Спасение гарантировано

Не мир, но меч

«Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 10:34).

Младенец и его родители были, очевидно, бедными людьми. Посвящение детей в храме также, наверное, было обычным явлением, поэтому священник, совершавший служение, не заметил ничего особенного. Но в тот день в храме находились два человека преклонного возраста, Симеон и Анна, которые страстно ожидали пришествия Мессии и не были обмануты в своих ожиданиях. Симеон взял Младенца из рук Марии и, глядя на него, произнес слова благословения семье, а затем добавил: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий» (Лк. 2:34).

В жизни Иисуса предсказание Симеона исполнилось буквальным образом. Евангелие, проповедуемое Христом, всегда производило коренные перемены в жизни людей. Услышав Его весть, они начинали идти или тем, или иным путем, то есть становились или сторонниками, или противниками Его миссии. Нейтрального положения не могло быть. Этот выбор той или иной стороны делался постоянно и с каждым днем, вплоть до последнего Божьего откровения на Голгофе, необходимость сделать его все увеличивалась. Хотя сама идея о том, что Иисус спасает, прекрасна, и мы любим петь об этом, но нужно помнить, что Иисус также и разделяет. Он принес не мир, но меч. Иисус совершает переворот в жизни людей.

Обратим внимание на слова Симеона о том, что Иисус пришел на падение и на восстание многих в Израиле. Речь не идет здесь о греках или римлянах. Иисус пришел для того, чтобы уже принадлежащие к церкви могли принять окончательное решение и определить свое отношение к Богу. В результате пришествия Иисуса люди оказались у разных полюсов, пошли тем или другим путем. Обратим внимание, что во всем Евангелии говорится о существовании только двух путей. Как поется в старой песне: «Два пути перед тобою, избери, каким идти». Третьего не дано. Мы не можем жить, не завися ни от кого. Мы можем только избрать, кто будет руководить нами. Либо мы принимаем Божшо благодать и верим в Него, либо мы погибаем.

Принятие Иисуса, и притом распятого, акцентирование внимания на Его жизни принесет те же самые благословенные результаты, какие можно было видеть и во время Его земной жизни. Человеческое естество по своей сути со дней Христа не изменилось. Когда мы придем к истинному познанию Иисуса, то одновременно и встанем перед выбором: или покориться Его водительству, или отвергнуть Его. Нейтрального положения быть не может.

Иисус разделяет

«Всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся, и неровные пути сделаются гладкими» (Ис.40:4).

Хранители преданий были одной из первых групп, «упавших» в результате пришествия Иисуса (Который пришел «на падение и на восстание многих в Израиле»). Иисус сказал тем, кто обвинял Его учеников в нарушении преданий отцов: «Тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Мф. 1.5:9). В христианской церкви возникает много проблем, так или иначе связанных с преданием. Во все века в среде людей твердо укоренялись обычаи, не имеющие библейского основания. Мы часто, говоря об этом, имеем в виду антихриста, но в действительности традиции могут стать проблемой в каждой церкви.

Вторую группу людей, «упавших» в присутствии Христа, мы можем назвать сторонниками внешних обрядов. Они были поглощены вопросами об омовении, о покрое одежды, о десятине с самых малых доходов, о мухах в супе и комарах в воде. В23 главе Евангелия от Матфея записано, как Иисус открыто обличал их, подчеркивая, что они очищают свою внешность, в то время как внутренность их исполнена хищения и неправды.

Третья группа, «упавшая» в присутствии Иисуса, — это самоправедники. Как они могли упустить из виду притчу Христа о фарисее и мытаре, оставленную на страницах Святого Писания в Евангелии от Лк. 18 гл. Оборачиваясь назад в прошлое, мы склонны считать, что самоправедники неизбежно должны были увидеть себя в этой притче и осознать свою нужду. Но они воспротивились Ему и пали.

Четвертой группой были мудрецы, которые пытались в чем-нибудь уловить Иисуса. Но каждый раз мудрые учителя закона были вводимы в смущение простыми вопросами, которые ставил перед ними Иисус и на которые могли ответить далее дети. Они стали воплощением истины о том, что Он «уловляет мудрых в лукавстве их» (1 Кор. 3:19).

Либералы, то есть люди, считавшие, что Богом все позволено, также пали в Его присутствии. Христос разделил так называемую «широкую» церковь, то есть церковь, основанную на легкомысленном отношении к Богу и религии. Он разделил также и «высокую», то есть обременяющую людей многими требованиями и скрупулезными обрядами. Во всех этих группах люди, полагавшиеся в вопросах веры на своих вождей, пали в присутствии Иисуса. Иисус пришел на падение многих в Израиле, и это буквально исполнилось в Его жизни. Горы и холмы понизились.

Падение — это начало поднятия

«Господь поддерживает всех падающих, и восставляет всех низверженных» (Пс. 144:14).

Когда Иисус жил на земле, Его присутствие влияло таким образом, что все встречавшиеся с Ним оказывались у разных полюсов. Он пришел «на падении и на восстание многих в Израиле». Сторонники преданий, самоправедники, искатели легких путей и те, кто поставил себя в вопросах истины в зависимость от других людей, «упали», когда пришел Христос. Но существует также и другой положительный аспект Его прихода, который приносит надежду и утешение сокрушенным сердцам. Другая часть пророчества Симеона говорит о «восстании [поднятии] многих в Израиле».

В одной истории рассказывается о человеке, который, падая со скалы, завис на остром утесе над океаном. Он висел и в отчаянии взывал о помощи. Вдруг сверху послышался голос: «Я помогу вам, но прежде вы должны отпустить руки». О! Некоторые с удивлением обнаруживают, что, отпустив руки, они не разбиваются о бушующие волны, но оказываются пойманными спасительной евангельской сетью. «Чтобы подняться, необходимо прежде упасть. Мы должны упасть на скалу и разбиться, прежде чем сможем подняться во Христе. Если мы желаем познать славу духовного царства, то наше «я» должно быть сведено со своего престола, а гордыня — умалена. Иудеи не пожелали принять честь, которая достигается посредством смирения. Поэтому они не пожелали принять и своего Искупителя. Он стал для них предметом пререканий» («Желание веков», с. 57),

Одна из причин, почему народ отверг Иисуса, заключается в том, что люди не захотели войти в Его Царство через смирение. Он исполнил алчущих благами, а богатящихся отпустил ни с чем. Проблема греха, наша неспособность исполнить требования Закона Божия указывают на нашу нужду и влекут ко Скале, чтобы мы разбились о нее.

Вы должны спуститься, прежде чем сможете подняться — эта весть актуальна и для отступника, который желает вернуться к Богу вновь, и для юноши, обременённого сознанием вины и греха, и для безнадежного грешника, который считает, что у него нет ни одного спасительного шанса. Эта весть звучит и для вас. Наиболее опасное положение — не то, когда человек находится внизу и знает об этом, а то, когда он думает, что он наверху и не чувствует нужды спуститься вниз, но живет своей незапятнанной жизнью, не желая быть зависимым от Иисуса Христа. «Им нужно упасть, чтобы подняться вновь».

Тяжело быть потерянным

«Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими» (Мф. 7:13).

Долгое время люди считали, что путь к гибели подобен ледяному спуску с горы, по которому человек легко скользит и скатывается вниз.

Однажды я посетил женщину — члена своей местной церкви. Это была довольно пожилая леди, лет около восьмидесяти, утонченных манер и хорошо образованная. Спустя некоторое время после краткой беседы я спросил ее, смогу ли я как пастор что-нибудь сделать для нее, чтобы помочь и ободрить ее. Она сказала: «Да, если бы вы помогли мне оставить эту церковь, оставить эту религию, забыть эту Библию, Бога и эту веру». «Но простите… — возразил я. Но она продолжала: «Меня поймали в западню. Я выросла за морем в семье миссионера, в религиозной атмосфере; заведенный порядок укоренился во мне. Каждый вечер по средам я хожу на молитвенное собрание и ничего не могу с собой поделать. Я не хочу, но все равно хожу в церковь каждую неделю. Я не хотела. Я пыталась уйти из церкви, от Бога. Я пыталась забыть все, но не смогла». И она просила меня помочь ей уйти от Бога. Я объяснил ей, что у меня совершенно противоположная задача и помочь ей в этом не могу. Пример этой женщины прекрасным образом изображает человека, который понял, что от Бога и спасения уйти нелегко.

На пути к гибели Бог Сам воздвиг громадные барьеры, горы и препятствия. Бог предоставил возможность спасения для каждого человека. Он не посягает на нашу свободу выбора, но использует могущественные средства, чтобы как только возможно помешать человеку погибнуть.

Правда, о пути жизни в Слове Божием говорится как об узком пути. «Но это не означает, что дорога к спасению трудна, а дорога к гибели легка. На пути, ведущем к смерти, встречаются боль, страдания, печаль, разочарования, которые служат предостережениями, призывающими не идти по этой дороге. Божия любовь затруднила путь к погибели для неосторожных и своевольных» («Нагорная проповедь», с.139).Господьне желает, «чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Петр. 3:9).

Спасение для всех

«Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков» (Тит. 2:11).

Сегодня мне хотелось бы поговорить о том, что Бог заинтересован в спасении каждого сотворенного Им человека. «Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков». «Дух Святой нисходит ко всем нам, предлагая каждому человеку воспользоваться дарами спасения. Так, Христос, «истинный Свет», «освещает всякого человека, приходящего в мир». Добровольно отказываясь от дара жизни, люди лишаются спасения» («Великая борьба», с. 262). Небесные ангелы постоянно облетают землю, неся утешение страдающим, защищая находящихся в опасности и привлекая сердца людей ко Христу. Никто не забыт и не оставлен. Бог не лицеприятен, Он с одинаковой любовью заботится о душах, которые Сам сотворил.

Не огорчайтесь, если кто-то из членов вашей церкви завел канарейку, которая слишком громко поет и беспокоит вас, если кто-то недостаточно тепло улыбнулся вам в молитвенном доме. Не разочаровывайтесь по мелочам. Божий план спасения значительно шире и глубже, чем все, подобное этому. Он включает вопросы величайшей важности.

Бог не собирается прекращать использование всех возможных средств ради вашего спасения, потому что именно Он, а не ваши родители, ответственен за ваше появление в этом мире и потому что Он — любящий и справедливый Бог.

Во время земной жизни Христа иудейские вожди противодействовали Иисусу и отвергали Его на протяжении всего Его служения. Они постоянно стремились в чем-нибудь уловить Его, пресечь Его влияние на народ, прекратить Его чудеса и заставить умолкнуть Его проповедь. «Убеждающий Божий Дух еще следовал за ними, и им нужно было воздвигнуть много барьеров, чтобы противостоять Его силе» («Желание веков», с. 322). Бог не изменяем, и Он намерен сделать все возможное, чтобы приобрести каждого из нас сегодня.

Гора Слова Божия

«Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно» (Ис. 40:8).

Какие же барьеры или горы воздвиг Бог для осуществления Своей цели, чтобы спасти грешника? Одной из них является Библия -уникальное в своем роде средство для тех, кто хоть немного знаком с Божией истиной.

Возможно, кто-то скажет: каким образом она является средством? Миллионы людей покупают Библию, но не читают ее. Она является одним из лучших ходовых товаров, но не лучшей книгой для чтения! Однако сам факт существования Библии, когда тысячи скептиков и неверующих пытались уничтожить ее, уже о чем-то говорит, не правда ли? Если бы нашлись желающие изъять Библию из печати и стереть ее с лица земли, -эта задача для них была бы непосильна. Существуют Библии самых разных цветов, размеров, форм и переводов. Как они смогут уничтожить их?

Люди останавливаются в гостинице на отдых и первое, что они находят в выдвинутом ящике стола, — Библию.

Однажды мы с братом намеревались провести в городе несколько евангельских собраний. Зал, который мы хотели арендовать, был разделен на две части. Мы решили, что левая половина зала вполне подходит для вечерних встреч, на которых мы собирались говорить о Евангелии. Однако в правой части зала три раза в неделю устраивались вечера танцев. Мы взвесили ситуацию и решили, что это будет нам мешать. Но, подумав еще. мы пришли к выводу, что хорошо было бы заинтересовать людей, пришедших на танцы, нашим собранием. Поэтому мы пошли к управляющему и сказали, что снимаем эту половину, но тот возразил: «Нет, вы не можете снять ее». «Почему?» — поинтересовались мы. Он ответил: «Если люди придут, чтобы хорошо провести вечер и потанцевать и увидят других, идущих в соседний зал с Библиями в руках, то танцы не состоятся». Поэтому это помещение мы так и не сняли.

Само существование Библии является барьером, который воздвигнут Богом, чтобы затруднить наш путь к гибели. Это — благая весть. В Первом послании Петра 1:23 говорится, что Слово Божие живо и пребывает… как долго? Вовек.

Гора евангельских проповедей

«Ибо, когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих» (1 Кор. 1:21).

Библия, или Слово Божие — это препятствие или гора, воздвигнутая на пути тех, кто избирает погибель. Вторая великая гора, которую также люди должны преодолеть, — это гора евангельских проповедей, когда-либо слышанных ими. Апостол Павел сказал, что Богу благоугодно было в Своей премудрости юродством проповеди спасти верующих. Для человечества проповедь кажется юродством, но Бог поставил перед ней определенную цель.

Я припоминаю евангельские проповеди, слышанные мною еще в детстве, по до сих пор живые в моей памяти. Если бы вдруг случилось так, что я решил быть погибшим, то мне нужно было как-то забыть их. Но это довольно трудно. Я помню проповедь, сказанную очень давно на одном лагерном собрании, смысл которой был в том, что Иисус — мой Спаситель, мой Господь и мой Друг. Эта проповедь была основана на тех местах Святого Писания, которые раскрывали именно эту грань в личности Иисуса. Я до сих пор помню основные моменты этой проповеди, которая так глубоко тронула мое сердце. Я, должно быть, слушая ее тогда, осознавал свою величайшую нужду. Иисус — мой Спаситель, мой Господь и мой Друг.

Я также помню проповедь о слепом Вартимее, ключевой фразой которой были слова: Иисус Назорей идет мимо. Слепой Вартимей сначала не знал об этом. Он спросил: что это за шум? Ему ответили, что Иисус Назорей идет мимо. Именно этого больше всего в жизни и хотел Вартимей. Он слышал об Иисусе. «О, не дайте Ему пройти мимо. Иисус, Сын Давидов, помилуй меня». Если бы я решил погибнуть, то должен был бы забыть и эту фразу. Но Всемогущий Бог знает, как оживлять мою память. Иисус Назорей идет мимо. Я не хочу, чтобы Он прошел мимо меня, а вы?

Я помню проповеди, высказываемые в пении. Девяносто девять овец стада были в безопасности. Несмотря на ненастную и холодную ночь, пересчитав овец и увидев, что одна потеряна, пастырь идет искать ее. Бог не желает, чтобы кто погиб. Весть Евангелия, возвещаемая в проповеди, в учении, в пении, является могущественным средством, удерживающим людей от того, чтобы они шли путем погибели.

Гора здравого смысла

«Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобресть сердце мудрое» (Пс. 89:12).

Библия и проповедь Евангелия как в слове, так и в пении являются двумя великими препятствиями, которые воздвиг Бог, чтобы помешать нам смотреть на путь к погибели как на легкий путь. Третье великое препятствие, или третья гора, возвышающаяся на пути, — это гора здравого смысла, здравого суждения. Иисус сказал через пророка: «Тогда придите, и рассудим» (Ис. 1:18). То есть давайте поразмыслим… о чем? О ваших грехах. Я предусмотрел все, чтобы удалить ваши грехи, если они будут красны, как пурпур. Я предусмотрел все, чтобы вы имели вечную жизнь.

Кто-нибудь может сказать, что этого нельзя доказать? Если ко мне придет человек и скажет: «Докажите мне, что есть вечная жизнь», — я не смогу доказать этого. Не существует ни средств, ни научного метода, используя которые можно было бы доказать существование вечной жизни. Но никакой скептик не может доказать и обратное, то есть что ее нет! Однако из множества вопросов, которые только могут задавать люди, надеясь получить удовлетворительный ответ, один вопрос более всего тревожит их: «Есть ли жизнь после смерти?» Ответ на этот важный вопрос познается исключительно верою.

Откровенно говоря, даже пользуясь только разумом и логикой, я не одобрил бы выбор человека, который отвергает Божий путь. Вечную жизнь на небесах нельзя сравнить с вечной жизнью в Лас-Вегасе. Вечную жизнь на небесах многие сравнивают со смертью, приходящей к человеку по истечении примерно 70 лет жизни и с пребыванием в состоянии смерти долгое время, похоже, всегда. Правда? Меня лично такая перспектива не устраивает. Я слышал людей, которые считают признаком истинной «зрелости» веру в то, что этой жизнью все кончается. И, кажется, они этим удовлетворены. Я думаю, что с их мышлением не все в порядке.

В больнице я как-то разговаривал с человеком, который был заядлым курильщиком. Он сказал: «Любой трус может бросить курить. И только настоящий человек умирает от рака легких». С первого слова в его логике кроется ошибка. Конечно, он пошутил, но с каждой зажженной сигаретой он должен был преодолевать исполинскую гору разума и здравого смысла.

Здравое суждение — это гора, которая предназначена Богом для того, чтобы сделать путь к гибели как можно тяжелей.

Великая гора молитвы

«Посему и мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном» (Кол. 1:9).

Если когда-нибудь вам говорили:.«Я молюсь за вас, я буду продолжать молиться за вас постоянно» — это трудно забыть! Я верю в силу молитвы, эту великую гору, которая призвана сохранить нас от скольжения по гибельному пути. Если бы я захотел вдруг погибнуть, мне нужно было бы забыть, как в детстве, пробираясь в кабинет своего отца в любое время дня и ночи, я находил его молящимся на коленях. Я знал, что по крайней мере один человек молится за меня! Я читал о человеке по имени Петр, которому Иисус сказал: «Сатана хочет овладеть тобой, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя». И потом, когда Петр клялся и божился у костра, эти слова вдруг вспомнились ему. «Я молился о тебе».

Однажды на вечерней встрече мы долго говорили об эффективности молитвы и о том, что она собой производит. Наконец мы сказали: «Почему же мы так мало молимся? Почему мы не молимся о проблемах нашей церкви?» Как раз совпало, что в тот день я посетил возвратившегося с миссионерской работы служителя, который впал в отчаяние и оставил Бога и церковь. Он и его семья ожесточились, и когда я прощался с ними в тот день, этот человек сказал: «Не молитесь о нас, не надо!» Впечатление от этой встречи тяжело давило на мое сердце в тот вечер. Я рассказал о этом. Большинство присутствующих знали этого человека и все пришли к согласию, что более трудного случая нам не найти. Мы решили, что будем молиться об этой семье каждый день в течение месяца — каждый у себя дома, а также каждую среду вечером — на общей встрече. На следующей неделе его дом сгорел дотла. На молитвенном собрании я спросил: «О чем же вы молитесь?» Мы молились снова. Еще через неделю он лишился ценного оборудования, которое было ему чрезвычайно необходимо. Сообщение об этом даже появилось в газете. Мы продолжали молиться, хотя и не понимали, что происходит. Кто действует: дьявол или Бог? Кто? О том, кто руководил событиями, мы все узнали в конце месяца, когда в последнюю субботу в начале богослужения в церковь вошли этот миссионер и его семья.

Нам необходимо усерднее молиться. Согласны ли вы с этим? Мы должны молиться. Молитвы наших близких являются великой горой, которая затрудняет наш путь к погибели.

Гора вашей совести

«И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышавшито и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди» (Ин. 8:8,9).

Первые четыре горы, о которых мы уже говорили и которые не позволяют нам падать по наклонной плоскости, заставляя остановиться и подумать, — это преграды, существующие главным образом в цивилизованных странах: Библия, проповеди в слове и в пении, здравый смысл и молитвы наших друзей и близких, являющихся христианами. Четыре следующие горы являются более универсальными по своей значимости.

Первая из них — совесть. В Рим. 2:15 говорится о том, что язычники, не имеющие Закона Божия, руководствуются своей совестью. Вы можете читать, как в тех местах земного шара, где Евангелие не проповедовалось, где нет духовного познания и общения с людьми, которые уже приняли Христа, к человеку говорит его совесть.

Трудно дать определение совести. Это что-то неосязаемое. Иногда мы говорим, что совесть — это Дух Святой. Но такое определение не точно, ибо Дух Святой лишь действует через совесть. Большинство из нас знают на жизненном опыте, что значит быть обличаемыми совестью. Однажды толпа людей хотела побить женщину камнями. Внезапно они остановились и, потупив глаза и опустив головы, ушли. Их совесть обличила их (см. Ин. 8 гл.).

Совесть есть у молодежи, у детей, у людей пожилого возраста, если только ока яо какой-то причине не притупляется. Чтобы совесть потеряла свою силу, требуется долгое время. Я помню, как будучи четырехлетним ребенком, я солгал своему отцу. Сейчас я смотрю на своих детей и думаю: четыре года! Как я мог тогда понимать, что сказал ложь, никто ведь меня этому не учил? Я до сих пор помню этот обман. Семь лет ложь тяготила мою совесть. Говорил ли мне кто-нибудь, что у меня есть совесть? В четырехлетнем возрасте я ничего не знал о ней. Но что-то убеждало меня. Я никогда не забуду тот мир, который испытал в возрасте 11 лет, когда вошел вечером в спальню своего отца и попросил у него прощения за ложь, сказанную в четырехлетием возрасте. Я возьму на себя смелость сказать, что мы все знаем, что такое совесть. И совесть является еще одной горой, еще одной преградой, которую человек должен был бы преодолеть, если бы он захотел вдруг погибнуть.

Гора скорбей

«Добрый разум доставляет приятность; путь же беззаконных жесток» (Притч. 13:15).

Еще одну гору, препятствующую нам скользить вниз, к погибели, воздвигает не Бог, Он только использует ее, делая все возможное, чтобы найти нас. Это гора печалей и жизненных скорбей. Слезы, душевная боль, страдания, разлука, погребальные процессии, больницы — все это служит к тому, чтобы поставить нас на колени. Бог не ответственен за печали и скорби. В этом виновен дьявол. Но часто так случается, что усилия дьявола оборачиваются против него же. Я твердо убежден, что если бы много лет тому назад дьявол предоставил бы меня самому себе, то он одержал бы победу. Но он был настолько неразумен, что продолжал наносить мне удары и пытался столкнуть в яму, и это поставило меня на колени. С вами случалось такое когда-нибудь? Дьявол не удовлетворяется только тем, что держит людей вдали от Бога. Он непременно хочет столкнуть их в яму, и толкая, он подводит их к тому, что они начинают искать спасения в Боге. Мне не нравится мир греха, в котором я живу. Мне не нравится боль, страдания, душевные муки. Но когда человек иногда поет: «Он омыл мои глаза слезами, чтобы я мог видеть» — это все приобретает определенный смысл, не правда ли?

Я встречал людей, изведавших глубокую скорбь, но не сожалеющих о перенесенных страданиях, потому что через них они находили живое общение с Господом Иисусом. Я не уверен в том, кто вызывает наши слезы, но я уверен в том, Кто делает нас зрячими. И я благодарен Богу за духовное прозрение, которое приходит вместе с осознанием того, что нам некуда дальше идти. В б главе Евангелия от Иоанна записаны слова Иисуса Своим ученикам: «Не хотите ли и вы отойти?» Они же ответили: «Не знаем, куда нам идти. Нам идти некуда». Замечали ли вы когда-нибудь на лицах людей отпечаток той борьбы, которую они переживают, отказавшись от пути спасения? Вы когда-нибудь видели эти нахмуренные брови и глубокие складки на лице человека, который пытается быть потерянным?

В Притч. 13:15 сказано: «Путь беззаконных…» Легок? Нет, он тяжел. Я убежден, что если бы когда-нибудь я захотел стать на путь гибели, мне пришлось бы приложить много усилий и преодолеть много трудностей. Я против такого понимания, что дорога в ад вымощена льдом. Бог сделал все возможное, чтобы затруднить нам путь к гибели.

Дух святой и гора Голгофа

«И уши твои будут слышать слово, говорящее позади тебя: «вот путь, идите по нему», если бы вы уклонились направо, и если бы вы уклонились налево» (Ис, 30:21).

Глядя на горы или барьеры, которые мешают человеку избрать путь погибели, мы видим, как впереди маячит другая великая гора — Дух Святой (см. Ин. 16:8-13). Когда Дух Святой придет, скольких людей Он обличит? Только ли адвентистов? Скольких же? Читаем: Он обличит мир о грехе, о правде, о суде. Голос Святого Духа — нежный и тихий голос. Дух Святой действует даже тогда, когда вы спите. Когда-то Он проник в тело кита и говорил с Ионой, который находился в желудке морского животного. Дух Святой» может пересекать все границы, преодолевать все препятствия, проникать в самые мрачные джунгли, достигать самых отдаленных островов. Он постоянно действует, привлекая людей к Богу.

Я видел людей, которые потрясали в небо кулаками и говорили Богу: «Оставь меня одного», Я слышал людей, которые молились о том, чтобы Дух Святой оставил их. Иногда казалось, что на их молитвы приходил ответ. Но я встречал также молодых людей, даже детей в возрасте 10 лет, которые были абсолютно уверены в том, что они совершили непростительный грех.

Я бы хотел заметить, что грех, который не может быть прощен, фактически очень трудно совершить, Это ни в коем случае не оправдывает зло или наше промедление. Нет, если мы взглянем на еще одну гору, возвышающуюся перед нами и находящуюся за стенами Иерусалима, то на ней стоят три креста, Крест, стоящий в центре, предлагает спасение каждому человеку, говоря: «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» (Рим. 8:32).

Можно ли пройти мимо горы Голгофы? Даже язычники имеют смутное представление о том, что вместо грешника должен кто-то умереть. Дух Божий действует, привлекая к Богу каждого человека. История о Голгофском кресте — это великая гора, вздымающая свой заснеженный пик к голубым небесам. Бог не может простить грех, но благодаря Голгофскому кресту Он может простить грешников. Если перед человеком однажды предстанет это зрелище, как может он пройти мимо этого гигантского препятствия на пути к гибели?

Бог на нашей стороне

«Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас?» (Рим. 8:31).

Тяжело быть потерянным. Небесный Бог не смотрит на землю через подзорную трубу, стараясь найти у нас какое-нибудь пятно или недостаток, чтобы иметь основание не пустить нас на небо. Все разумные небесные существа объединены общей целью сделать для нас путь к спасению как можно легче. «Иисус сделал этот путь для Своих детей таким легким, насколько это было возможно» (Е. Уайт. «Ревью энд Геральд», 29 апреля 1890 г.).

Он использует каждую возможность, чтобы привлечь к Себе наше внимание и завоевать Своей любовью нашу сердечную привязанность к Нему. Он предлагает всем Свою любовь, мир, общение с Собой и обитание с Ним на протяжении вечности.

И даже если мы пренебрегаем всем этим, Он все же следует за нами, напоминая о Себе через Свое Слово, через Своих слуг, через наше здравое суждение, через наших близких, которые принадлежат Ему, через нашу совесть, через житейские скорби, через Святого Духа и, наконец, через величайшую из всех гор — гору Голгофу. Он напоминает нам о том, что Он ожидает и не хочет потерять никого из нас, «не желая, чтобы кто погиб» (2 Петр. 3:9).

Послушайте, друзья мои! Пожалуйста, никогда не верьте тому, что получить спасение тяжело, а погибнуть легко. Если Бог за нас, кто против нас? Я благодарен Ему за те исполинские горы, которые Он поставил на моем пути. Я благодарен за то, что со Своей стороны Бог сделал все ради спасения, чтобы люди жили с Ним вечно.

Итак, можно сделать окончательный вывод: если я принял решение погибнуть, мне придется бороться с Богом, и эта борьба будет очень тяжелой. Мне придется бороться с Иисусом, а также со Святым Духом. Я должен буду сопротивляться молитвам моих друзей-христиан, которые любят меня и молятся обо мне. Мне придется бороться с двумя третями ангелов во вселенной. Если же я изберу спасение, то против меня — дьявол и третья часть ангелов, которые кричали о пощаде, когда Иисус был здесь, и против которых Иисус обещал бороться на моей стороне. Не удивительно, что тяжело быть потерянным.

«Щедра любовь Христа, неизмерима Божия благодать. Милость Его выше небес, глубже самого глубокого моря».

Тяжело быть спасенным

«Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7:14).

Мы говорили о том, как трудно быть погибшим, и что дорога вниз -это не скользкая и не широкая не имеющая препятствий дорога. Мы сказали, что, используя определенные могущественные средства, Бог делает для человека путь к погибели как можно более тяжелым. Но чтобы ни у кого не создалось впечатления, что спасенным быть во всех отношениях легко, необходимо также рассмотреть вопрос о том, что в определенном смысле путь спасения также является тяжелым путем. Сегодняшние наши размышления основаны на словах Иисуса Христа: узок путь и тесны врата, ведущие в жизнь. Почему спасение — трудно достижимая

цель, если Бог так много делает, чтобы спасти нас? Как ргужно понимать слова, что лишь немногие находят вечную жизнь?

В Библии есть тексты, которые говорят о Божьей заинтересованности в спасении каждого человека. Ин. 3:17: «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него». Здесь говорится о всем мире. В 1 Тим. 2:4 записано, что Бог желает спасения всех людей, В Деян. 2:21 приведена выдержка из Ветхого Завета: «И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется». И, наконец, в последней книге Библии Откр. 22:17 сказано, что «жаждущий» пусть приходит. Бог не пытается определить, сколько людей Он не может допустить на небо; Он хочет видеть, сколько людей Он сможет взять в небо.

Спасенным быть не тяжело, если нам не тяжело прийти к Господу. Если мы придем к Нему, Он даст нам покой, если мы возьмем Его иго, то почувствуем, что оно легко. Итак, легко ли быть спасенным или же тяжело? Мы можем долгое время искать ответ на этот вопрос. Я смею утверждать следующее: если мы приходим к Иисусу и продолжаем приходить к Иисусу, то спасение — легко. Спасение становится тяжелым, если мы не приходим к Иисусу и продолжаем не приходить к Нему. Спасение становится тяжелым и трудно достижимым тогда, когда мы находим трудным жить в состоянии сближения с Иисусом. Для этого нужна борьба, подвиг. Но Библия называет это добрым подвигом веры.

Бесы не доверяют

«Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут» (Иак. 2:19).

Некоторые люди говорят, что невозможно занять положение, при котором спасение было бы тяжелым, поскольку существуют такие тексты в Священном Писании, кахДеян. 16:31: «Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься». Некоторые люди считают, что вера — это все, что необходимо. Они говорят, что если когда-нибудь в жизни я принимаю решение вверить себя в руки Господа Иисуса Христа, то с этого момента, я спасен, нет больше проблем, не надо ни о чем тревожиться, беспокоиться.

Но Библия говорит, что бесы тоже веруют. Их вера даже превосходит веру некоторых людей. Они верят, что Иисус есть Сын Божий. По этой причине к ним также должны бы относиться слова апостола Иоанна, записанные в его Первом послании, в которых утверждается, что если ты веришь во Христа, пришедшего в мир, как Сына Божия, то спасешься (1 Ин. 4:2). Во дни Христа бесы говорили: мы знаем, «кто Ты — Святой Божий» (Мк. 1:24). Их вера превосходит веру некоторых людей в настоящее время, не правда ли? Но недостаточно основывать свою веру лишь на поверхностно понимаемых словах.

Что можно сказать о людях, которые сейчас говорят, что Иисус находится рядом с ними, и которые однажды скажут: «Господи, Господи, Твоим именем мы бесов изгоняли, и пророчествовали, и многие чудеса творили» (см. Мф. 7:22), но Бог не признает их. Человеку, который основывается на текстах Рим. 10:9,10 и утверждает, что исповедовать Иисуса Господом и верить в Его воскресение — это все, что нужно для спасения, такому человеку необходимо обратить внимание и на другие места Святого Писания.

Фактически более глубоким и правильным значением слова, переведенного как «вера», является «доверие». Бесы верят, но они не доверяют. В этом-то и заключается различие. Я могу верить в существование Бога и во многое, что связано с Ним, как это делают бесы, но не доверять Ему. Как широко мы можем распахивать тесные и узкие ворота? Насколько свободным можно сделать проход? Иисус говорит: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28). Сближение со Христом, постоянное сближение с Ним воспитывает доверие к Нему, а это не только согласие разума.

Принцип «сделаю сам» естественен

«Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар» (Еф.2:8).

Человек является почти безнадежной жертвой принципа «сделаю сам». Этот принцип, словно ярлык, закрепился на человеческом естестве от самого рождения. Другие ярлыки — эгоцентризм и самодовольство. Еще с малых лет в нас укоренилось стремление все сделать самим. Я ‘ помню случай, как однажды решил навести порядок в гараже, и мой трехлетний сын пришел мне помогать. Он начал делать все не так, как нужно, раскладывая вещи не на их места, и я пытался поправить его. Что же он ответил мне? «Я сам, папа, я сам». Кто его научил этому? Можно сказать, что он научился этому от родителей, но, что более важно, он родился с этим. Очень трудно сказать подростку, только начинающему чувствовать свои крылья и оставляющему свое гнездо, о том, что он — зависимое творение и должен чувствовать свою зависимость от Бога. Как человек может удовлетворить свое желание к независимости и самостоятельности и в то же время чувствовать свою зависимость от Бога? Возникает крайне сложная ситуация, которая делает достижение спасения для человека весьма проблематичным. Это проблема не только детей и юношества, но и каждого человека. Это проблема нашего естества.

Так как мы родились с этим унаследованным принципом «сделаю сам» и так как для нас тяжело отказаться от осознания своей независимости, то становится понятным, почему в религии человек часто полагается на то, что он может сделать сам, чтобы заработать или заслужить спасение. Этот принцип положен в основу всех языческих религий. Мы легко становимся жертвами понимания, что наши дела и наше внешнее формальное служение Богу приводят ко спасению. Но в Еф. 2:8,9 говорится, что вера является даром, которым Бог наделяет каждого человека. Бог дал нам Святое Писание, посредством изучения которого наша вера возрастает. Поэтому и вера, и благодать являются даром. Мы должны признать, что, принимая

Слово Божие, мы не можем одновременно рассчитывать на себя в надежде на спасение. Мы можем только принять Его дары.

Не оценивайте самих себя

«Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова» (Еф.4:7).

Одно из доказательств укоренённости в нашем естестве принципа «сделаю сам» состоит в том, что часто, когда человек начинает искать взаимоотношений с Богом, он оценивает эти взаимоотношения своим поведением. Представим: какой-то человек заблуждался в том, что небо можно достичь своими усилиями, но потом он обнаружил, что спасение обретается только через веру во Христа. Он начинает больше размышлять об Иисусе и проводить время в общении с Ним. Первое его желание — на следующий же день посмотреть на себя, насколько лучшей стала его жизнь в результате, этого общения. С вами это случалось когда-нибудь?

Однажды я разговаривал с человеком, для которого жизнь в этом мире представлялась тяжкой и невыносимой, не говоря уже о том, что он был далек от надежды на вечную жизнь. Я пытался указать ему на Иисуса и дал несколько советов о том, как можно общаться с Ним, ежедневно посвящая Ему свое время. Затем я сказал ему: «Будьте осторожны, потому что первое, что вы предпримите, когда посвятите Богу свою жизнь» — вы попытаетесь определить, стала ли ваша жизнь лучшей, чем была. Но ваша жизнь, как это часто бывает, может стать даже хуже».

Приходилось ли вам когда-нибудь замечать, что чем больше вы молитесь, тем больше трудностей возникает в вашей жизни, чем решительнее ваши усилия войти в более тесные взаимоотношения с Иисусом, тем все более ухудшается ваше положение? Посвящали ли вы себя со всей искренностью Господу Иисусу, а на следующей неделе обнаруживали, что все изменилось к худшему? Случалось ли это когда-нибудь с вами? Один студент сказал мне: «Я нашел, что без Бога я поступаю лучше». А другой сказал так: «Две недели назад я перестал быть христианином. С тех пор я не грешу».

Нам никогда не следует судить о наших взаимоотношениях с Богом по нашему поведению. Оценка — это дело Божие, Он будет судить каждого человека по его делам. Мы не должны судить ни одного человека, и если нам не дано судить никого из людей, то можем ли мы исключать из этого правила самих себя? Христианская жизнь может стать невыносимо тяжелой, когда мы будем постоянно измерять себя собой и перестанем взирать на Иисуса. Таким образом мы находим, что тяжело взирать на Иисуса и принять истину, что «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12).

Тяжело но в то же время легко

«Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:29).

Еще одна причина, согласно которой спасение является тяжелым, заключается в необходимости переживать опыт обращения ежедневно. Это и есть крест для человеческого сердца. Даже апостол Павел боролся с этим и говорил, что каждый день он чувствовал побуждение делать то, что противоречило воле Божией. Некоторые считают, что он испытывал желание совершать плохие поступки, но это не совсем верно. Он хотел жить по-своему, быть независимым от Бога. Ему это стоило тяжелой борьбы. В конце концов он постарался и, оглядываясь назад, мог сказать, что по правде законной он непорочен, и действительно он был очень примерным фарисеем.

Посредством действия возрождающей силы Божией наши побуждения делать зло преобразуются. «Облекшись в Христову праведность, мы больше не находим приятным делать грех, ибо Христос действует в нас» (Е. Уайт. «Ревью энд Геральд», 18 марта 1890 г.). Но никогда в течение всей нашей жизни мы не освободимся от побуждения быть независимыми от Бога. Это борьба, продолжающаяся постоянно. Признавать ежедневно свою нужду в Боге и сораспятии со Христом — это болезненный процесс для христианина. Говорить, что легко приходить ко Христу и принимать Его покой, предлагаемый Им, как дар, говорить, что легко брать Его иго, названное легким Им Самим, — неверно. Тяжело приходить ко Христу, чтобы обрести Его покой. Тяжело продолжать возлагать на себя Его иго, которое легко.

Если бы мы только смогли осознать, что когда Иисус придет вновь, то всему, что сейчас высоко ценится в этом мире, придет конец! Тогда все потеряет свою ценность. Дома, земли, автомобили, работа, образование — все потеряет ценность, когда придет Христос. Если бы мы только могли осмыслить это сегодня и сказать: «Господи, помоги мне узнать, что значит прийти к Тебе и взять Твое иго, которое легко». Легко? Да. Легко по сравнению со всем, что предлагает мир. Оно тяжело для упрямого человеческого сердца, но легко, если помыслить о вечности. Примем же сегодня приглашение Иисуса прийти и найти покои нашим душам.

Добрый подвиг веры

«Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван и исповедал доброе исповедание пред многими свидетелями» ( Тим, 6:12).

Что является подвигом веры? Вера — это доверие. Кому вы доверяете? Тому, кого знаете. Поэтому если вы познакомились с тем, кто достоим доверия, тогда вы можете сказать, что имеете веру. Знание Бога приводит к доверию Ему. Если вы знакомитесь с личностью, абсолютно достойной доверия, то вам не требуется помощь, чтобы доверять ей. Поэтому вера никогда не может быть достигнута каким-то усилием, она приходит, как естественный результат знания Бога. И вера приходит не к тем, кто ищет ее, а к тем, кто ищет только Иисуса. Когда мы ищем Иисуса, мы, естественно, учимся доверять Ему, а когда мы учимся доверять Ему, это позволяет Ему бороться за нас с врагом, которого многие из нас пытались победить своими силами, но безуспешно, Подвиг веры — это не что иное, как усилие, направленное на то, чтобы каждый день приходить в тесные и личные взаимоотношения с Господом Иисусом Христом.

Под подвигом веры подразумевается наша ежедневно посвящаемая Богу жизнь. Подвиг веры включает в себя постоянное, ежесекундное, ежечасное общение с Иисусом. И если мы подвизаемся подвигом веры, Он обещал со своей стороны подвизаться за нас в борьбе против греха. Долгое время некоторые из нас были настолько увлечены борьбой с грехом, что не имели ни времени, ни сил, чтобы подвизаться подвигом веры. Попадали вы когда-нибудь в эту ловушку? Одной из причин, объясняющей, почему христианская жизнь бывает такой плачевно тяжкой, является то, что мы сражаемся не в той битве, в какой нам нужно сражаться, и подвизаемся там, где нам не нужно подвизаться. Христианская жизнь и спасение основаны только на правильных и хорошо осмысленных взаимоотношениях с Богом.

Предпосылкой для спасения через веру во Христа является тот факт, что только Христос спасает нас. Мы спасаемы по вере во Христа, а наши дела являются результатом, но никак не причиной нашего спасения. Поэтому Бог приглашает нас подвизаться в той битве, которую мы должны пережить. Сколько времени прошло с тех пор, мой друг, когда ты последний раз сидел и размышлял об истинах спасения? Или сколько времени прошло с того момента, как ты четыре часа подряд смотрел телепередачи, не замечая, как проходит время? Можно с уверенностью сказать, что все, на чем в этой жизни концентрируется наше внимание и наши мысли, и решит в конечном итоге нашу участь. «Если взор человека направлен на Христа, то действие Духа» не прекратится до тех пор, пока душа не будет преображена в Его образ» («Желание веков», с. 302).

Ежедневное умирание для себя

«Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвертись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Лк.9:23).

Иисус сказал: «Если кто хочет идти за мною, отвергнись…» Кого? «Себя». Иногда мы понимаем эти слова неверно, считая, что нужно, отвергнуть ту или иную плохую привычку, дела или предметы. Раньше я думал, что нести крест означает не делать того, что делать хочется. Я слышал, как другие говорили то же самое, «Мой крест — это оставить танцы. Я не должен больше танцевать. Мне хотелось бы, но это мой крест». Не об этом говорил Христос. Взять крест — это отвергнуть себя. «Отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною».

Самоотдача Богу — это полное посвящение Ему себя. Неправильное понимание слова самоотдача часто приводит к тому, что человек или избегает посвящения, или подменяет его чем-то другим. Если я имею достаточную силу воли и твердость характера, чтобы отказаться от той или иной плохой привычки, я могу оказаться самообманутым, думая, что посвятил себя Богу. На самом же деле все может быть наоборот. Если я думаю, что посвятить себя Богу означает прекратить курить, и если мне самому без силы Божией удается это сделать, то я могу оказаться в таком положении, когда навлекаю на себя осуждение. Почему? Мне удастся прожить немного дольше, не заболев раком легких, но в течение всего этого времени, пока я живу, я буду склонен приписывать славу и честь за достижение успехов себе и неизбежно буду претендовать на присвоение себе заслуг в этом. Возможно ли это? Действительно, находясь вдали от Христа, я могу оставить курение, пьянство, танцы, но это будет чисто внешним актом. По своей сути я останусь тем же грешным человеком. Крест — это не отказ от чего-либо, что мы любим делать. Крест — это отвержение себя самого.

Насколько часто нам нужно брать этот крест? Только однажды в начале нашей христианской жизни? Нет, ежедневно. Вдумайтесь в следующие слова: «Истинное обращение необходимо переживать не один раз в жизни, а ежедневно. Это обращение приводит человека в новые отношения с Богом. Его самомнение, плотские страсти, врожденные и приобретенные наклонности ко злу исчезают. Он обновляется и освящается. Но это должно происходить постоянно… Обновление сердце может пребывать в состоянии сладостного общения с Богом только в случае ежедневного употребления соли Слова Божия. Божественную благодать необходимо принимать ежедневно иначе человек не останется обращенным» (Е. Уайт. «Ревью энд Геральд», 14 сентября 1897 г.)

Опасность сребролюбия

«При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 12:15).

В 19 главе Евангелия от Матфея записана история о том, как Иисус беседовал с богатым юношей и поставил перед Своими учениками неразрешимую с их точки зрения проблему. Они думали, что само наличие богатства свидетельствует об особом Божием благословении и что любому богатому человеку обеспечено место в Небесном Царстве. Но в 23 и 26 текстах записаны слова Иисуса, Который сказал Своим ученикам: «Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Услышавши это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?» Если богатый не может войти в него, тогда кто же может войти? Но «Иисус воззрев» — посмотрев на них с добротой и пониманием, — сказал: «человекам это невозможно, Богу же все возможно».

О ком говорил Иисус? Только ли о богатых, которые владели миллионами? Или же Он говорил о всяком, кто полагался на что-либо в большей степени, чем на Бога?

Однажды мы с группой молодых людей рассуждали над вопросом, кто в студенческом городке более всего похож на искреннего христианина. И они ответили: если решать вопрос — юноша это или девушка, то скорее всего это девушка. Почему? Потому что девушки, как правило, нуждаются в Боге больше, чем юноши. Тогда мы сказали: предположим, вы соберете всех девушек в городке. Какая из них больше подходит для звания лучшая христианка: красивая или нет? Решили, что некрасивая. А из некрасивых девушек какая скорее всего может быть лучшей христианкой: талантливая и имеющая лучшие оценки в учебе или же имеющая один маленький талант и низкую среднюю оценку? Размышляя таким образом, молодые люди наконец решили, что худшим христианином в городке должен быть красивый юноша, который имеет роскошный автомобиль, играет на трубе, обладает прекрасным голосом, дорогим гардеробом и хорошо учится. Другими словами, если человек полагается на что-либо больше, чем на Бога, он будет к этому и стремиться.

Но что невозможно людям, то возможно Богу. Насколько мы должны быть благодарны Богу, Который делает все возможное, чтобы просветить наше сердце сознанием нашей полной зависимости от Него, нашей нужды в Нем, несмотря на наши внешние достижения.

Самый большой обмен

«Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5:21).

У меня есть шариковая ручка, которую мне хотелось бы обменять с кем-нибудь на автомобиль. Несколько слов о моей ручке. Ее мне кто-то дал, она очень красивая, вырезана из дерева, дорогая. Человек, который любит меняться, должен бы заинтересоваться моим предложением.

Когда я был ребенком, то часто менялся с другими детьми жевательной резинкой и шариками для игры. Я помню, как позднее, учась в колледже, однажды вечером мы устроили в общежитии обмен галстуками. Это было одно из самых увлекательных занятий. Мы избавлялись от галстуков, которые никогда не носили, и приобретали лучшие. Мой товарищ начал с нуля и закончил шестью красивыми галстуками.. Большинство из нас обязательно что-то меняли. Но если бы кто-нибудь откликнулся на мое предложение относительно шариковой ручки,, я уверен, что объяснить это можно было бы только двумя причинами: либо этот человек не в своем уме, либо он меня сильно любит.

Сегодня мне хотелось бы поговорить о самом великом обмене, когда-либо совершенном, Во 2 Кор. 5:21 сказано: «Ибо не знавшего греха [речь идет, конечно же, об Иисусе] Он сделал для нас жертвою за грех [грехом — англ.], чтобы в Нем мы сделались праведными пред Богом [сделаны праведностью Божией в Нем — англ.]». Другими словами, Бог сделал Иисуса, Который не знал греха, грехом ради нас, чтобы мы, не знавшие праведности, могли быть сделаны праведностью Божией в Нем.

Что бы вы сделали, если бы сегодня Иисус Сам лично подошел к вам, а вы были единственным человеком, живущим в этом мире? Что бы вы почувствовали, если бы Он посмотрел дружески в ваши глаза, простер к вам Свои руки, как Он это делал в далеком прошлом, и сказал: «Мой друг, Я пришел, чтобы поменяться с тобой, отдать тебе Мою праведность и взять все твои грехи». Заинтересовались бы вы этим предложением? Некоторые люди говорили мне, что если бы так все в действительности и произошло и если бы они могли знать, что от этого зависит их вечная участь, то это было бы слишком хорошо, чтобы быть правдой. Но тем не менее это является правдой — самый величайший обмен, который вселяет уверенность в христианской жизни и гарантирует наше вечное спасение.

Уверенность в принятии

«Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:40).

Если бы вам была предоставлена возможность задать Богу один вопрос, о чем бы вы хотели Его спросить? Мы обращались к людям с этим вопросом в различных частях страны. Возможно, это звучит немного эгоистично, но почти все прежде всего хотели бы спросить у Бога: «Буду ли я спасен?»

Если Иисус пришел лично к вам сегодня и обменял всю свою праведность на все ваши грехи, уместен ли вообще какой-либо вопрос относительно вашей вечной участи? Некоторые считают, что согласиться с этим было бы намного проще, если бы они оказались в положении разбойника на кресте. Но большинство из нас продолжают жить. Имеем ли мы такую же уверенность в Иисусе, какую имели двадцать лет назад, когда впервые обратились к Нему? Тогда мы приняли обмен, предложенный Иисусом, но с тех пор много воды утекло. Время прошло и некоторые, возможно, думают, что они давно уже перешли тот рубеж, когда прощение становится невозможным. Мы понимаем, что Бог дивен в прощении, но все же тревожит вопрос, не перешагнули ли мы предел. Возможно, вы чувствуете, что не можете реально принять сегодня обетование вечной жизни, но я не знаю ни одного человека, для кого это обетование было бы бессмысленным.

Я помню, как на лагерном собрании один человек попросил меня уделить ему немного времени. Мы отошли в сторонку, и он сказал: «Слишком поздно. Я слишком далеко зашел. Я совершил грех, который не прощается. У меня нет шанса на спасение». Я попросил его открыть Ин. 6:37. Он прочитал текст, где записаны слова Иисуса: «Приходящего ко Мне не изгоню вон». Я спросил: «А что вы видите в колонке на параллельные места на этот текст?». Он ответил: «В моей Библии нет ссылок на параллельные места». «Тогда что вы видите на белом поле по краю страницы? Там есть какая-нибудь дата?» «Нет». «Там есть имя какого-нибудь человека, единственно которому дано это обещание?» «Нет». «Значит, это обетование дано вам сегодня». Когда Иисус говорит, что Он хочет обменять всю свою праведность на все ваши грехи, обетование имеет силу для нас и сегодня, как мы сегодня и читаем его. Мы можем иметь уверенность в Божием принятии ежедневно, когда вновь принимаем предлагаемую нам праведность вместо наших грехов.

Искание праведности посредством искания Иисуса

«Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф.5:6). ,

Вы когда-нибудь встречали человека, абсолютно уверенного в том, что он совершил непростительный грех? Как сильно он был встревожен этим! Но сам факт, что его это беспокоило, уже о чем-то говорит, не правда ли?

Я вспоминаю, как на одном лагерном собрании каждый из пасторов проводил беседу в небольшой группе. В моей группе встал почтенного возраста человек, который, по всей видимости, недавно пережил опыт обращения ко Христу. Его губы дрожали, и, с трудом сдерживая слезы, он сказал: «Долгое время Бог пытался приобрести меня. И наконец это случилось». Старик сел. Я не запомнил ни одного из тех жизненных опытов, которыми делились люди в тот день, кроме этих откровенных слов. Я полюбил их. Я думаю, Бог проявляет безграничное терпение, пытаясь спасти людей, не правда ли?

Согласно Провидения Божия, Иисус обменял всю Свою праведность на все наши грехи. Что такое праведность? Можно дать несколько ответов на этот вопрос. Вот один из них: праведность — это совершение правильных поступков. Такое определение верно, и вы можете найти подтверждение этому в Божием Слове. Но не забудем, что существуют и другие определения. Нам свойственно вырывать иногда несколько предложений из контекста и забывать все остальное. Если праведность — не что иное, как совершение правильных поступков, то, чтобы стать праведным, вам нужно делать только одно: поступать правильно. Вы видите, в чем подвох такого выражения? Другие говорят, что праведность — это соответствие Божией воле. Такое определение тоже верно, и вы можете найти и ему библейское подтверждение. Но здесь тоже кроется подвох, так как в этом случае вы можете прийти к мнению, что поступать в соответствии с Законом Божьим — это все, что нам необходимо делать. Но поступки — это внешняя жизнь человека.

Итак, рассматривая все эти определения, в конечном итоге можно оказаться в большом смущении, если не встретиться лицом к лицу с единственным действительным, живым определением праведности, суть которого в том, что праведность — это Иисус. Рим. 1:17: «Правда [праведность — англ.] Божия от веры в веру» открыта в Евангелии Иисуса. Только в Господе Иисусе Христе была воплощена та единственная в своем роде праведность, которую когда-либо знал мир. Самое лучшее единственное определение праведности следующее: праведность есть Иисус.

Праведность — это Иисус

«Как написано: «нет праведного ни одного»» (Рим. 3:10)

Истина о спасении через веру среди множества аспектов, составляющих ее, содержит один особенно важный: праведность не приобретается посредством поиска праведности. Праведность приходит посредством поиска Иисуса. Дьявол стремится поймать нас в ловушку, побуждая искать праведность вместо того, чтобы искать Иисуса. Праведность — это более глубокое понятие, чем внешние поступки.

Если представить праведность математическим уравнением, оно будет выглядеть так: Праведность = Иисус. В отношении нашей жизни это уравнение можно представить таким образом:

Человечество + Иисус = Праведность.

Однажды мы разговаривали на эту тему на занятиях, и вдруг с заднего ряда встал специалист-математик со своим карманным компьютером. Его лицо выражало испуг, он сказал: «Подождите минуту. Мы только что пришли к выводу, что Праведность равна Иисусу, а сейчас вы говорите, что Человечество + Иисус = Праведность. Но если Иисус = Праведность, тогда человечество = 0!»

Я как-то проводил молитвенную неделю в христианской медицинской школе. Это представляло некоторые трудности, так как у студентов-медиков особый склад ума. Попробуйте сказать им что-нибудь. Часть времени ушла у нас на то, чтобы некоторые из них бурно выразили свою реакцию на наши слова, что без Иисуса мы не можем делать ничего. У них создалось впечатление, будто мы совершенно обесцениваем человека. У людей, которые посвящают все свои силы и все свое рабочее время своей профессии, ваши слова о том, что они ничего из себя не представляют, обязательно вызовут отрицательную реакцию. В мире есть люди, которые делают великие дела без Бога, пока в их груди,, но Божьей милости, бьется сердце. Но благодаря Божьей силе сердце бьется также в груди и тех, кто проклинает Бога.

Хотя мы не в состоянии сделать себя праведными, потому что праведность только в Иисусе, но Иисус на кресте доказал, что каждый человек — это великая ценность. Есть большое различие между признанием неспособности человека и утверждением о том, что он не имеет ценности. Говоря о том, что человек — ничто, мы имеем в виду слова Иисуса, записанные в Ин. 15:5: «Без Меня не можете делать ничего». Мы не можем взрастить в себе плод праведности. Но без Него мы также чего-то стоим. Для того Христос и пришел, чтобы показать нам, что в Нем все возможно и что человек — это великая ценность в Божьих очах.

Праведность на сегодня

«У Тебя, Господи, правда, а у нас на лицах стыд, как день сей, у каждого Иудея, у жителей Иерусалима и у всего Израиля, у ближних и дальних во всех странах, куда Ты изгнал их за отступление их, с каким они отступили от Тебя» (Дан. 9:7),

Брат Эверсон любил говорить, что если бы мы могли взять гигантские весы и положить на одну чашу нашу землю, весящую 6 секстиллионов тони, а на другую — одного человека, даже ребенка, то человек перевесил бы. Это хорошая иллюстрация того, как небеса дорожат человеком» Мы — величайшая ценность, и крест доказывает это. Но мы бессильны сделать себя праведными. Библейское утверждение гласит, что когда дело касается праведности, мы в этом — полные банкроты. В послании к Римлянам, 3:10 сказано: «Вся наша праведность — как запачканная одежда».

И все же мы приглашены прийти к Иисусу и обменять нашу запачканную одежду на вечную жизнь. У нас нет ничего, чем мы бы могли заслужить Божие благоволение, поэтому нам необходимо со всей серьезностью отнестись к тому величайшему из всех обмену, который Иисус предлагает сделать нам. Праведность только в Иисусе, как сказано у пророка Даниила: «У Тебя, Господи, правда [праведность], а у нас на лицах стыд, как день сей». «Грешник может обрести надежду и праведность только в Боге, Каждый человек праведен только тогда, когда он имеет веру в Бога и поддерживает живую связь с Ним» («Свидетельства для служителей», с. 367).

В последние годы появились люди, которые выдвигают идею о том, что для получения праведности необходимо только одно — однажды взглянуть на небо и сказать: «Все хорошо. Я принимаю тот факт, что Бог все для меня предусмотрел». Они верят, что с этого момента они становятся праведными и им уже не о чем беспокоиться. Они удовлетворены тем, что «в доме их Отца все в порядке».

Но, пожалуйста, не упускайте из виду тот факт, что ни один человек не может быть праведным иначе, как только тогда, когда он имеет веру в Бога и поддерживает живую связь с Ним.

Обмен, который предлагает Иисус, давая Свою праведность и забирая наши грехи, прекрасен. Но этот обмен не будет иметь силы завтра, если завтра я не произведу его вновь. Он действителен, если обновляется каждый день.

Нерушимый союз с Богом

«Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего» (1 Кор. 1:9).

Мне хотелось бы рассказать притчу. Более двадцати лет назад я полюбил прекрасную девушку. Она жила в Сан-Франциско, а я жил в Лос-Анжелосе. И вот однажды мы встретились в Сан-Франциско и ее родители устроили нам бракосочетание, как вообще подобает родителям хороших невест. Когда проповедник спросил меня, согласен ли я вступить в брак, я ответил утвердительно. Он провозгласил нас мужем и женою, и сразу после брачной церемонии невеста с родителями поехала домой, а я возвратился обратно в Лос-Анжелос. Два года спустя кто-то спросил меня, женат ли я. Я ответил: «Да, женат». Люди сказали: «Мы никогда не видели твоей жены». «Я сам видел ее в последний раз два года назад», — сказал я. «Когда это было?» «В день нашего бракосочетания», «И ты не видел ее с тех пор и не писал ей?» «Нет». «И не звонил ей?» «Нет». «Так ты женат или нет?» «Да, — сказал я, — и мое брачное удостоверение подтверждает это» (Не забудьте о том, что мой рассказ — только притча).

Есть люди, которые приняли крещение много лет назад, которые вслух говорят об этом и даже имеют подтверждение — запись в церковных книгах. Но наличие любых взаимоотношений возможно только при взаимном общении.

Когда мы поддерживаем взаимоотношения или общение со Христом, тогда мы обретаем то, что названо праведностью. Библия называет нас праведными. Всегда ли мы праведны? Во 2 Кор. 5:21 сказано: «Бог сделал Его грехом ради нас» (англ. перевод). Стал ли Он грехом ради нас? Да. Был ли Он когда-нибудь грешником? Нет. Иисус стал грехом ради нас, но никогда не был грешником. «Чтобы мы в Нем сделались праведностью Божией» (англ. перевод). Делает ли это нас праведными вне Его? Нет. Мы праведны только в Нем.

Что означают слова: «в Нем»? Есть другой текст, который, возможно, покажется трудным для понимания. 1 Ин. 5:12: «Имеющий Сына… имеет жизнь». Размышляли вы когда-нибудь над тем, что значит «иметь Сына»? Мы говорим, что имеем друга, имеем жену, мужа. Что это означает? Наверное, то, что вы имеете взаимоотношения с этим человеком. Под словами «имеющий Сына» подразумевается человек, имеющий взаимоотношения с Ним. Мы становимся праведными так долго, как долго мы пребываем в Нем.

Праведность посредством взаимоотношений

«Чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его» (Флп. 3:10).

Некоторые из нас с удивлением обнаруживают, что гарантия и уверенность в вечной жизни основаны на взаимоотношениях со Христом. Поэтому вопрос; «Знаете ли вы Его» — является чрезвычайно важным вопросом. И суть вопроса не в том, знаем ли мы о Нем, а в том, знаем ли мы Его.

В Послании к Римлянам 5 главе говорится о даре праведности. Если мы сегодня принимаем этот дар, но в дальнейшей жизни не остаемся со Христом, тогда что случается с этим даром? «Любой человек праведен только тогда, когда он имеет веру в Бога и поддерживает живую связь с Ним» («Свидетельства для служителей», с. 367). Если сегодня Бог бросает наши грехи в морскую пучину, но между нынешним днем и временем, когда Христос придет, мы отвергаемся от Него, извлечет ли Он обратно грехи из моря? Возьмет ли Он назад Свою праведность? А что вы скажете об утверждении Духа Пророчества в книге «Нагорная проповедь»: «Через заимствованную у Бога благодать мы можем стать совершенными в своей жизненной сфере настолько, насколько Бог совершен в Своей»? (с. 77), Значит, Его праведность заимствуется нами? Или она дар? Или она является результатом обмена? Что она из себя представляет? Постоянная она или нет?

Мне хотелось бы привести один пример. Предположим, у меня есть роскошный автомобиль. Но я одинок, а мне так хочется доставлять кому-нибудь удовольствие и катать кого-нибудь на своем автомобиле. Я должен был проявлять некоторую хитрость, чтобы узнать, интересуется девушка мной или автомобилем. Но, наконец, однажды я убедился, что одной девушке понравились и я, и мой автомобиль. Она приняла мое предложение и мы поженились. С того дня, когда мы вступили в брак, и я, и мой автомобиль стали принадлежать и ей. Автомобиль перешел к ней вместе со мной. До тех пор, пока она продолжает выбирать меня, ей принадлежит и автомобиль. Но если она когда-либо решит расстаться со мной и не иметь со мной взаимоотношений, она перестанет владеть и автомобилем.

Праведность неотделима от Иисуса Христа. Не существует праведности без Христа.

Свобода посредством рабства

«Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого агнца» (1 Петр. 1:18,19).

В далеком прошлом на берегу реки Миссисипи постоянно проводился аукцион, где продавались чернокожие рабы. Однажды недалеко от этого аукциона стоял Авраам Линкольн. Он видел слезы, душевные муки и боль разлучаемых членов семьи. Сжимая

кулаки, он говорил: «Если когда-нибудь у меня будет возможность, я положу этому конец». Он так и сделал и подписал своей рукой Декларацию об освобождении рабов.

Однажды, еще до принятия Декларации об освобождении, на аукционе стоял раб по имени Джой. Он многое повидал и, зная, что его ожидает, бормотал с каждым вздохом: «Я не буду работать! Я не буду работать!» Покупатели слышали это и прекращали повышать за него цену. Но один из них все же продолжал и заплатил хорошие деньги за раба, который не хотел работать.

Он посадил Джоя в свой экипаж, и они выехали из города на дорогу, ведущую к плантации. Там у небольшого озера стоял одноэтажный летний домик с верандою. На окнах висели занавески, кругом росли цветы, аккуратно были выложены дорожки. Хозяин сказал: «Это твой новый дом, Джой». Джой едва мог поверить своим глазом, но затем, нечто вспомнив, он сказал: «Я не буду работать». Хозяин ответил: «Ты и не должен работать». Джой упал к ногам хозяина и сказал: «Хозяин, я буду служить тебе всю жизнь».

Теперь моему воображению предстает другой аукцион. Я вижу людей, которые знают, что такое слезы, душевные муки, боль и разлука. Однажды Некто из далекой страны смотрит на это и говорит: «Если Я когда-либо будут иметь возможность, Я покончу с этим, навсегда покончу с этим». И Он так и сделал. Он подписал декларацию освобождения всего человечества Своею Собственной Кровью. Он купил нас, чтобы освободить. Но мы смотрим на Него и говорим: «Мы не будем работать, потому что не можем». Вы когда-нибудь пытались это делать? Мы не можем работать. А Он говорит: «Вы и не должны работать. Я купил вас, чтобы освободить». Когда вы поймете эти слова, то упадете на колени к Его ногам и скажете: «Господи, я буду служить Тебе всегда!» И вы обнаружите, что все, невозможное для вас прежде, стало возможным, потому что Иисус пришел в ваше сердце.

Мир приносит освобождение

«Мир оставляю вам, мир Мой даю вам: не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Ип. 14:27).

В книге «Путь ко Христу» содержится очень важное изречение: «Когда ваша совесть ожила под влиянием Духа Святого, тогда вы увидели зло греха, его силу, его вину, его горе, и вы теперь смотрите на него с отвращением. Вы чувствуете, что грех отделил вас от Бога и вы находитесь в плену у силы зла» (Заметьте, что здесь идет речь о человеке, который находится в плену у зла и сознает это). «Чем больше вы боретесь, чтобы удалить себя от греха, тем больше вы сознаете свою беспомощность». Говорится ли здесь о язычнике, о противнике Бога или о человеке, который пытается жить праведной жизнью? «Ваши побуждения осквернены, ваши сердца нечисты. Вы видите, что ваша жизнь исполнена эгоизмом и грехом. Вы тоскуете о прощении, очищении и свободе. Что вы можете сделать, чтобы достичь гармонии с Богом, подобия Ему?» Если я правильно понял, то этими словами описана мятущаяся жизнь человека, который падает, терпит поражение, разочаровывается. Что можете вы сделать, чтобы иметь мир с Богом? Далее вы найдете ответ на этот вопрос.

Но знаете, какого ответа я бы ожидал? Я бы хотел услышать, что вам нужно потрудиться еще немного, что вам нужно быть более решительными, искренними, посвященными, что вам нужно больше изучать Библию и молиться, а также трудиться для других. Но вместо ожидаемого мною ответа Библия говорит, что вы нуждаетесь во внутреннем мире. Кажется, будто это ошибка, ведь всякому известно, что невозможно иметь мир, когда жизнь такая беспокойная. Чтобы обрести мир, нужно вначале привести в порядок свою жизнь, не правда ли? Но Библия этого не говорит. Нет в ней слов о том, что внутренний мир приходит в результате победы, но что победа приходит в результате внутреннего мира. Это одно из величайших откровений в доктрине о спасении через веру.

Специалистам-психологам известно, что ребенок может с возрастом освободиться от своих ошибок и недостатков только в том случае, когда он знает, что его любят и ценят, несмотря на все его проказы. Человек не избавится от своих грехов и недостатков, если его отвергают. Сознание того, что вы приняты и любимы Богом, приводит к возрастанию, которое преобразует вашу жизнь. Этот внутренний мир приносит освобождение.

Спасение только верою

«От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1 Кор. 1:30).

Когда грешник сознает, что посредством искупления, совершенного Иисусом на кресте, он принимается Богом таким, каков он есть, это осознание начинает преобразовывать его жизнь. Поэтому освящение целиком основывается на оправдании. Если это не так, вы неизбежно придете к непониманию и путанице. Иногда мы увлекаемся и пытаемся решить, что является более важной частью спасения — оправдание, освящение или прославление.

Что, по-вашему, более важно: вступление в брак или семейная жизнь? Я бы мог перечислить преимущества вступления в брак. Я также понимаю, что существуют огромные преимущества и в семейных отношениях после заключения брака. Какое из этих двух положений наиболее важно? Или это просто неразумный вопрос?

Что более важно: освящение или оправдание? И то, и другое одинаково важно! Возможно, по разным причинам, но тем не менее важно и то, и другое. Освящение и оправдание совершаются в Иисусе, через веру в Иисуса, и только через веру в Иисуса. Мы не говорим о том, что дела не имеют значения, но мы говорим о способе, то есть о том, как осуществляется спасение. А спасение осуществляется только верою.

«Пусть никто не учит, что для победы достаточно лишь малого усилия со стороны человека или даже можно обойтись и без него. Бог ничего не делает для человека без его участия. Не говорите, что Бог поможет вам после того, как вы сделали со своей стороны все возможное. «Без Меня не можете делать ничего», — сказал Христос» («Избранные вести», книга 1, с. 381). «Все, что человек может сделать ради своего спасения, — это принять приглашение: «Желающий пусть берет воду жизни даром»» (там же , с. 343). Таким образом все, что человек может сделать, — принять воду жизни даром. Но как-то неосязаемо, нереально звучат эти слова. Что такое вода жизни? «Алчущие и жаждущие души будут насыщены и освежены в источнике жизни через общение со Христом, через молитву и через изучение великих и драгоценных истин Его Слова» («Нагорная проповедь», с. 113). Следовательно, иметь общение со Христом — это все, что мы можем сделать ради нашего спасения — оправдания, освящения и прославления. Общение с Ним. Это так просто.