Путь ко Христу

Желание чего-то лучшего

«Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1:9).

«Первый шаг ко спасению заключается в том, чтобы ответить на влечение Христовой любви» («Избранные вести», т. 1, с. 323). Любовь Христа влечет к себе каждого человека, где бы он ни находился, исключая, возможно, тех, кто осознанно противостоит Богу и отвернулся от Него. Иисус сказал, что Дух Святой «обличит (убедит -англ. пер.) о грехе» (Ин. 16:8). Он имел в виду не только членов церкви, не только некоторых людей, но весь мир. Он сказал о Своем Отце: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня» (Ин. 6:44). О Себе Самохм Иисус сказал: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12:32). Три могущественные Личности Божества ставят перед каждым человеком важнейшие вопросы относительно времени и вечности и побуждают его принять решение.

Было ли у вас желание знать нечто большее, чем то, что вы уже знаете? Если да, то это — Бог, Который удовлетворяет ваше желание. Бог влияет на вас независимо от того, признаете ли вы это или нет и как вы к этому относитесь. Он влечет вас. Он влечет к Себе ваше сердце, вашу жизнь, ваш разум.

Ваши сокровенные желания не могут быть удовлетворены лишь внешней религией. Существует большая разница между внешней религией и ее духовной сутью. Существует большая разница между знанием религиозных правил p действительным познанием Господа. Между формальным служением Богу (или так называемой игрой под названием церковь) и действительным знанием Бога лежит глубокая пропасть.

Однажды рано утром у меня зазвонил телефон. Я быстро снял трубку и услышал на другом конце голос женщины. Она сказала: «Вы можете помочь мне?» Я спросил: «В какой помощи вы нуждаетесь в такой ранний час?» «Мне нужно найти Бога. Вы знаете Бога?»

Представьте на момент все, что я мог бы ей ответить. «Я проповедник». Но вы знаете Бога? «Я изучал греческий язык». Но вы знаете Бога? «Я соблюдаю субботу и плачу десятину». Но вы знаете Бога?

Этот вопрос стоит перед каждым из нас сегодня. Вы знаете Бога? Вы знаете Его лично? В этом состоит величайшая насущная потребность каждого.

Долгие поиски

«Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб и трудовое свое за то, что не насыщает? Послушайте Меня внимательно, и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком» (Ис. 55:2),

В 1959 году мы с братом и еще с одним человеком отправились в путешествие по Европе и Среднему Востоку. К концу путешествия мы накупили слишком много сувениров и в Германии, во Франкфурте, обнаружили, что наши деньги иссякли. Билеты домой у нас были, но на другие расходы на каждого из нас оставалось только по 70 центов. Поэтому мы решили походить по улицам Франкфурта и найти место, где бы мы могли хорошо поесть на 70 центов. Наконец нам попался кафетерий, где на 70 центов предлагалась хорошая еда — немецкий черный хлеб, картофельное блюдо с подливой и множество другой хорошей пищи.

Мы подумали, что это как раз то, что нам нужно, но решили пройти еще несколько кварталов, чтобы в этом окончательно убедиться. И тут мы подошли к немецкому кондитерскому магазину. Приблизившись к окну и заглянув внутрь, мы увидели самые красивые пирожные, которые когда-либо видели. Слой сахарной пудры на них был таким же высоким, как и само пирожное. Мы вошли в магазин и потратили свои последние деньги на немецкие пирожные. Затем, поспешив в ближайший парк, мы сели у небольшого пруда и начали есть. Съев половину из купленного, мы почувствовали, что этого достаточно. Но нам не хотелось выбрасывать остальные пирожные, поэтому мы съели их все! А затем пирожные пошли в обратном направлении. Когда один из нас бодрствовал, другой стонал на скамье, находясь в горизонтальном положении. Половину ночи мы просидели в парке. Есть пирожные было приятно, пока мы ели их. Но это продолжалось недолго. Удовольствия, которые предлагает мир, всегда имеют один конец.

Сатана подделывает все, что предлагает нам Бог. Подделка может удовлетворять человека лишь на протяжении короткого времени, но в конечном счете она оставляет в сердце только пустоту. Человек, который пытается приобрести богатство или стать знаменитым, на самом деле ищет Бога, хотя даже не подозревает об этом. Бедный человек, лежащий в водосточной канаве, в собственной блевотине, тоже ищет Бога. Молодой человек, у которого в голове все перемешалось, тоже ищет Бога, но не знает об этом и не допускает даже такой мысли. Всякий в своей безрассудной попытке найти что-нибудь, что бы заполнило внутренний вакуум, на самом деле ищет Бога. Но единственным верным ответом на наше желание чего-то лучшего является Иисус. Человек желает Его. И ничто не может сравниться с Ним, чтобы занять Его место.

Правильное познание о Боге

«Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» (2 Тим. 2:15).

Когда в нас загорается Богом данное желание иметь что-то лучшее, нам следует узнать, что является этим лучшим. Познание, правильное познание о Боге и Его любви является вторым шагом на пути ко Христу.

Если человек довольствуется информацией о спасении, получаемой от других людей, он склонен представлять себе, что в основе христианства лежит требование хорошего поведения, потому что именно так большинство людей и понимают его. Если вы будете полагаться в поисках знания о спасении на других людей, то в конечном счете Бог предстанет перед вами в искаженном свете.

«Старайся представить себя Богу достойным» или «познавай (учись), чтобы иметь Божье одобрение» (англ. пер.). Если вы не будете поступать так, то когда-нибудь вам станет стыдно за себя. Исследуй самостоятельно. Приобретай правильное познание самостоятельно. Не будь зависим от того, что другие говорят тебе о Боге. Не будь зависим от проповедника. Наши церкви переполнены людьми, которые в получаемой ими информации полностью зависимы от проповедника. Бог помогает им. Проповедник может ошибаться так же, как и всякий член церкви. Разберитесь лучше сами, что истинно, а что ложно.

Это подразумевает собою нечто большее, чем исследование Священного Писания с целью лишь получить информацию. Иудейский народ много времени посвящал исследованию Писания, но он не нашел Того Кого Священное Писание должно было помочь им найти. Не читайте Библию только ради чтения. Исследуйте ее не просто ради того, чтобы получить сведения. Исследуйте ее для того, чтобы найти связь с Богом. Молитесь не только о том, чтобы получить ответ на свои вопросы. Молитесь, чтобы иметь общение с Богом.

«Ищите, и найдете» (Мф. 7:7). Апостол Павел призывает искать Его хотя Он и недалеко от каждого из нас» (Деян. 17:27) Богом предусмотрено все, чтобы мы находили Его.

Но помните, что наш Бог не уклоняется от нас. Мы не ищем Бога, Который где-то затерялся или избегает нас. Такой Бог не является оиолеиским Богом. Истинный Бог — Бог, Который следовал за Адамом, скрывшемся в саду, за Ионой, сознательно убегавшим от выполнения своего долга, за Савлом Тарсянином, бежавшим из Иерусалима под впечатлением расправы, учиненной над Стефаном, которая убедила его сердце. Только увидев Божью любовь к нам, мы пожелаем, чтобы Он достиг нас.

Неправильное познание о Боге

«Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5:39).

Когда дьявол видит наши старания обрести правильное познание о Боге посредством изучения Его Слова, он начинает нервничать. С каждым нашим шагом на пути ко Христу он использует различные средства, чтобы помешать нам достичь цели.

Иногда дьяволу удается заставить человека свернуть на иной путь, побудив его начать чтение Библии не с того места. Существуют ли для начинающего исследователя подходящие и неподходящие библейские места в Библии, с которых можно начать ее читать? Давали ли вы себе когда-нибудь обещание прочитать Библию за год и не останавливались ли потом на книге Бытие? Или вы, быть может, достигали книги Паралипоменон и оканчивали там? Дьявол будет делать все, от него зависящее, чтобы помешать нам познавать Божью любовь. Можно знать все, но не иметь познания о Божией любви. Можно понимать историю, пророчества, зверей, библейские символы и тому подобное — и в то же время упустить из виду Божью любовь.

Кроме того, существуют так называемые псевдоинтеллектуалы, которые любят говорить о религии, но в реальности проводят очень мало времени наедине со Словом Божиим, в общении с Богом. Они тратят массу времени на споры, рассуждения, анализ понятия Бога и религии. Они забывают Бога, а хотят показать, что помнят Его. Они много рассуждают о том, что случится с цветком на небе, если его сорвать, состоят ли крылья ангелов из перьев и о множестве других отвлеченных вопросах. Имя Иисуса никогда ими не упоминается, а дьявол при этом самодовольно посмеивается.

Некоторые подменяют личное, искреннее отношение к Богу чисто внешними изменениями в своем поведении. Если им удается изменить свое поведение в лучшую сторону, они думают, что нашли Бога. Некоторые зависят от других людей, и уровень их духовной жизни определяется тем, с какими людьми они общаются. Некоторые чрезвычайно заняты психологическими исследованиями, в которых Богу не отведено достойного центрального места. Они анализируют себя и забывают Христа. Другие убегают от Бога, будучи слишком заняты, чтобы уделить еще и Ему время. Но всегда и всюду Бог следует за нами, находится рядом, помогая нам, когда мы и не чувствуем этого, руководя нами, когда мы этого даже не замечаем. Он всегда стремится привести нас к правильному познанию о Себе. А познание Бога — это вечная жизнь.

Сознание необходимости

«Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; пойдите, научитесь, что значит: «милости хочу, а не жертвы»? ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9:12,13).

Однажды утром студент, работавший на ферме одного колледжа, принес в общежитие полный мешок сухих зерен. Злаковыми зернами на ферме кормили коров. «Коровы могут есть и траву, — сказал он, -а злаковые будем есть мы». Он поставил мешок в своей комнате и каждое утро жившие с ним студенты приходили с пустыми чашками и наполняли их зернами. Кому нужна была теперь столовая, не правда ли? Но студенты не знали, что эти зерна коровам дали по той причине, что они были сметены с пола зерновых элеваторов. Они не подозревали об этом до тех пор, пока однажды утром не обнаружили грязь в мешке. После этого молодые люди неизменно стали ходить в столовую. Они осознали, что столовая им чрезвычайно нужна.

Необходимость в страховке сильнее всего вы почувствуете в тот момент, когда ваш дом будет охвачен огнем. Необходимость в автосервисе вы более всего осознаете тогда, когда ваш автомобиль сломается или вы окажетесь на безлюдной дороге без бензина. Во враче г вы чувствуете нужду только во время болезни, поэтому «по меньшей мере абсурдно предлагать врача здоровым людям или тем, кто считает себя здоровым. Убедите их вначале, что они больны, иначе они не воздадут вам благодарность за ваши заботы. Также безрассудно предлагать Христа тем, чьи сердца не чувствуют нужды во Христе и никогда не оказывались разбитыми» («Великая борьба», с. 264).

Чувство необходимости в Боге меняет наше отношение к жизни вообще. Это чувство приходит в результате размышления о Божьей любви. Вам не следует ожидать, пока кто-то другой поможет вам войти в Божье присутствие. И хотя на первый взгляд это кажется трудным, вам необходимо сидеть и тщательно изучать, и размышлять об откровении Божьей любви, явленной в жизни Иисуса Христа и открытой в Его Слове. Поступая так, вы за короткое время сможете обрести это сознание необходимости в Боге, что подчас невозможно сделать в течение всей жизни каким-то иным путем. Придите к Нему туда, где Он открыт, сознавая в то же время, что Он ищет каждого из нас. «Если вы сделаете по направлению к Нему даже один шаг в покаянии, Он поспешит раскрыть вам Свои объятия безграничной любви» («Наглядные уроки Христа», с. 206).

Долгий путь к Богу

«Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев?» (Иез. 33:11).

Есть много людей, которые отказываются идти коротким путем к Богу, отказываются от неторопливого исследования и изучения жизни и характера Христа, в Котором открылась Божья любовь. Возможно, большинство из нас идут к Богу долгим путем. Но этот путь не является частью плана Божия и потому он тяжел. Идущий этим путем испытывает много скорбей, душевной боли, разочарований.

Разбойнику на кресте потребовалось пройти длинный путь, заканчивающийся позорной казнью, прежде чем он пожелал слушать Христа. И тогда он услышал искренние слова: «Отче, прости им, ибо не знают, что делают». И там, в присутствии Божьей любви, в момент своей крайней нужды он наконец принял истину.

Савл сопротивлялся. Он пытался забыть умирающего человека, которого побивали камнями, но который тем не менее говорил: «Господи! не вмени им греха сего». Но наконец на пути в Дамаск его сердце было сокрушено, ибо он встретился лицом к лицу с любовью, от которой убегал. Никодим ждал три года. Но только тогда, когда его Друг, с Которым он намеревался когда-нибудь познакомиться ближе, был распят, Никодим наконец понял любовь, которая ему предлагалась, и принял ее, и затем вместе с Иосифом снял со креста истерзанное тело Иисуса.

Вы можете сказать: «Если все это действительно так и сердце человеческое бежит от Бога, что нам остается делать?» Помните: Бог следует за нами. Он просит разрешить Ему найти нас при помощи нашей веры, как говорит Библия, а не своими силами. Даже вера является Божьим даром (Еф. 2:8). «Его ухо слышит вопль сокрушенной души. Самое первое движение сердца к Богу известно Ему. Когда бы ни произносилась молитва, и какой бы нерешительной она ни была, когда бы ни проливалась слеза, и какой бы тайной она ни была, когда бы ни появлялось искреннее желание найти Бога, и каким бы слабым оно ни было, Дух Божий откликается на все это. Еще до того, как была произнесена молитва и сердечное желание стало известно, Божья благодать уже работала над человеческой душой» ( «Наглядные уроки Христа», с. 206).

Убежденность во грехе

«И Он пришед обличит мир о грехе и о правде и о суде. О грехе, что не веруют в Меня» (Ин. 16:8,9).

Познание Божьей любви, открытой в плане спасения, приведет к третьему шагу на пути ко Христу, который можно назвать убежденностью во грехе. Законник определяет грех с точки зрения нарушения закона Божия, и это справедливо. Такое определение является библейским определением, позицией правосудия. Нов Библии существуют и другие практические определения греха, более глубокие по своей сути, чем это. Одно из лучших определений записано в Рим. 14:23. «Все, что не по вере, грех». Иными словами, все, что я делаю не в соответствии с верой во Христа, является грехом.

Есть два определения греха. Одно мы назовем единичным определением греха, другое — множественным. Грех — это жизнь без Христа. Грехи — это нарушения закона. Жизнь в разрыве со Христом (грех), является причиной совершения неверных поступков (грехов). Интересно в этой связи посмотреть текст из Первого послания Иоанна 3:4: «Всякий, делающий грех [то есть, как мы уже сказали, живущий в разрыве со Христом], делает и беззаконие».

Когда согрешила Ева? В тот момент, когда ела плод? Нет, она согрешила еще тогда, когда не поверила Божьим словам и удалилась от Него. Вкушение плода явилось естественным результатом этого разделения. Если я обеспокоен своим плохим поведением, то моя действительная проблема заключается в том, что я живу вдали от Христа. Либо это так, либо я недостаточно хорошо знаю Иисуса, чтобы возрастать в победе, и Иисус Сам регулирует мой духовный рост.

Поэтому, говоря об убежденности во грехе, мы фактически говорим об осознании того, что мы грешники, независимо от наших дел. Независимо от того, хорошими или плохими мы являемся. Мы родились грешными, родились таковыми по своему естеству. 1 Ин. 5:17: «Всякая неправда есть грех». Рим. 3:10: «Нет праведного ни одного». Поэтому никто не является праведным. Мы все неправедны, а всякая неправда есть грех. Не думайте, что мы несем ответственность за наше рождение в этом мире греха. Иисус также знает это. Единственное, за что мы несем ответственность, — за наше отношение к Его плану спасения.

В присутствии Иисуса мы внезапно убеждаемся в том, что являемся грешниками. И не потому, что мы сделали что-то плохое, а потому что таковые мы есть по своему естеству. Убедившись в этом, мы сознаем нашу нужду в Нем.

Ложная убежденность во грехе

«Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобресть Христа» (Флп. 3:7-8).

Если человек не имеет правильного познания о Божьей любви, открытой в Иисусе, он может отклониться от правильного пути и не придет к убежденности во грехе в правильном понимании этого выражения. Если знание, которое я получил, концентрируется только вокруг Десяти Заповедей, то я просто в силу этого буду убежден, что делаю греховные дела. А это прямиком ведет меня на путь, приготовленный сатаной, идущий куда угодно, только не к Богу.

Людей можно разделить на два класса: сильных и слабых. По причине унаследованных качеств или влияния внешней среды мы являемся либо сильными, либо слабыми, или находимся где-то посередине. Сильный человек, убеждаясь, что совершил грех, в зависимости от того, насколько хорошо он знаком с планом спасения и сущностью проблемы греха, меняет свой путь, перестает делать зло и становится высоконравственным человеком. Здесь-то он и может пасть, потому что высокая нравственность — это не христианство. Нравственность никогда не была христианством и никогда не будет им. Вы не делаете правильного, избегая того, что неправильно. Стараться быть хорошим и не быть плохим не означает еще быть хорошим. Плохое, сдерживаемое в узде, не является хорошим и никогда не было хорошим. Поэтому особой западней для сильного, волевого, твердого, дисциплинированного человека является нравственность без Христа. Он обманывает себя, думая, что является хорошим человеком, то есть христианином, но в действительности он может находиться дальше от Христа, чем пьяница, лежащий в канаве, потому что тот не осознает своей нужды во Христе. Фарисеи были добропорядочными людьми. Они настолько добросовестно соблюдали субботу, что поспешили уйти с Голгофы, чтобы успеть на вечернее богослужение. Но это тем не менее не делало их правыми в очах Божьих.

Если вы смотрите с расстояния на трехметровую фигуру, она не покажется вам высокой. Фактически она даже может казаться вам вашего роста или даже меньше вас. Но когда вы подойдете и посмотрите на нее вблизи, то почувствуете себя карликом рядом с ней. Если вы ходите на расстоянии от Иисуса, независимо от того, какой вы человек — хороший или плохой, Он не покажется вам высоким, — возможно, одного роста с вами. Когда же вы войдете в непосредственное общение с Ним, то внезапно увидите себя таким, какими вы являетесь в действительности, и осознаете свою нужду в Нем.

Убежденность в нужде

«Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк. 18:13).

Однажды я посетил человека, который прослыл большим пьяницей.

Его жена была членом нашей церкви. Он взглянул на меня своими воспаленными глазами и сказал приглушенным голосом: «Я по-настоящему восхищаюсь адвентистами. Только сильный добропорядочный человек может стать адвентистом». Может ли стать адвентистом только сильный человек? Может ли слабый человек быть хорошим адвентистом? Да или нет? Если ваши христианские убеждения основываются только на подмене искреннего отношения к Богу формальным служением Ему, то вы будете считать, что быть адвентистом или вообще христианином может только сильный человек. Но в отношении религии, которая основана на искреннем отношении к Иисусу Христу, сильные и слабые равны.

Думали ли вы когда-нибудь над тем, кто сильнее ненавидел Иисуса во время Его земной жизни — сильные или слабые? Это делали сильные. Почему? Потому что впервые за всю историю своей «непорочной» жизни они увидели Того, Кто возвышался над всем внешним и формальным, и они начинали нервничать. В Его присутствии вся их мораль и добропорядочность сводилась к нулю, и они знали это.

В нашем мире есть люди, которые говорят: «Курение способствует раку легких? Тогда я бросаю». Они никогда больше не притрагиваются к сигаретам снова. Другие говорят: «Курение вызывает рак легких? Тогда я тоже бросаю курить». После обеда они идут и покупают другую пачку сигарет. Сильные побеждают, а слабые падают.

Возможно соблюдать субботу, стать ее усердными исполнителями и в то же время грешить в процессе соблюдения субботы. Возможно жить, не попадая в тюрьму, не совершая наказуемых поступков, и при этом все еще продолжать жить во грехе. Пробуждение, которое должно произойти в церкви в эти последние дни, не будет основано на исповедовании каких-то особых, отвратительных грехов, оно будет основано на том, что часть народа Божьего, люди, которые вели внешне добропорядочный нравственный образ жизни, внезапно поймут, что они жили без Христа и являются такими же грешниками, как воры и падшие женщины. Убежденность в этом является шагом, который приведет и слабых, и сильных к осознанию их нужды во Спасителе.

Нравственности недостаточно

«Мы же все, открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2 Кор. 3:18).

Враг Бога знает, что если человек ищет Иисуса, то первым естественным результатом этих поисков будет истинная вера. Он знает, что вторым результатом будет праведность — естественная самопроизвольная праведность, которая исходит от Христа и не является продуктом наших усилий. Поэтому одна из его главных уловок заключается в том, чтобы сосредоточить наше внимание на чем угодно, только не на взаимоотношениях с Иисусом.

Он достигает успеха, побуждая людей концентрировать их внимание на самоправедности. Он говорит: «Послушай, чтобы быть христианином, ты должен стараться поступать правильно. Итак, действуй». И человек начинает пробовать все возможные способы, пытаясь развить в себе еще большую твердость характера. Пытались вы когда-нибудь делать это? Я пытался. Пытался заставить себя делать то, чего не хотел. Я составил перечень «семи моих грехов» и начал работать над грехом № 1. Но прежде чем я дошел до греха № 7, грех № 1 победил меня снова.

Затем кто-то сказал мне: «Нет, это не то. Тебе нужно контролировать свои мысли, потому что каковы мысли человека, таков и он сам». Поэтому я начал пытаться контролировать свои мысли. «Итак, давай попробуем. Сегодня я не буду думать о… Ох! Я только что об этом подумал». Пытались вы когда-нибудь поступать также? Можно глядеть на себя в зеркало так долго, что начинаешь все больше уподобляться самому себе.

Кто-то сказал: «Предположим, вы ненавидите Ивана и избиваете его всякий раз, когда встречаетесь с ним. Ваша роль в достижении победы над собой, наоборот, заключается в том, чтобы сдержаться и не бить Ивана. Если вы воздержитесь от того, чтобы бить Ивана, Бог сделает остальное. Он удалит ненависть и раздражительность из вашего сердца». Пытаясь поступать так, я обнаружил, что не могу сдержаться и не бить Ивана.

Мы не против нравственности, которая достойна всякого уважения. Она спасет вас от тюрьмы, сохранит вас от участи пьяницы. Но мораль — это еще не христианство, она никогда не приведет вас к небу. Единственная возможность для человека обрести праведность — это обрести Иисуса посредством общения с Ним.

Мы бессильны

«Я есмь Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5).

Убедившись однажды в том, что мы являемся грешниками, независимо от наших поступков, мы осознаем, что следующим шагом на пути ко Христу является признание своего бессилия делать что-либо без Христа. Мы сами не изменяем нашу жизнь, чтобы потом прийти ко Христу. Мы приходим ко Христу, и Он меняет нашу жизнь. Есть много людей, которые говорят: «Когда я устрою свою жизнь так, что она будет достаточно хорошей, тогда я приду ко Христу». Не тратьте напрасно ваше время и силы. Это недостижимая цель. Мы бессильны.

Если вы хотите кратко определить смысл вести о спасении по вере во Христа, это можно суммировать в нескольких словах, записанных в Ин. 15:5: «Без Меня не можете делать…» — сколько? — «ничего». Сколько содержится в слове «ничего»? Ничего значит ничего! В Флп. 4:13 сказано: «Все могу в.., Христе». Сколько? Все. Это очень просто понять. Без Него я не могу делать ничего, с Ним я все могу делать. Поэтому мне остается только одно — быть со Христом. От этого зависит мое спасение.

Если вам не ясно, что значит быть со Христом, мне хотелось бы напомнить вам, что все смутное и-неосязаемое в духовной жизни становится осязаемым при помощи трех реальных и доступных для нас средств. Как я могу общаться со Христом? Посредством изучения Библии, посредством личного благовествования — я тружусь с Богом. Используя эти средства, Дух Святой будет воздействовать на нас и приведет нас в правильные взаимоотношения со Христом.

«Но, — скажете вы, — одни люди беспомощны, другие — сильны». Что вы скажете о сильном человеке, который и так делает только доброе? Разве он беспомощный? Да, беспомощный. Сильный человек может контролировать свое внешнее поведение, слабый — не может. Но проблема содержится гораздо глубже чисто внешней стороны. «Образование, культура, воспитание воли, человеческие усилия имеют свою положительную сторону, но здесь они бессильны» («Путь ко Христу», с. 18). «Наши сердца злы, и мы не можем изменить их» (там же). Как сильные, так и слабые люди неспособны изменить свою внутреннюю жизнь. Те и другие должны признать свое бессилие и прийти ко Христу такими, какие они есть.

Бог помогает тем, кто не может помочь самому себе

«Не вам сражаться на сей раз; вы станьте, стойте и смотрите на спасение Господне, посылаемое вам. Иуда и Иерусалим! не бойтесь и не ужасайтесь. Завтра выступите на встречу им, и Господь будет с вами» (2 Пар. 20:17).

Человек пришел на новое место, в другую страну со своей женой, скотом, пастухами, со своими родственниками. Люди той земли вышли навстречу ему и спросили: «Как тебя зовут?» Он ответил: «Меня зовут — отец великого множества». «Правда? А сколько у тебя детей?» «Детей… гм… у меня нет детей». «У тебя нет детей?» И люди рассмеялись. Потом они спросили у его жены: «А как твое имя?» «Мое имя -мать народов». «О, это, должно быть, ты состоишь во втором браке. А сколько у тебя детей?» «Гм… сегодня в Ханаане прекрасная погода, не правда ли?» «Сколько у тебя детей?» «У меня нет детей». «А сколько тебе лет?» «Девяносто».

Этот человек и его жена опустили свои головы и сказали: «Бог пообещал нам больше, чем это было в Его силах. Нужно помочь Ему. Бог, наверное, помогает тем, кто помогает сам себе!» Поэтому они разработали план. Сегодня на Ближнем Востоке еще возникают проблемы, являющиеся результатом этого плана.

Перед нами другой человек во дворце, украшенном мраморными статуями, в центре которого находится трон из слоновой кости. Этого человека зовут Моисей. Бог приближается к нему и говорит: «Моисей, ты выведешь Израиль из Египта». Моисей отвечает: «Ты сделал правильный выбор. Я только что окончил военную академию и начну действовать завтра же утром». И он начинает, и утром убивает египтянина. Затем Моисей бежит в пустыню в окрестности Синайской горы, и там у ее подножия он в течение сорока лет пасет овец. Бог является ему снова и говорит: «Моисей, сейчас настало время вывести Израиль из Египта». «О, нет, нет, только не я! Я родился, чтобы быть пастухом». Бог улыбается и продолжает: «Вот теперь ты готов». Когда Моисей понял свое бессилие, ему потребовалось не так уж и много времени, чтобы привести народ к великой победе. Народу также необходимо было научиться этому уроку. Бог сказал: «Не вы будете сражаться, но Господь будет сражаться за вас». Первое, что они должны были сделать, — это начать сражаться с врагами. Им необходимо было усвоить, что Бог силен выполнить обещанное, и Он не нуждается в нашей помощи для выполнения Своих обещаний. Признание нашего бессилия является предпоследним шагом на пути ко Христу.

Конец, который является началом

«Потому что конец закона — Христос, к праведности всякого верующего» (Рим. 10:4).

Сегодня мы поговорим об отказе от собственных усилий — последнем шаге на пути ко Христу. Обратим внимание на несколько последних текстов 9 главы Послания к Римлянам и несколько первых текстов 10 главы: «Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры; а Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему?» Действительно, почему? « Потому что искали не в вере, а в делах закона». Они были законниками. «Ибо преткнулись о камень преткновения, как написано: «вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится»… Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению. Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией».

Помните сказанное ранее: яблоня приносит яблоки, потому что является яблоней, а не для того, чтобы быть яблоней. Если вы хотите иметь яблоки, то самое лучшее, что вы можете сделать, — найти яблоню. Яблоне не составляет труда приносить яблоки, это естественный процесс для нее. Вернемся же к вышеприведенной выдержке из Священного Писания снова и перефразируем ее: «Что же скажем? Язычники, которые не пытались производить яблоки, произвели их и даже такие яблоки, которые являются плодом яблони. Но Израиль, который пытался производить яблоки собственными усилиями, а не пытался стать яблоневым деревом, не произвел яблоки. Пренебрегая Божиим путем произведения плода и предпринимая попытки производить свои собственные яблоки, они не покорились тому, чтобы быть яблоневым деревом. Ибо Христос положил конец попытке производить яблоки независимо от яблони для всякого, кто становится яблоней» (эта перефразировка текста принадлежит автору этой книги).

Христианин поступает правильно, потому что он — христианин, но ни в коем случае не для того, чтобы быть христианином. Отказ от собственных попыток производить плоды праведности является началом христианской жизни.

Сила в признании слабости

«Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа: ибо, когда я немощен, тогда силен» (2 Кор. 12:10).

Тысячи христиан имеют примитивное понимание слов «отвергнуть себя». Если личное понимание христианства требует только лишь исправления поведения, то основное внимание человека будет направлено на Десять Заповедей и на то, как трудно их исполнить. Если человек сильный, он будет иметь успех, если же слабый — он падет. Философия, заменяющая искреннее отношение к Богу формализмом, никогда не приведет человека к осознанию своей беспомощности, чтобы побудить его смириться перед Богом. Сильный законник, имеющий очевидный успех, не признается в том, что он беспомощен. Слабый же законник говорит: «Я не могу сделать этого, я сдаюсь»; перестает пробовать и уходит от Бога в тот самый момент (о, если бы он только знал это), когда он к Богу ближе, чем когда-либо раньше.

Законник считает, что отвергнуть себя означает отказаться от чего-то определенного в жизни, оставить грехи, отказаться от проблем, слабости. Поэтому законник говорит: «Я стою перед Богом и людьми и обещаю с этого дня больше не пить, не курить, не танцевать». Если он имеет сильную волю, то выполнит свое обещание и никогда не сделает того, что делал раньше, и станет так называемым «хорошим» членом церкви. Если отвержение себя рассматривать главным образом с точки зрения оставления чего-то плохого, то сильный успешен, слабый же терпит поражение.

Я слышал о множестве различных хитростей, с помощью которых люди пытаются удалить грехи. Я даже слышал о том, как некоторые записывают свои грехи на листах бумаги, листочки собирают в определенном месте церковного помещения, затем их выносят вперед, кладут на маленький алтарь, человек зажигает спичку и уничтожает сразу все «грехи». Удивительно! Грехов больше нет. Грехи все сожжены. Психологическая и рассчитанная на эффектность уловка. Проблема заключается в том, что слабый человек, написавший свои грехи на листе бумаги, чтобы уничтожить их, приходит домой и обнаруживает, что грехи все еще остались в нем. Есть люди, которые испробовали многие подобные приемы и в конечном итоге сказали: «По моему мнению, некоторые рождаются для того, чтобы быть только горючим в пламени ада, и я, должно быть, такой». И они начинают верить в предопределение.

Мне бы хотелось сказать, чем в действительности является отдача себя Богу. Она не подразумевает отказ от чего-либо. Отвержение себя — это оставление самой идеи, что я могу что-то сделать своими силами, и признание только одного, зависящего от человека действия, — идти ко Христу таким, каков он есть. Мы должны отдать себя Ему.

Когда усилие необходимо

«Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни к которой ты и призван и исповедал доброе исповедание пред многими свидетелями» (1 Тим. 6:12).

Противиться Богу можно двумя путями. Один из них состоит в том, чтобы говорить: «Я не верю в Бога. Он мне совсем не нужен. У меня для Него нет времени, поэтому я не иду к Нему». Но существует и более коварный путь, приводящий к такому же результату. Он заключается в том, чтобы идти к Богу с мыслью, что Он помогает тем, кто помогает сам себе. Я несу Ему свои проблемы, но не позволяю Ему решить их, а начинаю действовать сам.

Предположим, у меня в автомобиле обнаружилась какая-то неисправность. Я могу не прибегать к помощи автомеханика, просто не обращаясь к нему. Но существует и более коварный способ, как заставить автомеханика отказаться от его попыток починить автомобиль. Я могу доставить к нему свою машину, но, когда он поставит ее в гараж и поднимет капот, я встану с другой стороны и начну говорить: «Одну минуту. Не трогайте свечи зажигания: я поставил их всего два года назад. Не прикасайтесь к карбюратору: он очень хрупкий и вы можете повредить его. И держите руки подальше от топливного насоса. И ни в коем случае не касайтесь механизма силового управления». В конечном итоге он оросит свой инструмент и скажет: «Забирайте свой автомобиль и ремонтируйте его сами». Точно так же я прихожу к Богу и говорю: «Боже, мне хотелось бы, чтобы Ты сделал для меня то-то и то-то». Но затем я беру руководство в свои руки. Я пытаюсь сделать кое-что сам и в то же время хочу, чтобы что-то делал и Бог, и эта мною созданная путаница моих собственных усилий и силы Божией приводит к еще большему разладу.

Многие люди разочаровываются в христианской жизни потому, что они пытаются повлиять на следствие, вместо того, чтобы пытаться исправить причины. Даже дети знают ответ на вопрос: «Если вам предложено выбрать между заботами о еде и заботами о росте, что вы изберете?» Недолго думая, они скажут: «Если будешь заботиться о еде, то будет и рост. Если же будешь заботиться о росте, не получишь в результате ни того, ни другого». Причина нашего христианского возрастания кроется в познании Иисуса как нашего личного Друга, и результаты этого станут очевидны, когда Он будет жить в нашем сердце.

Что нового в новом рождении?

«Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин. 3:3).

Многие люди, давно пережившие опыт обращения ко Христу, через некоторое время начинают думать, что в действительности их опыт обращения не был искренним, потому что они уже не живут жизнью посвящения Богу. Это одна из наибольших проблем в христианском мире сегодня. Сотни людей, которые искренно обратились ко Христу с осознанием своей великой нужды в Нем, позднее разочаровываются, и им кажется, что их обращение постепенно превратилось ни во что. Человек может искренно принять Христа, посвятить Ему себя в какой-то определенный момент жизни, но все же лишится вечности, если он на этом остановится. Чтобы переживать опыт возрастания в христианской жизни, нам необходимо научиться, как переживать обращение каждый день.

Обращение — это нечто большее, чем одноразовое «да» в ответ на Божье приглашение. Когда впоследствии день за днем в течение долгого времени человек видит, что его беспокоят те же проблемы, слабости, страхи, он невольно начинает думать, что в действительности вовсе не пережил обращения. И он ожидает следующего духовного пробуждения или особого собрания, или призыва проповедника из-за кафедры, чтобы снова почувствовать, что он обращен. Он не понимает, что после обращения человека ко Христу дьявол начинает работать над ним еще более упорно, чем когда-либо раньше, и поэтому жизнь у него может складываться еще тяжелее, чем до обращения, может появиться больше испытаний, трудностей и поражений, чем прежде. Случалось ли это когда-нибудь с вами? Дьявол пытается сделать все, чтобы заставить нас сдаться и забыть о Боге.

Если обращение не подразумевает собой немедленную победу, мир, свободу от искушений и испытаний, тогда что такое обращение? Следующее определение обращения основано на двух главах книги «Желание веков», имеющих названия «Никодим» и «У колодца Иакова»: обращение — это сверхъестественное воздействие Святого Духа на человеческое сердце, производящее изменение отношения человека к Богу и создающее новую способность познавать Бога, какую человек не имел прежде. Обращение — это то, что делает Бог, а не мы. Пережив новое рождение, мы встаем на Божью сторону вместо того, чтобы противостоять Ему. И тогда мы наслаждаемся духовными истинами, которые представлялись чуждыми и бессмысленными для нас раньше, в период вражды с Богом. Но если после физического рождения когда-то приходит и конец физической жизни, то духовное рождение не подразумевает последующую смерть. Это — духовное оснащение для старта в великое будущее. Это только начало…

Закхей приходит к Иисусу

«Иисус, когда пришел на это место, взглянув увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк. 19:5).

Многим христианам известно название города Иерихон. У них с детства сохранились в памяти рассказы об этом городе. В Ветхом Завете описывается, как во дни Иисуса Навина Иерихон был разрушен. Было произнесено проклятие, по причине которого старый город никогда не был восстановлен. Потом был застроен новый город, который стоит там до сего дня. К этому городу направлялся добрый самарянин, оказавший милость нуждающемуся человеку. Около стен этого города сидел слепой Вартимей, прося милостыню. В этом городе жил Закхей, человек, который «был весьма мал ростом».

История Закхея чрезвычайно интересна. Она отражает всю драму реальной жизни. В ней есть и комические моменты, и глубокое духовное содержание, в котором показан образ истинного искателя Бога.

Закхей был начальником мытарей, человеком богатым. Если мы посмотрим, как относятся люди к сборщикам налогов в наши дни, то, возможно, сможем представить, как относились к Закхею жители Иерихона. Он был не только мытарем, но начальником мытарей. Мытари были мошенниками, они обогащались за счет других. Закхей также был вором. Можно себе представить, как он, одинокий, лежит на своем ложе ночью, пристально смотрит на свои гобелены, которые он, должно быть, у кого-то отнял и присвоил, и размышляет о том, оставит ли его когда-нибудь пустота, которая так тяготит душу. Закхей как-то слышал об Иисусе, Который принимает всякого, приходящего к Нему, Который помогает мытарям и грешникам. В сердце Закхея уже начала зарождаться надежда, что он тоже сможет найти мир. Затем в город приходит Иисус.

Довольно забавно выглядел Закхей, начальник службы по сбору налогов, когда он вместе с уличными мальчишками карабкался на дерево. Но сам тот факт, что он сделал это, говорит о многом. Если перед человеком встает вопрос жизни или смерти, он забывает свою застенчивость, ложный стыд и все тому подобное. Это доказывает, что Закхей действительно чувствовал всю критичность своего положения, и потому признал свою нужду в помощи, которую ему мог оказать только Иисус. Когда мы сознаем нашу нужду во Христе, ничто не будет казаться нам настолько важным, что могло бы помешать прийти к Нему.

Закхей сходит с дерева

«Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, — Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтоб оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных» (Ис. 57:15)

К тому времени, когда Иисус пришел в Иерихон, Закхей уже был готов отказаться от своей эгоистичной, сосредоточенной исключительно на себе жизни. Он устал сопротивляться Духу Святому и был готов принять покой, который предлагал Иисус. Когда Закхей услышал, что Иисус идет, он выбежал из толпы и взобрался на ветви сикоморы, чтобы видеть Его.

Подойдя к дереву, Иисус посмотрел вверх и увидел Закхея, который думал, что его никто там не увидит. Иисус, увидев его, сказал: «Закхей». Он даже знал его по имени. Мы, конечно же, понимаем, что Иисус никогда прежде не встречал его, но тем не менее знал его имя.

Иисус никогда не проходит мимо. У Него нет лицеприятия. Он ко всем относится в равной степени одинаково. Никто не должен думать, что Иисус может оставить его или пройти мимо. Он идет рядом с вами, Он идет рядом с каждым человеком.

И Иисус сказал: «Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк. 19:5). Закхей приложил немало усилий, чтобы забраться на дерево. И затем он сошел вниз не только в смысле физическом, но и духовном. Часто бывает в духовной жизни, что ради восполнения недостатков нашего духовного роста мы предпринимаем усилия, относящиеся к внешней стороне религии.

Закон духовной жизни говорит о том, что необходимо прежде сойти вниз, чтобы затем подняться наверх. Закхей принял Иисуса с радостью. И конечно, как всегда, в толпе нашлись недовольные. Они стали роптать на то, что Иисус намерился пойти в гости к великому грешнику. Почему Иисус выбрал этого негодяя, чтобы пойти и обедать у него? Почему Он не избрал более достойного человека в городе Иерихоне? Ответ на этот вопрос снова дает весть Евангелия: Иисус пошел в гости к грешнику. Иисус принимает грешников. И если бы это было не так, то ни для вас, ни для меня не оставалось бы надежды. Разве это не доставляет вам радости — знать, что Иисус желает быть гостем у грешников? Это — благая весть. Благая весть Евангелия Иисуса Христа.

Ныне настало спасение

«Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама» (Лк. 19:9).

«Закхей же став сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк. 19:8). Что сделал Закхей? Некоторые могут сказать, что к Закхею «пришло спасение» благодаря тому, что он раздал свое имение нищим, а обиженным воздал вчетверо. Но интересен ответ Иисуса на это проявление совестливости Закхея: «Ныне пришло спасение дому сему». Обратите на это внимание! Ныне этот человек получает спасение. Получает ли он спасение, когда начинает улучшать свое поведение и возмещать убытки, причиненные им? Нет, спасение — не результат раздачи имения нищим. Если даже вы отдаете половину вашего дохода, это не спасает вас. Спасение не достигается также тем, что вы возмещаете убытки. Если из-за меня человек понес ущерб, и я обещаю возместить его потери в четырехкратном размере, это звучит довольно эффектно, не правда ли? Но это не приносит спасения.

«Это верно, что иногда люди, стыдясь своих греховных путей, оставляют некоторые греховные привычки, прежде чем осознают, что их влечет Христос» («Путь ко Христу», с. 27). Что же в действительности получается? Их влечет Христос. «Когда бы люди ни предпринимали усилий для своего исправления, руководствуясь искренним желанием поступать правильно, — их влечет сила Христа» (там же). Поэтому необходимо признать, что сила Христа побудила Закхея отдать половину своего имения и возместить вчетверо причиненные им убытки. Но это не приносило спасения. «Небесное влияние, которое люди не осознают, оказывает действие на душу, совесть пробуждается и внешняя жизнь изменяется в лучшую сторону. И когда Христос приглашает их созерцать Его крест, взирать на Того, Кого пронзили их грехи, заповедь Божия проникает в их сердце, они начинают сознавать нечестие своей жизни и укоренившиеся грехи» (там же). Меняются не только действия, но и внутреннее состояние. «Они начинают вникать в.суть праведности Христа и восклицают: «Что такое грех, что он потребовал такой жертвы? Неужели вся эта любовь, все это страдание, все смирение потребовалось для того, чтобы мы не погибли?»» (там же). «Когда человек принимает Христа как своего личного Спасителя, в его душе совершается спасение» («Желание веков», с. 556).

Иаков приходит к Иисусу

«И убоялся, и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные» (Быт. 28:17).

Иаков, как и все члены семьи, в которой он жил, был религиозным человеком. Когда он жил в доме своих родителей, его духовный уровень, с человеческой точки зрения, был достаточно высок. В первородстве он был заинтересован скорее из духовных соображений, чем из материальных выгод. Он хотел иметь общение с Богом, какие имел Авраам. И мы должны воздать ему в этом должное. «Но дорожа вечным больше, чем временным, Иаков тем не менее не знал на собственном опыте Бога, перед Которым благоговел. Его сердце не было обновлено Божественной благодатью» («Патриархи и пророки», с. 178).

Иаков не понимал Божьих действий, ведь ему было обещано первородство. Но Бог, как правило, ожидает до самой последней минуты.

Итак, Бог ожидал, а Иаков думал, что Он спит, и решил сам что-то предпринять, чтобы помочь Богу выполнить Его обетования. Посовещавшись, они с Ревеккой придумали замечательный, с их точки зрения, план.

Вы знаете, чем окончилась эта история. Иаков обманом выманил первородство, и в результате он никогда больше не увидел свою мать, которая научила его этому. Вот он, одинокий и подавленный чувством вины, бредет по песчаной пустыне. Все устраиваемые им хитрости привели к обратным результатам. «Бог пообещал дать Иакову первородство, и Его слово исполнилось бы в назначенное время, если бы они с верою ожидали, когда Он Сам проявит Себя» (там же, с. 180). Но они решили кое-что предпринять со своей стороны. И вот Иаков бежит в отчаянии из дома. Приходит ночь, он ложится, кладет голову на камень, и едва смеет молиться.

Иаков думал, что всякая надежда для него потеряна, но ему приснился замечательный сон. Во сне он увидел лестницу, простирающуюся до небес. По лестнице спускались и поднимались ангелы. Лестница символизировала собой Иисуса, Который был связующим звеном между небом и землей. Иисус был еще здесь. Иисус любил его. Иисус пришел к нему во время его крайней нужды, как Он всегда это делает, когда человек готов принять предлагаемую Им благодать. Этой ночью Иаков был обращен.

Сделка с Богом

«Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!» (Быт. 28:16).

Когда Иаков спал, положив голову на камень, он видел лестницу высотой до неба. В этом видении ему был представлен план спасения, но открыт он был лишь в той мере, насколько это было необходимо в то время для Иакова. Хотя его разум не смог охватить небесное откровение во всей полноте, но великие и таинственные Божьи истины он постигал затем в течение всей своей жизни. Постепенно эти истины становились более и более ясными для него.

Обратимся к истории, записанной в Быт. 28:13,14. Бог говорит Иакову, что обетование, данное Аврааму, верно также и в отношении его. В 15 тексте говорится: «И вот, Я с тобою; и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю; ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе». Разве это не благая весть? Иаков проснулся и сказал: «Истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!» Он действительно испугался. Иаков поставил камень в качестве памятника и назвал это место Вефиль.

20, 21 тексты повествуют о том, как Иаков поскользнулся на религиозно-философской платформе его дней. «И положил Иаков обет». Обратим внимание на этот обет: «Если Бог будет со мною, и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом». Иаков пытается заключить сделку с Богом. «Ты дашь мне, а я дам Тебе». Основан ли на таком же понимании план спасения? Очевидно, Иаков имел искаженное представление о действиях Божьих. Он дает клятву, но спасение основано не на наших клятвах Богу. Оно подразумевает лишь принятие нами тех клятв, которые Бог уже дал. Истинно верующий человек продолжает любить и доверять Богу независимо от того, что случается с ними. Бог обещает давать силу на каждый грядущий день, но не обещает всегда безоблачное небо. Даже если бы Иаков остался неимущим и голодным, имея истинную веру он сказал бы: «Я все равно люблю и доверяю Тебе, независимо от обстоятельств».

Иаков пытался заключать сделки с Господом на протяжении всего жизненного пути до потока Иавок. Там, оказавшись наедине с Богом, он отказался от своего «я» и всецело вверил себя в руки Божий.

Приобретение через потерю

«И сказал: отпусти Меня; ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня» (Быт, 32:26).

Интересно узнать, что истина о спасении через веру представлена в Ветхом Завете в таком же величии, как и в Новом Завете, и потому не является исключительно новозаветным учением. Мы уже говорили, что ветхозаветная история об Иакове, записанная в 32 главе книги Бытие, содержит в себе величайший урок. В Быт. 31 повествуется о том, как Иаков темной ночью тайно покидает дом своего дяди, забрав своих обеих жен, стада, пастухов, и направляется домой в Ханаан.

Чем ближе он подходит к дому, тем сильнее проявляет беспокойство, Иаков узнает, что навстречу ему идут четыреста воинов. Исав приближается и настроен довольно воинственно. Иаков напуган и предпринимает всевозможные меры предосторожности. Он делит всех находящихся при нем на две группы, надеясь, что если одна из них подвергнется нападению, то другая, возможно, уцелеет. Он делает все, что только возможно, чтобы обезопасить себя. Он действует самостоятельно, так как, наверное, считает, что Бог помогает тем, кто сам помогает себе. Но в конце концов он в отчаянии убегает в ночную тьму, к потоку Иавок, чтобы помолиться. В Быт. 32:24-28 говорится: «И остался Иаков один. И боролся Некто с ним, до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его, и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал: отпусти Меня; ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль; ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь».

Из этой истории мы извлекаем для себя два важных урока. Во-первых, обращение к Богу и абсолютное или полное посвящение себя Богу не обязательно происходит в жизни человека в один и тот же момент. В реальности так даже редко бывает. Второй урок заключается в том, что человек прекращает попытки достичь чего-то своими силами только тогда, когда переживет борьбу; и каждый, прошедший через нее, понимает ее важность. Иаков вышел из этой борьбы с поврежденным бедром, и следы этого повреждения остались у него на всю жизнь. Когда подобное случается с нами, мы начинаем понимать это. Вы можете и не знать времени своего обращения, но всегда сможете определить, когда проходит такой же кризис, какой испытал Иаков у потока Иавок.

Божье прикосновение

«И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя» (Быт. 32:30).

Предприняв последнюю попытку обезопасить себя, Иаков в одиночестве отправился к потоку Иавок. Он сделал все что мог со своей стороны, но это его не успокоило. Возможно, он и не считал, что даже если провалятся все его планы, то молитва уж точно поможет, но он не хотел упускать ни одного шанса. После этого Бог пришел к Иакову, чтобы ответить на Его молитву, и положил руку на его плечо. Ночь была очень темной, и Иаков испугался. Почувствовав Божье прикосновение, он решил, что это была рука врага. Ему понадобилась вся ночь, вплоть до рассвета, чтобы обнаружить, что к нему приблизился Бог, Который хочет даровать богатые благословения.

В этом происшествии иносказательно была представлена вся жизнь Иакова. В течение 20 лет, когда бы Бог ни клал руку на его плечо, Иаков боролся с Ним, думая, что к нему приблизился его враг. Бог хотел быть ответственным за его жизнь, но Иаков сопротивлялся, так как сам хотел быть ответственным за себя. У потока Иавок Иаков пережил кризис посвящения себя Богу. Он с болью ожидал рассвета. Когда же окончательно рассвело, Иаков вместо того, чтобы бороться с Богом, ухватился за Него.

Мы сильны тогда, когда чувствуем и сознаем нашу слабость. Христос соединяет падших людей, слабых и беспомощных с источником безграничной силы. Душу Иакова озарил рассвет. Он понял, что в течение двадцати лет поступал вопреки тому, чего Бог ожидал от него. Все это время Иаков пытался жить в соответствии с обещаниями, которые он сам дал Богу в Вефиле, но в ту знаменательную ночь он понял, что прежде всего ему необходимо поверить в обетования, которые дал ему Бог. Он понял, что Бог ожидал от него не усилий, направленных на изменение его жизни или на совершение того, что Бог обещал сделать для него Сам, а усилий, направленных на поддержание связи с Небом, с Богом. Чтобы иметь уверенность в своем спасении, нам необходимо кое-что сделать, а именно: мы должны прийти к Иисусу. «Приходящего ко Мне, — говорит Иисус, — не изгоню вон» (Ин. 6:37).

Посредством самоотречения и веры Иаков одержал победу, которую он не смог одержать своею силою. И мы также можем одержать эту победу в нашей жизни посредством нашего посвящения и нашего доверия Богу. Когда Бог кладет Свою руку на наше плечо, разве не замечательно признать в Нем Друга, а не врага?

Когда наступает рассвет

«И остался Иаков один. И боролся Некто с ним, до появления зари» (Быт. 32:24).

До того как Иаков пережил опыт борения с Богом у потока Иавок, его постоянно тяготило сознание вины за обман своего отца. Хотя это произошло 20 лет назад, но в течение всего этого времени его мучила совесть за совершенный грех. Кроме этого еще нечто происходило в его душе. Иаков сознавал, что ангелы защищают его, но думал, что должен кое-что и сам предпринять для собственной безопасности. Он не верил, что Бог может без его участия выполнить Свои обетования, данные в Вефиле.

Размышляли вы когда-нибудь над вопросом, что может сделать один ангел? Что случилось однажды с лагерем ассирийцев численностью 185 тысяч воинов? Вы знаете эту историю: «И встали поутру, и вот все тела мертвые» (4 Цар. 19:35). Вот что совершил один ангел, пройдя по стану. Иаков знал, что его семья находится под охраной ангелов, но он не имел верного представления о силе ангелов и о силе Бога выполнять свои обетования. Он думал, что кое-что должен сделать и сам. Такие мысли свойственны человеку, не посвятившему себя Богу, надеющемуся на свои силы.

«Это… послужит причиной гибели многих людей в наши дни. Тысячи совершают ту же самую ошибку, какую совершали фарисеи, порицаемые Христом на обеде у Матфея. Вместо того чтобы отказаться от какой-то излюбленной идеи, идола или мнения, многие отказываются от истины, которая нисходит от Отца света. Они полагаются на себя, ставят себя в зависимость от своей собственной мудрости и не сознают своей духовной нищеты. Они согласны принять спасение только в том случае, если им будет предоставлена возможность совершить в деле своего спасения важную часть работы. Не видя же возможности использовать себя ради своего спасения, они отвергают его» («Желание веков», с. 280).

Библия говорит, что после ночи борьбы у потока Иавок Иаков стал другим человеком. Это произошло двадцать лет спустя после его обращения. У потока Иавок он полностью отказался от своей самонадеянности. В эту ночь Иаков понял свою абсолютную зависимость от Бога. Начиная с этого момента, в его характере больше не проявлялось лукавства. Жизнь Иакова стала простой и правдивой. Он научился простому доверию небесной Силе.

Кризис самоотдачи

«И тот, кто упадет на этот камень, разобьется; а на кого он упадет, того раздавит» (Мф. 21:44),

«Изо дня в день Бог наставляет Своих детей. Посредством обстоятельств жизни Он приготавливает их к участию в том, что Его провидение укажет им делать. Их поражение или победа в великом жизненном кризисе определяется их победой или поражением в испытаниях ежедневной жизни» («Желание веков», с. 382). Таким образом, жизнь слагается из мелочей, в каждой из которых проявляется или же мое доверие Богу, или же моя самонадеянность. Если я испытываю неудачи и продолжаю их испытывать ежедневно, то можно с уверенностью сказать, что мне предстоит выдержать великую борьбу с ангелом, как было ночью у потока Иавок.

Эту борьбу пришлось пережить Иакову. Ее пережил и Иосиф, который, должно быть, терпел поражение во многих кризисных ситуациях. Это происходило, например, когда он думал о своем превосходстве над братьями. Но вот он предстает перед нами связанный и рыдающий, его увозят в Египет. Петру также пришлось пережить мучительную ночь, когда он лежал на земле в саду Гефсиманском, желая себе смерти, и все это лишь потому, что однажды он не смог выйти победителем из кризисного момента на озере, потерпел поражение в дискуссии о храмовой пошлине, и, самое главное, потому, что он осознал свою слабость у костра во дворе первосвященника, когда понял, что причинил боль Тому, Кого он любил более всего, — только тогда Петр увидел свою абсолютную зависимость от Бога.

Если вы не знаете, когда вы пережили акт обращения, и не можете точно указать его времени, если вы были только хорошим членом церкви всю вашу жизнь, помните, что абсолютное посвящение себя Богу — дело не одной минуты. «Борьба против своего «я» — это величайшая борьба в жизни человека. Подчинение своего «я», полное посвящение себя Богу требует величайшего усилия» («Путь ко Христу», с. 43). Кризис самоотдачи, сокрушение сердца, падение на Скалу — это самый большой кризис в жизни христианина.

Речь не идет о том, что вам нужно полностью преобразовать себя, чтобы быть принятым Богом. Иаков был принят Богом еще в Вефиле. Речь идет о преобразующем действии Святого Духа.

Каким бы ни был кризис в вашей жизни, помните, что когда Бог кладет руку на ваше плечо, — это не рука врага, это рука вашего наилучшего Друга, какого вы когда-либо можете иметь.

Не мое дело, а Твое

«Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу» (Рим. 4:4).

Когда человек впервые начинает осознавать, что Бог предлагает ему жизнь свободы, мира и стремление к прекрасной цели по пути праведности, достигаемой верою в Иисуса, дьявол начинает беспокоиться. Он старается как можно дольше удерживать человека от размышлений о Боге и не хочет, чтобы кто-нибудь приходил к Иисусу и находил в Нем покой. Чем дальше мы находимся от Бога, тем больше его это устраивает. Но если ему не удается помешать нам ответить на влечение Христовой любви и ослабить наш интерес к духовным вопросам, он применяет другую тактику. Прежде всего он пытается направить наши усилия к тому, чтобы мы стремились достичь праведности. Можно потратить целые годы в тщетных усилиях сделать себя достаточно хорошим для того, чтобы быть принятым Богом, пытаясь, прилагая огромный труд, достичь внешнего исправления своего поведения.

Наконец к человеку приходит осознание того, что праведность достижима только через веру в Иисуса. Мы узнаем, что внешнего благочестия недостаточно, видим, что наши сердца злы и что мы бессильны изменить их, даже если имеем какой-то успех в исправлении внешнего поведения. В такой момент дьявол подходит к нам с другим тактическим приемом. Он пытается направить наши усилия к тому, чтобы мы приобретали веру. Он приводит аргументы и убеждает нас в том, что необходимо сосредоточиться на самостоятельной выработке своей веры, что необходимо больше задумываться о получении обетовании, чем об их Даятеле. Когда мы молимся для того, чтобы получить ответ, и не получаем его, он может разрушить нашу веру в Бога, а нам представить дело так, будто наша вера возрастает.

Когда мы понимаем, что собственными усилиями не можем достичь ни праведности, ни веры, дьявол предпринимает окончательную попытку помешать нам прийти ко Христу. «Теперь все правильно, — говорит он. — Теперь вам надо отдать себя Богу. Вам необходимо приложить тяжелые усилия, чтобы посвятить себя».

Для многих из нас, пытающихся время от времени собственными усилиями совершить дело посвящения себя Богу, отрадно будет узнать, что посвящение себя — это такой же дар, как праведность и вера. «Никто не может собственными силами освободиться от своего «я». Мы можем только предоставить Христу совершить это преобразование в нас» («Наглядные уроки Христа», с. 159).

Каждый дар, который Бог намерен дать нам: праведность, мир, вера, победа, вечная жизнь и даже посвящение нас самих — можно обрести только одним путем — через взаимоотношения с Даятелем всего, через личное общение с Ним.

Вы не можете распять самих себя

«Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мф. 10:39).

Когда бы Иисус ни говорил о кресте, Он всегда называл его нашим крестом, и никогда Своим. «И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10:38). «Если кто хочет идти за Мною, отвертись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Лк. 9:23). На нашем кресте и вместо нас Иисус пострадал и умер.

Существует много различных способов, как человек может покончить с собой. Например, приложить пистолет к виску и нажать спусковой крючок, или принять повышенную дозу наркотиков, или прыгнуть с десятого этажа. Но одного человек не сможет сделать никогда. Он не сможет распять самого себя. Распять его должен кто-то другой.

«Иго и крест являются символами, имеющими одно и то же значение. Они изображают посвящение себя Богу» (Библейский комментарий АСД; Комментарий Е. Уайт на Мф. 11:28-30, с. 1090). В каждом символе, который использовал Христос для того, чтобы показать нашу полную самоотдачу Богу, действие должен совершить кто-то, но не мы. Как бы упорно мы ни старались распять самих себя, мы просто не сможем сделать этого. Мы можем только предоставить Кому-то еще сделать это для нас.

Если мы не можем распять самих себя, если мы не можем отдать Богу самих себя, следовательно, мы не можем запланировать время совершения того и другого. Каждое событие в жизни Христа совершалось по Божьей воле. Христос не ускорял, не откладывал и не избегал испытаний, когда они приходили. Он жил в согласии с Божьими планами и не строил Своих.

Таким же образом должна протекать и наша жизнь. Христос Сам предусмотрел наш рост: «Сперва стебель, потом колос, потом полное зерно в колосе» (Мк. 4:28). Наши усилия ускорить наш рост или нашу самоотдачу Богу бесполезны. Мы можем только познавать Иисуса, искать личного общения с Ним и доверить Ему окончание того дела, которое Он начал в нашей жизни. И тогда Он приведет нас к полному посвящению нашей жизни Ему.

Победа через посвящение себя Богу

«И отошед немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39).

Посвящение себя Богу всегда требует борьбы. В основе каждого искушения заложена попытка человека действовать самостоятельно, исключая свою зависимость от Бога и полагаясь лишь на свои силы. Иисус был постоянно искушаем действовать вне зависимости от Небесного Отца. Его искушение полагаться на Себя, а не на Отца было настолько более сильным, чем наше, насколько выше были его наследственные способности по сравнению с другими людьми. В Гефсимании Он пережил последнюю борьбу, где решался вопрос Его самоотдачи Богу. Поражение сатаны в Гефсимании предопределяло потерю им его владычества.

Обратим внимание на то, что лежало в основе этого последнего искушения Христа. «Иисусу казалось, что Он был отрезан от света подкрепляющего присутствия Божия» («Желание веков», с. 685). Всю свою жизнь на этой земле Христос провел в тесном общении со Своим Отцом. Он ни разу не терял чувства Своей постоянной зависимости от Бога. Он ничего не делал по Своей собственной воле, Он руководствовался волей Небесного Отца. Но в Гефсимании «грех предстал перед Ним в таком ужасном виде, а бремя вины, которое Ему предстояло нести, было настолько тяжелым, что Иисус был искушен страшиться вечной потери любви Своего Отца» (там же).

В чем заключается смысл искушения Христа? Сатана представил дело так, будто единственный путь, которым Христос мог спасти людей, ведет к разрыву Его взаимоотношений с Его Отцом. В течение тридцати трех лет сатана пытался заставить Христа полагаться на Свои собственные силы. Сейчас же он хотел внушить Христу, что единственный путь, которым Он может спасти нас, целиком зависит от Него Самого, потому что, принимая на себя наши грехи, Он оказывался отделенным от Своего Отца. Сатана сказал: «Если Ты не будешь надеяться только на Свои силы, то не сможешь спасти человека и исполнить то, ради чего Ты пришел. Грех слишком омерзителен для Бога, и потому Он не может помочь Тебе сейчас. Иисус, Ты должен сделать это Сам, иначе не сможешь выполнить Своей задачи спасти человечество».

Но заметим, что разделение с Богом произошло только в чувствах Иисуса — в действительности же Иисус был не один. «Бог страдал вместе с Сыном. Ангелы смотрели на агонию Спасителя» (там же, с. 693). Бог отнял от Иисуса каждый свой луч света, любви и славы, но Он был еще там. Доверяя воле Своего Отца, Иисус вышел победителем. В Гефсимании и на кресте Иисус полагался на уже данные Ему ранее доказательства любви Его Отца. «Так как Иисус покорно вручил Себя Богу, чувство потери благоволения Его Отца было удалено. Верою Христос стал победителем» (там же).