спасителя, то какой бы греховной ни была ваша жизнь, вам вменяется Его праведность. Ваш характер заменяется на характер Христа, и вы принимаетесь Богом, словно вы являетесь безгрешными».

В верхней горнице еще до того, как Петр отрекся от Христа, а все оставили Его и бежали, Иисус сказал Своим ученикам: «Все вы чисты» (Ин, 15:3). «Вы чисты». Означало ли это, что они больше никогда не согрешат? Нет, но в этот момент они стояли перед Богом такими, словно никогда не грешили, Они были чисты, благодаря тому, что Христос уже совершил для них и что Он продолжал для них совершать. И сегодня мы можем иметь мир с Богом. Иисус сказал: «Чтобы вы имели во Мне мир» (Ин. 16:33). «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8:36).

Для многих из нас эта истина кажется слишком хорошей, чтобы поверить в нее. Но тем не менее она реальна, независимо от того, принимаем ли мы ее или нет. Может быть, кто-нибудь скажет: «Это звучит хорошо, но не для меня. Я зашел слишком далеко». Тогда обратите внимание на следующие слова: «Прогоните от себя прочь всякие сомнения в том, что Божьи обетования предназначены не для вас. Они даны для каждого кающегося грешника. И благодаря Христу каждая верующая душа может получить силу и благодать, которые передаются посредством ангелов-служителей. Ни один человек не является настолько грешным, что он не может найти силу, чистоту и праведность в Иисусе, Который умер за него. Иисус желает снять с грешников одежды, запятнанные и оскверненные грехом, и облечь их в белые одежды праведности. Он повелевает им жить и не умирать» («Путь ко Христу», с. 52,53). Этот мир, принятие и прощение Иисусом принадлежат вам сегодня, если сегодня вы принимаете их.

Мы проповедуем Христа распятого

«Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:8).

Не казалось ли вам иногда, что вы становитесь безразличными к кресту? Замечали ли вы когда-нибудь, что смерть Христа уже не трогает вас, потому что вы много слышали о ней и видели много картин, ее изображающих? В Первом послании к Коринфянам в 1 главе, начиная с 18 текста говорится: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых — сила Божия. Ибо написано: «погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну». Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо, когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость».

Одна из наиболее трудных задач для ранней христианской церкви заключалась в том, что ей необходимо было представить миру Бога, Который был распят. Для язычников это казалось безумием. И когда христиане шли и проповедовали распятого Христа, эта весть на первый взгляд была тормозом в благовествовании.

Во времена ранней христианской церкви люди знали, что означает распятие. В наши дни некоторые выступают против того, чтобы заострять внимание на кресте, и считают, что не следует так много сосредотачиваться на крови и муках. Но нам следует осознать, что на кресте Христос действительно истекал кровью, там была действительная боль и страдания. Забыть реальность крестных мук равносильно трагедии. Поскольку в наш культурный век не существует подобных зрелищ, нам необходимо знать, что фактически представляло собой распятие человека во дни Иисуса и в чем заключалась смерть Христа, перенесенная Им ради нас.

Иисус перенес боль и оскорбления, которые были настолько мучительнее наших, насколько Его естество превосходит наше. Постигая глубину Христовой жертвы, мы лучше понимаем Его великую любовь к нам, побудившую Его отдать Свою жизнь ради нашего спасения.