Духовное предписание

Единственный способ получить яблоки

«По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые» (Мф. 7:16,17).

Однажды в одной местности устраивалась большая ярмарка. За лучшие яблоки были учреждены особые призы, и по всей округе были распространены объявления, извещающие об этом конкурсе.

Некоторые люди в округе вовсе не интересовались яблоками. Они сорвали объявления и забыли о них. Другие же начали думать, как они могут получить яблоки, достойные приза.

Мистер Томпкинс, например, был резчиком по дереву. Он выбрал кусок сосновой древесины и вырезал яблоко правильной формы и после шлифовки и окраски оно выглядело почти как настоящее.

Миссис Джонес поспешила в город за пряжей. Она связала свое яблоко! И когда она окончила свою работу, яблоко было точно как настоящее, или, если говорить более правильно, его хотели выдать за настоящее!

Некоторые сделали свои яблоки из пластика, другие связали крючком, третьи сшили из ткани. Были и те, кто использовал глину, керамику или стекло.

Только немногие привезли на ярмарку настоящие фрукты. Большинство представленных на конкурс яблок выглядели снаружи очень красивыми. Но когда члены жюри пробовали разрезать их, чтобы посмотреть, какие они внутри, подделка сразу обнаруживалась.

Если вы хотите получить яблоки, то самое лучшее, что вы можете сделать, — это найти яблоню или посадить ее. И если вы хотите производить истинный плод в христианской жизни, то самое лучшее для вас — это быть христианином. Яблоня приносит яблоки, потому что она — яблоня, но не для того, чтобы быть яблоней. И христианин поступает правильно, потому что он — христианин, но не потому, чтобы быть христианином. Здесь речь идет о внутренней сущности человека. «Попытка изменить свои внешние поступки всегда обречена на провал. Божий план в отношении вас состоит в том, чтобы начать от самого средоточия всех трудностей — сердца, и если оно изменено, тогда принципы праведности естественным образом будут исходить из него» («Советы по пище и питанию», с. 35).

Знать Его означает доверяться Ему

«Благ Господь — убежище в день скорби — и знает надеющихся на Него» (Наум. 1:7).

Многие люди переживают разочарование в христианской жизни по той причине, что они стараются поступать правильно, чтобы быть христианами. Это не приводит к желаемому результату. В 6 главе Евангелия от Иоанна описывается, как к Иисусу пришли люди с вопросом: «Что нам делать, чтобы творить дела Божий? Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Ин. 6:28,29).

Вопрос заключается в том, как мы верим. Если, по словам Христа, дело Божие состоит лишь в том, чтобы мы верили в Него, то как мы делаем это? Как мы обретаем веру? Как мы доверяем? Стараемся ли мы хоть и с большим трудом, но все же заставить себя доверять Богу?

В наших взаимоотношениях с другими людьми доверие к кому-либо определяется двумя причинами. Во-первых, человек должен быть достоин доверия, во-вторых, нам необходимо знать его лично. Обычно мы не доверяем человеку, пока не узнаем его достаточно хорошо, но зато в дальнейшем, если он, конечно, заслуживает, наше доверие к нему будет естественным, самопроизвольным. Бог во всем достоин доверия. И если вы знаете Бога, вы будете доверять Ему, и доверять Ему совершенно естественно. Если вы не знаете Бога, то не сможете доверять Ему.

Если вы встречаете человека, который открыто заявляет, что не доверяет Богу, можете быть уверены в том, что он не знает Его. Тысячи людей в нашем мире сегодня обвиняют Бога во всем происходящем. Многие называют стихийные бедствия «действиями Божьими»! Единственная причина вашего недоверия по отношению к Богу заключается в том, что вы не знаете Его.

Как можно научиться доверять Богу? Только посредством личного знакомства с Ним. Бог приглашает вас быть не просто хорошими людьми. Он приглашает вас познавать Его, ощущать Его присутствие и Его силу в вашей жизни. Это и есть настоящее христианство.

В нынешнее время большинство членов церкви полагаются на свои дела вместо того, чтобы искать личного, общения и дружбы с Богом. Судя по недавним опросам, только один из пяти посвящает ежедневно часть времени на то, чтобы лучше познать Бога. Это похоже на попытку производить яблоки без яблони. Без постоянного общения с Богом не может существовать ни истинного доверия, ни подлинного христианства

Быть христианином означает знать Иисуса

«Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин. 6:35).

В Ин. 6-й гл. записаны, пожалуй, самые поучительные слова Христа по вопросу тесных взаимоотношений с Ним посредством знакомства с Ним. Эту главу нельзя читать в спешке по причине ее глубочайшего содержания. В ней записаны следующие слова: «Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда… Верующий в Меня имеет жизнь вечную. Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет… Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни… Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем». «Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?… С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним».

Посвящение себя и познание Бога составляют основу христианской жизни. Но многие, называющие себя христианами, отвергают это и говорят: «Нет! Извините. Я хочу такой религии, такого христианства, в котором я мог бы сам устраивать свою жизнь». Требуется глубокое смирение, чтобы прийти к Иисусу и сказать: «Господи, Ты прав. Я не могу сделать этого. Но я хочу отдать тебе свою жизнь». Если вас обременяют трудности и проблемы и вы желаете получить прямой и ясный ответ, почему это происходит, я приглашаю вас сегодня лично познакомиться с Богом.

Как мы можем прийти ко взаимоотношениям с Богом и продолжать оставаться в них? Существует следующая рекомендация: «В начале каждого дня посвятите время тому, чтобы наедине с собой искать Иисуса в Его Слове и посредством молитвы. Таким путем вы станете сопричастниками Его благодати. Это все, что вы можете сделать, чтобы стать и оставаться христианином. В церкви много людей, которые не знают Бога и которые не заботятся о полноте познания Господа Иисуса Христа. Они просто хорошие люди, Бог же приглашает нас к большему. Он желает, чтобы мы познали Его присутствие и Его силу в нашей жизни. Это и есть настоящее христианство.

Что значит есть Плоть Христа и пить Его Кровь

«Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6:53).

На первый взгляд, требование есть Плоть Христа и пить Его Кровь может показаться странным. Оно казалось странным для тех, кто впервые слышал слова Иисуса, о чем записано в Ин. 6. Но Дух Пророчества ясно поясняет значение этого высказывания: «Христос провозгласил, что принятие Слова Божия, этого небесного хлеба, означает принятие Его Самого. Когда Слово Божие проникает в сердце, мы становимся причастниками плоти и крови Сына Божия. Когда оно просвещает разум, сердце становится еще более открытым для насаждаемого Слова, и мы возрастаем духовно. Человек призван вкушать это Слово, но если его сердце закрыто, если Слово не впитывается в него, если он не учится у Бога, то такой человек будет неизбежно искажать его и злоупотреблять им.

Подобно тому, как кровь вырабатывается в теле из элементов принятой и усвоившейся пищи, так и Христос формируется в душе человека посредством принятия Слова Божия, которое есть Его плоть и Его кровь. Питающийся Словом Божиим имеет в себе Христа, Надежду Славы. Записанное Слово приобщает исследующего его к плоти и крови Сына Божия. И через послушание этому Слову такой человек становится причастником Божеского естества. Нужду в естественной пище невозможно восполнить только разовым ее принятием. Так и для восполнения духовных нужд необходимо ежедневно питаться Словом Божиим.

Подобно тому, как жизнь физического тела заключена в крови, так и духовная жизнь поддерживается верой в кровь Христа. По причине потерь энергии в человеческом организме тело должно обновляться, получая элементы из крови, которая, в свою очередь, берет необходимые вещества из пищи. По той же причине необходимо постоянное питание Словом, знание которого есть жизнь вечная. Это Слово должно стать нашей пищей и питием. Только им душа может быть напитана, только в нем она может обрести жизненную силу. Мы должны усваивать его драгоценные наставления, чтобы обновляться в духе ума нашего и возрастать в меру возраста Христова, Главы нашего спасения» (Е. Уайт. «Ревью энд Геральд», 23 ноября 1897 г.).

Требуется время

В «А надеющиеся на Господа обновятся в силе; поднимут крылья, как орлы, потекут, и не устанут, пойдут, и не утомятся» (Ис. 40:31).

Согласно аналогии Иисуса, как физическая, так и духовная жизнь поддерживаются одинаковым образом. Из Его слов мы можем научиться, как иметь осмысленные взаимоотношения с Ним. Каким было бы наше тело, если бы мы принимали физическую пищу в таком же количестве, сколько времени мы проводим наедине с Богом?

«Было бы хорошо, если бы каждый из нас посвящал один час в день внимательному размышлению о жизни Христа» («Желание веков», с. 83). Это не значит, что вам необходимо засечь время и проводить ровно 60 минут в общении с Богом каждый день. В этих словах подразумевается нечто большее, чем беглый просмотр «Утреннего стража», что мы делаем в спешке, держась за ручку двери. Речь идет о посвящении общению с Богом значительной части времени, по крайней мере равной той, какую вы тратите на еду.

У многих сразу найдется отговорка: «У меня и так нет времени». Но позвольте мне напомнить вам, что для всех важных дел у вас всегда находится время. Многие не уделяют времени для ежедневного общения со Христом только по той причине, что не считают это необходимым и важным. Если бы это было не так, они всегда нашли бы время для этого.

Если я не осознаю, насколько важно посвящать время общению со Христом, это говорит лишь о том, что я считаю возможным получить спасение не через познание Его, а каким-то иным путем. И если человек не признает своей зависимости от Иисуса, тогда не исключена возможность, что он начнет полагаться на самого себя. Люди не уделяют времени для Христа и взаимоотношениям с Ним чаще всего потому, что они пытаются достичь спасения своими собственными усилиями.

Конечно, посвященная жизнь также может очень просто вылиться в еще одно формальное «дело». Если человек ест и дышит, это отнюдь не означает, что он является совершенно здоровым. Точно так же, если человек читает Библию и молится каждый день, это еще не значит, что он обязательно здоров в духовном смысле. Но неоспоримо одно: без изучения Библия и молитвы быть духовно здоровым невозможно.

Ин. 17:3: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа». Итак, в познании Бога заключена вечная жизнь. Такое познание является целью посвященной жизни.

Собирайте каждый, сколько кому съесть

«Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет» (Ин. 6:49,50).

Называя Себя Хлебом жизни, Иисус сравнил этот живой Хлеб с манной — небесным хлебом, ниспосланным народу Израильскому. Обратимся к истории о манне, записанной в 16 главе книги Исход, и сопоставим ее с принципом принятия хлеба жизни.

Манна выпала накануне ночью и израильтяне очень удивились, увидев ее. «Что это?» — спрашивали они. В действительности слово манна означает именно эти слова.

«И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу. Вот что повелел Господь: собирайте его каждый по стольку, сколько ему съесть» (Исх. 16:15,16). Что означают слова: «по стольку, сколько ему съесть»? Прежде всего здесь подразумевается количество членов семьи, но можно усмотреть и другой смысл.

Живя в Глендэйле недалеко от пастора Ричардса, я однажды посетил его. Он повел разговор о причинах отсутствия силы в христианском служении в настоящее время. «Вы знаете, — сказал он, — очень немногие из нас, служителей, проводят хотя бы четыре часа в день наедине с Богом. Это одна из наших проблем». Я в изумлении произнес: «Что? О, э… да, это действительно слишком плохо».

Если бы вы решили завтра утром провести четыре часа наедине с Богом, чем бы вы занимались в течение этого времени? Удалось бы вам это? Что вы бы делали в течение этих четырех часов? Вы слышали о людях, которые молятся в течение всей ночи? Вы думали о том, что они получают ответы на свои молитвы?

«Собирайте каждый по стольку, сколько ему съесть». Вы можете провести час наедине с Богом? А полчаса? Или ваше время будет определяться ростом и зрелостью вашей христианской жизни? Можно ли допустить, что младенец во Христе может не знать, что делать даже в течение пяти минут наедине с Богом? Возможно ли, чтобы зрелый христианин не мог найти достаточно времени для такого общения? «Сыны израилевы… собрали кто много, кто мало» (Исх. 16:17), но каждый собирал «по стольку, сколько ему съесть».

Вчерашняя манна не годится для пищи сегодня

«И собирали его рано поутру, каждый сколько ему съесть; когда же обогревало солнце, оно таяло» (Исх. 16:21).

Сыны Израилевы, выполняя указания Моисея, собирали этот небесный хлеб, манну, в соответствии с потребностью каждого. «И сказал им Моисей: никто не оставляйте сего до утра». Чему мы можем научиться из этого примера относительно того, как вести жизнь полного, разумного посвящения Богу?

Я полагаю, что одной из причин, по которой христианская жизнь кажется людям очень тяжелой, является то, что сегодня многие пытаются жить так же, как они жили вчера. Но христианская жизнь требует постоянного движения вперед и не может строиться на том, что было вчера. Она напоминает собой троллейбус, который движется, потому что его двигатель постоянно связан с источником электроэнергии. Мы не можем жить, пользуясь лишь запасами духовного опыта, который обрели в прошлом.

Некоторые израильтяне, не внявшие наставлениям Моисея и оставившие манну до следующего утра, обнаружили, что в ней «завелись черви, и она воссмердела», Может ли христианская жизнь чем-то быть подобной этому?

Пережитое вчера уже не является насущным сегодня. Именно в этом вопросе очень многие заблуждаются. Они слышали, что посвященная жизнь и личные взаимоотношения с Богом имеют большое значение. Они «пытаются» иметь общение с Богом один день, другой, затем делают перерыв на целую неделю и пытаются еще раз, и так повторяется снова и снова. В конце концов они говорят: «Ничего не получается». Конечно не получится! Такой религии достаточно лишь для того, чтобы почувствовать себя несчастными. Таким путем невозможно достичь осмысленных взаимоотношений с Богом. Наличие ежедневного общения с Богом чрезвычайно важно. Иисус сказал: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мной» (Лк. 9:23).

Итак, сыны Израилевы собирали манну «рано поутру, каждый сколько ему съесть; когда же обогревало солнце, оно таяло». Довольствовались ли вы в вашей жизни только вечерней молитвой, совершаемой перед тем, как вы ложились спать? Многие обнаружили, что в их духовной жизни произошла большая перемена, когда они перенесли время своей молитвы и изучение Слова Божия с вечера на первые утренние часы. Изменилось содержание их молитв, они обрели реальную связь и общение с небесами, в то время как вечером лишь формально просили прощения за грехи и ошибки прожитого дня. Итак, в начале каждого дня посвятите время, чтобы наедине искать Иисуса в Его Слове и через молитву.

Не составляйте планов для себя

«Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим» (Иер. 10:23).

Вы размышляли когда-нибудь над тем, насколько Иисус в своей земной жизни был зависим от Своих взаимоотношений с Небесным Отцом? «Живя здесь, на земле, Христос не составлял планов для Себя. Он руководствовался только Божьими планами, и день ото дня Отец открывал их Ему. Точно так же и мы должны доверять Его воле, чтобы наши жизни были лишь осуществлением Его воли. Когда мы позволим Ему вести нас Своим путем, Он будет направлять наши стопы» («Служение исцеления», с. 479).

Если Иисус принимал Божий планы за основу Своей ежедневной жизни, то, конечно же, это принятие совершалось в утренние часы каждого дня, еще до начала трудовой деятельности. Мы не можем представить себе Иисуса, приходящего к Отцу в конце дня и говорящего: «Каковы твои намерения для Меня на сегодняшний день?» Это было бы лишено здравого смысла.

Не хотите ли и вы иметь столь крепкую связь с Господом, чтобы Он мог озарять ваш разум, открывая вам лично планы на наступающий день? Это означает, что вы можете иметь свои планы, но всегда будете готовы их изменить. В книге «Путь ко Христу», с. 70 говорится: «Посвящайте себя Богу каждое утро. Сделайте это посвящение первой необходимостью каждого дня. Пусть вашей молитвой будут слова: «Возьми меня, о Господи, потому что я всецело Твой. Я слагаю все мои планы к Твоим ногам. Употреби меня сегодня для Твоего служения, пребудь со мной, и пусть все мои дела будут совершаемы Тобой». Таким образом посвящайте себя Богу каждое утро на грядущий день. Ваши планы представьте Ему, чтобы они или же осуществились, или нет, согласно Его Провидения. Таким образом день за днем вы будете отдавать свою жизнь в руки Божий, и она будет все более уподобляться жизни Христа».

Возрастая все более и более в подобие Иисуса, мы станем лучше понимать Его волю, так что принятые нами планы все чаще будут являться Его планами, а не нашими.

Ежедневное утреннее посвящение Богу совершается не ради времяпровождения и не для того, чтобы мы сослались когда-нибудь в разговоре с кем-то на час, проведенный в общении с Богом. Оно необходимо, чтобы познать Бога, чтобы научиться доверять Ему, познавать Его волю и каждый день принимать Его жертву, совершенную ради нас. Знаете ли вы Бога сегодня? Будете ли вы стремиться к тому, чтобы познавать Его также и завтра утром?

Наедине с Богом

«Гневаясь, не согрешайте; размыслите в сердцах ваших, на ложах ваших, и утишитесь» (Пс, 4:5).

Позвольте мне поделиться с вами методом осознанного, ежедневного общения со Христом, который я нашел намного лучшим по сравнению с другими. Я испробовал много методов и нашел много хороших, но один из них превосходит все остальные, на мой взгляд.

Возьмите книгу «Желание веков», повествующую о жизни Христа. Начните с короткой молитвы о руководстве и просвещении Святым Духом и затем выберите для чтения одну главу. На первой странице каждой главы написано примерно следующее: «Эта глава основана на Евангелии от Матфея» и так далее. Найдите указанное место Святого Писания и внимательно его прочтите, а затем читайте главу из книги.

Читая главу, пытайтесь рассмотреть ее не просто как историческое повествование, размышляйте не только о Никодиме, жившем 2000 лет назад, не только о прокаженном из далекого прошлого, не только об учениках, живших давным-давно. Мысленно сделайте себя действующим лицом этих событий, представьте, что вы находитесь рядом со Христом. Никодим — это вы. Прокаженный — это вы. Петр, которому Иисус задал вопрос: «Любишь ли ты Меня?» — это вы. Представьте, что вы с Иисусом. Читайте главу, чтобы иметь общение со Христом, а не только ради приобретения сведений (Поэтому вы можете вернуться и читать книгу снова после того, как вы прочитали ее, ведь вы читаете ради того, чтобы иметь общение).

Прочитав главу и обдумав прочитанное, молитесь о том, что прочитали. Можете молиться примерно так: «Господи, сегодня я читал о Никодиме. Я понимаю, что эта история имеет прямое отношение ко мне. Я склонен больше рассуждать о религии, чем стремиться обрести новое рождение. Но, Господи, я нуждаюсь в новом рождении. Для меня непонятен этот процесс, но, пожалуйста, соверши его во мне сегодня. Возьми мое сердце и мою жизнь». Вы можете говорить с Ним о том, что прочитали. И таким путем у вас всегда будет что-то новое, о чем вы молитесь, потому что вы прочитали новое.

Если в начале каждого нового дня вы посвятите время тому, чтобы быть наедине с Богом, иметь связь и общение с Ним, если вы сохраните это общение, невзирая на обстоятельства вашей жизни, то найдете покой и мир, который обещал дать Иисус, когда говорил: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас».

Подвиг веры

«Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10:17).

Если в совершении своего подвига веры вы задействуете всю свою силу воли, то сможете победить» («Свидетельства», т. 5, с. 513). Что такое подвиг веры? Апостол Павел говорит: «Подвизайся добрым подвигом веры. Держись вечной жизни» ( Тим. 6:12).

Если вы будете подвизаться подвигом веры, прилагая к этому всю свою силу воли, тогда сила воли не будет направлена на что-то другое. Если справедливо высказывание, что «все неудачи детей Божиих объясняются недостатком их веры» («Патриархи и пророки», с. 657), тогда на что же должны быть направлены наши усилия и обращено внимание? Может, это покажется странным, но они должны быть направлены не на саму веру, а на объект, на источник веры, которым является Иисус, Вот почему так важно ежедневно посвящать время познанию Иисуса.

Там, где общению с Богом не уделяется достаточного времени, не может быть ни веры, гаг доверия. Лучшее определение веры — это доверие Богу («Служители Евангелия», с. 259). Без взаимного общения невозможны доверительные отношения. Никого нельзя узнать, если не посвящать время для взаимного общения.

Взаимоотношения не могут существовать без наличия общения точно так же, как физическая жизнь невозможна без принятия пищи. Мой отец часто рассказывал мне о человеке, который приучал свою лошадь не есть, так как это было выгодно с экономической стороны. К сожалению, как только он приучил лошадь к голоданию, она сдохла.

Если я перестаю питаться, то смогу еще прожить некоторое время за счет запасов пищи, принятой ранее. Но тем не менее я все равно подойду к такому моменту, когда мое существование прекратится. Человеку, который только что стал христианином и находился в начале новой духовной жизни, может быть, и удастся некоторое время продержаться, не питая своей души, но рано или поздно его духовной жизни все равно наступит конец. Наша духовная жизнь будет сильной и здоровой только в том случае, если мы будем постоянно питаться Хлебом жизни и пить Воду жизни.

Источник силы Иисуса

«А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился» (Мк. 1:35).

Когда мы размышляем о том, насколько важно проводить время в личном общении с Богом, перед нами предстает облик Иисуса, когда Он жил на этой земле. Проводил ли Он время наедине со Своим Отцом? Слово Божие повествует нам, что Он часто встречал ранние утренние часы на склоне горы наедине с Богом.

«В Своей земной жизни Иисус черпал мудрость и силу у Отца посредством уединенной молитвы. Последуем же Его примеру и будем посвящать как утренние, так и вечерние часы для общения с нашим Небесным Отцом» («Воспитание», с. 259). «Ежедневно осаждаемый искушениями, постоянно испытывающий сопротивление иудейских вождей, Христос знал, что Ему необходимо подкрепить свое человеческое естество молитвой. Чтобы люди могли получать благословения от Него, Он должен был общаться с Богом… Таким образом Иисус показал Своим ученикам, где находится источник, из которого Он черпал свою силу. Не имея ежедневного общения с Богом, ни один человек не может быть сильным» («Советы родителям и учителям», с. 323). «После часов, проведенных наедине с Богом, Он шел каждое утро к людям, чтобы нести им небесный свет» («Наглядные уроки Христа», с. 139).

Если Сам Иисус нуждался в общении с Небесным Отцом, чтобы жить жизнью веры, насколько же больше нуждаемся в таком общении мы? Истинная вера обретается только через взаимоотношения с Богом, изучение Его Слова и молитву. «Вера от слышания, а слышание — от Слова Божия» (Рим. 10:17). Без непрерывных взаимоотношений с Богом мы не будем возрастать во благодати. Взаимоотношения с Богом совершенно необходимы.

Раньше я полагал, что быть христианином прежде всего означает прилагать тяжкие усилия, чтобы вести безупречную жизнь, а потом уже, если останется время, читать Библию и немного молиться. Но чтобы ваша христианская жизнь была живой, действенной, здоровой, вам нужно уделять время для общения со Христом. Это просто. И в этом нам необходимо приложить усилие. Это — не один из возможных путей в христианской жизни, а ее основа.

Когда мы впервые приходим ко Христу и принимаем праведность, предлагаемую Им вместо наших грехов, тогда полагается начало Новой духовной жизни. Ежедневно переживая опыт обращения, ежедневно взирая на Него, мы убеждаемся в том, что приняты Богом, и духовная жизнь продолжается.

Опора только в Боге

«Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою, и не обращается к гордым и к уклоняющимся ко лжи» (Пс. 39:5).

Однажды я проводил молитвенную неделю со студентами-медиками. Они задали мне следующий вопрос: «Скажите, пожалуйста, как жить христианской жизнью, используя только лишь земные методы, не прибегая к изучению Библии, молитве и возвещению другим о Христе?»

Изучение Библии сравнивается в Святом Писании с вкушением хлеба жизни и с употреблением воды. Молитва названа дыханием души, а христианское благовествование — упражнением. Поэтому заданный студентами вопрос можно перефразировать так: «Доктор, скажите, пожалуйста, как быть физически здоровым, не употребляя пищи, питья, физически не упражняясь, но прибегая к каким-то другим средствам?»

Из-за того, что условия, необходимые для поддержания духовной жизни, просты, мы можем легко упустить их из виду. Личное ежедневное общение с Богом заменить ничем нельзя. Семейное богослужение, общее богослужение в доме молитвы также имеют большое значение, но для питания наших душ необходимо также посвящать время личному общению наедине с Богом.

Один из моих друзей, являющийся служителем, как-то сказал мне, что, по его мнению, рядовой член церкви настолько занят заботами о своем теле и душе, что вряд ли у него найдется время для общения наедине с Богом, и что об этом за него должен позаботиться служитель, передавая ему то, чего достиг сам. Вы согласны с такой точкой зрения? Я — нет.

Смею утверждать, что одна из величайших проблем в христианской религии сегодня заключается в том, что в делах веры люди ставят себя в зависимость от других людей. Приятно, когда нас окружают приверженцы тех же убеждений, которых придерживаемся и мы, с такой же духовной амплитудой и частотой. Но мои взаимоотношения со Христом никогда не должны зависеть от того, кто есть рядом со мной, а кого нет. Я не могу зависеть от других в своем образе мышления, в изучении Библии или в молитве. Все это я должен делать сам.

Время, посвящаемое для личного общения с Богом, не является чем-то таким, что мы можем перевязать веревкой, упрятав при этом Бога в коробку, оставляя Его и обходясь без Него весь остаток дня. Главная цель такого общения — помочь мне ощутить реальность Божьего присутствия на протяжении всего дня. Осознавать это присутствие каждый момент, час за часом в течение всей нашей жизни — вот какова Его цель и цель наша.

Потерян и найден

«Но думали, что Он идет с другими; прошедши же дневный путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми» (Лк. 2:44).

Иисусу было 12 лет, когда родители впервые взяли Его с собой на ежегодный праздник Пасхи. Когда они возвращались из Иерусалима, Иисус отстал от них. Иосиф и Мария, не подозревая об этом, думали, что Он идет в толпе, и пройдя без Него расстояние дневного пути, при наступлении вечера обнаружили, что Его нет с ними. Они искали Его среди своих родственников и знакомых, но, не найдя, возвратились в Иеруслим. На третий день они нашли Его в храме, где Он сидел среди докторов и учителей закона, слушая их и задавая им вопросы. «И увидевши Его, удивились; и матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? вот, отец Твой и Я с великой скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем вам было искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк. 2:48,49).

В этой истории содержится великий по Своему значению урок для нас. Мы также можем потерять Иисуса и не знать об этом. В книге «Желание веков» на с. 83 сказано: «В наших взаимоотношениях друг с другом мы должны быть внимательными, чтобы не забыть Иисуса и не идти далее своим путем, не сознавая, что Его нет с нами. Когда наши земные интересы поглощают нас настолько, что не остается времени подумать об Иисусе, в Котором сосредоточена наша надежда на вечную жизнь, тогда мы отделяем себя от Него и небесных ангелов. Эти святые существа не могут оставаться там, где присутствие Спасителя не желанно. Вот почему люди, называющие себя последователями Христа, так часто переживают упадок в духовной жизни».

И в настоящее время также можно незаметно потерять Иисуса, полагая, что Он идет где-то в толпе. С наступлением темноты Иосиф и Мария обнаружили, что Иисуса нет с ними, и начали искать Его среди родственников, но безуспешно. Наконец, они возвратились обратно в Иерусалим и нашли Его там, где видели Его последний раз. Возвратитесь туда, где вы оставили Его.

Хорошо, когда у вас есть много друзей и родственников, которые знают Иисуса. Но не ставьте себя в зависимость от их взаимоотношений с Ним. Вам нужно искать Иисуса для себя лично. А этот союз возможно сохранить только посредством личного повседневного общения с Ним.

Потерян по небрежности

«То как мы избежим, вознерадевши о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него» (Евр. 2:3).

«Если бы Иосиф и Мария направляли свой разум к Богу посредством размышления и молитвы, они не потеряли бы из виду Иисуса. Они потеряли за один день, а чтобы найти Его, им потребовалось три дня мучительных поисков. Так бывает и с нами. За один день мы можем потерять присутствие Спасителя, а чтобы найти Его и восстановить потерянный мир, нам понадобится много дней печальных поисков» («Желание веков», с. 83).

Если мы потеряли из виду Иисуса, дьявол старается помешать нам найти Его снова, не правда ли? Когда мое внимание чем-то отвлекается от Иисуса, сатана приходит в полном вооружении, и в результате сражения с ним я падаю и впадаю в грех. Тогда он говорит: «Ну, теперь Бог, наверное, рассердился на тебя. Лучше выжди пару недель, пока Его гнев утихнет, а потом попытайся вновь вернуться к Нему». Через десять дней он поражает меня снова, и я падаю еще раз. Тогда он настаивает на том, чтобы я подождал еще две недели. Такое ожидание может продолжаться без конца. Иисуса можно потерять и на лагерном собрании, полагая, что Он идет с другими, а потом понадобится целый год, чтобы найти Его вновь. Почему? Потому что Он потерялся? Нет, но потому что мы пренебрегаем им.

«Многие посещают религиозные собрания, получают на них ободрение, утешение, слушая проповедуемое Божие Слово. Но из-за небрежного отношения к размышлению, бодрствованию и молитве они теряют благословения и оказываются более опустошенными, чем до этого собрания» (там же).

Вы когда-нибудь были свидетелями духовного пробуждения, после которого следовало отпадение более глубокое, чем оно было до того? Вы когда-нибудь наблюдали оживление в церкви и последующее ухудшение духовного состояния до еще более низкого уровня? В чем заключается причина этого? В пренебрежительном отношении к размышлению, бодрствованию и молитве.

Если бы Иосиф и Мария поступали так, как поступал Иисус, и были верны тому, что Бог им поручил, они не потеряли бы Иисуса из виду. Быть рядом с Иисусом — вот что было их задачей. И сегодня это является и моей задачей.

Принцип, лежащий в основе спасения через веру, — это принцип постоянного подпитывания энергией (как в случае с троллейбусом), но никак не принцип батареи, где энергия аккумулируется лишь’ на определенное время. Где есть связь с небом, там существует и сила Действенной христианской жизни без наличия постоянной живой связи с Богом существовать не может.

Спасенные для общения с Богом

«…вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2 Кор. 6:16).

Некоторые говорят, что наше спасение всецело зависит от воли Христа и что когда мы приходим к Иисусу первоначально, он спасает нас точно так же, как может спасти нас и когда-либо в будущем. Это правильно. Разбойник на кресте был спасен и тогда, если бы он, оставшись в живых, обратился к Богу спустя 40 лет. Но у него было преимущество умереть сразу после обращения, чего большинство из нас не имеют.

Но хотя спасение полностью основано на служении Христа, мы все являемся спасенными до тех пор, пока продолжаем поддерживать общение с Ним. «Грешный человек может обрести надежду лишь тогда, когда он имеет веру в Бога и поддерживает живую связь с Ним» («Свидетельство для служителей», с. 367).

Необходимость в спасении появилась с возникновением греха. А в чем заключался грех? Он заключался в нарушении взаимоотношений с Богом, в отделении от Него. Бог не мог более приходить к человеку во время прохлады дня, не мог общаться с ним лицом к лицу. Иисус пришел на землю жить и умереть ради нас для того, чтобы восстановить этот нарушенный союз. Через Иисуса общение с Богом стало для нас возможным. Цель спасения — вечная жизнь в небесных обителях, когда будет восстановлено наше общение с Богом, нарушенное после появления греха.

Мы не спасаемся тем, что уделяем время для общения с Богом. Мы спасаемы нашим первоначальным и продолжающимся принятием Христовой жертвы, принесенной ради нас, и тем, что приходим к Нему день ото дня. Какова цель спасения? Мы спасаемы, чтобы быть друзьями Божьими, кем и должен был быть человек со дняего сотворения. Мы спасаемы для общения, связи и взаимоотношений с Богом.

Дружба с Богом является гарантией вечной жизни. Благодаря дружбе со Христом, благодаря тому, что наш взор обращен на Него, Он способен изменить нашу жизнь так, чтобы мы пришли в гармонию с Ним. Через взаимоотношения со Христом приходят победа, сила для послушания, вера, плоды Духа Святого и способность служить другим.

Содружество несмотря на недостатки

«О том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами; а наше общение — с Отцем и Сыном Его Иисусом Христом» (1 Ин. 1:3).

Иоанна знали как одного из сыновей Громовых. В течение трех лет он ходил вместе с Иисусом. Он ел с Ним, путешествовал с Ним, касался Его, помогал Ему в Его нуждах. И в течение этих трех лет Иоанн спорил и обсуждал с другими учениками вопрос, кто из них больше. На протяжении трех лет он еще оставался сыном Громовым. Все, считающие, что обращение и жизнь в общении с Иисусом всегда изменяет человека раз и навсегда и что в противном случае человек не пережил действительного обращения, пусть обратят внимание на Иоанна, Иакова и других учеников Христа.

Они спорили, ссорились вплоть до последних дней, когда с ними находился Иисус. Даже в верхней горнице они еще обсуждали вопрос о том, кто из них больше. Целые часы, идя дорогой, они разговаривали на эту тему и, увлеченные ею, не замечали, как отставали от Иисуса, и Он достигал города, на четверть мили опередив их. И когда, наконец, они догоняли Его, Он спрашивал: «О чем это вы говорили?» И они изменяли тему разговора. Но, несмотря на это смущение, все равно впоследствии продолжали делать то же самое.

Иисус с нежностью и сочувствием относился к Своим ученикам, и Иоанн продолжал ходить с Иисусом даже тогда, когда Иисуса не стало. Позднее он написал следующее: «Наше общение — с Отцем и Сыном Его Иисусом Христом». Он использует здесь настоящее время.

Продолжая свой жизненный путь с Иисусом, продолжая постоянно общаться с Ним, Иоанн изменился. Он уже не спрашивал: «Кто больше?» — и не искал более высокого положения. Он просто говорил: «Возлюбленные, будем любить друг друга, потому что любовь от Бога».

Цель ежедневного посвящения себя Богу состоит в том, чтобы подружиться с Иисусом. Общение и жизнь в единении ‘с Ним необходимы для поддержания этих дружеских отношений. И, наконец, благодаря этой дружбе мы станем подобными Ему.

Взирая па Иисуса

«Ко Мне обратитесь и будете спасены, все концы земли; ибо Я Бог, и нет иного» (Ис. 45:22).

Отводить время для изучения истины и молитвы необходимо для того, чтобы научиться общению или дружбе с Иисусом. Искать Иисуса в начале каждого дня — вот каким должно быть наше стремление.

Если я ищу дружбы с Иисусом, чему я буду уделять большее количество времени: изучению четырех Евангелий, чтению летописи царей Израильских или изучению пророчеств? Если я ищу общения с Иисусом, что я люблю читать более всего: книгу, содержащую обличения и порицания, или книгу «Желание веков»? Определим здесь четкое различие. Многие отвергли Елену Уайт и ее труды по той причине, что читали главным образом ее так называемые наставительные произведения. Есть книги, посвященные в основном наставлениям, советам, порицаниям.

Есть и другие книги, которые мы можем назвать вдохновенными произведениями. Это не означает, что вы не найдете в них наставлений или что в наставительных книгах нет вдохновенных изречений. Но факт, что существует два типа произведений Духа Пророчества, остается фактом.

Человек, читающий только наставительные книги, часто уподобляется тем людям, которые ходят, чтобы возвестить особое свидетельство своему соседу. Порицание или обличение у них заготовлено на каждый случай. Пожалуйста, поймите правильно наши слова, но книга «Свидетельства для церкви» может быть опасным орудием в руках человека, который не знает, как читать книги «Желание веков» и «Путь ко Христу». Если человек не понимает, что значит сидеть с Марией у ног Иисуса, не знает по жизненному опыту Его любовь и доброту, то он может использовать Десять Заповедей как смертоносное оружие. Закон и Евангелие должны шагать вместе.

Изучению наставительных книг должно быть уделено свое место. Но чтобы ежедневно общаться с Иисусом, чтобы стать с Ним близкими друзьями, нам необходимо изучать Его жизнь. «Было бы хорошо, если бы каждый из нас посвящал один час в день размышлению о жизни Христа. Необходимо исследовать случай за случаем, представляя себе каждую деталь и особенно заключительные события. Сосредотачиваясь таким образом на Его великой жертве, совершенной ради нас, наша христианская уверенность окрепнет, оживится наша любовь и мы еще более будем насыщены Его Духом» («Желание веков», с. 83). Взирая на Иисуса, делая Его главным в своей жизни, мы изменяемся в Его образ.

Связь с небесами

«Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9:62).

«Люди, облекшиеся во всеоружие Божие и ежедневно посвящающие время для размышления, молитвы и изучения Святого Писания, возымеют связь с небесами и будут оказывать спасающее, преобразующее влияние на окружающих» («Свидетельства», т. 5, с. 112).

«Люди, облекшиеся во всеоружие Божие». Вы читали об этом всеоружии в Послании к Ефесянам? Каждый вид этого оружия соотносится с элементами личной посвященной жизни. Слово Божие, молитва, меч Духа — все это необходимо, чтобы подвизаться подвигом веры. Итак, ежедневно посвящая время молитве, размышлению и изучению Библии, мы обретем связь с небесами.

Я слышал, как некоторые говорят: «Я пытался, но не помогает. Я не каш ел связи с небесами. Ничего не произошло». Я спрашиваю: «А сколько времени вы пытались?» «Три дня»…

Одно я могу сказать с уверенностью: если мы приняли решение начиная с настоящего момента ежедневно посвящать время тому, чтобы быть наедине с Богом и тем самым общаться с Иисусом, а затем быть в единении с Ним весь день, и если мы продолжаем искать этого общения и никогда не останавливаемся в своем поиске, то мы обретем связь с небесами.

Человек, который останавливается в своем поиске Бога, не может жить в соединении с небесами. Основная цель нашей жизни — искать Иисуса. Мы ищем Его в Его Слове, через молитву, мы выбираем книги для чтения, имея в виду ту же цель: искать Иисуса.

Конечно же, при этом подразумевается чувство ответственности, к этому нужно приложить усилие. Иногда желание искать Иисуса возникает самопроизвольно, иногда это требует борения. Но когда мы вменяем это себе в обязанность, когда прилагаем усилия к этому — наша духовная жизнь оживляется и в нас развиваются плоды Духа. «Если человеческий взор направлен на Христа, то действие Духа не прекратится до тех пор, пока душа не сформируется в Его образ» («Желание веков», с. 302).

Получение информация или общение

«Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5).

Был человек, принадлежащий к фарисейской знати. Его звали Никодим. Тот самый Никодим, который однажды пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: «Равви, ты великий учитель. Ты творишь великие чудеса. Давай порассуждаем о чем-нибудь». Никодим пришел к Иисусу, желая подискутировать с Ним, и тем самым он сразу же показал себя человеком, который использует Библию и религию в основном как предлог для дискуссии.

Можно говорить о Боге и находиться далеко от Него. Есть люди, которые ищут такое средство забыть Бога, чтобы внешне было похоже, будто они стремятся к Нему («Великая борьба», с. 572). Вы можете быть хорошим членом церкви и однако убегать от Бога, занимаясь только рассуждениями о религии.

Итак, Никодим пришел к Иисусу и сказал: «Давай порассуждаем — давай поговорим». На это Иисус ответил: «Должно тебе родиться свыше».

Иисус позволил Никодиму вести разговор по тому руслу, какое тот сам избрал, но всякий раз, когда Никодим делал остановку в своей речи, Иисус опять возвращался к насущному вопросу: «Должно вам родиться свыше».

«Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия». Так как при обращении, или новом рождении, мы обретаем новую способность познавать Бога, какой мы не имели раньше, то поэтому взаимоотношения с Богом могут реально существовать только после нового рождения. До того момента, когда мы переживаем этот опыт. Библия нам кажется неинтересной, мы относимся к ней только как к источнику информации. Но когда Бог через Святого Духа совершит Свое дело обращения, тогда мы изучаем Библию с целью общения с Богом.

Понимание библейской истины зависит не столько от способности исследовать ее, сколько от ревностного желания делать это из побуждений праведности. Но кто жаждет праведности? Только обращенный человек. Никто не стремится к праведности, не пережив нового рождения. Апостол Павел говорит, что плотские помышления — это вражда против Нога. Итак, новое рождение предшествует сознательному личному общ, пню наедине с Богом.

Бы не можете обратишь самих себя

«Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» (Ин. 3:7),

Всякий человек знает, что если он хочет спать, ему необходимо сделать две вещи: во-первых, лечь на кровать (хотя я умудрился заснуть, работая на уборочной машине). Во-вторых, ему нужно выключить свет, а также не помешает выключить радио. Сделав это, вы быстрее уснете. Когда моя дочь была совсем маленькой, я завел плохую привычку ложиться вместе с ней и лежать до тех пор, пока она не засыпала. Дело дошло до того, что она не хотела идти спать, пока я не ложился вместе с ней. Иногда я отходил от ее кровати, и искоса посмотрев на нее, говорил: «Энн, закрой глаза». Она закрывала, но в следующий же момент, когда я проверял, они были снова широко открыты. Я знал одно: если бы я мог как-то заставить ее закрыть глаза, наверняка бы это помогло ребенку уснуть.

Чтобы иметь осознанные отношения со Христом, чтобы давать правильную оценку духовным ценностям, вам необходимо пережить новое рождение. Вы не можете сами обратить себя, но вы можете поместить себя в такую сферу, в такую среду, где общение может произойти. Вам не нужно сидеть и ожидать какого-нибудь особого случая. Если вы убегаете от Бога и в то же время где-то глубоко в душе чувствуете желание обрести правильные взаимоотношения с Ним, то вам необходимо поместить себя в духовную среду общения с Божией истиной.

Если вы чувствуете, что еще не обращены, то вместо пустой траты времени на удовольствия или бесполезное чтение идите лучше туда, где проповедуют Евангелие.

Если вы нашли, что Библия — скучная книга, и поставили ее на полку, чтобы на ней собиралась многолетняя пыль, то уделите хотя бы несколько минут в день для неторопливого прочтения какого-либо отрывка из жизни Иисуса, приглашая Бога просветить ваше сердце и войти в него.

Ответственность за осознанное общение с Богом лежит на Нем, а не на вас. Но мы можем прийти к Нему. Мы можем поместить себя в такую атмосферу, где Он с наибольшей отдачей сможет воздействовать на наши сердца. И, наконец, мы можем пригласить Его совершить в нашей жизни чудо нового рождения.

Не сдавайтесь

«Стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Флп.3:14).

Сэм учился в колледже. Чтобы накопить достаточное количество денег для учебы, он перед этим много трудился. Вначале Сэм был так возбужден и обрадован тем, что наконец-то его мечта осуществилась и его жизненный путь начался довольно успешно, что учился довольно легко. Но шло время, и ему стало казаться, что преподаватели слишком многого требуют. На его плечи взвалили к тому же и общественную нагрузку. Сэм стал недосыпать и однажды вечером случилось ужасное событие.

Сэм готовился к экзамену, который должен был сдавать на следующий день, когда вдруг почувствовал, что засыпает. Он зевал, потягивался и наконец встал из-за стола и сполоснул лицо холодной водой, чтобы освежиться. После этого он сел и начал читать главу заново. Но в следующий же момент Сэма посетили мысли о том, с какой радостью одна девушка из студенческого городка приняла его приглашение провести с ним выходные дни.

Сэм пришел в ужас. Что пользы от его занятий, если мысли блуждают, а он сидит в полусонном состоянии? Он собирался стать юристом. Но что он мог поделать? Огорченный Сэм бросил колледж и вернулся домой.

«А мы думали, что ты учишься», — говорили те, кто видел его работающим на прежнем месте.

«Да, я пробовал, — отвечал Сэм, — но моя учеба меня не интересовала. Я ходил сонный, а мои мысли блуждали где-то далеко, когда я пробовал заниматься. Так как у меня ничего из этого не вышло, я бросил все и вернулся домой».

Что происходит, когда вы читаете Библию, а ваши мысли начинают где-то блуждать и вам хочется спать? Поступаете ли вы так же, как поступил Сэм? Бросаете ли чтение? Кладете ли вы Библию опять на полку на следующие шесть месяцев? Или вы поступаете, как Сэм должен был бы поступить, и продолжаете чтение?

Пожалуй, очень немногие в действительности бросали учебу из-за того, что их мысли блуждали, когда они пробовали заниматься. Но однако многие перестают даже пытаться иметь взаимоотношения с Богом именно по этой причине. Это лишено здравого смысла, не правда ли? В вопросах нашего вечного спасения нам нужно стремиться приложить по крайней мере столько же усилийсколько мы прилагаем в вопросах, касающихся нашей краткой земной жизни.

Молитва смирения

«Смиритесь пред Господом, и вознесет вас» (Иак. 4:10).

Поддерживать знакомство с каким-то человеком можно лишь в том случае, если вы будете общаться и разговаривать между собой. Это же верно и в отношении молитвы. Если в основе христианской жизни лежит общение с Богом, то молитву никак нельзя исключить. Для слепого человека можно заменить чем-либо чтение Библии, но молитву заменить нельзя ничем.

Как может общение с Богом через молитву стать осмысленным? «Нет ничего более необходимого при общении с Богом, как глубокое смирение» («Свидетельства», т. 5, с. 50). Поразмыслим над историей о фарисее и мытаре, записанной в Лк. 18:11: «Фарисей став молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди…» И далее перечислил свои добродетели. В каком смысле он не был похож на других людей? По своим внешним поступкам или по внутреннему состоянию? Фарисей ссылался на свои внешние дела. Но «мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!» И мытарь оказался более оправданным, чем фарисей.

Приложив всю свою силу воли, фарисей мог внешнее исправить свою жизнь, но его сердце осталось неизмененным. Только признающие, подобно мытарю, свою неспособность сделать себя правыми перед Богом, и приходящие к Нему, и осознающие свою величайшую нужду в Его благодати, только те будут оправданы.

Такое признание не должно быть только словесным. «Уста могут выражать нищету души, а сердце — не признавать ее. Говоря Богу о нищете духа, сердце может возвышаться в самомнении о своем чрезвычайном смирении и исключительной праведности. Правильно оценить себя мы можем, только взирая на Христа. Игнорируя это, люди, возвеличивают себя в своих глазах» («Наглядные уроки Христа», с. 159).

Если мы желаем общаться с Богом, мы можем размышлять о Христе и просить, чтобы Его Дух привел нас к смирению, необходимому для общения с Ним.

Бог отвечает на молитвы грешников

«Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк. 18:13).

В Лк. 18:13 мытарь говорит: «Боже! будь милостив ко мне грешнику». Но в Ин. 9:31, где записана история человека, слепого от рождения, мы читаем: «Грешников Бог не слушает». В Пс. 65:18 говорится, что если бы мы видели беззаконие в наших сердцах, то Господь не услышал бы нас.

Предположим, вы относитесь к тем, кто видит беззаконие в своем сердце. Как вы собираетесь избавиться от этого беззакония? Сами вы сделать этого не можете. Единственный путь, посредством которого человек может избавиться от греха, заключается в том, чтобы придти к Богу через молитву. Если Он не желает слышать меня, пока я не избавлюсь от своего беззакония, и в то же время если я не могу избавиться от беззакония без Его помощи, тогда положение мое безвыходно. Вы когда-нибудь размышляли над этим?

Что произошло после того, как были сказаны слова: «Грешников Бог не слушает»? Совершилось исцеление — произошло чудо.

Если я вижу беззаконие в своем сердце, то Господь не услышит мои особые молитвы об исцелении, о совершении чуда или о даровании особых благословений. Но Он охотно услышит мои молитвы, если я молюсь об освобождении моего сердца от беззакония, не так ли? Однако некоторые люди чувствуют, что их молитвы бессильны, потому что они, сознавая свое несовершенство, тем не менее продолжают падать все ниже и ниже.

Прочитайте историю о прокаженном, который был очищен. В ней показано, что Бог всегда слышит грешников, когда они взывают к Нему об избавлении от греха и о прощении. Возможно, Бог не всегда будет делать то, о чем мы просим, но Он всегда желает «очистить нас от греха, сделать Своими детьми и наделить способностью жить святой жизнью» («Желание веков», с. 266).

Не позволяйте дьяволу удерживать вас от молитвенного общения с Богом. Он будет указывать на ваши слабости и недостатки, но любому грешнику предлагается помощь независимо от того, насколько далеко он блуждает от Бога. Всякий, взывающий к Богу о прощении и о наделении силой Божией для победы над грехом, живущим в его сердце, будет услышан.

Общение ради общения

«И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим; и он возвращался в стаи; а служитель его Иисус, сын Навин, юноша, не отлучался от скинии» (Исх. 33:11).

Подумайте в течение нескольких минут об одном из ваших друзей, с кем вам приятно общаться и кого вы готовы посещать постоянно. Как давно вы разговаривали с этим человеком на протяжении десяти минут, не прося его ни о чем? О чем вы говорили? Для большинства людей, пожалуй, не составляет труда разговаривать со своими лучшими друзьями долгое время, ничего у них не прося.

А как обстоит дело в отношении Бога? Сколько времени прошло с тех пор, как вы разговаривали с Ним в течение десяти минут и не просили Его дать вам что-нибудь или что-нибудь для вас сделать?

Если главная цель христианской жизни заключается во взаимоотношениях с Богом, тогда главная цель молитвы — общение с Ним. Однако как много христиан смотрят на молитву главным образом как на средство получения чего-либо от Бога. Они молятся ради ответов на молитву. Некоторые даже определяют, христиане они или нет, по признаку, получают они ответы на молитвы или нет.

Во взаимоотношениях с другими людьми мы понимаем, что главная цель нашего общения с ними состоит не в том, чтобы получить от них что-нибудь, а скорее в том? чтобы просто поговорить с ними, потому что нам это нравится.

Хотя наши близкие часто хотят сделать много хорошего для нас и хотя мы наверняка надеемся быть прощенными нашими друзьями, если кого-то из них обидели, все лее мы ожидаем этого от них как чего-то естественного и никогда не имеем в виду, никогда не основываемся на том, что мы долго знаем друг друга. Но как часто, пытаясь общаться с Богом, мы ограничиваем наши взаимоотношения с Ним просьбами о Его помощи и упускаем из виду благословения, получаемые просто от беседы с Ним, когда мы говорим только потому, что нам нравится беседовать с Тем, Кто любит нас, понимает и Кто готов разделить наши трудности.

Если ваши взаимоотношения с Богом основаны главным образом на принципе: «дай мне или прости меня», то попробуйте сегодня посвятить десять минут времени просто общению с Ним, ничего у Него не прося при этом. Вы сможете найти новую благословенную радость в молитве, которой ранее вы не получали.

Надейся на Господа

«Надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твое, надейся на Господа» (Пс. 26:14).

Один из величайших секретов, который помогает начать более осмысленную молитвенную жизнь в Господе, заключается в том, чтобы просто остановиться в жизненной суете. Бог общается с нами, во-первых, через Свое Слово, во-вторых, через молитву. Бог может управлять нашими мыслями, убеждать наш ум в том случае, если мы готовы ожидать и предоставить Ему возможность делать это. Смысл молитвы состоит не в том, чтобы словно на парусах примчаться в Божие присутствие, высказать все, что у нас на уме, а затем поспешить прочь. «Многие не получают благословений от реального общения с Богом даже в часы, специально отведенные для молитвы. Они слишком торопливы. Поспешными шагами они устремляются в атмосферу присутствия Христа, возможно, задерживаются там на момент, но не ожидают Его совета. У них нет времени общаться с Божественным Учителем. С тем же бременем трудностей, которое тяготело над ними раньше, они возвращаются к своему труду… Наша насущная потребность в том, чтобы иметь постоянный личный контакт со Христом, а не изредка и недолго бывать в Его присутствии» («Воспитание», с. 260,261).

Когда вы закончили говорить с Богом о прочитанном вами в час посвящения, когда вы представили Ему ваши просьбы и моления и сказали все, что вы хотели сказать, оставайтесь в том же положении. Не вскакивайте и не порывайтесь приступить к работе или учебе. Оставайтесь в Его присутствии. Держите свой разум в готовности принять вести, которые Дух Святой может вам передать. Слушайте. Предоставьте Богу возможность просветить ваш разум и озарить теми мыслями, которые понадобятся вам на грядущий день. Дайте Ему шанс напомнить вам о том, что в другой обстановке вы никогда не вспомните. Позвольте Ему непосредственно общаться с вами. Уделите Ему несколько спокойных минут, чтобы Он привлек ваше внимание к тем вопросам, которые, согласно Его воли, вам необходимо рассмотреть.

Иногда бывает трудно описать это состояние, но оно является реальностью, и если бы мы оставались на наших коленях еще и после наших коротких обращений к Богу, мы бы обнаружили, что Бог может общаться с нами, используя два пути намного продуктивнее, чем мы зачастую позволяем Ему делать это. « Посредством искренней молитвы мы приходим в общение с разумом Безграничного» («Путь ко Христу», с. 97).

Вера в то, что Бог есть

«А праведник возвеселится о Господе и будет уповать на Него; и похвалятся все правые сердцем» (Пс. 63:11).

Боялись ли вы когда-нибудь признаться Богу в том, что вы обижены на Него или что вы не понимаете, почему Он допускает те или иные события в вашей жизни, или что вы вовсе не уверены в том, что Он исполнит ваши просьбы, с которыми вы к Нему обращаетесь?

Существует большая разница между верой в то, что Бог будет отвечать на ваши молитвы так, как вы того хотите, и действительной верой в Бога. «Ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр. 11:6). Если мы верим, что Бог есть и ищущим Его воздает, значит, мы имеем веру, но нам не следует считать, что Он обязательно дает нам то, что мы ищем, и точно таким путем, каким мы просим у Него. Вера — это нечто намного большее, чем позитивное мышление. «Если мы не получаем просимого именно в то время, когда просим, все же следует верить, что Бог слышит нас и ответит на наши молитвы. Мы настолько заблуждаемся и так недальновидны, что иногда просим у Него того, что не послужит к нашему благу, и наш Небесный Отец в Своей великой любви отвечает на наши молитвы, посылая именно то, что более всего нам необходимо, что мы желали бы сами, если бы, обладая Божественной проницательностью, видели все таким, каково оно есть в действительности» («Путь ко Христу», с. 96).

Обратите внимание на молитву Моисея, которая записана в книге Исх 5:23. Моисею предстояло выполнить Божие повеление и освободить из Египта Израильский народ. С фараоном он поступил так, как Бог указывал ему, но тот вместо того, чтобы отпустить Израиль из Египта, как ожидал Моисей, наложил на израильтян дополнительное иго. Казалось, что на молитвы Моисея об освобождении израильского народа не было отвечено. Моисей пришел к Богу и сказал: «С того времени, как я пришел к фараону и стал говорить именем Твоим, он начал хуже поступать с народом сим; избавить же, — Ты не избавил народа Твоего»! Моисей не понимал Божьих действий и был огорчен происходящим, но он все же верил в Бога и продолжал общаться с Ним, делясь своими чувствами. Моисей доказал свою веру не произнесением благочестивых слов, а продолжающимся общением с Богом, независимо от получения ответов на молитвы.

Постоянство в молитве

«И вот, женщина Хананеянка, вышедши из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, Сын Давидов! дочь моя жестоко беснуется» (Мф. 15:22).

Казалось, что Иисус совсем не замечал женщину, которая следовала за Ним. Он не отвечал на ее крики, и даже ученики, не выдержав, попросили Иисуса избавиться от нее, потому что она очень надоела им. Когда Иисус все же заговорил с ней, Он объяснил, что послан помогать не ей. Но женщина продолжала настаивать на своей просьбе, и Иисус после этого сравнил ее с собакой. Но она не отступила и в итоге получила просимое.

Перед нами бедная, одинокая вдова в ветхой одежде. Она неоднократно приходила к сздье просить у него защиты, и он, если бы захотел, мог бы сразу помочь бедной женщине. Но он отказывал ей. Она приходила к нему вновь и вновь, настаивая на своей просьбе, и наконец он оказывает ей помощь, в которой она нуждается.

Почему эти две истории помещены в Священном Писании? В книге «Путь ко Христу» говорится, что «постоянство в молитве является условием получения ответа» («Путь ко Христу», с. 97). Но почему? Разве Бог не желает прийти на помощь? Разве Его необходимо уговаривать?

В обеих этих случаях Бог открывается не через сравнение, а через контраст. К женщине хананеянке Иисус вначале проявил такое же отношение, какое проявлял к ней каждый иудей. Иисус хотел пробудить в сердцах учеников сочувствие, но они были склонны скорее разделить точку зрения иудеев в их отношении к язычникам. Но женщина, видя сострадание Иисуса, которое Он не мог скрыть, продолжала настоятельно просить, пока не была вознаграждена.

Неправедный судья также представляет собой обратный пример того, как Бог поступает с нами. Бог преисполнен намного большим желанием давать нам благие дары, чем мы желаем дать их нашим детям. Он указывает на неправедного судью и говорит, что если даже нечестивый человек ответил на настойчивую просьбу, то тем более Бог, желающий помочь нам от начала, наверняка ответит на все наши нужды.

Но как обрести это постоянство и настойчивость в молитве? «Христос Сам вложил в сердце этой скорбящей матери ту настойчивость, которая не была отвергнута. Именно Христос дал вдове-просительнице мужество и решимость перед судьей… И Он не оставил без награды ту уверенность, которую насадил Сам» («Наглядные уроки Христа», с. 175).

Молитесь, когда вы не хотите молиться

«Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он избавил их от бедствий их» (Пс. 106:6),

Взаимоотношения с Иисусом являются основой христианской жизни, а молитва, непосредственное общение с Богом является средством для поддержания таких взаимоотношений. Вот почему сатана будет предпринимать все возможное, чтобы помешать нам искать Бога через молитву.

Один из методов, которым он успешно пользуется, заключается в том, чтобы постоянно склонять нас ко греху. Он приводит нас к падению, а потом внушает нам мысли, что наше положение безнадежно, что нет более смысла искать Бога. Склоняя нас ко греху, сатана более всего заинтересован в том, чтобы нарушились наши взаимоотношения с Богом.

Когда мы осознаем свое бессилие сделать что-либо со своей стороны, дабы заработать или заслужить Божие благоволение и Его спасение, тогда мы будем продолжать искать правильных взаимоотношений с Иисусом, невзирая на наши слабости, падения, согрешения. «Когда мы чувствуем, что согрешили и нет желания молиться, это как раз то время, когда нужно молиться. Пристыженные, с глубоко сокрушенными сердцами, мы должны молиться и верить» («Нагорная проповедь», с. 115).

В молитве есть сила. Только через молитву и общение с Богом мы можем постоянно побеждать обольщения сатаны. Чем большее значение мы придаем молитве, тем больше мы будем молиться. Господь обещает, что «не пропадает ни одна искренняя молитва. Среди гимнов небесного хора Бог слышит вопли самого слабого человеческого существа. Мы изливаем наши сердечные желания в потаенной комнате, мы возносим наши беззвучные молитвы, идя дорогою, и наши слова достигают престола Правителя Вселенной. Эти слова могут быть не слышны для любого человеческого уха, но они не могут раствориться в тишине, не могут затеряться в сутолоке дел. Ничто не может заглушить сердечного желания. Оно поднимается к небесным чертогам над грохотом улиц, над шумом многолюдной толпы. Мы обращаемся к Богу, и Он слышит наши молитвы» («Нагорная проповедь», с. 174).

Мы молимся, потому что мы любим

«И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему: «друг! дай мне взаймы три хлеба, ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему»» (Лк. 11:5,6).

Те, кто стремится к укреплению своих взаимоотношений с Богом, могут столкнуться с множеством вопросов относительно молитвы за других людей. Какое место в нашей христианской жизни занимает молитва за других? Какую ценность она собой представляет? Каковы ее результаты? Некоторый свет на эти вопросы проливает притча о человеке, настойчиво просящем хлеба у своего друга.

Во-первых, отметим, что у нас нет ничего, что мы могли бы от себя предложить нуждающимся. Вот почему для восполнения всех нужд нам необходимо идти к другому источнику. Если мы призваны служить другим, то должны сами идти к нашему Другу, Который является Хлебом жизни, чтобы взять у Него все необходимое и поделиться им с другими. Если мы действительно заинтересованы в благе окружающих нас людей, то не будем считать затруднительным служить их нуждам. Несмотря на ночное время, проситель в притче пошел искать то, в чем нуждался его друг. Он был настойчив, и потому добился своей цели.

Иногда люди задают вопрос: «Сколько времени нам нужно продолжать молиться за наших близких? Когда можно прекратить делать это?» Смею заметить, что такого вопроса любовь никогда не задает. Когда мы молимся за любимых, мы будем за них молиться постоянно, потому что не молиться не можем. Когда Джон Нок молился: «Дай мне Шотландию, или я умру», он молился потому, что любил Шотландию, а истинная любовь должна молиться. Моисей продолжал умолять Бога за Израиль, и молился даже тогда, когда Бог предложил уничтожить этот непокорный народ и произвести от Моисея новый Израиль. Моисей молился, ибо его любовь к Израилю была так велика, что он не мог поступить иначе. А любовь Моисея была лишь только прототипом той любви, которой Иисус, наш Посредник, возлюбил каждого из нас.

Пожалуй, самым великим обетованием этой притчи является заверение в Божием ответе на наши просьбы. Человеку, который молится, дается столько, сколько ему нужно. «Никогда и никому не будет сказано: Я не могу помочь тебе. Все, просящие среди ночи хлеба, все жаждущие, будут услышаны» («Наглядные уроки Христа», с. 148). Молитва за других приносит результаты. Когда мы объединяемся со Христом в деле спасения тех, за кого Он отдал Свою жизнь, наши личные взаимоотношения с Богом укрепляются.

Давать означает жить

«Ибо, кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8:35).

Когда человек вступает во взаимоотношения с Богом, в его сердце появляется естественное желание поделиться Божией любовью с другими. «Желание открыть другим, какого драгоценного Друга он нашел в Иисусе, возникает в сердце человека не раньше, чем он приходит ко Христу» («Путь ко Христу», с. 78).

Христианское благовествование является третьей существенной частью в наших взаимоотношениях со Христом. Мы говорим с Ним, слушаем Его и трудимся вместе с Ним, совершая христианское служение. Люди могут ближе познакомиться друг с другом, когда они вместе работают, делают сообща что-нибудь, путешествуют вместе. Это правило также верно в наших взаимоотношениях со Христом. Трудясь вместе с Ним, мы входим в более тесные отношения с нашим Спасителем. «Наши усилия, направленные на то, чтобы служить для других, будут оборачиваться благословением для нас самих. Привлекая нас к участию в совершении плана спасения, Бог предусматривал именно эту цель» (там же, с. 79).

Если мы будем только есть и пить, не упражняясь физически, то вскоре потеряем способность двигаться. Точно так же и христианин, не использующий Богом данные силы, не только окажется неспособным возрастать во Христе, но потеряет ту силу, которую уже имеет.

Бывает, что человек, вступив во взаимоотношения с Богом и получив радость от общения с Ним, все же впоследствии теряет приобретенное от этого. И в девяти случаях из десяти это происходит по причине его нежелания делиться своим опытом с другими людьми.

Бог постоянно служит другим. Благодаря Ему, Даятелю всех благ, существует Вселенная. Он любит и неустанно заботится о каждом из нас. Невозможно взирать на Него и уподобляться Ему, не будучи вовлеченными в служение другим, не делясь с людьми теми благословениями, которые получаем от Него. Если мы отказываемся соединиться со Христом в служении, то тем самым отказываемся от дальнейших взаимоотношений с Ним, а общение, которое мы уже приобрели, будет утеряно или просто выльется в формальность. Если мы будем говорить об Иисусе и делиться Его любовью с другими, то наша личная любовь к Нему углубится, наш опыт взаимоотношений с Ним возрастет и обогатится.